Социологию уголовного права развивал кто

Обновлено: 17.05.2024

1) Выделяются три основных направления: просветительно-гуманистическое, классическое, антрополого-социологическое. Внутри уголовно-правовых направлений существуют самостоятельные школы (теории, доктрины). Например, в рамках классического направления образовались неоклассическое направление французского уголовного права (Гизо, Ортолан, Шаво-Эли), германская нормативная школа (Биндинг, Белинг, Франк, Биркмайер) и русская классическая школа (Таганцев, Сергеевский, Кистяковский).

2) Исторически первым сформировалось просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. Оно возникло как реакция на средневековое беззаконие. Заслугой представителей просветительно-гуманистического движения было то, что они выдвинули требование замены системы правосудия, основанной на жестокости и произволе, новой системой, строящейся на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом. Видные представители этого направления, просветители-гуманисты Монтескье, Руссо, Вольтер, Беккариа предложили конкретную программу реформы уголовного права и судоустройства, которая впоследствии послужила основой преобразований правовых систем многих государств.

- Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, философ, юрист, социолог, государственный деятель.

-Труд "О духе законов" (1748), он работал над ним двадцать лет.

- Высказал идеи о законности привлечения к уголовной ответственности, о соответствии наказания преступлению, об экономии уголовной репрессии и неотвратимости ответственности. Эти идеи были впоследствии развиты Ч. Беккариа, другими философами и юристами.

- Чезаре Беккариа - книга "О преступлениях и наказаниях" (1764).

- Предложил позитивную программу уголовно-правовых реформ, которая опиралась на два исходных принципа: гуманизма (уменьшить карательность, сократить СК) и законности (устанавливать преступление и наказания только в законе, которые только законодатель издает).

- Ансельм Фейербах – создал теоретическую основу для разработки институтов вины, покушения, состава, соучастия, которые потом были учтены во многих странах мира.

Некоторые принципы просветителей:

- Формальное равенство перед законом (устранение сословных судов)

- Принцип законности (non bis in idem, nullum crimen nullum poena sine lege)

- Не исследовали личность преступника, но разработали отдельные институты УП.

2) Антрополого-социологическое – появилось в 70-80-х гг. XIX в. в зарубежном уголовном праве в связи с ростом преступности и неспособностью классической школы предложить необходимые меры для борьбы с ней.

Антропологическая школа уголовного права (именно ее чаще всего в зарубежной литературе и называют позитивистской) первоначально возникла в Италии.

- Энрико Ферри Он помимо антропологии еще выделял физические (климат, погода) и социологические факторы. Следовательно, он сказал, что УП должно иметь целью не наказание, а социальную защиту.

- Фридрих фон Лист. Автор теории о целях наказания – и он ввел цель – предупреждение преступлений посредством применения репрессии.

Другой известный "социолог" Ф. фон Лист выразил несогласие с идеей замены уголовного права уголовной антропологией (Ломброзо) или уголовной социологией (Ферри). Он настаивал на сохранении уголовно-правовой доктрины и системы уголовного правосудия. Более того, он выдвинул идею о существовании единой науки уголовного права, которая включает помимо уголовно-правовой догматики криминологию и уголовную политику.

Некоторые особенные принципы и идеи школы:

- Социальная защита.

- Предложили ввести систему специальных судов для НЛ.

- Придумали условное осуждение и условно-досрочное освобождение.

3) Движение новой социальной защиты (Ф. Граматика, М. Ансель) поставило целью пересмотреть основные положения уголовного права и процесса с тем, чтобы выработать рациональную уголовную политику. При этом представители новой социальной защиты в принципе отказались от большого числа теоретических конструкций антропологического, социологического и неоклассического направлений. Вместе с тем, сторонники нового движения признали концепцию социологов о социальной защите и согласились с их отказом от классического понимания наказания как ответственности за "нравственную" вину. Однако они не уставали подчеркивать существенное различие между первым вариантом "социальной защиты" и "новой социальной защитой".

Основным лозунгом новой социальной защиты стала его "деюридизация". В отличие от позитивистов Ломброзо, Ферри и других, требовавших полного отказа от уголовного права, сторонники нового движения согласны с сохранением уголовного права, но при определенных условиях. В вопросе о том, какие положения должны быть сохранены, а какие нет, мнения сторонников новой социальной защиты разошлись. Самые радикальные ее участники, возглавляемые итальянцем Ф. Граматикой (итальянская школа), предложили заменить уголовное право правом социальной защиты, а не модифицировать первое путем внесения в него идей второго, на чем настаивали представители второй группы ученых, руководимой М. Анселем (французская школа). Граматика и его сторонники отвергали такие понятия, как "вина", "ответственность", "наказание", "преступник", считая их принадлежностью традиционного уголовного права. Взамен ими были предложены новые понятия. К примеру, не "субъект преступления", а "лицо, отклоняющееся от нормы", не "уголовная ответственность", а "ресоциализация" и т. д. Основанием для вмешательства государства должна служить обнаруженная "антисоциальность" лица. Что касается санкции, то она является мерой социальной защиты, которая должна определяться в каждом конкретном случае, а не на будущее. Отсюда следует необходимость установления санкций с неопределенным сроком.

Центральное место в теориях как итальянской, так и французской школ новой социальной защиты занимала идея ресоциализации преступника. Процесс ресоциализации, по мнению приверженцев этих школ, является процессом новой, вторичной социализации лица, совершившего преступление. Это процесс возвращения его в общество "нормальных" людей.


О.А. ГРИГОРЬЕВ, доцент Поволжского регионального юридического института Саратовской государственной академии права По общему определению, уголовное право является отраслью законодательства и науки одновременно.

Однако данные устоявшиеся определения следует признать несовершенными, ибо до настоящего времени единственное определение права не выработано. Следовательно, не может существовать и его единственно верное отраслевое определение.

Проблема определения социального феномена права занимала умы ученых с древнейших времен. Как считает В.Н. Карташов, эта проблема так и останется неразрешенной, поскольку юристы не смогут найти единого определения права[2]. По нашему мнению, с этим согласиться нельзя, так как тогда становятся явно бесперспективными все дальнейшие исследования в этой области.

В.Н. Карташов также отмечает, что существует множество подходов (философский, психологический, социологический и т. п.) к праву в правовой системе общества. И даже в рамках одного направления, одной юридической школы каждый юрист стремится привнести в понимание и определение права что-то оригинальное, своеобразное[4]. Действительно, на становление и дальнейшее развитие уголовного права оказывали и продолжают оказывать влияние различные школы. Однако множественность подходов свидетельствует не о бесконечной дезинтеграции знаний об уголовном праве, а, наоборот, об их универсальности.

По нашему мнению, существованию указанных выше крайностей способствует отсутствие четкого понимания сущности социологической школы уголовного права, которое невозможно без понимания сущности самой социологии.

Как ни прискорбно, но поверхностные представления о содержании и структуре социологического знания отражены именно в юриспруденции.

На самом деле социологическое знание имеет сложную и многогранную структуру, сущность которой нельзя сводить к одному-двум или даже нескольким подходам. Более того, социологическому знанию как отрасли гуманитарной науки также свойствен эволюционный путь развития. Следовательно, социологическая школа уголовного права представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных теорий, учений и концепций, отражающий основные этапы ее развития. Таким образом, социологическая школа не является однородным образованием, а представлена так же, как и сама теория уголовного права, рядом внутренних разнонаправленных течений.

По нашему мнению, формировать структуру социологических течений в рамках уголовного права целесообразно, взяв за основу основные периоды развития социологии. Ошибочно предполагать, что социологическая школа уголовного права возникла лишь после эволюции социологии. Она представляет собой результат развития и взаимовлияния самой социологии и уголовного права. Всемирная история социологии знает несколько периодов своего развития, которые оказали заметное влияние на развитие уголовного права вообще и отечественного в частности. Рассмотрим три таких периода: натурализм (конец XVIII — начало XIX в.), материализм и психологизм (XIX — начало ХХ в.), а также функционализм (ХХ в.).

Стала общепринятой критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства, предпринимались попытки создания науки об обществе на основе широкого применения методов естественных наук. В силу этого в область социального познания стали вторгаться не только естественнонаучные методы (наблюдение, эксперимент и др.), но и некоторые модели натуралистического характера (механизм, биологизм, органицизм и т. д.). И если ранее преступление представлялось как раз и навсегда установленный Богом запрет (а затем выступало в качестве защиты феодального владения), то в начале ХIХ века преступление как категория стало приобретать выраженный критерий общественной опасности, установленный рядом объективных факторов. Именно благодаря развитию социологии в уголовном законодательстве был формализован такой необходимый признак преступления, как состав.

В рассматриваемый период не было конкретных указаний и на возможность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от возраста. Именно благодаря известному математику и астроному А.Ж. Кетле, прославившемуся и в области социально-правовых исследований, были сделаны выводы о влиянии на преступность такого показателя, как возраст. Кетле указал на необходимость подведения уголовно наказуемых деяний под основу уголовного права — состав преступления, в котором наряду с субъективными критериями существовали и объективные, помимо запрета на совершение деяний.

В XIX веке сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма. К. Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом, признавая в них лишь антагонистические проявления социальных сил. Таким образом, понятие преступления наполнялось идеологическим содержанием.

В социологии выделяется психологическое направление; в то же время в праве оно рассматривается как самостоятельное. По нашему мнению, вынося психологизм в праве за рамки социологии, правоведы совершают логическую ошибку, поскольку игнорируют факт поступательного развития социологического знания. Дело в том, что социология возникла из философии, а психология — из социологии. Поэтому психологизм как направление в уголовном праве не может быть оторван от своих социологических корней.

Социологическая концепция правопонимания основывается на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов. Под правом здесь понимаются юридические действия субъектов уголовного права, юридическая практика по уголовным делам, применение законов, правопорядок и т. д.

Структурно-функциональный анализ (функционализм) является одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли. Сущность этого направления состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и роли в некоторой связи, место которой обусловливает ее системное рассмотрение. Структурно-функциональный анализ в уголовном праве — это метод объяснения социальных фактов с помощью выявления их функций, вскрытия той объективной роли, которую эти факты играют в общественной жизни, при этом показывается, каким образом исследуемые явления взаимодействуют друг с другом и с обществом в целом. Цель структурно-функционального анализа — объяснение фактов путем установления их значения для больших социальных структур, частью которых эти факты являются[12].

С середины 1970-х годов структурно-функциональный анализ перестает быть господствующей социологической школой в западной науке. Однако его влияние по-прежнему очень велико, и в последние годы наблюдается оживление интереса к нему, в том числе в рамках уголовного права.

От структурно-функционального анализа в уголовном праве следует отличать внешне сходный с ним так называемый синергетический подход, который связан с переходом от механистической картины мира к миру саморегуляции и самоорганизации, характеризующемуся многовариантностью (нелинейностью) возможного развития. Еще в 1986 году А.Б. Венгеров поставил вопрос об использовании синергетики в сфере права[15]. Использование же элементов синергетики при рассмотрении вопросов развития системы категорий права позволяет проследить процессы снятия противоречий системы, закономерного возникновения новых противоречий и последующего их снятия, что особенно важно для такой конфликтной отрасли права, как уголовное. Отличие синергетического подхода от социологических направлений раскрывается в его генезисе. Синергетика намного ближе стоит к кибернетике, поскольку использует математические методы и основана на теории систем. В то же время полностью отбрасывать социологическую направленность синергетики, по крайней мере в области уголовного права, нельзя. Данный вывод мы обосновываем расширением сферы использования математических методов, которые уже нашли свое применение как в социологии, так и в праве, за счет чего, по мнению А.И. Берга, будет происходить постоянное совместное развитие гуманитарных и математических наук[16].

Неоднозначно оценивается учеными роль и место исторического подхода в контексте социологической школы уголовного права. Так, В.А. Туманов относит историческое направление к социологической школе. Противоположное мнение высказано В.Н. Карташовым, который выделяет исторический подход наравне с социологической школой.

Необходимо остановиться на вопросе о результате взаимодействия уголовного права и социологии. Сближение данных наук предложило обществу новое направление для уголовно-правовых исследований — социологию уголовного права.

Наряду с этой теоретической социологией права широкое развитие получила прикладная социология права — использование конкретных социологических методов для изучения правовых явлений: социологических аспектов законодательной деятельности и законотворческого процесса (законодательная социология), судейского корпуса и карьеры судей, отношения отдельных групп населения к праву и отдельным правовым институтам и т. д. Этой социологией права (в узком смысле) накоплен немалый весьма важный для правовой теории материал, а также методологический опыт проведения конкретных исследований в сфере права.

Однако следует отметить, что в области уголовного права социологические прикладные исследования используются недостаточно активно. В настоящее время они сводятся в основном к уголовной статистике и криминологии.

Такое положение вещей нельзя назвать приемлемым, поскольку возможности социологической школы в рамках уголовного права значительно шире. Социология как отрасль гуманитарного знания является целеполагающей наукой, поэтому есть основания утверждать, что достижения социологии уголовного права являются высшей точкой развития социологической школы уголовного права.

1 См.: Уголовное право. Общая часть / Под общ. ред. В.С. Комиссарова, А.Н. Павлухина. — М., 2003. С. 12.

2 См.: Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. — Ярославль, 1995. С. 56.

5 См.: Практикум по уголовному праву / Под ред. Л.Л. Кругликова. — Ярославль, 1997. С. 5.

6 Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк. — М., 1992. С. 35.

7 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и Э.Б. Эминова. — М., 2003. С. 45.

8 См.: Карташов В.Н. Указ. раб. С. 57.

9 Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. — М., 1996. С. 21.

10 См.: Карташов В.Н. Указ. раб. С. 58.

11 Цит. по: История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М., 1979. С. 613.

12 См.: Криминология. С. 56.

13 См.: Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. — М., 1996. С. 42—43.

14 См.: Шаргородский М.Д. Понятие преступления по советскому уголовному праву. — М., 1949. С. 25.

15 Подробнее об этом см.: Венгеров А.Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 36—45.

16 Методологический семинар юристов и математиков // Советское государство и право. 1964. № 12. С. 115.

17 Карташов В.Н. Указ. раб. С. 58.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Классическая школа УП - самое раннее направление просвещенного учения о преступности.

Классическая школа в УП сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Основные

представители: И.Кант; Г.Гегель; А.Фейербах; Ч. Беккариа; В.Д. Спасович; Н. С. Таганцев.

1. Уголовное законодательство должно быть кодифицированным;

2. Основными принципами УП должны быть следующие положения:

3. Основание уголовной ответственности - свободная воля правонарушителя как разумного существа;

4. Ответственность должна быть только за действия, но не за мысли;

5. Не допускается объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за один лишь результат деяния, независимо от вины лица, его причинившего;

6. Невменяемость - считается обстоятельством, исключающим уголовную ответственность;

7. Разработка таких важнейших институтов УП, как состав преступления, вина, покушение, соучастие.

б) причины преступлений заложены в самой биологической природе человека;

в) главное место должно занимать не деяние, а деятель - преступник, его нужно изучать, применяя соответствующие методы измерения.

1. Преступность - это явление биологического характера;

2. Преступник - это особый биологический тип, имеющий свои антропологические признаки - стигматы преступности, которые можно измерить и по ним обнаруживать преступника;

3. Человек рождается преступником, и он не может быть исправлен.

Социологическая школа возникла конце 19-начале 20 в.

Ведущие теоретики - Ф. Лист (Австрия), Ч. Ломброзо, Э. Ферри (Италия), в России - И Я. Фойницкий.

Признавая социальную обусловленность преступного поведения человека, представители школы в то же время считали, что на него влияют и биологические (наследственность), физические (время года, климат, время суток) и иные факторы.

Основные идеи (теории):

1. Теория факторов преступности: преступность есть порождение следующих факторов, которые можно устранять:

а) социально-экономические (безработица, нищета, проституция);

б) физические или космические (время года, суток, климат, состояние погоды);

в) индивидуальные или биологические (пол, возраст, темперамент, психофизические особенности преступника

60. Основные вопросы Общей части уголовного права зарубежных стран.

Во Франции появился первый буржуазный УК 1791 г. Затем он был заменен УК Наполеона 1810 г., который действовал более 180 лет, пока в 1993 г. не вступил в силу новый, ныне действующий, Кодекс.

Именно кодифицированную систему УП, заложенную УК 1791 г., называют континентальной в противоположность английской системе, не имеющей отдельного УК. После появления кодексов отдельных германских государств, а особенно после принятия в 1871 г. общегерманского УК - эту систему называют, и довольно часто, франко-германской. Она оказала влияние на кодификацию многих государств Европы, Азии, Латинской и Центральной Америки, где приняты УК по типу этой системы.

УК Франции 1992 г. состоит из четырех книг, первая из которых содержит нормы, относящиеся к Общей части. Кодекс отражает концепцию охраны прав личности и правового государства.

УК регулирует вопросы ограниченной вменяемости, ответственности за покушение (приготовление не наказуемо), соучастие, содержит главу, в которой регулируются обстоятельства, исключающие ответственность (необходимая оборона, крайняя необходимость, принуждение, исполнение приказа).

Предусматривается ответственность юридических лиц в виде штрафа, ликвидации или временного прекращения их деятельности.

Смертная казнь во Франции отменена.

Лишение свободы существует в виде пожизненного заключения или на определенные сроки - до 30 лет, широко предусмотрено применение штрафов, дополнительные наказания в виде лишения или запрещения определенных прав (например, водительских прав, владения оружием).

При рецидиве наказания увеличиваются, а в ряде случаев могут удваиваться.

При назначении наказания у суда есть широкие права по смягчению наказаний, их применению ниже низшего предела или перехода к другому более легкому наказанию.

Ряд статей Общей части связан с организованной преступностью. Так, дается определение банды, предумысла, взлома, оружия, объединения преступников, установлена ответственность за участие в таком объединении. Так, организованной бандой Кодекс считает любую сформировавшуюся группу или любой сговор с целью подготовки одного или нескольких преступных деяний.

В Германии действует Уголовное уложение 1871 г. в редакции от 1 января 1975 г., хотя и после этого был принят ряд дополнений и изменений, главным образом в его Особенной части (Законы об экономической преступности, о борьбе с терроризмом).

Среди обстоятельств, исключающих преступность деяния, УК называет необходимую оборону, крайнюю необходимость; право на задержание преступника формулируется УПК. Превышение пределов необходимой обороны исключает ответственность, если обороняющийся действовал вследствие заблуждения, страха или испуга.

Субъектом преступления могут быть только физические лица.

Правовыми последствиями совершения преступления по УК Германии являются меры наказания и меры исправления и безопасности. К основным наказаниям относятся лишение свободы (на сроки до 15 лет или пожизненно - смертная казнь отменена) и штраф. УК ограничивает применение краткосрочного лишения свободы.

В отличие от континентальной Европы, в Англии нет единого УК, в котором были бы объединены УЗ. В этой стране исторически сложилось право судебных прецедентов или общее право, которое действует наряду с парламентскими статутами (законами) - статутным правом. Общее право основывается на обязательности ранее принятого вышестоящим судом решения для последующего рассмотрения аналогичных судебных дел.

Общего понятия преступления законодательство Англии не знает, оно дается в доктрине. Например, Блекстон в своих комментариях 1765 г., которые и сейчас не утратили значения, определял преступление как зло, причиняющее вред обществу. Общее право требует для уголовной ответственности не только физического действия (бездействия), но и субъективного к ним отношения - виновности;

Видами наказания в Англии являются лишение свободы, пробация, штраф. Дополнительно могут назначаться лишение водительских прав, запрет на занятие определенной деятельностью, а также предоставление бесплатных услуг обществу на срок не менее 40 и не более 240 часов.

США - федеративное государство и в нем существуют федеральные УЗ и УЗ отдельных штатов. Эти две системы существуют параллельно, причем федеральные УЗ устанавливают лишь ответственность за преступления, посягающие на безопасность США (измена, шпионаж), а также за преступления федеральных служащих, и другие преступления, затрагивающие интересы нескольких или всех штатов (торговля и сбыт наркотиков, кражи автомобилей). Подавляющее большинство преступлений предусмотрено в законодательстве отдельных штатом.

Все преступления классифицируются на определенные группы - на фелонии и мисдиминоры. Так, УК штата Нью-Йорк (1967 г.) в зависимости от тяжести преступления и грозящего наказания устанавливает пять категорий фелоний и три категории мисдиминоров. Фелоний облагаются длительными сроками лишения свободы - вплоть до пожизненного заключения или смертной казни, мисдиминоры - наказуемы до одного года лишения свободы. УК различает также главные формы вины - намерение, заведомость, неосторожность.

Наказаниями в США являются смертная казнь, лишение свободы, пробация, штраф. Верховный суд США ограничил применение смертной казни в отдельных штатах лишь совершением тяжкого убийства или лишением жизни, явившееся результатом другого тяжкого преступления. Смертная казнь в различных штатах приводится в исполнение различным образом: электрический стул, газовая камера, введение смертельной инъекции, повешение, расстрел. В ряде штатов (их более десяти) смертная казнь отменена и заменяется пожизненным заключением.

Лишение свободы может быть назначено на различные сроки, причем, ввиду системы абсолютного сложения наказания при совокупности преступлений, эти сроки во много раз превышают среднюю продолжительность жизни (например, срок заключения может составить более 120 лет, лицо может быть осуждено на два пожизненных срока). Устанавливается возможность неопределенных приговоров, где наказание определяется в пределах какого-то срока, с предоставлением особым комиссиям или даже администрации места лишения свободы решать вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного.

Пробация (испытание) заключается в оставлении осужденного на свободе с обязательным контролем за его поведением. Нарушение условий пробации может повлечь ее замену лишением свободы.

Штраф - мера наказания, назначаемая за менее тяжкие преступления. За тяжкие преступления могут назначаться огромные суммы штрафов (250 тыс. долларов и более), причем не исключающие одновременного применения лишения свободы на значительные сроки.

1. Социологическая школа возникла в начале 80-х годов XIX в. К этому времени идеи антропологов уже успели полностью дискредитировать себя. Росла преступность, особенно рецидивная и молодежная. Разработки Кетле в сфере моральной статистики ставили новые проблемы перед наукой уголовного права. Тезис Кетле о том, что общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает, прямо связывал преступность с социальными и иными факторами. Необходимо было сформулировать новую научную концепцию уголовного права, которая бы в большей мере отвечала потребностям современной действительности, послужила основанием к реформам законодательства.

Стал широко распространяться позитивизм — философское течение, которое исходит не из метафизических умозрений, а кладет в основу положительные, позитивные факты, которые должны познаваться при помощи их описания, регистрации. Именно позитивизм Конта и Спенсера как метод анализа отдельных социальных факторов является философской основой социологической школы. Социологи, как и антропологи, объявили существовавшую до них науку

Однако вскоре с социологической школой произошла определенная трансформация. В 1889 г. социологи организовали Международный союз криминалистов, просуществовавший до первой мировой войны и проведший к 1915 г. 12 своих съездов. Причем для участия в этих съездах приглашались криминалисты из многих стран, в том числе классики, неоклассики, нормативисты.

2. Наиболее видными представителями социологической школы являлись: Лист (1851-1919) — Германия, Принс (1845-1919), Бонгер (1876-1946) — Бельгия, Ван-Гамель (1842-1917) — Голландия, Тард (1843-1904) — Франция, Фойницкий (1847-1913) — Россия, Чубинс-кий (1870-1944) — много лет работавший в Украине. Конечно, взгляды каждого из социологов имеют свои особенности, но для всех них характерно рассмотрение следующих проблем: учение о причинах преступности, учение об опасном состоянии и учение о наказании и мерах безопасности.

3. Учение о причинах преступности. Преступление не есть результат свободной воли, как о том писали классики. Преступление — это результат сложного взаимодействия различного рода факторов, с одной стороны, индивидуальных (в том числе и биологических), а с другой — физических и социальных.

Индивидуальные факторы — пол, возраст, болезни, происхождение и воспитание, образование, семейное положение, физические и психические свойства.

Физические факторы (иногда их называют теллурическими — от лат. tellus — земля) — это географическая среда, климат, времена года, количество осадков, время суток и др.

Социальные факторы — безработица, уровень цен на продукты питания, уровень потребления алкоголя, заработной платы, состояние жилищ, воспитание и образование, густота населения, проституция, люмпенизация'населения и др.

Социологи предлагают ряд рекомендаций для устранения факторов преступности, особенно социальных: снижение безработицы пу-

Таким образом, социологи правильно признавали преступность явлением социальным, вызываемым к жизни различными процессами, происходящими в обществе.

4. Учение об опасном состоянии — это реакционная часть взглядов социологов. Отбрасывая крайности антропологов о прирожденном преступнике, они утверждали, что есть люди, образ жизни или особенности личности которых представляют угрозу для общества. К этим категориям людей относятся не только те, кто совершает преступление, но и те, которые не совершили ничего конкретно преступного, но по указанным основаниям должны признаваться находящимися в опасном состоянии. Это, по мнению социологов, участники противообщественных организаций, нищие, бродяги, проститутки, сутенеры, безработные, алкоголики, дегенераты, душевнобольные и т.д.

Школы (основные направления) науки уголовного права • 389

ким, привычным преступникам необходимо применять также меры безопасности, превентивное заключение, помещение в специальные заведения, работные дома, отправление в ссылку, полицейский надзор и др. Представители социологической школы предложили систему неопределенных приговоров, передавая вопрос о сроке наказания тюремной администрации. Вместе с тем они предлагали ввести в законодательство условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, замену краткосрочного лишения свободы штрафом, создание специальных судов и особых мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников.

Читайте также: