В какой срок руководитель структурного подразделения обязан расследовать случай нарушения сдо

Обновлено: 18.05.2024

(Продолжение. Начало в № 11, 12, 13)
Настоящий регламент определяет общий порядок действий руководителей структурных подразделений дороги при обнаружении подчинённых им работников с признаками алкогольного, наркотического или токсического опьянения в рабочее время на своём рабочем месте либо на территории структурного подразделения или объекта (участка), где по поручению работодателя работник должен выполнять свои трудовые обязанности (трудовую функцию).

Начало в № 11, 12, 13)

Настоящий регламент определяет общий порядок действий руководителей структурных подразделений дороги при обнаружении подчинённых им работников с признаками алкогольного, наркотического или токсического опьянения в рабочее время на своём рабочем месте либо на территории структурного подразделения или объекта (участка), где по поручению работодателя работник должен выполнять свои трудовые обязанности (трудовую функцию).

Для установления факта употребления алкоголя и признаков алкогольного опьянения непосредственный или вышестоящий руководитель должен обратить внимание на обстановку на рабочем месте (наличие бутылок, стаканов, закуски, беспорядок и запах в помещении), на внешний вид работника, его поведение, походку, на то, как он отвечает на поставленные производственные и бытовые вопросы. Совокупность большинства признаков может свидетельствовать об алкогольном опьянении работника.

Признаки наркотического и токсического опьянения зависят от группы наркотических и токсических средств. Первыми признаками таких состояний являются: ускоренная речь, быстрая смена ассоциаций и поверхностность суждений, снижение критичности к своему поведению и высказываниям, узкие зрачки и бледность.

2. При обнаружении работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в рабочее время как на своём рабочем месте, так и на территории структурного подразделения либо на перегоне, объекте, где по поручению руководителя работник должен выполнять трудовую функцию, непосредственный либо вышестоящий начальник (бригадир, машинист-инструктор, мастер, начальник участка, цеха, старший мастер и т.д.) обязан незамедлительно отстранить работника от работы (от управления или обслуживания подвижного состава, станков, механизмов, конвейеров, автотранспортной техники) и вывести его из зоны движения поездов, производственного помещения, иной зоны повышенной опасности и с сопровождающим доставить работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в контору структурного подразделения или в ближайшее административное помещение.

4. Начальник структурного подразделения, а в его отсутствие его заместители, главный инженер, начальники производственных подразделений (цехов, участков, околотков, колонн и т.д.) обязаны совместно с должностными лицами, выявившими данный случай, незамедлительно составить акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения и акт об отстранении его от работы. Примерное число лиц, участвующих в составлении акта, – 3–4 человека. С содержанием актов работник должен быть ознакомлен под роспись. Отказ работника от ознакомления (и) или подписания актов должен быть зафиксирован подписями лиц, участвующих в составлении акта, в этих же актах.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. В период отстранения от работы в связи с опьянением в табеле учёта рабочего времени рабочее время не проставляется, заработная плата работнику не начисляется.

В структурных подразделениях, расположенных в непосредственной близости от локомотивных депо, пунктов смены локомотивных бригад, оборудованных пунктами предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО), для установления факта появления работника в состоянии опьянения необходимо пользоваться ПРМО локомотивных депо, учитывая, что медицинский персонал ПРМО проходит обучение, дающее право освидетельствования, и имеет соответствующее медико-техническое оснащение. При этом необходимо руководствоваться следующими принципами, содержащимися в инструкции МПС РФ от 01.05.1998 № ЦУВС-552.

Если установлен факт появления на работе в состоянии опьянения, медицинским работником кабинета ПРМО:

- оформляется карта регистрации признаков употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ (состояния опьянения) (форма ТУ-6 МПС России), которая выдаётся лицу, сопровождающему работника в лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее медицинское освидетельствование на употребление алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ;

Начальник структурного подразделения обеспечивает:

- сопровождение работника с признаками употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ (состояния опьянения) и доставку его в возможно короткие сроки (при признаках употребления алкоголя – не позже 2 часов вследствие быстрого расщепления этилового спирта в организме) в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, уполномоченное проводить медицинское освидетельствование и выдавать соответствующее заключение (доставка работников в медицинское учреждение для освидетельствования осуществляется на автотранспорте структурного подразделения либо привлечённом транспорте);

- взаимодействие с органами прокуратуры, дознания, следствия или суда, уполномоченных выносить постановление о проведении медицинского освидетельствования на употребление наркотических средств или психотропных веществ и выдавать соответствующее направление;

- своевременное информирование руководителей железной дороги (отделения железной дороги) об установленных фактах употребления алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ (состояния опьянения), мерах воздействия, принятых к нарушителям трудовой дисциплины.

Согласно Методическим указаниям Минздрава СССР от 02.09.1988 № 06-14/33-14 медицинское освидетельствование назначается в случаях, когда законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность за пребывание в состоянии алкогольного опьянения.

Проведение медицинского освидетельствования на установление факта употребления:

– наркотических средств или психотропных веществ – только в лечебно-профилактических учреждениях: наркологических диспансерах, токсикологических центрах, бюро судебно-медицинской экспертизы, имеющих необходимую материально-техническую базу для идентификации указанных химических веществ.

Сопровождающее должностное лицо предъявляет медицинским работникам направление на освидетельствование, при необходимости оплачивает услуги по медицинскому освидетельствованию, присутствует при медицинском освидетельствовании работника, получает Протокол и Заключение медицинского освидетельствования и доставляет работника, в зависимости от его состояния и времени суток, в контору структурного подразделения или домой.

6. В соответствии со ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания руководитель структурного подразделения или уполномоченные им лица обязаны затребовать от работника письменное объяснение о причинах и обстоятельствах алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Объяснение может быть затребовано одновременно (в зависимости от состояния работника) с составлением акта о появлении работника на работе в состоянии опьянения либо после прохождения медицинского освидетельствования. В случае отказа работника от дачи письменного объяснения либо непредоставления объяснения по истечении двух рабочих дней, должен быть составлен акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения, в котором могут быть отражены устные пояснения работника, если они давались. Если работник был не в состоянии дать объяснение в связи с опьянением, письменное объяснение должно быть затребовано на следующий рабочий день.

7. После сбора и оформления доказательств алкогольного, наркотического или токсического опьянения работника руководитель структурного подразделения в трёхсуточный срок обязан рассмотреть все собранные материалы. Убедившись, что работник находился в состоянии опьянения в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей, руководитель принимает одно из решений:

- о привлечении работника к дисциплинарной ответственности за появление на работе в состоянии опьянения и издании соответствующего приказа;

- о прекращении служебной проверки, если факт употребления алкоголя и состояние опьянения у работника не подтвердились;

- об установлении оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности и отсрочке издания соответствующего приказа, если работник не является на работу и у работодателя нет данных о причине его отсутствия на работе, либо если у работника имеется выданный медицинским учреждением листок временной нетрудоспособности, либо если он находится в отпуске.

Проекты приказов структурных подразделений, входящих в состав отделений дороги, согласовывают юридические отделы отделений дороги (до истечения месячного срока со дня совершения дисциплинарного проступка).

Проекты приказов дирекций и иных структурных подразделений, входящих в состав дороги, согласовывают юрисконсульты, находящиеся в штате этих подразделений.

Проекты приказов остальных структурных подразделений дорожного подчинения, в штате которых нет юрисконсультов, а также входящих в их состав структурных подразделений, согласовывает юридическая служба дороги.

Организация работы по предоставлению на согласование проектов приказов и полного комплекта копий документов, предусмотренных настоящим Регламентом, возлагается на заместителей руководителей структурных подразделений по кадрам и социальным вопросам (специалистов по управлению персоналом).

При наличии мотивированных возражений по проекту приказа юридическое подразделение (юрисконсульт) разъясняет исполнителю приказа, какие нормы трудового права могут быть нарушены и какие меры в связи с этим необходимо предпринять. При необходимости по просьбе руководителя структурного подразделения (или его представителя) может быть составлено правовое заключение по проекту приказа.

Обращение в юридические подразделения и к юрисконсультам для согласования проектов приказов о привлечении работников к дисциплинарной ответственности должно быть своевременным, как правило, в течение 10 дней с момента обнаружения проступка.

В рабочей среде постоянно разделяют обязанности и ответственность. Требования к работе секретарей в целом сформированы давно, но они имеют свои особенности, которые связаны с тесным взаимодействием с подразделениями. Исполнители пишут письма, выполняют поручения и обеспечивают текущее хранение документов. А кто виноват, если письмо написано плохо, поручение просрочено, а оригинал документа утерян? Расскажем, на какие из этих вопросов есть ответы в действующих нормативных и методических документах по делопроизводству, а о каких аспектах придется подумать самостоятельно.

Почему важно распределить ответственность?

Часто сотрудники подразделений пытаются оправдать собственные недоработки и переложить ответственность за те или иные нарушения на плечи секретаря (Схема 1).

Фразы, которые используют работники, чтобы переложить ответственность за нарушения на секретаря

  • не знает, как должен быть организован тот или иной процесс и за что он должен отвечать;
  • выполняет слишком много обязанностей, чтобы повысить свою ценность.

Стандарты для управления документами

Вопросу управления документами посвящены следующие стандарты:

В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 распределению ответственности между работниками уделено особое внимание. Так, установлено, что ответственность должна быть определена для:

  • всех участников процесса создания документов;
  • лиц, участвующих в управлении документами;
  • всех пользователей документных систем.

Согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 ответственность распространяется на всех сотрудников, которые создают и используют документы, и должна быть определена, установлена и доведена до их сведения (Таблица 1).

Распределение ответственности между сотрудниками по ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 в организации необходимо закрепить ответственность в ряде документов (Схема 2).

Где закрепить ответственность, связанную с документами?

Для эффективного управления документами следует распределить ответственность между работниками. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 регламентирует реализацию системы управления документами (далее – СУД), которая связывает управление документами с успешной деятельностью организации и подотчетностью путем создания структуры, включающей политику, цели и руководства для документов. Положения этого стандарта используют те организации, которые приняли решение о разработке и внедрении СУД.

Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности

Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:

1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства).

2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).

3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[3] (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).

Распределение ответственности в соответствии с нормативными и методическими документами по делопроизводству в России

Должностная инструкция руководителя структурного подразделения (фрагмент)

Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).

Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.

Распределение ответственности за работу на разных этапах жизненного цикла документа

В организации, которая провела глобальное распределение ответственности, служба делопроизводства (или секретарь) обеспечивает методическое руководство и контроль соблюдения порядка работы с документами. А пишут письма и выполняют поручения исполнители – сотрудники структурных подразделений. И кто же виноват, если документ содержит ошибки, а поручение не исполнено вовремя?

На практике вопрос разграничения обязанностей и ответственности приобретает особую остроту именно тогда, когда речь заходит о конкретных действиях тех или иных сотрудников на разных этапах работы с документами. Разберем два направления работы, по которым чаще всего возникают споры между секретарем и исполнителями: создание документов (документирование) и исполнение документов (поручений).

Создание документов (документирование)

Критериями для оценки эффективности процесса работы над проектом документа (документирования) можно считать:

  • качество документа – документ прошел оценку (согласование) всеми заинтересованными сторонами; текст и композиция соответствуют нормам официально-делового стиля и требованиям к конкретному виду документа;
  • своевременность выполнения операций – соблюдены сроки, установленные для каждого этапа работы: создания, согласования, подписания, регистрации, рассылки документа.

Различные упущения в ходе работы над проектом документа могут повлечь за собой неприятности. Например:

  • документ оформлен с нарушениями и не принят к регистрации организацией-адресатом, в результате чего руководителю придется подписать его повторно;
  • в документе обнаружены ошибки (от грамматических до фактических), что нанесло ущерб репутации компании и ее первого лица;
  • между подписанием документа и его регистрацией или отправкой прошло длительное время (руководитель думал, что письмо отправлено, но выяснилось, что нет, и началось внутреннее разбирательство) и т.д.

Действующие нормативные акты по делопроизводству возлагают максимальную ответственность за качество документа на исполнителя (Таблица 3).

Распределение ответственности между работниками организации при создании документов

В зависимости от специфики организации, особенностей и формы организации делопроизводства в локальной инструкции по делопроизводству предусматривают дополнительные положения по разграничению обязанностей и ответственности. Так, документ может содержать требования, связанные с особенностями взаимодействия между секретарем и исполнителями на этапах регистрации документа и подготовки к отправке (например, требование заполнять поля регистрационной карточки документа в системе электронного документооборота на разных этапах работы). Учтите следующие советы:

1. В п. 4.4 Примерной инструкции по делопроизводству определен перечень подразделений и лиц, с которыми необходимо согласовывать проекты документов. В их числе – служба делопроизводства. И если, например, для юридической службы очерчен круг рассматриваемых документов (проекты ЛНА, проекты приказов), то согласно этому нормативному документу служба делопроизводства должна согласовывать все документы организации. По крайней мере те, требования к которым регламентированы в третьем разделе Примерной инструкции по делопроизводству. Одновременно с этим лишь для одной группы документов (а именно для распорядительных документов) оговорен обязательный контроль за правильностью оформления со стороны службы делопроизводства (см. п. 3.17 Примерной инструкции по делопроизводству). Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству однозначно определить, какие виды документов согласовывает служба делопроизводства (секретарь) и что является предметом согласования.

2. Действующие нормативные акты по делопроизводству содержат требования к срокам выполнения тех или иных процедур. Так, например, согласно п. 5.36 Примерной инструкции по делопроизводству регистрация исходящих документов осуществляется в день их подписания или, в некоторых случаях, на следующий рабочий день. За регистрацию документов, как известно, отвечает служба делопроизводства или секретарь. Одновременно с этим в п. 7.11 Примерной инструкции по делопроизводству указано, что после подписания документа исполнитель передает его на регистрацию в порядке, установленном в локальной инструкции по делопроизводству. Кто будет виноват в срыве сроков и как обосновать это, если исполнитель забудет о подписанном документе на несколько дней? Рекомендуем обращать особое внимание на нюансы при разработке локальной инструкции по делопроизводству, продумать и описать единый порядок работы на тех этапах, которые в Примерной инструкции по делопроизводству не освящены и зависят от специфики организации. Как организован процесс передачи документов на подпись руководителю? Что происходит с документами после подписания? Как организовано взаимодействие исполнителя и службы делопроизводства (секретаря) на этом этапе? Ответы на эти вопросы желательно закрепить документально.

3. В соответствии со своими трудовыми обязанностями секретарь руководителя обеспечивает организацию работы с документами в приемной руководителя. Это, как правило, установлено в его должностной инструкции. А вот в действующих нормативных актах, устанавливающих требования к инструкциям по делопроизводству, о работе приемной как таковой не сказано. Рекомендуем подумать о регламентации работы приемной при регламентации делопроизводства вашей организации.

Исполнение документов (поручений)

Распределение ответственности между работниками организации при исполнении документов

Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству в разделе, посвященном организации контроля исполнения, предусмотреть следующие нюансы:

1. В соответствии с п. 6.8 Примерной инструкции по делопроизводству служба делопроизводства осуществляет проверку своевременности доведения документов, подлежащих исполнению, до работников. Однако практика показывает, что неправильно концентрировать всю ответственность в одном месте. В ЛНА целесообразно установить обязанность работников по регулярной проверке новых задач в СЭД, электронной почты, забору документов на бумажном носителе из ячеек структурных подразделений.

2. С учетом специфики компании и ее документооборота (традиционный или электронный) следует тщательно описать работу службы делопроизводства (или секретаря) по предварительной проверке и регулированию хода исполнения документов (поручений), чтобы все действующие лица понимали допустимую степень вмешательства контролера, а ответственность за неисполнение не перекладывалась на его плечи из-за отсутствия конкретики во внутренних нормативных актах. Это касается и взаимодействия службы делопроизводства (или секретаря) с руководителем: подумайте о том, какая информация и в какие сроки необходима руководителю для осуществления контроля по существу рассматриваемых вопросов и своевременного вмешательства.

Резюме

3. Процессы работы с документами следует тщательно проработать и описать в инструкции по делопроизводству, определив для каждой операции ответственных лиц и сроки выполнения поручений. При этом рекомендуем ориентироваться на действующие в Российской Федерации нормативные и методические документы по делопроизводству – в них содержатся ответы на многие вопросы и на них удобно ссылаться. Однако помните, что некоторые этапы работы в них не детализированы: определите и опишите их с учетом специфики вашей организации.


Одним из наиболее распространенных замечаний во время плановых и внеплановых проверок ГИТ является нарушение срока расследования несчастного случая. Чтобы четко определить для себя, в какие сроки нужно уложиться, и не нарушить закон, прочитайте нашу статью. В этой статье мы подробно рассмотрим, какой срок установлен для каждой категории несчастного случая, а также подскажем, как правильно продлить срок работы комиссии.

Полезные материалы:

Что делать, если НС произошел в конце рабочего дня, или в выходные дни

Обязанность работодателя при НС — создать своим приказом комиссию по расследованию и обеспечить ее работу: предоставить автотранспорт, помещения, копировальную технику, средства связи, за счет работодателя.

Срок расследования НС — 3 календарных дня для легкого НС, и 15 календарных дней для тяжелых случаев. Чтобы провести расследование в столь сжатый срок, работодатель сразу же после получения информации о травме, создает комиссию по расследованию, которая приступает к расследованию НС в этот же день.

В Трудовом Кодексе указано — незамедлительно. Это означает, что как минимум в тот же день, когда произошло происшествие. Поэтому, если травма произошла вечером в пятницу, за час до окончания рабочего дня, работодатель в лице руководителя организации должен назначить комиссию по расследованию в этот же вечер.

Обратите внимание! Каждый назначенный приказом член комиссии должен отдавать себе отчет в том, что несчастный случай — это исключительная ситуация, это ЧП для предприятия, и форс-мажорное обстоятельство. Поэтому, если семейное положение не позволяет работать в сверхурочное время или в выходные дни, лучше отказаться от участия в работе комиссии по расследованию.

Некоторые работодатели, во время разбирательства по поводу нарушений сроков расследования, аргументируют, что произошедший вечером пятницы или субботы НС они начали расследовать в понедельник утром, так как члены комиссии должны отдыхать.

Но это недопустимо. Расследование проводят как в интересах пострадавшего, так и в интересах работодателя. За выходные дни место происшествия может измениться, а опрос очевидцев будет уже не таким точным. Поэтому предоставьте за сверхурочную работу дополнительную оплату или выходной день. Порядок оплаты сверхурочных часов установлен в 99 и 149 статьях ТК РФ.

Какой срок расследования легкого несчастного случая

Расследовать легкий несчастный случай комиссия должна в течение трех календарных дней. Срок исчисляют с момента, когда работодатель издал приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.

После расследования легкого несчастного случая составляют акт о расследовании по форме 4. Несчастные случаи, квалифицированные как несчастные случаи на производстве, оформляют актом формы Н-1. Акт комиссия составляет в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта РФ.

Если несчастный случай страховой, работодатель утверждает дополнительный экземпляр акта формы Н-1. Работодатель в трехдневный срок после завершения расследования выдает один экземпляр заверенного печатью акта формы Н-1 пострадавшему.

Таким образом, если комиссия создана приказом в четверг, то закончить расследование нужно в субботу, а акт формы Н-1 выдать пострадавшему не позже вторника.

Пример правильной организации расследования при легком НС:

В организации произошел НС. В первый день созданная приказом работодателя комиссия известила о несчастном случае ФСС, получила извещение по форме № 315-у из того лечебного учреждения, где пострадавший получил медицинскую помощь.

Также в этот же день члены комиссии провели осмотр места происшествия. Протокол опроса очевидцев провели на следующий день, но в отношении тех очевидцев НС, которые находятся на службе, сделали это в день происшествия, чтобы не обращаться к ним в их выходной.

На второй день запросили объяснения с пострадавшего, а также руководителя работ и остальных членов бригады (работников смены).

На третий день составили акт расследования по форме 4, а также акт Н-1. После утверждения акта Н-1 его заверили печатью и передали пострадавшему под подпись.

Какой срок расследования тяжелого несчастного случая

Любой тяжелый несчастный случай — групповой, смертельный, с тяжелым исходом, комиссия должна расследовать в течение 15 календарных дней. Комиссия, как и при легком НС, создается в день получения работодателем информации о НС. Это указано в ч. 1, 3 ст. 229 ТК РФ.

При этом количество государственных и профсоюзных органов значительно шире, чем при легком НС. Поэтому комиссии по расследованию необходимо распределить свои обязанности. Это касается членов комиссии, назначенных из работников предприятия, на котором произошел НС.

Совет! Комиссия состоит из большого нечетного количества участников. Если членом комиссии является, к примеру, представитель ФСС, или администрации района, или территориального объединения профсоюза, то опрос очевидцев и осмотр места происшествия нужно проводить в их присутствии. Если приглашенный член комиссии не сможет участвовать, осмотр и опрос можно проводить без их присутствия.

Пример распределения обязанностей членов комиссии — работников предприятия работодателя

· прокурора по месту происшествия;

· администрацию по месту происшествия;

· если ОПО – то Территориальный отдел Ростехнадзора;

· ФСС по месту регистрации ЮЛ или ИП;

· территориальный комитет профсоюза.

Какой срок расследования для сокрытых НС и случаев, о которых работодатель узнал не сразу

Сокрытие несчастного случая является правонарушением со стороны работодателя. Расследованием такого НС занимается государственный инспектор по труду единолично. Срок расследования такого НС — 1 месяц.

Так как работник не сообщил, что получил травму, а очевидцев не было, работодатель не мог догадаться, что произошел НС. Это работник был обязан поставить в известность о случившемся своего непосредственного руководителя. Поскольку несчастный случай легкий, а не смертельный, сделать это он был в силах (ст. 21 ТК РФ).

Поэтому работник должен написать заявление для проведения расследования в тот день, когда принес больничный лист. Это следует из статьи 229.1 ТК РФ. Расследовать его нужно комиссией работодателя в течение 1 месяца со дня поступления заявления от пострадавшего. — вне зависимости от тяжести НС. В остальном процедура расследования не отличается от обычной.

Как законно продлить срок расследования несчастного случая

Для проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, председатель комиссии может продлить сроки расследования, но не более чем на 15 дней. При этом нужно известить пострадавшего или его доверенное лицо о таком решении.

Как законно продлить срок расследования несчастного случая

Бывает, что и после продления сроков расследования, комиссия вновь не может завершить свою работу. В этом случае продление сроков расследование отличается: необходимо получить согласование с организацией, по вине которой не были предоставлены нужные сведения.

Как законно продлить срок расследования несчастного случая

В какой срок и кому сообщить о последствиях несчастного случая

Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Из этой статьи вы узнаете все о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: основы классификации происшествий, кого включать в комиссию, как долго она работает, какую документацию оформлять, какими нормативными документами руководствоваться. А также причины несчастных случаев на производстве и порядок расследования профессиональных заболеваний.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Несчастные случаи: определения, классификация, причины

1. Основные определения

ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:

— утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно);
— возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно);
либо к смерти.

Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:

— при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории;
— во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).

В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.

Как определить, кто виноват в несчастном случае?

Прежде всего, комиссия по расследованию несчастных случаев устанавливает лиц, которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. А вот следственные органы, и в конечном итоге, суд определяет лиц, виновных в тех или иных правонарушениях. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

2. Как классифицировать несчастные случаи (НС)?

Несчастные случаи могут быть связанные и не связанные с производством

2.1 Несчастные случаи связываются с производством. Это НС, произошедшие:

— при выполнении выданных работодателями распоряжений в рабочее или нерабочее время;
— в момент обслуживания (очистки, смазки, другого ухода) средств производства, соблюдения установленных в организации правил внутреннего распорядка;
— в ходе перевозки работников транспортом, который принадлежит работодателю либо используется в его интересах (существует договоренность с владельцем этого транспорта);
— в командировке, при работе вахтовым методом, на судне и при других подобных обстоятельствах;
— в ходе работ, призванных предотвратить аварии, несчастные случаи, катастрофы на объектах работодателя либо смягчить их последствия;

2.2 Несчастные случаи не связываются с производством.

Это травмирование либо смерть, которые наступили исключительно из-за алкогольного опьянения либо токсического отравления и в ходе противозаконных действий. В эту категорию входят самоубийства, а также смерти, которые спровоцированы обострениями общих заболеваний.

НС, которые не относятся к этим категориям (произошли в нерабочее время, когда работники не выполняли работ в интересах работодателей), классифицируются как бытовые.

В случае травмирования застрахованного в Фонде работника НС является страховым. Первые 2 дня нетрудоспособности по этим НС оплачивает предприятие, остальные – Фонд.

Что делать специалисту по охране труда, если работник своевременно не сообщил о производственной травме?

3. Причины несчастных случаев на производстве

ТК РФ выделяет основные причины несчастных случаев на производстве:

— падение при передвижении, с высоты;
— утрата целостности зданий, конструкций, которая сопровождается падением, разлетом частей, кусков;
— противоправные действия окружающих;
— влияние экстремальных температур (обморожения, ожоги);
— асфиксия (попадание в дыхательные пути сыпучих материалов, воды, их сдавление);
— контакт с биологическими объектами;
— действие тока;
— влияние излучений и др.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: численность и состав комиссии, сроки, распределение обязанностей

Численность и состав комиссии

Расследует НС комиссия, состоящая как минимум из 3 человек, которые прошли соответствующее обучение по охране труда руководителей и специалистов.

Расследует легкие НС (одиночные и групповые) комиссия, состоящая из представителей:

— службы ОТ предприятия (как вариант – привлеченный на договорных основаниях сторонний специалист);
— работодателя (председатель);
— профсоюза или другого объединения работников.

Обстоятельства и причины одиночных и групповых тяжелых и смертельных НС расследует комиссия, в состав которой в дополнение к этим 3 лицам включены:

— госинспектор труда;
— сотрудник органов самоуправления федерального или местного значения (председатель);
— представитель территориального профсоюзного объединения;
— сотрудник Фонда.

В комиссию нельзя включать ответственных за ОТ на этом участке лиц и непосредственных руководителей работ.

Сроки расследования несчастных случаев на производстве

Порядок расследования несчастных случаев на производстве выделяет для работы комиссии:

— при НС с легким исходом – 3 дня;
— при НС с тяжелыми последствиями, смертельным исходом – 15 дней;
— при сокрытых НС, а также тех, о которых работодателя уведомили не вовремя либо когда последствия проявились спустя какое-то время, – 1 месяц.

Если нужно получить экспертные, медицинские заключения, информацию от органов дознания и т. д., сроки расследования несчастных случаев на производстве увеличиваются. Это решение принимает председатель комиссии, расследование продляется не более, чем на 15 дней, если имеется решение суда – на больший срок (не более 15 дней).

Порядок расследования

Основные моменты порядка расследования несчастных случаев на производстве устанавливает ст. 229.2 ТК РФ.

Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве работодатели. Они:

— утверждают состав комиссии приказом или распоряжением;
— уведомляют указанные в ТК РФ организации о НС, а затем – о его последствиях;
— предоставляют помещения, материалы, транспортные средства, связь, защитную одежду, проч.;
— организовывают доставку членов комиссии на объекты, фото- и видеосъемку, составление карт, чертежей и др.;
— уведомляют родственников или близких людей пострадавших о тяжелых и смертельных НС.

— изучает обстоятельства травмирования и документирует их;
— опрашивает очевидцев, свидетелей;
— затребует и изучает заключения экспертов, медиков, другую документацию;
— если нужно, продлевает срок расследования несчастного случая на производстве;
— изучает документацию по ОТ: материалы обучения, копии удостоверений, документы о выдаче спецодежды, спецобуви, защитных средств и др.
— выявляет причины несчастного случая на производстве;
— определяет нарушенные требования ОТ;
— разрабатывает мероприятия, которые помогут устранить эти нарушения;
— выявляет нарушителей;
— связывает НС с производством (либо не связывает);
— совместно с профсоюзом определяет % вины пострадавших, которые будут получать выплаты из Фонда;
— называет организацию, которой следует взять НС на учет;
— оформляет материалы расследования, организовывает их передачу на хранение работодателю.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве: оформление документов

По итогам расследования составляются:

— акт Н-1: 1 экземпляр – для пострадавшего, 2 – для работодателя, 3 – для Фонда. Для незастрахованных в Фонде пострадавших третий экземпляр делать не нужно. Количество актов для групповых НС определяется по принципу: количество актов Н-1 = количеству пострадавших. Работодатель хранит акты минимум 45 лет;
— материалы расследования. Это: приказы об организации работы комиссии, протоколы осмотра мест происшествий, опроса пострадавших, фотографии, видео, экспертные заключения, выписки и т. д.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: что делать специалисту по ОТ (руководителю организации)?

Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:

Порядок расследования профессиональных заболеваний

Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.

1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.

2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.

— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию;
— выявляет причины наступления ПЗ;
— устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.;
— разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ;
— формирует акт в 5 экз.

4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.

Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.

В этой статье собраны основные моменты расследования несчастных случаев на производстве: кратко перечислены действия комиссий по расследованию НС и ПЗ, специалистов по ОТ предприятия, работодателя, освещены главные понятия по НС и ПЗ, приведены ссылки на основную нормативную документацию.

Читайте также: