Условия обеспечения безопасности при выполнении беспарашютного десантирования из воздушного судна

Обновлено: 09.05.2024

Спуск спасателей на землю с помощью СУРа проходит под руководством бортмеханика в следующем порядке:

- бортмеханик открывает дверь, готовит лебедку, подает команду спасателю на десантирование;


- спасатель надевает рюкзак, пристегивается к страховочной системе, садится на порог двери, пристегивает свою страховочную беседку к карабину троса лебедки и снимает страховку;


- бортмеханик поворачивает стрелу лебедки наружу, при этом спасатель поворачивается лицом к вертолету. С целью предотвращения раскачивания и вращения нужно держаться за корпус вертолета;


- во время спуска главное внимание должно быть уделено месту приземления. Первым поверхности земли должен коснуться тросик, который предназначен для снятия статического заряда электричества с корпуса вертолета;


- после приземления спасатель организует в случае необходимости самостраховку, отстегивает карабин и подает команду бортмеханику на поднятие троса. При этом необходимо исключить случаи зацепления троса за камни, пни, выступы, попадание его в трещину.


Спуск спасателей с помощью СУРа занимает довольно много времени, для ускорения этого процесса спасатели могут десантироваться по основной веревке, используя при этом специальные тормозные устройства.
Спуск по веревке происходит в следующем порядке:
- после зависания вертолета на нужной высоте бортмеханик или руководитель спасателей прикрепляет основную веревку к карабину лебедки, открывает дверь и сбрасывает веревку вниз. Нижний конец веревки должен касаться земли;
- спасатель, который осуществляет десантирование, по команде бортмеханика надевает рюкзак, пристегивается к страховочной системе вертолета, садится на порог двери, надевает рукавицы, вкладывает веревку в тормозное устройство и поднимает его наверх к узлу навески;
- страховочную систему спасателя, который приготовился к десантированию, отцепляет очередной спасатель и страхуется ею сам;
- по команде бортмеханика спасатель медленно нагружает веревку, покидает вертолет, поворачиваясь к нему лицом. Спускаться следует плавно, без рывков и раскачивания;
- после приземления спасатель освобождает веревку от тормозных устройств и подает знак о завершении спуска.
Описанная последовательность должна соблюдаться каждым спасателем. По завершении десантирования бортмеханик освобождает веревку и бросает ее вниз.

В период подготовки к тренировочным прыжкам и спускам должны быть соответственно изучены материальная часть парашютов, или спусковых устройств, правила их эксплуатации и хранения, теоретические вопросы прыжка с парашютом и техники спуска со спусковым устройством, возможные неисправности в работе парашюта и спускового устройства, правила по технике безопасности при прыжках с парашютом и спусках со спусковым устройством, а также отработаны на наземных снарядах элемент прыжка или спуска.

К тренировочным прыжкам с парашютом "Лесник-2" допускаются лица, прошедшие предварительную подготовку на системе парашютной буксировочной (СПБ) по установленной программе. Решение о необходимости и количестве буксировочных подъемов для каждого парашютиста принимает руководитель тренировки по индивидуальной оценке.

Руководителями воздушных тренировок по прыжкам с парашютом, спускам со спусковым устройством приказом по авиабазе назначаются работники баз авиационной охраны лесов, имеющие действующее свидетельство инструктора парашютиста (десантника) - пожарного первого или второго класса и допуск к самостоятельному проведению воздушных тренировок, который оформляется приказом по авиабазе, по представлению ведущего специалиста авиабазы по парашютно-десантным работам.

Допуск к выполнению тренировочных прыжков и спусков при первоначальном обучении парашютистов и десантников производится приказом по авиабазе.

Допуск к воздушной тренировке работников парашютно-пожарных и десантно-пожарных команд перед началом пожароопасного сезона осуществляется в соответствии с приказом по авиабазе и планом тренировки (приложение N 2), утвержденным начальником местной авиабазы.

Воздушная тренировка работников ППК и ДПК проводится в соответствии с программой, утвержденной Центральной авиабазой, по плану, утвержденному начальником местной авиабазы, и осуществляется руководителем воздушной тренировки.

В соответствии с планом ВОЗДУШНОЙ тренировки накануне прыжков или спусков инструкторский состав составляет плановые таблицы (приложение N 3), которые утверждает руководитель воздушной тренировки.

Программа воздушной тренировки парашютистов-пожарных должна предусматривать отработку точности приземления парашютиста, открытия запасного парашюта и приводнения, а десантников-пожарных - правильный выход из вертолета, плавный спуск с допустимой скоростью, вхождение в кроны деревьев, приземление и отцепку.

Перед выполнением каждого прыжка, спуска программы воздушной тренировки для всей группы обучаемых руководитель тренировки выполняет учебно-показательный прыжок с парашютом или спуск со спусковым устройством.

Примечание: По указанию руководителя воздушной тренировки учебно-показательные прыжки и спуски могут выполняться опытными инструкторами, имеющими действующее свидетельство.

В случае производственной необходимости разрешается переводить парашютистов (десантников) - пожарных на другой тип парашюта (спускового устройства) после выполнения ими двух прыжков (спусков) на аэродром или пригодную для этих целей площадку. Данный переход разрешается, если парашютист (десантник)-пожарный ранее имел допуск к выполнению прыжков (спусков) с этим типом парашюта (спускового устройства). В случае перевода парашютистов (десантников)-пожарных на парашюты (спусковые устройства), к работе с которыми они допускаются впервые, необходимо провести воздушную тренировку по полной программе и, как правило, в подготовительный период.

При перерывах в прыжках и спусках во время пожароопасного сезона более 30 дней работникам парашютной и десантно-пожарной службы, а также должностным лицам, имеющим квалификацию парашютиста (десантника-пожарного), предоставляется 2 контрольно-проверочных прыжка или спуска.

Контрольно-проверочные прыжки или спуски во время пожароопасного сезона выполняются под руководством старшего должностного лица, имеющего квалификацию инструктора парашютиста (десантника)-пожарного, который определяет конкретное задание на каждый прыжок или спуск.

При выполнении тренировочных прыжков с парашютом парашютистами-пожарными, спусков со спусковым устройством десантниками-пожарными и парашютистами-пожарными на оперативном авиаотделении (при длительных перерывах и т.д.) основанием на допуск к прыжкам, спускам является разрешение главного специалиста по парашютно-десантным работам и задание, выдаваемое летчиком-наблюдателем оперативного авиаотделения.

В распоряжение руководителя тренировочных прыжков, спусков с вертолета выделяются транспортные средства, техническое имущество и дежурный врач (фельдшер).

В период проведения воздушной тренировки для обеспечения контроля выполнения упражнений и соблюдения техники безопасности прыжка с парашютом, спуска со спусковым устройством на каждый день прыжков, спусков из числа инструкторского состава назначаются:

дежурный по старту;

выпускающий парашютистов-пожарных из самолета;

дежурный по площадке приземления

выпускающий из вертолета.

Назначение ответственных лиц производится руководителем воздушной тренировки и оформляется его распоряжением. Выпускающий при проведении спусков с вышки-тренажера и вертолета назначается приказом по авиабазе.

Обязанности ответственных лиц определены в приложении N 1.

Работники ППК, прошедшие воздушную тренировку с самолетов Ан-26, Ан-24, Ил-14, допускаются к выполнению производственных прыжков с парашютом с самолета Ан-2 без дополнительной тренировки.

Тренировочные прыжки с парашютом зимой разрешается выполнять при температуре не ниже -20 °С, а в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока - не ниже -30 °С.

Прыжки с парашютом "Лесник-2" зимой разрешается выполнять при температуре не ниже -25 °С, при этом укладка парашюта производится в отапливаемом помещении.

Высадка в одном заходе парашютистов-пожарных с парашютом "Лесник-2" с другими типами парашютов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Тренировочные спуски со спусковым устройством разрешается выполнять при температуре не ниже -25 °С.

Прыжки с парашютом и спуски со спусковым устройством зимой выполняются в теплой и не стесняющей движений одежде.

Тренировочные прыжки и спуски в летнее время выполняются в исправной и подогнанной по росту одежде:

- хлопчато-бумажный рабочий костюм, сапоги кирзовые, жесткий шлем, перчатки.

Требования, предъявляемые к оборудованию самолетов для тренировочных прыжков и вертолетов для спусков, порядок подготовки и осмотра парашютистов или десантников перед посадкой в воздушное судно и их размещение в нем, работа выпускающего, подаваемые сигналы для прыжка или спуска осуществляются в порядке, установленном для выполнения производственных прыжков или спусков.

Совершению прыжков с парашютом и спусков с вертолета должна предшествовать тщательная и всесторонняя подготовка парашютиста-пожарного и десантника-пожарного на земле, отработка им всех элементов прыжка или спуска, изучение различных приемов и тренировка по их выполнению.

Занятия по наземной подготовке должны проводиться в соответствии с программами обучения, а также перед совершением любого назначения прыжка с парашютом или спуска с вертолета.

К проведению занятий допускаются должностные лица авиабазы, имеющие квалификацию инструктора.

Подготовка к прыжкам с парашютом

При наземной отработке элементов прыжка особое внимание обращается на:

- занятие исходного положения в самолете перед отделением;

- отделение от самолета;

- раскрытие запасного парашюта;

- ориентировку в воздухе и определение сноса;

- управление куполом парашюта;

- подготовку к приземлению, приземление и гашение купола парашюта.

Для проведения наземной подготовки на каждом оперативном авиаотделении, имеющим в своем составе, парашютно-пожарные команды (группы), должен быть оборудован парашютно-десантный спортивный городок с наличием снарядов, перечисленных в приложении N 5.

При авиабазе и на оперативных авиаотделениях, где проводится подготовка парашютистов (десантников)-пожарных, оборудуется парашютно-десантный спортивный городок, согласно приложению 5.

Подготовка к спускам с вертолета

При наземной отработке элементов спуска особое внимание обращается на:

- правильное монтирование тормозного блока на шнуре в соответствии с весом спускающегося;

- правильность зацепления карабина подвески за тормозной блок;

- подход к двери (люк);

- выход из двери (люка);

- зависание и подготовка к спуску;

- выдерживание равномерной скорости не более 3 м/сек;

- гашение скорости перед землей;

- отцепку карабина подвески тормозного блока;

- снятие тормозного блока со шнура;

- порядок спуска груза.

Отработка всех элементов спуска производится с вышек-тренажеров.

Вышки-тренажеры должны быть построены по утвержденным типовым проектам и иметь технический паспорт.

Вновь построенная или приспособленная вышка-тренажер принимается комиссией, назначаемой приказом начальника авиабазы в составе: начальника оперативного авиаотделения - председателя комиссии, двух опытных инструкторов, инженера по технике безопасности авиабазы пли общественного инспектора по технике безопасности данного авиаотделения (авиазвена).

Ежегодно перед началом пожароопасного сезона вышки-тренажеры осматриваются комиссиями, назначенными распоряжением начальника данного оперативного авиаотделения.

Результаты осмотра комиссии записываются в технический паспорт.

Руководитель тренировки назначается приказом начальника авиабазы. Назначение ответственных дежурных оформляется распоряжением руководителя тренировки. Оформление необходимой для проведения тренировки документации проводится аналогично с проведением спусков с вертолета.

Перед выполнением тренировочных спусков с вертолета спускающиеся и выпускающий проходят наземную тренировку непосредственно на вертолете. Цель наземной тренировки на вертолете:

- убедиться в работе устойчивой двухсторонней связи по СПУ между выпускающим и командиром экипажа;

- отработка четких команд между выпускающим и командиром экипажа при производстве спусков;

- отработка сигналов между выпускающим и спускающимся;

- отработка прицепки карабина шнура к серьге (к скобе узла крепления для устройства СУ-Р, именуемым далее УЗК);

- отработка прицепки карабина подвески за тормозной блок;

- отработка выхода, изготовки и зависания на спусковом устройстве;

- отработка взаимодействий выпускающего и спускающегося при зависании последнего;

- отработка правильного приземления и отцепки;

- отработка технологии спуска грузов.

Примечание: Выпускающий с вышки-тренажера назначается из числа летчиков-наблюдателей или инструкторов АПС, допущенных к работе выпускающим распоряжением руководителя тренировки.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: