Какие из перечисленных ниже факторов не влияют на время реакции водителя

Обновлено: 28.06.2024

Как определяют профессионализм водителя, и чему отдают предпочтения при устройстве на работу? Не за умение выжимать скоростной максимум (эти люди делают себе карьеру на треках), и не за безупречные технические знания (хотя они будут безусловным плюсом). Безусловным фактором, который определяет профессионализм водителя – это умение прогнозировать возникновения опасных ситуациях, а также максимально малое время реакции водителя на них. Как ускорить свои рефлексы мы вас научить не сможем, но вот подсказать к чему и почему нужно быть готовым постараемся.

Время реакции водителя

Время реакции водителя – это фактор который предопределяет возможность аварийного столкновения. Этот параметр у каждого уникален, и это естественное явление. Ввиду нехватки опыта, кто-то может вовремя не распознать надвигающуюся угрозу, а у других время рефлекторного проявления на раздражитель высок ввиду кратковременного ступора. Однако, имеются официальные статистические показатели, которые в зависимости от скорости движения транспортного средства рассчитывают возможный тормозной путь за определенный промежуток времени. C предложенными значениями советуем ознакомиться на картинке чуть ниже.

Таблица отношений пройденного тормозного пути, до скорости движения, и вариант возможного столкновения с фактором.

Представленный выше пример, не является стандартом для каждой из ситуаций. Опять же повторяем – эти данные учитываются индивидуально, и зависят от опытности водителя, его состояния за рулем, внимательности и готовности, качества дорожного покрытия, технического состояния автомобиля, и многого другого. Однако, запомнить следует следующее правило: чем выше скорость транспортного средства, тем выше будет тормозной путь, а значит до предотвращения потенциального столкновения вам потребуется как можно меньшее время для реакции и принятия решения (в данном случае о торможении).

Таблица, позволяющая измерить тормозной путь, на который влияют скорость авто и время реакции водителя.

Потенциальная опасность

От скорости реакции и принятия решения зависит не только ваше здоровье, как водителя движущегося транспортного средства, но здоровье и даже жизнь других участников дорожного движения (в том числе велосипедистов и пешеходов). Такой незначительный интервал как 0,5 - 1 секунды в некоторых случаях является предопределяющими. А такой, казалось бы, незначительный путь в 20 метров, может быть, как катастрофическим, так и безопасным – учитывать нужно только стартовое время торможения.

Среднее время реакции водителя варьируется от 0,3 секунды, у подготовленных профессионалов с многолетним опытом, до 2 секунд, у новичков и неуверенных в себе водителей. Некоторые, будучи не готовы к возникновению различных факторов впереди, в состоянии ступора забывают о принятии решения, в связи с чем попадают в катастрофические последствия, и попадая в полную зависимость от возникшей ситуации.

Прогнозирование опасности является важнейшим фактором, который оценивается у современных водителей. Вы можете двигаться по правилам, и следить за транспортным потоком, не превышая при этом установленный скоростной режим. Но это не является страховкой от неожиданного пробегающего пешехода, или выехавшего на встречную полосу транспорта. Однако, четкое соблюдение правил, а также предельная концентрация при езде обеспечат вам как можно выгодные условия по преодолению случившейся проблемы.

Прогнозирование непредвиденных ситуаций

В дороге, количество возможных непредвиденных ситуаций, требующих сноровки и внимания, исчисляется в пределах нескольких десятков. Каждая из них уникальна по-своему, требует определенный уровень знаний и подразумевает общую цель – предупреждение ДТП. Именно подобный набор из возможных ситуаций имеет основное влияние на причины возникновения ДТП. Все из них мы разбирать не будет, однако рассмотрим наиболее важные.

Транспорт, едущий к нам на встречу по встречной полосе.

Особенно опасный случай, так как дистанция до потенциального столкновения увеличивается пропорционально набранной скорости обеих машин. Признаки такой ситуации лежат на поверхности: транспортное средство находится на нашей полосе, и движется по направлению к нам с выключенными поворотниками (возможно имел место быть выезд из парковки, или жилого квартала). В подобных ситуациях, обычное торможение может быть не эффективно и по возможности вам необходимо уйти в сторону.

Особенно важно для многих пешеходов понимать, как водителю бывает трудно разглядеть их в ночное время суток.

Пешеход, пересекающий полосу на нашего движения под прямым углом


Задание 18 № 29741

Из предложенного перечня выберите все факторы, от которых зависит скорость реакции между растворами карбоната калия и азотной кислоты.

2) давление над раствором

3) кислотность среды

4) концентрация карбонат-ионов

5) концентрация углекислого газа в растворе

Факторы влияющие на скорость реакции:

— температура (с увеличением температуры увеличивается скорость реакции);

— концентрация реагентов (с увеличением концентрации реагентов увеличивается скорость реакции);

— площадь соприкосновения реагентов (для гетерогенных реакций);

— давление (при наличии газообразных реагентов — повышение давления повышает концентрацию газообразных веществ);

— катализатор (увеличивает скорость реакции).

Из предложенных вариантов, скорость реакции зависит от температуры, а также от концентрации реагентов — кислотности среды и концентрации карбонат-ионов.


Задание 18 № 30010

Из предложенного перечня выберите все факторы, от которых зависит скорость реакции порошка железа с раствором сульфата меди.

1) кислотность среды

3) давление над раствором

4) концентрация ионов меди

5) степень измельчения порошка

Факторы влияющие на скорость реакции:

— температура (с увеличением температуры увеличивается скорость реакции);

— концентрация реагентов (с увеличением концентрации реагентов увеличивается скорость реакции);

— площадь соприкосновения реагентов (для гетерогенных реакций);

— давление (при наличии газообразных реагентов — повышение давления повышает концентрацию газообразных веществ);

— катализатор (увеличивает скорость реакции).

Из предложенных вариантов, скорость реакции зависит от температуры, концентрации ионов меди и степени измельчения порошка.


Задания Д21 № 1796

Скорость реакции углерода с кислородом не зависит от

2) общего давления

3) степени измельчённости углерода

4) количества продукта реакции

Факторы влияющие на скорость реакции

- температура (с увеличением температуры увеличивается скорость реакции);

- концентрация реагентов (с увеличением концентрации реагентов увеличивается скорость реакции);

- площадь соприкосновения реагентов (для гетерогенных реакций);

- давление (при наличии газообразных реагентов - повышение давления повышает концентрацию газообразных веществ);

- катализатор (увеличивает скорость реакции).

Скорость реакции углерода с кислородом зависит от температуры, общего давления и степени измельченности углерода (площади соприкосновения реагентов - так как это гетерогенная реакция), а вот от количества продукта реакции - нет.

Скорость гетерогенной реакции рассчитывается на единицу площади твердого вещества, поэтому не может зависеть от степени измельчения. Эта величина влияет не на скорость, а на интенсивность реакции

Скорость - изменение какого-то параметра (массы вещества, количества моль, объема) в единицу времени. В данном случае в зависимости от степени измельчения скорость расходования реагентов безусловно будет меняться - это и есть скорость реакции. Определения понятия "интенсивность реакции" я не встречал.


Задание 18 № 12858

Какие факторы влияют на скорость обжига сульфида цинка в кислороде? Выберите все фактора из предложенного перечня.

2) степень измельчения сульфида цинка

3) форма реакционного сосуда

4) давление сернистого газа

5) добавление инертного газа при постоянном объёме

Запишите в поле ответа номера выбранных факторов в порядке возрастания.

Факторы влияющие на скорость реакции:

— температура (с увеличением температуры увеличивается скорость реакции);

— концентрация реагентов (с увеличением концентрации реагентов увеличивается скорость реакции);

— площадь соприкосновения реагентов (для гетерогенных реакций);

— давление (при наличии газообразных реагентов, повышение давления повышает концентрацию газообразных веществ);

— катализатор (увеличивает скорость реакции).


Задание 18 № 13026

Какие факторы влияют на скорость растворения кальция в воде? Выберите все фактора из предложенного перечня.

1) давление над водой

2) температура воды

3) степень измельчения кальция

4) форма реакционного сосуда

5) жёсткость воды

Запишите в поле ответа номера выбранных факторов в порядке возрастания.

Факторы влияющие на скорость реакции:

— температура (с увеличением температуры увеличивается скорость реакции);

— концентрация реагентов (с увеличением концентрации реагентов увеличивается скорость реакции);

— площадь соприкосновения реагентов (для гетерогенных реакций);

— давление (при наличии газообразных реагентов, повышение давления повышает концентрацию газообразных веществ);

— катализатор (увеличивает скорость реакции).


Задание 18 № 20577

Из предложенного перечня веществ выберите все вещества, между которыми реакция протекает с наибольшей скоростью при одинаковых условиях.

Факторы, влияющие на скорость реакции:

− температура (с увеличением температуры увеличивается скорость реакции);

− концентрация реагентов (с увеличением концентрации реагентов увеличивается скорость реакции);

− площадь соприкосновения реагентов (для гетерогенных реакций);

− давление (при наличии газообразных реагентов повышение давления повышает концентрацию газообразных веществ);

− катализатор (увеличивает скорость реакции).

С наибольшей скоростью будет протекать реакция между растворами соляной кислоты и гидроксида кальция, так как исходные вещества растворены в воде и диссоциированы на ионы, процесс протекает во всем объёме, в отличие от других вариантов, где процесс протекает на поверхности или реакция не идёт.


Задание 18 № 8130

Из предложенного перечня выберите все пары веществ, у каждой из которых скорость реакции не зависит от увеличения площади поверхности соприкосновения реагентов.

1) сера и железо

2) кремний и кислород

3) водород и кислород

4) цинк и соляная кислота

5) азот и кислород

Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ.

Скорость реакции увеличивается при увеличении температуры, увеличении концентрации исходных веществ (для газообразных и растворенных реагентов), увеличении площади соприкосновения реагентов (для гетерогенных реагентов — тех, которые находятся в разных фазах, например: жидкие и твердые, твердые и газообразные), при увеличении давления (для газообразных реагентов). Также скорость реакции увеличивается под влиянием катализаторов — веществ, ускоряющих реакцию, но не входящих в состав продуктов реакции.

От увеличения площади поверхности соприкосновения реагентов не зависит скорость гомогенных реакции (газ-газ, жидкость-жидкость).

Сера и железа они же оба твердые, значит на них тоже не влияет увеличение площади поверхности соприкосновения реагентов

Оба твердые, но система не гомогенная, поэтому увеличение площади повысит скорость реакции.


Задание 18 № 8289

Из предложенного перечня выберите все пары веществ, у каждой из которых скорость реакции не зависит от изменения давления.

Запишите в поле ответа номера выбранных пар веществ.

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ.

Скорость реакции увеличивается при увеличении температуры, увеличении концентрации исходных веществ (для газообразных и растворенных реагентов), увеличении площади соприкосновения реагентов (для гетерогенных реагентов — тех, которые находятся в разных фазах, например: жидкие и твердые, твердые и газообразные), при увеличении давления (для газообразных реагентов). Также скорость реакции увеличивается под влиянием катализаторов — веществ, ускоряющих реакцию, но не входящих в состав продуктов реакции.

Для указанных агрегатных состояний реагентов при увеличении температуры и концентрации реагентов скорость реакции увеличивается. Давление не будет влиять на скорость реакции между жидкими и твердыми веществами.

Орловская И.Л.
КРАТКИЙ ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ЭКСПЕРТИЗЫ ДТП, РЕШАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

// Актуальные проблемы исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. СПб., 2001. С. 250-257.

В процессе производства психологических экспертиз по делам о ДТП список решаемых вопросов постоянно расширяется. На современном этапе развития судебной экспертизы анализ наблюдательной документации показал, что наиболее значимыми для следственной и судебной практики являются следующие вопросы:

1. В момент возникновения конфликтной ситуации (ситуации, характеризуемой высокой вероятностью перехода в аварийную) находился ли водитель в психическом состоянии, которое могло существенно влиять на его способность адекватно оценивать дорожную ситуацию, принимать адекватное решение и реализовывать его?

2. Находился ли водитель при возникновении аварийной ситуации в психическом состоянии, которое могло существенно влиять на его способность адекватно оценивать дорожную обстановку, принимать адекватное решение и реализовывать его?

3. Каким образом психическое состояние водителя могло повлиять на его действия в исследуемой ДТС?

4. Учитывая психическое состояние, индивидуальные психологические и психофизиологические особенности водителя, а также конкретную дорожную ситуацию, можно ли сделать вывод о наличии у водителя объективной возможности для своевременного принятия правильного решения?

5. На каком этапе развития конфликтной дорожной ситуации сложились условия, способствующие восприятию водителем данной дорожной обстановки как опасной для движения?

6. Учитывая психическое состояние, индивидуальные психологические и психофизиологические особенности водителя, а также конкретную дорожную ситуацию, можно ли сделать вывод о наличии у водителя объективной возможности своевременно обнаружить опасность для движения?

7. Какова реакция водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения в сравнении с реакцией водителя, находящегося в трезвом состоянии?

8. Влияет ли степень опьянения водителя на особенности его зрительного восприятия в данных условиях видимости в направлении движения и на быстроту реакции?

9. Мог ли водитель, с инженерно-психологической точки зрения, правильно оценить возникшую перед ДТП дорожную ситуацию или ее отдельные элементы?

10. Какие факторы объективного характера (не зависящие от воли индивида) могли в данной ДТС затруднить принятие водителем правильного решения?

11. Учитывая дорожное поведение водителя в рассматриваемой экстремальной ситуации и его индивидуально-психологические свойства, какой стиль управления автомобилем наиболее характерен для данного водителя?

12. Какие с инженерно-психологической точки зрения неблагоприятные факторы объективного характера (не зависящие от воли индивида) могли оказать влияние на принятие водителем решения в данной ДГС?

13. Мог ли водитель, учитывая его индивидуальные особенности и психическое состояние, а также состояние алкогольного опьянения адекватно оценить конфликтную ситуацию или ее отдельные элементы, принять правильное решение и реализовать его?

14. Рассматривая деятельность водителя с инженерно-психологической и технической точек зрения, имелась ли у водителя возможность избежать заноса автомобиля в данной дорожной обстановке?

15. Каково время реакции водителя в зависимости от его водительского стажа и возраста?

Рассмотрим более подробно последний из перечисленного списка вопрос. В экспертной практике при определении технической возможности избежать с помощью экстренного торможения возникновения дорожно-транспортного происшествия используется нормативное дифференцированное значение времени реакции, учитывающее степень сложности ДТС, сложившейся перед происшествием. Этот единственный применяемый в автотехнических экспертизах измеритель психофизиологических свойств водителя не учитывает индивидуально-психологические особенности конкретного водителя. Водитель транспортного средства обладает свойственными ему скоростью и характером реагирования на внешние раздражения, обусловленными его психическим состоянием на момент ДТП, психофизиологическими возможностями, а так- же его личностными качествами. Для увеличения точности расчетов, а, следовательно, повышения достоверности экспертных выводов с инженерно-психологической точки зрения представляется целесообразным корректировать значение времени реакции с учетом опыта (водительского стажа) и возраста водителя.

Результаты экспериментального исследования, проведенного Лукошявичене О.В., дают возможность уточнения нормативного значения времени реакции. Выведенные по данным эксперимента регрессивные зависимости времени реакции водителя от стажа его работы и возраста, выраженные в виде уравнений второго порядка, позволяют определить время реакции при торможении и маневре для моделируемой ДТС.

При торможении время реакции (tx), с, рассчитывается по формуле:

tT = 0.963 + 0.0173А - 0.0362С+0.0002АС - 0.00037А 2+0.0007С2.

При маневре время реакции Нм), с, рассчитывается по формуле:

tM = 2.63 + 0.06А - 0.0305С + 0.0002АС - 0.0006А 2+0.0006С2,

где А - возраст водителя; С - его стаж работы.

Например, скорректированное время реакции для водиг теля в возрасте 40 лет с водительским стажем 1 год составляет около 1.0 с и определяется следующим образом:

tT = 0.963 + 0.0173-40 - 0.0362-1+

= 0.963 + 0.692 - 0.0362 +

+0.008 - 0.592 + 0.0007 * 1.0355,

где А = 40 лет (возраст водителя); С = 1 год (его стаж работы).

Эксперимент показал, что для опытных водителей маневр более характерен как способ предотвращения наезда на пешехода, а для молодых с меньшим опытом - торможение. Время реакции маневра превышает время реакции торможения. С увеличением стажа и возраста время реакции уменьшается. Экспериментаторами этот факт объясняется вероятной зависимостью времени реакции, как от водительского, так и от жизненного опыта. Версия представляется вполне приемлемой, т.к. увеличение времени реакции в значительной степени зависит от времени, затрачиваемого на принятие решения.

Основное преимущество метода исследования психомоторной реакции водителя (величина выборки составляла 240 человек) - создание адекватных условий, моделирующих реальную опасную ситуацию, т.е. максимальное приближение условий эксперимента к реальной дорожной обстановке. Моделируемая ситуация: внезапное появление пешехода (манекена) на проезжей части из-за неподвижного объекта, ограничивающего обзорность. Водители не получали информации о характере предстоящих действий при проезде испытательного участка дороги, но были предупреждены о том, что на обратном пути предполагается измерение времени их реакции. Данная ДТС, представляет собой ситуацию, характеризуемую наличием у водителя объективной возможности заранее обнаружить явные признаки вероятного возникновения препятствия, но он мог не иметь возможности заранее определить с достаточной точностью место, где могло появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП, т.е. ситуацию, когда от водителя требовалось повышенное внимание к ДТС и он не должен был отвлекаться от наблюдения за дорожной обстановкой.

В автотехническом исследовании экспертом принимается нормативное дифференцированное значение времени реакции в зависимости от сложности конфликтной ситуации. Для рассматриваемого случая при применении водителем торможения

В приведенном примере определенное с учетом возраста и стажа время 1.0 с в достаточной степени отличается от используемого экспертом-автотехником времени 0.8 с, что может оказать влияние не только на результаты технических расчетов, но и на выводы эксперта. Время реакции (tr), рассчитанное по формуле, полученной в результате эксперимента, является скорректированным по стажу и возрасту водителя применительно как к моделируемой ситуации, так и к любой ДТС, для которой используется нормативное время 0.8 с. Дорожные ситуации, отличающиеся по сложности от экспериментальной, могут характеризоваться нормативным ситуационным значением времени реакции, отличающимся от 0.8 секунды в пределах от 0.3 до 1.4 секунды. Для таких ДТС корректировка времени реакции в зависимости от стажа и возраста водителя возможна с использованием следующей формулы


где tjl - скорректированное значение времени реакции водителя при торможении, соответствующее исследуемой в авто- технической экспертизе ДТС, с; tr - значение времени реакции водителя, определенное с учетом возраста и стажа для стандартной ситуации с нормативным значением времени реакции 0.8 с; tc - нормативное дифференцированное значение времени реакции водителя, соответствующее исследуемой в авто- технической экспертизе ДТС, с; А - возраст водителя, лет; С - стаж работы водителя, лет.

При маневре время реакции (tiwl), с, рассчитывается аналогичным образом по формуле


где tiyil - скорректированное значение времени реакции водителя при маневре, соответствующее исследуемой в автотехни- ческой экспертизе ДТС.

Время реакции водителя при торможении (trl) и маневре (t\il), с, в зависимости от его возраста при неизвестном стаже и наоборот определяется по формулам

tT 1 = (l .561 - 0.027А + 0.0002А2) • tc /0.8;

tM 1 = (2.415 - 0.055А + 0.00055А2) • tc /о.8;

tT 1 = (1.141 - 0.031C + 0.0006C2) • tc /0.8;

tM 1 = (1.557 - 0.048C + 0.0011C2) tc /0.8;

Следует отметить, что для исследований, в которых используется время реакции 0.3 с, предлагаемый метод может быть использован с некоторыми ограничениями, учитывающими предельные психофизиологические возможности человека.

В заключение хотелось бы добавить, что не только данное направление развития инженерно-психологических исследований, связанное с уточнением нормативного времени реакции требует дальнейшей разработки. Проведение в ряде автотехнических экспертиз психологического анализа сложившейся перед ДТП конфликтной ситуации, продиктованного требованиями следственной и судебной практики, выявляет потребность в рассмотрении с психологической точки зрения деятельности водителя как оператора транспортного средства, являющегося ключевым звеном в системе ВАДС. Ретроспективный психологический анализ ДТС и экспериментально-психологическое исследование индивидуальных особенностей участников ДТП предполагает решение широкого спектра актуальных проблем экспертизы ДТП, определяющихся следующим далеко неполным перечнем:

- многофакторный анализ действий водителя в ситуации заноса;

- влияние условно-рефлекторных действий водителя на развитие аварийной ситуации;

- степень осознания водителем своего функционального состояния при утомлении;

- выяснение объективных предпосылок необходимости восприятия водителем дорожной обстановки как опасной ситуации;

- выявление с психологической точки зрения объективных (не зависящих от воли участника ДТП, как элемента системы ВАДС) факторов, подтверждающих наличие ДТС, предъявляющей участнику ДТП требования, превосходящие его возможности.

1. Лукошявичене О. В. Моделирование дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 1988.

2. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике /ВНИИСЭ. - М., 1987.

3. Экспертное определение времени реакции водителя при производстве судебных инженерно-психофизиологических экспертиз: Метод, пособие для экспертов /ВНИИСЭ. - М., 1988.

Время реакции - интервал времени между моментом появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия. Время реакции включает промежутки времени, необходимые водителю для приема и переработки информации, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические свойства водителя как оператора.

Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального опыта, а также в результате тренировки. Каждому водителю желательно знать свое время реакции и способы его снижения. Для этого полезно понимание основных закономерностей изменения времени реакции.

Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция связана, с ожиданием одиночного, известного водителю сигнала, в ответ на который водитель должен выполнить определенное действие. Например, при включении красного сигнала светофора он должен нажать на педаль тормоза. При этом время приема и переработки информации минимально. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при виде пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или, наоборот, увеличить скорость, наконец, попытаться объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой, так как требуется переработать большее количество информации, оценить различные решения и выбрать наилучшее.

В сложной дорожно-транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20 %, а при семи сигналах почти на 50 % по сравнению с временем, необходимым для переработки информации от одного раздражителя.

Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120-200 авт/ч, а наибольшее - при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.

В судебно-следственной практике при экспертизе ДТП время реакции водителя принимают различным в зависимости от дорожной обстановки.

Если дорожно-транспортная ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения и водитель имел возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности, время реакции принимают минимальным (около 0,6 с). Таковы, например, случаи, когда из-за предмета, ограничивающего обзорность, выходят один за другим пешеходы.

Если ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о минимальной вероятности возникновения опасности и в поле зрения водителя не было объектов, создавших опасную ситуацию, время реакции максимальное, примерно 1,4 с. Примером такой ситуации может быть внезапный выезд другого транспортного средства с придорожной полосы из-за объекта, ограничивающего обзорность (густого кустарника).

При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из-за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала. Если прямые участки имеют протяженность 5-6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.

При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30-50 км/ч это время было больше в среднем на 25 %. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно. Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени при большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. В начале рабочей смены время обнаружения сигнала и время на формирование ответного действия невелики. В середине рабочей смены время реакции минимально, а ближе к концу смены оно может превышать это минимальное значение более чем в 2 раза. Особенно сильное увеличение времени реакции происходит у водителей к концу рабочей смены при движении по свободной от транспортных средств дороге, а также при интенсивности, превышающей 300 авт/ч. Особенно сильно время реакции увеличивается при болезненном состоянии и после приема даже небольших доз алкоголя.

У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно-транспортных ситуациях. Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информа­ции, чем неопытному водителю (рис. 1). Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы.


Рис. 1. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы:

1 – на маневрирование; 2 – на торможение

Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП. Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70 % случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1 м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30-50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0-1,5 м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10-0,15 с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т. е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки.

Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах. Поэтому в автошколах и кабинетах безопасности движения на автотранспортных предприятиях необходимо иметь стенды и тренажеры для упражнений водителей и приборы для регистрации времени психомоторной реакции. Такие регистрирующие приборы могут быть установлены не только на стендах и тренажерах, но и на автомобилях.

Читайте также: