Почему граждане не обращаются в правоохранительные органы

Обновлено: 20.05.2024

В эту субботу, 10 ноября, отмечается праздник, учрежденный в 1962 г. как День милиции, а с 2011 г. именуемый Днем сотрудника органов внутренних дел. В марте 2017 г. уровень одобрения гражданами деятельности правоохранительных органов, по данным ВЦИОМа, достиг исторического максимума (62,1% тех, кто одобряет). Несмотря на то что этот показатель снизился за 1,5 года (55,6% одобряющих в сентябре 2018 г.), правоохранительные органы остаются на 4-м месте по уровню одобрения среди институтов (после президента, армии и церкви), существенно обгоняя правительство и председателя правительства, не говоря уже об обеих палатах парламента. Если вспомнить, что показатель доверия включен даже в официальный список критериев оценки территориальных подразделений МВД, то получается вполне праздничный фон.

Однако общий уровень одобрения – это не очень хороший индикатор того, как работают правоохранительные органы. Уровень доверия к полиции может быть сильно связан с уровнем доверия к государству в целом и руководителям страны. Как работает эта причинно-следственная связь? Там, где больше доверяют лидеру, там доверяют и полиции? Или там, где полиция не вызывает доверия, падает уровень доверия центральной власти? На этом этапе ответить на этот вопрос нельзя. Но можно в очередной раз усомниться в ценности такого показателя, как общий уровень одобрения, когда мы пытаемся понять, хорошо или плохо работает полиция. В таком опросе обычные граждане, которые не сталкивались с полицией, высказывают суждения о том, как она работает.

Опрос показал, что граждане, полагающие, что против них было совершено преступление, обращаются в полицию только в половине случаев. Некоторые комментаторы связали такой процент обращений с неверием в то, что полиция поможет. Безусловно, этот фактор тоже имеет значение. Но кроме того мы видим в собранных данных, что вероятность обращения в полицию связана с тем, насколько распространенное преступление было совершено – так, самый высокий уровень обращений наблюдается в случае обычных краж. Кроме того, ощутимо влияет размер ущерба (как физического, так и материального). Не последнюю роль играет и то, считает ли человек, что к преступлению привела его собственная оплошность: если он винит себя, то вероятность его обращения в полицию меньше.

Хорошая, на первый взгляд, новость состоит в том, что, по данным опроса, те люди, которые уже обращались в полицию, готовы повторно обращаться с большей вероятностью. Кажется, что из этого должен следовать вывод о том, что полиции не стоит бояться: те люди, которые уже обращались за помощью, обратятся в полицию скорее, чем те, кто заведомо предубежден и не обращался и прошлом. Однако тут возможна и альтернативная интерпретация. Возможно, существуют такие люди, которые, несмотря ни на что, игнорируя собственный опыт, каким бы негативным он ни был, все равно будут звонить в полицию в каждой ситуации. И одновременно есть другие, которые не будут обращаться в полицию ни за что по каким-то своим соображениям.

На подтверждение этой гипотезы хорошо работает тот факт, что при всех прочих равных (то же преступление, те же социодемографические факторы, тот же личный опыт) в полицию в будущем меньше желают обращаться мужчины (чем женщины) и представители малообеспеченных слоев населения. Это указывает нам на те группы, которые относятся к полиции с предубеждением. Именно у названных групп риски стать жертвой преступления выше и именно над повышением уровня их доверия следует работать российским правоохранительным органам.

Но если вернуться к основному вопросу, то из опроса следует, что среди граждан, обращавшихся в полицию, гораздо большую готовность повторно обратиться показывают те, кто увидел реальную полицейскую работу: те, кто считает, что было возбуждено уголовное дело (и это важнее, чем то, было ли доведено дело до суда), и те, кто говорит о том, что правоохранительные органы нашли преступника.

Понятно, что возможности обнаружения преступника, особенно в сложных случаях, у полиции ограниченны. Правоохранительные органы устанавливают преступников лишь в 20% случаев, когда жертва обращается в полицию. Но для граждан оказывается важным само внимание полиции, а именно объем проделанной ею работы в той части, в которой она может быть видна гражданину. А здесь все сложно. Так, более чем в половине случаев правоохранительные органы ограничились одним или двумя контактами с потерпевшим. Уголовное дело было возбуждено менее чем в половине случаев. А именно эти параметры, как показывает анализ данных опроса, оказываются ключевыми для фактического уровня доверия полиции – готовности повторно обратиться в сложной ситуации.

Британская полиция еще в начале 2000-х гг. приняла специальные протоколы информирования потерпевших о ходе расследования. Нам до этого пока далеко: основным показателем качества работы по-прежнему считается раскрываемость. Полиция должна научиться работать для граждан, ведь мы видим, что граждане, которые увидели полицейскую работу, меняют свое поведение и начинают доверять полиции по-настоящему – своими действиями показывая уважение к тем, кто в субботу отметит свой профессиональный праздник.

Автор — директор по исследованиям Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Как защитить себя и своего ребенка: о чем важно помнить, подавая жалобу или заявление.

Прежде чем писать жалобу, четко сформулируйте свою цель

​1. Определите цель и проблему

Вы можете защищать свои права и права ребенка:

с помощью консультационной поддержки юриста, специалистов социальных служб, правозащитных организаций;

с помощью юриста в качестве посредника между вами и стороной спора.

Прежде чем перейти к конкретным действиям, четко определите проблему.

Постарайтесь понять, какое именно право было нарушено: на образование, охрану здоровья, социальную помощь, уважение частной жизни. При описании проблемы определитесь с тем, в чем состоит нарушение права, какие и чьи действия привели к нарушению, что вы хотите, какой вариант разрешения ситуации будет оптимальным.

Нарушение права определяется в трех ситуациях:

прямое нарушение права и свободы гражданина;

создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Сформулируйте суть проблемы понятно, исчерпывающе и без лишних слов. Сделайте это письменно, даже если речь идет об устном обращении.

2. Выберите способ защиты

Определитесь, каким способом вы предполагаете защищать нарушенное право.

— Административный: жалоба в соответствующие органы. Если вы уверены, что нарушение права связано с недостатком информации у специалистов или пробелами контроля со стороны вышестоящих организаций.

— Судебный: заявление в суд. Если имеет место конфликт, не разрешимый другими путями и способами, требующий непредвзятого мнения, когда компенсация ущерба важнее разрешения ситуации или если речь идет об органах, не имеющих вышестоящих инстанций.

— Обращение в надзорные органы (прокуратуру, к уполномоченному по правам человека и т.д.). Любое нарушение права преимущественно уполномоченными лицами или представителями власти, особенно если речь идет о произволе органов власти.

В большинстве случаев при защите прав и интересов способы можно комбинировать.

3. Соберите информацию и направляйте обращение

Перед тем как обратиться за защитой, соберите всю необходимую информацию. Вам помогут информационные источники, в том числе правовые, официальные сайты государственных органов и организаций, различные форумы, общественные организации, юристы и т.д. Разделите для себя информацию на две части: обоснование вашего права и порядок действий.

Подготовьте копии документов, которыми вы предполагаете оперировать при доказательстве своей позиции. Ни при каких обстоятельствах не передавайте оригиналы, а в крайнем случае требуйте подготовку описи переданных документов.

Отдавайте предпочтение письменному взаимодействию с чиновниками и ведомствами. При передаче письменного обращения попросите присвоения входящего номера, который проставляется как на экземпляре для ведомства, так и на вашем экземпляре, или подписи принимающего лица и проставления даты принятия вашего обращения на вашем экземпляре. По почте отправляйте ваше письменное обращение только заказным письмом с описью содержимого.

Будьте готовы к тому, что максимальный срок обработки обращения составляет 30 дней с момента его регистрации. Если вас всё же не удовлетворил ответ, можно обратиться в вышестоящие органы, в надзорные органы, а также в суд.

Куда еще обратиться?

У вас есть право на бесплатную юридическую помощь. Её можно получить в виде консультаций в студенческих юридических клиниках при учебных заведениях, в федеральных и региональных органах исполнительной власти и подведомственных им учреждениях, органах местного самоуправления по вопросам, относящимся к их компетенции. Также за юридической помощью можно обратиться в МФЦ. Если нарушены ваши права потребителя, обращайтесь в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Полный перечень организаций и служб, куда можно обратиться за бесплатной юридической помощью, можно найти на сайте Министерства юстиции РФ.

По вопросам защиты прав и интересов детей можно обратиться в следующие органы:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы опеки и попечительства;

подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка;

уполномоченные по правам ребенка в регионах;

Если вы проживаете в столице, то юридические консультации по защите прав детей анонимно и безвозмездно можно получить по Детскому телефону доверия в Москве 8 (495) 624-60-01. Пока это единственная региональная служба в России, которая предоставляет такую помощь.

Об авторе:

Из-за пандемии в большинстве органов государственной власти и местного самоуправления снизилось число личных приемов граждан. Поэтому заявители все чаще направляют письменные обращения, в том числе в электронном виде. Одновременно увеличилось и количество судебных споров, связанных с рассмотрением таких обращений. В этой статье — подборка судебных решений за последние два года. В первой части статьи вы найдете аргументы, которые помогли органам власти отстоять свою правоту. Из второй узнаете об ошибках, которые допустили ваши коллеги.

Аргументы в защиту органа МСУ

Сначала расскажем о четырех случаях, когда суды принимали сторону органов власти. Прочтите, какие доводы последние приводили в свою защиту.

Технические проблемы при направлении обращения — вина службы поддержки, а не органа власти

В работе электронных средств связи с органами власти периодически возникают сбои. Бывает, что из-за технической проблемы заявитель не получает ответ на свое обращение. Прочтите, какие аргументы использовать для защиты муниципалитета.

ПРИМЕР 1. Гражданин отправил электронное обращение в орган государственной власти. Ответ в установленный срок не пришел. Тогда гражданин обратился в суд.

Суд установил, что на сайте, через который истец направил обращение, произошел технический сбой. Из-за этого орган власти не получил и не зарегистрировал обращение, не рассмотрел его и не дал ответ. Суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет о слабом контроле за работой специалистов и служб, отвечающих за техническую поддержку информационных систем. Это не тождественно бездействию при рассмотрении обращения гражданина.

Суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2020 по делу № 33а-435/2020).

На заметку: Какими общими нормами руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и организаций

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Граждане вправе обращаться в органы власти лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Такое же право есть у объединений граждан, в том числе у юридических лиц. Обращаться можно в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, а также в муниципальные учреждения (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ). Обязательно рассмотрите обращение, если тема соответствует компетенции органа или его должностного лица. Это может быть предложение, заявление или жалоба. Обращение может быть устным.

Рассмотрите обращение в течение 30 дней со дня его регистрации в органе власти. В исключительных случаях срок можно продлить еще на 30 дней, уведомив об этом заявителя.

Несогласие гражданина с содержанием ответа на обращение не означает, что орган власти бездействовал

Часто заявитель получает ответ по существу, но остается им недоволен и обвиняет чиновников в бездействии. Суды в таких случаях поддерживают органы власти. Несогласие гражданина с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии муниципалитета при рассмотрении обращения.

ПРИМЕР 2. Гражданин отправил жалобу в орган власти. Чиновники рассмотрели ее по существу и направили заявителю мотивированный ответ. Гражданин с этим ответом не согласился и обратился в суд. Истец утверждал, что чиновники не рассмотрели жалобу. Он просил признать бездействие органа власти незаконным. Суд с истцом не согласился и отказался удовлетворять его требования (апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33а-780/2020).

Администрация уже дала ответ заявителю, поэтому не стала делать это повторно

В случае неоднократных заявлений и обращений по одному и тому же вопросу можно не давать ответ по существу на повторное обращение. Суды поддержат орган местного самоуправления.

Документ: Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с местной администрацией в постановлении от 20.08.2020 № Ф03-2848/2020

ПРИМЕР 3. Компания попросила управление муниципальной собственности городской администрации предоставить ей земельный участок в аренду без торгов. Чиновники ответили отказом. Компания обратилась в орган МСУ повторно. На это обращение она ответа не получила. Тогда компания подала заявление в суд и попросила признать бездействие чиновников незаконным.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Но апелляция поддержала администрацию. Судьи указали, что чиновники уже дали ответ по существу на аналогичное обращение компании. Заявитель не сослался на какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы служить основанием для изменения принятого решения.

Заявитель просил провести проверку, но не указал всю необходимую информацию о себе

Внеплановая проверка возможна, если в обращении есть вся необходимая информация о заявителе

Если обращение содержит информацию о противоправных действиях или нарушениях, оно может стать основанием для проверки. Она возможна, если в обращении есть необходимые реквизиты, в частности информация о заявителе. Если ее нет, проверку не проводите. Посоветуйте заявителю обратиться в орган МСУ повторно, указав все обязательные реквизиты. Суд поддержит такое решение органа власти.

ПРИМЕР 4. Гражданка обратилась в орган власти с просьбой привлечь энергосбытовую компанию к административной ответственности за завышение платы и отказ в ее перерасчете. Женщине разъяснили, что для рассмотрения обращения необходимо провести внеплановую проверку. В данном случае это невозможно. Обращение было направлено по электронной почте и не содержит все нужные реквизиты. Заявитель вправе обратиться в инспекцию повторно: лично, по обычной почте либо через портал государственных услуг. Гражданка не согласилась с этим ответом и обжаловала его в суде.

Суд указал, что обращение, поступившее в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ (ч. 3 ст. 7). В обращении заявитель должен указать свои Ф. И. О. и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель направила обращение по электронной почте, но не указала свои полные данные. Суды всех трех инстанций отказали в удовлетворении требования (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2020 № Ф01-8945/2020).

Ошибки, из-за которых муниципалитеты проигрывают суды

Теперь приведем еще четыре случая из судебной практики. В каждом из них судьи выносили решения в пользу заявителей.

Переадресация жалобы в орган, решение или действие которого обжалует заявитель

Часто письменное обращение содержит вопросы, не отнесенные к компетенции того органа, в который оно поступило. Тогда обращение нужно переадресовать органу, который уполномочен его рассматривать. Сделайте это в течение семи дней (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). При этом нельзя переадресовывать жалобы на действия какого-либо органа в этот же самый орган. Это подтвердил Конституционный суд.

Документ: Выводы Конституционного суда — в определении от 24.10.2019 № 2947-О

ПРИМЕР 5. Гражданин направил в орган власти жалобу на действия другого органа. Ответа не получил и обратился в суд. Первая и апелляционная инстанции истцу отказали. Они установили, что обращение было переадресовано в другой орган — тот самый, на который жаловался заявитель. Гражданина уведомили о переадресации.

Заявитель подал в суд другой иск. На этот раз он просил признать незаконным бездействие органа, в который было перенаправлено его обращение. Выяснилось, что корреспонденция с обращением гражданина к ответчику не поступала. Поэтому суды снова отказали истцу. Тогда заявитель обратился в Конституционный суд.

Конституционный суд указал, что жалобу нельзя направлять на рассмотрение в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Закон не допускает произвольной переадресации обращения гражданина в орган власти без учета нормативно установленной компетенции этого органа (п. 3 ст. 5, ч. 3 и 6 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ). Если в обращении гражданина содержится просьба о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, то оно не может быть перенаправлено в тот орган, с действиями или решениями которого заявитель связывает такие нарушения.

Ответ заявителю в обычном, а не заказном письме

Сохраняйте доказательства того, что вы отправили заявителю ответ. По этой причине нельзя отвечать гражданам простыми почтовыми отправлениями: их невозможно отследить. Чтобы избежать проблем, давайте ответы на письменные обращения заказным письмом с описью вложения.

ПРИМЕР 6. Гражданин направил заявление в орган власти, но ответа на него не получил. Тогда он обратился в суд с просьбой признать незаконным бездействие органа власти.

Неправильная квалификация обращения

Ответственное должностное лицо органа местного самоуправления должно не только правильно квалифицировать обращение, но и дать полный ответ по существу всех поставленных в нем вопросов.

Документ: Верховный суд подтвердил обоснованность привлечения чиновника к административной ответственности в постановлении от 31.07.2019 № 7-АД19-5

Гражданин обратился в суд. Начальника отдела привлекли к административной ответственности по статье 5.59 КоАП. Чиновник пытался оспорить это решение и дошел до Верховного суда.

Суды всех инстанций пришли к выводу, что начальника отдела наказали обоснованно. По содержанию обращение было как предложением — рекомендацией органу МСУ по организации дороги и зоны отдыха в микрорайоне, так и заявлением, содержащим просьбу (п. 2, 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ). Чиновник не объяснил гражданину, возможно ли создание этих объектов, предусмотрено ли оно в планах местной администрации. Следовательно, он не дал ответ по существу на вопросы, затронутые в обращении.

Немотивированный отказ в просьбе о личном приеме

Если в письменном обращении заявитель просит принять его лично, орган МСУ не вправе немотивированно отказать в приеме. Уполномоченное должностное лицо обязано внимательно изучить доводы заявителя и по возможности провести прием. В противном случае отказ может быть признан незаконным в суде.

ПРИМЕР 8. Гражданин обратился с заявлением к должностному лицу и попросил его о личном приеме. Чиновник отказал, сославшись на нецелесообразность такого приема. Тогда гражданин обратился в суд с требованием о признании отказа недействительным.

Суды трех инстанций истцу отказали. Однако Верховный суд с ними не согласился. Истцу фактически отказали в праве изложить его доводы и, не выяснив суть его обращения, признали личный прием нецелесообразным. Отказ был бы законным, если бы чиновники сначала дали ответ по существу поставленных в обращении вопросов (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 18.02.2020 № 13-КА19-3).

Как понять, реальна ли угроза, и что делать, если тебе угрожают расправой – наши юристы расскажут, как себя вести в такой ситуации.

Сталкиваться с угрозами приходилось почти каждому из нас. В большинстве случаев конфликт можно уладить мирным путем, а взаимные претензии легко решаются извинениями. Однако угроза физического насилия или распространения порочащих сведений может оказаться вполне реальна, особенно если сопровождается демонстрацией опасных предметов или оружия.

Что делать при угрозах, и как правильно вести себя, если начинают угрожать физической расправой? Недопустимо пускать ситуацию на самотек, ведь от своевременно принятых мер защиты зависит личная безопасность, а также жизнь и здоровье близких. В этой статье расскажем, что делать, если тебе угрожают расправой, и куда можно обратиться за защитой.

Как узнать, угрожали ли вам?

Как узнать, угрожали ли вам

Что делать, если тебе угрожают расправой? Прежде всего, нужно оценить характер угрозы – насколько она реальна, в чем выражается, какие дополнительные мотивы и требования высказывает инициатор конфликта. Учтите, что даже давнее знакомство с человеком не устраняет потенциальную опасность, если он настроен воплотить угрозу в реальность.

Что может быть тому, кто угрожает? Сперва определим, при каких условиях может наступать ответственность за личную или анонимную угрозу. По закону можно привлечь гражданина к ответственности, если угроза характеризуется следующими признаками:

сопровождалась демонстрацией оружия или иных аналогичных предметов;

создавала реальную опасность жизни или здоровью, что следует из характера действий правонарушителя или его слов;

выдвинута реальная угроза распространить иным лицам сведения, которые могут вас опорочить.

Если тебе пишут и угрожают причинением ущерба имуществу, привлечь к уголовной ответственности будет невозможно. Дело в том, что за причинение вреда материальным ценностям и имуществу ответственность наступает по факту противоправных действий. Даже если угроза такого вреда будет реальной, привлечь к ответственности невозможно до фактического нанесения повреждений имуществу.

Угрозы нередко сопровождаются требованием выполнить определенные действия или воздержаться от них. Например, под угрозой физического насилия может совершаться хищение в форме грабежа. В интернете или по телефону могут звучать угрозы за не вовремя выплаченный долг и т.д.

Даже если требования совершить определенные действия являются законными, это не дает права угрожать применением силы или иным способом. Подтвержденный факт угрозы повлечет уголовное наказание.

Как вести себя, если тебе угрожают? Запомните ключевое правило – не стоит легкомысленно относиться к высказанной угрозе, равно как и выполнять требования правонарушителя. Если позволяет ситуация, постарайтесь сохранить доказательства угрозы – письмо, аудио- или видеозапись, переписку в социальных сетях или по электронной почте. Такие доказательства существенно упростят поиск виновных лиц.

Если вам угрожает опасность

Наиболее опасны угрозы, связанные с применением физической силы, уничтожением имущества, демонстрацией оружия и т.д. Столкнуться с такими противоправными действиями можно совершенно неожиданно – на улице или в общественном месте либо, напротив, при встрече наедине. Учтите, что наказуемы угрозы, высказанные не только в отношении вас, но и ваших родных, близких, сослуживцев. Не пытайтесь предпринимать ответные действия насильственного характера, так как вас могут привлечь к ответственности даже за легкий телесный вред.

Если тебе угрожают расправой, нужно любыми способами избежать обострения конфликта. Если угроза высказана или продемонстрирована при личном контакте, постарайтесь привлечь внимание свидетелей. Ввязываться в драку ни в коем случае нельзя, так как разозленный преступник может перейти от слов к делу и причинить вам серьезный вред. Если угрозы высказывает ваш родственник, не ждите их воплощения на практике – даже условный срок по УК РФ предотвратит возможное насилие.

Что делать, если угрожают физической расправой?

Что делать, если есть угроза жизни? Если вы получили угрозу убийством и вам угрожает реальная опасность, нужно незамедлительно написать заявление в полицию или сообщить о преступлении в устной форме. При устном обращении все показания оформляются в виде протокола, который вы должны лично проверить и подписать. В письменном заявлении особое внимание уделите следующим пунктам:

место, время и способ угрозы – личное обращение, по почте, по телефону, через интернет и т.д.;

характер угрозы – убийство, причинение телесных повреждений вам или близким, распространение порочащих данных и т.д.;

контактные данные лиц, которые могут подтвердить факт устной угрозы;

ссылки на письменные доказательства, аудио- и видеозаписи, скриншот с интернет-страницы;

сведения о преступнике, если его личность вам известна, либо любые данные, позволяющие найти это лицо;

мотивы, по которым высказаны угрозы – религиозная или расовая вражда, политические убеждения и т.д.;

иная информация, которая поможет расследовать факты угроз и установить личность преступника.

Что может быть тому, кто угрожает? Если угроза не сопряжена с опасностью для жизни или причинением тяжкого вреда здоровью, наказание не последует даже при обращении в правоохранительные органы. Если же правонарушитель четко обозначил свои преступные намерения причинить тяжкий вред здоровью или убить, возбуждается уголовное дело.

При обращении в полицию вам предстоит обосновать причину и основания для проведения проверки. Если во время доследственной проверки факт угрозы будет подтвержден, доказывать вину будут правоохранительные органы и сторона обвинения.

Если угрожают по телефону

Что сделать, если тебе угрожают по телефону, и можно ли самому сделать запись такого звонка? Наиболее часто с угрозами по телефону приходится сталкиваться, когда коллекторские агентства пытаются оказать воздействие на должника по кредитам. Реальность таких угроз нельзя недооценивать – случаи умышленного уничтожения имущества должников или причинения им физического вреда практически ежедневно попадают в прессу.

Даже в случае полного погашения долга перед банком сложно рассчитывать, что угрозы со стороны коллекторов прекратятся. Только подача заявления в полицию будет гарантией вашей безопасности.

При телефонных угрозах отсутствует непосредственная опасность для здоровья, так как преступник находится не рядом с вами. Это дает возможность записать разговор, обдумать сложившуюся ситуацию, проконсультироваться с юристом или сразу обратиться в МВД.

Целесообразно сразу после звонка обращаться в правоохранительные органы. В этом случае будет возможность зафиксировать повторные звонки и угрозы, что станет доказательством для уголовного дела. Если у вас есть техническая возможность записать разговор, запись можно представить при обращении в полицию. Она облегчит поиск злоумышленников, однако для признания ее доказательством потребуется проведение специальной экспертизы.

Письмо с угрозами

Что будет, если человек угрожает в письменной форме – направил письмо по почте, подбросил или передал записку с угрозами? При обращении в полицию письменный документ поступает на экспертизу – профессиональные специалисты проверят его на наличие следов преступника, возьмут отпечатки пальцев и образцы почерка.

Современные технические средства, в большинстве случаев, позволяют установить личность злоумышленника, поскольку на любом документе остаются следы. Письменный документ с угрозами после проведения экспертизы будет приобщен к материалам уголовного дела и станет доказательством.

Как вести себя при угрозах?

Как вести себя при угрозах

Что делать, если тебе угрожают расправой? Прежде всего, нужно оценить характер угрозы – насколько она реальна, в чем выражается, какие дополнительные мотивы и требования высказывает инициатор конфликта. Учтите, что даже давнее знакомство с человеком не устраняет потенциальную опасность, если он настроен воплотить угрозу в реальность.

Что может быть тому, кто угрожает? Сперва определим, при каких условиях может наступать ответственность за личную или анонимную угрозу. По закону можно привлечь гражданина к ответственности, если угроза характеризуется следующими признаками:

сопровождалась демонстрацией оружия или иных аналогичных предметов;

создавала реальную опасность жизни или здоровью, что следует из характера действий правонарушителя или его слов;

выдвинута реальная угроза распространить иным лицам сведения, которые могут вас опорочить.

Если тебе пишут и угрожают причинением ущерба имуществу, привлечь к уголовной ответственности будет невозможно. Дело в том, что за причинение вреда материальным ценностям и имуществу ответственность наступает по факту противоправных действий. Даже если угроза такого вреда будет реальной, привлечь к ответственности невозможно до фактического нанесения повреждений имуществу.

Угрозы нередко сопровождаются требованием выполнить определенные действия или воздержаться от них. Например, под угрозой физического насилия может совершаться хищение в форме грабежа. В интернете или по телефону могут звучать угрозы за не вовремя выплаченный долг и т.д.

Даже если требования совершить определенные действия являются законными, это не дает права угрожать применением силы или иным способом. Подтвержденный факт угрозы повлечет уголовное наказание.

Как вести себя, если тебе угрожают? Запомните ключевое правило – не стоит легкомысленно относиться к высказанной угрозе, равно как и выполнять требования правонарушителя. Если позволяет ситуация, постарайтесь сохранить доказательства угрозы – письмо, аудио- или видеозапись, переписку в социальных сетях или по электронной почте. Такие доказательства существенно упростят поиск виновных лиц.

Если вам угрожает опасность

Наиболее опасны угрозы, связанные с применением физической силы, уничтожением имущества, демонстрацией оружия и т.д. Столкнуться с такими противоправными действиями можно совершенно неожиданно – на улице или в общественном месте либо, напротив, при встрече наедине. Учтите, что наказуемы угрозы, высказанные не только в отношении вас, но и ваших родных, близких, сослуживцев. Не пытайтесь предпринимать ответные действия насильственного характера, так как вас могут привлечь к ответственности даже за легкий телесный вред.

Если тебе угрожают расправой, нужно любыми способами избежать обострения конфликта. Если угроза высказана или продемонстрирована при личном контакте, постарайтесь привлечь внимание свидетелей. Ввязываться в драку ни в коем случае нельзя, так как разозленный преступник может перейти от слов к делу и причинить вам серьезный вред. Если угрозы высказывает ваш родственник, не ждите их воплощения на практике – даже условный срок по УК РФ предотвратит возможное насилие.

Что делать, если угрожают физической расправой?

Что делать, если есть угроза жизни? Если вы получили угрозу убийством и вам угрожает реальная опасность, нужно незамедлительно написать заявление в полицию или сообщить о преступлении в устной форме. При устном обращении все показания оформляются в виде протокола, который вы должны лично проверить и подписать. В письменном заявлении особое внимание уделите следующим пунктам:

место, время и способ угрозы – личное обращение, по почте, по телефону, через интернет и т.д.;

характер угрозы – убийство, причинение телесных повреждений вам или близким, распространение порочащих данных и т.д.;

контактные данные лиц, которые могут подтвердить факт устной угрозы;

ссылки на письменные доказательства, аудио- и видеозаписи, скриншот с интернет-страницы;

сведения о преступнике, если его личность вам известна, либо любые данные, позволяющие найти это лицо;

мотивы, по которым высказаны угрозы – религиозная или расовая вражда, политические убеждения и т.д.;

иная информация, которая поможет расследовать факты угроз и установить личность преступника.

Что может быть тому, кто угрожает? Если угроза не сопряжена с опасностью для жизни или причинением тяжкого вреда здоровью, наказание не последует даже при обращении в правоохранительные органы. Если же правонарушитель четко обозначил свои преступные намерения причинить тяжкий вред здоровью или убить, возбуждается уголовное дело.

При обращении в полицию вам предстоит обосновать причину и основания для проведения проверки. Если во время доследственной проверки факт угрозы будет подтвержден, доказывать вину будут правоохранительные органы и сторона обвинения.

Если угрожают по телефону

Что сделать, если тебе угрожают по телефону, и можно ли самому сделать запись такого звонка? Наиболее часто с угрозами по телефону приходится сталкиваться, когда коллекторские агентства пытаются оказать воздействие на должника по кредитам. Реальность таких угроз нельзя недооценивать – случаи умышленного уничтожения имущества должников или причинения им физического вреда практически ежедневно попадают в прессу.

Даже в случае полного погашения долга перед банком сложно рассчитывать, что угрозы со стороны коллекторов прекратятся. Только подача заявления в полицию будет гарантией вашей безопасности.

При телефонных угрозах отсутствует непосредственная опасность для здоровья, так как преступник находится не рядом с вами. Это дает возможность записать разговор, обдумать сложившуюся ситуацию, проконсультироваться с юристом или сразу обратиться в МВД.

Целесообразно сразу после звонка обращаться в правоохранительные органы. В этом случае будет возможность зафиксировать повторные звонки и угрозы, что станет доказательством для уголовного дела. Если у вас есть техническая возможность записать разговор, запись можно представить при обращении в полицию. Она облегчит поиск злоумышленников, однако для признания ее доказательством потребуется проведение специальной экспертизы.

Письмо с угрозами

Что будет, если человек угрожает в письменной форме – направил письмо по почте, подбросил или передал записку с угрозами? При обращении в полицию письменный документ поступает на экспертизу – профессиональные специалисты проверят его на наличие следов преступника, возьмут отпечатки пальцев и образцы почерка.

Современные технические средства, в большинстве случаев, позволяют установить личность злоумышленника, поскольку на любом документе остаются следы. Письменный документ с угрозами после проведения экспертизы будет приобщен к материалам уголовного дела и станет доказательством.

Читайте также: