К какому разделу относится мотивационно процессуальный компонент деятельности

Обновлено: 02.07.2024

ЭН БЭ ЭМ

ЭН БЭ ЭМ

ЭН БЭ ЭМ запись закреплена

4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: "как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?" Практические знания характеризуют ответ на вопрос: "как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?"
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны - содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Таким образом, самооценка - это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям.
Потребности в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Потребности тесно связаны с эмоциями - переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:
• физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;
• дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
• долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;
• соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
• подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;
• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
• процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;
• игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;
• комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес - познакомиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
• с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
• с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
• с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Эмоции - важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

5. ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕГО ЕДИНСТВА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.
Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности.
Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.
Гомеостаз относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)
Резистентность способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.
Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Гипокинезия недостаточная двигательная активность организма.
Гиподинамия совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.)
Рефлекс ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством ЦНС. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).
Гипоксия кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.
Максимальное потребление кислорода (МПК) наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.
Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем, состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток. Эти клетки объединены в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.
Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.
Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и ЦНС, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.
Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности.
В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

ВОПРОС 6.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРОЕНИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.
Тело человека покрыто кожей; она защищает организм от вредных воздействий внешней среды и имеет значение для сохранения постоянства температуры. В коже расположено большое количество нервных окончаний, воспринимающих механические и температурные раздражения.
Под кожей лежит более или менее толстый подкожный жировой слой. Он смягчает механические воздействия на организм (удары, давление), способствует сохранению тепла в теле, служит запасным веществом, которое расходуется при недостаточном питании.
Под жировым слоем лежат мышцы и кости, к которым они прикрепляются. Внутри туловища находятся грудная и брюшная полости; они разделены грудобрюшной преградой, или диафрагмой.
В грудной полости лежит сердце с отходящими от него крупными сосудами, легкие и пищевод. В брюшной полости, непосредственно под диафрагмой, находятся печень, желудок и селезенка. Ниже этих органов расположены тонкая и толстая кишки. На задней стенке полости находятся почки.
В толще задней стенки туловища находится позвоночник, в костном канале которого расположен спинной мозг. Вверху позвоночный канал соединяется с полостью черепа; она вмещает в себя головной мозг.
Системы органов
Различные органы тела человека объединяют по их функциям в системы органов: костно-мышечную, пищеварительную, дыхательную, мочевыделительную, кровеносную, нервную и др.
Костно-мышечная система
Костно-мышечная система состоит из костей и мышц. Мышцы располагаются под жировым слоем кожи. Сокращение их вызывает движение кистей, в результате чего происходит перемещение тела человека в пространстве, совершается механическая работа.
Пищеварительная система
Пищеварительная система включает в себя ротовую полость с языком и зубами, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишки, слюнные и поджелудочную железы, печень. Деятельность этих органов обеспечивает переваривание пищевых продуктов, т. е. превращение их в вещества, которые могут быть использованы организмом.
Дыхательная система
Дыхательная система состоит из гортани, трахеи, бронхов и легких. Через эти органы происходит поступление кислорода и удаление постоянно накапливающегося в теле человека углекислого газа.
Мочевыделительная система
Мочевыделительная система состоит из почек, мочеточников и мочевого пузыря. Через эти органы происходит освобождение организма от ненужных ему продуктов жизнедеятельности (мочевины, солей и т. п.).
Кровеносная система
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, густо пронизывающих все тело. По сосудам непрерывно движется кровь. Она доставляет органам питательные вещества из кишечника и кислород из легких. Кровь также приносит со всего тела к легким, к коже и почкам углекислый газ и другие продукты, которые выделяются этими органами наружу. В кровь поступают различные вещества, образующиеся при деятельности органов, и она разносит их по всему организму. При этом вещества, выделенные одними органами, влияют на деятельность других органов. Так, например, поджелудочная железа выделяет в кровь продукт, который действует на функции печени. Таким образом, благодаря крови между органами поддерживается химическая связь.
Нервная система
Нервная система имеет центральную часть, образованную головным и спинным мозгом, и периферическую, состоящую из черепномозговых и спинномозговых нервов, которые идут ко всем органам тела человека. К периферической части относятся и органы чувств.
В головном мозге различают ствол, два полушария и мозжечок. Наибольшее значение у человека имеют полушария и особенно их поверхностный слой, известный под названием коры.
Значение нервной системы заключается в том, что под ее воздействием происходит деятельность различных органов и приспособление этой деятельности к изменениям внешней среды. Допустим, что человек переходит улицу; из-за угла появляется автомобиль. Вид машины и производимый ею шум действуют на органы зрения и слуха. В окончаниях зрительных и слуховых нервов возникает возбуждение, которое проводится этими нервами в центральную нервную систему. Здесь возбуждение переключается на нервы, идущие к мышцам. Достигнув мышц, возбуждение вызывает их согласованное сокращение. Человек делает резкое движение, позволяющее ему уклониться от

Читайте также: