Не предоставление отчета по пэк штраф

Обновлено: 02.07.2024

Как правильно составить программу производственного экологического контроля (ПЭК) и отчитаться? Многочисленные вопросы экологов показывают, что этот вопрос по-прежнему актуален.

Требования к программе ПЭК1 утверждены весной 2018 г., однако до сих пор наблюдается дефицит компетентной информации, способной пояснить экологам предприятий, как правильно составить и выполнять эту программу. Все дело в том, что приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 741 составлен, как и все образцы современного российского законотворчества, неконкретно, имеет множество пробелов и двойных толкований, и при попытке составить программу по данному приказу возникают вопросы практического характера.

Что часто вызывает затруднения

Первое препятствие — такие перечни есть не везде, однако это не мешает инспекторам требовать план-график при проверке хозяйствующих субъектов.

Второе препятствие — даже если перечень есть, и предприятие обязано план-график наблюдений составить, возникают вопросы по его заполнению. Например, как определить периодичность отбора проб на контрольных точках, а также выбрать расположение таких точек? Однозначного ответа в нормативных актах нет.

Для составления плана-графика наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха нужен перечень предприятий, проводящих мониторинг воздуха, а он составлен не во всех регионах.

Программа ПЭК по приказу № 741 предусматривает минимум сведений об образовании и дальнейшем обращении с отходами производства и потребления. При этом, например, для объектов, оказывающих негативное воздействие (далее — объекты ОНВ), III категории с 1 января 2020 г. обязательна подача отчетности об отходах в составе отчета по программе ПЭК (ст. 18 Закона № 89-ФЗ3 в ред. от 27.12.2019.

Закон № 89-ФЗ3 в ред. от 27.12.2019

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

…5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Однако приказ № 741 такой информации не предусматривает, соответственно и приказ № 2614, которым утверждена форма отчета по программе ПЭК, не содержит соответствующих таблиц или граф. При этом после отмены отчетности по отходам для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) не осталось ни одной отчетности (кроме 2-ТП (отходы)), которая подходила бы под данное требование закона.

Программа ПЭК предусматривает обязательный учет и контроль маркерных веществ, которые могут быть определены для того или иного производства только при наличии отраслевого информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ). Такие справочники готовы далеко не для всех отраслей. К тому же по закону особый контроль маркерных веществ необходим только объектам ОНВ I и II категорий при условии, что они внедряют НДТ, а приказ № 741 не делает различий для этих объектов и объектов III категории, требуя отражения маркерных веществ в плане-графике контроля для всех объектов.

Не для всех отраслей подготовлены информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

Требования к программе ПЭК, утвержденные приказом № 741, не соответствуют в полном объеме требованиям ст. 67 Закона № 7-ФЗ5. Согласно п. 3.1 этой статьи, программа ПЭК для объектов I категории, которые эксплуатируют технические устройства, оборудование из установленного Правительством РФ перечня и имеют стационарные источники выброса от работы таких установок, дополнительно должна содержать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии такой системы. Соответствующего раздела в программе ПЭК не предусмотрено (поправка к закону вышла позже приказа).

Вызывает недоумение критерий включения источников в план-график контроля (0,1 ПДКмр на границе). Почему именно максимальные разовые ПДК, как быть с веществами, имеющими только ПДК среднесуточную или ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ)?

Если внимательно почитать приказ, то найдется еще несколько неточностей.

Помимо прочего, программа ПЭК не подлежит утверждению госорганами, соответственно проверить правильность ее составления нереально до первой проверки.

Полный текст статьи

Разработка — от 20 дней
Закон — Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"

Работаем по всей России
Опыт работ более 14 лет


ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (ПЭК)



Основной задачей ПЭК является обеспечение проведения предприятиями природоохранных мероприятий, а также действий, направленных на восстановление и рациональное использование природных ресурсов. ПЭК позволяет получить точные, полные и достоверные данные об экологической обстановке на предприятии и на границе СЗЗ .

В программе ПЭК содержатся сведения:
- об инвентаризации выбросов/сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух/в водный объект и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской
Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Согласно статье 67 п.2. ФЗ-№ 7 “Об охране окружающей среды” программу ПЭК необходимо разработать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , по каждому объекту с учетом его категории , согласно статье 67 п.2. ФЗ-№ 7 “Об охране окружающей среды”.




Срок действия программы ПЭК законодательно не регламентирован. При изменении технологических процессов, замене оборудования, появления новых источников выбросов, сбросов, отходов и т.п программа подлежит корректировке.

Согласующие инстанции:
- Предприятия федерального надзора направляют отчет в Управление Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по месту осуществления деятельности;
- Предприяти я регионального надзора направляют отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы /
Министерство природных ресурсов субъекта Российской Федерации.

Результат: программа экологического контроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства, в ней прописаны, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно оно документирует информацию и хранит полученные данные.

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК: с огласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.




Штрафные санкции за отсутствие:
1. Ответственность за отсутствие программы ПЭК согласно ст. 8.5 КоАП РФ:
– наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
– на должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.;
– на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 руб.
2. Общая ответственность за несоблюдение экологических требований по ст. 8.1:
– предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.;
– на должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;
– на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 руб.



Этапы разработки ПЭК:

1 этап - Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ
Сбор исходных данных, составление программы.
2 этап - Разработка программы ПЭК
Согласование программы ПЭК с руководителем.
3 этап – Проведение инструментальных исследований
Проведение натурных наблюдений согласно план-графику.
4 этап – Подача отчета по ПЭК в Управление Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту
осуществления деятельности / в Министерство природных ресурсов субъекта Российской Федерации.

Инструкция по заполнению отчета по программе экологического контроля

Отчет ПЭК: изменения в 2021 году

Таблица 1.1 Общие сведения

При заполнении данной таблицы следует обратить внимание на следующее:

  • полное наименование, адрес, ИНН указывать строго в соответствии с учредительными документами и выпиской ЕГРЮЛ
  • код и категорию объекта указывать согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта

Что заполнять

Таблица 1,1

Таблица 1.2 Сведения о применяемых на объекте технологиях

Таблица заполняется для объектов I категории.

Что заполнять

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графах 2 и 3 рекомендуется указывать соответственно номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое), в случае его наличия, в котором применена технология;

в графе 4 рекомендуется указывать наименование применяемой технологии;

в графе 5 рекомендуется указывать, соответствует или не соответствует применяемая на объекте технология наилучшей доступной технологии, указанной в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности.

Таблица 1,2

Таблица 1.3 Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

Таблица заполняется в случае привлечения к производственному экологическому контроля аттестованных аккредитованных лабораторий.

Что заполнять

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать наименование собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

в графе 3 рекомендуется указывать адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

в графе 4 рекомендуется указывать реквизиты аттестата аккредитации (номер, дата выдачи, наименование национального органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации) собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров).

Таблица 1,3

Таблица 2.1 Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов

Таблица заполняется в случае, если программой ПЭК предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов. На практике в каждой ПЭК есть план-график контроля.

Что заполнять

Таблица 2,1

Таблица 2.2 Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Таблица заполняется по план-графику контроля выбросов в программе производственного контроля.

Предельно допустимый выброс (г/с) устанавливается ПЭК или проектом ПДВ.

Фактический выброс (г/с) ЗВ в атмосферный воздух рекомендуется указывать по результатам лабораторных исследований.

ВАЖНО!

Т.к. законодатель рекомендует, а не заставляет делать лабораторные замеры, то мы советуем делать контроль тем методом, который указан в план-графике контроля, чаще всего расчетным методом.

*минимальный заказ – 1500 руб., при количестве источников более 10 цена рассчитывается индивидуально

Что заполнять

Таблица 2,2

Таблица 2.3 Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

В таблице указываются наименования загрязняющих веществ, указанных в план-графике контроля.

Что заполнять

Таблица 2,3

Таблица 2.4 Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

Указываются места пункта наблюдения в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений, указанном в программе производственного экологического контроля ( подробнее о программе ПЭК )

Координаты нахождения пункта наблюдения указываются в координатах, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Среднегодовая концентрация загрязняющего вещества рассчитывается по формуле:

Координаты нахождения пункта наблюдения указываются в координатах, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Среднегодовая концентрация загрязняющего вещества рассчитывается по формуле:

qср (мг/м 3 ) — среднегодовая концентрация загрязняющего вещества;

qi (мг/м 3 ) — разовая концентрация загрязняющего вещества;

n — количество наблюдений за год;

В случае наличия превышения, указывается процент превышения.

Что заполнять

Таблица 2,4

Таблица 2,5

Таблица 2,6

Таблица 3.1 Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества

Таблица заполняется только теми респондентами, если программой ПЭК предусмотрено проведение мероприятий по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

В данной таблице необходимо указывать реквизиты письма (номер (при наличии) и дата), которым направлены сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 (* подробнее в разделе отчет по воде )

Что заполнять

Таблица 3.1

Таблица 3.2 Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах)

Таблица заполняется если Программой производственного экологического контроля предусмотрено ведение регулярных наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также проведение измерений качества сточных и (или) дренажных вод.

Что заполнять

Таблица 3.2

Таблица 3.3 Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков

Заполняется если программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение проверок работы очистных сооружений.

Что заполнять

в графе 1 рекомендуется указывать номер по порядку;

в графе 2 рекомендуется указывать тип очистного сооружения, которое осуществляет очистку сточных, в том числе дренажных, вод. Тип очистного сооружения рекомендуется указывать по последней стадии очистки сточных, в том числе дренажных, вод;

в графе 3 рекомендуется указывать год ввода в эксплуатацию очистного сооружения, указанного в графе 2;

в графе 4 рекомендуется указывать сведения о стадиях очистки сточных, в том числе дренажных, вод (механическая очистка, биологическая очистка, физико-химическая очистка и др.), с указанием сооружений очистки сточных, в том числе дренажных, вод, относящихся к каждой стадии;

в графе 5 рекомендуется указывать проектный объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, в сутки и в год (тыс. м 3 /сут, тыс. м 3 /год);

в графе 6 рекомендуется указывать допустимый объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, в сутки и в год, в соответствии с разрешительным документом на право пользования водным объектом (тыс. м 3 /сут, тыс. м 3 /год);

в графе 7 рекомендуется указывать фактический объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, среднесуточный за часть календарного года проверки (тыс. м 3 /сут) и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного сооружения (тыс. м 3 /год);

в графе 8 рекомендуется указывать наименование загрязняющего вещества или микроорганизма в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;

в графе 9 рекомендуется указывать дату контроля (дату отбора проб) из протокола исследований (испытаний) и измерений;

в графе 10 рекомендуется указывать проектное содержание загрязняющего вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод (мг/дм 3 ). В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка по каким-либо загрязняющим веществам, в графе 10 рекомендуется ставить прочерк;

в графе 11 рекомендуется указывать допустимое содержание вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод (мг/дм 3 ) в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;

в графе 12 рекомендуется указывать фактическое содержание загрязняющего вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод (мг/дм 3 ) после очистки на очистном сооружении по результатам лабораторных исследований, в соответствии с протоколом исследований (испытаний) и измерений;

в графе 13 рекомендуется указывать проектное содержание микроорганизмов на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод. В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка (обеззараживание) по каким-либо микроорганизмам, в графе 13 рекомендуется ставить прочерк;

в графе 14 рекомендуется указывать допустимое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, водах в соответствии с разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;

в графе 15 рекомендуется указывать фактическое содержание микроорганизмов в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, водах после очистки, по результатам лабораторных исследований, в соответствии с протоколом исследований (испытаний) и измерений;

в графе 16 рекомендуется указывать проектное значение эффективности очистки сточных, в том числе дренажных, вод на очистном сооружении;

в графе 17 рекомендуется указывать фактическое значение эффективности очистки сточных, в том числе дренажных, вод на очистном сооружении.

Фактическое значение эффективности очистки сточных, в том числе дренажных, вод на очистных сооружениях рекомендуется определять по формуле:

Отчет ПЭК: изменения в 2021 году

Эф — эффективность работы очистных сооружений (%);

Cвх — концентрация загрязняющего вещества (мг/дм 3 ) или содержание микроорганизмов в объеме сточных, в том числе дренажных, вод до очистки;

Cвых — концентрация загрязняющего вещества (мг/дм 3 ) или содержание микроорганизмов в объеме сточных, в том числе дренажных, вод после очистки.

В случае если проектом строительства (реконструкции) очистных сооружений не предусмотрена очистка по каким-либо загрязняющим веществам и (или) микроорганизмам, в графе 16 рекомендуется ставить прочерк, в графе 17 — указывать значение, определенное по формуле, приведенной в настоящем пункте Методических рекомендаций.

— Протоколы КХА промвыбросов (из источников и на СЗЗ).

— Разрешение на сброс;

— Программы контроля качества сточных вод согласно НДС;

— Договора водопользования и (или) решения о предоставлении водного объекта в пользование;

— Договора на водоотведение;

— Сведений о ведении учета сточных вод;

— Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов;

— Паспорта очистных сооружений ( при их наличии);- План-график проведения проверок очистных сооружений;

— Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

🔴Отходы: Вносится только по объектам размещения отходов.

🟢 Отчет по ПЭК вы можно сдать через личный кабинет природопользователя.

🔴Ответственность: В случае непредоставления отчета или несвоевременного представления, а также в случае искажения информации в отчете по ПЭК — вас могут привлечь к административной ответственности по статье 8. КоАП РФ.

🔻 На граждан в размере 500-1000 рублей;

🔻На должностных лиц — 3000-6000 рублей;

🔻На юридических лиц — от 20 000-80 000 рублей.

Подробно обсудим изменения в форме:
🟢 В области охраны атмосферного воздуха

Добавлены таблицы 2.5 и 2.6, которые заполняют по квотируемым объектам, это относится к городам: 🔻Братск🔻Красноярск🔻Липецк🔻Магнитогорск🔻Медногорск🔻Нижний Тагил🔻Новокузнецк🔻Норильск🔻Омск🔻Челябинск🔻Череповец 🔻Чита (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ).

В таблицы вносят данные об источниках выбросов: их параметры, объем фактического выброса и утвержденные квоты, а также указывают, была ли превышена квота в отчетном году.

🟢 В области охраны водных ресурсов

В таблице 3.1 появилась графа, в которой надо указать количество загрязняющих веществ в воде, забранной из водного объекта, по каждому веществу.

🔻Графу следует заполнять, если для забора воды и сброса сточных вод был использован один и тот же объект❗️

🟢В области обращения с отходами

Добавлены таблицы 4.2 и 4.3.
🔻В таблице 4.2 вносим данные об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год;
🔻В таблице 4.3 — внести данные о принятых и переданных отходах и указываем данные о ЮЛ и ИП, от которых получены и (или) которым переданы отходы.

Обе таблицы схожи с таблицами в статистическом отчете по форме 2-ТП (отходы), однако отличаются тем, что в них не выделяется передача отходов региональному оператору.
Если отходы передаются региональному оператору, его данные вместе с данными других сторонних организаций указывают в таблице 4.3.

Испытываете сложности при заполнении отчета? Мы готовы помочь вам с любой экологической документацией!

Оставить комментарий Отменить ответ

Архивы

РАЗРАБОТКА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПЕРИОД НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ (НМУ).

Наступление неблагоприятных условий чревато значительным ухудшением экологической ситуации в районе расположения предприятия, что, в свою очередь, сказывается на здоровье местного населения.

Для предотвращения наступления такой ситуации предприятия, осуществляющие выбросы вредных веществ в атмосферу, законодательно обязаны иметь план мероприятий по их сокращению в случае необходимости.

Разработка и осуществление мероприятий по НМУ должны соответствовать следующим принципам:

* они должны быть эффективными и осуществимыми на практике;
* при разработке плана мероприятий должна учитываться специфика предприятия;
* при наступлении режима НМУ производство на предприятии должно сокращаться только в крайнем случае.

В зависимости от условий НМУ, различают три режима работы предприятий (каждому из которых соответствует предупреждение, которое доносится до ответственных лиц организации):

первый режим работы (снижение концентрации вредных веществ в атмосфере на 15-20%). Мероприятия носят организационный характер и не приводят к снижению производительности на предприятии;
второй режим (снижение на 20-40%). Он включает все действия, актуальные для I режима НМУ, а также мероприятия, оказывающие влияние на технологические процессы и приводящие к незначительному снижению производственной мощности предприятия;
третий режим (снижение на 40-60%). В дополнение ко всем мероприятиям, разработанным для I и II режимов, проводят действия для более существенного снижения выбросов загрязняющих веществ за счет временного ограничения производительности на предприятии.

КОМУ НУЖЕН?

Список мероприятий при НМУ всегда утверждается для предприятий, у которых уже есть разработанный проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ). Однако, не для всех предприятий, у которых есть проект ПДВ, необходима разработка плана мероприятий при НМУ. По общему правилу, данный план необходимо разрабатывать для тех организаций, которым при разработке ПДВ был присвоен I или II класс опасности. В некоторых регион также обязательным является разработка плана для предприятий III категории опасности.

ЗАЧЕМ НУЖЕН?

Прежде всего, разработка плана мероприятий при НМУ необходима для снижения вероятности загрязнения атмосферного воздуха в местности, где находится предприятие и, как следствие, избежание побочных эффектов этого загрязнения, которые могут быть очень опасны для здоровья.

Отсутствие плана действий при НМУ также грозит предприятию административной ответственностью и наложением штрафа вплоть до 100 000 руб. на юридическое лицо (согласно ст. 8.21 КоАП РФ).

Разрабатывается на весь период деятельности организации независимо от рода и характера деятельности для подтверждения отнесения отходов к V классу опасности. Ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ.

Биотестирование – это лабораторная процедура, которая проводится для определения принадлежности отхода к 5 классу опасности, самому безобидному для окружающей среды. Для того, чтобы отнести тот или иной отход к последнему классу опасности и проводится ряд сложных анализов – применяется экспериментальный метод расчетов, который считается наиболее точным. На все остальные отходы предприятия уже оформляется соответствующий паспорт опасного отхода.

Процедуру биотестирования выполняют в аккредитованной лаборатории и для этого используются разнообразные тест-объекты, реагирующие на вредные вещества – это водоросли, инфузории, беспозвоночные и прочие дафнии. Кроме этого, определяется химический состав отхода на основании 19 показателей – соответствуют ли они прописанным в отношении отходов нормативам.

Итогом проведения всех лабораторных исследований является оформленный протокол биотестирования, который подтверждает отнесение отхода к 5 классу опасности и снимает вопросы контролирующих органов.

КОМУ НУЖНО ДЕЛАТЬ.

К отходам V класса опасности принято относить практически любые бытовые отходы предприятий и организаций (бумага, щебень, опилки, пищевые отходы, мусор, лампы накаливания). Поэтому этим организациям законом положено иметь протокол биотестирования с оформлением соответствующего пакета документов.

ЗАЧЕМ НУЖНО ДЕЛАТЬ?

чтобы избежать штрафов при проверке контролирующими органами;
чтобы упорядочить обращение с отходами на предприятии и, тем самым, наносить наименьший ущерб окружающей среде.

СКОЛЬКО ПО ВРЕМЕНИ ДЕЛАЕТСЯ?

В среднем, весь процесс лабораторного анализа и разработки протокола занимает две недели.

Положительным моментом для природопользователей является то, что протокол биотестирования на конкретный отход оформляется один раз и действует на бессрочной основе. Но, при появлении на предприятии нового отхода необходимо заново определять класс опасности и оформлять либо паспорт, либо протокол, подтверждающий V класс.

Составляется один раз в 5 лет независимо от рода и характера деятельности (за исключением объектов I-II категории негативного воздействия), переоформляется в случае изменения видов отходов и мест их размещения, технологических процессов, реорганизации. Ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ, ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014 г.

Инвентаризация отходов – процесс учета и расчета количества мусора, которое образуется в той или иной организации. Такая процедура является обязательной в нашей стране и закреплена в нормативно-правовых актах. Подсчет отходов ведется исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, причем по правилам они могут делать это как самостоятельно (если имеется необходимая лицензия и квалифицированный персонал), так и посредством обращения в специализированные фирмы.

Основная цель инвентаризационной деятельности – найти и устранить проблемы, связанные с перенакоплением мусора, его неправильной утилизацией и транспортировкой. Это позволяет быстро реагировать на изменение производственного процесса (может увеличиться количество утильсырья, измениться его опасность для природы).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Законодательство устанавливает, что инвентаризация отходов должна проводиться не менее одного раза в год, если не возникает срочной потребности в ее проведении (например, при отчетности или по требованию надзорных органов). При этом стоит учитывать, что при реорганизации работы фирмы или смене ее деятельности нужно проводить инвентаризацию отходов производства еще раз.

КОМУ НУЖНО ПРОВОДИТЬ?

* непосредственные производители материальных объектов (примером могут выступать строительные фирмы, заводы по производству стекла, шин и т.д.);
* владельцы объектов размещения и накопления мусора (мусорных свалок или полигонов, хвостохранилищ, отвалов различных пород и пр.);
* фирмы, предоставляющие услуги по сбору и транспортировке ТБО;
* организации, перерабатывающие отходы.

ШТРАФЫ.

При несоблюдении экологических требований, в том числе проведения инвентаризации отходов, предусмотрена разная ответственность. Так, юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу суммой в 50-100 МРОТ, при этом санкция может быть еще более жесткой, если предписания государственного органа не будут выполняться. Также деятельность организации может быть остановлена на срок в 90 дней.

НДВ (нормативы допустимых выбросов) — норматив, который определяется для промышленных предприятий (фабрик, заводов) и указывает на максимально возможные уровни выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

Разрабатывается один раз в 5 лет при наличии стационарных источников выбросов с целью нормирования вредных загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферный воздух. Ст. 22, 23 ФЗ № 7-ФЗ, ст. 12, 30 ФЗ № 96-ФЗ.

Законодательство.

Ответственность за отсутствие проекта НДВ – штраф до 250 000 рублей.

Кому нужен проект НДВ?

Проект обязателен для предприятий со стационарными/передвижными источниками выбросов I-IV категории. Срок оформления НДВ — 6 месяцев от ввода в эксплуатацию.

Зачем нужен проект нормативов НДВ?

1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ, Росприроднадзора РФ, контролирующих вопросы экологии, органов субъектов РФ

2. Используется при формировании экологической отчетности формы 2-тп (воздух)

3 .Используется при расчете экологических платежей

4 .Используется при постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду

5 .Требуются при разработке проект санитарно-защитной зоны предприятия

6 .Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности

Стоимость разработки проекта НДВ.

от 30 000 рублей.

Проект мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Разрабатывается и проходит согласование в Органах власти раз в 5 лет независимо от объемов выбросов вредных веществ в атмосферу (все объекты I—III категории НВОС). Ст. 19 ФЗ № 96-ФЗ, Приказ Минприроды от 28.11.2019 г. № 811

Что относится к источникам загрязнения атмосферного воздуха?

Если на балансе содержатся объекты или производятся работы указанные ниже, то вам точно требуется разработка проекта ПДВ:

1. Котельная или печки (на дровах / газ / мазут / уголь и пр)

2 .Места хранения сыпучих материалов (песок / щебень / уголь и пр)

3 .Гаражи или стоянки автомобилей, дорожной техники, автобусов и прочих

4 .Работа дорожной техники, погрузчиков

5 .Кузница и кузнечные работы

6 .Зарядка аккумуляторов

7 .Наплавка металлов и пайка

9 .Клеевые работы

10 .ТО транспортных средств

11.Резервуары/бочки хранения любого топлива, масел, хим. веществ и др. Места наполнения / перелива и пр.

12 .Металлообрабатывающие станки

13 .Деревообрабатывающие станки

14. Содержание любых животных и птиц

16. Очистные сооружения: приемная камера, здание решеток, песколовки (горизонтальная / вертикальная), первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники, биологические пруды, илоуплотнитель, резервуары сырого остатка или активного ила, иловая площадка, песковая площадка.

17. Нефтеловушки, канализационно-насосные станции, хлораторные

18. Пост покраски или большие объемы покрасочных работ

19. Прачечная или химчистка, стирка в стиральных машинах

20. Мойка, обкатка двигателей

21. Полигон хранения отходов

22. Сварочный пост / аппарат

23. Выпечка хлебобулочных изделий

25. Ж/д транспорт

27. Генераторы работающие на СУГ, бензине или ДТ

28. Газовое оборудование с возможностью стравливания

29. Работа с пластиком (дробление, плавка, литье, любая обработка)

31. Работа с хим. реагентами

КОМУ НУЖНО.

Юридическим лицам или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим пользование подземными водами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 800 тысяч до 1000000 рублей (ст. 7.3 КоАП РФ).

Участки недр местного значения — участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

ЕЖЕГОДНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО СКВАЖИНАМ

— отбор проб на полный хим. анализ;

— отбор проб на сокращенный хим. анализ;

— отбор проб на микробиологический анализ.

— результаты замеров дебита водозаборного сооружения — 1,10,20 числа каждого месяца;

— уровень и температура подземных вод.

Документы, необходимые для оформления лицензии.

СТОИМОСТЬ.

Стоимость проведения лицензирования скважины от 50 000 рублей.

КОМУ НУЖНО.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности

​ 1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

4. При обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ).

Читайте также: