Как на парусных судах называется носовая мачта

Обновлено: 01.05.2024

Люди используют паруса уже более пяти тысяч лет. Паруса применяются для преобразования энергии ветра, в движущую энергию, в основном для передвижения по воде. Но применялись они и на суше, для помощи в транспортировании повозок при попутном ветре(в Китае) и даже на льду (буера — ледовые яхты).

Раньше на больших парусниках использовали прямые паруса, закрепленные на реях, которые, в свою очередь, средней своей частью крепились к мачтам. Сейчас наибольшее распространение получили косые паруса, при помощи которых можно передвигаться на судне под большим углом к ветру, чем при использовании прямых парусов.

Сегодня мы поговорим про малые парусные суда — яхты и швертботы и установленном на них оборудовании, для обеспечения движения судна при помощи ветра.

Всё палубное оборудование делится на рангоут (мачта, рея, гик, гафель, шпринт, бушприт) и такелаж, который в свою очередь бывает стоячий (для крепления рангоута) и бегучий (подвижный — для управления парусами, изменяя положения рангоута).

Типы яхт

В первую очередь яхты подразделяются на два вида — моторные и парусные яхты. Отличие в мировоззрении.


В первом случае, это комфорт и незабываемые впечатления, а во втором случае к этим двум составляющим добавляются ещё два — это романтика и экстрим.

В статье я рассматриваю только парусные яхты


Парусные яхты подразделяются на несколько основных классов — это:

  • килевые яхты;
  • швертботы;
  • компромиссы;
  • многокорпусные суда.

Паруса, под действием ветра, стремятся опрокинуть яхту. Основным отличием классов яхт является разный способ борьбы судов против опрокидывания.

На килевых яхтах для этой цели служит киль — тяжёлое сооружение на днище(балласт), которое кроме сопротивления опрокидыванию несёт ещё одну функцию — препятствует сносу судна под ветер.



Неудобство в том, что яхта из-за киля не может подойти близко к пологому берегу и вынуждена вставать в акватории на якорь или швартоваться на специальных причалах.

На швертботе функцию спасения яхты от опрокидывания несут мощные скулы корпуса судна, а функцию препятствия сносу судна под ветер несет выдвижной плавник, не имеющий балласта — шверт.


За счёт того, что шверт выполняется подъёмным или поворотным, швертбот может подходить вплотную к любому берегу.

Кроме этого имеются ещё и многокорпусные яхты.


Это двухкорпусные — катамараны и трехкорпусные — тримараны.

Мачты на яхтах

Яхты оборудованы одной, двумя или, при необходимости большим количеством мачт. Если судно оборудовано одной мачтой, то она называется грот. Если мачты две, то передняя называется фок, а задняя, расположенная ближе к середине судна — грот. Исключение, если задняя мачта расположена ближе к корме и намного меньше передней, то она называется бизань, а передняя, расположенная ближе к середине — грот. Если на судне мачт три и более, то все мачты, расположенные между фоком и бизанью, называются гротом и распределяются по номерам.

Виды парусного вооружения яхт

Паруса, расположенные на мачтах, крепящиеся передней кромкой к соответствующей мачте называются по названию этих мачт. На фок-мачте — это фок, на грот-мачте — грот и на бизань-мачте — бизань. Кромки паруса называются шкоторинами.

У треугольного паруса передняя, задняя и нижняя шкоторины.

У четырехугольного паруса, выполненного в виде неправильной трапеции, имеется ещё и верхняя шкоторина. Шкоторина, обшитая мягким тросом(ликтрос), называется шкаторина.

Углы между шкоторинами также имеют свое название. Не буду забивать вам голову лишней информацией. Скажу лишь, что задний нижний угол паруса имеет название — шкотовый. К этому углу крепится часть бегучего такелажа — шкот, посредством которого происходит управление парусом.


Существует много видов парусного вооружения яхт. Рассмотрим основные из них — это бермудское вооружение, шпринтовое, гафельное и латинское. Остальные типы менее распространены. Самое распространённое в наше время, это бермудское парусное вооружение яхт.

  • Бермудский парус — это треугольный парус, передняя кромка (шкаторина) которого крепится к мачте, а нижняя к гику.

Гик — это часть рангоута судна, которая расположена вдоль яхты горизонтально и крепится передним концом к мачте.

  • Шпринтовый парус — это четырёхугольный парус, выполненный в виде неправильной трапеции, передняя шкаторина которого крепится к мачте, нижняя — к гику, а задний верхний угол растянут по диагонали шпринтовым(выполняется из алюминиевой трубки), нижняя часть которого крепится к нижней части мачты. Яхту с такими парусами мы с женой построили самостоятельно.


1- фок; 2- грот; 3- шпринт; 4-гик; 5- шкотовый угол; 6- латы.

  • Гафельный парус — это четырёхугольный парус, передняя шкаторина которого крепится к мачте, нижняя к гику или же, если гик отсутствует то ей придаёт жёсткость нижняя сплошная лата(латы — это жёсткие элементы, которые вставлены в специальные карманы паруса, для придания ему определенной формы и жёсткости), а верхняя к гафелю, который является частью рангоута и передним концом(так же, как гик, но только в верхней части мачты) крепится к мачте.
  • Латинский парус(один из самых древних) — это треугольный парус, острым концом направленный вперёд, верхняя шкаторина которого крепится на рею(рю), расположенную вдоль судна, и закрепленную средней частью на мачте. В настоящее время применяется в основном только на самых малых(пляжных) судах, в связи с тем, что с таким вооружением, в отличие от всех вышеперечисленных, невозможно ходить под углом более двадцати градусов к ветру.






Внутреннее устройство парусной яхты для чартера

Паруса, корпус, киль относятся к основным устройствам конструкции парусной яхты, но жизненно важные системы спрятаны в самом корпусе и на палубе.

Навигация на парусной яхте.

К навигационным системам относится GPS-навигация, радиоаппаратура, автопилот, радар, картплоттер, VHF, приборы штурмана, навигационные огни, карты, приливные таблицы и прочее.

Внутреннее устройство парусной яхты для чартера

Безопасность яхты.

Система безопасности состоит из таких основных параметров: живучесть судна, спасательная и оповещательная системы.

К живучести судна можно отнести осушительные помпы, противопожарные средства (огнетушители порошковые и пенные), герметики и инструменты для ремонта кингстонов.

Безопасность на парусной яхте

Если экипаж не в состоянии побороть чрезвычайную ситуацию или кто-то из экипажа оказался за бортом судна, в силу вступает спасательная система яхты. В ее состав входят: спасательный плот, круг, жилеты, аптечка, маячки, бросательный конец.

Основные элементы из которых состоит система оповещения:

  • станция УКВ;
  • система оповещения по спутниковой связи Inmarsat;
  • SART — радиолокационный спасательный ответчик, распространяет сигнал на 70-м канале УКВ;
  • сигнальные ракеты, флаги, маячки, дымовые шашки, краски для окрашивания воды и прочее.

Бытовые системы парусной ятхы.

К бытовым системам можно отнести все, что обеспечивает все бытовые нужды: тепло, питьевая вода, пища и ее сохранение, а также сохранение удобства и комфорта.

Электричество на яхте.

Бортовая электросистема может выдавать ток на 12 В и через инвертор на 220 В. 12 В необходимо для пуска двигателя и работы большинства приборов, которые обеспечивают навигацию и безопасность. 220В — для бытовых приборов (фен, аудиооборудование, ТВ, зарядные для мобильных телефонов и ноутбуков)

Парусная яхта. Основные устройства на парусной яхте

Топливная система и двигатель на яхте.

В основном, топливная система парусной яхты похожа на автомобильную. За ней необходимо постоянно следить, заливать только качественные горюче-смазочные материалы и менять фильтры.

Для закрепления прочитанного материала, ниже показана схема яхты. Производители каждый год улучшают показатели управляемости и комфорта крейсерских яхт, но в целом, конструкция яхт везде практически одинакова. Как исключение — спортивные скоростные яхты, где больше внимания уделяют скорости, а не комфорту. Но это уже другая история.

Схема парусной яхты

А если вы хотите познакомиться ближе с яхтами и катамаранами, можете воспользоваться нашим удобным поиском по каталогу яхт, забронировать яхту, получить приятную скидку, и наслаждаться путешествием под парусом в выбранном яхтенном регионе.

Еще некоторые виды парусов

Состав и материалы выполнения сооружений

Маленькое судно снабжается мачтой из одного дерева (однодеревки), а суда большего размера оснащаются составными из трёх частей. Их при необходимости можно разобрать.

Материал для их изготовления — дерево или металл. Из металла (сталь или лёгкий металл) делают трубы, которые впоследствии становятся мачтой на судне.

Из какого дерева делают мачты кораблей? Это:

  • Ель.
  • Лиственница.
  • Пихта.
  • Пиния.
  • Смолистая сосна и т. д.

Деревья должны быть лёгкие и смолистые.

мачта военного корабля

Предназначение.

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

Гоночная и крейсерская яхты на ходу

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае — обеспечить комфорт и надежность.

Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

Паруса из дакрона

Один из самых популярных материалов, разновидность полиэстера. Патент принадлежит крупнейшему американскому производителю, корпорации DuPont. Эти же ребята изобрели и запатентовали тефлон. За счет специальной пропитки, эта ткань не пропускает воздух и влагоустойчива, а что еще нужно яхтсмену? Дакрон пока остается лидером рынка, благодаря также доступной цене. Интересно, что на некоторых соревнованиях по парусному спорту, например, олимпийские классы Лазер, 470, Звездный, спортсменам разрешают использовать только дакроновые паруса. Это одно из правил.

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.


Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

  • Назначение лодки – для кратковременных семейных прогулок, круиза или гонок.
  • Район использования – внутренние водоемы, прибрежная морская зона, океанские просторы.
  • Водоизмещение, размерения, вид и вес балласта/фальшкиля, обводы корпуса.
  • Конструктивные особенности: материал корпуса и рангоута, высота надводного борта, наличие фальшборта и пр.

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

Современный гафельный кеч: традиции не умирают

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

Square Top – существенно увеличивает потенциал высоких (гоночных) парусов

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Грот – треугольный парус, верхний конец и передняя кромка (шкаторина) которого крепятся к мачте, а нижняя растягивается на горизонтально установленном рангоутном дереве – гике, разворот которого осуществляется при помощи гика-шкота. В большинстве случаев, это самый большой по площади парус, который на современных лодках сворачивается либо в мачту (In-mast furling) , либо в гик (In boom furling) на специальной закрутке. Помимо значительного тягового усилия, грот обеспечивает эффективное обтекание воздушным потоком передних парусов, а также способствует сохранению рулевого баланса. Обычно в комплект входят два основных грота (запасной при коротких круизных рейсах хранится на берегу) и штормовой, меньшей площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

  • №1 (140-150%) с низким расположением шкотового угла. Обычно используется при ветре до 2 баллов на курсах от галфвинда до острого бейдевинда.
  • №2 (до 120%) – при ветре от 2 до 4 баллов в том же диапазоне курсов.
  • №3 (100%) – для 4-5 балльных ветров, при курсах от галфинда до бейдевинда.

Перекрывающая генуя в действии

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Спинакер: красиво, но не так-то просто!

Генакер на J/70

Code Zero: дорогая ловушка для укрощения слабого ветра с встречных румбов

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

К преимуществам шлюпов в целом относят:

  • Минимальное количество снастей.
  • Сравнительную простоту управления.
  • Универсальную пригодность как для гонок, так и для семейных путешествий.

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

Классический бермудский шлюп: Bavaria 46

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

  • Тендеры с бушпритом – горизонтальным или наклонным рангоутным деревом, закрепленным на носу. Этот вариант оснастки характерен для лодок большего водоизмещения, с целью увеличить площадь передних парусов без увеличения высоты мачты.
  • Безбушпритные тендеры – галсовый угол переднего стакселя крепится непосредственно в носовой части корпуса.

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

  • Возможность гибкого подбора комплекта парусов для любой погоды.
  • Большая эффективность использования парусного вооружения при попутных ветрах.
  • Меньшие физические усилия при управлении и (особенно!) при смене парусов.
  • Улучшенный сектор обзора вне зависимости от курса относительно ветра.

Тендеры с бушпритом и без него: Valiant 40, Warrior 40 (закрутка в гик и мачту)

ендеры с бушпритом и без него: Valiant 40, Warrior 40 (закрутка в гик и мачту)

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

  • Возможность сохранения значительной общей площади парусности (и даже ее увеличения) при уменьшении размеров отдельных парусов, что облегчает управление ими.
  • Существенно большая чем у одномачтовых лодок свобода маневра парусами (как по количеству, так и по рабочей площади) при сильных ветрах.
  • Дополнительная стабилизация лодки в дрейфе, а также на плавучем или стационарном якоре: поднятый на бизань-мачте парус, помогает точнее удерживать нос против волны.

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Кечи: обновленные Josua и Suhaily, а таже кэт-кеч Freedom 35

Кечи: обновленные Josua и Suhaily, а таже кэт-кеч Freedom 35

Кечи: обновленные Josua и Suhaily, а таже кэт-кеч Freedom 35

Подобный вариант парусного вооружения яхтинг позаимствовал у рыболовных суденышек домоторной эпохи, которым важно было точно сохранять заданное направление движения при постановке/выборке сетей, когда каждая пара свободных рук требовалась для работы на палубе. Первыми опыт рыбаков переняли мореплаватели-одиночки. которые не гнались за рекордами скорости. Так, знаменитый капитан Слокам уже во время кругосветного путешествия переоснастил свой Spray (бывший устричный шлюп) именно в иол.

По мере появления все более совершенных авторулевых, йолы постепенно теряют свою популярность у широкой массы любителей паруса. Однако, обладая большинством основных преимуществ кеча (включая возможности размещения дополнительного оборудования) при меньшей стоимости, все еще находят спрос среди поклонников лодок индивидуальных проектов.

Признанными плюсами шхун являются:

К минусам лодок этого типа следует отнести сравнительно меньшие скорости и неустойчивость удержания курса (зарыскивание) при попутных ветрах. К тому же, при кажущейся простоте оснастки, управление шхуной представляется достаточно сложным для сравнительно малочисленного (2-3 чел.) экипажа, а уж тем более для одиночки.

Подведем итоги

Эти лодки хороши своей универсальностью и подходят как для первичного обучения, так и для развития полученных навыков в дальних морских и океанских плаваниях. Однако в погоне за скоростью (с неизбежным возрастанием размеров судна и площади парусов) возникает естественная необходимость облегчить рангоут и уменьшить высоту центра парусности. Так что при общей площади парусности превышающей 60 м² представляется целесообразным использовать тендерную оснастку, которая позволит нести больше парусов, существенно не увеличивая нагрузки на единственную мачту.

На хорошо построенном и оснащенном шлюпе можно плавать и участвовать в гонках хоть всю жизнь.

По мере совершенствования мастерства растет тяга к длительным путешествиям в комфортных условиях и/или достижениям больших скоростей. И то, и другое вам могут обеспечить более крупные лодки с соответственно увеличенной площадью парусов. При общей парусности свыше 100-120 м² более эффективным представляется использование двухмачтовых вариантов вооружения – йола и кеча, а при суммарной площади парусов 200-250 м² и более – шхуны.

Так, от меньшего к большему, от простого к сложному перед вами откроется волшебный мир парусов.

01 парусная эскадра (605x441, 86Kb)

Парусное судно - это плавательное средство, передвигающееся по воде благодаря использованию силы ветра, уловленной парусами судна; никакие механические приспособления, способные воздействовать на его движение, при этом не используются. Парусные суда – древнейшее средство передвижения по воде, частично применяемое человечеством до сих пор - несмотря на развитие механики и изобретение механизмов, способных двигать корабли и суда без помощи ветра.

02 набор корпуса судна (562x270, 38Kb)


Набор корпуса судна – киль и шпангоуты

03 устройство парусника (681x426, 112Kb)

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.


Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

04 мачты (561x371, 68Kb)

05 парусник с бонавентур мачтой (550x388, 67Kb)


Английское крупное военное судно начала 16 века
несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

06 рангоут и такелаж (645x448, 87Kb)

Для удержания мачт на их местах используется так называемый СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. ФОРДУНЫ и БАКШТАГИ удерживают стеньги и брам-стеньги; ВАНТЫ, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.
Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - РЕИ. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.
Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: НИЖНИЕ – ПРОСТО РЕИ (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); ВЫШЕ, над марсами стеньг, крепятся МАРСА-РЕИ (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к ВЕРХНИМ БРАМ-СТЕНЬГАМ прикрепляют БРАМ-РЕИ (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку БОМ- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.
Для управления рангоутом и парусами служит БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).


Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

07 прямые паруса (513x515, 210Kb)


Прямые паруса

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.
Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. ГАФЕЛЬНЫЕ ПАРУСА – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. БЕРМУДСКИЕ ПАРУСА – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

08 ВИДЫ КОСЫХ ПАРУСОВ (641x227, 48Kb)

09 Барк Седов под стакселями (594x344, 58Kb)


Вспомогательные косые паруса большого корабля:
впереди – кливера, между мачтами – стаксели


Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно ФОКОМ и ГРОТОМ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся ФОР-МАРСЕЛЬ и ГРОТ-МАРСЕЛЬ. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются ФОР-БРАМСЕЛЬ и ГРОТ-БРАМСЕЛЬ. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: БИЗАНЬ, КРЮЙСЕЛЬ и БОМ-КРЮЙСЕЛЬ. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются ФОР-ТРЮМСЕЛЬ и ГРОТА-ТРЮМСЕЛЬ. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался БЛИНД; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус БОМ-БЛИНД.



Полный сфальсифицированы корабль или полностью сфальсифицированы судно является парусное судно «сек план парус с тремя или более мачтами , все из них с прямым парусным вооружением . [1] Считается, что у полностью оборудованного корабля есть корабельная установка или она должна быть оснащена кораблем . На таких судах каждая мачта также состоит из трех частей: нижняя мачта, верхняя мачта и верхняя мачта. [2] [3] [4] Другие большие многомачтовые парусные суда могут рассматриваться как суда, хотя у них отсутствует один из элементов полностью оснащенного судна, например, у которых одна или несколько мачт поддерживают только носовой и кормовой парус. или иметь мачту, состоящую только из двух сегментов. [4]

Содержание


В мачтах полною парусный корабля, от луки до кормы , являются: [2]

  • Фок-мачта, вторая по высоте мачта
  • Грот-мачта, самая высокая
  • Бизань-мачта, третья по высоте
  • Джиггер-мачта, которая может отсутствовать, но в таком случае будет четвертой по высоте

Если мачты деревянные, каждая мачта состоит из трех или более частей. Вот они (в порядке снизу вверх): [3]

  • Самая низкая часть называется мачтой или нижней .
  • Стеньга
  • Мачта Topgallant
  • Королевская мачта, если установлена

На стальных мачтах соответствующие секции мачты названы в честь традиционных деревянных секций.



Самый низкий и обычно самый большой парус на мачте - это курсовой парус этой мачты, который обозначается просто названием мачты: фок, грот, бизань-парус, джиггер-парус или, чаще, форкурс и т.

Выше курсового паруса по порядку находятся:

  • Топсель , или
    • Опустить марсель, если он установлен.
    • Верхний марсель, если он установлен.
    • Нижний верхний парус, если он установлен.
    • Верхний парус, если он установлен.

    Разделение паруса на верхний и нижний было вопросом практичности, поскольку неразделенные паруса были больше и, следовательно, с ними было труднее обращаться. Большие паруса требовали найма и оплаты большей команды. Кроме того, большой размер некоторых судов конца 19-го и 20-го веков означал, что их, соответственно, большие паруса было бы невозможно управлять, если бы они не были разделены.

    Стрелки вынесены вперед по отношению к фок-мачте, закреплены на бушприте или укосине и имеют различные условные обозначения.

    Стаксели могут быть перенесены между любой другой мачтой и мачтой перед ней или от фок-мачты до бушприта. Они названы в честь мачты, с которой они поднимаются, поэтому, например, стаксель, поднятый на вершину бизань-стеньги на стойке, идущей к вершине главной стеньги, будет называться стаксель-бизань-стеньгант .

    Каррак (16–17 вв.), Предшественник полноценного корабля

    Полноборудованный корабль (середина XIX века - один парус на бизань-мачте, закрученный).

    Один или два шлепка переносятся за самой задней мачтой, если два они называются верхним шлепком и нижним шлепком . Носовой и назад топсель может быть выполнен над верхним или только Spanker, и называется Gaff парус .

    Чтобы остановить судно с полным такелажем, за исключением случаев, когда идет прямой ветер, паруса фок-мачты должны быть ориентированы в направлении, перпендикулярном парусам грот-мачты. Таким образом, мачты нейтрализуют свое давление на корабль. [5] Это позволяет экипажу останавливать и быстро перезапускать корабль, не убирая и не опуская паруса, а также динамически компенсировать воздействие ветра на сами мачты и верфи. При движении по ветру паруса все же нужно опустить, чтобы корабль остановился.

    Читайте также: