Кто несет ответственность за передачу взятки ответы сдо

Обновлено: 18.05.2024

Что понимают под посредничеством во взяточничестве?

Под посредничеством во взяточничестве понимают деяние, направленное на достижение договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, а также передача нелегального вознаграждения.

Виды посредничества во взяточничестве

Посредник участвует как в получении, так и в передаче взятки. Содействие взяткодателю и взяткополучателю может выражаться в различных действиях.

В судебном практике выделяется несколько видов посредничества:

  • передача вознаграждения в виде денег или имущества;
  • обещание дать взятку лицу, на которое укажет взяткодатель;
  • советы по поводу того, с кем можно решить проблему с помощью взятки;
  • сводничество владельца бизнеса с должностным лицом для передачи взятки;
  • согласование условий передачи нелегального вознаграждения;
  • поиск лиц, выступающих в качестве взяткодателя и взяткополучателя.

Если передача-получение нелегального вознаграждения не состоялась, то деяние посредника расценивается как покушение на возможное посредничество.

За какие правонарушения наступает ответственность по статье 291.1 УК РФ

Статьей 291.1 УК РФ предусмотрено несколько составов преступления. В зависимости от степени тяжести выделяют посредничество по даче-получению вознаграждения:

  • в значительной сумме от 25 000 руб.;
  • в крупной сумме от 150 000 руб.;
  • в особо крупной сумме от 1 000 000 руб.;
  • для совершения нелегальных действий;
  • совершенное преступной группой или по предварительной договоренности.

На практике случается, что посредник получает от взяткодателя какую-то ценность в качестве взятки, заведомо не намереваясь передать ее взяткополучателю. Присвоение предмета взятки в пользу посредника представляет собой мнимое посредничество. Деяние квалифицируется как мошенничество.

Если вас обвиняют в посредничестве, однако вы не знали о том, что передаваемая вещь или деньги – это взятка, то ответственность вам не грозит. Для освобождения от наказания воспользуйтесь помощью наших адвокатов. Мы специализируемся на защите клиентов от уголовного преследования за взяточничество.

Кто привлекается к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве?

Субъектами преступления являются 16-летний вменяемые лица. Если какое-то лицо привлекло в качестве посредника несовершеннолетнего ребенка, не обладающего дееспособностью, тот не может быть подвергнут уголовному преследованию.

Посредник всегда действует с прямым умыслом. Он осознает, что действует по чьей-то просьбе, и ожидает за это вознаграждение в форме денежных средств, продвижения по службе, поддержания приятельских отношений.

Какое наказание предусмотрено по статье 291.1 УК РФ?

За посредничество во взяточничестве предусмотрены различные меры воздействия. Подсудимый подвергается следующим наказаниям:

  • платит штраф в размере до 3 000 000 руб.;
  • отбывает тюремное заключение в течение максимального срока – 7 лет.

Штраф может выплачиваться в виде заработной платы за определенный период или в размере, кратном сумме нелегального вознаграждения. Одновременно осужденный лишается должности или права заниматься конкретным видом деятельности.

Обвиняемый может снять с себя уголовную ответственность, если будет участвовать в раскрытии преступления, поможет пресечь деяние или добровольно сообщит о его совершении.

Консультация юриста по уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве

Расследованием преступления по статье 291.1 УК РФ занимается СК РФ. Для снятия с себя обвинений рекомендуем обратиться за помощью к адвокатам юридической компании СКП. Мы помогаем клиенту наладить взаимодействие со следствием. Наиболее эффективный метод защиты – добровольная помощь в раскрытии преступления. Если вы нуждаетесь в консультации опытного адвоката, свяжитесь с нашими специалистами через форму обратной связи или по телефону. Мы ответим на все вопросы в удобное для вас время.


Отстранение от работы ТК РФ предусматривает в случаях, перечисленных в ст. 76 этого законодательного акта. При этом такая мера является одним из самых частых поводов для обращений сотрудников в трудовую инспекцию или суд. О том, как работодателю правильно оформить подобную процедуру, мы рассказали в нашей статье. И конечно, мы не могли обойти вниманием ситуацию с отстранениями за отказ сделать прививку против COVID-19.

Случаи отстранения от работы по инициативе работодателя

Отстранение сотрудника от работы – это временное его недопущение к выполнению прямых должностных обязанностей. Случаи, когда работодатель имеет полное право не допустить сотрудника на его рабочее место, можно увидеть в ст. 76 ТК РФ:

  • нахождение человека под действием алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • отсутствие у сотрудника медицинского и психиатрического допуска до его профессиональной деятельности;
  • медицинские противопоказания, выявленные по результатам очередного медицинского освидетельствования и несовместимые с его рабочей деятельностью;
  • требования государственных органов или должностных лиц, уполномоченных на это согласно законодательству РФ.

Во время отстранения от работы сотруднику не начисляется положенная ему заработная плата.

На практике нередки ситуации, когда отстранение работника было признано судебным органом незаконным. Поэтому работодателю следует внимательно относиться к данной процедуре и не нарушать требований ст. 76 ТК РФ. В противном случае, если подобное отстранение сочтут незаконным, оно будет признано вынужденным прогулом, а работодатель понесет материальную ответственность за свои действия.

Все рабочие дни вынужденного прогула должны будут оплачены сотруднику. Работник имеет право на выплату неполученного заработка, который ему мог бы быть начислен, если бы он находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые функции. При вынужденном прогуле сотрудник также может рассчитывать и на денежное возмещение причиненного морального вреда.

Каждое отстранение работника от его работы, а также его отсутствие на рабочем месте, следует зафиксировать актом. Для составления такого документа необходимо создать комиссию, в которую можно также включить членов отдела по охране труда. В дальнейшем это поможет подтвердить законность действий работодателя.

Отстранение работника от работы по медицинским показаниям

Ряд профессий и должностей предусматривает прохождение первичного и последующего медицинского освидетельствования. К примеру, работники сферы общепита и продуктов питания: продавцы, бармены, повара, официанты, подсобные рабочие и другие. Обязательному прохождению психиатрической комиссии подлежат работники учебных заведений: воспитатели детских садов, преподаватели средних и высших учебных заведений, учителя в школах.

Если сотрудник не прошел необходимую комиссию и не получил должного медицинского заключения о допуске его к работе, то он может быть отстранен от рабочей деятельности. В случае, когда во время очередной медицинской комиссии он не получил допуска до работы, он также отстраняется от работы до получения соответствующего положительного медицинского заключения.

При этом, если сотрудник, был признан инвалидом 1 группы согласно медико-социальной экспертизе и является нетрудоспособным, то работодатель может расторгнуть с ним трудовой договор. Если не установлена инвалидность 2 или 3 группы, и человек не желает больше работать, то он может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).

Если работник пожелает остаться на работе, то работодатель обязан создать рабочие условия, пригодные для его дальнейшей трудовой деятельности согласно индивидуальной программе реабилитации.

Образец приказа об отстранении от работы

Отстранение сотрудника от работы оформляется соответствующим приказом руководителя организации. В нем следует отразить причины, по которым работник не допускается до рабочей деятельности. Приказ будет служить основанием для бухгалтера-расчетчика о приостановлении начисления заработной платы.

Образец приказа об отстранении работника от работы вы можете бесплатно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:


Помимо приказа подтвердить законность действий работодателя может также объяснительная работника об отказе пройти медицинскую комиссию, медицинское заключение, полученное сотрудником, докладная записка и другие.

Отстранение от работы из-за отказа вакцинироваться от коронавируса

Сотрудника нужно отстранить от работы, если он отказывается делать прививку от коронавируса без медицинских противопоказаний, на весь период неблагоприятной эпидемиологической обстановки или до того, как он все-таки пройдет вакцинацию. Отстранять нужно при условии, что сотрудник включен в перечень лиц, обязанных сделать прививку, утвержденный постановлением главного санитарного врача региона (письмо см. Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ). Причем перевод сотрудника на удаленку не является альтернативой отстранению.

Найти НПА о вакцинации своего региона и посмотреть подробности можно здесь.

Какие документы подготовить для оформления обязательной вакцинации сотрудников, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

Обратите внимание! За время отстранения антипрививочнику зарплата не начисляется и не выплачивается.

Очевидно, что данный факт не устраивает работников. И уже есть случаи их обращения в суд за защитой своих прав.

Судебной практики пока немного. Например, Роспотребнадзор по Республике Хакасия сообщает о решении Абаканского городского суда, который признал законным отстранение от работы водителя автобуса, отказавшегося проходить вакцинацию против новой коронавирусной инфекции без уважительной причины. Также действия работодателя, отстранившего непривитых сотрудников от работы, признал законными Пролетарский районный суд Тулы (решение от 29.09.2021 № 2-1927/2021). В Татарстане недовольные отстранением работники дошли до республиканского Верховного суда (решения пока нет). То есть в целом в вопросе обязательности вакцинации суды склонны поддерживать работодателей. А отменяют отстранения, как правило, из-за несоблюдения процедуры и огрехов в оформлении. Поэтому нужно строго соблюдать правила.

Важно! Рекомендации из КонсультантПлюс
Порядок отстранения от работы лица, не прошедшего вакцинацию, может быть следующий (п. 6 Приложения к Разъяснениям Минтруда России, Роспотребнадзора, п. 3 Письма Роструда N 1811-ТЗ):
во-первых, работодателю необходимо зафиксировать факт непрохождения данным работником вакцинации, для этого могут быть составлены как докладная записка ответственного должностного лица, так и акт, составленный и подписанный коллегиально;
во-вторых, необходимо издать в произвольной форме приказ .
Получите пробный доступ к К+ бесплатно и посмотрите весь алгоритм действий.

А еще не нужно переусердствовать. Если вы уже набрали необходимый процент вакцинированных, не отстраняйте остальных. В подобных ситуациях суд, скорее всего, поддержит работника. Такой вывод косвенно подтверждается, например, решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19.10.2021 № 2-1710/2021. В данном деле работника, который непосредственно не контачил с большим кругом лиц (слесаря) отстранили, а затем, когда процент вакцинации был набран, вернули на работу. Суд присудил компенсировать ему утраченный за время отстранения заработок и моральный вред в сумме 3000 руб. Дополнительные подробности этого дела смотрите у нас на форуме.

Итоги

Случаи отстранения работника от работы прописаны в ст. 76 ТК РФ. Каждое подобное отстранение должно быть зафиксировано документально: специальным актом, приказом и другими документами. Если отстранение будет признано незаконным, то работодатель понесет материальную ответственность перед работником.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Крупный штраф придется уплатить организации, если ее представитель пошел на взяточничество или коммерческий подкуп. Причем представителем будет считаться любой человек, действовавший в интересах компании, а размер штрафа может быть больше 100 млн руб.

Незаконное вознаграждение от имени юрлица

Кто может быть привлечен к административной ответственности за незаконное вознаграждение?

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, являются коммерческие, а в ряде случаев и некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения). Именно юрлица несут бремя административной ответственности за незаконные передачу, предложение, обещание денежных средств должностному лицу (чиновнику) или руководителю, менеджеру коммерческой организации. При этом фактически предлагают и предоставляют незаконное вознаграждение от имени юридического лица его представители:

  • генеральный директор, действующий от имени организации в силу закона и устава;
  • представитель по доверенности, который может иметь или не иметь трудовые отношения с организацией;
  • любой человек, если даже он не имел трудовых, договорных или иных правовых отношений с организацией, но действовал по указанию или с согласия ее руководителя.

В чем может выражаться незаконное вознаграждение?

Незаконное вознаграждение может выражаться не только в денежной форме, но и в оказании услуг имущественного характера. К примеру, генеральный директор компании предложил судебному приставу помощь в ремонте служебного кабинета. Причем не просто из добрых побуждений, а в качестве благодарности за отсрочку наложения ареста на находящиеся на расчетном счете денежные средства компании, в отношении которой было возбуждено исполнительное производство. За предложение должностному лицу такой имущественной выгоды общество было привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ, и оштрафовано на 1 млн руб.

Каким будет размер административного штрафа за незаконное вознаграждение?

Размер штрафа зависит от состава административного правонарушения. Минимальная сумма штрафа, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, составляет 1 млн руб., за незаконное вознаграждение в крупном размере – не менее 20 млн руб., в особо крупном размере – не менее 100 млн руб.

Кто и как выявляет правонарушение?

Правом на возбуждение административных дел по ст. 19.28 КоАП РФ наделен только прокурор. А вот рассматривают эти дела мировые судьи и районные суды. Основанием для возбуждения прокурором административного дела, как правило, являются постановление о возбуждении уголовного дела, вынесение обвинительного приговора в отношении гражданина, который передал или предложил незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

В каком случае организацию привлекут к ответственности?

Условием привлечения организации к административной ответственности является то, что ее представитель действовал не в личных интересах, а для достижения экономических, финансовых или репутационных целей компании. То есть штраф за незаконное вознаграждение на организацию будет наложен, только если суд установит, что лицо, которое выступало от имени компании, действовало по указанию или одобрению ее руководства и в ее интересах, а не в своих.

В Обзоре практики есть также пример, который, напротив, демонстрирует наличие у общества заинтересованности в предоставлении незаконного вознаграждения. Так, его представитель предложил гендиректору конкурента денежное вознаграждение за отказ от участия в электронных торгах на право заключения муниципального контракта. За это обществу было назначено наказание – административный штраф в размере 20 млн руб.

Может ли юрлицо избежать штрафа, если его представитель за дачу взятки привлечен к уголовной ответственности?

Не может. Привлечение к уголовной ответственности за дачу взятки гражданина, который действовал от имени и в интересах компании, не освобождает ее от административной ответственности. Скажем, гендиректор, который лично предлагал взятку, будет осужден по ст. 291 или ст. 204 УК РФ, а на компанию наложат штраф, предусмотренный ст. 19.28 КоАП РФ.

Рассмотрим пример из судебной практики: представитель общества по доверенности предложил заместителю руководителя филиала банка денежное вознаграждение за совершение незаконных действий – необоснованное одобрение заявки на получение кредита для общества. Договориться с сотрудником банка не удалось. За повторным предложением вознаграждения последовало привлечение представителя несостоявшегося клиента банка к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 291 УК РФ. На общество был наложен административный штраф в размере 100 млн руб.

Как предупредить незаконные вознаграждения?

Надо понимать, что организация – это юридическая фикция, за которой скрываются фигуры ее учредителей или участников. Чаще именно они предлагают взятки чиновникам и подкупают сотрудников других участников рынка. Поэтому предупреждать предоставление незаконных вознаграждений прежде всего должны правоохранительные органы.

А вот собственникам бизнеса и участникам коммерческих организаций можно рекомендовать:

Действенной превентивной мерой является практика взыскания с генеральных директоров убытков, которые общества понесли вследствие уплаты штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ. Гражданский кодекс и Законы об АО и ООО позволяют обществу обратиться в арбитражный суд и взыскать сумму уплаченного штрафа с бывшего директора, если оно было привлечено к административной ответственности из-за предоставления директором незаконного вознаграждения. Чем чаще будут взыскивать убытки с директоров, тем меньше будет соблазна решать насущные проблемы бизнеса с помощью взяточничества и коммерческого подкупа.

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица.

2. ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?

ОТВЕТ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. ВОПРОС: ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

ОТВЕТ: Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

4. ВОПРОС: КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?

ОТВЕТ: Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

5. ВОПРОС: В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

6. ВОПРОС: КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ ВЗЯТКИ?

ОТВЕТ: Провокация взятки - активные действия, выражающиеся в попытке передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

7. ВОПРОС: КТО ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

ОТВЕТ: Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

8. ВОПРОС: КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

ОТВЕТ: Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23 УК РФ, а также в статьях 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

9. ВОПРОС: ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОРГАНИЗАЦИОННО-РАПОРЯДИТЕЛЬНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ФУНКЦИЯМ, СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОЛНОМОЧИЮ?

ОТВЕТ: Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

10. ВОПРОС: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА?

ОТВЕТ: Предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ (служебный подлог), является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.

Читайте также: