Кто является страхователем при коллективном добровольном медицинском страховании

Обновлено: 14.05.2024

Согласно ст. 17 Закона № 1499-1 ДМС осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения соответствующего договора. Таким образом, бюджетные учреждения вправе оплачивать договоры по ДМС для своих сотрудников за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В статье рассмотрим особенности налогового и бюджетного учета оплаты договоров ДМС.

Договор страхования

Согласно ст. 4, 17 Закона № 1499-1 добровольное медицинское страхование должно осуществляться в форме договора, заключаемого между учреждением и страховой компанией.

Договор медицинского страхования – это соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе добровольного медицинского страхования. Договор заключается в письменной форме (п. 1 ст. 940 ГК РФ) и должен содержать следующие существенные условия:
– наименование сторон;
– сроки действия договора;
– численность застрахованных;
– размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;
– перечень медицинских услуг, соответствующих программам обя-зательного или добровольного медицинского страхования;
– права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если его условиями не установлено иное.

Бюджетное учреждение заключило контракт со страховой организацией на ДМС своих работников сроком на один год. Стоимость контракта – 150 000 руб. По условиям контракта бюджетное учреждение уплачивает авансовый платеж в размере 30%, после этого на каждого застрахованного работника организации выдается страховой полис. Остальную сумму страхового взноса бюджетное учреждение уплачивает равными платежами ежемесячно.

Исходя из условий примера авансовый платеж по контракту составит 45 000 руб. (150 000 руб. х 30%). Размер ежемесячного платежа – 12 500 руб. (150 000 руб. / 12 мес.). Таким образом, по истечении трех месяца обслуживания бюджетное учреждение платежи по договору не производит, так как они идут в счет зачета произведенного аванса. По истечении 4-го месяца учреждение уплачивает 7 500 руб. (45 000 руб. - 12 500 руб. х 3 мес.). До конца срока действия договора по ДМС учреждение производит ежемесячные платежи в сумме 12 500 руб.

В соответствии с нормами ст. 5 Закона № 1499-1 каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, в том числе добровольного, или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Он находится на руках у застрахованного лица и имеет силу на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ заключила соглашения о медицинском страховании граждан.

Налог на прибыль

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся взносы по договорам ДМС, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Они включаются в состав расходов при расчете налоговой базы в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Разъяснений финансовых органов по этому вопросу информационно-правовые базы не содержат. Что касается арбитражной практики, то здесь можно привести лишь Постановление ФАС ВСО от 22.03.2005 № А19-15675/04-5-Ф02-1004/05-С1. В нем судьи рассматривали спор, возникший между бюджетным учреждением и налоговой инспекцией относительно применения норм п. 16 ст. 255 НК РФ. По мнению налоговой инспекции, при исчислении размера расходов по договорам ДМС, включаемых в расходы на оплату труда, должен приниматься во внимание только фонд оплаты труда, начисленный по предпринимательской деятельности, а не общий фонд оплаты труда, формируемый в том числе путем бюджетного финансирования. Вместе с тем судьи пришли к выводу, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% (сегодня эта норма составляет 6%) от суммы расходов на оплату труда. Довод налоговой инспекции о том, что в расходы включаются вышеуказанные взносы в размере, не превышающем 3% (сейчас – 6%) не от общего фонда оплаты труда, а за минусом средств целевого финансирования, по мнению судей, не основан на законе.

Мы же, в свою очередь, руководствуясь нормами ст. 255 НК РФ, считаем, что при определении затрат на оплату труда для применения нормы п. 16 ст. 255 НК РФ следует исходить только из фонда оплаты труда, сформированного за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности. Безусловно, принимая во внимание имеющийся по данному вопросу положительный пример арбитражной практики, бухгалтер вправе поступить иначе, при этом следует помнить: если налоговая инспекция посчитает ваши действия неправомерными, придется доказывать свою правоту в суде.

Относительно периода признания расходов по ДМС нужно сказать следующее. Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых взносов.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 12.03.2009 № 03 03 06/2/37, в этом случае страховой взнос учитывается на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком отчетном периоде и части страхового взноса, определяемой путем деления общего страхового взноса на количество календарных дней, в течение которых действует договор страхования.

Напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ).

Учреждение заключило договор ДМС своих работников сроком на 1 год. Срок действия договора – с 02.02.2009 по 02.02.2010. Расходы на оплату труда работников, занятых на работах, связанных с осуществлением приносящей доход деятельности, составили:
– за 2009 г. – 650 000 руб. (из них за I квартал – 150 000 руб., за полугодие – 350 000 руб., за 9 месяцев – 500 000 руб.);
– за январь и 1, 2 февраля 2010 г. – 145 000 руб.
По условиям договора страховой взнос равен 45 000 руб. (перечислен 02.02.2009). Его уплата производилась частями – аванс в размере 30% (13 500 руб.) и последующие ежемесячные платежи в размере 3 750 руб. за полный месяц. Необходимо рассчитать суммы расходов, уменьшающих налог на прибыль.

В налоговом учете будут отражены в расходах следующие суммы страховых взносов:
– I квартал – 7 150,68 руб. (45 000 руб. х 58 дн. / 365 дн.);
– полугодие – 18 369,86 руб. (45 000 руб. х 149 дн. / 365 дн.);
– 9 месяцев – 29 712,33 руб. (45 000 руб. х 241 дн. / 365 дн.);
– 2009 год – 41 054,79 руб. (45 000 руб. х 333 дн. / 365 дн.);
– I квартал 2010 года – 4 068,49 руб. (45 000 руб. х 33 дн. / 365 дн.).

Определим норматив 6%, установленный п. 16 ст. 255 НК РФ для данного вида расходов:
– I квартал – 9 000 руб. (150 000 руб. х 6%);
– полугодие – 21 000 руб. (350 000 руб. х 6%);
– 9 месяцев – 30 000 руб. (500 000 руб. х 6%);
– 2009 год – 39 000 руб. (650 000 руб. х 6%);
– I квартал 2010 года – 8 700 руб. (145 000 руб. х 6%).

Таким образом, учреждение включит в расходы для целей исчисления налога на прибыль следующие суммы:
I квартал – 7 150,68 руб.;
полугодие – 18 369,86 руб.;
9 месяцев – 29 712,33 руб.;
2009 год – 39 000 руб.;
I квартал 2010 года – 4 068,49 руб.

Отдельные вопросы по налогу на прибыль, связанные с заключением договора ДМС

Если срок договора менее года, а список застрахованных изменился, то расходы в этом случае не признаются в целях налогообложения. К такому мнению пришло УФНС по г. Москве в Письме от 22.06.2007 № 20-12/059654. Оно рассуждало следующим образом.

В соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

В случае добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда, в частности, по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Страхователями при добровольном медицинском страховании могут выступать предприятия, представляющие интересы граждан. В этом случае к договору добровольного медицинского страхования, помимо указания численности, должен быть приложен поименный список застрахованных лиц.

В дальнейшем список застрахованных лиц может измениться (при приеме новых сотрудников).

На основании п. 2 ст. 955 ГК РФ застрахованное лицо, названное в договоре личного страхования, может быть заменено страхователем другим лицом лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика. Для этого со страховой компанией заключается дополнительное соглашение к договору страхования, а сам договор продолжает действовать.

Одним из обязательных условий принятия для целей налогообложения сумм платежей (взносов) по договору добровольного медицинского страхования является его продолжительность не менее одного года.
Организация по вновь принятым работникам заключает дополнительное соглашение на добровольное медицинское страхование на срок менее года.

Таким образом, если количество застрахованных лиц увеличивается за счет вновь принятых сотрудников, а срок действия дополнительного страхового соглашения составляет менее одного года, то страховые взносы, перечисленные страховщику по договору добровольного медицинского страхования в рамках дополнительного соглашения на вновь принятых работников, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговая инспекция в своем решении основывалась на письмах Минфина РФ от 04.02.2005 № 03 03 04/1/51, от 13.03.2006 № 03 03 04/2/61.

Оплата санаторно-курортного лечения. ФНС в Письме от 19.04.2010 № ШС-37-3/147 рассмотрела вопрос о порядке учета для целей исчисления налога на прибыль расходов по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиком санаторно-курортного лечения застрахованных работников, и сообщила следующее.

В соответствии со ст. 23 Закона № 1499-1 под договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) понимается соглашение, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки по программам медицинского страхования.

Договор должен содержать, в частности, виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг).

Таким образом, в случае если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено санаторно-курортное лечение, платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.

Платежи (взносы) по вышеуказанным договорам включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Но здесь же следует отметить: если договоры ДМС отсутствуют, то оплата путевок при определении налоговой базы не будет учитываться при исчислении налога на прибыль на основании п. 29 ст. 270 НК РФ.
Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина РФ от 30.09.2009 № 03 03 06/3/5.

Услуги заграничных медучреждений. Финансовому ведомству был задан вопрос о порядке учета в расходах для целей налога на прибыль сумм возмещаемых в соответствии с договором добровольного медицинского страхования страховщиком расходов страхователя на оплату оказанной ему медицинским учреждением на территории иностранного государства помощи.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 26.01.2010 № 03 03 05/7, возможность признания в вышеуказанном случае возмещения страховщиком страхователю страховой выплатой и, следовательно, учета его в расходах для целей налогообложения прибыли организаций зависит от наличия заключенного между страховщиком и иностранным медицинским учреждением договора на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию, поскольку согласно ст. 15 Закона № 1499-1 страховая медицинская организация обязана заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями.

Таким образом, расходы признать можно, главное – наличие договора, а не территориальное расположение учреждения.

Договор ДМС расторгнут раньше срока. Напомним, что согласно п. 16 ст. 255 НК РФ расходами в целях обложения налогом на прибыль признаются страховые взносы по договорам ДМС, заключенным на срок не менее года. Минфин рассмотрел ситуацию, когда договор ДМС был заключен сроком на один год, но по инициативе страховой компании в связи с ухудшением ее финансового состояния был расторгнут через шесть месяцев. Как в этом случае учесть ранее уплаченные взносы? В Письме от 05.08.2005 № 03 03 04/1/150 финансовое ведомство пришло к выводу, что в данном случае уже оплаченные расходы можно признать расходами пропорционально времени действия договора (шесть месяцев).

Чиновники по данному вопросу пришли к выводу, что при условии соответствия договоров добровольного личного страхования работников правилам добровольного медицинского страхования вышеуказанные расходы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций как в случае оплаты страховщиком медицинских расходов медицинскому учреждению, оказывающему медицинские услуги застрахованным работникам организации-работодателя (организации-страхователя), так и непосредственно застрахованным работникам организации-работодателя (организации-страхователя) при представлении соответствующих первичных документов об оплате ими медицинских расходов, предусмотренных программой страхования.

Бюджетный учет

Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 3 ст. 213 НК РФ страховые взносы, которые работодатель уплачивает по договору ДМС, заключенному в пользу работников, не включаются в налоговую базу работников по исчислению НДФЛ (исключение: оплата санаторно-курортных путевок). По мнению Минфина, изложенному в письмах от 04.12.2008 № 03 04 06 01/363, № 03 04 06 01/364, суммы страховых взносов по договорам ДМС, уплаченные из средств работодателей не только за своих работников, но и за членов их семей, не подлежат обложению НДФЛ.

Кроме того, п. 3 ст. 213 НК РФ не содержит указания о том, что освобождение от НДФЛ сумм страховых взносов по ДМС производится только в случае оказания медицинских или лечебных услуг учреждениями здравоохранения, находящимися на территории РФ. Таким образом, на порядок освобождения страховых взносов от НДФЛ не влияет и место оказания медицинской помощи – в России или за рубежом (Письмо Минфина РФ от 05.07.2007 № 03 03 06/3/10).

Страховые взносы

Страховые взносы не начисляются на суммы платежей (взносов), произведенных работодателем по договорам на оказание медицинских услуг сотрудникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, которые имеют лицензии на оказание медицинских услуг (пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ )

АКЦИЯ ГОДА

Берете кредит – узнайте о рисках коллективного страхования

Это форма страхования, которая применяется для защиты от страховых случаев людей, объединенных в одну группу. Ее используют, например, работодатели на травмоопасных производствах или в сферах, сопряженных с рисками возникновения судебных споров (консалтинг, юриспруденция, медицина, девелопмент и др.).

В банковской практике такой вид страхования осуществляется в отношении заемщиков. При заключении кредитного договора человеку предлагают присоединиться к коллективному договору страхования, например жизни и здоровья. Предполагается, что при наступлении страхового случая происходит гарантированное погашение долга заемщика в полном объеме.

Присоединение к коллективному договору страхования заемщиков, как и индивидуальное страхование жизни и здоровья клиента банка, – это процедура добровольная. Отсутствие полисов страхования здоровья, жизни или рисков потери работы не является основанием для отказа в предоставлении потребительского кредита, поскольку согласно Закону о защите прав потребителей нельзя обусловливать приобретение одной услуги покупкой другой.

Чем договор коллективного страхования невыгоден страхователю?

Потенциальному заемщику менеджеры банков обычно предлагают купить страховой полис. В случае его отказа в большинстве случаев клиенту не выдают кредит, хотя это запрещено законодательством. В такой ситуации человек вынужден покупать страховку, ведь ему нужны деньги.

Но в этой схеме кроется много проблем. Главная из них состоит в том, что граждан по-прежнему вынуждают платить за дополнительные услуги. То есть за присоединение к коллективному договору страхования банк, как правило, берет с заемщика комиссию. Причем выглядит это так: скажем, гражданин платит 10 рублей за страховку. Банк возьмет себе 9 рублей в качестве комиссии за услугу по присоединению к договору коллективного страхования, а собственно страховая премия составит 1 рубль. И если нет дополнительных ограничений, то гражданину в случае расторжения договора вернут рубль, а 9 рублей банк оставит себе. При этом банки часто включают стоимость страховки в цену кредита, и на нее тоже начисляют проценты.

Навязывая такую страховку клиентам, менеджеры банков часто в нарушение Закона о потребительском кредите (займе) говорят, что без нее кредит банк не выдаст. Плата взимается вперед за весь период страхования, который может составлять несколько лет. Воспользоваться периодом охлаждения, предусмотренным для индивидуальных договоров страхования, коллективная схема не позволяет. А в случае досрочного исполнения кредитного договора шансы вернуть часть уплаченной страховой премии стремятся к нулю.

Несмотря на установленные законами и нормативными актами ограничения, навязанные страховки стали неотъемлемой частью кредитов. Многие даже не понимают, что это не обязательная составляющая кредитного продукта. Чтобы защитить потребителя от дополнительных и часто неоправданных расходов, сейчас обсуждают разные варианты решения этой проблемы.

Почему банки стали отказываться от коллективных договоров?

Размер комиссий, взимаемых банками за подключение клиентов к договорам коллективного страхования, может составлять до 90% премии. Именно поэтому многие банки добровольно отказываться от коллективного страхования не готовы. Однако некоторые все же решили больше не использовать эту схему. Такова реакция кредитных организаций на вступление в силу 7 мая базовых стандартов, которые устанавливают требования к страховщикам и регулируют отношения между ними и их клиентами. Правила работы с клиентами, обозначенные в Стандарте по защите прав и интересов потребителей страховых услуг, распространяются и на банки, которые оказывают посредничество при оформлении договоров страхования.

На официальном сайте Всероссийского союза страховщиков даны разъяснения положений базовых стандартов и рекомендации по их применению. Например, в стандарты включены условия, запрещающие страховым компаниям ставить заключение договора по одному виду страхования в зависимость от наличия (заключения) договора по другому виду страхования, а также от наличия (заключения) договоров оказания иных финансовых услуг. Но это правило не распространяется на договоры комбинированного страхования.

Страховые компании будут отвечать за действия страховых агентов (в случае с коллективными страховками – банков), принимающих заявления о расторжении договора во время действия периода охлаждения. Если менеджер банка просрочит передачу заявления в страховую компанию и период охлаждения истечет, страховая компания все равно будет обязана расторгнуть договор и вернуть страхователю деньги.

Какие законодательные изменения возможны в ближайшее время и как это скажется на защите прав граждан?

Законопроект, закрепляющий 14-дневный период охлаждения и предусматривающий возврат заемщику части страховой премии при досрочном погашении кредита, был принят Госдумой в первом чтении в августе 2018 г. В исходной редакции предполагалось, что, если заемщик был присоединен к договору коллективного страхования, он сможет получить только те средства, которые пошли на уплату премии, без агентского вознаграждения банка.

На сегодняшний день Минюст заявляет о направленных в Комитет Госдумы по финансовому рынку предложениях по доработке законопроекта ко второму чтению и решению проблемы возврата страховой премии, уплачиваемой по договору коллективного страхования. Но о содержании этих предложений пока ничего не известно. Возможно, до конца осенней сессии комитетом будут инициированы экспертные обсуждения, часто предшествующие второму чтению. В ходе таких обсуждений обычно и становится понятно содержание поправок в законопроект.

Что о защите своих прав должны знать страхователи?

Если ваши права были нарушены, вы можете обратиться во Всероссийский союз страховщиков и в Службу Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Кроме того, с 1 июня в России начнет прием обращений институт финомбудсмена, который будет разрешать в досудебном порядке споры граждан с финансовыми организациями в пределах 500 тысяч рублей. Финансовый уполномоченный будет рассматривать претензии в отношении всех страховых организаций, которые осуществляют деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта, кроме железнодорожного. С 28 ноября будут рассматриваться обращения в отношении всех страховых организаций, кроме тех, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование.

Читайте также: