Телекоммуникационные каналы как средство обеспечения национальной безопасности рф

Обновлено: 02.07.2024

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Настоящая Доктрина служит основой для:

· формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Информационная война и особенности обеспечения информационной безопасности в современной международной ситуации.

Особенности обеспечения информационной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
Особое значение для нормального функционирования указанных объектов имеет обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях: к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс; к быстрому возникновению и распространению среди них паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.
К специфическим для данных условий направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:
разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Правовая регламентация сертификационной деятельности в области защиты информации.

Полный перечень видов деятельности в области защиты информации, подлежащих обязательному государственному лицензированию, определён в Законе Российской Федерации "О государственной тайне" (№ 5485-1 от 21.07.93) и ФЕдеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" (№ 128 от 8.08.01).
В законе "О государственной тайне" определены лизцензируемые виды деятельности в области защиты информации, содержащей сведения, отнесённые к государственной тайне, а в Законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" - в области защиты конфиденциальной информации.

Начиная с 2002 г. в соответствии с требованиями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (№ 128 от 8.08.01) осуществляется лицензирование видов деятельности, относящихся к защите конфиденциальной информации, в том числе деятельности по технической защите кофиденциальной информации и по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации. В соответствии с постановлением Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (№ 135 от 11.02.02) Федеральная служба по техническому и экспортному контролю определена как лицензирующий орган по указанным видам деятельности.
Постановлениями Правительства РФ "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (№ 290 от 30.04.02) и "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" (№ 348 от 270.05.02) утверждены соответствующие положения, где определены лицензионные требования и условия, перечень документов, предоставляемых соискателем лицензии, а также порядок осуществления полномочий Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в качестве лицензирующего органа.


Для того, чтобы защита информации была максимально эффективна, средства её обработки и защиты должны соответствовать определённым требованиям, подтверждённым объктивной и незвисимой оценкой. Одной из форм такой оценки соответствия требованиям нормативных документов по защите информации является сертификация.
В Законе "О государственной тайне" установлено, что средства защиты должны иметь сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям по защите.
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (№ 24-ФЗ от 20.02.95) предполагает, что все информационные системы и средства защиты информации органов государсвенной власти Российской Федерации и её субъктов, а также других организций, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом, подлежат обязательной серификации.
Постановлением Правительства РФ "О сертификации средств защиты информации" (№ 608 от 26.06.95) были определены федеральные ограны по сертификации: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ФСБ России, Минобороны России, СВР. Координация деятельности систем сертификации средств защиты информации возложена на Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Органы лицензирования в сфере защиты информации и их полномочия.

Деятельность по лицензированию в области защиты информации выполняют ФСБ и ФСТЭК России.

· Разработка и (или) производство средств защиты конфиденциальной информации (в пределах компетенции ФСБ)

· Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

· Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

· Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

· Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

· Предоставление услуг в области шифрования информации

· Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем

· Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

· Разработка и (или) производство средств защиты конфиденциальной информации

Информационная безопасность в системе национальной безопасности РФ.

Наряду с политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью составной частью национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты.

Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом.

К информационным ресурсам относятся:

· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов;

· информационное обеспечение систем управления и связи;

· информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др.

Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Информационная инфраструктура включает:

· информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений;

· информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

· программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления и связи.

Под угрозой безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются:

· все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

· информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети);

· диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

· деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.

К внутренним угрозам, которые будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся:

· нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

· преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность;

· нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся:

· противоправные сбор и использование информации;

· нарушения технологии обработки информации;

· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

· утечка информации по техническим каналам;

· внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информацион­ных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

· нарушение законных ограничений на распространение информации.

Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;

· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

· постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения;

· совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия.

Оценка состояния информационной безопасности базируется на анализе источников угроз (потенциальной возможности нарушения защиты).

Деятельность, направленную на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, называют защитой информации. Объектом защиты является информация или носитель информации, или информационный процесс, которые нужно защищать.

Защита информации организуется по трем направлениям: от утечки, от несанкционированного воздействия и от непреднамеренного воздействия (см. рис. 4.1).

Рис. 4.1. Направления защиты информации

Первое направление – защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками.

Защита информации от разглашения направлена на предотвращение несанкционированного доведения ее до потребителя, не имеющего права доступа к этой информации.

Защита информации от несанкционированного доступа направлена на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может быть: государство; юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо.

Защита информации от технической разведки направлена на предотвращение получения информации разведкой с помощью технических средств.

Второе направление – защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Третье направление – защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Организовать защиту информации – значит создать систему защиты информации, а также разработать мероприятия по защите и контролю эффективности защитыинформации (см. рис. 4.2).

Тема:Понятие национальной безопасности Российской Федерации и её связь с информационной безопасностью.

Перечень литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 09 сентября 2000 года.

Понятие и структура национальной безопасности Российской Федерации

В современном мире проблему национальной безопасности выделены в отдельную отрасль политической науки и политической деятельности, значение которой постоянно растет. От уровня национальной безопасности зависит само существование и развитие человека, общества, государства. Процессы глобализации, усиление единства мира с одновременным углублением его национальной разнообразия, революция в военной сфере привели к изменению угроз и опасностей для человечества, отдельных наций и государств, требует новых подходов к глобальной, международной и национальной безопасности.

Наиболее острой проблема национальной безопасности оказалась для современных посткоммунистических государств. Для него характерны обострения социальных противоречий, которые провоцируют конфликты в различных сферах жизни общества, угрожают его национальной безопасности. Создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности РФ, модернизация ее военной политики в соответствии с требованиями времени является составной частью государственных процессов в РФ. Существование РФ как суверенного и стабильного государства, ее прогрессивное развитие, самосохранения и безопасность невозможны без разработки и внедрения целенаправленной системы политики защиты национальных интересов от внешних и внутренних угроз. Все это обусловливает актуальность проблем национальной безопасности РФ.

Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших, сложных многоаспектных и интегральных явлений общественной и политической жизни. Теория национальной безопасности - это метанаука, которая объединяет прикладные аспекты социальных, военных, гуманитарных, технических, психологических, биологических и других наук с целью исследования сущности, содержания, методов, форм и средств обеспечения безопасности личности и социальных общностей различных уровней. Поэтому при изучении национальной безопасности используют немало категорий, в частности такие: безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, объекты национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, факторы обеспечения безопасности, угрозы, опасность, система обеспечения национальной безопасности, принципы национальной безопасности, функции национальной безопасности и т.п.

Безопасность - это состояние, когда никому, чему-нибудь ничто, и никто не угрожает; в тоже время это и деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и предотвращения угрозы, способной уничтожить материальные и духовные ценности, помешать их прогрессивному развитию. Наличие безопасности является необходимым условием и одним из основных мотивов жизнедеятельности человека, общества, государства и мирового сообщества.

С возникновением национальных государств, преобразованием их в основной субъект международных отношений, безопасность приобрела характер национальной безопасности. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1558 - -1679 гг.) в свое время сказал: национальная безопасность - не просто центр государственнической деятельности, она - главный смысл существования государства. Без нее, считал Гоббс, вообще невозможно любое государство.

Понятие национальной безопасности отражает ведущую роль нации - политического, государственно-общественного сообщества - как носителя интересов развития общества, указывает на то, что национальная государственность остается основной формой политической организации общества, а национальное государство продолжает играть роль важного субъекта международных отношений.




В современном взаимосвязанном, взаимозависимом мире одной из величайших ценностей стала самостоятельная государственность. XX век стал триумфом национальных государств. Если перед Первой мировой войной в мире было 62 независимых государств, 1946 г. - 74, то к концу XX в их число увеличилось более чем втрое, до 193 государств. Национальная безопасность отражает состояние защищенности национальных интересов самостоятельных государств. Игнорирование национальных государств, их суверенитета и интересов - это ошибочный путь, который приводит к конфликтам.

В XX понятия национальной безопасности впервые введено в политический лексикон в послании Т. Рузвельта Конгрессу США в 1904 году, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Основные идеи современного понимания национальной безопасности были изложены в "Законе о национальной безопасности", принятом в США 1947 г. Для обеспечения национальной безопасности предусматривалось решение трех главных задач:

- укрепление координации между внешней, внутренней и военной политикой;

- повышение потенциала и возможностей разведки;

- рационализация "оборонного сотрудничества" с вооруженными силами.

Национальную безопасность в дальнейшем рассматривали преимущественно в военно-политическом аспекте как проблему обороны государства.

Для развития современного человечества свойственно рост национального сознания. В этом явлении отражены не только элементы здоровой реакции на экспансию в мире глобализма, но и подтверждение того, что национальный фактор остается источником исторического прогресса.

Нация - это не преходящая ценность, а современная форма самоорганизации общества, благодаря которой универсальные права человека различных этнических, культурных меньшинств и экономических сообществ приобретают конкретное содержательное наполнение.

В государствах современного мира национальная безопасность стала неотъемлемым атрибутом, своеобразным категорическим императивом их внешней, внутренней и военной политики. На понимание понятия национальной безопасности влияют исторический и политический опыт государств, характер политических режимов, особенности международной ситуации в конкретный исторический период, цели внешней, внутренней и военной политики и т.п.

В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" используются следующие основные понятия:

6. "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

"национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;

"угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

"стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;

"система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности;

"силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

"средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

7. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

ИБ является одним из основных и в настоящее время доминирующих направлений в системе национальной безопасности РФ. Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяются также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности., где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. А информационная сфера (среда) - это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2. Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"). Национальная безопасность РФ Военная безопасность Политическая безопасность Экономическая безопасность Экологическая безопасность Социальная безопасность.СМ вопрос 11

10.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

"национальные интересы Российской Федерации"

"угроза национальной безопасности"

"стратегические национальные приоритеты"

"система обеспечения национальной безопасности"

"силы обеспечения национальной безопасности"

"средства обеспечения национальной безопасности"

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждённая Президентом РФ 09 сентября 2000 года.

Основой организации государственной деятельности в сфере информационной безопасности является национальная политика (доктрина, национальный план, национальная стратегия) информационной безопасности. Этот документ, издаваемый, как правило, главой исполнительной ветви власти (президентом страны) отражает:

-признание государственной властью существенной значимости проблем защиты информации для общества, личности, экономики и самого государства;

-современное понимание общего ландшафта информационной безопасности на национальном уровне: потенциально уязвимые информационные объекты, источники угроз и др.;

-основные направления, в которых государство намерено осуществлять активные действия с целью повышения уровня информационной безопасности на национальном уровне (создание систем безопасности, упорядочивание взаимоотношений различных субъектов, пресечение правонарушений, развитие инфраструктуры и технологий безопасности и т.п.).

Предпосылки развития государственного управления в сфере информационной безопасности.

Основные задачи государственных органов в сфере информационной безопасности, также, как и во многих других сферах, связаны с охраной общественных интересов, предотвращением противоправной деятельности, а также с защитой информации, имеющей государственную важность (военных сведений, информации о космических и ядерных технологиях и т.п.). При этом решение вопросов информационной безопасности в частном секторе экономики, как правило, является прерогативой самих частных компаний и организаций, а вмешательство государства в эту сферу должно быть минимизировано.

Важными для обеспечения государственной безопасности и достижения политических целей являются: вооруженные силы, внешняя разведка, стратегические технологии (например, космические, атомные и военные), государственные финансы, общественная стабильность и некоторые другие. Решению вопросов информационной безопасности в других областях государственными органами, как правило, уделяется меньше внимания.

Деятельность государства в сфере информационной безопасности, как правило, строится на более общих задачах государственной власти, таких как:

• сохранение суверенитета государства;

• сохранение государственной и политической стабильности в стране;

• сохранение и развитие демократических институтов общества, а также обеспечение прав и свобод граждан;

• укрепление законности и правопорядка;

• обеспечение социально-экономического развития страны и устойчивости финансовой системы;

• участие в жизни международного сообщества.

По своей природе факторы, определяющие состояние информационной безопасности и, соответственно, деятельность государства в этой сфере, подразделяются на:

Организационная деятельность государства в сфере информационной безопасности сводится к противодействию различным угрозам:

• внешним, таким как деятельность иностранных спецслужб и вооруженных сил, враждебная экономическая и техническая политика отдельных государств, агрессивные рыночные стратегии крупных международных корпораций и финансово-промышленных групп, незаконная деятельность международных преступных и террористических группировок и т.п.;

• внутренним, таким как деятельность криминальных структур в сфере обращения информации, неправомерные действия государственных структур, халатность или целенаправленные нарушения, допускаемые гражданами и организациями при использовании информационных систем и обращении информации, нарушения в работе информационных и телекоммуникационных систем и т.п.

Таким образом, деятельность государства в этой сфере направлена на нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности с учетом всех факторов, воздействующих как на сами управляющие государственные структуры, так и на информационные системы

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем сопровождаются существенным ростом посягательств на информацию как со стороны иностранных государств, так и со стороны преступных элементов и граждан, не имеющих доступа к ней. Несомненно, в создавшейся обстановке одной из первоочередных задач, стоящих перед правовым государством, является разрешение глубокого противоречия между реально существующим и необходимым уровнем защищенности информационных потребностей личности, общества и самого государства, обеспечение их ИБ. При этом под информационной безопасностью (ИБ) личности, общества, государства и современных автоматизированных и телекоммуникационных систем понимается состояние защищенности информационной среды, соответствующей интересам (потребностям) личности, общества и государства в информационной сфере, при котором обеспечиваются их формирование, использование и возможности развития независимо от наличия внутренних и внешних угроз.

Информационная безопасность определяется способностью государства (общества, личности):

– обеспечить с определенной вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания своей жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития;

– противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации;

– вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения;

– поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретное политическое, материальное и стоимостное выражение. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения ИБ Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.

В любой стране ИБ придается особое значение. В своем развитии эта задача проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности, разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

Важным этапом становления и совершенствования такой системы в нашей стране явился период 70–80-х гг. С началом 70-х гг. в разведывательной деятельности ведущих стран мира началось широкомасштабное применение технических средств разведки. 80-е гг., ознаменовавшись бурным научно-техническим прогрессом, особенно в военной области, дали новые импульсы в дальнейшем наращивании возможностей технических средств иностранных разведок: до 70 % разведывательной информации добывалось в то время с помощью технических средств.

Сложившаяся обстановка потребовала совершенствования системы мер противоборства иностранным разведкам. Задачей государственной важности и одной из составных частей в общей системе мер по сохранению государственной и служебной тайны стало противодействие техническим разведкам.

К началу 90-х гг. произошли качественные изменения в военно-политической и научно-технической сфере, заставившие во многом пересмотреть государственную политику в области защиты информации в целом.

Во-первых, информационные технологии принципиально изменили объем и важность информации, обращающейся в технических средствах ее передачи и обработки. Во-вторых, в России отошла в прошлое фактическая государственная монополия на информационные ресурсы, в частности получило конституционное закрепление право гражданина искать, получать и распространять информацию. В-третьих, прежний административный механизм управления защитой информации стал неэффективен, в то же время необходимость межведомственной координации в этой сфере объективно возросла. В-четвертых, в связи с усиливающимся включением России в международное разделение труда, укреплением экономических, культурных, гуманитарных контактов с другими государствами многие режимно-ограничительные меры, облегчающие защиту информации, например система регионов, закрытых для посещения иностранными гражданами, стали неприемлемы.

В сложившихся условиях с учетом рассмотренных угроз ИБ личности, общества и государства важным является рассмотрение проблем и задач обеспечения ИБ являющейся неотъемлемой составной частью обеспечения национальной безопасности любого государства мирового сообщества на новом этапе своего развития – этапе формирования информационного общества. Известными характерными признаками такого общества является явная обусловленность экономического, социального, научного и всего развития страны широким внедрением новых информационных технологий, обеспечивающих эффективную информатизацию общества, которая, в свою очередь, обеспечивает информационную безопасность общества, в том числе обеспечивает его качественной информацией, информационными продуктами, услугами и знаниями, являющимися сегодня важнейшим стратегическим ресурсом страны. Информатизация личности, общества – это важнейшее, стратегическое направление деятельности государства, определяющее стабильное и безопасное социально-экономическое и политическое развитие и приоритеты во всех сферах, в том числе в информационной и видах деятельности в мировом сообществе. Подтверждением этому являются практические шаги ведущих стран мира и России, что подтверждается принятием ими ряда нормативных правовых актов и иных документов:

– 2000 г. Концепцией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента, в ред. от 10.01.2000);

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция 1 Информационная безопасность как определяющий компонент национальной безопасности россии

Лекция 1 Информационная безопасность как определяющий компонент национальной безопасности россии Учебные вопросы:1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание.2. Основные руководящие документы,

Вопрос 2. Основные руководящие документы, регламентирующие вопросы информационной безопасности

Вопрос 2. Основные руководящие документы, регламентирующие вопросы информационной безопасности Рассматривая Концепцию национальной безопасности России, утвержденную Указом Президента РФ от 17.12.97 № 1300 (в ред. от 10.01.2000), которая отражает названную «Окинавскую хартию

Вопрос 3. Современные угрозы информационной безопасности в России

Вопрос 3. Современные угрозы информационной безопасности в России Согласно Закону о безопасности под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Концепция

Вопрос 1. Особенности информационной безопасности банков

Вопрос 1. Особенности информационной безопасности банков Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная

Вопрос 1. Обобщенная модель процессов информационной безопасности

Вопрос 1. Обобщенная модель процессов информационной безопасности Общими моделями систем и процессов защиты информации названы такие, которые позволяют определять (оценивать) общие характеристики указанных систем и процессов в отличие от моделей локальных и частных,

Вопрос 1. Состояние вопросов обеспечения информационной безопасности

Вопрос 1. Состояние вопросов обеспечения информационной безопасности В настоящее время вопросы ИБ в вузах стали принимать все более актуальное значение. Следует вспомнить, что проблема компьютерных правонарушений зародилась именно в вузах (например, вирус Морриса). По

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Доктрина информационной

2.2. Вилы и источники угроз информационной безопасности

2.2. Вилы и источники угроз информационной безопасности Угрозы информационной безопасности – это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т. д.) объекта с целью изменения его

2.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России

2.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской

Глава 4 ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 4 ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит

4.2. Федеральное законодательство в сфере информационной безопасности

4.2. Федеральное законодательство в сфере информационной безопасности Последовательное развитие законодательства в сфере информационной безопасности определяется необходимостью комплексного подхода к формированию и разработке единой концепции ее правового

4.5. Международное сотрудничество России в области обеспечения информационной безопасности

4.5. Международное сотрудничество России в области обеспечения информационной безопасности Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности – неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других

Читайте также: