5 принудительное исполнение налоговой обязанности

Обновлено: 04.07.2024


В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

Процедура принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам определена ст. 46, 47 НК РФ. Налоговая инспекция вправе взыскать недоимку:

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговики обязаны соблюдать сроки, установленные п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только через суд.

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Утрата права контролеров на взыскание недоимки сама по себе не является основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика и, как следствие, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. До признания в установленном порядке недоимки по налогу безнадежной к взысканию ее суммы учитываются налоговым органом в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из ресурсов ФНС (Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Исполнительное производство

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Налоговая система – одна из самых суровых и требовательных в Российском государстве. Только ей предоставлено право на принудительное изъятие средств в качестве налогов во внесудебном порядке и взыскание с предприятий и граждан недоимок по налогам.

Понятие и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Взыскивать налоги — одна из основных забот государства, поскольку именно налоги составляют почти 50% поступлений в бюджет РФ. На эти деньги существует не только армия и полиция, система здравоохранения и образования, но и огромный штат чиновничества, ничего не производящего, но традиционно относящегося в России к самой материально обеспеченной социальной группе.

В настоящее время способы обеспечения собираемости налогов и меры, которые налоговое ведомство может применить к нерадивому налогоплательщику закреплены в Главе 11 Налогового кодекса РФ .

Ей предусмотрены следующие виды обеспечения взимания налогов:

  • залог;
  • поручительство;
  • банковская гарантия;
  • пени;
  • блокировка банковского счета (приостановка операций); .

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Принудительное взыскание налога всегда предваряет направление в адрес должника требования о добровольном исполнении, даже если срок уплаты просрочен. И устанавливается предельный срок, по истечении которого применяется одна или несколько санкций.

Общий порядок и особенности взимания налогов

Общий порядок налогообложения базируется на принципе добровольности исполнения со стороны налогоплательщика. Иные субъекты налоговых правоотношений подключаются лишь в том случае, когда принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов есть, а поступление налогов прекращается.

Система налогообложения сложна и доступна для понимания далеко не всеми субъектами правоотношений. В силу этого, наиболее сложные для расчетов налоги рассчитываются специалистами, а налогоплательщику представляется лишь конечный результат расчетов.

В большинстве случаев обязанность по расчету налогооблагаемой базы и уплате возлагается на самого плательщика, а налоговые органы оставляют за собой только контролирующие и карательные функции – принудительного понуждения к уплате денежного долга, с использованием мер, рассмотренных выше.

Чтобы понимать, в каких случаях налоговики вправе предъявлять требования, а в каких налоговая обязанность считается исполненной, следует обратиться к п. 3 ст. 45 НК РФ .

Согласно ему исполнение зачитывается в следующих случаях:

  • с момента передачи банку поручения о перечислении денег в бюджет;
  • списания со счета налогоплательщика средств для перечисления их в бюджетную систему;
  • внесения физическим лицом наличных денег в кассу уполномоченного к приему налоговых платежей учреждения;
  • вынесения решения налогового органа о погашении задолженности за счет излишне внесенных ранее налоговых платежей;
  • после удержания налоговым агентом средств налогоплательщика;
  • уплаты декларационного платежа лицом, обязанным подавать декларацию о доходах.

Перечисленные основания допускают освобождение налогоплательщика от любых притязаний со стороны налоговиков и делают невозможным применение к нему мер принуждения.

Поле возможностей по применению репрессий разворачивается перед служащими налоговой службы, если налогоплательщик пренебрег п. 4 ст. 45 НК РФ :

  • В случае отзыва платежного поручения.
  • Возврата банком не исполненного поручения (недостаточность средств).
  • Возврата почтой или администрацией принятых денег, предназначенных для перечисления в бюджет.
  • Технической ошибки в платежном поручении, делающей невозможным зачисление средств на счет Федерального казначейства.
  • В случае очередности неисполненных налогоплательщиком налоговых обязательств. В первую очередь погашаются пени, затем в порядке поступления требования о перечислении средств в бюджет.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Налогоплательщик не является совершенно бесправным перед лицом фискальных органов. Правам посвящена отдельная статья 21 НК РФ , в которой перечислены:

  • получать бесплатную устную и письменную информацию о действующем налоговом законодательстве, вносимых изменениях, порядке начисления налогов и сборов и иных важных для исполнения налоговой обязанности документов;
  • получать формы документов налоговой отчетности и разъяснения о том, как их заполнять;
  • использовать налоговые льготы;
  • право на получение рассрочки, отсрочки или налогового кредита;
  • возврат или зачет излишне внесенных налоговых платежей, взысканных штрафов и пеней;
  • на сверку расчетов при возникновении конфликтной ситуации с платежами;
  • поручать представителю взаимодействие с налоговыми органами;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, давать лицам, проводящим её пояснения и приводить доказательства;
  • требовать соблюдение налоговой тайны;
  • обжаловать в суде действия сотрудников налоговой службы.

Дополнениями к правам налогоплательщика являются обязанности налоговиков, которые изложены в ст. 32 НК РФ .

Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство?

Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится.

Задайте вопрос, который интересует именно вас - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Это быстро и бесплатно!

Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист судебному приставу, в банк, где открыты счета должника или в бухгалтерию работодателя, если должник физическое лицо.

Задайте вопрос, который интересует именно вас - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Это быстро и бесплатно!

По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?

Если сумма долга, не превышает 500 тыс. рублей, то скорее всего судом был вынесен судебный приказ. Необходимо обратиться в суд за отменой судебного приказа и получить соответствующее определение, которое будет основанием для прекращения ИП. Но после отмены судебного приказа банк вправе обратиться в суд для взыскания долга. Ваше право присутствовать на этом процессе и заявить о снижении неустойки.

Задайте вопрос, который интересует именно вас - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Это быстро и бесплатно!

Вручение требования как начало процедуры принудительной уплаты налогов

Неисполнение обязанности по уплате влечет ответные действия со стороны налоговиков. Первым шагом, который они обязаны предпринять, является направление требования.

Существует 2 вида требований:

  1. Об уплате в установленный срок подлежащего внесению в казну налога и сумме просроченного платежа. В этом требовании налогоплательщику предоставляется разумный период для исполнения обязанности. Если в установленный срок деньги будут перечислены (внесены наличными) в счет погашения задолженности к допустившему задержку не применяются штрафные санкции и не начисляются пени.
  2. Об уплате недоимки. Обстоятельство, возникающее в силу счетной ошибки, при самостоятельном исчислении налога, либо, вследствие отсутствия средств у налогоплательщика.

Требования направляются даже в случае привлечения нарушителя к неналоговой административной или уголовной ответственности. Добровольное исполнение обязательства смягчает степень ответственности.

В нем обязательно указывают:

  • сведения о размере задолженности;
  • начисленных пенях;
  • сроке добровольного исполнения требования;
  • о грозящих нарушителю мерах, в случае уклонения от уплаты.

Требование направляется не позднее 3 месяцев с момента выявления недоимки. Если задолженность составляет менее 500 рублей – не позднее 1 года.

Взыскание в судебном порядке

Налоговые органы наделены правом на бесспорное взыскание невыплаченных сумм налогов и недоимок в установленные сроки. Для этого им нет необходимости обращаться в суд.

Однако, бывают ситуации, при которых принудительное исполнение налоговой обязанности дает сбой и налоговикам всё же приходится прибегать к судебной власти:

  • в случае просрочки срока на бесспорное списание;
  • при подаче налогоплательщиком-должником заявления об обжаловании неправомерных действий должностных лиц налогового органа или несогласия с суммой начисленных налогов;
  • при пропуске срока взыскания задолженности за счет имущества должника.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов

предусмотрено предоставление отсрочки во времени, на срок, не превышающей один год. Должнику может быть предоставлено в течение установленного времени единовременно, либо по частям, погасить имеющуюся налоговую задолженность. При отсрочке начисление пеней не производится.

Часть 2 указанной статьи называет основания для отсрочки:

Для получения отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен подать мотивированное (подтвержденное доказательствами) заявление в местный налоговый орган.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

В сентябре 2019 года были внесены существенные изменения в Налоговый кодекс. Одна из новелл касается порядка зачета излишне внесенных сумм и возврата, по требованию налогоплательщика, переплаты по налогам.

В соответствии с новым законом:

герб фссп

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

Читайте также: