Как исполняет обязанности сторожа муму

Обновлено: 25.05.2024

Описание героя

История Герасима

В одно из посещений своих владений барыня замечает крепкого, работящего мужика, который поражает ее своей выносливостью. Крепостного зовут Герасим, и в деревне он считается самым сильным и трудоспособным работником: он и землю пашет, и траву косит, и зерно молотит. При этом мужчина отличается покорностью и послушанием. Живет один в старой маленькой избушке, при общении мычит, так как с рождения является глухонемым.

Барыня проживает в Москве, в большом доме с колоннами и имеет многочисленную дворню. Кого только нет среди ее прислуги: личный лекарь, парикмахер, прачка, конюх, швея, вечно пьяный башмачник Капитон. Есть даже дворецкий в лице управляющего Гаврилы. Нет у нее только сторожа, так как на эту должность нужен человек надежный и честный. Именно таким человеком представляется ей деревенский работник Герасим.

Недолго думая, барыня привозит Герасима в Москву и назначает его сторожем и дворником. Мужчине не по душе большой и шумный город. По сравнению с деревней он кажется ему неприветливым и холодным. Герасим чувствует себя неловко в новой обстановке, среди чужих людей. Первое время он сильно скучает по родным местам, но слово барыни для него закон, поэтому он вынужден мириться со своим новым положением.

Иллюстрация И. Пчелко

Работа у барыни дается Герасиму легко. По сравнению с тяжелым деревенским трудом она кажется ему детской игрой. В его обязанности входит уборка двора, заготовка дров, доставка воды и охрана поместья. Благодаря выносливости, работает он быстро, поэтому у него остается много свободного времени. Живет герой в скромной и тесной каморке, расположенной над кухней. Из мебели только самое необходимое – небольшой столик, стул и кровать. Несмотря на то, что Герасим ведет себя тихо и спокойно, остальные работники относятся к нему настороженно и даже побаиваются из-за его немоты и недюжинной, почти нечеловеческой силы. Между собой они называют Герасима Лешим.

Внешность, характер

Внешне Герасим выглядит, как самый настоящий богатырь. Рост почти два метра, могучее телосложение, широкие плечи, огромные руки, в которых заключена невероятная сила. Лицо обрамляет густая, окладистая борода, на голове, наоборот, волос мало, из-за этого его прическа создает впечатление какого-то хаоса. Лицо героя почти никогда не выражает эмоций, но изредка оно оживляется в зависимости от настроения. При такой брутальной внешности очень необычно выглядят глаза Герасима, излучающие доброту. Это говорит о том, что сердце мужчины не очерствело, что он так же, как и все способен любить и дарить душевное тепло.

Иллюстрация И. Пчелко

В отличие от деревни, где Герасим видел плоды своего труда, работа в Москве не приносит ему удовлетворения. Он с трудом привыкает к новой обстановке. Суетливая жизнь огромного города чужда и непонятна ему. В свободное время он часами лежит в своей каморке, предаваясь теплым воспоминаниям о деревенской жизни. Родную, пусть и неказистую избушку, радость от труда, хотя и тяжелого, родную природу, знакомых с детства людей – все, что было дорого его сердцу, забрала у него своенравная барыня, искренне верящая, что оказала Герасиму несказанное благодеяние.

Герасим и Татьяна

Татьяна служит у барыни прачкой. Автор описывает ее, как молодую, работящую и честную, но совершенно забитую женщину. Она уже давно смирилась с тем, что не вольна распоряжаться своей судьбой, поэтому в ее душе не возникает даже отголосков какого-либо протеста. Герасиму нравится Татьяна. Не имея возможности выразить свое отношение словами, он делает ей маленькие подарки в виде сладостей. Он неловок и неуклюж в своих ухаживаниях, но по-другому он не умеет. Его чувство к девушке можно назвать платоническим и немного наивным. Он ничего не требует от нее, лишь желает каждый день видеть ее и защищать от злых нападок дворовых. Надо сказать, что это приносит свои плоды. В эпизоде, когда кастелянша грубо отчитывает Татьяну, подходит Герасим и со свирепым выражением лица кладет свою огромную руку на голову обидчице. После этого мало кто осмеливается даже приблизиться к Татьяне, видя, какой у нее грозный и надежный заступник.

Иллюстрация И. Пчелко

К сожалению, судьба разлучает Герасима с Татьяной. Барыня решает выдать ее замуж за горького пьяницу Капитона. Робкая и бессловесная девушка не смеет перечить и смиряется. Чтобы отвадить Герасима от Татьяны, дворецкий разрабатывает хитрый и подлый план. Он уговаривает ее притвориться пьяной и в таком виде появиться на глазах у Герасима. Это должно оттолкнуть его от девушки, потому что он на дух не переносит даже запах алкоголя.

План дворецкого срабатывает: Герасим отталкивает Татьяну, и она выходит замуж за Капитона. Но подарок Герасима, красный головной платок, наводит девушку на горькие мысли о своей сломанной судьбе. Глядя на него, она плачет, но уже ничего нельзя изменить.

После отъезда Татьяны Герасим еще острее чувствует свое одиночество. С невеселыми мыслями он часто прохаживается вдоль реки. В один из таких вечеров он замечает у самой воды маленького щенка. Нахлынувшая нежность не позволяет ему оставить бедную собачку, и он, спрятав за пазуху, приносит ее в свою каморку.

Новый друг

Иллюстрация И. Пчелко

Все заканчивается после того, как Муму, оскалившись, пугает барыню. В приступе очередного самодурства она решает избавиться от собаки. С болью в сердце Герасим послушно готовится выполнить приказание хозяйки. Облачившись в парадный кафтан, который он надевает в знак особенности события, он берет Муму и уходит из дома. В последний раз накормив свою любимицу в трактире, мужчина отправляется на берег. У Герасима не возникает мысли поручить расправу над собакой постороннему человеку. Он считает, что в момент гибели Муму должна ощущать присутствие родной и любящей, а не чужой и равнодушной души.


Иллюстрация И. Пчелко

Герасим долго гребет, отплывая на лодке все дальше и дальше от Москвы. Останавливается он только тогда, когда очертания города совсем скрываются из вида. Здесь он прощается с Муму и бросает ее в воду. После этого Герасим решает уйти из города, который лишил его всего, что было ему так дорого.

Финал

Возвращение в деревню олицетворяет пробуждение внутренней свободы Герасима, только здесь он снова обретает то, что отнял у него город – ощущение себя человеком! Ни обстоятельствам, ни барыне, так и не удается до конца поработить Герасима. Понимая это, хозяйка даже не пытается послать за ним, чтобы вернуть его в поместье. Она чувствует, что Герасим обрел ту внутреннюю силу, сопротивляться которой уже бесполезно.

Роль героя в произведении

В рассказе главный герой олицетворяет собой русский народ, живший в мрачную эпоху крепостничества. Он забит и бесправен, но в нем таится тот немой протест, против которого не решается выступить даже система. Протест этот пока еще стихиен, разобщен и неорганизован, но именно он предвещает те глобальные перемены, которые ожидаются в России в связи с отменой крепостного права. Поэтому в уходе Герасима заключается основная суть рассказа. На примере образа своего героя Тургенев демонстрирует, что за внешней грубостью может скрываться открытое для любви добрейшее сердце.

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета и под влиянием происходящих событий главный герой меняется. В начале рассказа это покорный работник, беспрекословно выполняющий волю самодурки-барыни. Против желания его переселяют в город, где он вынужден заниматься чуждой его природе работой. Покорно переносит Герасим и то, что барыня бесцеремонно вторгается в его жизнь, разлучая с любимой девушкой. Когда встает вопрос об избавлении от Муму, Герасим уже начинает ощущать зреющий в его душе протест. Тем не менее, он снова выполняет волю старухи и топит своего преданного друга. Все эти события не могут не ранить сердце героя. В конце рассказа перед читателем предстает не покоренный раб, а человек с проснувшимся осознанием собственного достоинства. Несмотря на надломленную душу, он находит силы для сопротивления произволу и навсегда, без разрешения покидает Москву.

Отношение автора к герою

И.С. Тургенев неоднозначно относится к своему герою. Описывая Герасима, автор демонстрирует его богатырскую силу, выносливость, ответственность, честность. Сочувствием проникнуты страницы, описывающие любовь Герасима к Татьяне. Восхищается писатель и отношением героя к спасенной им собаке. Вместе с тем, автор не поддерживает Герасима в его абсолютной покорности и отсутствии какого-либо выражения протеста против творящегося произвола. Он смиренно переносит разлуку с Татьяной, безропотно выполняет сумасбродную прихоть барыни утопить Муму.

В финале рассказа Тургенев поддерживает поступок героя. Он одобряет его решение покинуть городской дом барыни вопреки ее воле. Это первое проявление тихого бунта, который до поры до времени зреет у человека против бесчеловечной системы, царившей в России в то непростое время.

Прототипы

По мнению большинства исследователей, в основе рассказа И.С. Тургенева лежат реальные события, имевшие место в усадьбе матери писателя, которая проживала в Москве. Прообразом Герасима послужил реально существовавший глухонемой работник Андрей по прозвищу Немой. Его так же, как и Герасима в свое время забрали из деревни, он отличался такой же физической силой, и у него тоже была собачка по кличке Муму. Как и в рассказе, Андрею пришлось утопить собаку по приказу Варвары Петровны Тургеневой. Но в отличие от Герасима, который после смерти Муму покинул барыню, Андрей после аналогичного события продолжил верой и правдой служить своей хозяйке.

Экранизации героя

В 1959 году режиссеры Анатолий Бобровский и Евгений Тетерин экранизировали знаменитый рассказ И.С. Тургенева. В главной роли снялся известный советский актер Афанасий Кочетков. Его Герасим поражает своей натуральностью, ни в одном кадре невозможно уловить фальшь или недостоверность воплощенного им образа. Гениальность режиссеров состоит в том, что они смогли погрузить современного зрителя в далекую эпоху середины 19 века, в то самое время, когда гениальный писатель подарил миру эту замечательную историю.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока

Предмет: Литература

Учитель: Урываева Нина Валерьевна

УМК: Меркин Г.С. Литература 5 класс (Ч. 1) – М., 2014.

Цель урока: Подвести итог изученного рассказа; рассмотреть образ Герасима, его отношение к героям рассказа.

Развивающая: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, сжато излагать повествовательный текст;оценивать поступок героя — обобщать, делать выводы.

Воспитательная: продолжить воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главного героя рассказа.

Планируемые результаты:

Предметные: подвести итог изучения рассказа; проверить знания текста; умение ориентироваться в содержании произведения; определять роль портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии характеров героев и замысла автора.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; уметь характеризовать исторические события, описанные в тексте; уметь применять полученных знаний, умений и навыков анализа произведения на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: повторение, обобщение изученного (комбинированный)

Методы и формы обучения: наблюдение, создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник, тетрадь, портрет И.С.Тургенева

I. Организационный момент.

Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

На Руси, ребята, было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?(ответы учащихся)

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом.

Прототипами героев рассказа стали реальные люди.

Знакомство с термином (запись в тетрадь)

Прототип ( греч. – прообраз) – реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме.

V. Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери Тургенева Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

VI . Фронтальная беседа по прочитанному с элементами пересказа и словесного рисования

-.Опишите, где происходят события?(В барском доме)

Анализ деталей текста. Атмосфера барского дома.

- Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. )

-Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.

Портрет главного героя.

-Что вы узнали о герое? ( Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья )

-Какую можно дать характеристику Герасиму? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух)

Жизнь и занятия Герасима в городе.

-Каким работником был Герасим? (Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность. Работа в городе «казалась ему шуткой).

-Чем смог герой вызвать к себе уважение?

Наблюдения за действиями Герасима.

– Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)

- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? ( Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

В каморке у Герасима.

– Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.) (Гипербола.)

- Как реагирует Герасим на поведение Татьяны, а затем на ее свадьбу? Найдите описания его переживаний в тексте(учащиеся работают с текстом)

-Изменилось ли что-нибудь в чувствах немого через год после свадьбы любимой девушки? Докажите это.

-Какие чувства испытывал глухонемой дворник к своей собаке?

-Любили ли ее окружающие? Почему? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.

-Сочувствуют ли дворовые Герасиму? Найдите в тексте повести диалоги, подтверждающие вашу точку зрения.

-Почему Степан так уважительно относится к Герасиму и пренебрежительно к дворне, и к самому себе?

(Степан приспосабливается, за это себя и дворню не уважает – за трусость, приспособленчество, лицемерие. Даже за толчок Герасима не винит, понимая. Что тому тяжело и больно, а он сам тоже в этом повинен.)

-Почему же Герасим сам решается утопить Муму, ведь его еще никто к этому не принуждал?

(Понимал, что в покое его не оставят; знал, что если барыня чего захочет, как в свадьбе Татьяны с Капитоном, то не отступится; знал также, что дворня всячески будет стараться угодить барыне.)

-Для чего Герасим вычистил и накормил Муму?

-Найдите в тексте описание прощания Герасима с Муму в лодке. Что переживает герой? Не это ли подтолкнуло его на уход из Москвы?

-Чем был для окружающих уход Герасима?

(Бунтом. Откровенным протестом против самодурства барыни. А чем для самого героя?)

(Избавлением от душевных мук, терзаний, уход из ненавистных мест в любимую им деревню.)

-Как описывается в конце повести природа? Отличен ли этот пейзаж от московского в самом начале повествования? Только ли тем, что один пейзаж московский, а другой деревенский? Какие чувства героя передает это описание? Проявляется ли в этом авторское отношение к происходящему?

VI I . Вывод

VI II. Рефлексия

Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вы испытывали при его чтении?

IX. Домашнее задание

1.Ответить письменно на вопрос: «Какие лучшие стороны русского крестьянина показал И. С. Тургенев в образе Герасима?

Читайте также: