Становление права как учебной дисциплины в 1930 1980 е гг

Обновлено: 30.06.2024

2. Изменения в уголовном праве и процессе в 1930-е гг. Ужесточение приговоров. Упор на секретные указы и директивы; отделение дел по политическим преступлениям от обычного уголовного правосудия (передача в ведение военных трибуналов или подразделений органов государственной безопасности с 1938 г.). Политизация уголовного правосудия во время кампании за коллективизацию. Расширение сферы применения уголовного права: введение уголовной ответственности за совершение абортов, за преступления несовершеннолетних, за нарушения трудовой дисциплины (прогулы и самовольный уход с работы). Указы о хищениях социалистической собственности (1932 г.), о преступности среди несовершеннолетних (1935 г.), об абортах (1936 г.), о нарушениях трудовой дисциплины (1940 г.) и о хищениях в целом (1947 г.). Массовый террор 1937-38 годов: причины, ход, итоги.

Советская Конституция 1936г.

1) обстановка в стране, условия и причины принятия Конституции;

2) основное идеологическое положение (постулат) Конституции;

3) особенности структуры;

а) основные принципы государственного устройства,

б) высшие органы государственной власти,

в) общественное устройство (общественные организации, роль и место компартии в обществе и др.),

г) избирательная система,

д) права и свободы личности.

5. Изменения в праве в период Отечественной войны. Чрезвычайное законодательство военного времени. Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях послевоенного восстановления народного хозяйства. Изменения в гражданском, трудовом, колхозном праве. Обновление уголовного права.

Вопросы и задания для размышления и контроля

Какой орган играет роль высшего по Конституции СССР 1936 года?

2. Какие формы собственности закреплены в Конституции СССР 1936 года?

4. Какие меры были предприняты в конце 1930-х годов для повышения трудовой дисциплины?

5. Какую роль сыграло Особое совещание НКВД СССР в ходе массовых репрессий?

6. Какие изменения происходят в советском праве в связи с началом Великой Отечественной войны?

Источники

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Чистякова.- М., 1994. - С.195-258.

Список литературы

1. Араловец Н.А. Потери населения советского общества в 1930-е годы: проблемы, источники, методы изучения в отечественной историографии // Отечественная история. – 1995. –№ 1.

2. Волкогонов Д.А. Сталинизм: сущность, генезис, эволюция // Вопросы истории. –1990. –№ 3.

3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопросы философии. – 1992. –№ 2.

4. Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР. –1990. –№ 6.

5. Игрицкий Ю.И. Снова о тоталитаризме // Отечественная история. –1993. –№1.

6. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. – М., 1987. – С.137-189, 285-314.

7. Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. –1993. –№ 7.

8. Левин М. Бюрократия и сталинизм//Вопросы истории. –1995. –№ 3.

9. Павлова И.В. Современные западные историки о сталинской России 30-х гг. // Отечественная история. -1998. -№ 5.

10. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е гг. // Вопросы истории. – 1998. –№ 11-12.

11. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е гг. //Вопросы истории. – 2001. – №10.

12. От самодержавия к тоталитаризму (заметки с научной конференции) // Отечественная история. –1995. – № 5.

13. Реабилитация: Политические процессы 30-50-х гг. – М.: Политиздат, 1991.

14. Феномен сталинизма в контексте мирового исторического процесса: Международный семинар в Новосибирске // Отечественная история. –1993. – № 5.

15. Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. – М.: Республика, 1992.

16. Винниченко О.Ю. Советы Урала в механизме тоталитарного государства (1929-1941гг.). – Курган, 2001.

3. Распад СССР.Проблема заключения нового союзного договора. Референдум о сохранении Союза, его итоги. Провозглашение независимости и отделение прибалтийских государств. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Учреждение Съезда народных депутатов РСФСР и поста Президента РСФСР. Образование независимых государств на постсоветском пространстве. Попытка неудачного введения в августе 1991 г. чрезвычайных мер по недопущению развала СССР (ГКЧП). Беловежские соглашения руководителей России, Украины и Белоруссии (1991 г.). Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

Вопросы и задания для размышления и контроля

Каким образом изменилась структура государственных органов после внесения изменений в Конституцию СССР 1 декабря 1988г.?

2. Как формировался Съезд народных депутатов СССР? Каково место съезда в системе органов государственной власти?

3. Назовите полномочия президента СССР.

4. Перечислите основные законодательные акты перестройки направленные на изменение экономической основы советского общества, дайте их характеристику.

6. Назовите основные тенденции развития права в годы перестройки.

Источники

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.И. Чистякова.- М., 1994. - С.195-258.

Список литературы

2. Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985—1991. — М.: Аспект Пресс, 2002.

3. Безбородов А. Б., Елисеева Н. В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985—1993. — СПб.: Норма, 2010.

4. Геллер М. Я. Горбачев: победа гласности, поражение перестройки // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. — РГГУ, 1997. — Т. 2.

5. Горбачев М.С. Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1987. 271 с.

6. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М.: Изд-во РАГС, 1998.

7. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР. 1946—1985 гг. — СПб.: Альтер Эго, 2010.

8. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. — М.: Инфра-М, 2001

9. Станкевич 3. История крушения СССР. Политико-правовые аспекты. – М., 2001.

10. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М., Юрист. 1999.

11. Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / Под ред. Г. Н. Севостьянова. — М.: Социально-политическая мысль, 2005.

12. Шубин А. В. Парадоксы перестройки: Упущенный шанс СССР. — М.: Вече, 2005.

13. Чешко С.В. Распад Советского Союза. М., 2000.

14. Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине

2. Возникновение государственности у восточных славян.

3. Норманизм и антинорманизм: дискуссии, современное состояние проблемы.

4. Государственный строй Древнерусского государства.

5. Становление русского средневекового права. Источники древнерусского права.

6. Русская Правда. Общая характеристика.

7. Категории населения Древнерусского государства, их правовое положение.

8. Имущественные правоотношения в Русской Правде.

9. Русская Правда: виды преступлений и меры наказания.

10. Суд и процесс в Древнерусском государстве.

11. Древнерусское государство в период раздробленности 12-13 века. Татаро-монгольское нашествие и его влияние на российскую государственность.

12. Новгородская республика.

13. Происхождение и общая характеристика Псковской судной грамоты.

14. Гражданское право в Псковской судной грамоте.

15. Преступления и наказания по Псковской судной грамоте.

16. Суд и процесс по Псковской судной грамоте.

17. Образование централизованного Московского государства 14-15 века.

18. Правовые институты по Судебникам 1497 и 1550 гг.

19. Государственный строй сословно-представительной монархии Московского царства 16-17 вв.

20. Правовое положение сословных групп Московского царства (сер.XVI-XVII вв.).

21. Соборное уложение 1649 г.: источники, структура и общая характеристика.

22. Гражданское право по Соборному уложению 1649 г.

23. Соборное уложение 1649 г.: виды преступлений и меры наказания.

24. Суд и процесс по Соборному уложению 1649 г..

25. Общая характеристика развития права в начале 18 века.

26. Уголовное право в первой половине 18 века.

27. Развитие институтов гражданского права в первой половине 18 века.

28. Новые черты в семейном праве в первой половине 18 века.

29. Развитие процессуального права в период преобразований Петра I.

30. Особенности российского абсолютизма.

31. Изменение правового статуса монарха при Петре I.

32. Реформы центральных органов управления первой половины

33. Губернская, финансовая военная реформы Петра I.

35. Правовой статус населения российской империи во второй половине 18 в.

36. Реформа центральных государственных учреждений во второй половине 18 в.

37. Губернская и городская реформы во второй половине 18 в.

38. Судебная и полицейская реформы во второй половине 18 в.

39. Павел Первый и его реформы.

40. Изменения правового статуса сословий в первой половине 19 века.

41. Государственный строй российской империи в начале 19 века.

42. Изменения в государственном аппарате при Николае I.

43. Подготовка и основное содержание реформы 19 февраля 1861 года.

44. Судебная реформа 1864 года.

45. Земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года.

46. Военная реформа.

47. Контрреформы 80-90-х годов XIX века.

48. Революция 1905-1907гг. и конституционные реформы. Манифест 17 октября 1905г.

49. Конфигурация власти по Основным государственным законам 23 апреля 1906г.

50. Политические партий в России в начале 20 века. Деятельность I и II Государственной Думы.

51. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Столыпинские реформы.

52. Развитие права в начале 20 века.

53. Февральская революция 1917года.

54. Октябрьская революция 1917 года.

55. Создание Советского государственного аппарата.

56. Формирование социалистического права.

57. Первая Советская Конституция1918 года.

58. Государственный аппарат в годы гражданской войны.

59. Суть НЭПа как очередного изменения политики партии большевиков.

60. Политическая жизнь и развитие государственного аппарата в годы НЭПа.

61. Образование СССР.

62. Конституция 1924 г.

63. Развитие права в годы НЭПа.

64. Конституция 1936 г.

65. Советское право в 1930- начале 1950-х гг.

66. Тоталитарный политический режим в СССР в 1930-1950х гг., его специфика.

68. Государственное управление экономикой СССР в период форсированной модернизации 1930-х гг.

69. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны.

70. Советское государство в 1950-х в начале 1960 гг. Реформы Хрущева. Демократизация политической жизни.

71. Советское право в 1950-х в начале 1960 гг.

72. Государственно-политическая система СССР в середине 1960 г.- середина 1980 –х гг.

73. Развитие законодательства в период 1960- 1980 гг.

74. Изменения в политической системе периода перестройки 1985 - 1991гг.

75. Распад Советского Союза.

76. Новые черты в советском праве периода перестройки 1985 - 1991гг.

77. Создание новой российской государственности в конце XX в.– в начале XXI вв. Конституция 1993г.

78. Становление правовой системы в России в конце XX в.– в начале XXI вв.

С возникновением советского государства (1917) отменяется предметное образование, домашние задания, экзамены. Появляются учебные планы ГУВСа (Государственный Ученый Совет), по которым окончательно отменялось предметное обучение и вводился бригадно-лабораторный метод обучения. Такая модель просуществовала до 1934 года. Данная система не давала систематизироваться мышлению, а следовательно была неэффективна.

С 1934 года снова вводится предметная модель образования. В программе советского образования появляется обществоведение в рамках которого преподается право. Однако вопросам права уделяется мало внимания. Главная цель обучения праву в советское время – сформировать послушного и лояльного государству человека.

Появляется такой предмет, как Конституция в СССР (1937), в рамках которого школьники изучали право. Данный предмет существует до 1962 года. Был идеологизирован, выполнял задачи политического воспитания и просвещения учащихся. Многие статьи заучивали наизусть.

1963 год – появляется новый курс – обществоведение. Введение данного курса решало сразу несколько проблем (таких как перегрузка учащихся). 20-й съезд КПСС вводит несколько изменений в правовое образование. Право становится инструментом практической жизни. Расширяется спектр правового содержания образования.

Однако правое воспитание и обучение не считалось первоочередной обязанностью школы. Но в 60-х годах тяжелая преступная обстановка показывает необходимость увеличения доли правового образования. Появляются элементы дополнительного правового образования (такие как правовые олимпиады, встречи с юристами и т.д.). Но системы правового образования еще заметить нельзя.

В 70-е годы правовое воспитание станет одним из стратегических направлений деятельности государственных органов. В школах говорят о необходимости появления самостоятельного курса обучения праву. Заговорили о необходимости создания вертикали правового образования с 1-го по 10-й класс. Были выделены 2 подсистемы: идеология

Правовое просвещение на уроках при изучении основ наук

Создание комплекса внеурочной и внешкольной работы по обучению праву.

В 80-е годы были сформированы следующие задачи правового обучения:

Формирование системы знаний по вопросом государства и права

Формирование уважения к советскому государству, праву и социалистической законности

Привитие навыков правомерного поведения

Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к каким-либо правонарушениям

Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права государства, общества, личности

Формировать умение противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать

Учебный курс права был построен по принципу проблем, связанных с реальной действительностью, а не по отраслевому принципу как сейчас.

В 80-х годах появляется предмет Советское право. Язык был приближен к школьному. Авторы Никитин и Соловьев. В учебник были включены международные документы по правам человека.

Подготовить Семинар номер 2 – нормативно-правовая база современного образования

Современная модель правового образования в РФ.

В 1989 году состоялся всероссийский съезд учителей- решили реорганизовать модель обществоведческого образования.

В основе отбора содержания правоведческих курсов лежали: принципы научности(подбор в соответствии с юридическими науками), принцип доступности для школьников (темы, интересные и доступные учащимся), деидеологизация предмета.

-Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях 1994 года. – государство самоустранилось от помощи, финансирования. Потеря унификация программ и предметов. Включала в себя деидеологизацию, констатация того, что в не зависимости от того, как преподаётся предмет, в курс обязательно вводили изучение Конституции РФ 1993 года. Обязательный пункт.

Плюрализм в образовании. В рамках гуманитарного образования должны быть представлены разные точки зрения? Многовариантность учебников. Создателями школьных учебников могли стать учителя, различные коллективы.

- Временные требования к образовательному минимуму содержания полного образования по истории 1998 год 5-9 класс

Развал системы образования был аннулирован к 1999 году. Выделялось 6 обществоведческих разделов:

1)Человек и общество

2)Политическая сфера жизни общества (Политология)

3)Социальная сфера общества (социология )

4)Духовная сфера жизни общества

5)Право как самостоятельный блок

6)Экономическая сфера (экономика)

В школах была разная структура преподавания права: 2 модели

2)Интегративная модель – право как часть обществоведческого знания (обществознание – стали использовать новое понятие предмета)

Благодаря обязательному минимуму обществознание не ушло в небытие.

Государственный стандарт – нормы и требования, определяющие:

-обязательный минимум содержания основных образовательных программ

-Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся

-Уровень подготовки выпускников школ

-Основные требования к обеспечению образовательного стандарта

Государственный стандарт создавался по такой структуре:

Основа – Государственный стандарт, который был неизменен. Включал в себя:

-Федеральный компонент(обязаны соблюдать все)

-Региональный (национально-региональный) компонент – в Урале давали много права, т.к. было много МЛС. +математика на час больше

-Компонент Образовательного учреждения – в зависимости от специфики образовательного учреждения стандарт мог быть заменён. – а-ля Углублённые школы.

Федеральный компонент(ФК) – основа стандарта.

Разработан в соответствии с:

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года

Одобрен решением коллегии Минобразования РФ и Президиума РАО от 23 декабря 2003 года №21/12

Утверждён Мин Обр. Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального и общего (полного) образования..

-стандарт начального общего образования

-Стандарт основного общего образования

-Стандарт среднего полного общего образования

В соответствии с Конституцией РФ основное образование является обязательным,, должно иметь относительную завершённость. Поэтому ФК стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу:

-первый концентр – начальное общее и основное общее образование (1-9 класс – обязательное изучение всех предметов)

-второй – среднее (полное) общее образование (государство гарантировало не всем)

В 2007 году В.В. Путин снова ввёл 11 классное образование, но концентрическая система осталась. В старшей школе происходит профильное образование.

В истории существовал линейный принцип – в СССР, кроме 59-65 года, когда пытались ввести концентрическую модель.

Структура ФК по истории

-требования к уровню подготовки

Базисный учебный план.

-Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, который является частью госстандарта в области образования.

-На основе БУП региональными органами образования составляется Региональный базисный план. Он носит рекомендательный характер.

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью госстандарта, составляет основу основ региональных школьных (местных) учебных планов обеспечивают преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны.

Позволяет перераспределять учебную нагрузку, дифференциация и вариативность плана.

6-9 класс – обществознание по 1 часув неделю по базисному учебному плану.

Федеральный базисный учебный план.

Система обществоведческого образования охватывает 2 и 3 ступени общего образования.

Государственный стандарт не предпологает в начальной школе какого либо образования.

В рамках основного общего образования.

6-9 класс – 140 часов на курс обществознание.

Обязательное преподавание 2х линий – право и экономика. На 70 часов увеличение за счёт регионального компонента и региональных планов.

Вводится возможность предпрофильной подготовки учащихся.

Старшая школа – полное общее образование – предмет обществознание входит в список обязательных предметов. Базовый уровень предполагает 8 предметов… в числе 2 интегрированных обществознание - 140 часов. По 2 часа в неделю в 10 и 11 классе.

Особенность обществознания в том, что он может читаться на базовом и профильном уровне.

Большинство ВУЗов сделали обществознание обязательным для поступления.

Профильный – 280 часов – 4 часа в неделю.

3ий уровень – элективные курсы – обязательные учебные предметы по выбору. Формирование за счёт регионального компонента.

Базовый(обязательный) - профильный(ориентированный на профессию) и элективный.

Обязательный минимум содержания – обобщённое содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум разделяет материал, но не устанавливает последовательность тем. Не определяет нормативы учебного времени. Обеспечение преемственности

В основном и полном образовании обязательный минимум состоит из предметных тем – дидактические единицы – обязательный минимум – право в системе социальных норм. – это дидактическая единица.

В обязательном минимуме часть тем записана прямым шрифтом, часть - курсивом. Прямым – обязательно проверяется в ЕГЭ. Курсивом – на уроке пройти нужно, но в тестированиях не присутствовать.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленный стандартами. Освоение обязательного минимума.

Мотивация, умение, рефлексия. – 3 стадии обучения.

Письменно выполнить задание

Есть требования к уровню выпускников.

Сделать по 3 задания, которые бы проверяли уровень знаний по правовой составляющей. Знания, умения, использовать. По 3 на проверку этого уровня

Стандарт Старшей школы

Теоретико– методологические основы реализации ФГОС

Основная школа

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 г.

Разработан в соответствии с

Законом Российской Федерации «Об

Концепцией модернизации российского

образования на период до 2010 года,

Одобрен решением коллегии Минобразования РФ и Президиума РАО от 23 декабря 2003 г. № 21/12;

Государственный стандарт 2004 г.

Из речи министра А. Фурсенко на торжественном собрании посвященном открытию первого в нашей стране научно-образовательного комплекса по гуманитарным и социальным наукам в Российской академии наук. ( 9 февраля 2005 )

Контуры новых стандартов (2007-2009 гг.)

В 2006 году обсуждалась "Концепция государственных стандартов общего образования (проект)"

В 2007 году было принято решение обозначить в стандарте не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения:

структура образовательных программ,

количество часов, отводимых на изучение предметов, во избежание перегрузки школьников материалом,

требования к ключевым компетенциям, которыми они должны овладеть

В июне 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения

Реализация цели и смысла через новый нормативный документ- Стандарт

Е.Е. Вяземский

Стандарт

Для образовательного учреждения?

«Двенадцатилетняя эпопея с разработкой государственных стандартов

общего образования так и не привела к появлению текста,

который бы удовлетворил всех его пользователей-

Рыжаков М.В. –директор Института содержания и методов обучения РАО. Академик РАО

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

Личностная успешность

Социальная успешность

Профессиональная

Безопасность и здоровье

Свобода и ответственность

Социальная справедливость

Благосостояние

ГОСУДАРСТВО

Национальное единство

Безопасность

Развитие человеческого потенциала

Конкурентоспособность

ФУНКЦИИ СТАНДАРТА

обеспечение права на полноценное образование;

обеспечение единства образовательного пространства страны;

повышение объективности оценивания.

ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Первые декреты Советской власти о школе. Задачи правительства в области народного образования. Запрет преподавания религиозных вероучений в учебных заведениях. Разработка новых учебников в 1930-50-е годы. Изучение государственного устройства СССР.

Рубрика Педагогика
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 06.09.2017
Размер файла 26,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обществоведческое образование в школе: история становления

1. Обществоведческие дисциплины в 1917-1920 годы

В первые годы Советской власти происходило становление обществознания как учебной дисциплины. Период продолжался с 1917 до середины 1920-х гг.

Первые декреты Советской власти о школе опирались на гуманистические и рациональные идеи на веру в свободное развитие личности и свободное творчество масс. Начался поиск нового содержания социальных дисциплин. Народный комиссар по делам просвещения А.В. Луначарский (1875-1933) в своих воззваниях изложил основные принципы и задачи правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учёт местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

Среди важнейших постановлений Советской власти, касающихся народного образования, могут быть названы следующие:

- май 1918 г. - постановление Наркомпроса о введении совместного обучения учащихся обоего пола.

В учебные планы педагогических курсов включались обществоведческие дисциплины: социология, политэкономия, история социализма, Советская Конституция.

На I Всероссийском съезде по просвещению (1918) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень - 5 лет, II ступень - 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу.

В 1918 году в школах вводится изучение Конституции, в 1919 году - история культуры. Создаются программы по политэкономии, истории социализма.

Однако эти курсы строились как фрагментарные и материал в них отбирался случайно. Большинство программ хронологически охватывало период до конца XVIII в. и учащиеся, оканчивавшие школу, не получали знаний о современности.

В рамках этой программы делался упор на развитие активности и самостоятельности школьников. Этого предполагалось добиться за счёт ориентации учащихся на самостоятельную работу с книгой, выявление личного отношения к изучаемым вопросам путём обсуждения ученических рефератов, привитие умения защищать и отстаивать свою точку зрения. Однако преподавание курса натолкнулось на сложности: сложность программ для восприятия учащимися, неподготовленность учителей, отсутствие достаточного количества учебных пособий.

2. Обществоведческие дисциплины в 1920-е годы

В декабре 1920 г. прошло совещание по народному образованию, на котором было решено по материально-экономическим причинам перейти от девятилетки к семилетней школе с двумя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года. К 1922 г. сложилась более гибкая школьная система: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Встал вопрос о необходимости пересмотра программ в целях их сокращения.

Программа 1921 г. оказалась нежизнеспособной из-за академизма и перегруженности материалом. К работе по таким программам оказались неподготовленными не только учащиеся, но и учителя. Поскольку эти программы не были ещё обязательными, то на местах продолжало развиваться педагогическое творчество.

Наряду с преподаванием обществоведения в 1923 г. циркуляром Главного Учёного Совета в старших классах, где обществоведение не было поставлено на должную высоту, вводилась политграмота. Темы для изучения были следующие: крестьяне и помещики; рабочие и капиталисты; развитие капитализма и социализма; февральская и октябрьская революции; 5 лет существования рабоче-крестьянской власти; современная политика партии в РСФСР

С конца 1922 г. разрабатывались общие схемы программы единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. Программы были построены по схеме, в которой весь учебный материал располагался по разделам: природа, её богатства и силы; использование этих богатств и сил человеком; общественная жизнь.

В начале пятого года обучения изучалось крестьянское хозяйство: от крепостного хозяйства до капиталистического; город как центр обрабатывающей промышленности; ремесло; кустари и мануфактура; фабрика, как основная форма современного производства; развитие капитализма после отмены крепостного права; город и деревня, их смычка в хозяйственном и культурном отношении.

Шестой год отводился изучению таких вопросов, как связь города и деревни, развитие капитализма в XIX в. в Европе, классовая борьба и государственные формы, народное хозяйство в СССР в целом, советский строй. На седьмом году предполагалось изучение развития мирового хозяйства: мировое разделение труда и природных сил; международная торговля; империализм и борьба классов. В объяснительной записке к программе 1925 г. предлагалось в основном ограничиться конкретно-описательным рассмотрением материала, обобщения делать на основе конкретных наблюдений.

Наряду с экономическими вопросами в обществоведение входили экономическая география, экономическая политика, советское право и военное дело. Все эти направления предполагалось увязывать с конкретной жизнью района, страны, школы. Для них также характерно выделение классовой борьбы, классового характера государства и права.

Эта программа была крайне противоречивой. С одной стороны, она вела школу на сближение с общественно-политической жизнью страны, давала материал для воспитания у учащихся материалистического понимания явлений природы и общества, расширяла общественно-политический кругозор детей и их активное участие в социалистическом преобразовании страны. С другой стороны, комплексное построение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические и глубокие научные знания.

Первым обязательным документом для всех школ РСФСР стала программа 1927 года. В ней ставились следующие цели:

- подвести учащихся к пониманию классовой борьбы;

- уяснить место СССР в классовой борьбе и интернациональный характер Октябрьской революции;

- ввести учащихся в задачи социалистического строительства;

- учащиеся должны уметь участвовать в решении этих задач.

Все эти задачи были направлены на активное постижение современных проблем.

Появление первого обязательного документа для всех школ с одной стороны сыграло положительную роль, так как вводило единые стандарты образования. Однако у данного процесса была оборотная сторона: устранялось разнообразие в содержании и методах обучения, жёстко определялся круг и система необходимых для учащихся знаний.

1) 1917-1920 гг.: в школах первой и второй ступени предполагалось изучение истории и некоторых общественных наук;

2) с 1921 г. в школах семилетках предполагалось изучение обществознания (по существу, мало изменившийся курс истории под новым названием);

3) с 1923 г. учащиеся школы I ступени изучали пропедевтически, а во второй ступени - по двум концентрам знания об общественной жизни.

3. Обществоведческие дисциплины в 1930-50-е годы

В начале 1930-х гг. велась разработка новых учебных планов, построенных на основе предметного преподавания. Они были введены с января 1932 г. Это было большим шагом вперёд в определении содержания образования, вместе с тем, в них имелись определённые недостатки.

В 1936 г. была принята Конституция СССР, которая отменяла ограничения гражданских и политических прав по классовому признаку, вводившая всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, провозглашавшая социально-экономические права граждан. Было организовано широкое изучение Конституции. Распоряжением СНК СССР от 1 февраля 1937 г. с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции СССР в качестве самостоятельного предмета в 7-м классе средней школы. В этом классе он преподавался до конца 50-х гг.

В новом курсе предусматривалось изучение понятий об общественном и государственном устройстве СССР, о классах, государстве, праве, об основных правах и обязанностях советских граждан. При этом особый акцент делался на изучение обязанностей советского гражданина, что рассматривалось как могучее средство формирования нового общества. В методических рекомендациях указывалось на необходимость приводить примеры из жизни при обосновании различных утверждений. В числе форм работы с учащимися назывались экскурсии, встречи со знатными людьми.

Большое значение придавалось работе с терминами и понятиями. Некоторые статьи (особенно 1, 2, 4, 12 в которых говорилось о государственном и общественном устройстве СССР) учащиеся должны были заучивать наизусть.

На уроках обществознания противопоставлялись две системы хозяйства: социалистическая и капиталистическая. Они сравнивались по следующим позициям: власть, собственность, цель производства, распределение, характер развития, наличие и отсутствие эксплуатации трудящихся. Характерно, что все вопросы, которые предлагались учащимся, носили репродуктивный (воспроизводящий) характер; вопросы, требующие размышления, самостоятельного умозаключения, не предлагались.

В 1947 г. в учебный план были введены новые обществоведческие дисциплины: логика и психология. Положение осложнялось отсутствием специалистов по данным предметам, поэтому уровень их преподавания был невысоким. В середине 1950-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.

4. Обществоведческое образование во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов

Об остром интересе к проблемам современности свидетельствует следующий факт: их 722 кандидатских диссертаций, защищённых в 1956-1960 гг. 583 были посвящены советскому периоду.

Вместе с тем, научные поиски имели жёсткие идеологические рамки, перемены в области обществознания не были глубокими и устойчивыми.

С новым предметом в среднюю школу пришла и новая форма проведения занятий - семинары. При этом основой семинара стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса. Она включала в себя конспектирование литературы, выписки, подборку газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности. Некоторые учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований изучаемых вопросов. Учителя приучали школьников самостоятельно ориентироваться в изучаемых социальных явлениях и разбираться в конкретных явлениях общественной жизни.

5. Обществоведческое образование во второй половине 1960-х - начале 1980-х годов

Второе неудобство состояло в том, что введённые учебные курсы не имели необходимой базы в виде знаний об обществе в целом, об особенностях социальных отношений в современных условиях.

В первой половине 1980-х годов в среде педагогов и учёных обсуждалась идея создания объединённого курса, интегрирующего элементы философских знаний, знания экономики, политики, права, этики, психологии.

6. Обществоведческие дисциплины в конце 1980-1990-е годы

- учебник обществоведения должен быть ближе к жизни и к реальной практике;

- необходимо уделять больше внимания современным проблемам, волнующим молодёжь, их изложение должно вызывать у учащихся желание анализировать, думать, обсуждать;

- при повторном изложении материала вести изложение на более высоком теоретическом уровне;

- больше познавательных задач творческого характера, увеличить долю самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся на уроке;

- усилить образность и конкретность языка;

- на первый план выдвинуть роль человеческого фактора.

Говорилось о необходимости увеличения часов на обществознание, т.к. современный человек, вступивший во взрослую жизнь должен знать значительно больше, чем содержит действующий курс.

Программа ориентировала на переход от объяснительно-иллюстративной методики к организации активной самостоятельной работы учащихся. Большое внимание уделялось постановке и решению познавательных задач и выработки умений применять полученные знания на практике. Программа впервые содержала характеристику разнообразных форм учебных занятий: лекций, лабораторных занятий, семинаров, практических занятий, итоговых собеседований.

В условиях перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет. В этой связи, в преподавании обществознания сохранялись такие недостатки, как отрыв от жизни, недооценка остроты назревших проблем, элементы схоластики и созерцательности.

Подобные документы

контрольная работа [45,4 K], добавлен 04.09.2016

Система частного образования в Дании. Запрет частных высших учебных заведений. Финансовая помощь для получения высшего образования. Детские сады в Дании. Подготовка к средней школе. Принципы обучения в школе. Принципы воспитания в учебном заведении.

статья [66,9 K], добавлен 11.01.2014

Образование как объект философского анализа в конце ХIХ - начале ХХ ст. Проблема преподавания психологии в школе, история ее преподавания в XIX в. Тенденции современного психологического образования в мире. Программы средней общеобразовательной школы.

контрольная работа [39,5 K], добавлен 25.10.2010

Теоретические основы общественно – исторических знаний в начальной школе. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала. Современные методики преподавания знаний истории. Тенденции и цели современного исторического образования в младшей школе.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 14.06.2008

Становление высших учебных заведений на Ставрополье и организация учебно-воспитательной работы. Первые научные исследования на Ставрополье по физике и математике; вклад ученых в процесс становления и развития высшего физико-математического образования.

Именно в эти годы была проведена ревизия марксизма, и постулат о том, что при социализме право отомрет, подвергся уточнению и переработке: советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права — закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Однако сам закон был представлен как орудие государства, т. е. государство как бы не было связано правом — оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства выглядели правовыми.

Советское право носило императивный характер, требовало толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в западном праве).

Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно.

Ограничения уголовного права: постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних с 12-летнего возраста (1935); за все прочие преступления ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста (май 1941 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

96. Развитие внесудебной юстиции в 1930-е гг

96. Развитие внесудебной юстиции в 1930-е гг Процесс централизации затронул и правоохранительные органы. Главным контролером над этими органами была поставлена Прокуратура СССР. Ее задачей было укрепление законности и охрана общественной собственности от покушений со

99. Советское право во время войны

99. Советское право во время войны Советское право во время войны считалось действующим как на не захваченных противником территориях, так и на оккупированных. Поэтому лица, нарушившие советские законы, признавались совершившими преступление. Само право ужесточилось и

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

116. Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения 1917–1930 гг.

116. Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения 1917–1930 гг. Наибольший интерес и объем составляет Советское исправительно-трудовое законодательство, образовавшееся после 1917 г., изменившее общественную ситуацию и отменившее исполнение

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью 1930-е гг. – период окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

§ 2. Советское государство, его исторический путь и распад

§ 2. Советское государство, его исторический путь и распад История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и трагические последствия тоталитаризма. Ее всестороннее

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

2.3. Советское государственное управление

2.3. Советское государственное управление Октябрьский переворот (1917 г.) привел к необходимости реформирования всей структуры управления в стране. В этой связи Лениным провозглашался переход от управления народом к самоуправлению народных масс и была поставлена цель

§ 7*. Советское право в 1917–1953 гг.

§ 7*. Советское право в 1917–1953 гг. Взяв власть в октябре 1917 г., большевики объявили о введении диктатуры пролетариата. О необходимости и сущности диктатуры пролетариата лидер партии большевиков В. И. Ленин (1870–1924) писал задолго до революции. Научное понятие диктатуры

§ 8*. Советское право в 1954–1991 гг.

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

1. История преподавания обществознания в России

2. План

3. Дореволюционный этап

К началу XX века в учебных планах российских
учебных заведений доля предметов социальногуманитарного цикла была невелика.
Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий,
история занимали не более 13% учебного времени.
Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в
планах реальных и коммерческих училищ.

4. Первый период 1917- 1920-е годы

5. Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин

"Мы говорим: наше
дело в области
школьной есть та же
борьба за свержение
буржуазии; мы
открыто, заявляем,
что школа вне жизни,
вне политики — это
ложь и лицемерие".

6. А.В. Луначарский

7. М.Н. Покровский

8. П. Н. Лепешинский

9. П.Ф. Каптерев

10. Положение учительства

11. Главные нововведения

12. Обществоведение 20-х годов

В декабре 1920 г. — январе 1921 г.
партийное совещание по вопросам
народного образования приняло
решение о подготовке
преподавателей вузов по
обществоведению
программы единой семилетней
школы 1921 года
в этих программах впервые
появился термин
"обществоведение".
Программы 1921 г. строились на
основе тезисов о школьном
строительстве, подготовленных при
участии Н.К. Крупской и принятых
научно-педагогической секцией ГУСа
(Главного Ученого Совета) 4 июля
1921 г.
Программа 1921 г. предлагала
порядок распределения материала о
жизни общества по новой схеме,
своего рода компромисс между
старой и новой школой.

В основу преподавания общественных наук был
положен формационный подход- классовое
понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и
значение борьбы двух противоположных систем
Предметная система упразднялась и заменялась
комплексной системой. Основание программ
составляли комплексные темы, затрагивающие
различные стороны жизни общества
Наряду с беседой и рассказом учителя получили
распространение такие формы учебновоспитательной работы, как доклады учащихся,
составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.
Также экскурсионная работа и метод проектов

14. Обществоведение — это наука или комплекс знаний ?

Автор объяснительной записки программы 1921 г.
Н. Тарасов стоял на точке зрения, что это
самодовлеющие отрасли общественного знания:
экономика, право и история, объединенные в
цельную дисциплину — обществоведение.
Другие авторы считали, что не следует вводить в
школу несуществующую науку. Если же понимать
под обществоведением социологию, то эта
абстрактная наука недоступна для учащихся
семилетки.

К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ
единой трудовой школы I ступени, первого концентра II
ступени.
5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу
для дальнейшей разработки программ.
Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г.
Основой обществоведения является изучение современности,
история же должна быть иллюстрацией к ней.
1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы.
Программы стали первыми обязательными программами для
всех школ РСФСР.
Одновременно выходили рабочие книги по

16. Первые учебники

17. Общественные дисциплины в 1930-50-х годах

20. Приемы изучения Конституции

Особое внимание
уделялось изучению
текста Конституции.
Представляет интерес
такая установка: такие
статьи Конституции,
как 1, 2, 4, 12 –должны
были знать дословно, а
содержание других
наиболее важных
статей учащиеся
должны уметь передать
словами, близкими к
тексту Конституции.

21. ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ

23. Новые предметы

24. Обществоведческое образование в 1960-80-х годах

25. ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

26. ВВЕДЕНИЕ КУРСА

27. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. Диалектический и исторический
материализм — основа научного
мировоззрения
II.Социализм первая фаза
коммунистического общества
III.КПСС — руководящая и направляющая
сила советского общества
IV.Пути постепенного перерастания
социализма в коммунизм
V.XX век — век торжества коммунизма
Курс, таким образом, последовательно

28. НОВОЕ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Достижения преподавания нового курса были
представлены на Всероссийском семинаре
учителей обществоведения (1964 г.) и
педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался
широкий круг методических проблем:
межпредметные связи и формирование
мировоззрения учащихся;
изучение законов диалектики; из опыта
организации ученических социологических
исследований;
индивидуальные задания по обществоведению в
школах рабочей молодежи;
подготовка учащихся к жизни;
активизация общественно-политической
деятельности учащихся;

29. УРОК-СЕМИНАР

С новым предметом в школу пришла новая для
среднего образования форма учебных занятий —
семинар, основой которого стала фронтальная
самостоятельная подготовка к нему учащихся всего
класса:
конспектирование литературы,
подборка газетных вырезок,
посильные наблюдения явлений действительности
Ищущие новую методику учителя стремились
вызвать дискуссию вокруг различных толкований
обсуждаемых проблем.
Внимание учащихся с запоминания отдельных
фактов и положений переключалось на

30. МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

В 60-80-е гг. в практику лучших учителей
вошло проблемное обучение.
Продолжалась разработка проблемы
применения знаний, полученных при
изучении обществоведения, на последующих
по времени уроках истории
В 70-х гг. была разработана методическая
система
лекция
семинар
коллоквиум
зачет

31. ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕТОДИСТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ИХ ИДЕИ

А. В. Дружкова
(работа с документами)
С. А. Ежова
(уроки-конференции)
Г. В. Артемьева
(социологические
исследования)
В. И.
Загвязинский
(использование
личного опыта
учеников)

32. БОРЬБА ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ

34. НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Обществоведческий цикл в школе пополнился
двумя новыми курсами:
Основы советского
государства и права
1. Советское государство.
2. Право и мораль.
3. Государственное
(конституционное) право.
4. Отрасли Советского права.
5. Борьба за
социалистическую
законность.
Этика и психология
семейной жизни
1. Личность, общество, семья.
2. Особенности
межличностных отношений
юношества.
3. Брак и семья.
4. Основы семейных
отношений.
5. Семья и дети.

35. Становление нового содержания обществоведческого образования

36. ДИСКУССИИ

37. Программа курса в середине 1980-х гг.

38. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В условиях развернувшейся перестройки многие учителя
оказались неподготовленными к переменам в базовых
науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в
новой информации, с трудом расставались с
пропагандистскими штампами и идеологическими
стереотипами прошлых лет.
Выдвигались новые задачи для учителей:
Отход от догматических методик
Отказаться от авторитарности
Отказ от отнимающих много времени и
не
вызывающие интереса учащихся видов
деятельности
Использовании собственного опыта
учащихся

39. АГОНИЯ КУРСА

40. РЕФОРМИРОВАНИЕ КУРСА

41. РАЗРАБОТКА НОВОГО КУРСА

42. НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР

44. А НУЖЕН ЛИ КУРС?

45. ОТМЕНА КУРСА

46. НОВЫЙ КУРС

К середине 90-х годов
специалисты в области
педагогики пришли к
убеждению в том, что
содержательным компонентом
курса являются основы
знаний в сфере политики и
права, экономики и экологии,
межнациональных и семейных
отношений, культуры и
здорового образа жизни,
истории религии и морали.
Появились учебные пособия,
хрестоматии, методическая
литература, видеофильмы.

48. Литература и источники:

Читайте также: