Какую информацию должен содержать технический регламент

Обновлено: 02.07.2024

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Является особым видом законодательства.

Технический регламент представляет собой комплекс обязательных к применению условий и требований, предъявляемых к техническим объектам или процессам, подлежащим стандартизации. К последним относятся проектирование и производство готовой продукции, а также ее реализация, монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация, транспортирование, хранение и утилизация. Требования технических регламентов касаются обеспечения единства измерений, совместимости приборов и оборудования, а также безопасной их эксплуатации в части механической, электрической, пожарной, химической, радиационной безопасности и т. д. Технический регламент имеет силу закона, принимается в соответствии с международным договором РФ и ратифицируется согласно российского законодательства, федерального закона, либо по указу Президента РФ.

Цели принятия технических регламентов:

В соответствии с п.1 статьи 6 главы 2 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в строго определенных целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • для обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.


Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований, в свою очередь подразделяются на:
    • предписывающие;
    • основополагающие.


    Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

    В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах – в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран – участников ЕС и АТЭС.

    Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

    По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

    • Общие (горизонтальные): технические регламенты разработанные на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.
    • Специальные (вертикальные): технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом. Вертикальные регламенты регулируют, к примеру, некоторые виды испытаний новой техники, организацию поисково-спасательных работ, мероприятий по ликвидации ЧС и т.д.
    • Макроотраслевые: технические регламенты связывающие общие и специальные технические регламенты. В качестве примера можно привести существующий регламент, направленный на обеспечении безопасности низковольтного оборудования. В категорию низковольтного оборудования входит бытовая техника, промышленная электроника, практически все металло и деревообрабатывающие станки и многая другая продукция, выпускаемая предприятиями различной отраслевой принадлежности. Тем не менее, для многих видов данных изделий характерно наличие единого признака – поражающего фактора в виде опасного для жизни и здоровья эл.напряжения, обуславливающего повышенный риск в процессе эксплуатации. Таким образом, часть подобной продукции одновременно подпадает под действие как общих, так и специальных регламентов. Здесь и оказывается необходимой их взаимосвязь, для которой предназначен упомянутый макроотраслевой регламент.

    Технические регламенты предоставляют лучшие технические решения для проектирования, производства и реализации безопасной, качественной и энергоэффективной продукции и служат реальным инструментом, влияющим на улучшение качества жизни населения.
    В соответствии с действующими на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) нормативно-правовыми актами, в странах Союза активно идет процесс принятия единых требований и правил доступа различных видов продукции на общий рынок стран ЕАЭС, которые устанавливаются техническими регламентами стран ЕАЭС.

    Технические регламенты ЕАЭС (ТР ЕАЭС) содержат четкие правила работы для производителей и поставщиков продукции, направлены на защиту интересов потребителей и призваны заменить собой все множество документов стандартизации в сфере оценки соответствия продукции определенным требования. Целью технических регламентов является защита интересов потребителей и определение правил работы производителей. Следует подчеркнуть, что ТР ЕАЭС формулируют не только требования к безопасности, качеству и энергоэффективности продукци, но также определяют порядок оценки соответвия продукции саомму регламенту.

    Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Является особым видом законодательства.

    Технический регламент представляет собой комплекс обязательных к применению условий и требований, предъявляемых к техническим объектам или процессам, подлежащим стандартизации. К последним относятся проектирование и производство готовой продукции, а также ее реализация, монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация, транспортирование, хранение и утилизация. Требования технических регламентов касаются обеспечения единства измерений, совместимости приборов и оборудования, а также безопасной их эксплуатации в части механической, электрической, пожарной, химической, радиационной безопасности и т. д. Технический регламент имеет силу закона, принимается в соответствии с международным договором РФ и ратифицируется согласно российского законодательства, федерального закона, либо по указу Президента РФ.

    Цели принятия технических регламентов:

    В соответствии с п.1 статьи 6 главы 2 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в строго определенных целях:

    • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
    • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
    • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
    • для обеспечения энергетической эффективности.

    Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

    Объектами технических регламентов являются:

    • продукция;
    • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.


    Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

    Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

    • способ установления требований, в свою очередь подразделяются на:
      • предписывающие;
      • основополагающие.


      Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

      В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах – в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран – участников ЕС и АТЭС.

      Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

      По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

      • Общие (горизонтальные): технические регламенты разработанные на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.
      • Специальные (вертикальные): технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом. Вертикальные регламенты регулируют, к примеру, некоторые виды испытаний новой техники, организацию поисково-спасательных работ, мероприятий по ликвидации ЧС и т.д.
      • Макроотраслевые: технические регламенты связывающие общие и специальные технические регламенты. В качестве примера можно привести существующий регламент, направленный на обеспечении безопасности низковольтного оборудования. В категорию низковольтного оборудования входит бытовая техника, промышленная электроника, практически все металло и деревообрабатывающие станки и многая другая продукция, выпускаемая предприятиями различной отраслевой принадлежности. Тем не менее, для многих видов данных изделий характерно наличие единого признака – поражающего фактора в виде опасного для жизни и здоровья эл.напряжения, обуславливающего повышенный риск в процессе эксплуатации. Таким образом, часть подобной продукции одновременно подпадает под действие как общих, так и специальных регламентов. Здесь и оказывается необходимой их взаимосвязь, для которой предназначен упомянутый макроотраслевой регламент.

      Технические регламенты предоставляют лучшие технические решения для проектирования, производства и реализации безопасной, качественной и энергоэффективной продукции и служат реальным инструментом, влияющим на улучшение качества жизни населения.
      В соответствии с действующими на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) нормативно-правовыми актами, в странах Союза активно идет процесс принятия единых требований и правил доступа различных видов продукции на общий рынок стран ЕАЭС, которые устанавливаются техническими регламентами стран ЕАЭС.

      Технические регламенты ЕАЭС (ТР ЕАЭС) содержат четкие правила работы для производителей и поставщиков продукции, направлены на защиту интересов потребителей и призваны заменить собой все множество документов стандартизации в сфере оценки соответствия продукции определенным требования. Целью технических регламентов является защита интересов потребителей и определение правил работы производителей. Следует подчеркнуть, что ТР ЕАЭС формулируют не только требования к безопасности, качеству и энергоэффективности продукци, но также определяют порядок оценки соответвия продукции саомму регламенту.

      Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение. Понятия "Регламент" и "Технический регламент" в России впервые введены изменением N 2 (1996 год) в ГОСТ Р 1.0-92. Согласно этим определениям Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Технический регламент — регламент, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам [1]

      Содержание

      История технических регламентов

      В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. [5] Своды правил, ГОСТ, ГОСТ Р в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение. [6]

      Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

      • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
      • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
      • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
      • обеспечения энергетической эффективности.

      На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН,СНиП).

      Закон предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться и другие обязательные требования к продукции (размещение госзаказа для оборонных нужд, регулирование в области систем связи и др.).

      Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочение существовавшей в СССР системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки.

      Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". [9]

      В ряде федеральных законов установлены дополнительные требования к продукции и различным процессам. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" принимаются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, а в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" – требования пожарной безопасности. При этом требуется выполнять не только нормы технических регламентов, но и соблюдать технические требования, установленные иными нормативными актами, в том числе подзаконными. [10]

      Технический регламент "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 86 утвержден Технический регламент "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах".
      Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 2010 г. N 9 ст. 975

      Технический регламент "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. N 65 утвержден Технический регламент "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе"
      Настоящий Технический регламент вступает в силу с 1 января 2011 г.

      Технический регламент "О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29 утвержден технический регламент "Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии"
      Технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № 5 ст. 536, за исключением разделов 12 - 15 приложения N 1 к техническому регламенту в части ранее заготовленных компонентов крови, которые вступают в силу по истечении 30 месяцев со дня вступления в силу технического регламента.

      Технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1082 утвержден технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"
      Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть II) ст. 6605

      Технический регламент "О безопасности средств индивидуальной защиты"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1213 утвержден технический регламент "О безопасности средств индивидуальной защиты"
      Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 4 ст. 391

      Технический регламент "О безопасности низковольтного оборудования"
      Федеральным законом от от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ утвержден Технический регламент "О безопасности низковольтного оборудования"
      Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 52 (часть I) ст. 6423, в "Российской газете" от 30 декабря 2009 г. N 253.

      Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"
      Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ утвержден Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений"
      Технический регламент вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением статьи 43 настоящего Федерального закона.
      Статья 43 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

      Технический регламент "О безопасности лифтов"
      Технический регламент "О безопасности лифтов" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782.
      Технический регламент "О безопасности лифтов" вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования 12.10.2009 г. в "Собрании законодательства РФ" N 41, ст. 4768 и 14.10.2009 г. в "Российской газете" N 194.

      Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств"
      Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720".
      Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления и устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

      Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 524 утвержден Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава". Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4235.

      Технический регламент "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 525 утвержден Технический регламент "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта". Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4098.

      Технический регламент "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 533 утвержден Технический регламент "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования в в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 30 ст. 4106.

      Технический регламент "О безопасности объектов газораспределения и газопотребления"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 утвержден Технический регламент "О безопасности объектов газораспределения и газопотребления" Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 45 ст. 5853

      Технический регламент "О безопасности объектов морского транспорта"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 утвержден Технический регламент "О безопасности объектов морского транспорта" Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4475

      Технический регламент "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта"
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 утвержден Технический регламент "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта" Настоящий технический регламент вступает в силу по истечении 18 месяцев со дня официального опубликования постановления. Текст постановления опубликован Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 34 ст. 4476

      Читайте также: