Подворная опись селений в 1892 году какая

Обновлено: 18.05.2024

Статистические источники по генеалогии крестьянских родов (семей) конца XVII – начала XX вв. в фондах государственного архива Республики Бурятия

Пашинин Александр Васильевич. Статистические источники по генеалогии крестьянских родов (семей) конца XVII – начала XX вв. в фондах государственного архива Республики Бурятия: диссертация . кандидата исторических наук: 07.00.09 / Пашинин Александр Васильевич;[Место защиты: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН - Учреждение Российской академии наук].- Улан-Удэ, 2015.- 456 с.

Содержание к диссертации

Раздел I. Ревизские сказки, окладные, подушные и податные книги .29-59

Раздел II. Исповедные росписи, посемейные списки и ведомости . 60-87

Список источников и литературы

Ревизские сказки, окладные, подушные и податные книги

В целом, источниковая база исследования отличается видовым разнообразием использованных документов, предоставляет возможность для взаимопроверяемости и взаимодополняемости различных видов источников и позволяет, таким образом, осуществлять комплексное генеалогическое исследование крестьянства дореволюционной Бурятии.

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что в работе над ней был использован опыт исследования статистических источников с генеалогическим содержанием в Государственном архиве Республики Бурятия, что позволило получить четкое представление о специфике генеалогического материала, лежащего в основе современных изданий по генеалогии: принципах его поиска, особенностях содержания и возможностях интерпретации в текстах научных генеалогических изданий.

Практической значимостью исследования является: – возможность использования анализа статистических источников, выводов и положений для эффективной работы ГАРБ по реконструкции родословных крестьянских родов (семей) в Республике Бурятия; – анализ статистических источников, выводы и положения позволяют использовать документы не только профессиональным историкам и генеалогам, но и краеведам республиканского, районного и поселкового (сельского) уровней, а также частным лицам, занимающихся восстановлением истории собственных семей. Полученные материалы способствуют расширению источниковой базы при подготовке научных трудов, специальных учебных курсов по генеалогии, источниковедению, исследованию миграции и расселению крестьянства, демографии, этнографии, антропонимике, топонимике и ономастике; – создан путеводитель по генеалогии конкретных родов (семей) в виде тематически и хронологически систематизированной табличной компьютерной базы данных, включающей в себя свыше 3 тыс. ед. хр., отличающихся своим видовым разнообразием.

Методологическую основу исследования составили основополагающие принципы исторической науки: историзм, позволяющий проследить смену и жизнедеятельность поколений, проживавших в определенное время; объективность, выступающая методологическим гарантом проведения достоверного и репрезентативного изучения источников. В качестве основных методов исследования были использованы в комплексе как исторические (историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, источниковедческий анализ, антропонимический анализ и т.д.), так и общенаучные (анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, дедукция), а также междисциплинарные (методы и технологии исторической информатики, математико-статистические). Историко-сравнительный метод применялся при сопоставлении различных видов генеалогических источников для выявления общих и отличительных содержащихся в них особенностей. Историко-типологический метод способствовал выделению в идентичных источниках различных типов генеалогической информации для разных групп населения Западного Забайкалья. Историко-системный метод позволил представить источниковедческую базу по архивным фондам ГАРБ как единый информационный потенциал для осуществления генеалогических исследований крестьянских родов (семей) в районах Республики Бурятия и, частично, по Иркутской области и Забайкальскому краю. С использованием методов источниковедческого анализа давалась оценка достоверности и репрезентативности того или иного источника, устанавливались его генеалогические информационные возможности. При антропонимическом анализе выяснялись вопросы выявления мест выхода поселенцев, в первую очередь крестьян, обстоятельства и время появления их первых поселений. Метод математико-статистического анализа использовался при изучении количественных сведений, содержащихся в источниках. С помощью методов и технологий исторической информатики производилась обработка и моделирование компьютерной базы данных.

Исповедные росписи, посемейные списки и ведомости

Военно-конные переписи организовывались на основе закона о Всеобщей воинской повинности 1874 г. местными присутствиями по воинской повинности в уездах России с 1876 г. через каждые шесть лет в мобилизационных целях. Они содержали как общие, так и частные различные сведения о владельцах лошадей и повозок, безлошадных дворах в сельской местности и в городах. Посещение и перепись дворов крестьян производилось в том числе и заведующими военно-конскими участками в присутствии волостных старшин или сельских старост.

Военно-конные и военно-повозочные переписи с 1901 по 1918 гг. проводились Верхнеудинской городской управой, Надеинским и Ново-Брянским сельскими управлениями, Батуринским, Куйтунским и Тарбагатайским волостными правлениями [65].

Таким образом, статистические, делопроизводственные и законодательные источники церковно-административного учета XVIII – начала XX вв.: метрические книги и тетради, книги брачных обысков, венчания и регистрации брака, метрические выписи, дела, ведомости и сведения о прибыли и убыли населения, свидетельства о рождении, брачная переписка и нормативные акты представляют собой самую большую компактную группу из числа отобранных для генеалогического исследования – более 1400 из 3070 единиц хранения (45,6%).

На лакуны в сохранности наиболее массовых из них – метрических книг указывают многолетние пробелы в годах их отложений в фондах многих церквей. Например, в фондах №№81, 83, 166, 177, 193, 194, 216, 219, 289, 317, 327, 330, 332, 346, 368, 495 они достигают от 14 до 74 лет. В делопроизводственной переписке Мухоршибирской Николаевской церкви существование метрических книг неоднократно упоминается в документации второй половины XVIII века, хотя самый ранний из сохранившихся приходских экземпляров начинается с 1840 г. Составляют исследовательский интерес также метрические тетради XVIII – начала XX вв. ряда сельских волостных правлений, особенно те, которые копировались с несохранившихся по настоящее время метрических книг (например, Мухоршибирского волостного правления за 1810, 1811 гг. по Мухоршибирской Николаевской церкви). Рассмотренные в разделе разноплановые статистические источники, в первую очередь, метрические книги и тетради, обыскные и брачные документы, несмотря на имеющиеся недостатки, позволяют значительно расширить возможности генеалогических исследований, особенно непривилегированных сословий. Данные архивные документы способствуют получению информации для исторической демографии о динамике движения населения, обобщенных и частных сведений о возрасте вступления в брак, проценте безбрачия, количестве и периодичности рождений в семьях детей, наличии приемных родственников, продолжительности жизни, причинах и сезонности смерти, в том числе под влиянием социальных катаклизмов в виде войн, революций, экономических кризисов и эпидемий.

Метрические и брачные документы, как уникальные статистические материалы, в совокупности друг с другом и во взаимодействии с другими источниками ГАРБ дают возможность первоначальной в генеалогических исследованиях персонификации и прослеживания истории отдельных родов и семей, жизненного пути крестьянского населения Западного Забайкалья с отражением процессов рождения, крещения, венчания, бракосочетания, смерти. Именно эти источники, через крестные связи и брачные узы, позволяют определить и ввести в генеалогический матримониальный оборот родственников по женской (материнской, бабушкиной, тетиной) линии. В ГАРБ практически полностью отсутствуют статистические материалы всеобщей переписи 1897 г., местных переписей г. Верхнеудинска 1885 и 1907 гг. Не обнаружены ведомости сельскохозяйственной о поземельной переписи 1916 г. Вместе с тем, широко представлены аналогичные материалы за 1917 г., имеются в наличии подворные и военно-конные списки и переписи второй половины XIX – начала XX вв. различных волостных и городских местных органов.

Всеобщая перепись 1897 г. носила многообразный в информационно-демографическом плане характер, в ее основу впервые в истории страны были заложены научные принципы – проводилась по единой программе и инструкции с охватом всей территории о составе, размещении и распределении Российской империи на рубеже XIX–XX вв. Местная перепись 1907 г. организовывалась в пределах отдельной административной единицы – г. Верхнеудинска, во многом копировала структуру и цели всеобщей переписи 1897 г., дополняла и корректировала ее данные.

Материалы сельскохозяйственной переписи 1917 г., оформленные накануне социальной катастрофы – Октябрьской революции 1917 г. и последующего затем полного уничтожения сословного уклада Российской империи, помогают генеалогическим изысканиям по составам семей, их родословной принадлежности, раскрывают уровень социально-экономического и имущественного положения, особенности материального расслоения среди крестьянских домохозяйств Западного Забайкалья в начале XX века.

Метрические книги и тетради, брачные документы, переписи населения

В единственном же имеющемся третьем экземпляре второго тома переписи 1897 г. по Куйтунской волости заполнялось всего 8 граф: 1) фамилия, отчество, имя или прозвание с отметкой о слепых, немых, глухонемых, умалишенных; 2) пол; 3) отношение к главе семьи; 4) возраст; 5) семейное положение; 6) прописка к сельскому обществу и волости; 7) место проживания; 8) примечания. В томе имеются сведения на 296 семей и одиноких лиц 22 фамилий, общей численностью, примерно, в 1200–1500 человек. Больше всего в томе представлены семьи Борисовых (в 45 случаях), Афанасьевых (в 24), Родионовых (в 19), Власовых (в 16), Спиридоновых, Ивановых, Казазаевых (по 11 случаев) [54].

Местные переписи населения г. Верхнеудинск

Перепись 1885 г. проводилась на примере переписи г. Санкт-Петербург от декабря 1881 г. и с использованием образцов форм и правил для счетчиков, переданными в Верхнеудинскую городскую управу со стороны Санкт-Петербурской городской управы. Согласие на осуществление мероприятия получалось от Военного губернатора Забайкальской области с уведомлением Верхнеудинского окружного исправника от 20 октября и 28 ноября 1885 г. [57]

В качестве примера практического применения сведений листков служит книга переписи г. Верхнеудинска (без даты), составленной мещаниным Д. Сумкиным и состоящей из разделов: 1) мужчины, 2) женщины, 3) юноши (муж., жен.), 4) дети (муж., жен.), 5) вероисповедание, 6) сословие или звание, 7) национальность, 8) род занятий, 9) домохозяева, 10) квартиранты, 11) местных, 12) приезжих, 13) собственников, 14) нанимателей квартир.

В 6 раздел записывались мещане, крестьяне, рабочие, чиновники, казаки, дворяне, инородцы, духовные, купцы, ссыльнопоселенцы и их дети. В 6-8 разделах смежено вносились установочные данные на домохозяев и квартирантов, в том числе проживавших в домах г. Верхнеудинск, принадлежащих городской тюрьме и бойне, винному заводу, городской пристани, шубному заводу и так далее. В 9 разделе прописывались плотники, кузнецы, извозчики, чернорабочие, слесаря, письмоносцы, телеграфисты, няни, печатники, стекольщики, каменотесы, пильщики, виноторговцы, горничные, прачки и другие [59].

В базе отражены всесторонние вопросы межрегиональной миграции, перемещений внутри Верхнеудинского уезда, Мухоршибирской и Тарбагатайской волостей. Так, в первом, пятом, шестом и восьмом разделах приводятся факты переселения в течение XVIII века в Западном Забайкалье крестьян (старообрядцев и православных) и промышленных людей из западных районов страны, Брацкого острога Иркуцкаго уезда, Анцыферова присуда г. Енисейска, Курского города, г. Илимска. г. Казани, г. Симбирска, г. Саранска, Тамбовской губернии, г. Нерчинска, г. Селенгинска. В Тарбагатайское старообрядческое общество в 1796–1810 гг. переходили крестьяне из Тарбагатайского и Иволгинского старожильческих обществ, из Куйтунской и Тарбагатайской слобод, из Бурдуковской, Бурнашевой, Десятниковской, Новобрянской, Старобрянской и Хараузкой деревень. Наоборот, отселялись в Итацинское общество, Барскую, Жиримскую, Куналейскую и Новобрянскую деревни. Мухоршибирское старожильческое общество, в т.ч., формировалось за счет жителей г. Кяхты, Куналейской и Урлуцкой волостей, Старозаганской, Шаралдайской, Харитоновской и Хонхолойской деревень [57].

База данных позволяет по фамилиям первых жителей Западного Забайкалья предположительно определить основателей некоторых сел в Мухоршибирском, Тарбагатайском и других районах Бурятии. Например, в Тарбагатайском районе с. Пестерево могло быть основано Пестеревыми: Яковом (в 1710 г. – казак, затем – разночинец г. Селенгинска) или Тимофеем (в 1746 г. посацкий, прихожанин Зосимо-Савватиевской церкви), с. Бурнашево – Иваном Бурнашевым (в 1747 г. – ясашный, прихожанин Зосимо-Савватиевской церкви), с. Харитоново – Стефаном Харитоновым (в 1693 г. – селенгинский конный казак), с. Надеино – Иваном Надеиным (в 1746–1777 гг. – пятидесятник казачий пригорода Удинска, прихожанин Зосимо-Савватиевской церкви), с. Михалевка (ныне с. Десятниково) – потомками Матвея и Ивана Михалевых (в 1709–1716 гг. – казаки и разночинцы г. Селенгинска), с. Барыкино – потомками Петра Барыгина (в 1722–1744 гг. – крестьянин д. Темлюйская Троицко-Селенгинского монастыря). Потомки селенгинских и удинских казаков и разночинцев Кокориных, Краснояровых, Клюевых, Фофановых, Бурдуковских являлись основателями сел Кокорино, Красноярово, Клюевка, Фофаново, Бурдуково, Бурдуковская (ныне – Хонхолой), расположенных в Иволгинском, Кабанском, Прибайкальском и Мухоршибирском районах Республики Бурятия [63].

Читайте также: