Как взаимосвязаны правовая культура и гражданское общество

Обновлено: 02.07.2024

Роль правовой культуры в формировании правового государства

Идея правового государства заключается в том, что верховенство закона превыше всего по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право или другими словами нормативно-правовой акт. Базовыми принципами правового государства являются:

  • главенство закона и права над всей общественной жизнью, в том числе и над органами власти (принцип законности);
  • признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • разделение государственно власти на три уровня по горизонтали;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • стабильность законности и правопорядка в стране и т.д.

Однако на пути построения социально справедливого государства постоянно встает вопрос: каким образом можно этого достигнуть в обществе, где присутствует правовой нигилизм, недостаточно развита правовая культура? Как представляется, формирование правового государства возможно лишь там, где правовая культура и правовое сознание гражданского общества достигли своего совершенства. Отсутствие того и другого в значительной степени затрудняет формирование правового государства, а преждевременное его провозглашение, как это сделано в Конституции РФ, носит характер профанации, рассчитанной на юридическую безграмотность населения.

Любая культура, будь то художественная или религиозная — это, прежде всего, цивилизованный образ жизнедеятельности, структура и система интеллектуальных, духовных, психологических и нравственных ценностей индивида, социальных групп и общества в целом.

Специфика правовой культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права.

Правовая культура зависит не только от знания законов, безусловного и правильного их применения субъектами государственной власти, но и от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Правовая культура — это особая ценность общества. Другими словами, правовая культура — это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Правовой процесс без правовой культуры не могут существовать друг без друга, ибо они взаимосвязаны между собой. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своего повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры 3 Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. . Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Правосознание — это внутренний, индивидуальный регулятор правового поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно, все зависит от обстоятельств, в которых развивается индивид. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение, деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями, т.е. на все это влияет как правовой режим, установленный в государстве.

Но на самом деле правовая культура — нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Таким образом, правовая культура — это единство правовых знаний, оценок и поведения. Иметь правовую культуру — значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.

Иначе говоря, почти половина опрошенных не ощущают себя активным субъектом правовых отношений. Характерно, что причину такого положения они видят не в недостатках действующего законодательства.

Анализируя некоторые моменты этого опроса, можно отметить, что большинство граждан Российской Федерации не до конца осознают, как важна правовая культура в России.

Чтобы поднять уровень правовой культуры, следует установить рациональный путь становления правосознания личности, помогающий осознать социальную ценность права, понять смысл действующих законов и их личную значимость. В этом случае, даже сталкиваясь с негативными явлениями в правовой сфере, граждане будут воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие праву и требующие устранения.

Таким образом, в процесс правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждая ее к правомерным действиям и поступкам.

Правовое образование гражданина современной России должно опираться на становлении правовой культуры граждан демократического общества. Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднее специальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридически-воспитательная работа тем более необходима для России, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Тем самым, анализируя вышесказанное, нельзя утверждать, что правовая культура не влияет прямо на правовое государство. Следовательно, чем выше уровень правовой культуры, тем быстрее государство станет правовым. В своем заключении еще раз отметим слова М. Монтеля о том, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей.


Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового государства, что указывает на актуальность представленного исследования. Рассмотрены и проанализированы дефиниции понятия, признаков, типологии, уровней и значения правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на динамику становления правового государства. Акцент в исследовании делается на принципах формирования правового государства, его взаимодействия с институтами гражданского общества, выступающих в качестве индикаторов правосознания как отдельных личностей и их коллективов, так и общества в целом. Приводятся выводы о взаимосвязи уровня правовой культуры личности и общества, напрямую зависящих от уровня правосознания граждан. Обозначены ключевые проблемы формирования высокого уровня правовой культуры личности и общества, внесены предложения, направленные на повышение значимости правовой культуры как одного из факторов, воздействующих на формирование правового государства.

Ключевые слова: правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество.

На протяжении всей истории человечества люди искали самый действенный способ регулирования общественных отношений, ведь социум представляет собой совокупность объединения людей в те группы, которые в дальнейшем образуют население целого государства. Первым методом воздействия на общественные отношения было насилие, но этот метод не является универсальным, так как работает только в руках грамотного правителя. Второй метод — религия, но он также не продемонстрировал свою эффективность, так как не каждый человек (как показала история) обладает глубокой верой в сверхъестественные силы.

С постепенным развитием мышления общества, люди стали придумывать и применять законы. Стоит отметить, что на сегодняшний день они являются главным методом регулирования и используются во всем мире. Однако развитие и эффективность законов может быть разной в каждом государстве. Данный показатель и является уровнем правовой культуры.

Целью проводимого исследования выступает комплексное изучение правовой культуры, как одного из факторов, влияющих на процесс формирования правового государства.

Цель раскрывается через поставленные задачи: дать определение правовой культуры, проанализировать её отличительные признаки, уровни и типологию; рассмотреть и охарактеризовать принципы правового государства, его взаимодействие с институтами гражданского общества; исследовать взаимосвязь уровней правовой культуры с видами правосознания личности, различных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура — это особое социальное явление, характеризующее определенный уровень правового состояния как отдельной личности, так и общества в целом [5¸ с. 27].

К отличительным признакам правовой культуры, оказывающим воздействие на её значении в обществе и государстве, принято относить следующие:

– правовая культура является элементом общей культуры;

– она отражает развитие общества в совокупности правовых норм;

– представляет состояние законности, правопорядка, правосознания и законодательства;

– способствует созданию правовых ценностей, которые выражаются в правовом порядке, справедливости, равенстве, ответственности;

– позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и зарубежные источники правового процесса с помощью накопленных знаний и опыта человечества.

Правовая культура состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В качестве основных выделяют:

– право, выступающее универсальным регулятором общественных отношений, с помощью общеобязательных, формально определенных правил, оно развивает в людях чувство справедливости, гуманности и добра;

– правосознание, которое отражает связь между правовыми, моральными, религиозными и другими ценностями, воспитывает потребность в правомерном поведении;

– законность и правопорядок, выступающие как средство защиты прав и свобод личности от произвола государства и его органов, а также от противоправных деяний других лиц;

– правовое воспитание, служащее средством формирования и изменения правового сознания, правовой культуры, отношения граждан к праву.

К типам правовой культуры принято относить:

  1. Правовая культура личности — уровень понимания и совокупность знаний о праве каждого человека, выраженная в умении пользоваться нормативно — правовыми источниками;
  2. Правовая культура социальных групп — это уровень знаний, уважения к праву и законодательству определенного состава людей по их социально — значимым признакам;
  3. Правовая культура общества — это уровень правосознания граждан, а также правовая активность населения в деятельности государства [4, с. 8–14]

В общей теории права принято выделять несколько уровней правовой культуры. В зависимости от показателя правового познания и использования полученных знаний на практике, правовая культура подразделяется на:

  1. Обыденный — уровень, ограниченный повседневной жизнью людей, который используется при реализации субъективных прав и обязанностей;
  2. Профессиональный — уровень, относящийся к лицам, практикующим юридическую деятельность на профессиональном уровне: адвокаты, юристы, работники правоохранительных органов, судьи;
  3. Доктринальный — уровень, характеризующийся не только знаниями о праве, но и знаниями всего механизма правового регулирования.

Идеей правового государства является верховенство закона по отношению ко всему обществу, к государству, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право [5].

Правовая культура может быть реализована только при соблюдении определенных принципов, таких как:

Цивилизованный образ жизни, структура и система духовных, интеллектуальных, нравственных и психологических ценностей индивида, а также всего общества, является основой любой культуры. Если мы говорим о правовой культуре, то подразумевает под этим развитое массовое правосознание, правовую активность граждан, составляющих главенство права и основу правового государства.

Благодаря правовой грамотности, граждане знают о малоизвестных, но важных для гражданина правах, к примеру:

  1. Налоговый вычет — сумма, которая при наличии оснований, уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. К примеру:

– социальный — средства, потраченные на обучение, лечение, лекарства, можно вернуть;

– имущественный — средства, потраченные на покупку и продажу недвижимости, на ипотеку, возвращаются;

– стандартный — вычет из налога ежемесячно для инвалидов ВОВ, инвалидов, с увечьями, полученными на военной службе, ликвидаторов аварии ЧАЭС.

  1. Участие в выборах и референдумах. Хоть это и является всем известным политическим правом, его важность от этого не становится меньше. Право голоса, право выбора предоставляется гражданам Конституцией РФ, которое, в свою очередь, дает возможность участвовать в деятельности государства, влиять на власть [6].
  2. Квалифицированная юридическая помощь — деятельность, направленная на обеспечение и защиту прав и свобод граждан. Юридическая помощь должна быть доступной каждому, так как одна из сторон из-за нехватки средств может быть неспособна защитить свои права, что нарушает принцип равенства. Именно поэтому статьей 46 Конституции РФ предусмотрено оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи.

В правовом государстве тесно взаимосвязаны друг с другом государство и право, а центром данного взаимодействия является человек. С помощью законодательства государство влияет на развитие гражданского общества, а общество дает направление для демократизации государства [2].

Гражданское общество обладает рядом идей и принципов:

– многообразие форм собственности, право на экономическую деятельность;

– защита естественных прав и свобод каждого человека и гражданина;

– равенство всех перед законом и судом;

– надежная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни [3].

Поскольку правовая культура находится на стадии становления, у нее есть проблемы, препятствующие ее развитию:

  1. Низкий уровень правовой культуры среди работников юридических профессий, входящих в состав государственных органов. Эта проблема приводит к созданию некачественных правовых актов, несправедливым судебным решениям и т. д.
  2. Массивность правового материала, в результате чего граждане не могут изучить его в полном объеме.
  3. Распространение беззакония и несправедливости, в результате чего общество перестает реагировать на правонарушения.
  4. Еще одна проблема — это доступ к достоверной информации. Сегодня люди получают основную информацию из интернета, но не всегда удается найти действующие нормативные акты, а тем более внесенные в них поправки.
  5. Деструктивное воздействие средств массовой информации с целью искажения существующих представлений о праве и правовых явлениях.
  6. Еще одна существенная проблема — правовой нигилизм, который стоит рассмотреть более подробно.

Правовой нигилизм — это полное отрицание, неуважение к праву и действующим законам, которое приводит к противозаконным деяниям, препятствует развитию правовой культуры.

Факторы развития правового нигилизма:

  1. Нарушение в юридических предписаниях и решениях суда.
  2. Создание правовых актов, обладающих противоречивым характером.
  3. Игнорирование гражданами нормативно-правовых актов.
  4. Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина.

Для борьбы с этим явлением требуется доверие и уверенность граждан в защите своих прав и свобод, для этого необходимо укрепление законности в государстве, совершенствование законодательства.

В государстве с высоким уровнем правовой культуры граждане свободно владеют знаниями норм Конституции, положениями законов и иных нормативно-правовых актов, в правовую деятельность вовлечены широкие слои населения. В государстве с высоким уровнем качества законотворчества, правосудие отличается своей близостью к обществу, а в правоприменительной деятельности соблюдается строгость и равенство. На сегодняшний день правовую культуру в нашем государстве тяжело охарактеризовать как высокую. Но так как правовая культура ещё проходит стадии становления и формирования, каждый из нас может оказать на данный процесс положительное воздействие.

Ознакомившись с понятием, смыслом и признаками правовой культуры, становится понятным ее значение для государства, общества и личности. Для формирования устойчивой правовой культуры гражданам необходимо получение знаний правового характера, развитое массовое правосознание, правовая активность каждого гражданина. Правовая культура имеет много проблем, но только с помощью совместных усилий общества и государства можно сформировать устойчивую правовую культуру и высокий уровень правосознания. Гражданское общество должно занимать активную гражданскую позицию, а государство должно способствовать развитию правовой культуры.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (ред. от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), ч. 1, ст. 1 // Российская газета, 04.07.2020, N 144.
  2. Алексеев Р. А. Эволюция концепции правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 2. 2013. — С. 83–88.
  3. Алексеев Р. А. Гражданское общество. Проблемы становления и развития в России (правовой аспект): монография / Р. А. Алексеев. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 96 с.
  4. Бондарёв А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2 (8). С. 8–14.
  5. Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В. Н. Карташов, М. Г. Баумова; Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 200 с.
  6. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое государство, гражданское общество, государство, общество, Государственная власть, гражданин, правовая культура личности, правовой нигилизм, уровень.

Ключевые слова

правовая культура, гражданское общество, правосознание, правовое государство, типы правовой культуры, уровни правой культуры, принципы правового государства

правовая культура, типы правовой культуры, правовое государство, правосознание, уровни правой культуры, принципы правового государства, гражданское общество

Как взаимосвязаны правовая культура и граж­данское общество?

С опорой на знания курса, исторические события и личный опыт приведите три объяснения.


Я могу привести только одни но логическое объяснение.

Правовая культуру это культура всего народа, но она меняется с течением времени, то есть культура превращается в поведение, но сильно измененая.

То есть поведение в гражданском обществе.


Приведите , опираясь на знание курса, личный социальный опыт или социальную практику два примера проявления стихийной нравственности в поведении люде?

Приведите , опираясь на знание курса, личный социальный опыт или социальную практику два примера проявления стихийной нравственности в поведении люде.


С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение?

С6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение.

Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.


С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение?

С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение.

Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.


Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности?

Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности?

С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два - три объяснения.


Что такое правовая культура общества и правовая культура человека?

Что такое правовая культура общества и правовая культура человека.


ПОМОГИТЕ ПОЖ?

Каково по твоему мнению влияние культуры на формирование личности?

И личный опыт приведите 2 - 3 объяснения!


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "гражданское общество"?

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "гражданское общество"?

Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения содержащие информацию о гражданском обществе.


Помогите пожалуйста по обществознанию?

Помогите пожалуйста по обществознанию.

Задание : В тексте рассматривается влияние природа на материальные условия жизни человека.

Влияет ли природа на духовную культуру?

Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт и факты социально жизни, приведите два объяснения.


Что такое правовая культура общества и правовая культура человека?

Что такое правовая культура общества и правовая культура человека.


. С опорой на знания из курса обществознания, личный опыт назовите три мероприятия, на которых выносится государственный флаг?

. С опорой на знания из курса обществознания, личный опыт назовите три мероприятия, на которых выносится государственный флаг.


Ж)Д. Дьюри разработал логику науки, теорию научного исследования и применил созданный им научный метод к человеческим проблемам во всех сферах общественной жизни.


1ну типо, про доброе говори, а про злое молчи, а то подумают ты дурак типо. 2ты людям хорошее, и они тебе хорошее, и даже собака помнит что хорошего ты ей сделал. 3например ты помогаешь человеку в контрольной, хотя сам двоечник, и человек которому ..


Оба суждения верны! Ответ : в) верны оба суждения.


В моём городе много людей занимается творческим трудом. Творческий труд характерен для инженеров - конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использовани..



Ну с сперва если мы будем соблюдать все законы , то мы будем жить очень мирно.


Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания. Социальное развитие п..


20 Самосохранение, по - моему. 22 Строительная бригада 18 Прокладка трубопровода 19 животные Я не уверена.


Страну и всё что ей пренадлежит кроме суда.


Если Вы имеете ввиду "за что отвечает", то за : гос. Измену, взяточество, проводит амнистию и т. Д.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Закон и право

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Д.В. ЧЕКМАЧЕВ, аспирант кафедры теории государства и права Московского государственного индустриального университета

Ключевые слова и словосочетания: правовая культура, гражданское общество, демократические институты общества, самоуправление, правовые ценности и принципы (legal culture, civil society, democratic institutions of society, self-government, law values and principles).

М.М. Борисевич, научный руководитель, профессор кафедры теории государства и права Московского государственного индустриального университета, кандидат юридических наук

Современное российское общество находится на этапе кардинального преобразования всех сфер общественного и государственного устройства. Это период становления правового государства и гражданского общества, которые тесно взаимосвязаны с уровнем правовой культуры.

Правовая культура — один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную деятельность, выступает инструментом достижения стабильности в обществе.

Особенности развития российского общества, сформировавшиеся исторически, наглядно отражаются в его правовой культуре. Это многовековое общинное сознание, стремление к соборности, пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к порядку, неприязнь к власти в целом и в то же время надежда, вера в доброго, справедливого царя; при длительном отсутствии значимых демократических свобод постоянное стрем-

Одной из задач современной России является формирование гражданского общества. Представляется, однако, что утвердившиеся в западном цивилизованном мире принципы социальной организации правового государства, гражданского общества подкреплялись соответствующим наличествующим там типом правовой культуры, основой которой были закрепленные в сознании граждан ценности свободы личности, прав человека.

Ускоренное создание гражданского общества и новой правовой системы в России столкнулись с непредвиденными трудностями. Выявилась весьма ограниченная эффективность, а порой даже вредность прямых заимствований и использования западных моделей правовой системы, что в немалой степени обусловлено своеобразием российского социально-экономического положения в обществе.

Однако законодательная деятельность последних лет не нашла практического выхода, до сих пор не отработан механизм реализации законов, причем одной из причин этого была вера российских реформаторов во всесилие регулирующей роли рынка не

только в экономической сфере, но и в социальных процессах. Выявилась необходимость реформирования российской государственной системы на основе сбалансированного соблюдения интересов личности и государства.

Современное российское общество переживает противоречивый и болезненный период радикального изменения сложившейся правовой культуры, взаимоотношений государства и личности. Налицо явная инерционность процессов обновления общественного сознания, медленная смена стереотипов мышления и поведения людей. Большинство населения России считает, что между декларированными в законодательных актах принципами и теми нормами, которые реализуются в повседневной российской действительности, — пропасть.

Истоками правового нигилизма является беспорядочная и необоснованно жесткая политика государства, злоупотребление идеей законности.

Отсутствие зрелых предпосылок формирования гражданского общества, криминализация различных социальных сфер и массовая ориентация людей просто на физическое выживание тормозят развитие правовой культуры. Низкий уровень жизни большинства жителей России не позволяет им осознавать себя субъектами права. Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при существовании свободных личностей — субъектов права. И только там, где индивиды свободны и, следовательно, ответственны, в принципе возможны правовые отношения и правопорядок в целом.

Демократизация общественной жизни есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за ответственную и эффективную государственную власть. Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления.

До тех пор, пока правовая культура российских граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и куль-

турное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека2.

Выявилась необходимость подхода к определению правовой культуры через систему норм и ценностей общества. Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без чего правовая культура невозможна. Одна из причин низкой правовой культуры современного общества — низкий уровень нравственной культуры.

Высокие нравственные качества, развитая правовая культура и гражданская активность личности определяют зрелость общественных отношений, соответствующих структуре правового государства.

Гражданскому обществу, ставящему целью обеспечение прав человека, необходимо, чтобы движение к этой цели шло вместе с укреплением и развитием правового государства, которое создает само общество.

Правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре, гражданской активности и самоуправлении.

роить гражданское общество. Главной причиной неудачи реформ стала «недооценка права. Права как решающего средства и важнейшего элемента форм

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: