Все что полагалось в дорогу было собрано и сложено в чемодан
Обновлено: 28.06.2024
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Небо было в звёздах, которые излучали ровный и тихий свет.
2)Туман как бы забирает с собой лёгкие струйки песка, что держатся до рассвета в воздухе.
3)В туманном небе стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
4)Нащ комплекс, который строился 16 лет, задумывался как город в городе.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.
2)Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он посмотрел вокруг и вздохнул.
3) Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
4) Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)В пору листопада я хожу в лес запасать удилища из лещины, к которой зимой не доберёшься: метровые сугробы по кустам наметены.
2)Рушились, подточенные солнцем, снежные валы и крепости, которые воздвигали ребятишки.
3) Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, которое повисло среди начисто выметенного неба.
4) На поверхности озера цветная мозаика из листьев, которые занёс ветер.
5) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко, в котором тёмная вода была цвета крепко заваренного чая.
2) Мы идём по пестротканой лесной дорожке, которая то желтеет лимонными листьями берёз, то розовеет осыпью бересклета, то окрашивается в оранжевое и багровое.
3) Мне она понравилась, эта сказка о лешем, что бродит по своим владениям и пересчитывает деревья.
4) Знакомые полотна возникают по обе стороны тропинки, которая ведёт нас с дедом Прошей в самое сердце леса.
5) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Наконец подрамник с натянутым на него холстом был поставлен к тому дереву, которое росло неподалёку.
2) Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, на которой мы оказались, внезапно выйдя из зарослей орешника.
3) Комната наполняется душным запахом грибов и сырой осенней земли, от которой веет чем-то бесконечно близким и родным.
4) Суриков часами сидел в одиночестве перед грандиозным полотном А. Иванова, которое висит в Третьяковской галерее.
6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
7) В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.
2) Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.
3) Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.
4) Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.
1) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
2) Музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, которые повисли над городом.
3) Музыка звала за собой в ту страну, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
4) Тропинка ведёт всё дальше и дальше, глаза начинают уставать от ярких красок, которым по-прежнему нет конца.
6) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Человек, который именует себя интеллигентом, тем самым берёт на себя очень чёткие моральные обязательства.
2) Интеллигентность, которая предусматривала мораль поступка и образ жизни, не была сословностью.
3) Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование.
4) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто желал его понять.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, и все неповторимые запахи, которые возникают утром среди травы.
2) Будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить.
3) Вдали увеличивалось и, уносясь ветром, поднималось облако дыма, которое вскоре закрыло солнце.
4) Над степью летали всё те же грачи да коршун, который солидно взмахивал крыльями.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.
2) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.
3) Стеклянная дверь, которая вела на балкон, была закрыта.
4) Эти большие сёла, что располагаются до Алтая, сыграли огромную роль в истории.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, — терпение.
2) Все мысли, которые имеют важные последствия, всегда просты.
3) Люди обычно стараются сохранить ценности, которые считались главными в их семье.
4) Есть всё-таки на свете люди, которые превыше всего ценят чистую совесть.
6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) На речном берегу, который густо порос осокой и камышом, мирно расположилось утиное семейство.
2) По дороге, которая вела мимо редкой лесополосы, медленно брёл сгорбленный седовласый человек.
3) Он остановился в том месте, что было указано на карте.
4) Взгляд путника замер на куполах старой церквушки, что виднелась вдали.
7. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Ветер, который поднялся ночью, раздувал пламя костра.
2) Убранство квартиры, в которой проживал он один, было весьма скудным.
3) Дышали солнцем поляны, которые были усыпаны берёзовым листом.
4) Крестьяне, что нас сопровождали, показали нужный нам дом.
1) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
2) Бывают книги, которые наполнены подобием страстей, подобием борьбы, подобием любви.
3) Мне кажется, книги делают за нас то, что не сделали мы потому, что не сумели.
4) Чтение — это не просто составление слов из букв, это — удивительное дело, которое делает читающего соучастником событий и тайн, действий и чувств.
5) Это и есть добро, которое, бывает, припаздывает в книгах, как и в жизни, но никогда не опаздывает в нашем сердце.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Речевое поведение — зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.
2) Стихия таланта, который заложен в человеке, должна найти своё единственное правильное русло, или сам человек должен прокопать это русло.
3) Космос, пограничная и полицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека.
4) Там и взрослая сосна, которая стоит одна посреди зелёной травы, вольготно обдуваемая ветрами, и далеко видно ей на все стороны света.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской усадьбы, в котором всё дышало глубоким спокойствием.
2) Всё, что окружало меня в этом саду, было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.
3) Вдохновение — это ещё и чувство хозяина, который открыл истину.
4) Если бы состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.
5) В Каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) При чтении возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые надолго остаются в памяти, входят в душу.
2) Первая книжная полка начинается у каждого из нас с нескольких десятков приобретённых на первых порах книг, которые кажутся случайным, беспорядочным собранием.
3) Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше, и мудрее молодой музы телевидения.
4) Творят не только писатели, творит и читатель, который созидает за страницами книги живой мир.
5) В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Впервые за эти три года он находился среди людей, которых не надо было опасаться.
2) С улицы доносился шум, какой бывает только днём.
3) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных городов.
4) Наш герой очутился перед самым домом, который показался теперь ещё печальнее.
6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель и художник.
2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.
3) У него была зоркость, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
4) Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным.
7) В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Он с лёгкостью-переходил на те предприятия, где предлагали наиболее выгодные условия контракта.
2) Равнина, которая была похожа на застывшее море, дремала во мгле.
3) Небольшие домики появлялись на окраине деревни среди деревьев, которые только начинали кудрявиться.
4) Река, которая стала в одну ночь, казалось, только теперь и успокоилась.
1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) История — это наука, которая рассказывает, какими путями двигалась жизнь с начала начал до наших дней.
2) Свою историю имеют не только великие империи, но и каждый человек и предмет мира, который окружает нас.
3) Человеку нужно знать свою историю, потому что он — это звено в единой, нескончаемой цепи, по которой течёт жизнь.
4) А жизнь — это и мы с вами, и деревья вокруг нас, и дождь, который льёт за окном.
2. В Каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Сказание о Борисе и Глебе, которое сохранилось до наших дней в десятках списков, написано с большой художественной выразительностью.
2) Дорога вилась среди ярко зеленеющих холмов, которые были густо покрыты кудрявыми рощицами.
3) Гора была в двух шагах, и мы скоро зашагали по громадному ельнику, в котором было уже совсем темно.
4) В даль, окутанную голубой дымкой, уходит сосновый бор, который затем переходит в смешанный елово-лиственный лес.
3. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Всё ещё не стихал перезвон колоколов, который среди этой праздничной тишины даже усиливался.
2) Только к полудню я набрёл на старую порубку, которая заросла травами и древесной порослью.
3) Жемчуг может образовываться в любых раковинах, в которых есть перламутровый слой.
4) В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса.
5) В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Человек, который именовал себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства.
2) Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем тем, кто хотел его понять.
3) Многие думают, что интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков.
4) Интеллигентами были в России не только люди дворянского сословия, к которым принадлежал Лев Толстой, но и простые рабочие.
5) В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций.
3) Ивы росли возле самого берега, а за ними густо зеленела стена лип и орешника, из чащи которых дышало прохладой.
4) По-настоящему ведёт за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам.
6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Рабочие парусиновые штаны, которые были измазаны свежей краской, Михаил вынес в кладовку.
2) Волчица отпрянула от камней, что скатывались сверху.
3)Он жадно пил мутноватую тёплую жидкость, которая не утоляла жажду.
4)Страшная жара, от которой давно уже выгорела степь, спЗла только к октябрю.
7. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Простота — вот качество, которое я желаю приобрести больше других.
2)Сильнее всех богатырей Микула Селянинович, простой русский мужик, который преодолел земное тяготение.
3)Самый дорогой продукт — хлеб, который выращен на земле человеком.
4)Потоки и ручьи, которые были переполнены растаявшим снегом, сбежали в реку и подняли её толстый и прочный лёд.
1)В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
2)К. Воробьёв принадлежит к тем редким писателям, которых перечитывают многократно.
3) На горе темнел сад, который теперь казался гуще, чем днём.
4)Сквозь зеленоватую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило всё дальше вглубь.
5)В конце августа солнечная позолота, которая лежит на полях и лугах, не слепит глаза, не дышит зноем.
6)В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе.
2)Памятью обладает всё: отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода.
3) Иду в лес, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень.
4) По запорошенной поляне промчалась синяя тень, которую отбросила убегающая туча.
3. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Есть в Москве места, от которых невозможно отвести взгляд.
2) На Большой Грузинской улице стоит дом, вокруг которого некогда был большой тенистый сад.
3) Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения выдающихся художников России, носит имя П. М. Третьякова.
4) Достоевский — писатель, который заставляет человека заглянуть в его внутренний мир.
5) В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир.
2) Ориентироваться в книжном мире несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, которые состоят из звёзд разной величины.
3) Творения великих художников слбва учат постижению той книги, которая испокон веку именуется книгой жизни.
4) Творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир.
5) В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.
2) Народы обладают генетической памятью — памятью, которая заложена в веках и переходит от одного поколения живых существ к следующим.
3) Человек, который совершил недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.
4) Существует читательское искусство, которое предполагает врождённый талант и истовое трудолюбие, вознаграждаемое сторицею.
6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) К полудню появились тучи и начал капать мелкий тёплый дождь, какой не приносит прохлады.
2) Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, которых объединяло одно желание — знать.
3) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.
4) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.
7. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Прибой, который бросал уже не песок, не гравий, а целые камни на набережную, раскачал пристань так, что она рухнула.
2) Ему казалось, что он слышит слова, которые она говорит полушёпотом.
3) Из бурой земли, которая освободилась от снега, выглянула зелень травы.
4) Однажды в июле я набрёл на пышный бурьян, который показался мне целым лесом.
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Предварительный просмотр:
- Расставить и объяснить знаки препинания, определить вид подчинительной связи.
Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я хотя мне страшно хотелось сказать ему как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели никогда не отцветая в его рассказах, какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи мль баюкая бесстрашные и молодые сердца. (К. Паустовский).
1.2. Виды предложений.
А. Простые предложения –
1. в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Б. Сложные предложения –
2. которые обходятся без союзов и союзных слов.
В . Сложносочинённые предложения –
это сложные предложения,
3. в которых имеется только одна грамматическая
Г. Сложноподчинённые предложения –
это такие сложные предложения,
4. состоящие из двух или нескольких простых
1.3. Из простых предложений составиить и записать сложноподчиненные с несколькими придаточными, используя слова из скобок. Определить значение каждого придаточного и вид подчинительной связи.
А) Выйдешь из душного города в поле. Светлая радость наполнит душу твою. Дивная красота представится глазам твоим (когда, потому что).
Б) лесу человек особенно остро ощущает красоту природы. Природа полна тайн. За каждым деревом таится загадка. (что, который).
В) Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев. Осенью она красива. Золотом и багрянцем покрываются ее трепетные листья (хотя, потому что).
1.4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
(4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
Работа по вариантам
I. Определите значение придаточных предложений.
1. Мелькнула мысль, что где-то далеко лопнула шина. (Л.Обухова)
2. Жизнь, что враг тебе сохраняет, не награда,а позор. (А.Кешоков)
3. Со всеми остальными в доме он был на короткой ноге, что не совсем нравилось хозяйке.
4. Все, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан. (С.Бабаевский)
II. Произведите полный синтаксический разбор 4-го предложения.
- Закончите сложноподчиненное предложение Приятель мой и проводник еще спали… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4) следствия, 5) присоединительным.
IV. Составьте предложение по схеме:
( когда …), [гл.], ( что …); укажите значение придаточных.
I. Определите значение придаточных предложений.
1. Слаще дареной конфеты любой хлеб, что самим заработан тобой. (А.Кешоков)
2. Сердце сжималось от мысли, что впереди нас ждут более тяжкие испытания. (О.Чистовский)
3. То, что я принял за облако, был густой утренний туман над Клязьмой-рекой. (С.Антонов)
4. Нос судьи невольно понюхал верхнюю губу, что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. (Н.Гоголь)
II. Произведите полный синтаксический разбор 4-го предложения, укажите значение придаточного.
III. Закончите сложноподчиненное предложение Мы вернулись домой поздно… придаточным: 1) времени, 2) причины, 3) уступки, 4)цели, 5) присоединительным.
Задания А6 ЕГЭ по русскому языку с ответами
10 тестовых заданий А6 ЕГЭ по русскому языку с ответами. Синтаксические нормы. Требуется умение разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм
Проверьте свою готовность к заданию А6 ЕГЭ по русскому языку.
Выполните задания, и сверьтесь с ответами внизу статьи.
1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Одарённость — свойство личности человека, которое определяет его возможности в достижении незаурядных результатов в каком-либо виде деятельности.
2) Внимание — это та единственная дверь нашей души, через которую всё непременно проникает.
3) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.
4) Есть в детстве видения, которые сохраняешь в памяти на всю жизнь.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего леса.
2) Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком.
3) Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.
4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые довольно живо напоминали Саратов. Тамбов и прочие милые места нашего детства.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Вообще о писательской работе существует много таких мнений и предрассудков, которые могут привести в отчаяние своей пошлостью.
2) Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
3) Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово.
4) Я увидел, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свете науки в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый ученый.
4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Сначала русские люди, которые поселились на Дальнем Востоке, просто переносили в сады дикие растения тайги, а затем стали их скрещивать с культурными сортами.
2) Скупо и медленно пробивался свет сквозь тучу, которая опустилась на море.
3) По степи, которая ещё не успела остыть за ночь, уже тянет опять тёплый ветер.
4) Это был не поезд, а скорее грузовой состав, к которому прицепили для пассажиров несколько вагонов.
6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В конце концов он попадал в столицу, о которой, по правде сказать, у меня у самого было в то время весьма смутное представление.
2) Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
3) Это был город, в котором прошло детство нас обоих.
4) Детство, которое остаётся в нас навсегда, рано или поздно напомнит о себе.
7. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?
1) Облик О.Кипренского наиболее полно соответствовал представлениям литераторов о том, каким должен быть живописец-романтик.
2) В 1827 году появились два самых известных портрета А.С. Пушкина, которые были написаны О. Кипренским и В. Тропининым.
3) Пушкин показан на портрете в модном сюртуке и в плаше, который накинут на плечо.
4) Пушкин очень ценил портрет, который выполнил Кипренский.
8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, и все неповторимые запахи, которые возникают утром среди травы.
2) Будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить.
3) Вдали увеличивалось и, уносясь ветром, поднималось облако дыма, которое вскоре закрыло солнце.
4) Над степью летали все те же грачи да коршун, который солидно взмахивал крыльями.
9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель и художник.
2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.
3) Это та зоркость, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
4) Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, кото-рос до тех пор казалось мне случайным.
10. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
В некоторых случаях придаточная часть настолько теряет признаки предложения, что превращается в цельное сочетание наречного характера, которое является членом предложения, не выделяется при произношении голосом, а на письме запятой, например: 1) Макар Семёнов стоялкак ни в чём не бывало. (Л. Т.) 2) На дачу Карениных он ездилкак можно реже. (Л. Т.) 3)Чуть свет уж на конях сидят. (П.)
Упражнение 128. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему выделенные сочетания не отделяются запятыми.
1) Дело шлокак след. вало, пока Владимир не забывал своей обяза. ости. (Т.) 2) Со скирдов, стоявшихкуда хват. т глаз на ровной степи, подн. мался ястреб и медленно уходил в небо. (А. Н. Т.) 3) Доктор пре. писывалкак можно больше движения физического и как можно меньше умственного напряжения. (Л. Т.) 4) Он н. помнилн. где он, н. что с ним.5) Ты должен верну. ся к одиннадцати часамво что бы то н. стало. 6) Встал после удара какн. в чём не бывало. 7) Мальчик бежал по улиц. и кричалчто есть мочи. 8) Он может ударитьчем попало. 9) Всякую работу надо делатькак следу. т. 10) Я хочу знатьн. когда он уед. т, а когда при.ед. т.
§ 102. Основные значения придаточных частей сложноподчинённого предложения.
Смысловые отношения между главной и придаточной частями предложения бывают очень различные; поэтому и значения придаточных частей весьма разнообразны. Эти значения тесно связаны с особенностями строения (структуры) сложноподчинённого предложения.
1) Партизаны свернули влес, который тянулся на десятки километров. Придаточная часть в этом примере относится к существительному лес, прикрепляется к нему союзным словом который; эта структура обусловила и значение придаточной части; она имеет определительное значение (отвечает на вопрос: в к а к о й лес?).
2) Раздалсятакой громкий крик,,что все вздрогнули. В этом примере придаточная часть относится к сочетанию такой громкий и прикрепляется к нему союзом что; структура этого сложноподчинённого предложения обусловила значение придаточной части: она указывает на степень качества (отвечает на вопрос: в к а к о й с т е п е н и громкий?).
3) Лес стоял тихий и молчаливый,потому что главные певцы улетели. (М.-С.). В этом сложноподчинённом предложении придаточная часть относится ко всей главной и прикрепляется к ней причинным союзом потому что, который и выражает значение придаточной части: она указывает на причину того, о чём сообщается в главной части (отвечает на вопрос: п о ч е м у лес стоял тихий и молчаливый?)
Структура некоторых сложноподчинённых предложений обусловливает совмещение в придаточной части двух значений.
1) Виктор выпилилтакую рамочку, что все ею любовались. Придаточная часть прикрепляется союзом что к сочетанию такую рамочку; в это сочетание входит существительное рамочку и указательное местоимение такую, что свойственно сложноподчинённым предложениям с определительным значением придаточной части. (Ср.: Виктор выпилилтакую рамочку, какую я у него давно просил.)
Строение придаточной части что все ею любовались свойственно придаточной части со значением степени. (Ср.: Виктор выпилил такую хорошую рамочку, что все ею любовались.) Вот почему придаточная часть в данном примере совмещает два значения: степени и определительное. (К ней можно поставить два вопроса: к а к у ю рамочку? в к а к о й с т е п -е н и хорошую рамочку?)
2) Блесктакой, что глазам больно. Это сложноподчинённое предложение по структуре сходно с первым предложением; поэтому в придаточной части тоже совмещаются два значения: степени и определительное.(К ней можно поставить два вопроса: к а к о й блеск? в к а к -о й с т е п е н и сильный блеск?)
3) Мы возвращались из театрас таким чувством, как будтопобывали на большом и светлом празднике. В главной части предложения имеется сочетание с таким чувством, свойственное сложноподчинённым предложениям с определительным значением придаточной части. В придаточной части предложения имеется сравнительный союз как будто, который указывает, с чем сравнивается содержание главной части. Вот почему в придаточной части совмещаются два значения: определительное и сравнительное. Ср.: 1) Мы возвращались из театрас таким чувством,какое бывает у людей на большом и светлом празднике (придаточная часть с определительным значением). 2) Мы возвращались из театра весёлые и оживлённые, какбудто побывали на большом и светлом празднике (придаточная часть со сравнительным значением).
Как видно из примеров, большую роль в структуре и в значении сложноподчинённых предложений играют указательные слова. Роль этих слов будет особенно ясна, если сравнить сложноподчинённые предложения без них и с ними.
В одних случаях введение указательного слова вносит только добавочные оттенки в основное значение придаточной части предложения. Ср.: 1) Дай мне карандаш,который очинен. — Дай мнетоткарандаш,который очинен. 2) Я слышал,что вы уезжаете в Петербург. Я слышало том, что вы уезжаете в Петербург. Учитель спросил,отчего тела расширяются. — Учитель спросило том, отчего тела расширяются.
В других случаях введение указательного слова вносит в придаточную часть второе значение. Ср.: Снег ярко блестит под лучами солнца,как будто всё поле усеяно бриллиантами (придаточная часть имеет сравнительное значение). — Снегтак ярко блестит под лучами солнца,как будто всё поле усеяно бриллиантами (придаточная часть совмещает два значения: степени и сравнительное).
По особенностям структуры и по значению сложноподчинённые предложения делятся на две основные группы: 1) с придаточными, которые распространяют слово как лексико-морфо-логическую единицу и поэтому относятся к существительному, глаголу, прилагательному, наречию, при которых может быть указательное местоимение (тот дом . слышал о том . такой громкий . так громко . ); 2) с придаточными, которые распространяют предложение и поэтому относятся или к группе сказуемого в главном предложении, или ко всему главному предложению.
В первой группе выделяются сложноподчинённые предложения с придаточными: 1) определительными, 2) изъяснительными, 3) степени и образа действия.
Во второй группе выделяются сложноподчинённые предложения с придаточными: 1) места, 2) сравнительными, 3) времени, 4) условными, 5) цели, 6) причины, 7) уступительными, 8) следствия, 9) присоединительными.
Некоторые из указанных придаточных частей имеют добавочные значения, т. е. в них совмещаются два значения и больше (см. выше в этом параграфе, а также в § 106, 107, 108, 110, 112).
В особую группу выделяются сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями; в этих предложениях нельзя выделить ни главной, ни придаточной части
Упражнение 129. Прочитайте вслух, укажите следующее: 1) союзом или союзным словом прикрепляется придаточная часть к главной; 2) к чему прикрепляется придаточная часть: а) к слову, б) к словосочетанию, в) ко всей главной части. Укажите основные значения придаточных частей, особо отметьте придаточные части, в которых совмещаются два значения.
1) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро, по которому сновали кожаные байдарки охотников. (Семушк.) 2) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли. (Л.)
3) С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взор в ту сторону, откуда ожидали нового приступа. (П.) 4) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан. (Баб.) 5) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. (П.) 6) Мы появлялись там, где немцы и не подозревали нашего присутствия. (Медв.) 7) Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя. (Фед.) 8) Если не было дождей и туманов, кровать Воропаева выкатывалась наружу, во двор, перед хатой. (Павл.) 9) Беспокойство владело им до такой степени, что он не утерпел. (П.) 10) Сейчас, после этой жестокой войны, нужно нам сделать такой скачок, чтобы довоенный уровень показался чепухой. (Павл.) 11) Увидев Лену, он покраснел так густо и быстро, как умел краснеть только он. (Фед.) 12) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Купр.) 13) Обломов проснулся с таким чувством, словно ему предстоял радостный день, полный приятных неожиданностей. (Гонч.)
§ 103. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
П р и д а т о ч н ы е о п р е д е л и т е л ь н ы е относятся к такому члену главной части сложноподчинённого предложения, который выражен существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и прикрепляется к нему союзными словами который, куда, где, что, кто и т. п. Они обычно отвечают на вопрос к а к о й?
П р и м е р ы. 1) Охотники подошли клесу (к к а к о м у лесу?),который славился обилием дичи. 2) Собака бросилась вкамыши (в к а к и е камыши?),куда упала убитая птица. 3) Врач подошёл краненому (к к а к о м у раненому?),которому вчера была сделана операция. 4) Купи мне для работы масляных красок. Попроси датьтех (к а к и х тех?),которые получше. 5)Деревня (какая деревня?),где скучал Евгений, была прелестный уголок. (П.)
Чтобы выделить определяемое существительное, к нему прибавляется указательное слово, которое имеет выделительное значение; в этом случае придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, например:
1) Купи мне такого клея (к а к о г о клея?), который быстро сохнет. 2) Морозы такие
(к а к и е морозы?), каких давно не было.
П р и м е ч а н и я. I. Придаточные определительные, как правило, стоят после определяемого слова. Исключение представляет придаточная определительная часть с союзными словами кто, что, каков, которые могут стоять и впереди определяемого слова, например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н.) В сложных предложениях указательное слово иногда опускается и тогда придаточное определительное приобретает значение придаточного изъяснительного: Счастлив, кто активно строит новую жизнь. (Придаточное относится к слову счастлив и отвечает на надежный вопрос, см. § 105.)
2. Придаточные со словом который употребляются и в литературной, и в разговорной речи и не имеют добавочных оттенков значения. Относительное слово что иногда вносит оттенок разговорности или некоторой устарелости, например: 1) Вот подарок тебе, что давно посулил. (Кольц.)
2) Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. (П.)
Относительное местоимение какой употребляется в тех случаях, когда к определительному значению прибавляется значение уподобления, сравнения, например: Хаджи-Мурат вспомнил сына таким, каким видел его в последний раз.
Относительные наречия где, куда, откуда, когда могут заменить местоимение который в том случае, если относительное слово является обстоятельством места или времени и если для говорящего определяемое существительное важно не как обозначение предмета, а как обозначение места или времени, например: 1) Я остановился в гостинице, где (т. е. в гостинице) останавливаются все проезжие. (Л.) (Ср.: Я остановился в гостинице, в которой останавливаются все проезжие.) 2) Над раскалённой пылью дороги, куда (т. е. в пыль) мягко опускались копыта лошадей, висели большие мухи. (А. Н. Т.). 3) Была та смутная пора, когда (т. е. в смутную пору) Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (П.)
Относительные слова который и какой согласуются с определяемым существительным в роде и числе. В падеже согласования нет, падеж этих слов зависит от сказуемого придаточной части. Местоимение какой в некоторых случаях не согласуется в числе с определяемым словом, например:
1) Это человек, каких мало. 2) Павлов—ученый, какими гордится наша страна.
Относительное местоимение что не согласуется с определяемым существительным, падеж этого местоимения определяется глаголом-сказуемым придаточной части предложения; слово что может сочетаться с названиями предметов неодушевлённых и одушевлённых, например: 1) Певцов-итальянцев здесь слышала я, что были тогда знамениты. (Н.) 1) Тоненькие деревца, что были посажены в парке, разрослись и стали большими деревьями.
Относительное местоимение кто часто сочетается с местоимениями, обозначающими людей, например: Вам шлет привет тот, кого вы когда-то любили. Относительное местоимение кто тоже не согласуется с определяемым словом: местоимение стоит в том падеже, которого требует сказуемое придаточной части предложения.
Относительное местоимение чей не согласуется с тем существительным главной части, к которому оно относится (в роде, числе и падеже). Оно согласуется с существительным придаточной части, например: Где первый грозный нашучитель, чью долговременную злость смирил полтавский победитель? (П.)
Относительные наречия, прикрепляющие придаточные определительные к существительным главной части, примыкают к этим существительным.
Упражнение130. Прочитайте вслух, укажите придаточные определительные; укажите. к каким словам в главной части и какими союзными словами они прикрепляются. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые.
I. 1 ) Иван Игнатьич отправился за башкирцем, который сидел в амбаре. (П.) 2) Я намер. н был отправи…ся на з. ре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там прости. ся с нею в последний раз. (П.) 3) Я думал также и о том человеке в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинстве. о был со мною связан. (П.) 4) Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта его общество и край куда зав. ла меня судьба. (П.) 5) Марья Ивановна пошла около прекрасного луга где только что был поставлен пам. тник в честь н. давних побед. (П.) 6) Конечно вы не раз видали уездной барышни альбом что все подру. ки измарали с конца с начала и кругом. (П.) 7) Я правду о тебе пора. кажу такую что хуже всякой лжи. (Гр.) 8) С улицы доносился шум какой бывает только днём. (Ч.) 9) Тому что было уже н. бывать. (17.) 10) Я вспомнил об опрометч…вой жестокости того кто вызвался быть изб…вителем моей любезной. (П.) 11) Бе. мертен тот чья муза до конца добру и красоте не изменила. (Плещ.)
II. 1) Слава тем кто пал в разведке в боевые дни. (Сурк.) 2) Герой это тот кто творит жизнь вопр. ки смерти кто побеждает смерть. (М. Г.) 3) Земле где ты вырос под кровлей отца огонь своей жизни отдай до конца. (Рыльск.) 4) Отечество славлю которое есть но трижды которое будет. (В. М.) 5) Я другой такой страны н. знаю где так вольно дыш. т человек. (Л.-К.) 6) Матери ненавид. т оружие нападения признавая только то которым защища. тся жизнь. (М. Г.) 7) Я думаю о прожитых годах о ю. ости глухой и н. погожей и всё что нынче держим мы в руках мне с каждым днём становится дороже. (Ис.) 8) Каждый кто чест. н встань с нами вместе против огня войны. (Ош.) 9. Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в малом. (Н. 3.) 10) Не с теми я кто бросил землю на растерзание врагам. (Ахм.) 11) Те которые сидели наверху оглянулись. (Ч.)12) Я тот которому вн. мала ты в полуночной тишине. (Л.)13) Я тот кого н…кто не любит. (Л.) 14) Я тот чей взор надежду губит. (Л.) 15) Каков привет таков и ответ. (Посл.) 16) Денисов явился в гости. ую таким же щеголем каким он бывал в сражениях. (Л. Т.) 17) Хорошо тому кто в н. настные дни сидит под кровлей дома у кого есть тёплый уголок. (Т.)
131. Составьте сложноподчинённые предложения таким образом, чтобы данные слова и словосочетания вошли в состав главной части и чтобы к ним посредством союзных слов который, кто, что, где, куда были прикреплены придаточные определительные.
Школа, тот класс, учитель, тот, все ученики, всё, каждый, те, лесок, такой дом, роща.
132. Спишите, вставляя пропущенное относительное местоимение который в нужной форме и расставляя знаки препинания. Устно объясните, от чего зависит род, число и падеж относительного местоимения и каким членом предложения оно является.
1) Мы должны были ехать по воде . была залита вся дорога. 2) Человек легко привыкает к опасностям . грозит ему природа. 3) Вот и домик . я родился и провёл детство. 4) Римляне сооружали такие здания . не могли разрушить целые века. 5) Пойдём в сад около . протекает река. 6) Спутник с увлечением рассказывал о минералах . богат Урал и показывал образцы камней. 7) Ящик . он держал на коленях был наполнен прекрасными уральскими камнями.
133. Составьте из двух .простых предложений одно сложное: первое сделайте главной частью, а второе — придаточной определительной с относительным местоимением который; где нужно, сделайте перестановку.
1) Путники подошли к реке; река в этом месте делала крутой изгиб. 2) Глухо зашумели вершины; по вершинам пронёсся ветер. 3) Всадник скрылся за холмом; на холме стояла ветряная мельница. 4) Луна заливала всю окрестность бледным, прозрачным светом; она только что вышла из-за облаков. 5) Из лесного оврага неслось воркование диких голубей; на дне оврага бежал родничок. 6) Завод был виден издали; из высоких труб завода поднимался густой дым. 7) Охотник внимательно посмотрел на ель и поднял ружьё; на ветвях ели была видна какая-то крупная птица. 8) Раздался выстрел, и опять всё стихло; выстрел разбудил тишину леса.
Читайте также:
- Возможно ли внесение изменений в устав юридического лица в процедуре банкротства
- Как получить изображение со сканера отпечатка пальца
- Чем по мнению авторов характеризуется естественный уровень безработицы опираясь на обществоведческие
- Можно ли нотариально заверить видеозапись
- Гост р 54803 2011 какими способами допускается осуществлять подготовку кромок под сварку