Законы дававшие право на немедленный развод если муж считает жену строптивой

Обновлено: 02.07.2024

Семейная жизнь не всегда оказывается такой, какой она кажется до свадьбы. В период сватовства жених и невеста стараются показать себя с самой лучшей стороны, не делать никаких ошибок, красиво одеваться и т. п. Но после свадьбы муж и жена привыкают друг к другу, и вся романтика, которая наблюдалась до свадьбы, начинает понемногу угасать. Так уж мы устроены. Привыкая к другому человеку, мы начинаем вести себя с ним так, как ведём себя обычно.

После брака возникают ситуации, когда жена, привыкая к мужу, уже не очень любит исполнять его просьбы и поручения. Бывает это не во всех семьях, многие не меняются, и в их доме по-прежнему царит взаимопонимание. Но обратных примеров достаточно.

Вначале она пытается делать всё идеально, выглядеть самой красивой, стремится во всём угодить мужу. Это относится не только к женщинам. Мужчины тоже становятся не такими идеальными, какими казались до свадьбы.

Но порой, во время возникновения ссоры, мужчина пытается силой усмирить жену, дабы покончить с конфликтом, забывая о методах разрешения семейных конфликтов, указанных Всевышним Аллахом. Зачастую в ход идут кулаки и подручные предметы.

Многие могут и не подозревать, что в Коране и пророческой Сунне есть способ решения проблемы, возникшей между мужем и женой, далёкий от банального насилия. Мусульмане забыли многие наставления посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, среди которых и методы обращения со строптивой супругой.

Ниже, по воле Аллаха, мы затронем необходимые моменты, связанные с этими положениями, а также приведём метод устранения этой проблемы, указанный в Священном Коране. В общем, статья о том, как усмирить строптивую жену.

Что такое строптивость, и как на это смотрит ислам?

Строптивость (нушуз) в терминологии исламских учёных – это выход женщины из подчинения мужу путём невыполнения обязанностей, предписанных ей шариатом.

Ослушание и невыполнение женой своих обязанностей считается запретным действием и одним из больших грехов. Чтобы устранить это ослушание, шариат и ввёл особые методы воздействия на жену.

Бить или не бить – вот в чём вопрос…

Как уже было сказано, многие не знают, как согласно нормам ислама мужчина должен действовать в такой ситуации. Некоторые полагают, что избиение, даже несильное, является самым лучшим методом воспитания жены. Другие считают, что недопустимо бить жену ни в коем случае. Мы же приведём и рассмотрим действительно самый лучший метод устранения этой проблемы, который прописан в Коране.

Если в женщине будут проявляться признаки ослушания, и мужчине это не нравится, то, как гласит Коран, он должен поступить следующим образом.

Первым делом он должен сделать ей наставление (насыха) согласно Книге Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Он должен напомнить ей, что Аллах не будет доволен ею до того, пока не будет доволен муж, и что её действия являются греховными. Муж должен постараться понять, в чём причина такого поведения жены и попытаться устранить её. Важно помнить, что проблема может быть заключена в самом муже, поэтому начальный этап разрешения проблемы должен быть связан с поиском причин конфликта как в жене, так и в муже. Как правило, если проблема, связанная с женой, не очень существенна, то богобоязненная женщина отступит от своих позиций и будет вести себя так, как подобает мусульманке.

Если выяснилось, что причина действительно была связана с женой, и после хорошего обращения мужа и наставления она всё равно продолжает настаивать на своём и не выполняет обязанностей, то мужчина применяет к ней следующий вид воспитания. Он отделяет своё ложе от неё и ночует, например, в другой комнате. Это он будет делать, пока она не исправится и не подчинится. Считается, что это очень действенный метод, сильно влияющий на женщину.

Возникает вопрос: а можно ли во время второй стадии воспитания не разговаривать с женой? Исламские учёные ответили, что на жену распространяется то же правило, что и в отношении братьев по вере. То есть в любом случае запрещено не разговаривать с женой больше трёх дней.

Смысл удара жены не заключён в её избиении, наоборот, это лишь метод её воспитания, который покажет супруге, как сильно муж недоволен ею. Умная женщина поймёт, что муж не стал бы просто так её бить, значит её поведение действительно противоречит шариату, значит ей нужно измениться.

Таким образом, у нас получилось три стадии: наставление – разделение ложа – физическое воздействие.


Необходимо отметить, что если какое-либо средство не приводит к желаемому результату, то применять его не следует.

Но бывают ситуации, когда даже всех трёх методов вместе не достаточно, чтобы устранить проблему и вернуться к нормальной жизни. Даже в таком случае шариат предусматривает метод решения проблемы, способный удержать семью, стремительно приближающуюся к распаду.

А если неправ муж?

Всё вышесказанное касалось ситуации, когда источником проблемы была непослушная жена. Что же касается мужа, то тут немного иная ситуация. Если жена может наставлять мужа по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, то прибегать к третьему методу – удару мужа – она не может. В силу своей слабости женщина должна обратиться к шариатскому судье, который принудит её мужа исполнять свои обязанности, если он их не выполняет. На сегодняшний день роль шариатского судьи могут исполнять имамы мечетей.

Заключение

Вопросы, связанные с талаком

Талак, или развод, является очень деликатным вопросом. В Исламе он описан как самое отвратительное из всех дозволенных вещей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Однако несмотря на то, что талак отвратителен, в Шариате он является дозволенным. Иногда, когда брак распался безвозвратно, исключая любую надежду на примирение, лучшим вариантом является развод, чтобы стороны могли с достоинством расстаться и пойти своими путями, чтобы начать все заново.

Прежде чем брак достигнет данной точки, должны быть предприняты все усилия на то, чтобы проконсультироваться с учёными и разрешить проблемы и препятствия, которые могут привести к разводу. Следование законам Шариата и практическое соблюдение Сунны являются жизненно важными факторами в любом браке, способствующими сохранению спокойствия, гармонии и любви.

Несмотря на решающую природу развода, большинство мусульман не понимают этого. Как и в любой другой составляющей религии, мусульманам необходимо изучать и понимать законы, регулирующие расторжение брака. Невежество является одной из основных причин импульсивного и непреднамеренного развода, что приводит к разбитию сердец для многих пар.

Что такое Талак?

Кто может выдать талак?

Талак является правом мужа. Женщина не может выдать талак. Если же она даст его, то он будет недействительным. Как только муж выдаёт талак, он становится обязательным и действительным.

Женщина, желающая развестись, может потребовать того же от своего мужа. Если он отказывается, она может обратиться в исламский суд/организацию учёных для расторжения её брака (фасх).

Когда происходит талак?

Виды талака

Талак Радж’и (обратимый развод)

Талак Ба’ин (безвозвратный развод)

Талак Мугалляза (необратимо обязывающий и решающий)

Если муж выдал три развода одновременно или раздельно, будь то в одном маджлисе или в разных маджлисах, то все три развода будут действительны, и брак расторгается немедленно и безвозвратно. Воссоединение будет невозможным. Даже если пара снова заключит брак, то брак будет считаться недействительным.

Единственное исключение — если женщина выходит замуж за другого мужчину, между ними происходит [интимная] близость, а затем этот брак заканчивается либо разводом, либо смертью мужа. После этого ей дозволено повторно выйти замуж за мужа, который развёлся с ней трижды.

Важно отметить, что недопустимо планировать второй брак с намерением на то, чтобы женщине было дозволено выйти замуж за своего первого мужа. Поступать так — большой грех и унизительно для жены и института никяха.

Каким образом талак вступает в силу

Другими словами, он выдаёт развод такими словами, что невозможно подобрать никакое другое значение. Такой развод известен как талак сарих (развод в ясной форме).

  1. Муж не произносит слов развода ясно. Вместо этого, он использует неоднозначные термины, которые могут потенциально означать развод.

В вышеперечисленных случаях, если муж намеревается на талак, то происходит талак ба’ин, и не происходит в противном случае.

Важные правила

  • Идда означает период, в течение которого женщина вынуждена оставаться дома в течение определенного периода времени в связи с прекращением действия ее никяха в результате развода или кончины мужа. Идда талака обычно представляет собой три (3) полных менструальных цикла. Для беременной женщины он длится до рождения ребёнка, а для женщины с менопаузой он составляет 3 месяца (90 дней).
  • Запрещено выдавать талак, когда женщина находится в состоянии хайда (менструации). Талак должен быть выдан женщине, когда она находится в состоянии тухр (чистоты), в котором не происходит половой акт. Однако, необходимо отметить, что даже если талак был дан в запрещённое время, талак все равно вступит в силу, и жена немедленно вступит в период идды. Если талак был дан в период месячных, то эти месячные не будут засчитаны для завершения идды. Идда будет завершена только по завершению трёх полных менструальных циклов.
  • Развод происходит в момент произнесения слов развода. Это не зависит от того было ли у мужа намерение на развод со своей женой или нет, выдал ли он развод всерьез или в шутку.
  • Человек выдал один развод. Пока жена находится в состоянии идды, если муж выдаёт второй или третий развод, то это будет действительным и вступит в силу. После окончания идды, выдача развода не имеет никакого эффекта.
  • Талак действителен, если он выдан письменно либо по СМС, E-mail или текстом.

Правила развода сложны. Незначительные вариации в формулировках могут изменить правила. Решение всегда следует запрашивать у компетентного органа (алима/муфтия), изложив дело честно и добросовестно.

Основные причины свирепствующего развода носят двоякий характер: невежественность и неконтролируемый гнев. Невежество и гнев — две опасные болезни, от которых каждый мусульманин должен искать убежища. Получение знаний и тщательное обдумывание являются лекарством от этих болезней.

Распространённые заблуждения

Несколько распространённых заблуждений, касающихся талака:

Заблуждение №1

Талак происходит только при выдаче трёх талаков.

Из приведенной выше информации легко сделать вывод, что это неправда. На самом деле, выдача трех разводов ставит пару в такое положение, когда она не может повторно заключить брак, и является самым глупым поступком.

Каждый выданный развод засчитывается, и к его выдаче следует подходить с особой осторожностью.

Заблуждение №2

Когда муж выдаёт первый талак, остальные два развода происходят автоматически.

Ни один талак не происходит автоматически. Талак происходит только при его выдаче.

Заблуждение №3

Если муж и жена разлучены более чем на три месяца, то они разводятся автоматически.

Разлука, независимо от её длительности, не аннулирует никях. Даже если бы пара была разлучена на 100 лет, их никях остался бы цел.

Заблуждение №4

Муж вербально выдаёт один, два или три талака, но заявляет, что он не намеревался на них или произнёс их в гневе, поэтому талак не происходит.

Выдача развода путём произнесения слов развода в здравом уме, с намерением или без намерения приведет к тому, что развод будет действительным. Развод происходит как в состоянии спокойствия, так и в состоянии гнева.

Заблуждение №5

Существует общее заблуждение, что талак всегда запрещён и является грехом. Это не верно. Талак является запретным тогда, когда выдаётся необоснованно. Однако, в случаях, когда талак обоснован, то его выдача может быть рекомендуемой или даже необходимой. Преимущества и недостатки развода следует понимать с их правильной точки зрения. Необходимо прибегнуть за советом к опытному алиму.

Примечание: Рекомендуем к просмотру следующие видео на тему развода (талака) в Исламе:

Перемена исповедания обоими супругами или одним из них не имеет влияния на действительность существующего брака, хотя бы он был совершен при наличности таких обстоятельств, который признаются препятствием к браку во вновь принятом исповедании (ст.217).

Принятие христианства одним из супругов дает как ему, так к другому супругу, оставшемуся нехристанином, право требовать расторжения их брака (ст.218).

В случае принятия христианства магометанином или язычником, имеющим несколько жен, остается в силе брак с женою, которая также обратилась в христианство, а если ни одна из жен не приняла христианства, то с избранною самим мужем женою, если она изъявила согласие на продолжение брака. Брак с другими женами расторгается. Если же в христианство обратились несколько жен или все жены принявшего христианство магометанина, ламаита или язычника, то остается в силе брак лишь с одной из них, по взаимному между ним и ею соглашению (ст.219).

С принятием христианства женою магометанина, ламаита или язычника, брак её сохраняет силу, если муж согласится остаться в единобрачии с этою женою и последует расторжение брака с другими его женами. Во все время существования этого брака муж не может вступать в новый брак (ст.220).

В случаях, предусмотренных в статьях 219 и 220, вслед за принятием одним из супругов христианского исповедания, установление, которому подведомы брачные дела лиц этого исповедания, по выслушании объяснения супругов, определяет остается ли в силе или расторгается существовавшей до принятия христианства брак (ст.221).

II. Общие правила о расторжении браков

Брак прекращается смертью одного из супругов. Для расторжения брака, кроме случаев, положительно в законе предусмотренных, требуется решение подлежащего суда (ст.142).

Расторжение брака (развод) допускается только по просьбе кого-либо из супругов. В предусмотренных в статьях 219 и 220 случаях принятия одним из супругов христианства, брак может быть расторгнут и без просьбы кого либо из супругов (ст.277).

Законный представитель недееспособного супруга не может возбудить дела о расторжении брака. Супруг, несовершеннолетний или объявленный недееспособным по расточительности либо по привычному пьянству, может сам начать и вести начатое им или другим супругом дело о расторжении брака. Супруга, объявленного недееспособным по душевной болезни, глухонемоте или немоте, в деле, возбужденном самим этим супругом до объявления его недееспособным или начатом другим супругом, представляет опекун (ст.278).

После смерти кого либо из супругов или признания брака их недействительным не может быть начато дело о расторжении брака; начатое ранее дело прекращается (ст.279).

Дела о расторжении брака в случае принадлежности обоих супругов (или хотя бы одного из них) к православному исповеданию, а также, когда бракосочетание их совершено по правилам православного исповедания (ст.201), ведаются духовным судом православного исповедания (ст.280).

Расторжение брака допускается в случае:

1) безвестного отсутствия супруга;

2) присуждения супруга к каторге и ссылке на поселение, если другой супруг не последовал за осужденным в место его ссылки, а равно присуждения супруга к заключению в исправительном доме на срок не менее пяти лет;

3) посягательства одного супруга на жизнь другого или жестокого, опасного для жизни и здоровья, обращения одного супруга с другим;

4) нарушения супружеской верности прелюбодеянием и

5) неспособности супруга к супружескому сожитию (ст.284).

III. О расторжении брака вследствие безвестного отсутствия супруга

Просить о расторжении брака может супруг лица, которое объявлено безвестноотсутствующим по правилам устава гражданского судопроизводства (ст.286).

Брак не расторгается, если супруг, объявленный безвестноотсутствующим, возвратился до постановления решения о расторжении брака или имеются достоверные сведения о нахождении его в живых (ст.287).

Когда пятилетнее (или более продолжительное) отсутствие мужа, состоящего в нижнем воинском звании, произошло вследствие того, что он бежал со службы, пропал без вести на войне или был взят неприятелем в плен, то требуемое статьей 286 объявление его безвестноотсутствующим заменяется представлением женою свидетельства о времени, когда муж совершил побег со службы, пропал без вести на войне или взят неприятелем в плен, и о том, что муж остается неразысканным. Свидетельство выдается полицейским управлением того места, откуда муж поступил на службу, на основании сведений, доставленных управлению командиром отдельной войсковой части (ст.288).

IV.О расторжении брака вследствие присуждения супруга к каторге, ссылке на поселение или к заключению в исправительном доме

Супруг лица, приговоренного уголовным судом к каторге, ссылке на поселение или заключению в исправительном доме на срок не менее пяти лет, может просить о расторжении брака по вступлении приговора в законную силу, а в случае представления приговора на усмотрение ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА – по воспоследовании Высочайшего соизволения на приведение приговора в исполнение (ст.289).

Если супруг лица, приговоренного к ссылке на поселение или переводимого на поселение, по отбытии каторги не последовал за виновным супругом в место поселения, то последний может просить о расторжении брака по истечении двух лет со дня отбытия каторги или вступления приговора о ссылке на поселение в законную силу. То же правило применяется и к тому случаю, когда оба супруга, быв присуждены к каторге или ссылке на поселение, по отбытии каторжных работ либо непосредственно по вступлении приговора в законную силу, будут поселены в разных местах (ст.290).

если супруги, отбывая наказание в различных местах, вынуждены жить раздельно, то каждый из них находится в том безбрачном положении, которое считается вредным для нравственности сосланных и которое служит основанием права сосланного просить о расторжении его прежнего брака для вступления в новый (от автора).>

Брак, оставшийся в силе вследствие того, что супруг последовал за виновным супругом, а также брак, заключенный после уголовного приговора, может быть расторгнут, если осужденный супруг за совершением нового преступного деяния приговорен к какому-либо из указанных в пункте 2 статьи 284 наказании или к наказанию, заменяющему их для ссыльных (ст.291).

Помилование Верховною Властью осужденного или смягчение по Высочайшему милосердию наказания отменою каторги, ссылки на поселение или заключения в исправительном доме на срок не менее пяти лет, а также отмена состоявшегося уголовного приговора вследствие разрешения возобновить дело, устраняют право просить о расторжении брака, но не лишают силы состоявшееся расторжение (ст.292).

V.О расторжении брака вследствие посягательства на жизнь супруга или жестокого с ним обращения

Вводя новый повод к разводу – посягательство на жизнь супруга или жестокое с ним обращение- Редакционная Комиссия по составлению Гражданского Уложения оправдывает это нововведение ссылкою на следующие между прочим доводы:

в) ответ митрополита Московского Филарета – в записке от 17 Сентября 1865г. статс-секретарю графу Панину по вопросу о мерах к ограждению жен от жестокого с ними обращения мужей; в каковой записке сказано, что жена вправе просить духовное начальство о расторжении брака, если жестокое с нею обращение мужа простирается до опасности жизни и

г) признание посягательства на жизнь супруга или жестокого с ним обращения основанием к разлучению супругов от стола и ложа на неопределенное время в римско-католическом исповедании (Польск. полож. о союзе брачн. ст.62, 67, 228 и Польск. гражд. улож. ст.267) и поводом к разводу в лютеранском исповедании (Т.XI ч.I, Уст.иностр. исп., ст.369 и 381).

Опираясь на приведенные доводы, Редакционная Комиссия замечает: такие действия одного супруга в отношении другого, т.е. посягательство его на жизнь другого или жестокое его с ним обращение, не только устраняют возможность совместного жительства их, но и вносят тяжкое, глубокое и неизгладимое потрясение супружеского союза, почему и должны давать потерпевшему право требовать разрушения самого брака.

Посягательство на жизнь супруга или жестокое с ним обращение, опасное для его жизни или здоровья, служат поводом к расторжению брака, если виновность супруга-ответчика признана вошедшим в законную силу приговором уголовного суда.

Просьба о разводе, поданная до возбуждения против супруга уголовного преследования, препровождается судом, ведающим дело о расторжении брака, к состоящему при Окружном Суде прокурору для возбуждения против супруга уголовного преследования. Вошедший в законную силу приговор уголовного суда сообщается суду, ведающему дело о расторжении брака (ст.293).

Просьба о разводе может быть подана лишь до истечения года со времени совершения посягательства на жизнь или со времени последнего деяния, в котором проявилось жестокое обращение. Если супруг о посягательстве на его жизнь со стороны другого супруга узнал позже его совершения, то годовой срок исчисляется с того времени, когда о посягательстве на жизнь стало известно супругу, но просьба о разводе не допускается по истечении десяти лет после самого посягательства. Течение указанного в настоящей статье годового срока приостанавливается на время производства уголовного дела по обвинению супруга-ответчика в посягательстве на жизнь или в жестоком обращении (ст.294).

VI. О расторжении брака вследствие нарушения супружеской верности прелюбодеянием

Поданная в духовный суд просьба о разводе вследствие нарушения супружеской верности прелюбодеянием передается в гражданский суд для установления того, было ли ответчиком совершено прелюбодеяние. Гражданский суд, по вступлении в законную силу состоявшегося по сему предмету решения, сообщает это решение духовному суду (ст.295).

Супруг, просивший о наказании виновного в прелюбодеянии по уголовным законам, лишается права требовать расторжения брака вследствие прелюбодеяния, послужившего поводом к уголовному преследованию (ст.296).

Супруг не вправе просить о разводе, если прелюбодеяние совершено другим супругом по его побуждению или с его согласия (ст.297).

Прелюбодеяние одного супруга дает право другому супругу искать развода потому, что оно оскорбляет последнего и устраняет для него возможность оставаться в брачном союзе с виновным. Если же прелюбодеяние совершено одним супругом с согласия или по побуждению другого супруга, то оно уже не может быть почитаемо для последнего ни оскорблением, ни невозможностью продолжать брачный союз с содеявшим прелюбодеяние, а потому и не может создавать для него права на расторжение брака. Проект не указывает какой-либо особой формы для выражения одним супругом согласия на совершение другим прелюбодеяния; согласие это может быть выведено самим судом вообще из обстоятельств дела (от автора)>

В просьбе о разводе должно быть отказано по требованию супруга-ответчика, если он докажет, что истец сам совершил прелюбодеяние (ст.298).

Просьба о разводе может быть подана лишь до истечения года с того времени, когда нарушение супружеской верности, служащее основанием к просьбе о разводе, стало известно оскорбленному супругу. Просьба о разводе не допускается по истечении десяти лет со времени совершения прелюбодеяния. Если же нарушение супружеской верности состоит в постоянной любовной связи одного супруга, то другой супруг может просить о разводе во всякое время, пока связь продолжается, независимо от того, когда он узнал об её существовании, а также в течение года по её прекращении (ст.299).

Признание в прелюбодеянии со стороны обвиняемого принимается в уважение в том только случае, когда совершение прелюбодеяния, по имеющимся в деле доказательствам, представляется вероятным (ст.300).

VII. О расторжении брака вследствие неспособности к супружескому сожитию

Супруг может просить о расторжении брака вследствие неспособности другого супруга к супружескому сожитию, если эта неспособность:

1) природная или началась до вступления в брак, либо

2) хотя и наступила во время брака, но произошла от умышленного со стороны самого супруга телесного повреждения (ст.301).

Неспособность к супружескому сожитию устанавливается гражданским судом по правилам статьи 295 (ст.302).

Просьба о расторжении брака, основанная на первом пункте статьи 301, не может быть подана до истечения трех лет со дня бракосочетания, за исключением того случая, когда начавшаяся до брака неспособность к супружескому сожитию произошла от умышленного со стороны самого супруга телесного повреждения (ст.303).

VIII. По вопросу о расторжении брака: а) за двоебрачием одного из супругов, б) поступлением или принятием монашества и в) по неизлечимой душевной болезни

а) В согласии с действующим законом (ст.238 Уст.Дух. Конс. и ст.45 т.X ч.II) проект Гражданского Уложения предоставляет супругу, оскорбленному вступлением при его жизни другого супруга в новое супружество, просить о расторжении его брака со второбрачником, в случае признания брака последнего недействительным и нежелания продолжать с ним супружеское сожитие; с признанием брака недействительными вследствие двоебрачия остается в силе предшествующий законный брак, если невиновный супруг не потребует его расторжения (ст.351).

IX.О положении супругов и детей во время производства дела о расторжении брака

На время производства дела о расторжении брака суд по просьбе одного из супругов может разрешить им жить раздельно (ст.317).

При раздельном жительстве супругов во время производства дела о разводе обязанности мужа и жены к доставлению друг другу содержания определяются по правилам, установленным в 235–237 статьях (ст.318).

Во время производства дела о разводе несовершеннолетние дети могут быть переданы живущей отдельно от мужа матери, по взаимному соглашению родителей или по постановлению суда, если он признает это необходимым для блага детей. Передача детей матери до окончания дела о разводе не переносит на нее права управления имуществом детей и представительства их личности (ст.319).

X. О последствиях расторжения брака

Со времени вступления в законную силу решения о расторжении брака либо в случаях, предусмотренных в статьях 313 и 315 – со времени совершения акта о разводе, брачный союз признается прекратившимся (ст.320).

Разведенная жена сохраняет супружескую фамилию и права состояния, приобретенные ею вследствие брака. Разведенная жена вправе просить о возвращении ей фамилии, которую она носила до брака. В случае расторжения брака по вине жены муж вправе просить о запрещении жене носить его фамилию (ст.321).

В случае расторжения брака невиновный супруг сохраняет право требовать содержания лишь в том случае, если находится в нужде и лишен возможности содержать себя своим трудом. Правом требовать содержание не пользуется супруг, который оказывается в нужде вследствие лености или порочной жизни. Право разведенного супруга на содержание прекращается вступлением его в другой брак (ст.322).

Дарение, произведенное одним супругом другому во время брака или хотя бы до брака, но после брачного сговора, может быть отменено дарителем, если брак расторгнут по вине одного одаренного. В сем случае применяются правила об отмене дарения вследствие неблагодарности, при чем годовой срок для отмены дарения исчисляется со дня вступления в законную силу решения о расторжении брака (ст.323).

Лицу православного исповедания, брак которого расторгнут вследствие его прелюбодеяния, предоставляется право вступить в новый брак. В случае нарушения прелюбодеянием святости и второго брака, виновный супруг лишается права на вступление в новый брак (ст.324).

Разведенные супруги могут вновь вступить друг с другом в брак с соблюдением общих правил, но не обязаны испрашивать разрешения родителей, опекуна или опекунского установления. Препятствием к такому браку не служит истекающее из оснований развода воспрещение вступать в брак (ст.327).

Источник: Григоровский С. О разводе. Причины и последствия развода и бракоразводное судопроизводство. Историко-юридические очерки. СПб.: Синод. тип., 1911. – 332 с.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Причина номер один: смерть

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.


В этой главе книги "Ненастоящий мужчина" разбираются как статьи законов, касающиеся семейного права, так и правоприменительная практика, которая в ряде случаев кардинально противоречит законодательству.

Семейный кодекс Российской Федерации (который я называю антисемейным), вслед за Конституцией, утверждает, что мужчина и женщина равны в сфере решения дел семейных. Так ли это — давай разбираться. Для начала я напомню тебе некоторые цифры статистики.

Количество разводов в России за 2016 год составляет чуть более 60% от количества заключённых браков. Причём цифры сильно разнятся в зависимости от региона. На Кавказе (Чечня, Дагестан, Ингушетия) разводов немногим более 10% от количества браков. В других регионах доходит до 70%. Это значит, что количество разводов за это время превысило количество заключённых браков. Среди русского населения мегаполисов (с учётом цифр по в национальным республикам) можно предположить 90% разводов.

При этом 80% браков распадается по инициативе женщин. Странно, да? Нам всегда говорили, что женщины, наоборот, держатся за семью, что они хотят детишек и домашний уют. Хотят, да только муж им при этом мешается. Матриархальная семья феминистической России не предполагает мужа дома. Его квартиру — да. Его деньги — да. Но не его самого. Конечно, если посмотреть данные опросов, то там указаны вполне уважительные причины развода. Но какая женщина (учитывая женский конформизм и боязнь выглядеть не так благовидно, как хотелось бы) признается, что муж ей нужен был как спермодонор и спонсор?

В 97% случаев суд при разводе отбирает детей у мужчины и передаёт их женщинам. Таким образом суды следуют старому, ещё времён ранней советской власти, постановлению Верховного суда. Самое время прочитать мою статью, которую я написал ещё в 2012 году и которая более чем актуальна до сих пор. Она посвящена женскому брачно-разводному аферизму с использованием семейного кодекса.

Дабы не растекаться мыслями по древу, начну с главного:

Нынешнее (анти)семейное законодательство и судебная практика стимулируют брачно-разводный аферизм, делая развод выгоднее брака и давая значительные правовые преимущества и прямую финансовую выгоду тем, с кем по решению суда остаются дети.

Вот, собственно, весь тезис, в котором сокрыт огромный деструктивный смысл.

Перейдём к расшифровке.

Семейный кодекс Российской Федерации вывел свою суть из семейного кодекса СССР, почти не учитывая (или учитывая лишь формально) трёх факторов.

Второй фактор — мораль, нравственность, воспитание и, соответственно, отношение людей к аферизму как к таковому. Дабы не пускаться в пустые споры, согласимся, что жулики были, есть и будут при любом строе в любой стране. Но, как говорил Глеб Жеглов, правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать. Я бы перефразировал и сказал, что правопорядок определяется ДОЛЕЙ аферистов в обществе, ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К НИМ и, разумеется, способностью правоохранительных органов бороться с ними.

Этих трёх моментов наш (анти)семейный кодекс не учитывает.

1. У людей появилось то, что можно делить;
2. У людей появилось непреодолимое желание разделить чужое;
3. В споре мужчины и женщины мужчина априори обвиняемый.

(Анти)семейный кодекс и судебная практика способствуют этому.

Читаем 2 и 3 пункты статьи 31 СК РФ:

Статья 31. Равенство супругов в семье
2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Да, сказано хорошо. Но что получается на деле?

Вопросы материнства решаются женщиной единолично, поскольку нет ни одного закона, нормативного акта, который каким-либо образом позволял бы мужу (законному мужу!) реально влиять на деторождение. Аборт законодательно отнесён к медицинским услугам — приравнен к липосакции или подтяжке лица. Коль скоро нет закона, то нет и средства реального влияния на женщину, единолично решившую сделать аборт или сохранить беременность. Она имеет право убить нерождённого ребёнка, даже не проинформировав его отца.

Итак, запомним, что вопрос рождения (что важнее в этой статье) или нерождения ребёнка решается женщиной единолично. У мужчины нет рычагов воздействия, кроме убеждения (которое бесполезно, если женщина умышленно готовится к афёре) и криминальных методов (которые противозаконны и опасны по понятным причинам).

Итак, брачный договор, формально обозначенный в законе, на деле мало чего стоит.

И тут опять смотрим две интересные цифры статистики.

Из колоссального объёма разводов 80% происходят по инициативе женщин. Трудно поверить, чтобы 80% мужчин России были поголовно пьяницами, маньяками, насильниками, преступниками и прочими мерзавцами. Какая-то часть действительно ведёт аморальный образ жизни, но уж точно не 80%. Однако тут на помощь приходит другая цифра — 95-98% детей суд оставляет с матерью. Такое неравноправие родителей повелось ещё со времён ранней советской власти и продолжается до сих пор. Никакого женоненавистничества — факты говорят сами за себя. При этом цифра столь огромна вовсе не потому, что мужчинам не нужны дети. Напротив, в год суды рассматривают сто двадцать тысяч исков от отцов, которые хотят, чтобы дети жили с ними. Это более 50% отцов. Чаще всего мужчины имеют гораздо более благоприятные условия для жизни детей, чем матери. Но всё бесполезно. Матриархальный суд считает, что мужчины таким образом хотят просто отомстить жене или не платить алименты. При матриархате всегда виноват мужчина.

Может быть, разгадка в этом?

Вместе с детьми бывшая жена получает жилплощадь с правом проживания вместе со своими детьми, алименты и средство весьма эффективного воздействия на бывшего мужа. Нередко (а в случае заранее продуманной брачной афёры почти всегда) жилплощадь, сумма алиментов и те поборы, которые получит бывшая жена, шантажируя бывшего мужа детьми, составляют весьма кругленькую сумму.

Если бы аферистка знала, что дети останутся с отцом (или хотя бы с тем родителем, кто лучше финансово обеспечен), то количество разводов было бы гораздо меньше. Развод стал бы невыгоден. Даже вероятность провала в 30% (как в Швеции, например) заметно поостудила бы пыл ушлых дамочек.

Итак, вот пункты, стимулирующие аферизм: женщина единолично решает вопросы рождения ребёнка, единолично решает вопрос развода и практически гарантированно получает детей вместе с имуществом мужа, как настоящим, так и тем, которое он заработает после развода. И даже с тем, которое ему принадлежало до свадьбы.

Добавим, что в настоящее время трата алиментов родителем (а в 95-98% это матери) бесконтрольна. Мужчина не имеет никаких законных механизмов контроля, потратила ли бывшая жена алименты на ребёнка или на своего нового сожителя-альфонса (да-да, не удивляйтесь, такое встречается сплошь и рядом). А иногда мать просто пьёт на детские алименты.

А иногда женщины не мудрят особо: просто пишут заведомо ложный донос на мужа, подговорив предварительно ребёнка, тёщу. Да, это криминал. Но об этом в азарте забывают.

Вот вам три случая, где совершенно законно женщина получила добрычное имущество мужчины или его часть.

1. Мужчина до брака открыл срочный вклад в банке (на полтора года) и положил туда свои сбережения. Через два месяца вступил в брак, через два года жена подала на развод. В суде она потребовала поделить набежавшие на сумму вклада капитализированные за период брака проценты как имущество, полученное мужем уже в браке. Поскольку проценты начислялись ежемесячно и доход возникал в период брака (по аналогии с зарплатой), то судья сочла их имуществом, нажитым совместно, и разделила пополам. Сумма мужниных процентов, полученная бывшей женой, составила чуть менее ста тысяч рублей. То есть пассивный доход с личных сбережений мужчины, к которым жена не имеет никакого отношения, судья разделила между мужем и женой.

Вывод. Антисемейное законодательство и такая же правоприменительная практика сделали так, что в официальный брак сейчас могут безбоязненно вступать только бродяги и маргиналы. То есть люди, которым абсолютно нечего терять. И альфонсы (т.е. тоже нищие), которые изначально настроены на замужество с богатой дамой ради её денег.

Любому мужчина, имеющий хоть какой-то капитал, хоть какие-то деньги, имущество, нажитое до брака, находится под ударом. Законы на стороне женщины, против семьи и мужчины. Решение суда практически всегда против мужчины.

Правда, жизнь триллиардеров показывает, что даже пляски с бубнами не очень-то получаются. Каждый год в списке Форбс появляются женщины, и все, как одна, получают многомиллиардные капиталы исключительно в результате развода.

Когда я слышу историю о том, как бедная девушка хочет найти (или нашла) себе богатого юношу, то ничего, кроме иронической улыбки, у меня эта новость не вызывает. Если раньше девушки мечтали о штампе в паспорте, то теперь они мечтают о двух штампах в паспорте — о заключении и о расторжении брака.

Я не берусь сказать, какова доля аферисток серди женщин — специальных исследований не проводил. Но, учитывая вал писем, жалоб в интернете и в других источниках, я вижу, что брачный аферизм уже давно вышел из разряда досадных случаев и стал полноправным и широко распространённым видом мошенничества.

Аферистки вредят не только тем, что лишают бывших мужей имущества. Они дискредитируют всех женщин: ограбленный мужчина и всё его окружение из-за одной аферистки перестаёт верить женщинам вообще. Рисковать своим капиталом, заработанным с огромным трудом, никому не хочется. Многие мужчины принципиально избегают брака, и они имеют на это полное право, ведь защититься законными методами от брачной аферистки сейчас невозможно.

Как ты думаешь, уважаемый читатель, какой нормальный, здравомыслящий и состоятельный мужчина будет заключать брак, который развалится с вероятностью в 80%, после чего он потеряет все свои инвестиции в семью, да ещё и останется должен? Кто, находясь в здравом уме, отважится искушать судьбу и засунет голову в пасть льву? Вступать в брак, ничего не боясь, сейчас могут либо неимущие, у которых нечего отнять, либо уголовные элементы, которые, ничтоже сумняшеся, просто устранят свою бывшую жену.

Что в результате? В результате откровенно антимужского законодательства официальный брак, то есть брак матриархальный, противопоставлен семье. Заключение официального брака с вероятностью 80% означает, что твоя семья развалится, потому что такова статистика разводов — распадов этих самых браков. Таковы факты, и никуда против них не попрёшь. Можно сколько угодно приводить в пример себя, своих родных и знакомых, но от фактов — цифр — никуда не денешься.

Что означает нынешний, матриархальный брак благодаря социалистическому антисемейному кодексу? Гарантии женщине сохранились в полном объёме, даже сверх того, о чём подробно сказано в статье о брачном аферизме. А что современный матриархальный брак гарантирует мужчине? Гарантирует ли он верность жены, как брак патриархальный? Нет, жена имеет полное право спариваться с кем угодно, и ей за это ничего не будет. Муж не имеет права даже поколотить её за измену. Он даже развестись не может — придётся детей и имущество отдать жене. Гарантирует ли мужчине брак крепкую семью? Нет, и это уже отчётливо видно по статистике разводов. А с учётом того, что 80% разводов происходит по инициативе женщины, то брак не только не гарантирует крепкой семьи, а скорее толкает женщину на развод. Гарантирует ли мужчине брак то, что дети биологически его? Нет, женщина имеет право рожать от кого угодно и ничего не сообщать мужу. По статистике, каждый третий отец воспитывает чужих детей и не догадывается от этом. Да, он может что-то заподозрить и подать в суд, прося исключить его отцовство с помощью ДНК-теста. Но, во-первых, для этого нужно заподозрить, а во-вторых, пройти долгую и крайне унизительную судебную процедуру — унизительную именно для мужчины, потому что матриархальный суд будет оказывать давление или даже открыто насмехаться. О реакции общественности — и даже мужчин — на мужское желание исключить отцовство можно судить по ток-шоу на эту тему. Зал, негодуя, заплёвывает таких мужчин. Кстати, например, в Германии мужчина и на это не имеет право. Там запрещены ДНК-тесты по инициативе мужчин. Жена нагуляла, а ты воспитывай и не хрюкай. Наслаждайся истинным патриархатом.

Продолжим. Гарантирует ли официальный брак сохранность мужских инвестиций, вложенных в жену и детей? Нет, после развода (а он практически гарантирован) суд по заявлению жены навсегда отбирает детей у отца, а вместе с детьми — и имущество мужчины. А вдобавок назначает алиментную дань. При этом мужчина даже не имеет права проверить, действительно ли алименты расходуются на ребёнка. Для тех, кто всё ещё бредит, будто мужчины сами уходят из семьи, повторю: 80% разводов происходят по инициативе женщин. Гарантирует ли брак обретение мужчиной полномочий главы семьи? Нет. Брак не даёт мужчине никаких рычагов реальной власти в семье, не даёт мужчине право руководить домочадцами. Каждый домочадец может делать, что вздумается, и мужчина не имеет права этому препятствовать. Никаких полномочий главы семьи нет, есть только обязанности: содержать, ублажать, защищать и ничего не запрещать. Даёт ли брак мужчине право обзавестись детьми? Нет, жена может сделать аборт в тайне от мужа. Согласие мужчины на аборт не требуется, будь он хоть трижды законным мужем.

Что же получается? Современный матриархальный брак не гарантирует мужчине ни сохранности инвестиций, ни крепкой семьи, ни наследников, ни верности жены. Жена в любой момент может уйти, забрав детей и имущество. Официальный брак, наоборот, искушает женщину развестись, потому что от состоятельного мужчины можно оторвать нехилый куш, а без заключения брака это сделать гораздо труднее.

Читатель! Что ты скажешь, если тебе предложат прыгнуть с парашютом, но при этом ты будешь знать, что парашюты этой конструкции выходят в воздухе из строя с вероятностью от 90 до 100%, а других нет? Я откажусь от этих паршивых парашютов и потребую других, а если нет других, то не стану прыгать.

Кстати, в поселениях староверов, а также в исламских республиках число разводов заметно ниже. В Чечне всего 12%. У староверов, по некоторым данным, около 15%. Там брак и семья ещё сопряжены друг с другом, а не противопоставлены.

Для полноты картины приведу ещё два положения, которые незаслуженно забыты.

В 2008 году парламентарии предложили обязать мужчин после развода не только платить алименты, но ещё и обеспечить жильём бывшую жену. Именно жену: ребёнок и по нынешним законам имеет право получить постоянную регистрацию в квартире отца. То есть мужчина будет обязан купить или снять квартиру бывшей жене. Отъём детей вместе с имуществом у мужчин давно стал распространённым женским бизнесом, но если примут этот закон, то он станет многократно выгоднее.

UPD. По данным 2015 года, отношение разводов к заключённым бракам снизилась до 53%. Правда, это происходило на фоне снижения количества не только разводов, но и браков.

Читайте также: