Анализ и оценка налоговых доходов местного бюджета

Обновлено: 07.07.2024

Анализ доходов и расходов местного бюджета – это направление аналитической работы, ориентированное на оценку состава и структуры доходной и расходной части муниципального бюджета, а также выявление причин бюджетного дефицита, обусловленного нехваткой доходов для финансирования расходов муниципального образования.

Назначение муниципального бюджета

Муниципальный бюджет составляет основу финансового обеспечения любого муниципального образования. Эффективность финансового управления муниципальным бюджетом прямо влияет на социальную стабильность муниципального образования и обеспечение жизнедеятельности его населения.

Муниципальный бюджет выступает отражением процессов социального, экономического, политического, организационного и иного характера, происходящих на территории муниципального образования.

Бюджет муниципального образования представляет собой финансовый план, исполнение которого возложено на органы муниципального управления.

На современном этапе развития муниципального управления финансовое обеспечение муниципальной власти характеризуется высоким уровнем недостаточности, в результате чего финансирование многих статей расходов муниципального бюджета осуществляется по остаточному принципу.

Доходная часть муниципального бюджета обеспечивает финансовую основу функционирования муниципального управления на территории муниципального образования, расходная часть муниципального бюджета призвана удовлетворять потребности населения муниципального образования. Бюджетная политика муниципального образования направлена на решение следующих задач:

  • во-первых, обеспечение условий для устойчивого развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
  • во-вторых, обеспечение роста эффективности расходов муниципального бюджета;
  • в-третьих, рост налогового потенциала муниципального образования;
  • в-четвертых, поиск возможностей обеспечения дополнительных поступлений в муниципальный бюджет за счет эффективного использования муниципального имущества.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности анализа доходов и расходов муниципального бюджета

Аналитическая работа, осуществляемая в отношении доходов и расходов муниципального бюджета, направлена на формирование представления о процессе образования муниципального бюджета, выявление закономерностей возникновения проблем исполнения муниципального бюджета, поиска путей предотвращения этих проблем.

Основу формирования доходной части муниципального бюджета составляют доходы налогового и неналогового характера, а также безвозмездные поступления.

Для последних лет стала характерна тенденция сокращения доходов муниципальных бюджетов. Доля муниципальных бюджетов в консолидированном бюджете государства подлежит снижению. Это является результатом действий органов государственного управления федерального и регионального уровня. Межбюджетные отношения призваны выступать средством обеспечения контроля глав регионов над муниципальными образованиями в политическом плане.

Анализ практики формирования доходов муниципальных бюджетов показывает следующие тенденции:

  • во-первых, сокращение нормативов отчислений в муниципальный бюджет в пользу региональных и федерального бюджетов;
  • во-вторых, занижение муниципальных расходов со стороны региональных и федеральных властей;
  • в-третьих, снижение уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований;
  • в-четвертых, низкий уровень собственных доходов муниципальных бюджетов, обусловленный низкими нормативами отчислений в бюджет муниципального образования со стороны хозяйствующих субъектов в виде налога на прибыль;
  • в-пятых, высокая зависимость бюджетов муниципальных образований от дотаций региональных и федеральных властей.

Структура доходов муниципальных бюджетов все больше склоняется к преобладанию доли безвозмездных поступлений из федерального и региональных бюджетов. Удельный вес налоговых доходов в структуре доходов муниципальных бюджетов демонстрирует четкую тенденцию к снижению. Кроме того, большинство муниципальных бюджетов характеризуется крайне низкой долей доходов от использования муниципального имущества, обусловленной низкой эффективностью управления муниципальной собственностью, изношенностью муниципального имущества, не востребованностью муниципальной собственности со стороны хозяйствующих субъектов.

Анализ расходов муниципального бюджета показывает следующие тенденции:

  • во-первых, активное занижение величины расходов муниципальных образований, направленное на уменьшение доходной части муниципальных бюджетов;
  • во-вторых, финансирование расходов муниципальных бюджетов по остаточному принципу с целью недопущения дефицитности бюджетов с формальной точки зрения;
  • в-третьих, увеличение количества статей расходов муниципальных бюджетов при сокращении возможности их финансирования и так далее.

Анализ практики исполнения муниципальных бюджетов показывает, что муниципальные власти стремятся к сокращению фактически произведенных расходов из муниципального бюджета даже по сравнению с запланированными показателями. Это позволяет муниципальным властям следовать тенденциям сокращения муниципальных бюджетов, информировать власти о профицитности по результатам их исполнения за предыдущие годы.

Анализ доходов и расходов муниципальных бюджетов свидетельствует о переходе к дотационному состоянию даже бюджетов тех муниципальных образований, которые раньше отличались стабильностью и сбалансированностью.

Государственные власти все больше стремятся к перераспределению возможностей финансового контроля и муниципальной власти в свою пользу, однако одновременно они расширяют полномочия муниципальных властей по решению вопросов, имеющих значимость для местного сообщества.

По результатам анализа доходов и расходов муниципальных бюджетов можно предложить следующие рекомендации их совершенствования:


РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Местное налогообложение является неотъемлемой частью налоговой системы РФ. Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов очень велика. Посредством средств, поступающих за счет уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, муниципальные органы власти осуществляют свои функции, такие как: обеспечение выполнения конституционных прав граждан, оказание материальной помощи наименее защищенным категориям граждан, финансирование учреждений здравоохранения, образования и др. [1].

Местные налоги и сборы поступают в доход местных бюджетов, вводятся местными органами власти и взимаются на подведомственной им территории. Местные налоги появились вместе с появлением государства и были использованы в качестве основного финансового источника для обеспечения местных потребностей. Они взимаются на всей территории РФ и обеспечивают реальную финансовую автономию органов местного самоуправления и местных органов государственной власти [4, с.43].

По своему содержанию это единственный институт налогового права, на формирование которого муниципальные органы могут оказывать непосредственное влияние. Однако при наличии нереализованного потенциала в данной сфере роль местных налогов при формировании доходов местных бюджетов в настоящее время невелика [2].

В настоящее время к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. С 1 января 2015 года был добавлен торговый сбор. Введение местных налогов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты [1].

Проблема местного налогообложения весьма актуальна для российской экономики. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу. Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей. При этом органы местного самоуправления обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории [3]

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл.1

Таблица 1. Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ

Элементы налога, определяемые НПА представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

- порядок и сроки уплаты;

-налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

В России насчитывается 85 субъекта, в которых 22,3 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов. Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов [5].

Одна из проблем, которая интересует широкий круг налогоплательщиков — физических лиц, это порядок и правильность исчисления имущественных налогов. Для усовершенствования информационного обмена между налоговыми органами и вышеуказанными органами в области исполнения обязанности по уплате местных налогов необходимо осуществить ряд мероприятий. Так, в отношении налога на имущество физических лиц необходимо уточнить методику оценки недвижимого имущества и перечень органов, которые занимаются данной оценкой. Кроме того, следует разрешить существующие противоречия в области передачи информации на объекты недвижимости для устранения возникающих ошибок в начислении налога

Основной проблемой местного налогообложения на сегодняшний день является дефицит местных бюджетов, и формирование их доходной части за счет малой доли отчислений от федеральных налогов и сумм местных налогов. Среди проблем в области местного налогообложения следует выделить наличие препятствий в части формирования налогооблагаемой базы по местным налогам, а так же определенное несовершенство системы администрирования местных налогов [2].

Для решения этих проблем необходимо предпринять следующие шаги:

- упорядочить процесс оценки налогооблагаемой базы по местным налогам;

- оптимизировать налоговое администрирование: ввести в структурах муниципалитетов институт сборщиков налогов, обеспечить качественный обмен информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.

Таким образом, в России доля местных налогов крайне мала, что соответственно приводит к увеличению дотационности местных бюджетов и снижает их экономическую самостоятельность. Поэтому одним из направлений совершенствования налогового механизма должно стать возрастание доли местных налогов в бюджетах муниципальных образований при условии сохранения правового единства в налоговой системе в целом [2].

Список используемой литературы:

1. Джамурзаев Ю.Д., Мусаелян А.К.- Местное налогообложение на современном этапе реформирования налоговой системы// Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию.- 2016.-№1.-с.59-63

2. Солодовникова О.А.- Правовое регулирование местных налогов в Российской Федерации: проблемные вопросы// В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 259-261.

4. Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: Учебное пособие. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 227 с.

Читайте также: