В чем значимость участия граждан в политической жизни выборы

Обновлено: 04.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика — это область общих интересов, публичной жизни.

МНЕНИЯ

А как бы ты ответил на поставленные вопросы?

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомни из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума — сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путём тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год — для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет — для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы — это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе

Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов — право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течёт, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведённом примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определённые заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жёсткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

ДОКУМЕНТ

Граждане могут собираться для обсуждения каких либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определённый законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который даёт разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водомёты, слезоточивые газы).

Подумай, какой порядок — разрешительный или уведомительный — полнее отвечает соблюдению прав и свобод граждан.

Значение свободы слова

ДОКУМЕНТ

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чём-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию, это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создаёт угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления, разжигающие национальную, расовую или религиозную ненависть, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения, средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus — крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности.

Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для эффективного противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика — дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

ФАКТЫ

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48 % опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50 %, а 2 % затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий — средние возрастные группы.

Как ты оцениваешь результаты исследования?

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определённых знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, — политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей учёных-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить своё собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно- политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

1) политикой может заниматься каждый человек;

2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова твоя точка зрения?

Аргументируй свой ответ.

Кто, по-твоему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или полиция? Свой ответ аргументируй.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

Б. Дизраэли (1804—1881),
британский политик и писатель

Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – одни из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главные критерии его легитимности, т. е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 2), воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 25).

Выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль в любом современном демократическом государстве, в том числе и в России. Поэтому российская демократия сегодня немыслима без института выборов.

Конечно, выборы проводятся и в недемократических странах, но в них они обычно носят формальный, декоративный характер, проходят в условиях несвободы, полицейской слежки, угроз физической расправы и поэтому не могут быть признаны подлинными. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе лишь предоставляют возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от очень многих факторов – прежде всего, от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.

Практически ни одно современное государство мира не может обойтись без этого института непосредственной демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории и конституционной практике. В нашей стране посредством выборов формируется значительная доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, и масштаб властных полномочий избранных должностных лиц – от Президента России до депутатов представительных органов муниципальных образований – внушителен. Все это позволяет говорить об особой роли института выборов в демократической системе управления нашего государства.

Указанное выше предопределило практически неисчерпаемые возможности для актуализации работ, посвященных исследованию института непосредственной демократии, его роли, места и значения в системе управления государством.

В настоящее время опубликовано много работ, в которых исследуются различные аспекты существовавния выборов в юридической реальности, а также взаимозависимость выборов и иных институтов правовой действительности. При этом многие авторы не всегда акцентируют внимание на, казалось бы, простые и понятные вопросы, или просто обходят их стороной, тем самым порождая спорные положения, а иногда делая ложные акценты в основном сюжете своего исследования. Речь идет о роли, месте, цели, ценностях, значении и функциях выборов. Так, например, в публикациях указывают среди функций выборов контроль за институтами власти (за исполнительной властью). Однако контрольную функцию осуществляет парламент – орган, сформированный посредством выборов, но не выборы как таковые! Или целью выборов иногда называют создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Сразу возникает вопрос: а разве для референдума это не характерно? А для других форм непосредственного волеизъявления? Очевидно, что цель при таком подходе сформулирована, мягко говоря, неточно!

Попытаемся последовательно расставить акценты во всех обозначенных выше вопросах.

Роль выборов – это самая аморфная характеристика исследуемого института. Дело в том, что роль выборов отражает любое описание места, цели, ценности, функций выборов, взаимосвязей и зависимостей с иными явлениями правовой действительности, каких-либо действий в рамках юридических процессов. Поэтому при исследовании роли выборов можно говорить и писать о многом!

Место выборов – отражает положение соответствующего института в системе управления государством. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года установила в качестве принципа конституционного строя, т. е. фундаментального общественного отношения, на котором строится наше общество и государство, а также их основные политико-правовые институты, принцип народовластия. Содержание данного принципа раскрывается в следующих положениях статьи 3 Конституции Российской Федерации:

– многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

– власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, все полномочия на осуществление публичной власти в стране соответствующие институты и должностные лица приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли многонационального народа Российской Федерации. Только она делает власть государства легитимной. Сама же государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли.

В зависимости oт формы волеизъявления народа Конституция Российской Федерации вслед за сложившейся мировой конституционной практикой демократических государств устанавливает две формы народовластия: непосредственную и представительную демократии.

Непосредственная демократия (иногда ее называют прямой) – это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам (они же–институты непосредственной демократии) следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия – это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. избирателей (население конкретного избирательного округа).

Целью представительной демократии является обеспечение качественного и эффективного соединения власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления, в то время как целью непосредственной демократии – обеспечение нормального функционирования представительной демократии в соответствии с волей народа, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по наиболее важным вопросам жизни государства и общества.

Непосредственная и представительная демократии являются двумя органически связанными между собой неразрывными формами осуществления народовластия, дополняющими друг друга. Уникальность места выборов в демократической системе управления государством состоит в том, что с одной стороны, выборы – это институт непосредственной демократии, но с другой – формирование представительных органов публичной власти без выборов также невозможно. Это значит, что выборы – это обязательное, пусть и процедурное, но все же ключевое звено в представительной демократии.

Отметим, что ключевой стадией любых выборов является голосование. Однако оно является ключевой процедурой и в таких смежных институтах непосредственной демократии, как референдум, отзыв депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросу изменения границ муниципального образования или преобразования муниципального образования, поэтому следует четко отличать названные институты друг от друга. Главное сущностное отличие между ними–цель. Так, цель выборов – формирование представительного органа государственной власти, орган местного самоуправления или наделение полномочиями определенного должностного лица. Цель референдума – принять решение по какому-либо вопросу, имеющему важное государственное и общественное значение. Цель отзыва – прекращение должностных полномочий избранного лица.

Ценность выборов – значимость соответствующего института для человека, общества в целом, определяемая его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности и социальных отношений. Полагаем, что ценность выборов состоит в том, что они являются существенными элементами, во-первых, политического самоутверждения граждан, во-вторых, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего его автономию, в-третьих, юридически признанной за гражданами и политическими объединениями возможностью быть субъектами власти.

Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом власти не означает наличия возможности действительно им быть, но выборы существуют как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и политических объединений в формировании публичной власти, ответственной перед народом и контролируемой им.

Значение выборов отражает их функциональную нагрузку в человеческой деятельности. Таким образом, значение выборов в государстве определяется прежде всего функциями, которые они выполняют в политической системе. Следовательно, функции выборов – это основное предназначение, отражающее их роль в жизни общества и государства. Перечислим основные из них 2 :

1. Представительство общественных интересов. Эта функция отражает основное предназначение выборов как института непосредственной демократии. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до власти, оказать влияние на принятие политико-правовых решений. Важнейший канал трансляции групповых интересов – выборы, когда избиратели решают, какие политические силы, кандидаты способны адекватно выразить их волю и требования, отразить их ожидания в конкретных решениях. В теории эта функция раскрывается весьма эффективно, однако на практике главная проблема как раз и заключается в том, чтобы парламентарии, состав представительного органа в целом, выборное должностное лицо действительно выражали волю своих избирателей.

2. Легитимация власти. Означает, что властные структуры, сформированные посредством свободных, подлинных и справедливых выборов, признаются легитимными, а решениям таких структур придается законный характер.

Следует различать легитимацию власти как функцию выборов и легальность выборов как института демократии. В последнем случае речь идет о соблюдении всех законодательно установленных стадий избирательного процесса, соответствующих действий и процедур, в том числе, соответствии международным избирательным стандартам. Следовательно, только легальные выборы ведут к легитимации власти.

Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Как уже было указано выше, выборы делают власть легитимной в том случае, если их организация прошла в строгом соответствии с действующим законодательством, а избирательные права граждан были реализованы и защищены от преступных и иных посягательств. Такая власть вызывает доверие со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентирам и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею решений. Неслучайно одним из косвенных показателей легитимности власти является уровень поддержки власти гражданами страны. Хорошим примером в данном случае являются выборы Президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года. Абсолютное большинство граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях, отказались участвовать в выборах и признавать их результаты. Для жителей этих регионов президент П.А. Порошенко и вся действующая власть Украины является нелегитимной, поэтому выполнять решения этих властей они отказываются.

В демократическом государстве вряд ли можно добиться полного единодушия на выборах, однако этого и не требуется. Главное, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть формировалась и действовала в соответствии с этой волей. Только при таких условиях достигается общественное согласие, стабильность и порядок в жизни страны.

3. Определение ориентиров на будущее страны. Всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития, борьба идей и программ развития страны.

По результатам выборов может произойти смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых) либо смена конкретных должностных лиц при сохранении политического курса. Так, в 1990 году руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Д. Мэйджор, который продолжил ее политику. Он был премьер-министром Великобритании с 1990 по 1997 год. В России в 2008 году на пост Президента был избран Д.А. Медведев, который продолжил политику его предшественника. В 2012 году В.В. Путин был вновь избран Президентом Российской Федерации.

4. Социальный барометр политической жизни. Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми программами политических партий, проявить симпатию или антипатию к конкретным кандидатам. Посредством выборов проявляется отношение граждан страны к ее важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняется степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, а также специфика политических предпочтений граждан.

В этом смысле весьма показательны избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Степень влияния различных политических сил на наше общество и отношение к ним граждан за последние два десятилетия наглядно демонстрирует нижеприведенная таблица 4 .

Политическая партия

Выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации (год, %)

С улучшением образования и ростом доходов постепенно приходит понимание связи между уровнем жизни граждан и степенью их участия в политической жизни. Но что значит участвовать в политике? В каких формах это участие может выражаться?

Голосование

Политические права и свободы человека и гражданина

Конституции и международные документы указывают разные наборы политических прав и свобод. Наиболее общепринятые из них:

  1. Равенство перед законом. Все граждане равны перед законом независимо от их происхождения, пола, религии и положения в обществе.
  2. Свобода мыслии совести. Человек имеет право выбирать ценности, взгляды и вероисповедание без политических или идеологических ограничений со стороны государства.
  3. Свобода слова. Право публично выражать свои мысли, взгляды и чувства.
  4. Свободаинформации. Это право свободно производить, получать и передавать информацию законными способами, цензура запрещена. Право ограничивается рядом условий, прописанных в законе.
  5. Свободасоюзов. Каждый может участвовать в объединениях и создавать их. Запрещено принуждать к вступлению в объединения, а также препятствовать выходу из них.
  6. Свободасобраний. Граждане имеют право собираться мирно, не нарушая закон и права других граждан. Разновидности собраний: митинги, демонстрации, пикетирование, стачки, собрания в закрытых помещениях.
  7. Право на участие в управлении государством. Граждане имеют право избирать своих представителей или быть избранными в органы власти, а также принимать участие в референдумах.
  8. Право на обращения. Право обращаться в органы власти индивидуально или коллективно.

Справка. По данным опроса, проведенного СПЧ в 2018 году, чаще всего нарушались права на здоровую окружающую среду, на справедливый суд и на честные выборы (По мнению респондентов — граждан РФ)

Политические обязанности

  • соблюдать конституцию и законы страны;
  • уважать права и свободы других граждан;
  • бережно относиться к природе и окружающей среде;
  • охранять культурное и историческое наследие;
  • заботиться о членах семьи (родители заботятся о несовершеннолетних детях, а дети — о нетрудоспособных родителях);
  • военная обязанность;
  • получение общего образования;
  • уплата налогов.

Формы политического участия

Политическое участие — это деятельность граждан, влияющая на государственную политику и функционирование политических институтов.

Политическое участие может выражаться в разнообразных формах: участие в выборах и референдумах, активистская деятельность, организация митингов и демонстраций, участие в партиях и различных политических объединениях.

Опосредованное участие. Выборы.

В демократических странах наиболее популярной формой политического участия являются выборы.

Выборы могут быть персональными, когда избирается один кандидат на определенный пост, например, президент. Другой вид — выборы в коллективные органы, когда граждане избирают представителей в парламент, советы и собрания.

Участие в выборах опирается на право гражданина избирать и быть избранным.

Непосредственное участие. Референдум.

Другой формой политического участия является референдум. Это голосование граждан по тому или иному государственному вопросу: принятие новой Конституции и внесение поправок к уже существующей, участие страны в международных организациях и альянсах, одобрение спорного законопроекта.

В отличие от выборов, референдум — это инструмент прямой демократии. Г раждане высказывают свою позицию напрямую и без посредников, что делает референдум наиболее прямой и непосредственной формой волеизъявления народа.

Государственная служба

Один из самых действенных способов влияния на государственную политику.

Гражданин имеет право работать в органах власти без дискриминации по происхождению, по расовому, половому и политическому признакам. Он может занять тот или иной государственный пост в результате выборов либо путем продвижения по карьерной лестнице.

Обращения

Граждане имеют право влиять на политику путем обращений. Это может выражаться в коллективной форме (например, сбор подписей за или против чего-либо) или в персональной (например, письмо к депутату).

Эта форма политического участия является более действенной, чем может показаться на первый взгляд, особенно при решении проблем местного характера.

Политические партии

Для защиты свои интересов и отстаивания определенных ценностей граждане объединяются в политические партии.

Партии стремятся оказывать влияние на принятие решений на различных уровнях власти путем победы на выборах, участия в коллективных органах власти, а также путем политического давления на оппонентов.

Митинги

Одной из форм непосредственного участия в политике является участие в митингах, протестах и демонстрациях. Это делается с целью продемонстрировать несогласие с проводимой политикой или, наоборот, ее одобрение.

Справка: По данным социологических опросов, в протестах (митинги, демонстрации, забастовки и индивидуальные формы) за последние 10 лет принимали участие лишь 6% опрошенных граждан РФ.

Роль граждан в политической жизни страны

Запрос на участие в политике является естественным для человека с гражданским сознанием. При этом роль граждан в политической жизни той или иной страны может быть различной, в зависимости от типа политического режима:

Что такое абсентеизм

Абсентеизмом называют поведение граждан, когда они не верят в возможность влиять на политику, не ходят на выборы, не посещают митинги и не участвуют в политических объединениях.

Слово происходит от латинского absentis — отсутствующий. Абсентеизм наиболее характерен для авторитарных режимов.

Политическая активность граждан тесно связан а с правами и свободами, которыми они обладают. Граждане предпочитают не ходить на митинги, если участие в них криминализованно, то есть ограничено право на свободу собраний.

Если граждане не могут полноценно реализовывать свои политические права, это ведет к неблагоприятным последствиям: снижается эффективность госуправления и растет коррупция, в обществе накапливается напряжение, которое может вылиться в массовые волнения и беспорядки.

Страны, гарантирующие права и свободы граждан, показывают стабильное и устойчивое развитие на протяжении многих десятилетий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни государства". В конце занятия предлагается тест.

Участие граждан в политической жизни государства

(консультация по обществознанию 9 класс)

Учитель истории и обществознания: Сунгурова И.А.

Цель: разобрать вопросы участия граждан в жизни государства.

- Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие.

- Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

- Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.


- Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

3) профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

- Ведущими формами участия в политической жизни являются референдум и выборы, давайте поговорим о них поподробнее.

- Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власти – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

- Скажите, пожалуйста, кого мы избираем в РФ?


- Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Исходя из определения, можно сказать, что мы не только имеем право избирать, но и быть избранными.

- В избирательном праве существуют Принципы избирательной системы - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос.

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно). Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

- В РФ существует возрастной ценз. Как вы это понимаете?

с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;

С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;

с 35 – Президентом страны.

- Основные стадии избирательного процесса:

Подготовительная (устанавливается дата выборов, составление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют : Избирательные объединения и избирательные блоки и непосредственно избиратели.

Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация).

- Типы избирательных систем:

3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

- Мажоритарная система : избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

- Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему. (Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам)

2) Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

- В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

- В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

- Инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

- Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

- Противоположной формой участию в политической жизни является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

1. Действующая Конституция РФ была принята:

1)На заседании Государственной Думы

3)Постановлением Президента РФ

2. Пример политического экстремизма:

1)Участие в выборах

3)Активное выступление на митинге

4)Голосование против правящей партии

3. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

1) Равное избирательное право

2) Кандидат в депутаты

4) Тайное голосование

1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

3. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих

угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм

как метод борьбы за власть.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Читайте также: