Управленческую деятельность на коллегиальной основе осуществляет кто

Обновлено: 30.06.2024

Коллегиальность в управлении – это не единоличность руководства, различные формы участия работников в решении проблем и задач, стоящих перед организацией, в принятии решений.

Различают вертикальную и горизонтальную формы коллегиальности в менеджменте.

Горизонтальная коллегиальность – это групповое обсуждение проблем, непосредственно связанных с выполнением должностных обязанностей участников, находящихся в сферах их компетенции.

Вертикальная коллегиальность – это участие работников нижестоящих уровней в постановке, обсуждении, принятии решений по вопросам, входящим в компетенцию вышестоящих уровней.

На рис. 16.5 приводятся формы коллегиальности с примерами её реализации на практике.

Приведем два примера наиболее часто встречающейся реализации горизонтальной коллегиальности в организации – это Совет при руководителе и совещание. На схеме, представленной на рис. 16.6 описывается порядок формирования состава этих органов. Как видно из схемы, Совет при руководителе формируется исключительно из руководителей – специалистов, могут включаться и другие высококвалифицированные функциональные специалисты. Совет решает стратегические проблемы развития организации. Совет собирается для своей работы на регулярной основе. Совещание, напротив, собирается по необходимости для решения возникшей проблемы, или плановой задачи. Состав совещания предполагает участие в нем работников, практически любого уровня, владеющих ситуацией и способных внести вклад в разрешение проблемы или решение задачи.

В табл. 16.1 приводятся основные отличия Совета при руководителе и совещания по выполняемым функциям, решаемым задачам и составу участников.

Советы и совещания должны работать эффективно. Основной критерий эффективности, видимо, связан с качеством решения проблем, стоящих перед тем или иным органом. Однако одним из важных, хотя и второстепенных факторов эффективности является время, затраченное на проведение совещания или заседания Совета. Надо иметь в виду, что участники работы коллегиальных органов на это время отвлекаются от основных своих профессиональных обязанностей.

Различия в деятельности Совета при руководителе и совещания

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТ СОВЕЩАНИЕ
Функция Помогает выработке стратегии деятельности и политики, обсуждает общие вопросы Обсуждает пути решения конкретной проблемы
Состав участников Формируется по должностному принципу Формируется из числа наиболее компетентных и способных к групповой работе сотрудников
Периодичность функционирования Собирается регулярно Собирается по мере необходимости

На рис. 16.7 приводится эмпирический график способности участников к восприятию информации и выработке управленческого решения по проблеме. Как видим, эта способность со временем снижается, минимум активной работы приходит примерно через полтора часа, затем активность участников возрастает, но эта активность носит отрицательный характер (обсуждаются вещи не связанные с проблемой). Отсюда очевидный вывод - продолжительность заседания не должна превышать одного часа.

Эффективность совещания зависит и от числа участников. Эмпирические данные (рис. 16.8) свидетельствуют о том, что их число не должно превышать 10 человек, рост этого количества не повышает отдачу, т.к. ухудшается управляемость работой органа.

Проведение совещаний и Советов нужно тщательно готовить – должна прорабатываться повестка совещания, точно определяться время и место проведения, система оповещения участников, определяться роли, исполняемые основными участниками коллегиального органа.

Роли, желательные для исполнения участниками группового обсуждения:

1. Председатель – ставит задачи, следит за соблюдением процедур обсуждения, принимает решение;

2. Ускоритель решения – ведет обсуждение, объединяет мнения и идей в проекте решения;




3. Генератор идей – поставляет группе оригинальные мысли и предложения;

4. Судья – оппонирует высказываемым идеям и предложениям, взвешенно и объективно анализирует их;

6. Доводчик – человек, одержимый деталями, обращает внимание участников и проверяет лично каждую деталь проекта решений;

7. Практик-организатор – планирует и организует выполнение принятого решения, готовит необходимые документы;

8. Душа группы – способствует установлению дружественных отношений и гармонии в группе, препятствует возникновению напряженности и конфликтов.

Важным оказывается и время суток планируемого проведения совещания, оно так же влияет на эффективность его работы. Опытные данные свидетельствуют о том, что в течение суток активность интеллектуальной деятельности человека меняется (рис. 16.9). Как следует из графика, имеется два пика работоспособности человека – в районе 10 часов утра и с 16.00 до 19.00. Первый всплеск должен сопровождать основную профессиональную деятельность человека, а вот второй – вполне подходит для проведения совещаний, Советов, работы кружков качества (если позволяет режим предприятия) и т.д.

Цель изучения темы – получение системных знаний по кругу вопросов организации и механизма функционирования исполнительных органов АО, не получившему еще широкого распространения в российской экономике, вопросов управления акционерными обществами в целях реали­зации ими стратегически важных задач.

Задача:

Изучить основные нормативные документы, посвященные полномочиям: генерального директора и исполнительного коллегиального органа, полномочиям и квалификации управляющего; составу и порядку работы исполнительных органов.

5.1. Полномочия генерального директора; полномочия исполнительного коллегиального органа; полномочия и квалификация управляющего

Исполнительные органы осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они реализуют стратегические указания совета директоров и (или) общего собрания и являются важнейшей частью структуры управления обществом.

Согласно Закону об АО, к исполнительным органам относятся:

  • единоличный исполнительный орган, т. е. директор или генеральный директор (далее — генеральный директор);
  • коллегиальный исполнительный орган (т. е. правление или дирекция, далее — правление), состоящий из генерального директора и одного или нескольких членов (менеджеров).

Полномочия генерального директора


Устав общества должен определять полномочия коллегиального исполнительного органа по:

  1. разработке документов, касающихся приоритетных направлений дея­тельности общества;
  2. разработке финансово-хозяйственного плана;
  3. утверждению внутренних документов общества;
  4. одобрению сделок на сумму 5 и более процентов стоимости активов общества, что сопровождается требованием о незамедлительном уведомле­нии о таких сделках совета директоров;
  5. одобрению сделок с недвижимостью и получения кредитов, которые не относятся к обычной хозяйственной деятельности общества;
  6. назначению руководителей филиалов и представительств общества;
  7. одобрению вопросов повестки дня общих собраний акционеров дочер­них обществ, единственным участником которых является общество, если эти вопросы не отнесены к компетенции совета директоров общества;
  8. назначению лиц, представляющих общество на общих собраниях дочер­них обществ, единственным участником которых является общество, и выда­че им инструкций для голосования на общих собраниях;
  9. выдвижению кандидатур генерального директора, членов правления, управляющего, членов совета директоров, а также кандидатур в иные органы управления организаций, участником которых является общество;
  10. утверждению правил внутреннего трудового распорядка;
  11. утверждению должностных инструкций для всех категорий работников общества;
  12. утверждению условий трудовых договоров с руководителями среднего звена;
  13. утверждению решений о заключении коллективных трудовых договоров.

Общее собрание может передать полномочия генерального директора управляющему на основании письменного договора.

Управляющий выполняет функции генерального директора и отчитывается перед советом директоров и общим собранием. Закон об АО не устанавливает требований в отношении договора с управляющим, помимо того, что председатель совета директоров или другое уполномоченное лицо подписывает договор с управляющим от имени общества.

5.2. Состав исполнительных органов

Функции и состав коллегионального исполнительного органа устанавливаются уставом общества.

Корпоративная практика в России

Коллегиональный исполнительный орган российского акционерного общества обычно состоит из генерального директора и пяти-семи других членов (см. рис. № 2).

Коллегиональный исполнительный орган должен соответствовать потребностям общества и в этой связи может иметь различный состав.

Число членов коллегиального исполнительного органа


  1. только лица, обладающие полной дееспособностью, могут являться членами исполнительных органов. Это означает, что такое лицо должно быть способным своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их;
  2. юридическое лицо не может быть членом исполнительного органа;
  3. председатель совета директоров не может быть генеральным директором;
  4. члены ревизионной комиссии не могут входить в состав испол­нительных органов;
  5. члены счетной комиссии общего собрания не могут входить в состав исполнительных органов;
  6. генеральный директор (член коллегиального исполнительного органа) общества может быть одновременно членом исполнительных органов или совета директоров другой организации только с согласия совета директоров общества.

5.3. Образование и прекращение деятельности исполнительных органов

Закон об АО предоставляет определенную свободу действий в отноше­нии того, кто избирает исполнительные органы. Он предусматривает следу­ющие варианты:

- генеральный директор и члены правления избираются общим соб­ранием;

- генеральный директор и члены правления назначаются советом ди­ректоров, если это предусмотрено уставом;

- генеральный директор избирается общим собранием, а члены прав­ления назначаются советом директоров, если это предусмотрено уставом.

Выборы в исполнительные органы общества на общем собрании предоставляют акционерам право решить, кто должен руководить обществом. Это наилучшим образом защищает права акционеров, поскольку они не только голосуют за исполнительных должностных лиц общества, но также имеют право предлагать кандидатуры на эти должности. В Кодексе ФКЦБ рекомендуется, чтобы избрание исполнительных органов осуществлялось общим собранием.

Информация о кандидатах в исполнительные органы должна быть предоставлена акционерам до проведения общего собрания.

Закон об АО не запрещает акционерам избирать членов исполни­тельных органов на общем собрании, которое проводится без совместного присутствия акционеров. Члены исполнительных органов могут избираться на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования.

В случае если число членов правления становится меньше кворума, определенного уставом или внутренним документом общества, совет дирек­торов должен:

  • созвать внеочередное собрание для избрания нового правления;
  • назначить временное правление.

Общее собрание вправе досрочно прекратить полномочия образо­ванных им исполнительных органов. Решение о прекращении полномочий членов исполнительных органов принимается большинством голосов акци­онеров, участвующих в общем собрании. В случае если создание исполни­тельных органов отнесено уставом к компетенции совета директоров, общее собрание не имеет права прекращать полномочия исполнительных органов.

Исполнительные органы назначаются советом директоров, и он может прекратить их полномочия в любое время. Однако общество должно соблюдать трудовые договоры, требования об уведомлении, обосновании и возможном выходном пособии.

5.4. Порядок работы исполнительных органов; голосование на заседаниях коллегиального исполнительного органа, протокол заседаний коллегиального исполнительного органа

Уставом и внутренними документами устанавливаются:

  1. сроки проведения заседаний правления;
  2. порядок организации и проведения заседаний правления;
  3. порядок принятия решений на заседаниях правления.

Для принятия решений правлением необходимо, чтобы за них проголосовало простое большинство его членов, принимающих участие в заседании, если уставом или внутренними документами не установлено большее число голосов. Законом об АО не предусмотрено, чтобы какие-либо решения правления принимались квалифицированным большинством голосов.

Закон об АО запрещает передачу права голоса одним членом правления другому. Каждый член правления имеет один голос. Уставом может предусматриваться, что в случае равного числа голосов председатель правления обладает решающим голосом.

5.5. Обязанности и ответственность членов коллегиального исполнительного органа

Члены исполнительных органов несут те же самые обязанности в отношении заботливости и лояльности, что и члены совета директоров, и на них распространяются такие же нормы ответственности, как и на членов совета директоров, если уставом, внутренними документами общества или договором не установлены более строгие нормы.

5.6. Оценка ре­зультатов деятельности и вознаграждения членов коллегиального исполни­тельного органа

Регулярная оценка результатов деятельности исполнительных органов является важным инструментом контроля. Такая оценка помогает создать систему постоянного анализа и совершенствования работы общества.

Вознаграждение, выплачиваемое членам исполнительных органов, является важным фактором с точки зрения привлечения талантливых менеджеров. Тем не менее, чрезмерный размер такого вознаграждения нередко воспринимается как необоснованная привилегия, обусловленная наличием власти.

Законодательство требует, чтобы общество заключало договоры с гене­ральным директором и членами правления. Договоры с генеральным дирек­тором и членами правления должны содержать следующие данные:

  1. фамилию, имя, отчество генерального директора или члена правления;
  2. наименование общества;
  3. место работы;
  4. дату начала работы по договору;
  5. срок договора;
  6. права и обязанности генерального директора или члена правления;
  7. права и обязанности общества;
  8. условия оплаты труда;
  9. иные существенные условия.

Выводы

  1. Важнейшим исполнительным органом АО является правление или единолично генеральный директор.
  2. В своей деятельности правление подотчетно общему собранию акционеров и совету директоров.
  3. В своей практической деятельности правление руководствуется законами страны пребывания АО (гражданским и уголовным кодексами, законом об АО и др.); международными законодательствами, связанными с вопросами практической деятельности; уставом АО; постановлениями общего собрания акционеров и совету директоров.
  4. Цель деятельности правления (генерального директора) - обеспечение высокого уровня организации и управления текущей работой и как результат – успешной работы АО.

Вопросы для самопроверки

  1. Существует ли в обществе четкое распределение полномочий между акционерами, советом директоров и исполнительными органами?
  2. Создан ли в обществе коллегиальный исполнительный орган? Проводится ли в уставе четкое разграничение между полномочиями генерального директора и полномочиями правления?
  3. Четко ли члены исполнительных органов осознают свою обязанность действовать в интересах общества, разумно и добросовестно? Принимает ли совет директоров меры для обеспечения того, чтобы члены исполнительных органов, не выполняющие указанной обязанности, привлекались к ответственности?
  4. Регулярно ли анализируется эффективность работы исполнительных органов на основе соответствующих показателей? Оценивает ли совет директоров их работу ежегодно или чаще? Учитывает ли совет директоров эффективность деятельности членов исполнительных органов при решении вопроса о размере выплачиваемого им вознаграждения?

БИБЛИОГРАФИЯ

Основная:

  1. Пособие по корпоративному управлению: в 6 ч. / Д. Карапетян, Т. Иванова и др.; подготовлено и опубликовано Международной финансовой корпорацией и Министерством торговли США. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

Ч. I: Введение в корпоративное управление. – 2004. – 92 с.

Ч. II: Совет директоров и исполнительные органы общества. – 2004. – 140 с.

Словосочетание "коллегиальный орган управления" довольно часто мелькает в СМИ, в деловой литературе, в документации. Попробуем детально разобраться, что же оно означает в общем, а также в узких специализациях.

Общее значение

В наиболее широком смысле коллегиальный орган управления - это организация исполнительной власти, в которой основные проблемы и вопросы решаются путем совместного обсуждения, дискутирования, учета мнения каждого из членов коллегии. Правильным считается то решение вопроса, за которое высказывается большинство. Затем данное решение оформляется в виде правового акта и подтверждается подписью председателя коллегии. Примером такого органа может служить Правительство РФ.

коллегиальный орган управления - это.

Виды коллегиальных органов

В целом органы власти делятся на единоличные и коллегиальные, в зависимости от числа ответственных лиц. Коллегиальность, в свою очередь, подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная коллегиальность - такой тип, при котором нижестоящие должностные лица участвуют в обсуждении вопросов и проблем, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц.

Горизонтальная коллегиальность - такой тип, при котором групповое обсуждение проблем происходит только кругом лиц, имеющих компетенцию на их решение.

Коллегиальный высший орган управления

Им является орган власти, имеющий самую общую компетенцию и самые широкие полномочия, являющийся главенствующим над другими органами управления. В современной российской системе власти им можно назвать Правительство. А, скажем, в Банке России высшим коллегиальным органом управления является Совет директоров.

коллегиальные органы государственного управления

Но таким главным подразделением управления могут еще обладать, к примеру, коммерческие и некоммерческие организации. Там основное предназначение, которым может обладать коллегиальный орган управления, - это ответственность за чёткое следование целям, ради которых создавалась организация. Его компетенция распространяется на изменение устава, определение приоритетных линий деятельности, участие в формировании исполнительных органов, решение вопросов, касающихся распоряжения имуществом, утверждение финансового плана, открытие филиалов и представительств, реорганизация и ликвидация организации.

Государственное управление

Коллегиальные органы государственного управления - самостоятельная часть госаппарата, имеющая определенную область влияния, наделенная публичной формой власти. В первую очередь это политическая организация, обязательно обладающая государственно-властными полномочиями. Она обладает правом издавать законные акты, обязательные к исполнению тем, кому эти акты адресованы. Но при этом орган государственного аппарата не наделен правом выходить за пределы своей четко ограниченной компетенции. Немаловажно и то, что данный коллегиальный орган должен и обязан требовать исполнения своих решений, осуществлять надзор за их исполнением. При несоблюдении он имеет право использовать меры принуждения к нарушителям.

коллегиальный высший орган управления

Таким образом, основные черты органа госуправления таковы:

  • он обязательно является частью государственного аппарата;
  • осуществляет от имени государства его функции, цели и задачи;
  • обладает полномочиями государственной власти;
  • это обязательно определенно оформленная ячейка человеческого общества;
  • он образован в порядке, строго прописанном законом;
  • имеет строго разграниченную структуру и степень компетенции;
  • несет ответственность за свою деятельность перед государством;
  • является исполнительно-распорядительным органом власти;
  • осуществляет специфическую форму государственной деятельности - управление.

Управление образовательной организацией

Исходя из третьей части 26 статьи ФЗ №273, в образовательном учреждении обязательно должен присутствовать единоличный управленец - ректор, директор или заведующий. А четвертая часть данного закона предусматривает коллегиальные органы управления образовательной организацией, подразделяющиеся на обязательные и факультативные.

принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.

К. — высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности партийного руководства обоснован в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются Демократический централизм, организационное строение партии, закрепленные в Уставе Коммунистической партии Советского Союза (См. Устав Коммунистической партии Советского Союза). К. — одна из ленинских норм партийной жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на партийных съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену научного руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, которая выражена в партийных решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов, — в этом суть К. партийного руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творческой активности партийных масс — непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора. Принцип К. действует и в других коммунистических партиях.

В государственном управлении социалистических стран используются обе формы К. — совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Народное собрание в Болгарии и др.), правительства (Советы Министров, Государственные советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности некоторых органов отраслевого управления, например государственных комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением основных направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых научно-технических проблем, повышением эффективности научных исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство и др.

В ряде социалистических государств (в том числе и в СССР) существуют коллегии министерств, решения которых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи председателем коллегии, министр вправе провести в жизнь свое единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К. — ведущий принцип деятельности судов социалистических стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на общественных началах: постоянно действующие производственные совещания на предприятиях, научно-технические советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.

Совершенствование работы государственного аппарата, в том числе аппарата управления хозяйством, в социалистических государствах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев государственного и хозяйственного аппаратов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Реальность времени для бизнеса диктует свои особые условия. Российское сообщество претерпевает множество изменений, которые касаются истоков управления, регулирования климата компании, а также внедрения современных бизнес-процессов в ежедневное использование. Все это, несомненно, накладывает свой отпечаток на форму правления компанией.

Обсудим преимущества коллегиального управления с председателем управляющего совета Фонда Директоров Ассоциации Независимых Директоров – Николаем Рассудовым. Член совета директоров считает, один в поле — не воин, поэтому сегодня готов раскрыть возможности регулирования бизнес — климата с помощью коллегиального управления.

Николай, вспомним историю, где авторитарное управление государством было нормой. А что сейчас? Какие формы правления чаще всего выбирают компании?

Как в управлении государством, так и при управлении бизнесом всегда более эффективными оказываются модели управления, вовлекающие в принятие решений группу людей. Опыта одного человека, даже самого талантливого и способного, просто не хватает в определённый момент для принятия сложных решений.

Максимально эффективное управление может обеспечивать только коллегиальный совет в котором работают взаимно дополняющие друг друга члены команды и где решение принимается по определенным заранее определенным правилам, позволяющим учесть мнение и вклад каждого участника команды.

Считается, что самой прогрессивной формой организации коллегиального управления компанией является совет директоров. Именно его в конечном счете и выбирают большинство компаний, поскольку организационная структура и методы работы советов директоров оттачивались многолетней практикой миллионов компаний по всему миру в течение десятилетий. Российское корпоративное законодательство очень хорошо отражает как лучшие мировые практики управления, так и текущие реалии бизнеса в России.

Тем не менее, многие владельцы в силу разных причин не готовы полностью расстаться с контролем над их компаниями. В таких компаниях внедряется несколько упрощенный вариант коллегиального управления – консультационный совет. Как следует из названия, такой совет не имеет формальной власти принимать решения и его заключения носят рекомендательный характер.

Какие преимущества появляются у собственников, которые выбрали коллегиальное управление. Возможно, у вас есть примеры, поделитесь.

Первое и самое важное преимущество коллегиального управления состоит в том, что компания начинает управляться более профессионально, а это всегда позитивно отражается как на операционных результатах бизнеса, так и на долговременной его устойчивости. Что, конечно, в свою очередь повышает инвестиционную привлекательность и стоимость компании, делая акционеров богаче.

Не случайно в России по данным компании МакКинси компании, внедрившие функционирующие советы директоров рынок оценивает в среднем на 38% выше.

Второй важный аспект коллегиального управления состоит в том, что, передавая управление профессионалам, владельцы могут отойти от непосредственного операционного управления бизнесом. Это освобождает время акционеров для других проектов и жизненных приоритетов. А при необходимости решает проблему продажи своей доли или её передачи по наследству.

Изначально коллегиальная модель управления бизнесом – это европейский опыт. Скажите, в России возможно успешное коллегиальное управление?

Различий между Россией и другими странами с точки зрения возможности и эффективности коллегиального управления не так уж много. Их методы и способы доказали свою эффективность во всем мире, не зависимо от страны и культуры. Те отличия, который, все же есть, в основном касаются зрелости наших компаний и готовности управленческих структур.

Например, в Великобритании как правило, каждая новая компания открывает счет в банке, регистрируется в налоговой и создает совет директоров одновременно. И делают они это потому что это – нормальная практика, и у участников рынка есть правильное понимание преимуществ коллегиального управления.

И это правило применимо даже для самых рискованных бизнесов на самых ранних этапах их развития. Большинство стартапов в кремниевой долине США одним из своих первых решений приглашает экспертов для участия в коллегиальном органе. И это сильно помогает им как более эффективно развивать бизнес, так и привлекать необходимые инвестиции.

С этой точки зрения Россия сильно отстает от мировой практики. Исторически владение бизнеса у нас сочеталось с управлением. Поэтому для многих компаний внедрение коллегиального управления является новым подходом, меняющим привычное распределении ролей и культурные коды.

Тем не менее, особенно в последние годы, все больше компаний занимаются вопросами повышения эффективности управления и неизбежно приходят к необходимости внедрения коллегиальных методов.

Назовите причины, которые приводят компании к коллегиальному управлению. Почему в определенный момент лидеры одиночного бизнеса принимают решение о создании коллегиального управления?

Как я уже рассказывал выше, причины могут быть самыми разными. Но в основном их можно разделить на две группы: связанные с бизнесом и связанные с личными приоритетами акционера.

Говоря о первой группе причин следует назвать повышение качества управления, контроль менеджмента, развитие в компании необходимых компетенций, необходимость привлечения инвестиций. Отдельной важной мотивацией создания совета часто может стать необходимость приведения в порядок механизма\ принятия решений при наличии нескольких акционеров.

Что касается причин, связанных с личными приоритетами основателей, основных есть две: возможность отхода собственника от операционной деятельности и возможность наследования или продажи своей доли в компании. Только совет директоров может сделать фирму способной устойчиво эффективно прибыльно работать вне зависимости от конкретных людей, вовлеченных в управление, включая, конечно же, основателей.

Подводя итоги сегодняшней беседы, скажите, что предпринять компаниям, чтобы добиться наиболее эффективного управления. Николай, что должно быть определяющим в выборе модели управления?

Отталкиваться от своих интересов и следовать своему собственному пути развития — наверное, таков мой совет.

Но при этом надо помнить, что, скорее всего, в Ваших интересах и в русле Вашего пути сделать бизнес более эффективным и конкурентоспособным.

Помощь компаниям в решении этих вопросов является основной миссией Фонда Директоров АНД.

Читайте также: