Обязан ли работодатель обеспечить парковкой

Обновлено: 04.05.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

от 23 ноября 2020 года

[О профилактике коронавируса на рабочих местах]

В пределах своих полномочий Роспотребнадзор выпустил Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (Приложение N 1 к Письму Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 "О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19") и Предложения по перечню СИЗ и нормативам их использования в течение смены для категорий работников малого профессионального риска (Приложение N 1 к Рекомендациям, направленным Письмом Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32 "О направлении рекомендаций по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19").

За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения работодатель и (или) работник могут быть привлечены к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.

За разъяснениями о порядке применения этих и других правил в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия следует обращаться в Роспотребнадзор.

Для сведения: ответственность за нарушение режима повышенной готовности установлена ст.20.6.1 КоАП РФ, административные протоколы для привлечения к которой вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, до 31 декабря 2020 года данные протоколы вправе будут составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ (ч.6.4 ст.28.3 КоАП РФ).

С 12 мая 2020 г. единый период нерабочих дней, связанных с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, завершился. Согласно Указу Президента РФ от 11.05.2020 N 316 регионы исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции на территории субъекта РФ обязаны определить территории, где могут продлить действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Большинство регионов продлили режим самоизоляции и определили дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при работе в этот период.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны, в частности:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять гигиеническое обучение работников.

Руководителями организаций и предприятий должны приниматься меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятиях торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями должно обеспечиваться выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ (п.п.9.8, 9.9 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 N 63).

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.22 Трудового кодекса РФ).

В рекомендациях приводится перечень профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников организаций. В частности, работодателю рекомендуется обеспечить работников на рабочих местах запасом одноразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа), дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук, дезинфицирующих средств, перчаток, а также обеспечить контроль за использованием указанных средств (п.4.10 Приложения к Письму Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).

Следует отметить, что Роструд указал, что защитные маски не относятся к категории средств индивидуальной защиты. В законодательстве нет установленной нормы выдачи. Выдача защитных масок работникам в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ является инициативой работодателя и не является обязательной процедурой (Приложение к Письму Роструда от 09.04.2020 N 0147-03-5).

При этом отдельные работодатели обязаны обеспечить:

- респираторами медицинский персонал, оказывающий помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, и водителей специализированного медицинского автотранспорта (Приложение к Письму Роспотребнадзора от 25.01.2020 N 02/847-2020-27, также см. Приложение к Письму Роспотребнадзора от 09.04.2020 N 02/6509-2020-32);

- масками и респираторами персонал транспортно-пересадочных узлов и любых общественных транспортных средств (пп.1.3 п.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9);

Обязанность работников носить маски и перчатки на работе в период распространения коронавируса работодатель вправе установить приказом или внутренними локальными актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка) (ст.ст.8, 22 ТК РФ). Указанная обязанность направлена на снижение рисков распространения инфекции на рабочих местах, соответственно, не будет ухудшать положение работников (ст.8 ТК РФ).

При оформлении обязанности работников носить маски и перчатки работодателю следует указать основание выдачи масок и перчаток, необходимое количество масок (перчаток), ответственных лиц за выдачу масок и перчаток, утвердить форму выдачи и регистрации выдачи масок и перчаток. С данным документом необходимо ознакомить работников под подпись (ч.2 ст.22, ч.3 ст.68 ТК РФ). Кроме того, работодатель дополнительно может подготовить памятки и инструкции по профилактическим действиям работников во время эпидемии.

Следует иметь в виду, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет административную ответственность по ч.2 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо ч.3 ст.6.3 КоАП РФ, в случае если указанные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека.

Ношение медицинской маски и перчаток является одной из профилактических мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции. При несоблюдении указанной профилактической меры работодатель и (или) работник могут быть привлечены к административной ответственности по вышеуказанной статье.

Вопрос об установлении обязанности работников носить маски и перчатки на работе по инициативе работодателя в целях профилактики даже после отмены региональных требований законодательством в настоящее время не урегулирован. Законодательство о труде прямо не предусматривает возможность установления работодателем определенных правил профилактики вирусных заболеваний, а именно обязанности работников по ношению масок и перчаток, но и не запрещает. И если указанная обязанность будет закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка, то работник обязан ее соблюдать (ч.2 ст.21 ТК РФ). В свою очередь работодатель вправе требовать от работников соблюдения дисциплины труда (ст.22 ТК РФ). Рекомендуем работодателю при установлении такой обязанности учесть обоснованность своих требований и применить общий критерий разумности.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (ст.192 ТК РФ). Наказывая работника за неношение маски и перчаток на рабочем месте, работодатель обязан соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный ст.193 ТК РФ.

О перемещении работников на новое рабочее место и расчете отпускных госслужащим

Могут ли платить меньше за прежнюю работу, если поменялось только рабочее место? И что делать, если работодатель вынуждает подписать соглашение о расторжении трудового договора, которое лишит права на причитающиеся работнику выплаты?

В порядке ст. 72.1 ТК РФ работодатель вправе перемещать работника без его согласия на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручать ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения условий трудового договора. Значит, работодатель вправе менять рабочее место работника, если в договоре не определены: а) участок, за которым работник закреплен; б) перечень обслуживаемого оборудования.

При этом из п. 1.4.3 ПТЭЭП следует, что работник должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки. В этой связи нарушением видится отсутствие перечня закрепленного за работником оборудования, за которое он несет ответственность.

Из письма читателя следует, что при перемещении работников никакие документы не оформляются. Это нарушение. Свое решение о перемещении работодатель должен оформлять в виде приказа или распоряжения. Если распоряжение носит характер устного указания, работник вправе его игнорировать.

В силу ч. 1 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. Данному положению соответствует п. 2.2.2 Постановления Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г. № 1/29. Согласно этому пункту работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными или опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Поскольку при перемещении работника меняется его рабочее место, работодатель обязан организовать стажировку, учитывая вредные и опасные условия труда электромонтеров. Работник вправе отказаться от выполнения работы на новом участке до проведения работодателем стажировки.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее по тексту – Закон № 79-ФЗ)). Денежное содержание госслужащего включает в себя оклад и дополнительные выплаты. К таким выплатам относятся:

  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Из описания денежного содержания госслужащего следует, что в вопросе читателя речь идет о двух выплатах: ежемесячном денежном поощрении и премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

Что касается премий за выполнение особо важных и сложных заданий, то Закон № 79-ФЗ не содержит норм, позволяющих сделать вывод о включении этих выплат в расчет среднего заработка. Пункт 4 ч. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ указывает, что порядок выплаты таких премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается). Во исполнение данного требования руководителем каждого государственного органа принято положение, регулирующее основания выплаты этой премии и ее состав. Поэтому ответ на вопрос о включении премии в расчет среднего заработка и отпускных госслужащего нужно искать в соответствующем положении госоргана.

УО могут заключить с собственниками договор управления не только многоквартирным домом, но и нежилым зданием или объектом, например, парковкой. Вместе с судами разбираемся, за что несёт ответственность в таком случае управляющая организация и виновна ли она в повреждении автомобиля на охраняемой парковке МКД.

УО заключает с собственниками машино-мест договор управления их общим имуществом

Автовладелица заключила договор аренды с собственником места на парковке многоквартирного дома. УО по договору управления парковкой организовала там охрану, пропускной режим и видеонаблюдение. Но несмотря на эти меры, автомобиль арендатора сгорел на паркинге. Эксперты сделали заключение, что причиной этого стал намеренный поджог.

Хозяйка машины посчитала, что виновата в случившемся управляющая паркингом организация: на неё были возложены обязанности по охране стоянки и имущества собственников на ней. Она подала иск в суд, требуя взыскать с УО сумму ущерба почти в 1 млн рублей.

УО в отзыве на иск указала, что в случившемся её вины нет: между ней и автовладелицей не был заключён договор хранения машины. Компания по договору управляла общим имуществом собственников машино-мест в паркинге. По данным охранного агентства, с которым у компании заключён договор, нарушений пропускного режима на паркинг не было.

Как правильно составить договор управления: разбираем ошибки

Ответственность за автомобиль на парковке прописывается в договоре хранения

Для решения спора суды всех инстанций исследовали вопрос о том, какие обязанности возлагает договор управления парковкой на управляющую организацию.

Первый суд указал на то, что договор, который заключён между УО и собственником машино-места, включены услуги охраны и видеонаблюдения. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление домом должно обеспечивать в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Поскольку автомобиль сгорел на парковке, суд сделал заключение, что охрана паркинга была организована ответчиком ненадлежащем образом, что нарушает положения ст. ст. 309, 310 ГК РФ и ст. 161 ЖК РФ.

Управляющая организация в суде апеллировала к тому, что между ней и владелицей транспорта не был заключён договор хранения. Но суд посчитал, что УО должна была оформить такой договор сама. Отсутствие у истца квитанции о принятии автомобиля на хранение само по себе не является основанием для лишения потребителя прав, предусмотренных законом. Суд сделал заключение, что УО несла ответственность за автомобиль истца и обязана возместить ей ущерб, причинённый пожаром.

Договор хранения автомобиля заключается в письменном виде с указанием существенных условий хранения

Управляющая организация обратилась в апелляционный суд, настаивая на том, что договор хранения между сторонами не заключён. Услуги по управлению парковкой МКД оказываются не в отношении конкретного машино-места, а по содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг.

Апелляционный суд отметил, что договор управления парковкой МКД касается заключения УО соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями и иными подрядными компаниями на обслуживание парковки, в том числе охрану.

При этом по договору хранения одна сторона обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить её в сохранности (ст. ст. 886, 887 ГК РФ). Договор хранения должен быть заключён в письменной форме в случае сделки с участием юридического лица.

Согласно п. 10 ПП РФ № 795, исполнитель услуг и потребитель заключают договор в письменной форме и указывают в нём сведения о цене услуги по хранению автомобиля, о форме и порядке оплаты услуг, марке, модели и государственном регистрационном знаке машины, порядке её приёма и выдачи.

Истец не предоставила суду доказательств, что передала УО на хранение свой автомобиль. Договор управления парковкой таким доказательством не является.

Разбор ошибок при составлении договора управления МКД

УО виновна в повреждении автомобиля на паркинге МКД, если это случилось из-за ненадлежащего содержания общего имущества

Апелляционный суд также указал, что обязанности ответчика перечислены в п. 3 договора управления паркингом: в них отсутствует обеспечение сохранности хранящихся на машино-местах автомобилей. УО не осуществляет какой-либо деятельности по отношению к личному имуществу граждан, в том числе по охране их транспортных средств.

Экспертиза установила, что причиной пожара стал поджёг, иных причин его возникновения, в том числе связанных с ненадлежащим выполнением УО обязанностей по договору управления парковкой, не установлено. Правила противопожарной безопасности ответчик не нарушал.

Доступ в паркинг обеспечивается с помощью магнитного ключа, двери и ворота в паркинг, камеры видеонаблюдения работали в штатном режиме. Сам по себе поджог автомобиля в паркинге ещё не свидетельствует о неисполнении ответчиком своих обязательств по договору. Апелляционный суд отменил решение первой инстанции и отказал владелице автомобиля в её требованиях к УО.

УО по договору управления отвечает за общее имущество и не принимает на хранение личное имущество собственников

Но суд не согласился с доводами жалобы, указав, что обязанности УО перечислены в договоре управления и их перечень является исчерпывающим. Компания не обязана оказывать иные, прямо не предусмотренные договором, услуги. Охрана подземной парковки и пропускная система не свидетельствуют о том, что УО отвечает за хранение имущества истца.

Таким образом, суд признал управляющую организацию невиновной в ущербе, который неизвестный поджигатель причинил автомобилю на парковке МКД.

Как внести изменения в договор управления многоквартирным домом

На заметку

  1. Грамотно составила договор управления, прописав в нём все важные условия, в том числе свои обязанности, работы и услуги, которые она оказывает в отношении общего имущества дома.
  2. Смогла доказать, что надлежащим образом выполняла свои обязанности по договору, в том числе по организации охраны и пропускного режима на парковке.
  3. Не заключила с собственниками машины договор хранения и не вписала такую услугу в договор управления.

Суды подчеркнули, что УО несёт ответственность за состояние/содержание общего имущества собственников машино-мест в паркинге, а не за их личное имущество.

Гражданка К-на живет в многоквартирном жилом доме. Управляющая компания (УК) производит работы по устройству автостоянки недалеко от окон её дома. К-на несогласна с расположением автостоянки вблизи от окон, считает решение об устройстве автостоянки незаконным. К-на общалась в прокуратуру с заявление о принятии мер по устранению нарушения её прав, как жильца, путем устройства автостоянки без её согласия, не в соответствии с нормами об устройстве гостевых автостоянок во дворе жилого дома. Прокуратура УР направила это заявление в Государственную жилищную инспекцию УР при Минстрое УР, откуда К-ной был дан ответ, что решение об устройстве автостоянки принимается на собрании собственников жилья и указанная автостоянка должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

Вопрос. Каким образом оспорить решение об устройстве автостоянки, какие действия следует предпринять? Какие санитарно-гигиенические требования по устройству автостоянок вблизи жилых домов должны быть выполнены?

Ответ юриста.

В силу положений п. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

В ст. 46 ЖК РФ указанно, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Соответственно гражданка К-на имеет право обжаловать решение собственников жилья. Для этого ей необходимо обратиться к Председателю совета собственников жилья, получить решение общего собрания собственников жилья и обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения общего собрания собственников жилья. В суде нужно обосновать свою позицию о незаконности данного решения, предоставить доказательства нарушения её прав устройством спорной автостоянки.

В соответствии с нормами Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, таблица 7.1.1) разрыв от автостоянки до жилого здания с окнами должен быть не менее 10 м для автостоянки вместимостью до 10 машин, и не менее 15 м, если вместимость автостоянки более 10 машин.

Имеет ли право сотрудник требовать от работодателя компенсации, если использует в рабочих целях собственное оборудование? Как рассчитывается сумма? На вопросы отвечает Юлия Холодионова, юрист и ведущий специалист по разрешению трудовых споров и конфликтов.

Ключевое лицо в этих вопросах – удаленный работник, выполняющий трудовые обязанности, скорее всего, вне места нахождения работодателя. Давайте разберемся по порядку.

При такой форме организации трудовых отношений на работодателя возлагается задача наладить процесс взаимодействия с работниками всеми допустимыми и доступными средствами. По сути, обеспечение работника средствами труда является обязанностью работодателя по ст. 22 ТК РФ. В законе это звучит так:

Работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Кандидат устраивается в уже созданную организацию, поэтому, например, выдача ему телефона для связи, компьютера и иных средств является обязанностью работодателя.

При поступлении на работу кандидат должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка у конкретного работодателя, а в случаях выполнения работы удаленно ему для ознакомления должны быть представлены локальные акты работодателя об организации рабочего процесса. Следовательно, работодателю необходимо разработать такие локальные акты. По аналогии с выдачей спецодежды и иных предметов, на которые устанавливается срок носки, использование оборудования работодателя так же имеет свой срок.

Использование оборудования удаленного сотрудника

Работник может использовать в работе собственное оборудование, но в таком случае при заключении трудового договора должно быть выражено согласие работодателя на это.

В ст. 312.6 ТК РФ говорится о том, что работник может с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции собственное или арендованные оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При таких условиях работодатель должен разработать локальный нормативный акт о компенсации расходов работника, причем компенсация может быть предусмотрена, в том числе в коллективном договоре.

В Письме Минфина РФ от 06.11.2020 N 03-04-06/96913 уточняется, как определить и подтвердить размер возмещения расходов, связанных с компенсацией.

Согласно ст. 312.3 ТК РФ, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование личного оборудования, а также порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.

Суммы компенсаций расходов дистанционных работников за использование собственного оборудования не подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в размере, определяемом трудовым договором о дистанционной работе между организацией и работниками.

При этом размер возмещения этих расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного (арендованного) оборудования (средств), услуг связи для целей трудовой деятельности. Для этого у организации должны быть:

  • копии документов, которые подтверждают приобретение (аренду) оборудования (средств);
  • копии документов, которые подтверждают расходы, понесенные при использовании оборудования в служебных целях.

Суммы компенсаций должны быть согласованы не только между работником и работодателем, но и при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо установлены трудовым договором, дополнительным соглашением. Эти условия являются обязательными к исполнению.

Кроме того, может быть предусмотрена обязанность работника экономно относиться к электроэнергии, поскольку выполнение работы, например, на дому, предполагает расходы и на этот ресурс. В локальном акте может быть указана компенсация и на расход энергоресурсов.

Запрет на копирование информации с корпоративной почты

В обязанности работника могут быть добавлены условия, при которых запрещается копирование поступающей документации с корпоративной почты на личную. Такие действия могут расцениваться работодателем как ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей и относиться к основаниям для увольнения.

Использование личной почты в рабочих целях работодатель может воспринять как разглашение коммерческой тайны.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 25-П, такими действиями сотрудник создает риски для выхода конфиденциальной информации из-под контроля работодателя.

Статья 312.6 ТК РФ указывает на возможные последствия выполнения трудовых обязанностей с помощью оборудования работника. Еще до найма удаленщиков работодателю необходимо продумать риски такой работы:

  • невыход работника на связь;
  • поломка оборудования;
  • иные случаи (в том числе форс-мажор), не позволяющие выполнить трудовые обязанности должным образом.

Не забывайте, что у дистанционного работника, так же как и у обычного, есть право на обращение в суд, если условия его труда не соответствуют закону и ранее принятым договоренностям.

Коммуникации удаленщика с работодателем

Для удаленного сотрудника актуальными становятся следующие вопросы:

По всем трудовым обязанностям должны быть подготовлены инструкции, распоряжения и иные локальные акты. Со всеми этими документами работника необходимо ознакомить.

Защита информации при удаленной работе

Важный вопросом при работе с удаленщиком – установка и обновление средств защиты информации.

Юлия Холодионова, доцент кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин Института государства и права Тюменского государственного университета, ведущий специалист по разрешению трудовых споров и конфликтов.

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Читайте также: