Как называется художественно оформленный вход в здание

Обновлено: 01.07.2024

Что же такое функциональность? Это, во-первых, конкретное назначение сооружения. Прежде чем приступить к проектированию, архитектор должен знать, с какой целью он создает здание. Театр будет отличаться по назначению от школы, а завод от больницы. В чем же проявится это отличие? Оно проявится в использовании архитектором тех или иных архитектурных форм. А что такое архитектурная форма?

Архитектурная форма — это элементы зданий и сооружений, внешний вид которых обусловлен особенностями функции, конструкции и художественной выразительности. Архитектурные формы — это те первоэлементы, которые отражают в себе все особенности архитектуры: и функцию, и конструкцию, и эстетическую выразительность. Знание архитектурных форм дает нам возможность логично и четко рассмотреть сооружение, а анализ их эволюции позволяет познакомиться со стилем. Вот почему в школе начиная с 5-го класса необходимо знакомить детей с архитектурными формами как с базовым фундаментом знаний.

Окна в сооружении, предназначенном для множества людей, всегда будут последовательно расположены, выявляя собой структурированность помещений. В частных домах, коттеджах, где пространство не разделено на отдельные ячейки, окна могут быть размещены асимметрично или заменены стекольными панелями.

На этом примере можно легко убедиться, что такая архитектурная форма, как окно, используется по-разному, в зависимости от назначения сооружения.

Но прежде чем мы приступим к перечислению архитектурных форм, важно сказать еще об одной стороне функциональности — об учете климатических условий.

Почему в Японии стены пагод делают из бумаги? Чтобы в случае землетрясения люди, оказавшиеся под завалом, остались живы. Почему в Индонезии дома стоят на высоких сваях? Потому что проливные дожди поднимают уровень воды, который угрожает жизни. Почему у чукчей дома с минимальным фундаментом? Потому что в условиях вечной мерзлоты сделать глубокий фундамент невозможно. Почему в Нигерии стены домов сплетают из веток? Потому что там сильные ветра, и плетеные стены не ломаются под их напором. Как мы видим, возведение стен и фундаментов зависит от климатических условий, определяется ими. А ведь стены и фундамент — это тоже архитектурные формы, а значит, пришло время познакомиться с ними.

Архитектурные формы разнообразны. Выберем из этого разнообразия лишь самые главные, которые позволят более подробно рассматривать и анализировать сооружение.

Фундамент — конструктивная основа любого здания. Он полностью находится в земле и передает давление надземной части постройки на прочный слой грунта. Фундамент имеет форму стен, расширяющихся книзу. Широкая нижняя плоскость — подошва фундамента — необходима для придания зданию устойчивости.

Фундамент зависит от природных условий, например, влажный климат требует свайного фундамента.

Стены делятся на наружные и внутренние. Наружные предохраняют здание и несут груз междуэтажных перекрытий и крыши. Роль внутренних — нести нагрузку (капитальные, или несущие стены) и разделять помещение (перегородки).

Наружная нижняя часть стены от верха фундамента до уровня пола первого этажа называется цоколем. Он служит постаментом сооружения. Цоколь облицовывается снаружи камнем. Цоколь частично предохраняет здание от проникновения сырости. Кроме того, он зрительно воспринимается как основание сооружения. (1)


(1)


Рустовку особенно любили в эпоху Возрождения, выделяя каждый этаж рустовкой своего вида. Палаццо Питти — фасад делится горизонтальными поясами на три этажа, каждый этаж украшен рустовкой, в данном случае одинаковой. Большой дворец в Версале со стороны парка — сочетание гладкой стены второго и третьего этажей с рустовкой нижнего этажа. Контраст необходим для подчеркивания пышного украшения стен верхних этажей.(2)


(2)

Облицовку с грубооколотыми камнями называют рваной рустовкой, с камнями правильных прямоугольных очертаний и ровной лицевой поверхностью — гладкой рустовкой.


(3)

Порой можно наблюдать, как стена снаружи или внутри здания выступает вперед по всей своей высоте или отходит назад. Такие выступы называются креповки или раскреповки. Креповки особенно любили во времена барокко. Благодаря им зодчие достигали большого разнообразия и пластичности архитектуры. На рисунке мы видим палаццо Кариньяно, созданное архитектором Гварини, — фасад не плоский, он выступает наружу благодаря креповкам. (4)


(4)

Стены могут быть оформлены полуколоннами и пилястрами. Они похожи тем, что не стоят отдельно, а слиты со стеной. Полуколонной называют колонну, выступающую из стены на половину диаметра. Пилястра — плоский прямоугольный выступ из стены, обработанный капителью и базой. (5)

(5)


Стены завершаются снаружи карнизом. Его функция — защищать здание от потоков воды, визуально завершать силуэт и поддерживать свес крыши(6).

(6)

Выше карниза устанавливается парапет в виде каменной невысокой стенки или сквозной решетки. Высокий массивный парапет, располагающийся обычно над центральной частью фасада, называется аттиком (Михайловский, или Инженерный, замок в Ленинграде).

Над центральной частью фасада завершение может быть и в форме аттика, и в форме фронтона. Фронтон — это архитектурная форма в виде треугольника, образуемого наклонными свесами кровли и горизонтальным карнизом. (7)

(7)

В стене устанавливаются проемы дверные и оконные .

Дверь по-французски la porte , а выразительно оформленный вход в здание называ ет ся портал, навес перед входом в здание или ряд колонн, отмечающий вход, получ или название портик.(8)


(8)

Форма и размер окна напрямую зависят от климата. Так, на севере можно встретить в городах широкие улицы и большие окна с двойными рамами, обращенными на юго-восток, что дает простор редким лучам северного солнца и предохраняет от северных ветров. В северных каменных церквях окна чаще всего узкие — для того, чтобы не выходило тепло.

На юге, напротив, узкие улочки, дома, спрятанные в глубине двора или сада. Окна домов ориентированы на север. В домах множество галерей — полуоткрытых светлых помещений, длина которых превосходит ширину; веранд; портиков — колоннад, обозначающих вход в здание или начало галереи.

Оконные проемы могут быть перекрыты прямыми или сводчатыми перемычками. По периметру окна обрамляются наличниками, которые призваны прикрыть щель между стеной и оконной коробкой. Наличники могут быть самых затейливых очертаний. (9)

(9)

Выше оконных и дверных перемычек устанавливаются карнизики прямоугольной или треугольной формы — сандрики. (10)

(10)

К опорным формам относятся фундамент, стены и отдельно стоящие столбы. Столбы делятся на пилоны и колонны. Пилон — это столб прямоугольной формы, колонна — круглой. В египетской архитектуре пилоны, стоящие при входе в храм, имели форму плоских усеченных пирамид. Колонна имеет три части: базу (основание), ствол и капитель (завершающую часть).

Если на колонну положить сверху балку, которая будет являться перекрытием, то мы получим плоскую крышу. Кроме плоской крыши, может быть создан свод, а также купол.

Чтобы понять, как создаются эти архитектурные формы, надо обратиться к конструктивной стороне архитектуры. Но прежде рассмотрим, как методически преподнести материал по архитектурным формам.

Методика изложения материала

Антаблемент (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера.
Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В каждом из них пропорции компонентов (архитрава, фриза, карниза) определяются пропорциями колонны ордера. В древнеримской и ренессансной архитектуре он обычно составляет примерно одну четвертую часть высоты колонны. Варианты антаблемента, отклоняющиеся от этих моделей, обычно производны от них. Стоит заметить, что отношение антаблемента к высоте колонны зависит прежде всего от масштаба сооружения: так, при высоте колонны в 12-15 футов антаблемент составляет 0.19h, 15-20 футов — 0.26h, 20-25 футов — 0.27h, 25-30 футов — почти 0.28h. Данные соотношения зафиксированы в каноне Витрувия. Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.

Арка в архитектуре

Арка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор отделки фасада. По форме различают арки: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арочек) и др.

Архивольт (итал. archivolto, лат. arcus volutus) — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

База (архитектура) — основание, нижняя часть колонны, пилястры.

Балюстрада (фр. balustrade) — ограждение лестницы (обычно невысокое), балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков декоративных элементов.

Балясины в архитектуре — невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.

Замковый камень

Замковый камень (иногда просто замок) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Кариатида (греч.) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Кариатиды были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII-XIX вв.

Капитель (архитектура) — верхняя часть вертикальной опоры (например, колонны), воспринимающая нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

Карнизы межэтажные для фасада

Карниз (от др.-греч. koronis) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий, мебели. Разделяет горизонтальную нависающую (или уходящую уступом) плоскость от вертикальной плоскости (стены), или вертикальную плоскость по характерным линиям (например, перекрытия в строении), которые необходимо выделить. В разных архитектурных стилях называется по-разному. В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом.

Канелюр

Каннелюры (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Колонна

Колонна (франц. colonne, от лат. columna – столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны – ствол (фуст) – обычно утончается кверху, иногда имеет небольшое расширение – энтазис – и обрабатывается вертикальными желобками – каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонны применяются в композиции как отделки фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; ее художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (Александровская колонна). В каркасных зданиях колонны (каменные, железобетонные, металлические, деревянные) – один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей,ферм).

Консоль — в архитектуре выступающий из стены камень, имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, еще более выступающую вперед, напр. карниз, балкон, стенной вертикальный уступ и т. п. Обычно консоль декорируется снизу на своих концах двумя волютами, из которых та, которая прилегает к стене, больше и закручивается кверху, а другая — меньшая — завивается в противоположную сторону. Консолями называются также орнаментированные подставки, прикрепляемая к стене и служащая для помещения на ней статуи, вазы и пр. В комнатном убранстве название консоль даётся роду узкого стола, подпираемого снизу, смотря по стилю мебели, прямыми или изогнутыми ножками, колонками и фигурными подставками и помещаемому перед стенным зеркалом, окном и пр. Мебельные консоли были в моде во Франции во времена Людовика XIV и Людовика XV. Некоторые консоли этой эпохи в высшей степени изящны и могут считаться замечательными образцами столярного мастерства.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

Модульо́н, Модиль́он - (франц. modiglione) – архитектурная деталь ордерной архитектуры типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. Иногда модульон играет только декоративную роль. С нижней стороны украшен лепным листом аканта.

Нали́чник — декоративное обрамление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой, получил название резной наличник. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Ни́ша (фр. niche, итал. nicchia) – архитектурный элемент, углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и т. п. Полукруглые ниши называются экседрами (греч. exédra). Ниши нашли широкое применение в культовых сооружениях различных религий.

Панно

Панно — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, parare — защищать и petto — грудь):
Невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и прочими. Парапет часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй;

Пилон (от греч. πυλών, буквально — ворота, вход): Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.). Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах. Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Портал (нем. Portal, от лат. porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.

Портик (от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.
Рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины):
мотив орнамента в виде стилизованной раковины; термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Сандрик – декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проемом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Фасад (франц. facade, от итал. facciata, от faccia - лицо) – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады. Пропорции, тектоническое и декоративное членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз (франц. frise): в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым;
сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь (от итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями (см. обломы архитектурные), получает декоративную обработку.

Энтазис (греч. entasis - напряжение) – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Угловой элемент с откосом - декоративный элемент имеющий "Г" образный вид. Используется на обрамление окон со всех 4-х или 3-х сторон, а так -же при обрамлении дверей - закрывая торцы, углы и щели. Элемент содержит откос - длина откоса бывает любой.


Современные архитектурные элементы фасада здания отличаются своим многообразием: балясины, балюстрады, колонны, карнизы, розетки, сандрики и многое другое. Давайте разберёмся во всём этом объёмном списке и рассмотрим наиболее популярные детали на конкретных примерах.

Особенности архитектурных элементов

Архитектурные элементы отделки фасада применяются для выражения определённой идеи и подчёркивания стилевого направления. В различные эпохи истории к ним относили конкретные художественные приёмы, которые изменялись с уровнем развития технических средств и представлений эстетической красоты.

Современные классические архитектурные элементы получили чёткое художественное направление сочетания архитектурно-художественных решений и оптимальных пропорций с совокупности с пропорциями здания, а также эстетикой его интерьера.

Важно! Только правильное размещение способно преобразить внешний вид любого строения в лучшую сторону.

Фактически архитектурные элементы фасада здания украшают стену и создают впечатление, которое сами же и задают. Причём неосведомлённому человеку запутаться во всём многообразии достаточно просто. Давайте рассмотрим наиболее популярные детали более пристально.

Балясины и балюстрады

К этой группе декоративных элементов с большой функцией практичности относятся невысокие столбики (балясины), собранные в группы (балюстрады). Детали известны с древних времён и на всём протяжении существования использовались не только с эстетической точки зрения, но и в качестве опор для перил.

Балюстрады могут служить украшением балконов, оконных проёмов, лестниц, веранд. Материалом для их изготовления служит натуральный или искусственный камень, дерево, пенополистирирол, гипс или бетон.

Колонна и составляющие

Колонны могут выполнять 2 функции: практичную (поддержание стен здания) и декоративную (украшение фасада). Преимущественно выполняются в стилях: ампир, классический и восточный. Придают строению величественность, помпезность.

Выполняются в различных видах, размерах, формах. По конструктивным особенностям включают следующие элементы:

  • База или основание – выступает в роли так называемого фундамента основного компонента. Средняя высота элемента 20-60 см.
  • Ствол или столб колонны – основная часть. Выполнена в виде возвышающейся конструкции, верх которой украшен капителью.
  • Капитель – шапка колонны, для увеличения декоративных свойств украшается узорами, соответствующими стилю основного элемента.
  • Абака – устанавливается в верхней части капители. Служит его окончанием и местом примыкания колонны к основному фасаду.

Основная классификация колонн осуществляется по форме. Они могут быть:

  • Квадратными, где деталь несёт не только декоративную, но и несущую функцию, поддерживая второй этаж, крышу, козырёк.
  • Округлыми, которые относятся к наиболее распространённому виду. Также могут выполнять двойную функцию.
  • Угловыми, отличающимися более сложным монтажом и несением исключительно эстетической функции.

Полезно! Желоба на колоннах называют каннелюрами.

Пилястр и его устройство

Элементы архитектуры, входящие в состав пилястра, внешне напоминают вмонтированную в стену колонну. Фактически это одно и тоже, за исключением того, что на фасаде видна только лицевая часть элемента. Конструктивно они состоят из следующих элементов:

  • Основание (база) – нижняя основная часть. Выступает в роли декоративного цоколя главной детали.
  • Столб (ствол) пилястры – длинная, вертикально установленная конструкция (полуколонна), на которой фиксируются остальные элементы. По ширине значительно уступает основанию.
  • Капитель – может расцениваться, как верхнее основание. По- принципу основания изготавливается шире столба, дополнительно украшается декоративными узорами.
  • Абака – верхняя квадратная плитка. Часто украшается резьбой, может принимать разные самые невообразимые (приемлемые основному стилю) формы.

Целостность и гармоничность детали достигается за счёт сочетания всех составляющих. Касается это оттенка, формы, размеров.

Полезно! Данная архитектурная деталь не оказывает весовой нагрузки на стены, потому широко применяется как для фасадов, так и для внутренних работ.

Раньше пилястры использовали для укрепления несущей конструкции. Они не имели декоративной функции, устанавливались исключительно на фасадах и изготавливались в прямоугольной форме. Только с Эпохи Возрождения деталь обрела иное назначение и стала полноценным архитектурным элементом фасада, несущим декоративную функцию.

Конструкция, в которой камень выкладывается по дуге, соединяющей опоры стены, смыкаясь в верхней части. Центральный фрагмент имеет название замковый камень. Архитектурные элементы здания, представленные в виде арок, способны притягивать и гипнотизировать своим величеством. Многообразие форм обеспечивает безупречное вливание в любой стиль фасада. Основная классификация осуществляется за счёт формового разнообразия, связанного с этническим происхождением данного фрагмента. Наиболее популярными считаются следующие виды:

  • Мавританские – внешне схожи с подковой, часто применяются при строительстве зданий, относящихся к архитектуре ислама.
  • Полуциркульные – классический вид арки, имеющий очертания, более схожие со строгим геометрическим полукругом.
  • Сложные стрельчатые – обычно используются в зданиях, имеющих отношение к православной архитектуре.
  • Простые стрельчатые – применяются в западноевропейском готическом стиле и там, где это применимо.

Интересно! Арочные конструкции были популярны в Древнем Риме. Римляне строили мосты, виадуки, подземные сооружения и в большинстве случаев пользовались арочной конструкцией. Их соседи, древние греки, такую технологию не использовали и подобные архитектурные композиции возводили редко.


Фронтон

Это завершающая часть фасадной части строения, портика, колоннады. Ограничивается оно двускатной крышей с боков. В нижней части может упираться в карниз. Также могут присутствовать не под крышами, а над окном, дверью, крыльцом.

В современной архитектуре насчитывается 11 видов фронтонов:

  • Килевидные – как дно перевёрнутого корабля. Характерны для фасадов, относящихся к русскому зодчеству.
  • Лучковые – в форме вытянутого лука.
  • Прерванные – имеющие горизонтальный карниз, прерываемый для другого архитектурного элемента, например, окна. При отсутствии карнизы, может располагаться на щипцах или колоннах. В этом случае он носит название полуфронтона.
  • Разорванные – карнизы, не соединяющиеся в верхней части. Заканчиваются, оставляя свободное пространство, в котором может помещаться пьедестал для скульптуры или иного украшения.
  • Раскрепованные – части которого выступают вперёд.
  • Самцовые – сложенные из брёвен, продолжающих венцовую часть фасада.
  • Ступенчатые – выполняются как ступени, уменьшающиеся в размерах кверху.
  • Трапециевидные – исполненные в форме геометрической трапеции.
  • Равнобедренные – соответствующие форме равнобедренного треугольника.
  • Пятиугольные – мансардные, устанавливающиеся в форме совмещённой трапеции.

Наличник и оконные элементы

В зависимости от стилевой принадлежности фасада, окно тоже может рассматриваться как отдельный архитектурный элемент фасада. В качестве примера можно привести совершенно противоположные друг другу виды:

  • Овальные и криволинейные в модерне.
  • Прямоугольные вытянутые, относящиеся к классицизму, близкому к Ренессансу.
  • Украшенные лепниной и закруглённые в верхней части окна, относящиеся к стилю барокко или рококо.
  • Стрельчатые, арочные или полуциркульные венецианские.
  • Заострённые готические с цветным стеклом и ажурной резьбой по камню.

Если говорить о наиболее популярном классическом стиле обрамления окон, то к элементам данной системы относятся такие детали:

  • Наличник – обрамляющая кайма, которая может окружать окно по кругу, с трёх или двух (боковых) сторон.
  • Откос – ровная прямая полоса, закрывающая промежуток между наличником или сандриком и оконной рамой.
  • Подоконник (отлив) – нижний откос, выполняющий ещё и практичную функцию водоотвода.
  • Консоль – так называемый кронштейн, на котором держится отлив (подоконник). Может исполнять как практическую, так и сугубо декоративную функцию.
  • Сандрик – верхняя часть обрамления. Возвышаясь над окном, выступает в качестве завершающего конструкцию элемента.

Розетка


Всего существует 6 разновидностей розеток, которые выглядят следующим образом:

На фасадах архитектурные розетки размещаются нас стенах, в центральной части фронтона, над оконным или дверным проёмом. Они выполняют не только эстетическую функцию, но и могут служить для практических целей: маскируют дефекты поверхности, разбавляют объёмные открытые участки.

Интересно! История существования розетки, как отдельного архитектурного элемента фасада тянется из глубины веков. Декор встречается в конструкциях эпохи Двуречья, Древнего Египта, Древнего Рима и Эллады.

Орнамент

Под понятием орнамент подразумеваются архитектурные элементы фасада, предназначенные для визуального выделения отдельных фрагментов здания. Это могут быть оконный или дверной проём, арка, свод, межоконный проём, колонна, стеновая плоскость. Могут быть представлены в виде резного узора, с тематическим изображением, соответствующем тому, к какому стилю относится здание.

Разновидности орнамента характеризуются иными приёмами, использованием различных узоров, пришедших из древней архитектуры. Наиболее популярными считаются такие виды:

  • Кельтские, в которых предпочтение отдаётся зигзагообразным, криволинейным и прямолинейным линиям, геометрическим фигурам.
  • Среднеазиатские с письменами, перемежающимися с растительными элементами.
  • Греко-римские – ставшие прообразом для украшения зданий Ренессанса и более позднего Классицизма.
  • Романские – демонстрирующие возвращение к моде древности и применимое преимущественно к домам, выполненным в стиле средневековых замков.

Полезно! Фактически выделяют 3 категории орнаментов: мимические, имитирующие и символические.

Карниз

Этим термином называют венчающую часть здания, декоративный выступ, край кровли. В современной и классической архитектуре элемент соотносится к кровле, навершию, завершающему элементу фасада и несущей зоны перекрытия. Выполняет разграничивающую функцию между верхом и низом строения.

Классификация карнизов осуществляется нескольким характеристикам, например, по внешнему виду, она разделяет их на несколько видов:

  • Сандрики – небольшой карниз или карниз с треугольным фронтоном над окном или дверью.
  • Бриз-солей – миниатюрные козырьки.


Следующая классификация осуществляется по участку, на котором он расположен:

  • Подкрышный или венчающий – самый верхний, вносящий визуальное разделение между крышей и фасадом.
  • Межэтажный – выступающий в роли границы между двумя этажами.
  • Цокольный – обозначающий верхнюю кромку цоколя и начала основной стены строения.

Кроме этого, архитектурные карнизы могут быть софитными или ступенчатыми. Первые имеют ярко выраженную выносную часть, вторые – вынесены незначительно.

Полезно! Кроме декоративной функции, венчающие карнизы выполняют защитную. Они предохраняют фасад здания от атмосферного воздействия.

Русты

Специальные декоративно-защитные накладки на фасад. В большинстве случаев устанавливаются на углы здания, выделяются цветом или фактурой. Иногда изготавливаются из натурального камня, чаще – из имитирующих природный материал полимеров.

Основная классификация осуществляется по форме руста:

  • Фацетированный (плоский) – имеет скошенную грань, зернистую структуру. Отлично смотрится на кирпичных, оштукатуренных фасадах.
  • Колинчатый – применяют для отделки арочного проёма или его формирования. Встречаются на брусовых, кирпичных и газобетонных домах.
  • Муфтированный
  • Французский или ленточный – используется в нижней части стены, на цоколе.
  • Бриллиантовый – выполнен в форме пирамиды с 4 гранями. Применяется для декора элитных коттеджей.


Заключение

Современные архитектурные элементы изготавливаются из различных материалов: камень, бетон, кирпич, гипс. Но наиболее популярным являются полимерные изделия. Их преимущество заключается в малом весе, лёгком и простом монтаже, хороших эксплуатационных свойствах.

Фасадные элементы были востребованы на протяжении веков. Не утратили они своей актуальности и сегодня. Различные архитектурные решения, использующиеся дизайнерами и архитекторами в оформлении фасада здания, несут в себе практические и защитные функции, а также определяют стиль постройки, подчеркивают её привлекательность и эстетику. С их помощью можно легко превратить обычный дом в роскошную усадьбу. Это является главной причиной внедрения архитектурных элементов здания в рабочий проект.

Деталей фасада существует очень много, поэтому перед дизайнерами и архитекторами стоит нелёгкая задача. Создание гармоничного образа здания достигается благодаря удачному сочетанию нескольких видов архитектурных элементов.

Фасадное декорирование известно с самых древних времен. В ходе развития человеческой цивилизации видоизменялись и архитектурные элементы. Ниже мы поговорим о них, о тех деталях, которые придают дому уникальность и неповторимый стиль.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФАСАДА

Детали, украшающие внешние стены здания, влияют на впечатление, которое они же и создают. Архитектурные элементы являются главными отличительными признаками того или иного стиля. Но при этом так легко запутаться в огромном разнообразии названий архитектурных элементов отделки фасада. Знание, хотя бы основных из них, поможет разобраться что есть что и общаться с подрядчиками на одном языке. Итак…

Балясины . Представляют собой ряд фигурных столбиков и являются одними из ключевых элементов классического стиля, однако им не ограничивается их применение. Балясины можно встретить в оформлении фасадов домов в стиле от хай-тек до минимализма и барокко. Традиционно они изготавливаются из искусственного камня, чем выгодно подчеркивают архитектурный стиль строения, предают фасаду особую роскошь и торжественную атмосферу

Балюстрада. Ряд балясин, соединённых сверху перилами, играющий роль невысокого ограждения для лестничных маршей, террас или балконов. Традиционным для изготовления балюстрад является гипс или камень. Однако иногда его делают из дерева, бетона или же из современного популярного материала - полиуретана.

Пилястр. Основополагающий декоративный элемент фасадной отделки здания. Представляет собой вертикальный выступ (столб) в виде колонны в форме прямоугольника или полукруга. Основная часть пилястра - капитель – лепной элемент, располагающийся в верхней его части. Пилястр дарит зданию торжественность и завершенность. Данные элементы отличались высокой стоимостью, поскольку при их изготовлении использовали камень, гипс, бетон, реже дерево. Удешевить процесс и существенно уменьшить вес конструкции представилось возможным благодаря появлению пенополистирола.

Абака. Представляет собой простейшую форму архитектурного элемента. Абакой называют обычно верхнюю квадратную плиту капители, колонны или пилястры. Она может быть украшена резьбой по краю, иметь вогнутую форму, срезанные углы, или полностью сложный профиль.

Атлант. Иногда его ещё называют атлас или Теламон. Это скульптура в виде мужчины, которая выполняет декоративную функцию. Или же практическую: для поддержания перекрытия здания, карнизов, балкона. Атлант может использоваться вместо колонны или пилястры. Материалом для изготовления может служить камень, гипс, дерево, бетон.

Фронтон. Завершающий элемент декора фасада, ограниченный с боков двумя скатами крыши и карнизом в качестве основания. Фронтоном декорируется также портик или колоннада.

Портик. Полуоткрытое помещение или галерея, перекрытие/крышу которого поддерживают колонны. Как правило, портик открыт с одной стороны, с противоположной он ограничен стеной с окнами или дверьми или же полностью глухой стеной. Между колоннами могут быть перекинуты арки. Данные элементы бывают плоскими, пилястровыми или в антах и выгодно подчёркивают стилевое решение фасада здания и статус его владельцев. Благодаря современным технологиям отдельные элементы портиков производятся из пенопласта с металлическими поддерживающими стержнями/основами.

Колоннада. Ряд колонн, объединённых в одну цельную композицию горизонтальным перекрытием. Колоннаду можно встретить в виде портиков, галерей, примыкающих к строению. Визуально они соединяют здание с окружающей природой или придомовой территорией

Молдинг. Элемент, придающий фасаду изюминку: представляет собой декоративную архитектурную деталь в виде накладной выпуклой планки. Обычно его используют для декора стен, дверных и оконных проемов, арок. Благодаря молдингу достигается выразительность завершенность и аккуратность фасада здания. Изготавливают декоративный элемент из пенополистирола, гипса, бетона, реже дерева или мраморного камня.

Аркада. Представляет собой несколькоидентичных друг другу арок, как по форме, так и по размеру, которые опираются на столбы/колонны. Таким образом, формируется открытая галерея вдоль стены здания и уменьшается нагрузка стены на опоры. Архитекторы внедряют арки там, где требуется выдерживать большие нагрузки: для поддержки крыши или антаблемента.

Каннелюра. Вертикально или горизонтально направленный желоб на колонне или пилястре. Их может быть несколько расположенных плотно друг к другу или через определенное расстояние.

Кариатида. Еще один интересный элемент по типу атланта, но на этот раз представляющий собой статую одетой женщины. Их чаще всего используют в качестве поддерживающего звена под антаблемент. Использование каменных изваяний известно еще со времен античной архитектуры. Первыми стали использовать кариатиды древнегреческие зодчие как колонну или пилястру.

Антаблемент. Наверное, важнейший архитектурный элемент – верхняя часть архитектурного ордера или балочное перекрытие пролёта, завершение стены. Он бывает неполным или облегчённым в зависимости от того все ли составляющие части присутствуют в нём: архитрав, фриз и карниз. Исторически происходит данный элемент от деревянных балочных перекрытий, которым сегодня на смену пришли каменные или гипсовые детали.

Карниз. Выступающая часть стены, грань кровли. Элемент визуально разделяет крышу и стены здания или делит горизонтально плоскость стен параллельно поверхности земли. Если карниз находится в нише, имеет небольшие размеры, треугольную, овальную или полукруглую форму, то, как правило, его называют сандриком. Основой карниза служит выступающая плита. Карнизы могут быть междуэтажными или венчающими.

Архитрав (эпистелион). Представляет собой прямолинейную балочную перекладину, что может перекрывать пространство между колоннами, оконными и дверными проёмами. Архитравом также могут называть нижнюю части антаблемента: балку, опирающуюся на капители колонны. Элементы могут быть простыми, гладкими или разделенными на 3 части.

Горельеф. Скульптурная композиция, возвышающаяся над плоскостью стены на более, чем 50% своего объёма. Иногда элементы горельефа совсем отделены от плоскости. Как и барельеф, горельеф раньше делали из камня, затем гипса, артбетона. Сегодня на фасад уменьшают нагрузку всеми возможными способами, и скульптурные композиции изготавливают всё чаще из пенопласта или подобных ему легких материалов.

Работа с элементами благоустройства и малыми архитектурными формами имеет определённую специфику, и доверять её необходимо профессионалам архитектурного дела. Довольно легко переборщить с декоративными элементами или ошибочно совместить части антаблемента разных ордеров, что в дизайнерском деле является грубейшей ошибкой.

Но особенно это касается выбора строительных материалов, коими рынок буквально переполнен. Гипс, камень, его искусственные аналоги, бетон и его разновидности: каждый из этих материалов может быть использован для того или иного архитектурного элемента фасада здания. Однако только учёт особенностей каждого из них гарантирует не только красивый, но и качественный декор.

Читайте также: