В каком году вышло методическое письмо ознакомление детей с природой с а веретенниковой

Обновлено: 28.06.2024

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
Проанализировать методическую литературу по организации труда.
Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Работа состоит из 1 файл

Введение.doc

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

Нужно показать как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых: родителей, педагогов.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Наша задача состоит в том, включать дошкольников в посильную деятельность по уходу за растениями уголка природы и живыми существами (рыбками, птичками).Показать детям образцы заботливого отношения к окружающему миру (не рвать цветы, листья и ветки, кормить птиц зимой) [1, 25].

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо проводить не только комплекс занятий, но привлекать к практической деятельности с помощью разнообразных форм организации труда в природе.

Объект исследования - проблема ознакомления дошкольников с природой в современной научной литературе.

Предмет исследования – особенности труда детей дошкольного возраста в природе.

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
  2. Проанализировать методическую литературу по организации труда.
  3. Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретического анализа, обобщения, историко-библиографический и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором рассмотрена актуальность темы: это, то что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо проводить не только комплекс занятий, но привлекать к практической деятельности с помощью разнообразных форм организации труда в природе, цели работы, то есть выявление, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников, объекта, предмета задач курсовой работы.

Списка использованных источников.

1 Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

1.1 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с природой в современно-научной литературе

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

История приобщения ребёнка к природе рассматривается в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.)

А К.Д. Ушинский говорил о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д. Ушинский создал методику рассматривания предметов окружающего мира.

Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания была вынесена сначала на съезде по дошкольному воспитанию (20-е годы XX века) и имела определенные цели, задачи, принципы, содержания и методы ознакомления дошкольников с природой.

Содержание знаний о природе были указаны в первых программах для дошкольных учреждений в 30-40-е годы XX века и методических пособиях, разработанных А.А. Быстрое, Э.И. Залкинд и др.

Научное обоснование проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах XX века разрабатывали педагоги: A.M. Степанова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, и др.

А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский доказывали о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

В настоящее время история становления методики ознакомления дошкольников с природой тесно связанна с экологическим образованием. Разработкой проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики занимаются С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Петрикевич и др.

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей считалось, что природная среда является фактором разностороннего развития ребенка и средством расширения личного опыта, а также источником обогащения содержания всех видов детской деятельности.

Современные исследования выделяют роль природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентациях.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.) [2, 9-10].

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [3, 37].

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 100

Ознакомление детей с природой.

В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности (игра, труд, занятия). Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

Ознакомление детей с природой одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

Особенности задач ознакомления детей разного возраста с природой. В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.

К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, места обитания и т.д.).

Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое, интерес к сельскохозяйственному труду.

Отбор материала. При отборе материала к программе учитывают принципы доступности и научности. Дети должны получить реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, явлениях неживой природы, но в то же время эти сведения должны быть понятными. Поэтому программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении правильности сообщаемых знаний. В программу включают, прежде всего, знания о таких объектах и явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются во время прогулок, игр, труда.
Чтобы вести детей по пути научного познания мира, нужно не только давать им верные представления, но и показывать доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
Проанализировать методическую литературу по организации труда.
Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Работа состоит из 1 файл

Введение.doc

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

Нужно показать как прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Это важная задача и долг взрослых: родителей, педагогов.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Наша задача состоит в том, включать дошкольников в посильную деятельность по уходу за растениями уголка природы и живыми существами (рыбками, птичками).Показать детям образцы заботливого отношения к окружающему миру (не рвать цветы, листья и ветки, кормить птиц зимой) [1, 25].

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо проводить не только комплекс занятий, но привлекать к практической деятельности с помощью разнообразных форм организации труда в природе.

Объект исследования - проблема ознакомления дошкольников с природой в современной научной литературе.

Предмет исследования – особенности труда детей дошкольного возраста в природе.

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
  2. Проанализировать методическую литературу по организации труда.
  3. Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретического анализа, обобщения, историко-библиографический и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором рассмотрена актуальность темы: это, то что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо проводить не только комплекс занятий, но привлекать к практической деятельности с помощью разнообразных форм организации труда в природе, цели работы, то есть выявление, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников, объекта, предмета задач курсовой работы.

Списка использованных источников.

1 Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

1.1 Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с природой в современно-научной литературе

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

История приобщения ребёнка к природе рассматривается в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.)

А К.Д. Ушинский говорил о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д. Ушинский создал методику рассматривания предметов окружающего мира.

Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания была вынесена сначала на съезде по дошкольному воспитанию (20-е годы XX века) и имела определенные цели, задачи, принципы, содержания и методы ознакомления дошкольников с природой.

Содержание знаний о природе были указаны в первых программах для дошкольных учреждений в 30-40-е годы XX века и методических пособиях, разработанных А.А. Быстрое, Э.И. Залкинд и др.

Научное обоснование проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах XX века разрабатывали педагоги: A.M. Степанова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, и др.

А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский доказывали о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

В настоящее время история становления методики ознакомления дошкольников с природой тесно связанна с экологическим образованием. Разработкой проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики занимаются С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Петрикевич и др.

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей считалось, что природная среда является фактором разностороннего развития ребенка и средством расширения личного опыта, а также источником обогащения содержания всех видов детской деятельности.

Современные исследования выделяют роль природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентациях.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.) [2, 9-10].

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [3, 37].

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

Теория и методика экологического образования детей - Учебное пособие (Николаева С.Н.)

Глава 2 научная основа построения содержания экологического воспитания дошкольников самоценность дошкольного детства. история приобщения ребенка к природе

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет и жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процес­сов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослым — оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Ребенок хорошо развивается, если общение со взрослым строится на понимании последним его эмоциональ-

ного самочувствия, интересов, возможностей, если взрослый умеет признать в ребенке развивающуюся личность, умеет вставать на его позицию, учитывать его точку зрения, воспринимает его как полноценного партнера в совместной деятельности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с приро­дой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили даль­нейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Бы­стров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для прак­тиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В.Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. В этот период ознакомление с природой использовалось как средство коммунистического воспитания и всестороннего раз­вития детей — нравственного, эстетического, умственного. Шел поиск и отбор содержания знаний, их систематизация, велись раз­работка и определение форм и методов ознакомления дошкольни­ков с природой, осуществлялась проверка организационных мо­ментов: устройство цветников, огородов, уголков природы. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного

метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и рас­ширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А. М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольни­ков в играх с природным материалом и природоведческим содер­жанием (Э.И.Залкинд, А. С. Макаревич, В.А.Дрязгунова), в труде (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фо­кина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознаком­ления детей с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э.И.Залкинд (М ГПИ им. В. И.Ленина), посвященное ознакомлению дошколь­ников с птицами, — показало, как важна правильная организа­ция чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

Тема наблюдений в природе продолжала интересовать исследователей (А.И.Васильева, Е.И.Золотова, Л.М.Маневцова и др.) – отрабатывались форма организации, виды, этапы, приемы наблюдений, сочетание с трудом в природе, особое внимание уделялось поисковым наблюдениям и опытничеству.

Мощный блок исследований, посвященных наблюдению, который сложился в 1950 —1970-е годы, отвечал главным образом

Важными являются исследования этого периода, которые были посвящены воспитанию у детей отношения к природе (В. Г. Фоки­на, В. Д. Сыч), в итоге наиболее ценным в развивающейся лично­сти стало именно возникновение отношения, интереса к окружа­ющему миру.

Общим для периода 1950— 1970-х годов стал вывод о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивают разнообразные зна­ния о природе, эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положитель­ного отношения к природе.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспи­тания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, ини­циированными Академией педагогических наук. Детскими психо­логами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесе­ния в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное раз­витие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна на­глядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогики начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие за-

кономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В ис­следованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь лю­бого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало эколо­гическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Читайте также: