В чем особенность правового режима такой растительности в отличие от леса

Обновлено: 28.04.2024

К нелесной растительности закон относит ту ее часть, которая не входит в лесной фонд. Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства, в лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающих на землях, не отнесенных к городским лесам. Эта растительность находится в распоряжении собственников земли. Поэтому полезащитные полосы на сельскохозяйственных землях, на полосах отвода дорог находятся в собственности государства. Растительность городов, включая городские леса, является объектом муниципальной собственности. Отдельные группы деревьев на приусадебных землях, дачных, садовых участках представляют собственность граждан. Однако независимо от многообразия форм собственности на землю и леса сохраняется приоритет экологического значения растительности. Этому подчинен режим рубок в древесно-кустарниковых насаждениях, не входящих в лесной фонд. Проведение всех видов рубок деревьев в нелесной растительности требует обязательного разрешения местных органов самоуправления. Основы лесного законодательства запрещают самовольную вырубку нелесной растительности. Как и в лесах лесного фонда, закон допускает на - 19 участках произрастания растительности проведение санитарных рубок и рубок ухода под контролем органов лесхоза. По последствиям нарушения лесного законодательства незаконное уничтожение или повреждение нелесной растительности приравнивается к ответственности, предусмотренной законом для особо охраняемых лесов первой группы.

Под нелесной растительностью в городах понимаются деревья и группы деревьев, произрастающих на городских землях, не отнесенных к лесному фонду.

По своему целевому назначению такая растительность подразделяется на защитную, озеленительную, декоративную, плодово-ягодную и прочую. Защитная растительность выполняет охранительные функции вокруг промышленных предприятий, источников водоснабжения, жилых домов и культурных учреждений. Озеленительные насаждения призваны выполнять экологические функции. Они защищают воздух от пыли, грязи, вредных газов, обогащают его кислородом, обеспечивают благоприятный ландшафтный фон. Декоративная растительность выполняет эстетические задачи. Плодовая растительность помимо экономической выполняет также декоративную и эстетическую функции.

Собственность на нелесную растительность определяется статусом землепользователя.7 Парки, скверы, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки в городах являются муниципальной собственностью и находятся в ведении и распоряжении исполнительных органов власти. Непосредственное управление пользованием зеленой растительностью выполняют различные органы в зависимости от целевого назначения земель. К сфере ведения управлений культуры относятся парки и зоопарки, дендронологические парки и скверы – управлений озеленительного хозяйства; плодово-ягодные, озеленительные и другие деревья, находящиеся на землях граждан, являются их собственностью.

Согласно ст. 74 Земельного кодекса РСФСР все собственники, пользователи, либо арендаторы земельных участков обязаны проводить комплекс необходимых работ по благоустройству и озеленению земель городов и поселков. Граждане и организации обязаны сохранять зеленые насаждения в соответствии с существующими правилами и поддерживать закрепленную за ними территорию в требуемом санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с действующим законодательством за уничтожение, повреждение защитной и другой растительности, не входящей в лесной фонд, виновные лица несут ответственность как за уничтожение, повреждение лесов особо охраняемых территорий.8 Подобная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности. Вопрос о возмещении вреда решается через суд. Кроме того, виновное лицо или организация привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.

На земельном участке, переданном гражданину К. для ведения сельского хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путём из соседнего лесного массива. Он, как собственник земельного участка, вырубил эту растительность, т.к. она мешала использованию земли в сельскохозяйственных целях. Орган лесного контроля на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного леса по таксам для исчисления ущерба. Гражданин К. отказался от удовлетворения иска, сославшись на положения Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входит в состав лесного фонда. В чём особенность правового режима такой растительности в отличие от леса. помогите пожалуйста)))

Похожие вопросы

Что мне делать. На земельном участке, приобретенному для ведения сельского хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к участку естественным путём из соседнего лесного массива. Как собственник земельного участка, я вырубила эту растительность, т.к. она мешала использованию земли в сельскохозяйственных целях. Орган лесного контроля на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного леса по таксам для исчисления ущерба. Я отказываюсь от удовлетворения иска, сославшись на положения Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входит в состав лесного фонда. В чём особенность правового режима такой растительности в отличие от леса.

Земельный участок сельскохозяйственного назначе¬ния передан в собственность гражданину Иванову для ведения лично¬го подсобного хозяйства. Приступая к хозяйственному использованию земельного участка, Иванов вырубил несколько фруктовых деревьев, намереваясь использовать земельный участок как огород.

Орган местного самоуправления обратился в суд с иском о взыскании стоимости незаконно порубленных деревьев по штрафной таксе исчисления ущерба. В обоснование исковых требований было отмечено, что порубка деревьев производилась без надлежащим образом оформленного разрешения компетентных органов.

Гражданин Иванов исковые требования не признал, сославшись на Лесной кодекс РФ, в соответствии с которым деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входят в состав лесного фонда.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством земле-пользователь наделяется правом самостоятельного хозяйствования на земле. Следовательно, вырубка таких деревьев, как полагает ответ¬чик, может осуществлять собственником земельного участка по его усмотрению.

Если на ЗУ для ведения сельского хозяйства выросли деревья и кустарники естественным путем из соседнего лесного массива и они мешают использованию такой земли - можно ли и на основании чего их вырубить самому (Кировская область)? Есть ли возможность применить пп.3 п.1 ст.13 ЗК РФ, если подают в суд за незаконную вырубку? И они ведь не относятся к лесному фонду?

Мы убрали дерево березы, растущее радом с баней (боялись, что упадет на баню из\за ветра). Дерево росло на нашем садовом участке который в собственности. Участок относится к сельскохозяйственным землям, это не лесной фонд. Сердобольная соседка, живущая через дорогу сказала что это незаконно и будет писать жалобу.

На каком расстоянии от населенного пункта можно вырубать лес? У нас за поселка находится лесной массив. Его хотят вырубить.

Есть земельный участок (частная собственность) в категории земель – земли сельхозназначения, участок зарос древесно-кустарниковой растительностью (ель, сосна до 15 см в диаметре). Собственник желает расчистить земельный участок для использования по прямому назначению, при этом деревья он хочет вырубить, часть выкопать на продажу.

Понятно, что расчищая участок он в своём праве, другой вопрос процедура реализации древесины полученной с этого участка. Можно ли её использовать, как и какая существует процедура?

Добрый день! Подскажите пожалуйста:

1. Как изменить вид разрешенного использования земельного участка с категорией земель-земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования-для сельскохозяйственного использования на садоводство в соответствии с перечнем видов разрешенного использования земельных участков указанных в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения. Постановления об изменении вида разрешенного использования имеются, но Росреестр отказывает в регистрации ссылаясь на статью 33 Закона о государственной регистрации недвижимости, и дает пояснения. Цитирую: В Вашем случае, земельный участок образован из сельскохозяйственных угодий с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования", что подразумевает собой ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18. Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с частью 2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией земель). Вид разрешенного использования "ведение садоводства", установленный для земельного участка с категорией земель"земли сельскохозяйственного назначения", не подразумевает ведение сельского хозяйства, что противоречит нормам ЗК РФ. Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения другую категорию.

2. Если возможно изменение вида разрешенного использования, возможно ли зарегистрировать право на объект недвижимого имущества который будет расположен на этом земельном участке?

Господа. Прошу прощения за неточность предыдущего вопроса. Попробую еще.

Есть земельный участок 5 га, относится к категории: Земли поселений (земли населенных пунктов); Использование по документу: Для ведения личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость определена, опубликована на кадастровой карте на сайте Росреестра.

Как мне определить стоимость выкупа этого участка (для физ. лица) и в каком случае цена может измениться?

Изменять категорию не планируется, цель - Ведение личного подсобного хозяйства.

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ – лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законодательства об использовании и охране природных ресурсов – земли, животного мира,вод и др.

* Крассов О.И. Право лесопользования в СССР. Автореф. докт. дисс. М., 1991. С. 8.

• сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

• транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

• населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

• водного фонда (на полосах отвода каналов);

В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковой растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.

Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель – лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (ст. 8 ЛК РФ).

При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, леса и растительный мир вне лесов обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохранения биологического разнообразия, законодательство основывается на принципе, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они полезными или вредными*.

* Искоян А.Б. Указ. соч. С. 25.

Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Часть лесного фонда может быть передана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собственник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям за-щитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.

В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы относятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности:

▪ запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

• запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

• защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

• государственные защитные лесные полосы;

• леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

• леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

• леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

• леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

• особо ценные лесные массивы;

• леса, имеющие научное или историческое значение;

• леса государственных природных заповедников;

• леса национальных парков;

• леса природных парков;

• заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования (ст. 57 ЛК РФ).

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение (ст. 58 ЛК РФ). Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, по которому при заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, определяемым федеральным органом управления лесным хозяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам лесов, так и перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического развития, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством (ст. 63 ЛК РФ).

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека (ст. 62), государственный учет лесного фонда (ст. 67), государственный лесной кадастр (ст. 68), мониторинг лесов (ст. 69), государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (ст. 70), обязательная сертификация лесных ресурсов (ст. 71), лесоустройство (ст. 72), договор аренды участка лесного фонда (ст. 31–35), договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36), договор концессии участка лесного фонда (ст. 37), лесорубочный билет, ордер и лесной билет (ст. 42), лицензирование права лесопользования (ст. 81), государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (ст. 76).

Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается установление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством (ст. 89 ЛК РФ). Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала – обязанность как лесхозов, так и лесопользователей.

Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одновременно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.

Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особенности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования – заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регулирует ее применительно к двум видам – рубкам главного пользования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования ЛК РФ (ст. 113) устанавливает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касается рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, выборочными санитарными рубками, рубками реконструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошными санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубками для иных целей).

Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наиболее эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред*.

* Крассов О.И. Основы лесного законодательства Российской Федерации. Комментарий. М., 1995. С. 3.

В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы.

В лесах первой группы, экологически наиболее ценных лесах, проводятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов.

В лесах национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму. При регулировании и проведении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешиваться в естественные процессы, происходящие в экосистеме заповедника.

В горных лесах применяются способы рубок главного пользования с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.

Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежуточного пользования заготовка древесины осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок, или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

Особенностями обладает правовое регулирование использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.

Использование лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, определяется специальным законодательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и Минобороны России (ст. 132 ЛК РФ).

Регулируя рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при этом должны обеспечиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею своих функций. Такая растительность предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности.

Что касается древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и землях водного фонда, предназначенной для защиты транспортных магистралей и каналов от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия транспорта, то Лесной кодекс РФ допускает рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на соответствующих землях.

Прогрессивный опыт, накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы использования лесных ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования вторичных материалов*. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье. Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги составляет в Швеции 53%, в Японии – 52%, Западной Европе – 46%, США – 45%. В этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. И хотя в естественно-научном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.[ . ]

Растительный мир — это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа1. Обратим внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира. Отношения по поводу этих растений регулируются аграрным, а также гражданским законодательством.[ . ]

В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковой растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.[ . ]

Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель — лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (ст. 8 ЛК РФ).[ . ]

При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, леса и растительный мир вне лесов обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.[ . ]

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохранения биологического разнообразия, законодательство основывается на принципе, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они полезными или вредными1.[ . ]

Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Часть лесного фонда может быть передана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собственник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.[ . ]

С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям за-щитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.[ . ]

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования (ст. 57 ЛК РФ).[ . ]

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам лесов, так и перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического развития, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа госу- дарственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством (ст. 63 ЛК РФ).[ . ]

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Задача № 1.
На земельном участке, переданном гражданину К. для ведения сельского хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путём из соседнего лесного массива. Он, как собственник земельного участка, вырубил эту растительность, т.к. она мешала использованию земли в сельскохозяйственных целях. Орган лесного контроля на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного леса по таксам для исчисления ущерба. Гражданин К. отказался от удовлетворения иска, сославшись на положения Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входит в состав лесного фонда. В чём особенность правового режима такой растительности в отличие от леса.
Решите дело.

Задача № 2.
Крестьянское фермерское хозяйство предъявило в суд иск к дирекции государственного заповедника о возмещение ущерба, причиненного хозяйству в результате уничтожения кабанами, обитающими в заповеднике, урожая картофеля на площади 200 га. Дирекция заповедника отказалась принять исковые требования, указав, что она не может нести ответственности за поведение диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы.
Решите дело. Подлежит ли иск удовлетворению?

Задача № 3.
Территориальный орган Росприроднадзора потребовал прекратить финансирование строительство местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Территориальный орган Росприроднадзора обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.
Каково должно быть решение арбитражного суда? Охарактеризуйте объекты государственной экологической экспертизы. Какой вид государственной экспертизы необходим в данном случае?

Задача № 5.
В результате строительства гидроузла на реке Лаба были разрушены оросительная система акционерного общества "Колос" и водохозяйственные сооружения. Вследствие этого загрязненными водами повреждены посевы сельскохозяйственных культур. Акционерное общество предъявило иск в арбитражный суд, в котором просит возместить причиненный хозяйству ущерб в сумме 13 400 тыс. рублей.
Каковы условия водопользования? Определите, в чем состоит нарушение водного законодательства? Какое решение вынесет арбитражный суд?

Задача № 6.
Купринов и Локтев, не являясь членами общества охотников и рыболовов, не имея разрешения на право охоты, выехали на охоту и, около 23 часов, в межлиманном соединении между Курчанским и Камковатым лиманами, застрелили 1 кабана. Ранее Купринов, в сентябре-октябре того же года, в запретное для охоты время, без надлежащего разрешения, незаконно отловил 20 ондатр, что было зафиксировано протоколом, составленным охот инспектором.
Определите разрешенные виды пользования объектами животного мира. Исчислите ущерб, причиненный незаконной охотой. Решите дело.

Задача № 7.
На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. В будущем предполагалось восстановление нарушенных земель, а в настоящий момент с целью сохранения общей площади природной территории было принято решение о передаче в пользование заказника земель из фонда запаса двух районов.
Какова ответственность за данные правонарушения?

Задача № 9.
За охоту в запретной зоне в Горячем ключе Клюев А.Б. был подвергнут штрафу в размере 1 минимального размера оплаты труда. При рассмотрении жалобы районным судом выяснилось, что Клюев ставил капканы на волков, однако в капканы попали 2 фермерские коровы. В судебном заседании было установлено, что границы запретной зоны Клюеву не были известны и, кроме того, он является инвалидом 2 группы.
Какое решение должен принять суд?

Задача № 10.
Лебедев М.К. обратился в юридическую консультацию с просьбой о разъяснении следующего вопроса: ежегодно он производит сбор грибов в лесном массиве своего района с целью их последующей продажи на рынке.
Требуется ли ему разрешение на осуществление подобных действий? К какому виду лесопользования можно отнести данные действия? Решите дело.

Задача № 1.
За охоту в запретной зоне в Горячем ключе Бобриков был подвергнут штрафу в размере 1 минимального размера оплаты труда. При рассмотрении жалобы районным судом выяснилось, что Бобриков ставил капканы на волков, однако в капканы попали 2 фермерские коровы. В судебном заседании было установлено, что границы запретной зоны Бобрикову не были известны и, кроме того, он является инвалидом 2 группы.
Какое решение должен принять суд?

Задача № 2.
Воробьев обратился в юридическую консультацию с просьбой о разъяснении следующего вопроса: ежегодно он производит сбор грибов в лесном массиве своего района с целью их последующей продажи на рынке.
Требуется ли ему разрешение на осуществление подобных действий? К какому виду лесопользования можно отнести данные действия? Решите дело.

Читайте также: