Права человека как выражение личностной ценности права философия права

Обновлено: 19.05.2024

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано­вятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и пред­почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз­ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри­нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра­нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ­ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи­тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен­ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо­бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно­стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы­вается оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо­раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис­полнение, использование и соблюдение права) представляют со­бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце­ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен­ностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя­зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио­логическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи­озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по­ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа­лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен­ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценно­стей , которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными прин­ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де­мократия, порядок, безопасность, мир.

Наряду с ними существу­ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен­ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре­альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра­вотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека так­же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра­жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со­вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Вместе с тем отметим, что, во-первых, раз­ные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правово­го инструмента каждый раз определяется конкретно историче­ски. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста дея­тельности субъектов права, организационных сил, соответствую­щих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со­стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но­вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различ­ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран­ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что­бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру­гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен­тальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов­ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренче­ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно­стей являются относительно самостоятельными.
Правовые ценности представляют собой вид духовных цен­ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей.

Их основной и специфической функцией является регу­лятивная функция . Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра­вовые ценности составляют элемент системы социального (соци­ально-политического) управления обществом. При этом они яв­ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы­раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня­ются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функ­циональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во­левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив­но существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные фор­мы бытия ценностей:

  • общественные целевые ценности и идеалы;
  • предметно-воплощенные ценности;
  • личностные (или экзистенциальные).

Этот момент выражается в ориен­тации человека на образцы должного, на ценности, на основе ко­торых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен­ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох­ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со­став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо­го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна­нию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы­ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен­ствования личности, как форма реализации активности, творче­ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеа­лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако­нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле­мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра­ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений проис­ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но­вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала­ ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

Личностные, экзистенциальные ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла­гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто­ритетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя­зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ­лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела­ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за­висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Правовые ценности по своему характеру являются деонтически­ ми и служат для создания, воспроизводства и укрепления соци­ального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельно­сти общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправед­ливости.

Анализ природы правовых ценностей и их иерархии , а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснова­нию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Ценность права:

Право как ценность служит целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:

Современное понятие ценности права характеризуется:

Инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, вносит элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения. Государственно-организованное общество не может обойтись без права, оно позволяет наладить производство материальных благ, организовать формы собственности и многое другое.

В том числе оно выступает незаменимым средством государственного управления;

Общесоциальной ценностью. Воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует их интересы, не подавляет их, а согласует с общими интересами. Общесоциальная ценность права проявляется в том, что право способно быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

Cамоценностью (собственной ценностью). Самоценность права определяется тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В это смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом; иначе говоря, право есть формальная свобода. В цивилизованном обществе право призвано обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, оно становится действительно ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Сама ценность права и в том, что оно гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций. Оно препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер;

способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Право в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой правовой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. При активном использовании потенциала права формируются институты гражданского общества: рыночная экономика; политический плюрализм; демократическая избирательная система.

В нынешних условиях право как ценность приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — деятельный рычаг решения различного рода проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

Читайте также: