Что выступает правовой основой обеспечения необходимых условий жизнедеятельности человека

Обновлено: 02.07.2024


ГОСТ Р 22.3.07-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Safety in emergencies. Culture of life safety. General provisions

Дата введения 2015-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные положения и направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ), а также требования к организационно-методической работе в области безопасности жизнедеятельности, которыми следует руководствоваться при разработке проектов нормативных правовых, организационных и методических документов в области различных аспектов безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.3.08 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения

ГОСТ Р 55059 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по опубликованным в текущем году выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты". Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.3.08, ГОСТ Р 55059, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 безопасность жизнедеятельности; БЖД: Состояние человека, общества и государства, при котором отсутствуют опасности и угрозы нанесения неприемлемого ущерба их жизненно важным интересам.

Примечание - неприемлемый ущерб: ущерб людям или окружающей среде, который: а) угрожает жизни или здоровью людей, или б) является серьезным и практически невосполнимым, или в) является несправедливым по отношению к нынешнему или будущим поколениям, или г) наносится без должного внимания к правам тех, кому он причиняется.

3.1.2 культура безопасности жизнедеятельности; КБЖ: Составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

3.1.3 основы безопасности жизнедеятельности; ОБЖ: Уровень знаний, умений и навыков по основным аспектам безопасности, получаемый человеком в семье и образовательных учреждениях дошкольного и общего образования.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

БЖД - безопасность жизнедеятельности;

ГО - гражданская оборона;

КБЖ - культура безопасности жизнедеятельности;

ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности;

ОКСИОН - общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

СЗИОНТ - система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте;

ЧС - чрезвычайная ситуация.

4 Общие положения

4.1 Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем подготовленности в области БЖД и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

4.2 Условия формирования КБЖ во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

4.3 Основными целями формирования КБЖ являются:

- снижение влияния человеческого фактора на риск ЧС;

- минимизация количества пострадавших в ЧС;

- обеспечение безопасности человека, общества и государства;

- оптимизация затрат при реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

4.4 В зависимости от состояния общественной организации человека КБЖ формируется на индивидуальном, коллективном и общественно-государственном уровнях.

4.5 На формирование КБЖ влияют:

на индивидуальном уровне:

- качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;

- индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;

- ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;

на коллективном уровне:

- мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения БЖД: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;

- профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;

на общественно-государственном уровне:

- система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;

- обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;

- развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;

- общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;

- государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.

4.6 Формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

4.7 При формировании КБЖ необходимо учитывать широкий спектр опасностей, сосредотачивая основные усилия на обеспечении:

- безопасности в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;

- безопасности в быту и поддержания здорового образа жизни;

- безопасности дорожного движения;

- безопасности в области экологии и природопользования;

- безопасности в области энергетики.

4.8 Перечень основных усилий, направленных на обеспечение различных видов безопасностей, должен уточняться по результатам мониторинга состояния КБЖ и развития новых технологий.

5 Направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности

5.1 Основными направлениями формирования КБЖ являются:

- формирование государственной политики в области обеспечения БЖД;

- подготовка всех групп населения в области БЖД;

- духовно-нравственное и патриотическое воспитание;

- контроль и надзор в области обеспечения БЖД;

- социализация человека в обществе.

5.2 Формирование государственной политики в области обеспечения БЖД включает в себя:

- развитие и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в области обеспечения БЖД, в том числе совершенствование механизмов реализации государственной политики и законодательное закрепление новых подходов к БЖД с учетом современных требований к защите населения от опасностей в мирное и военное время;

- создание и совершенствование структуры государственных институтов и организаций, обеспечивающих безопасность в ЧС;

- проведение научных исследований в области обеспечения БЖД и внедрение полученных результатов в практику;

- организацию разработок и внедрение систем комплексной защиты населения;

- совершенствование нормативной и методической базы по обучению и пропаганде знаний в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?


Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе Директория.

Читайте также: