Какой из учебных предметов по названию совпадает с научным литература история обществознание права

Обновлено: 14.05.2024

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Обществознание включает в себя два вида познания: социальное и гуманитарное. Социальный аспект обществознания рассматривает вопросы развития общества. Гуманитарный - это ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия.


Социальные науки – это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты человеческого бытия в аспекте его общественной деятельности. При этом используются научный метод и научные стандарты. К социальным наукам относится юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, география, культурология, антропология, логика.

Гуманитарные науки – группа дисциплин, изучающие различные аспекты человеческого бытия. К гуманитарным наукам относится философия, литература, религия, искусство, археология, этнография, краеведение, культурология.


Социальные науки отличаются от гуманитарного познания тем, что изучают человека в обществе, а не несут знания о жизни человека в обществе в отличии от гуманитарных.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

социально-гуманитарные науки

социальные

гуманитарные

Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям

первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла

юриспруденция, экономика, психология

философия, литература,

, филология, лингвистика,риторика, социология, археология

религиоведение, искусствоведение, ,

история, политология, педагогика, география

этнография, краеведение, культурология.

культурология, физическая антропология, логика

культурная антропология

психология

Различное

I. Разделение наук по предмету

1) социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы

1) человек с его индивидуальностью и особенностью, и человеческий мир

II. Разделение наук по методу

социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения

гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.

III. Разделение наук одновременно по предмету и методу

специфический объект диктует специфические методы

номотетический (обобщающий метод)

идиографические (описательные, индивидуализирующие методы)

IV. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами

Используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.

Натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании

Пример: Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Пример:Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах

Общее

предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом

все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам

предмет социального познания — мир человека, а не вещь.

Предмет гуманитарного познания – человек, его мир

Смысл и предназначение философии. Основные функции философии.

План
1. Смысл
2. Предназначение
3. Функции философии

Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека.

Древнеримский мыслитель Цицерон говорил, что философия - это культура ума.
Философское знание - это знание особого рода (ведение): философия постоянна, учитывает присутствие в знании того, кто это знание создает.

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль дал конечно определение философии.
Философия - это свободная и универсальная теоретическая рефлексия (рефлексия - это мышление о мышлении).

Таким образом,
Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества, сознания.

Философия специально исследует содержание категорий, предельно общих понятий, образующих каркас мышления. Поэтому философия не может быть названа одной из наук, она занимает особое положение, наряду с религий и искусством философия представляет собой самостоятельную область культуры.

Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытие),
- гносеология (учение о познании),
- человек ( антропология),
- обществ (социальная философия).

Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: "Познай самого себя" (познай себя в мире и в себе познай вселенную).
И. Кант предложил три рекомендации:
1. Мыслить самому,
2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого,
3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса.
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать? Что я обязан?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?

3. Функции философии
1. Эвристическая. Философия выполняет по отношению к науке важную методологическую роль: она систематизирует и интегрирует научное знание, а также предлагает нестандартное решение и подходы.
2. Философия оживляет гуманистические основания культуры. По словам Ясперса, она ставит задачу стать подлинным человеком посредством понимания бытия. Оборотной стороной технического прогресса выступает самонепонимание, отчуждение человека от самого себя. Философия напоминает человеку, что он не вещь среди вещей, не часть среди частей и не объект среди объектов.
3. Регулятивные и организующие (методологическая функция) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем).
Методологические ориентации предлагаемые философией применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.
3. Прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознании человека и мира.
4. Критическая, основанная на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве , философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем.
5. Аксиологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).
6. Объяснительная – когнитивная.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение основного. вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их точки зрения, познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении основного вопроса философии занимают дуализм, агностицизм.

Уче́бные предме́ты — учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.

Название также применяется для обозначения учебных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

По итогам каждых четверти (в 1-9-х классах), триместра (в некоторых школах), полугодий (10-11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и, если ученик желает продолжать обучение, вступительные экзамены в вузы.

В 9-м и 11-м классах в обязательном порядке сдаются экзамены по русскому языку и математике в формах ОГЭ (для 9-х классов) и ЕГЭ (для 11-х классов). Помимо основных предметов ученик может сдавать любое количество дополнительных. Обычно это рекомендовано для поступления в профильный класс после 9-го класса и необходимо для поступления в вуз после 11-го класса. Ежегодно пишутся ВПР.

Содержание

  • Матема́тика: 1—6 класс (в некоторых школах до 5 класса)
  • Алгебра: 7-11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
  • Геометрия: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)
  • Информа́тика (ИКТ): 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса) 1-4 классы подготовительные, как факультатив.

В начальной школе ученик изучает базовые понятия математики, правила сложения, вычитания, умножения, деления. Затем, перейдя в среднюю школу, с 5 класса он изучает дробные числа, функции. С 7 класса начинается разделение обучения математике на алгебру (системы координат, системы уравнений, тригонометрия) и геометрию (планиметрия, стереометрия, векторы). В 10-11 классах с подачи академика А. Колмогорова, возможно прохождение начал анализа (пределы, дифференцирование в 10 и интегрирование в 11). Изучение информатики может начинаться и позже 5 класса. Программа изучения включает системы, языки программирования и программы, компьютеры, историю вычислительной техники. Однако часто предусмотрено изучение только определённых программ (какую-либо определённую среду разработки программного обеспечения, определённый текстовый редактор), за что школьный курс информатики критикуется специалистами. Изучаются Паскаль, Си, JavaScript. Ранее изучались Бейсик и Фортран.

В рамках истории с 5 класса изучают всеобщую историю и историю России (в том числе историю СССР). В 5 классе начинается и география (иногда под названием природоведение).

С 5 класса изучается биология. (в 5 классе — базовые понятия и принципы , а в 6 классе — ботаника. В 7 — зоология, в 8 — анатомия человека, в 9—11 — общая биология). По другой программе в 6—7 классах изучается ботаника, в 7 — зоология беспозвоночных, в 8 — позвоночных, в 9 — анатомия, в 10—11 — общая биология. В настоящее время в большинстве школ предусмотрено изучение всего курса биологии к концу 11 класса.

В 7 классе начинается физика. Сначала изучается введение в эту науку и основы МКТ, затем — механика. В 8 классе изучаются термодинамика, электричество, электромагнетизм, основы оптики. В 9 классе — механика, электромагнетизм (сначала электричество и потом магнетизм), ядерная физика. В 10 классе — механика, МКТ и термодинамика, электричество. В 11 — электромагнетизм, геометрическая оптика и квантовая оптика, квантовая физика, а также основы СТО. В 11 классе также изучается астрономия.

Изучение химии обычно начинается с 7 или 8 класса (7—9 класс — неорганическая химия, в конце 9 класса — органика, 10 класс — органическая химия, 11 класс — общая химия и повторение неорганической химии)

В 1 классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографии, пунктуации, синтаксиса, грамматики, риторики). С 1 по 8 класс на уроках литературы проходят различных зарубежных авторов и русскую литературу (в том числе современную), с 9 по 11 — русскую классическую литературу.Школьники пишутся сочинения.Изучаются творчество писателей и поэтов — в основном Пушкина, Тургенева, Достоевского, Есенина, Твардовского, современных писателей. Во многих школах предусмотрено изучение более одного иностранного языка. При этом в большинстве школ обязательно (как первый или как второй) изучается английский. Среди языков, по которым не предусмотрен ЕГЭ, наиболее распространён китайский.

Ранее была предусмотрена возможность распределения часов, предусмотренных на освоение учебного предмета "Иностранный язык" во 2, 3, 4 классах на русский язык и литературу. Сейчас такой возможности нет.

  • Физическая культура: 1—11 класс. Как правило, проходит в различных местах (спортивный зал, стадион, лес), где ученики занимаются спортом.
  • Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
  • Шахматы: 1—4 класс. (в некоторых школах с 2 класса)
  • Волейбол: 4—6 класс.
  • Настольный теннис
  • Футбол, баскетбол и др.

Арифметика: 1—4 класс

Природоведение: 1—4 класс (сейчас 5 класс, не везде).

Черчение (5—9 классы). Изучается на усмотрение руководства школ.

Обществоведение или Человек и общество (ЧиО): 5(9)—11 класс

Родная литература: 1—4 класс (только в республиках со своим языком)

На краеведении ученики изучают историю и литературу своего края.

На классном часе ученики обсуждают проблемы и успехи в школе, в начальной школе — записывают домашнее задание. Классный час обычно проходит раз в неделю, и, как правило, не учитывается в составе предельно допустимой нагрузки.

На психотренинге ученики решают интеллектуальные задачи и задания.

Учебным планом могут быть предусмотрены элективные курсы, которые выбираются учащимися из определённого набора.

1. ФЛС — философия 2. КЛТ — культурология 3. ПЛТ — политология 4. АНС — антропософия 5. ТЕО — теософия 6. ТЕЛ — теология 7. УПР — управление 8. ЭКН — экономика 9. ИСТ — история 10. ЦЛ — социология 11. ПСХ — психология 12. ПДЛ — педология 13. МТМ — математика 14. ЛОГ — логика 15. ИНФ — информатика 16. ЛНГ — лингвистика 17. ИЯЗ — иностранные языки 18. РЯЗ — родной язык19. ЕСТ — общее естествознание 20. ФЗК — физика 21. ХИМ — химия 22. БИО — биология 23. ФЗО — физиология 24. ЭКЛ — экология 25. ЭТЛ — этология 26. ВЛО — валеология 27. АСТР — астрономия 28. ГЕО — геология 29. ГРГ — география 30. МХК — мировая худ. Культура 31. МУЗ — музыка 32.ЛТР — литература 33. ИЗО — изобразитель­ное искусство 34. ФЛК — фольклор35. ДЗН — дизайн 36. АРХ — архитектура 37. ТЕХ — технология 38. ТТМ — теория машин и механизмов 39. МРК — маркетинг 40. ТКОО — теория кооперации 41. ПДГ — педагогика 42. ФЗК — физкультура 43. МТД — методика 44. ВНС — стратегия войн 45. ПТН — патентоведение 46. ОП — Общее социальное право 47. ПРВ — школьное право 48. ВЧТ – вычисли­тель­ная техника

Предлагаемый перечень не претендует на исчерпывающую полноту учебных дисциплин университетского образования. Вместе с тем, этот список отражает основное содержание культурно оформленного знания о жизни человечества. Несомненно, решение о наборе конкретных учебных дисциплин и курсов обучения, определяется коллективом Центра по рекомендациям ментора и в соответствии с ситуацией. В данном случае необходимо учитывать возможности финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение деятельности Центра необходимо предусматривать как многоканальное. Центр как конкретное социальное лицо может пользоваться самыми разными источниками финансирования вплоть до филантропических пожертвований. В нашем проекте укажем лишь основные источники, без наличия которых реализация проекта практически невозможна:

а) Государственный бюджет, выделяемый в качестве обеспечения организационного функционирования Центра по выполнению государственного заказа;

б) Бюджетные ассигнования на научные, проектные и практические разработки, выделяемые по системе Федеральных целевых и научно-технических программ, Региональных программ развития, "Грантов" от фондов на НИПы, осуществляемые Временными творческими коллективами Центра.

в) Ассигнования, выделяемые Центру учредителями;

г) Финансирование отдельных направлений деятельности Центра заинтересованными спонсорами;

д) Банковские и другие кредиты прибыльной деятельности Центра.

Достаточный объем финансирования деятельности Центра позволит ему создать главное для обеспечения полноценного образования студентов: материальные обстоятельства их жизни.

Техническое обеспечение деятельности Центра антропотехники — это дома и стены, это полы и потолки, метры и кубы воздуха, это столы и стулья, светильники, доски и проекторы — это предметная среда образования взрослых. Основное содержание нашего проекта в части технического обеспечения может быть сведено к простой формуле: обстоятельства обучения взрослых людей должны быть технически современными и эстетически совершенными. Некрасивый самолет действительно не летает. Это не метафора — это правда. Человек, образованный в безобразных условиях никогда не буде образован — он останется человеком безобразным.

Следует заметить, что во всех системах ресурсного обеспечения всегда имеются возможности взаимной компенсации. Уровень кадрового обеспечения может компенсировать недостатки возможностей технического обеспечения дополнительного образования. Этому есть примеры. Даже при наличии совершенно плохих материальных условиях образования на Философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 60 годов на этом факультете формировалась современная элита гуманитарного сознания. Дело в том, что не смотря на ужасный туалет и плохие аудитории студенты получали возможность встречаться с В. Асмусом и Ж. Пиаже, Т. Айзерманом и В. Поршневым, Н. Бернштейном и А. Лурия, И. Петровским и А. Леонтьевым. “Кадры решают все” — это не сталинский лозунг — это человеческая мудрость.

Кадровое обеспечение, как это очевидно из предыдущего абзаца, создается за счет привлечения к работе на площадках центра профессоров высшей квалификации (заметим: дело не в дипломе, а в квалификации).

Кадровый потенциал Центра могут составить ученые, профессора, и специалисты, работающие в системах: академической науки, университетского образования, авторских школах, инновационных фирмах, общественных объединениях и частных фирмах. Для центров дополнительного образования, создаваемых на пространствах нашей страны, кадровый потенциал организации может быть создан за счет приглашения профессоров и их включения в составы научного и специализированных советов.

Кадровый состав центра может формироваться по двум основным линиям кадрового набора: во-первых, по принципу известности имени, школы, организации и, во-вторых, по оценке со стороны студентов первых демонстрационных занятий того или иного профессора. И тот, и другой принцип одинаково эффективны при наличии коллектива, сплоченного вокруг проектной идеи [38].

Научное обеспечение деятельности центра уже есть. Оно обеспечено заделом в решении проблем: комплексной организации наук о человеке (эргономика В.Зинченко, или современная антропология А.Тюкова), комплексной эргономической экспертизы социальных проектов и комплексной общественной экспертизы (В.Мунипов, А.Тюков), высшего профессионального гуманитарного образования (А. Вербицкий, И. Зимняя), дидактики развивающего обучения (В.Давыдов, Н. Талызина). На современном уровне является разработанным организационный механизм непрерыв­ного программирования комплексных социально-экономических проек­тов и формы организации инновационной деятельности в сфере обра­зования (Е. Подосенова, А. Тюков). Разработанными и практически апробированными являются новые формы и активные методы высшего образования с использованием интенсивных технологий (Ф. Василюк, Ю. Громыко, И. Ильясов, А. Тюков). Проблема научного обеспечения деятельности Центра состоит не только в формировании фундаментальной библиотеки названных и многих других работ (хотя она тоже нужна) и не столько. На сегодняшнем этапе это проблема формирования коллектива кафедры из ученых, способных к межпрофессиональной коммуникации и владеющих современным фундаментом наук о человеке.

Информационное обеспечение.Авторы проекта располагают банком данных по основным концепциям комплексных разработок и кадров, привлечение которых обеспечит развитие Центра. Кроме того к информационному обеспечению центра могут быть привлечены разработки по банкам данных в области общественных наук ИНИОН РАН (П. Малиновский) и ГБ им. К.Д. Ушинского. Решение этой задачи в современных условиях тесно связано с формированием сетей компьютерного информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения необходимо выделить два аспекта: создание собственных фондов и организация постоянного информационного взаимодействия как внутри университета, так и между университетами в системе высшего образования. Однако в современной ситуации в системе высшего образования именно формы оперативного взаимодействия оставляют желать лучшего.

Прогноз последствий.Состояние системы управленческого обеспечения развития “предмета” программной деятельности полностью и без остатка определяют эффективность контроля выполнения плана и достоверность предвидения результатов реализации всей Программы в целом. Таким образом, в циклах от выбора ценностей до оценки результатов реализации направлений программы осуществляется непрерывный процесс социального взаимодействия образованных и образовывающихся людей — процесс проблематизации жизненных обстоятельств в движении к будущему и развитие программы и человека: процесс непрерывного программирования человеческого развития.

Фундаментальные знание о процессах образования человека в периоды взрослости и зрелости, которые могут быть положены в основу реализации предлагаемой программы, сформированы и сформулированы. Специально мы их рассмотрим в следующем разделе. Эти знания конституируют корпус теоретических разработок в конкретных системах психологических и педагогических наук, осуществляемых в рамках комплексного подхода к изучению человека — современной общей антропологии.

В заключении еще раз напомним, что проблема управленческого обеспечения создания и развития решается в подсистеме организации всего процесса специальной подготовки в Центре. Образование в центре должно стать соединением, комплексом исследовательской, проектной и практической деятельности студентов. Всякий университет готовит мастеров и докторов, иначе он не может носить название Университета.

Таким образом, подсистемы кадрового, научного и мы можем сказать, информационного обеспечения тесно связаны между собой. Эта связь — есть связь людей, принимающих предлагаемый проект как свой собственный. Принятие данного проекта общественными и конечно государственными деятелями региона является не только условием его успешной реализации, но и единственным критерием его социальной реальности.

Все сказанное — это опыт реализации современной технологии социального проектирования, а именно, “непрерывного программирования” человеческой профессиональной жизни в сфере образования, осуществленного автором в ГКНТ (1985), АН СССР (1989-1990), Министерстве образования Российской Федерации (1990-95) годах.

Все предлагаемые разработки направлены на достижение двоякой, но единой цели: во-первых, восстановление функций сферы образования в мировой цивилизации, а именно: воспроизводство жизни, как всего человечества, так и отдельного человека, во-вторых, возрождение действительного и полноценного образования на огромных пространствах России.

Всех, кто разделяет идеи гуманизма в образовании человека и для кого безусловной ценностью остается сохранение жизни человечества на земле, этими документами мы приглашаем к объединению, вне зависимости от конкретных профессиональных или гражданских интересов, вне зависимости от политических или религиозных взглядов, вне зависимости от статуса и общественного положения. Мы глубоко уверены в том, что если мы будем разделять общечеловеческие ценности, то никакие различия не помешают нам, понимая друг друга, создать и осуществить комплексную программу развития образования. Наш опыт комплексного программирования позволяет оставаться в этой уверенности.

Результатами этой программы станет создание социо-культурных условий начала выхода человечества из мирового кризиса образования, а значит и надежды на разумное разрешение социально-политических кризисов современной истории.

Комплексные программы, их разработка, создание и реализация являются такими общественными формами, которые объединяют все элементы социальных процессов в единый механизм и, главное, создают практически осмысленную систему сотрудничества субъектов социального взаимодействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Список наук — … Википедия

Наука — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

Политология — (греч. πολιτικός от греч. πολίτης гражданин, далее от греч. πόλις город; др. греч. λόγος … Википедия

Физика — Примеры разнообразных физических явлений Физика (от др. греч. φύσις … Википедия

Химия — У этого термина существуют и другие значения, см. Химия (значения). Химия (от араб. کيمياء‎‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца «черная… … Википедия

География — У этого термина существуют и другие значения, см. География (значения). География: (др. греч. γεωγραφία, землеописание, от γῆ Земля и γράφω пишу, описываю) единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акц … Википедия

Информатика — (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science компьютерная наука в США, англ. computing science вычислительная наука в Великобритании) наука о способах… … Википедия

Сравнительная политология — одно из направлений политологии (политической науки ). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит еще одно название этого направления компаративистика (от англ. compare сравнивать). Сравнительная… … Википедия

- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Образовательные учреждения, при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.

— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;

— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается. Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Таблица 1

Примерный учебный план основного общего образования

Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Общественно-научные предметы История
Обществознание
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3,5 21,5
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Изучение истории в школьном курсе выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия - человек, личность в истории.

ИСТОРИЯ(название предмета) Запись в журнале
Класс История России Всеобщая история
Что изучает история – 1 ч. единая страница
История древнего мира – 68 ч.
История России (с древнейших времен до конца XV в.) – не менее 40 ч. История средних веков – не менее 28 ч. единая страница
История России (XVI -XVIII вв.) – не менее 44 ч. Новая история (XVII-XVIII вв.) - не менее 24 ч. единая страница
История России (XIX в.) – не менее 42 ч. Новая история (XIX в.) – не менее 26 ч. единая страница
История России (XX - начало XXI вв.) – не менее 68 ч. Новейшая история (XX в.) - не менее 34 ч. единая страница

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизацияизучения событий в России и в мире;

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.). Важное значение имеет прослеживание внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных связей

При составлении рабочих программ по истории и обществознанию необходимо руководствоваться Примерными программами по истории 5-9 кл., Примерными программами по обществознанию 5-9 кл. ФГОС. В отличие от примерных программ ГОС 2004 г. примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению количества часов на изучение той или иной темы в рамках часов, отведенных на изучение курса. Основное содержание курса – фундаментальное ядро, которое сохраняется во всех случаях, независимо от того по каким УМК работает учитель и отражено в примерных программах ООО.

Тематическое планирование делается в соответствии с тем учебником, по которому будет осуществляться обучение.

Перечень рекомендованных учебников содержит завершенные предметные линии. Перечень допущенных учебников содержит учебники незавершенных предметных линий.

Следует обратить внимание на то, что Федеральные перечни на 2013-2014 уч. год разделены на списки учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО 2010 г.) и содержание которых соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ГОС 2004 г.). Это связано с переходным этапом на новые образовательные стандарты (перечень общеобразовательных учреждений для работы в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).

При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование метапредметных и личностных результатов. А также это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Подробная информация о современных УМК по истории и обществознанию (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

Учебно-методическое обеспечение обязательной части ООП включает в себя: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

Вариативная часть программы (учебные, развивающие, интегративные курсы, образовательные модули, внеурочная образовательная деятельность) сопровождается методическим обеспечением (план - графиком, расписанием, цифровыми ресурсами, материалами для учащихся и педагогов и т.п.).


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

ВЫБОР УМК ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы.

Обновление содержания исторического и обществоведческого образования происходит с учетом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания, ориентации на комплекс умений, лежащих в основе компетенций. Данный этап развития российского образования характеризуется постепенным переходом на ФГОС ООО.

В период перехода на стандарты второго поколения особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС ООО, в том числе принципам системно-деятельностного подхода.

В преподавании истории и обществознания, также как и других предметов, образовательное учреждение и учитель имеют право выбора УМК, при этом ориентируясь на нормативно-правовую базу системы образования, в том числе и на ФПУ, утверждаемый Министерством образования РФ.

Выбор УМК в 2015-2016 учебном году на мой взгляд имеет существенные особенности:

В ФПУ данный курс предложен линиями учебников издательств:

3. Курс Всеобщей истории для 5 кл.представлен линиями учебников издательств:

4. Особые изменения в ФПУ произошли с учебниками по Отечественной истории.

- структуру федерального перечня учебников;

- основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

- критерии и порядок проведения обязательной экспертизы учебников;

- форму экспертного заключения;

- основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

8. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Для каждой из экспертиз определены жесткие требования, среди которых:

а) принадлежаность к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания .

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной и педагогической экспертиз.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

Порядок определяет сроки подачи учебников для экспертизы, необходимые документы, сроки прохождения экспертизы. В соответствии с результатами экспертной оценки учебники учебник может быть включен в ФПУ, а может быть и исключен из Перечня.

19. Для включения в федеральный перечень учебников в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников, в Минобрнауки России направляются необходимые материалы, в том числе::

методическое пособие для учителя;

положительные экспертные заключения по результатам педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы 2 .

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

24. Федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года.

25. Учебник может быть исключен из федерального перечня учебников по следующим основаниям: нарушение процедуры прохождения экспертизы, сроков подачи материала, при соответствующей экспертной оценке, при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и др.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

18 февраля 2015 года состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. Главной темой состоявшегося обсуждения были изменения, внесенные в порядок формирования федерального перечня учебников.

В дискуссии приняли участие Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, управляющий вице-президент Российского книжного союза Леонид Палько.

Согласно внесенным в порядок формирования Федерального перечня учебников изменениям с 1 января 2015 года все учебники федерального перечня должны иметь электронную форму, а учебники истории России – пройти научную историко-культурную экспертизу, которая определит соответствие их содержания концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Изучив условия и реализацию проведения историко-культурной экспертизы действующих учебников и новых учебников истории России, члены совета единогласно приняли решение поручить эту работу Российскому историческому обществу, как организации, принимавшей непосредственное участие в разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Совет также определил сроки, в течение которых издательства должны представить все необходимые документы о прохождении экспертизы как вновь разработанными учебниками истории, так и уже входящим в федеральный перечень.

Также на повестку заседания был вынесен вопрос организации экспертизы электронных форм учебников.

Согласно установленным нормам, электронные варианты учебников должны в полном объеме содержать иллюстрации, имеющиеся в печатном оригинале, мультимедийные и интерактивные элементы (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты). Кроме того, формат такого учебника должен быть общедоступен, без лицензионных ограничений и адаптирован для трех или более операционных систем, в том числе – двух мобильных. Предполагается также, что пособия могут использоваться как с подключением к интернету, так и автономно, а так же, работать в связке с интерактивными досками и планшетами.

По итогам обсуждений члены совета приняли решение о проведении педагогической и общественной экспертизы электронной формы учебников, входящих в федеральный перечень учебников..

С 20 по 25 марта 2015 г. Российское историческое общество провело прием заявок на проведение экспертизы, по результатам которого на экспертизу представлено 8 завершенных предметных линий учебников истории России от следующих издательств:

26 марта состоялось заседание Комиссии РИО по научной историко-культурной экспертизе учебников истории России под председательством сопредседателя РИО академика РАН А.О. Чубарьяна. Члены Комиссии утвердили план и сроки проведения экспертизы в период с 30 марта по 12 апреля 2015 г.

15 мая 2015 г. состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. По результатам заседания были определены:

перечень учебников истории России, на которые не представлены положительные экспертные заключения по результатам научной историко-культурной экспертизы учебников (Приложение 1);

перечень учебников истории России рекомендованных для включения в федеральный перечень учебников (Приложение 2);

перечень учебников для направления на повторную экспертизу электронных форм учебников ( Приложение 3);

перечень учебников, для которых не представлены электронные формы учебников и положительные экспертные заключения (Приложение 4);

список учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ (Приложение 5).

список учебников, упоминаемых в обращениях граждан и организаций по вопросам о качестве учебников, включенных в федеральный перечень (Приложение 6);

Результаты экспертизы были отражены в Протоколе заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки РФ №НТ-16/08пр.

5 .Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 25

6. Однако необходимо отметить, что, согласно этому же приказу Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”:

Читайте также: