В составе по арм можно выделить два основных вида обеспечения различающихся по функциям

Обновлено: 01.06.2024

Широкомасштабное сращение вычислительной техникой всех отраслей человеческой деятельности остро ставит вопрос о технологическом обеспечении информационных систем и технологий.

Технологическое обеспечение реализует информационные процессы в автоматизированных системах организационного управления с помощью ЭВМ и других технических средств.

Разработка технологического обеспечения требует учета особенностей структуры экономических систем. Прежде всего – это сложность организационного взаимодействия, которая вызывает необходимость создания многоуровневых иерархических систем (головная фирма, филиалы) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается широкое применение компьютеров и формирование на их базе вычислительных сетей с взаимосвязанными, специализированными АРМ.

Обязательным условием функционирования АРМ является техническое обеспечение. Это обоснованно выбранный комплекс технических средств для их оснащения.

Средства обработки информации – вычислительные машины разных мощностей и типов – составляют основу технического обеспечения вычислительных сетей. Характерной особенностью практического использования технических средств в организационно-экономическом управлении в настоящее время является переход к децентрализованной и сетевой обработке на базе ПЭВМ.

Если ПЭВМ используется в качестве АРМ небольшой локальной сети, на котором централизованно хранится вся информация, необходимая для работы, объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется не быстродействием компьютера, а скоростью диалога оператора и машины. Отсюда вытекает, что в данном случае вполне приемлема ПЭВМ с небольшим быстродействием и минимальным объемом ОЗУ.

В другом случае, если компьютер предназначается для регулярной подготовки объемных документов и использует для этого большие массивы информации, необходима установка мощных машин с большим объемом внешней и внутренней памяти.

Информационное наполнение АРМ при определении круга пользователей и выяснении сущности решаемых ими задач осуществляет информационное обеспечение АРМ. В сфере организационного управления пользователи могут быть условно разделены на три категории: руководители, персонал руководителей и обслуживающий персонал. Разрабатываемые АРМ для разных категорий пользователей отличаются видами представления данных. К примеру, обслуживающий персонал обычно имеет дело с внутренними данными организации, решает повторяющиеся задачи, пользуется, как правило, структурированной информацией.

Руководителям требуются как внутренние, так и внешние данные для реализации цели управления или принятия решения.

Применение АРМ не должно нарушать привычный пользователю ритм работы. АРМ концентрируют внимание пользователя на логической структуре решаемых задач, а не на характеристике реализующей их программной системы. Однако если заданное системе действие не производится, пользователь должен знать причину, и информация об этом должна выдаваться на экран.

Эти соображения лежат в основе разработки информационного обеспечения конкретного АРМ при организации внутримашинной информационной базы (выбора необходимого состава показателей, способа их организации и методов группировки и выборки необходимых данных).

Если АРМ является элементом распределенной системы обработки информации, например сети, существуют дополнительные требования к организации информационной базы.

· Структура базы данных должна позволять легко расчленять ее на составные фрагменты, размещаемые на отдельных АРМ, обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к данным.

· Структура базы должна обеспечивать единовременный процесс корректировки нескольких одинаковых баз, хранящихся на разных АРМ.

· База должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность алгоритмов, обеспечивающих формирование результатной информации. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса прикладных программ.

В составе программного обеспечения (ПО) АРМ можно выделить два основных вида обеспечения, различающихся по функциям: общее (системное) и специальное (прикладное). К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычислительного процесса на ПЭВМ безотносительно к решаемым задачам. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя.

Режим работы различных технологий, технические особенности вычислительных устройств, разнообразие и массовый характер их применения предъявляют особые требования к программному обеспечению. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов ПЭВМ, структурность, модульность, эффективность по затратам, дружественность по отношению к пользователю. При разработке и выборе программного обеспечения необходимо ориентироваться в архитектуре и характеристиках ПЭВМ, имея в виду минимизацию времени обработки данных, системное обслуживание программ большого количества пользователей, повышение эффективности использования любых конфигураций технологических схем обработки данных.

Программное обеспечение позволяет усовершенствовать организацию работы АРМ с целью максимального использования его возможностей; повысить производительность и качество труда пользователя; адаптировать программы пользователя к ресурсам конкретной предметной области.

Классификация программного обеспечения АРМ приведена на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Классификация программного обеспечения АРМ

Главное назначение общего ПО – запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения.

Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ. Именно от функционального ПО зависит конкретная специализация АРМ. Учитывая, что специальное ПО определяет область применения АРМ, состав решаемых пользователем задач, оно должно создаваться на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение задач со схожими особенностями обработки информации.

Программное обеспечение АРМ должно обладать свойствами адаптивности и настраиваемости на конкретное применение в соответствии с требованиями пользователя.

В качестве операционных систем АРМ, созданных на базе 16-разрядных ПЭВМ, обычно используется МS-DOS, на базе 32-разрядных – OS/2 и UNIX.

Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав специального ПО АРМ, являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика, организация человеко-машинного диалога, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

Интегрированные пакеты удобны для пользователей. Они имеют единый интерфейс, не требуют стыковки входящих в них программных средств, обладают достаточно высокой скоростью решения задач.

Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ обеспечивают однозначное смысловое соответствие действий пользователя и аппаратной части в виде ПЭВМ.

Одновременно языки АРМ должны быть пользовательско-ориентированными, в том числе профессионально-ориентированными.

Основу языков АРМ составляют заранее определяемые термины, описания способов установления новых терминов, списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие его информационной потребности.

Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других – в виде операторов специального вида.

Языковые средства АРМ можно разделить по видам диалога. Средства поддержки диалога определяют языковые конструкции, знание которых необходимо пользователю. В одном АРМ может быть реализовано несколько типов диалога: инициируемый ЭВМ, с помощью заполнения шаблонов, с использованием меню, гибридный диалог и др.

Организационное обеспечение АРМ включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании компьютера или терминала другого вида на рабочем месте и определяющих функции и задачи каждого специалиста.

Специалистом выполняются на АРМ следующие операции:

· ввод информации с документов при помощи клавиатуры (с визуальным контролем по экрану дисплея);

· ввод данных в ПЭВМ с магнитных носителей с других АРМ;

· редактирование данных и манипулирование ими;

· накопление и хранение данных;

· поиск, обновление и защита данных;

· формирование и передача данных на другие АРМ в виде файлов на магнитных носителях или по каналам связи в вы числительных сетях;

· получение оперативных справок по запросам.

Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ, демонстрационные примеры.

Эргономическое обеспечение АРМ представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих максимально комфортные условия использования АРМ специалистами. Это предполагает выбор специальной мебели для размещения техники АРМ, организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

Одна из важнейших функций эргономического обеспечения АРМ – уменьшение отрицательных воздействий на человека со стороны ПЭВМ.

Правовое обеспечение АРМ – это система негативно-правовых документов, определяющих права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ. Эти документы строго увязаны с комплексом разработок, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т.д.

Эффективное функционирование АИС и АРМ базируется на комплексном использовании современных технических и программных средств обработки информации в совокупности с современными организационными формами размещения техники.

Выбор организационных форм использования программно-технических средств целесообразно осуществлять с учетом их рассредоточения по уровням иерархии управления в соответствии с организационной структурой автоматизируемого объекта. При этом основным принципом выбора является коллективное обслуживание пользователей, отвечающее структуре экономического объекта.

С учетом современной функциональной структуры территориальных органов управления совокупность программно-технических средств должна образовывать, по меньшей мере, трехуровневую глобальную систему обработки данных с развитым набором периферийных средств каждого уровня.


Рис. 4.2. Принципиальная схема многоуровневой организации программно-технических средств АИС

Первый уровень – центральная вычислительная система территориального или корпоративного органа, включающая одну или несколько мощных ЭВМ или мэйнфреймов. Ее главная функция – общий, экономический и финансовый контроль, информационное обслуживание работников управления.

Второй уровень – вычислительные системы предприятий (объединений), организаций и фирм, которые включают мэйнфреймы, мощные ПЭВМ, обеспечивают обработку данных и управление в рамках структурной единицы.

Третий уровень – локально распределенные вычислительные сети на базе ПЭВМ, обслуживающие производственные участки нижнего уровня. Каждый участок оснащен собственной ПЭВМ, которая обеспечивает комплекс работ по первичному учету, учету потребности и распределения ресурсов. В принципе это может быть автоматизированное рабочее место (АРМ), выполняющее функциональные вычислительные процедуры в рамках определенной предметной области.

В то же время на каждом уровне иерархии управления имеют место три способа организации технических средств: централизованный, децентрализованный и иерархически распределенный. Первый способ предполагает выполнение всех работ по обработке данных, начиная со сбора и регистрации данных, в одном центре обработки; второй предусматривает предварительную обработку информации, которая не требует создания очень крупных массивов данных, на периферийном оборудовании удаленного пользователя в низовых звеньях экономического объекта; при третьем способе техника и технология обработки оптимально распределены по уровням управления системы.

По мере развития компьютерных и производственно-экономических систем централизованный вариант обработки данных становится нерациональным как требующий больших единовременных затрат труда и, что самое главное, не обеспечивающий обработку данных в заданные сроки.

Дальнейшее развитие АИС во всех отраслях экономики выдвинуло актуальную задачу децентрализации обработки информации с первичной децентрализацией подготовки исходных данных на рабочих местах пользователей. Самый экономичный путь реализации этого варианта – использование в качестве главного структурного элемента АИС терминальных устройств ввода-вывода данных с периферийных пунктов непосредственно в ЭВМ. Причем в качестве как терминальных устройств, так и ЭВМ могут быть использованы компьютеры.

Децентрализованные АИС предполагают рассредоточение вычислительных ресурсов и их приближение к местам возникновения и потребления информации.

Совершенствование информационных технологий представляет пользователям любое сочетание централизации и децентрализации выполнения операций, зависящее от назначения, структуры и пространственного размещения автоматизированных объектов, интенсивности поступления и объемов обрабатываемой информации, режимов обработки и программной среды, функций пользователей и организации их деятельности.

Развитие организационных форм использования вычислительной техники строится на сочетании централизованной и децентрализованной (смешанной) форм. Предпосылкой появления смешанной формы явилось создание сетей ЭВМ на основе развития современных средств связи. Сети ЭВМ предполагают объединение с помощью каналов связи вычислительных средств, программных и информационных ресурсов, причем каждый абонент имеет возможность доступа не только к своим, но и к ресурсам всех остальных абонентов.

В последнее время организация применения компьютерной техники претерпевает значительные изменения, связанные с созданием интегрированных информационных систем. Такие системы осуществляют согласованное управление данными в пределах предприятия (организации), координируют работу отдельных подразделений, автоматизируют операции по обмену информацией как в пределах отдельных групп пользователей, так и между несколькими организациями, отстоящими друг от друга на десятки и сотни километров. Основой для построения подобных систем служат локальные вычислительные сети.

Разработка АРМ проводится на основе их предварительной структуризации и параметризации на этапе проектирования. Структуризация АРМ представляет собой концептуальное описание среды их функционирования, включая обоснование функциональных и обеспечивающих частей и связей между ними, интерфейсов АРМ с пользователями и другими техническими средствами обработки информации, средства программного и технического, информационного, методического и иных видов обеспечения АРМ. Параметризация АРМ заключается в выделении и исследовании параметров их технических, программных и информационных средств, удовлетворяющих требованиям и ограничениям, определенным на этапе структуризации.

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ должны быть четко сформулированы требования к базовым параметрам технических средств хранения, обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Как отмечалось выше, техническую основу для централизованной сети АРМ могут составлять большие, средние и малые ЭВМ. Однако для сферы экономико-организационного управления наиболее приемлемыми техническими средствами являются персональные ЭВМ.

Функционирование любого АРМ требует различных видов обеспечения: информационного, математического, программного, лингвистического, технологического, организационного, эргономического, правового и др. (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Виды обеспечения АРМ

Информационное обеспечение АРМ предусматривает организацию его информационной базы, регламентирует информационные связи и предопределяет состав и содержание всей системы информационного отображения. Решение об информационном наполнении АРМ может быть принято лишь на основе предварительного определения круга пользователей и выяснения сущности решаемых ими задач.

В самом общем виде пользователи различаются по служебному положению (должностной иерархии), специальностям, уровню освоения и частоте работы с вычислительной техникой, виду потребляемых данных и т.д.

По служебному положению пользователи в сфере организационного управления могут быть условно разделены на три категории: руководители, персонал руководителей (начальники отделов, руководители групп и др.) и обслуживающий персонал (делопроизводители, секретари, референты и др.).

Как специалисты пользователи могут быть разбиты на группы, например, бухгалтеров, финансистов, статистиков, кадровиков и др.

По степени подготовленности к работе с вычислительной техникой выделяются пользователи, имеющие навыки в программировании на алгоритмических языках; имеющие подготовку в используемом программном обеспечении АРМ; способные выполнять минимум операций на ПЭВМ (загрузка, ввод данных, корректировка, запуск программ, печать выходных таблиц и др.).

Пользователи АРМ могут быть разделены на две группы в зависимости от периода получения данных:

· кому данные нужны в процессе их обработки и формирования (динамическое потребление);

· кому нужны законченные сведения о состоянии объекта (статическое потребление).

В связи с этим для пользователей АРМ первой группы нужно обеспечить интерактивный режим работы, для пользователей второй группы он необязателен.

В зависимости от категории пользователей АРМ должны в той или иной мере обеспечивать не только обработку данных, но и выдачу комментариев, подсказок, разъяснений. Разрабатываемые АРМ для разных категорий пользователей значительно отличаются видами представления данных. К примеру, обслуживающий персонал обычно имеет дело с внутренними данными конкретной организации, решает повторяющиеся задачи, пользуется, как правило, структурированной информацией, получаемые в процессе обработки данные отличаются достаточно коротким активным периодом существования.

Руководителям требуются как внутренние, так и внешние данные. Для такого типа пользователей работа на АРМ обычно сопутствует реализации какой-либо цели управления или принятия решения. Поэтому в получаемых данных может и не содержаться ответ в явном виде. С другой стороны, количество данных для визуального просмотра или альтернативных вариантов решений должно быть минимально, чтобы обеспечить аналитичность выводов.

Информация, которую пользователь вынужден затребовать в процессе работы, должна выдаваться на экран достаточно быстро, в течение нескольких секунд. Исключение составляют случаи, когда пользователь сам сознательно инициирует задержки либо самостоятельно проектирует данные.

Применение АРМ не должно нарушать привычный для пользователя ритм работы. АРМ концентрируют внимание пользователя на логической структуре решаемых задач, а не на характеристике реализующей их программной системы. Однако если заданное системе действие не производится, пользователь должен знать причину и информация об этом также должна выдаваться на экран.

Приведенные соображения и лежат в основе разработки информационного обеспечения конкретного вида АРМ. Первоочередной задачей при этом является организация внутримашинной информационной базы: выбор необходимого состава показателей; способа их организации и методов группировки и выборки необходимых данных; определение вида магнитных носителей и распределение междуними активной и пассивной информации; организация справочной и комментирующей информации; разработка макетов для упрощения ввода информации и выбора необходимых функций; возможности динамической адаптации базы данных и т.д.

В случае, когда АРМ служит элементом распределенной системы обработки информации, т.е. узлом сети, возникают иные, дополнительные требования к организации информационной базы:

· структура базы данных должна позволять легко расчленять ее на составные подбазы, размещаемые на отдельных АРМ, обеспечивать простоту доступа к любой подбазе, защиту от несанкционированного доступа к тем или иным данным и высокую производительность в работе с данными;

· структура информационной базы должна сохранять адекватность содержания внешней (документной) и внутренней (на магнитных носителях прямого доступа) форм хранения информации в разрезе тех объектов, с которыми работает исполнитель;

· структура информационной базы и схема ее распределения по АРМ должны обеспечивать возможность единого или единовременного процесса корректировки нескольких одинаковых баз, хранящихся на разных АРМ, либо замену скорректированной базы данных одного АРМ на всех остальных, связанных с ним единой информационной взаимосвязью;

· структура информационной базы должна быть минимально избыточна и одновременно удобна для архивирования данных.

Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность алгоритмов, обеспечивающих ввод, контроль, хранение и корректировку информации; формирование результатной информации и оформление ее в виде таблиц, графиков, диаграмм; обеспечение достоверности и защиты информации. При этом наиболее целесообразно организовывать математическое обеспечение по модульному принципу, выделяя типовые и стандартные, многократно повторяющиеся процедуры. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса программных средств, в связи с чем его качество должно быть высоким, и оно непременно должно согласовываться с потенциальным пользователем АРМ.

Программное обеспечение (ПО) любого АРМ в основном определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, широту и полноту осуществления функций, возможности применения различных технических устройств (блоков). Комплекс программ АРМ должен охватывать множество функций: обеспечение организации диалога и решение функциональных задач пользователя, управление базами данных и трансляцию программ, выдачу справочной, диагностической информации и осуществление сервисных операций, облегчающих работу на ПЭВМ. Развитость программного обеспечения определяет функциональную полноту и разнообразие сервисной поддержки для пользователя. Поэтому если классифицировать АРМ с позиции программных средств, то признаками такой классификации могут быть:

· вид транслятора (интерпретатор или компилятор) с языков программирования;

· средства обнаружения и исправления ошибок;

· возможность достраивания программной системы и т.д.

Программное обеспечение любого АРМ подразделяется на общее и специальное (рис. 2.2). Основные элементы общего программного обеспечения обычно поставляются вместе с персональной ЭВМ. К ним относятся операционные системы (ОС) и оболочки, программные средства ведения баз данных, программные средства организации диалога, а также программы, расширяющие возможности ОС. Главное предназначение этой части ПО - управление работой процессора, организация интерфейса между пользователем и ПЭВМ, организация доступа к памяти, периферийным устройствам и сети, управление файлами, запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения, трансляция и выполнение программ, подготовленных на алгоритмических языках.


Рис. 2.2. Принципиальный состав программного обеспечения АРМ

Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ. Именно от функционального ПО зависят: вид, содержание и конкретная специализация АРМ. Учитывая, что специальное ПО АРМ, в конечном счете, определяет область применения автоматизированных рабочих мест, состав решаемых пользователем задач, оно должно создаваться на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение конкретного класса задач со схожими функционально-технологическими особенностями обработки информации.

Программное обеспечение АРМ должно обладать свойствами адаптивности, гибкости, модифицируемости и настраиваемости на конкретное применение в соответствии с требованиями пользователя. Непременным составным элементом программного обеспечения, передаваемого пользователю, является документация на него, которая облегчает уяснение сути решаемых задач, а также внедрение, эксплуатацию и сопровождение программного продукта.

Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав общего ПО АРМ, являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика, организация человеко-машинного интерфейса, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

Из ППП текстовой обработки в составе АРМ наиболее положительно зарекомендовали себя такие, как WordStar, Word, Лексикон. К группе ППП табличной обработки относятся широко известные SuperCalc, CalcStar, Multiplan, TabCalc, Excel и др.

В АРМ руководителей и специалистов сферы экономико-организационного управления успешно работает группа ППП по управлению базами данных, таких, как RedaBAS, dBASE IV, FoxBASE, Clarion, КАРАТ и др.

Из коммуникативных ППП, обеспечивающих функционирование локальных вычислительных сетей с использованием АРМ как рабочих станций, можно назвать ППП Телетекст, Локал, NetWare версий 2.Х, З.Х, 4-Х и др.

Названные выше ППП относятся к группе однофункциональных. Более эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды. Взаимосвязь программ в пакете обеспечивает полную совместимость между отдельными сферами обслуживания и технологией реализации программ пакета.

Наиболее популярными интегрированными ППП АРМ работников сферы управления являются Microsoft Office, Framework, Works, Open Access, Lotus 1-2-3 и др. Интегрированные пакеты удобны для пользователей. Они имеют единый интерфейс, не требуют стыковки входящих в них программных средств, обладают достаточно высокой скоростью решения задач. Основной их недостаток - требование оперативной памяти не менее 256 Кбайт и наличия дисковой памяти большого объема. Другой недостаток заключается в том, что каждый из входящих в интегрированный пакет компонентов в отдельности обычно уступает лучшему представителю класса соответствующих функциональных пакетов. Следующее неудобство применения подобных пакетов для АРМ - сложность внесения изменений и дополнений для их привязки к требованиям пользователя. Если пользователю АРМ необходимо сформировать свой, отличный от предлагаемого, набор функциональных ППП, он может воспользоваться программами, называемыми операционными оболочками и работающими по принципу “сделай сам”.

Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ необходимы для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и аппаратной части в виде ПЭВМ. Без них практически невозможны процесс обучения, организация диалога, обнаружение и исправление ошибок. При этом языковые средства для конечного пользователя должны быть непроцедурными, т.е. указывать, что необходимо выполнить без подробной детализации, какие действия для этого требуются. Поскольку пользователям АРМ не нужно знать деталей реализации своих информационных потребностей, то чем выше “интеллектуальность” АРМ, тем больше непроцедурных возможностей необходимо предусматривать в языковых средствах АРМ.

Одновременно языки АРМ должны быть пользовательско-ориентированными, в том числе профессионально-ориентированными. Использование естественного языка, несмотря на кажущуюся простоту и удобство, не приносит ощутимых преимуществ из-за необходимости введения через клавиатуру громоздких инструкций на естественном языке.

Как правило, основу языков АРМ должны составлять заранее определяемые термины, а также описания способов, с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяться или дополняться существующие. Возможности языка во многом определяют также списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потребности. Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других - в виде операторов специального вида.

Языковые средства АРМ можно разделить по видам диалога. Средства поддержки диалога, в конечном счете, и определяют те языковые конструкции, знание которых необходимо пользователю. При этом следует заметить, что в одном АРМ может быть реализовано несколько типов диалога:

диалог, инициируемый ЭВМ;

диалог с помощью заполнения шаблонов;

диалог с использованием меню;

Технологическое обеспечение АРМ представляет собой некоторую четко установленную совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя. Различается системное и прикладное технологическое обеспечение АРМ, которое должно позволить решать задачи в регламентном и запросном режимах, в диалоге с пользователем, контролировать ход решения задачи, приостанавливать его, проверять результаты вычислений, вести повторные расчеты и т.п.

Специалистом выполняются на АРМ следующие операции:

ввод информации с документов при помощи клавиатуры (с визуальным контролем по экрану дисплея);

ввод данных в ПЭВМ с магнитных носителей с других АРМ;

редактирование данных и манипулирование ими;

накопление и хранение данных;

поиск, обновление и защиты данных;

формирование и передача данных на другие АРМ в виде файлов на магнитных носителях или по каналам связи в вычислительных сетях;

получение оперативных справок по запросам.

Внедрение АРМ в сферу деятельности управленческих работников приводит к определенному изменению характера их функций и изменению взаимоотношений с другими участниками управленческого процесса, поэтому технологическое обеспечение должно быть скоординировано с другим видом обеспечения АРМ - организационным.

Организационное обеспечение включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании ПЭВМ или терминала на их рабочем месте. При этом возникает необходимость определить функции и задачи каждого специалиста, регламентировать взаимодействие работников, обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических операциях автоматизированной обработки информации.

Методическое обеспечение АРМ состоит из методических указаний, рекомендаций и положений по внедрению, эксплуатации и оценке эффективности их функционирования. Оно включает в себя также организованную машинным способом справочную информацию об АРМ в целом и отдельных его функциях, средства обучения работе на АРМ, демонстрационные и рекламные примеры.

Эргономическое обеспечениеАРМ представляет собой комплекс мероприятий, выполнение которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ специалистами, быстрейшего освоения технологии и качественной работы на АРМ. Комфортные условия предполагают выбор специальной мебели для размещения технической базы АРМ, организацию картотек для хранения документации и магнитных носителей.

Общеизвестно, что внедрение ПЭВМ оказывает как положительные, так и отрицательные воздействия на организацию труда исполнителя. Положительный социально-экономический эффект выражается в росте производительности труда, снижении его рутинности и др. Отрицательное же воздействие ПЭВМ на человека выражено менее заметно, но оно проявляется в нарушении функций зрения, утомляемости и т.д. Поэтому одна из важнейших задач эргономического обеспечения АРМ - уменьшить отрицательные воздействия на человека со стороны ПЭВМ.

Правовое обеспечение включает систему нормативно-правовых документов, которые должны четко определять права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ. Должен быть разработан и применим на практике комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых на АРМ операций и т.д.

Следует иметь в виду, что АРМ специалистов управления должны эксплуатироваться работниками, прошедшими в той или иной мере обучение по основам информатики и вычислительной техники, эксплуатации АРМ. Должностные инструкции этой категории пользователей должны предусматривать выполнение вполне определенных процедур на АРМ. Должно стать правилом: конкретные АРМ специалистов сферы организационно-экономического управления необходимо создавать на основе анализа организации труда исполнителей, паспортизации и аттестации рабочих мест.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это специализированная система, набор технических и программного обеспечения, ориентированного на конкретного специалиста – администратора, экономиста, инженера, конструктора, проектанта, архитектора, дизайнера, врача, организатора, исследователя, библиотекаря, музейного работника и множества других. АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ.

Содержание

1. Автоматизированное рабочее место. 3
1.1. Сущность и функции АРМ. 3
1.2. Автоматизированное рабочее место по ГОСТ 34.003-90. 5
1.3. Виды АРМ ( простые и сложные). 5
1.4. Функции и задачи каждого специалиста. Трехуровневая глобальна система обработки данных. 10
1.5. Классификация АРМ. 12
1.6. Требования к АРМ. 13
2. Примеры автоматизированных рабочих мест. 15
Заключение. 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Автоматизированные рабочие места.docx

1. Автоматизированное рабочее место. 3

1.1. Сущность и функции АРМ. 3

1.2. Автоматизированное рабочее место по ГОСТ 34.003-90. 5

1.3. Виды АРМ ( простые и сложные). 5

1.4. Функции и задачи каждого специалиста. Трехуровневая глобальна система обработки данных. 10

1.5. Классификация АРМ. 12

1.6. Требования к АРМ. 13

2. Примеры автоматизированных рабочих мест. 15

1. Автоматизированное рабочее место.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это специализированная система, набор технических и программного обеспечения, ориентированного на конкретного специалиста – администратора, экономиста, инженера, конструктора, проектанта, архитектора, дизайнера, врача, организатора, исследователя, библиотекаря, музейного работника и множества других. АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ.

АРМ выполняет следующие функции:

  • возможность ввода информации в ЭВМ;
  • возможность вывода информации из ЭВМ на экран монитора, принтер или другие устройства вывода (в настоящее время этот перечень достаточно широк – графопостроители, и т.п.).

Также существую так называемые интеллектуальные АРМ в свою очередь также содержат в своем составе ЭВМ, тем или иным способом подсоединенную к центральной ЭВМ

(ВК) АСУ. Устройства ввода также должны обеспечивать широкий спектр вводимой информации: текстовой, координатной, факсимильной и т.д. Поэтому

АРМ оснащаются при необходимости универсальной или специальной клавиатурой, устройствами ввода координатной информации (типа мыши), различного рода сканерами и т.д.

С целью повысить спектр форм представления информации, выводимой из ЭВМ, АРМ оснастили цветными мониторами, средствами создания и управления звуковыми сигналами вплоть до возможности создания и воспроизведения речевых сигналов.

В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы:

  • максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения;
  • формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой;
  • проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб;
  • модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования;
  • эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.
    1. Автоматизированное рабочее место по ГОСТ 34.003-90.

В соответствие с ГОСТ 34.003-90 программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. Видами АРМ, например, являются :

В настоящее время АРМ строятся, в основном, на базе персонального компьютера, на котором установлено клиентское общее и специальное программное обеспечение.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсификации управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций (некоторые перечислены выше). Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция в той или иной степени присуща любому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.

АРМ имеют проблемно- профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест. АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной БД. При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПК и БД других пользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПК в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, (ПК) - наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному работнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

Создание АРМ на базе ПК обеспечивает:

  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  • простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;
  • компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  • высокую надежность и живучесть;
  • сравнительно простую организацию технического обслуживания.

Более сложной формой является АРМ с использованием ПК в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПК подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждый ПК может работать и как самостоятельное терминальное устройство.

В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.).

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Обязательным условием функционирования АРМ является техническое обеспечение. Средства обработки информации - вычислительные машины разных мощностей и типов - составляют основу технического обеспечения вычислительных сетей. Характерной особенностью практического использования технических средств в организационно-экономическом управлении в настоящее время является переход к децентрализованной и сетевой обработке на базе ПК.

Если в качестве АРМ небольшой локальной сети ПК используется, на котором централизованно хранится вся информация, необходимая для работы, объем обрабатываемой информации невелик. Скорость работы при этом определяется не быстродействием компьютера, а скоростью диалога оператора и машины. Отсюда вытекает, что в данном случае вполне приемлем ПК с небольшим быстродействием и минимальным объемом оперативного запоминающего устройства.

В другом случае, если компьютер предназначается для регулярной подготовки объемных документов и использует для этого большие массивы информации, необходима установка мощных машин с большим объемом внешней и внутренней памяти.

Информационное наполнение АРМ при определении круга пользователей и выяснении сущности решаемых ими задач осуществляет информационное обеспечение АРМ. В сфере организационного управления пользователи могут быть условно разделены на три категории: руководители, персонал руководителей и обслуживающий персонал. Разрабатываемые АРМ для разных категорий пользователей отличаются видами представления данных. К примеру, обслуживающий персонал обычно имеет дело с внутренними данными организации, решает повторяющиеся задачи, пользуется, как правило, структурированной информацией. Руководителям требуются как внутренние, так и внешние данные для реализации целей управления или принятия решения.

Применение АРМ не должно нарушать ритм работы, привычный пользователю. АРМ концентрируют внимание пользователя на логической структуре решаемых задач, а не на характеристике реализующей их программной системы. Однако если заданное системе действие не производится, пользователь должен знать причину, и информация об этом должна выдаваться на экран.

Математическое обеспечение АРМ представляет собой совокупность алгоритмов, обеспечивающих формирование результатной информации. Математическое обеспечение служит основой для разработки комплекса прикладных программ.

В составе программного обеспечения АРМ можно выделить два основных вида обеспечения, различающихся по функциям:

  • общее (системное);
  • специальное (прикладное).

К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычислительного процесса на ПК безотносительно к решаемым задачам.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя.

Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

Интегрированные пакеты удобны для пользователей. Они имеют единый интерфейс, не требуют стыковки входящих в них программных средств, обладают достаточно высокой скоростью решения задач.

Лингвистическое обеспечение АРМ включает языки общения с пользователем, языки запросов, информационно-поисковые языки, языки-посредники в сетях. Языковые средства АРМ обеспечивают однозначное смысловое соответствие действий пользователя и аппаратной части в виде ПК. Одновременно языки АРМ должны быть пользовательско- ориентированными, в том числе профессионально- ориентированными.

Основу языков АРМ составляют заранее определяемые термины, описания способов установления новых терминов, списки правил, на основе которых пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие его информационной потребности. Например, в одних АРМ данные и конструкции представляются в виде таблиц, в других - в виде операторов специального вида.

Языковые средства АРМ можно разделить по видам диалога. Средства поддержки диалога определяют языковые конструкции, знание которых необходимо пользователю. В одном АРМ может быть реализовано несколько типов диалога: инициируемый ЭВМ, с помощью заполнения шаблонов, с использованием меню, гибридный.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования

ВложениеРазмер
arm.docx 426.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

Конспекты теоретических занятий

ПМ/Дисциплина: ЕН. 01 Информатика

Специальность : 31.02.01 Лечебное дело

2 курс 4 семестр

Конспект теоретического занятия по теме:

  1. Введение. Общие сведения об АРМ.
  2. Автоматизированные рабочие места (АРМ). Определение, свойства, структура, функция и классификация.
  3. Определение требований и функций АРМ к специалистам:

- основные функции специалиста

- принципы создания автоматизированных рабочих мест

  1. АРМ в медицине:
  • категории автоматизированных рабочих мест
  • требованиями к автоматизированным рабочим местам
  • виды обеспечения функционирования АРМ
  1. Специализированное аппаратное и программное обеспечение АРМ
  2. Особенности медицинских экспертных систем
  3. Применение АРМ врачами различного профиля

Введение. Общие сведения об АРМ

(автоматизированное рабочее место)

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по "накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а работник выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений.

Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в автоматизированные информационные системы (АИС) для решения текущих задач и анализа функций управления.

Анализируя сущность автоматизированных рабочих мест (АРМ), специалисты определяют их чаще всего как профессионально-ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

В последнее время создаются унифицированные АРМ, обслуживающие несколько предметных областей.

Например , комплекс “Экспресс-анализ при заключении договоров, заказов, контрактов” обеспечивает процесс управления аналитической информацией о себестоимости, цене, возможных объемах производства отдельных видов продукции.

Комплексы “Анализ формирования, распределения и использования прибыли”, “Анализ материально-технического и финансового состояния предприятия”, “Анализ труда, оплаты и социального развития”,

“Анализ выполнения госзаказов и хозяйственных договоров” соответствуют структуре действующего законодательства о предприятии.

Комплексы “Анализ и прогнозирование динамических рядов”,

“Корреляционно-регрессионный анализ”, “Выборочный метод” дают возможность автоматизировано осуществлять социально-экономический анализ с использованием статистических методов.

Комплекс “Сервисные программы” позволяет получать обработанную информацию в виде графиков и схем, редактировать входную информацию, корректировать хранящиеся в файлах АРМ данные.

Автоматизированные рабочие места (АРМ). Определение, свойства, структура, функция и классификация

Картинки по запросу автоматизированное рабочее место специалиста

Автоматизированное рабочее место ( АРМ ) — это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации.

Автоматизированное рабочее место (АРМ ) — это совокупность средств, реализованных на базе персонального компьютера, для решения задач в определенной предметной области.

Другое определение трактует Автоматизированное рабочее место (АРМ ) как аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации технологических процессов данной специальности.

Определение требований и функций АРМ к специалистам

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны учитывать:

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются.

В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область.

Обработка документов должна предполагать такую структуризацию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных.

Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания .

Программное обеспечение (ПО) прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией.

Пользователь со стороны программной среды должен ощущать постоянную поддержку своего желания работать в любом режиме активно либо пассивно.

Основные функции АРМ

  1. Информационно-справочное обслуживание. АРМ имеют проблемно - профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях.
  1. Выполнение арифметических функций. Обработка информации и хранение полученных результатов. Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную обработку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.
  1. Функция учета, анализа и регулирования. АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая, таким образом, совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

При использовании АРМ основные операции по накоплению, хранению и переработке информации, возлагаются на вычислительную технику, а специалист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке решений.

Принципы создания АРМ

Принципы создания любых АРМ должны быть общими : системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

  1. Системность. АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением .
  2. Гибкость. Система приспособлена к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.
  3. Устойчивость. Принцип заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема.
  4. Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам на создание и эксплуатацию системы .

Функционирование АРМ может дать желаемый эффект при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которой является компьютер .

  • уменьшение времени на формирование журналов и анализа отчетной документации (информации);
  • повышение информационной открытости, эффективности взаимодействия между сотрудниками, предприятиями и организациями;
  • повышение качества и оптимизация работы с обращениями;
  • формирование электронного архива базы кадровой документации, необходимой для дальнейшей информатизации АРМ специалиста по управлению персоналом;
  • улучшение качества обслуживания компьютерного оборудования, качественная антивирусная защита;
  • защита информации, сохранение архивов документов.

Таким образом, в структуре организации автоматизированного рабочего места специалиста по управлению персоналом важно отмечать обеспечение техническим и программным, но нельзя забывать о значимости информационно-методического обеспечения и самого специалиста.

Если условия труда не соответствуют нормам и необходимому уровню, при котором сотрудник будет чувствовать себя комфортно, то эффективность его труда будет низкой.

При должном учете каждого из указанных компонентов будет обеспечена возможность высокой эффективности труда сотрудника.

Автоматизированные рабочие места в медицине

В медицине и здравоохранении АРМ подразделяют по функциональным возможностям на следующие категории.

категории автоматизированных рабочих мест

  • административно-организационные (например, АРМ главного врача больницы, заведующего отделением, старшей медицинской сестры и др.);
  • технологические (например, АРМ врача-рентгенолога, врача функциональной диагностики и др.);
  • интегрированные, т. е. объединяющие функции первых двух в разных комбинациях (например, АРМ главного рентгенолога города).

требованиями к автоматизированным рабочим местам

Общими требованиями к АРМ различных специалистов являются:

  • простота общения Пользователя с АРМ;
  • оперативность ввода, обработки и поиска документов;
  • возможность оперативного обмена информацией между различными АРМ;
  • исключение положений, когда пользователь оказывается в тупиковой ситуации;
  • контроль ввода данных с указанием ошибок;
  • возможность настройки АРМ под конкретного пользователя;
  • безопасность для здоровья пользователя и пациента.

Для успешной работы пользователей следует выделить следующие виды обеспечения функционирования АРМ.

виды обеспечения функционирования АРМ

Для успешной работы пользователей следует выделить следующие виды обеспечения функционирования АРМ:

  1. Техническое обеспечение включает персональный компьютер с необходимыми периферийными устройствами, средствами коммуникаций (сетевое обеспечение) и специальными медицинскими приборами (специальное обеспечение). Выбор типа персонального компьютера, периферийных устройств и медицинского оборудования определяется функциональным назначением АРМ.
  2. Программное обеспечение состоит из набора программ, предназначенных для управления работой компьютера в автономном и сетевом режимах, а также для автоматизации решения задач в соответствии с функциональным назначением АРМ.
  3. Организационно-методическое обеспечение состоит из инструктивных и нормативно-методических материалов по обеспечению и работе в среде АРМ, организации защиты информации, правовых документов, регламентирующих отношение и ответственность пользователей, форматы входных и выходных данных.

Специализированное аппаратное и программное обеспечение АРМ

Помимо стандартного технического и программного обеспечения АРМ врача-специалиста должно быть оснащено специализированным аппаратным и программным обеспечением для решения медицинских задач.

Картинки по запросу автоматизированное рабочее место врача

Так, в состав некоторых АРМ врача, особенно технологических, входят компоненты медицинской аппаратуры , предназначенные для съема, усиления и ввода медицинской информации в компьютер. В частности, для автоматизации целого ряда исследований в отделениях функциональной диагностики применяются АРМ врачей-специалистов: нейрофизиолога, кардиолога, пульмонолога и др. Для съема информации используются электроды, если исследуемый показатель имеет электрическую природу (электрокардиограмма, электроэнцефалограмма, электромиограмма, вызванные потенциалы и т, п .), или датчики (первичные преобразователи), которые преобразуют неэлектрический физиологический показатель в электрический сигнал.

Для ввода медицинской документации могут использоваться устройства, преобразующие текстовую, графическую и видовую информацию в цифровой код. Наиболее часто используются сканеры, графические планшеты (дигитайзеры) и цифровые фото-и видеокамеры.

Наряду со стандартными устройствами ввода графической информации в медицине используются и специализированные.

Например , в цифровых рентгеновских системах используются твердотельные приемники с высоким коэффициентом поглощения рентгеновского излучения. Применяется метод сканирования с построчным вводом изображения в память ПК, которое затем в целом воспроизводится на экране монитора (сканирующая проекционная рентгенография).

Похожее изображение

Аппаратурное сопряжение традиционного медицинского оборудования (рентгеновского аппарата, оптического микроскопа, ультразвукового прибора) позволяет автоматизировать ряд операций и повысить качество работы врача-специалиста.

Специальные программы, входящие в состав АРМ, предназначены для решения конкретных задач, стоящих перед врачом, и зависят от его специализации. Так, в технологических АРМ, где часто используются инструментальные методы исследования различных функций организма, применяются программы обработки и анализа данных. Если анализируются биоэлектрические сигналы (например, ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, ВП и т. п.), то первичная обработка заключается в цифровой фильтрации исходного сигнала.

Особенности медицинских ЭС (экспертные системы)

Важное место в специализированном программном обеспечении АРМ врача-специалиста занимают информационные системы поддержки принятия решений — информационно-справочные и консультативно-диагностические системы.

Особенностью медицинских экспертных систем является следующее:

- объяснения, даваемые ЭС, должны быть понятны ординарному врачу, т. е. объяснительная компонента должна использовать концепции и структуры, которые характерны для данного медицинского раздела знаний;

- поведение системы должно моделировать поведение грамотного врача при решении диагностической задачи, моделировать его методы поиска решений;

- программы должны быстро адаптироваться к изменениям совокупности медицинских знаний.

В настоящее время разработаны экспертные системы для консультации медицинского персонала в различных областях медицины, в том числе для диагностики, прогнозирования, выбора метода лечения, обработки кривых и изображений, мониторинга и т. п.

Применение АРМ врачами различного профиля

Можно выделить несколько основных функций АРМ:

Как видно из изложенного, автоматизированное рабочее место медицинского работника — это общее понятие, объединяющее большой ряд АРМ, специализированных в соответствии с профилем деятельности работника. Почти любые проблемно-ориентированные автоматизированные рабочие места могут функционировать самостоятельно или в составе ИМС.

  1. Что из себя представляет автоматизированное рабочее место?
  2. Главные п ринципы создания любых АРМ ?
  3. Виды обеспечения функционирования АРМ ?
  4. Основные функции АРМ?
  5. Какие категории автоматизированных рабочих мест можно выделить?

Ответы к вопросам

(автоматизированное рабочее место представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций).

(системность, гибкость, устойчивость, эффективность).

( техническое обеспечение, Программное обеспечение и организационно-методическое обеспечение )

( информационно-справочное обслуживание, выполнение арифметических функций, функция учета, анализа и регулирования ).

  1. Какие категории автоматизированных рабочих мест можно выделить?

( административно-организационные, технологические и интегрированные ) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер".


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки.

Лекция по дисциплине "Информационные технологии в профессионаьной деятельности" для специальности Сестринское дело, 2 курс.

Презентация "Автоматизированное рабочее место учителя начальных классов"

Данная презентация будет полезна обучающимся, которые выбрали педагогическое напрвление, а также для общего развития.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 Автоматизированное рабочее место бухгалтера

Рабочая программа учебной дисциплиныОП.15 Автоматизированное рабочее место бухгалтера для специальности09.02.07 «Информационные системы и программирование».

Читайте также: