Принцип человеческого достоинства как фундаментальный принцип правопорядка

Обновлено: 03.05.2024

В правовой жизни общества нет более тесно связанных явлений, чем законность и правопорядок. Действительно, нельзя добиться укрепления законности иначе, как путем обеспечения твердого и стабильного правопорядка. В то же время укрепление законности закономерно ведет к укреплению правопорядка. Вместе с тем правопорядок — это самостоятельная правовая категория, которая имеет свое содержание, структуру, функции и свои особенности.

В литературе чаще всего правопорядок определяют как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Есть и другое, более развернутое определение.

Правопорядок — это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении и действиях их участников.

Правопорядок принято характеризовать как:

1) объективную необходимость, т. е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;

2) государственно-правовое явление, которое формируется при решающем участии государства и с помощью юридических средств;

3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юридические качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике;

4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами — нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранительные и другие отношения;

5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах;

6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т. е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами;

7) форму организации общественной жизни — динамическую категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера (преступность, факты беззакония, политический режим в стране и др.).

Различаются материальное, государственно-волевое и юридическое содержание правопорядка.

Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, во взаимоотношениях с экономикой, культурой, идеологией.

Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание правопорядка включает в себя:

— реализованность права и законности;

— систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей и их реализуемости;

— состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей.

Правопорядок — сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними.

В структуре правопорядка выделяют три элемента:

1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление. Например, в правовой структуре современного российского общества выделяют следующие элементы: Россия как целое; субъекты Федерации; законодательные, исполнительные и судебные органы Российской Федерации и ее субъектов; государственные организации, учреждения, предприятия; общественные объединения, религиозные и иные объединения; граждане; иностранцы; лица без гражданства и с двойным гражданством;

2) правовые отношения и связи, т. е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например, порядок проведения выборов, законодательный процесс, порядок наследования, регистрации и расторжения брака и т. д. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и по вертикали;

3) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.

Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества и те функциональные нагрузки, которые выполняют различные элементы правопорядка в упорядочении общественных отношений.

В юридической литературе называют три группы функций.

Первую группу образуют функции, характеризующие взаимодействие с внешней средой. Правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения.

Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т. е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т. д. От этой функции зависят целостность и организованность функционирования сложного механизма правопорядка, его элементов и в конечном счете — качественная определенность правопорядка.

Что касается принципов правопорядка, то они в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (например, законности, конституционности, справедливости, гарантированности), так и специальные (например, принцип целостности, субординации коррелятивных связей в структуре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу, так и специальным государственным органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в международных органах).

Итак, правопорядок является конечным результатом реализации правовых требований и вместе с тем целью правового регулирования, так как именно для формирования правопорядка издаются законы, иные нормативные правовые акты, функционируют различные юридические учреждения, государственные органы и прежде всего система правосудия, система контроля власти, правозащитные организации и общественные движения.

Надо также отметить, что законность и правопорядок выступают основой, ядром общественного порядка, т. е. порядка в обществе.

Под общественным порядком понимается обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Правопорядок составляет часть общественного порядка. Они взаимообусловлены, тесно связаны и опираются на закономерности общественного развития. Но между ними есть и различия:

1) прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности;

2) правопорядок является продуктом реализации права и выраженной в праве воли, а общественный порядок — результат претворения в жизнь воли и интересов основных субъектов общественной жизни;

3) они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок — вместе с государством и правом;

4) они по-разному обеспечиваются: правопорядок — принудительной силой государства, а общественный порядок — всем обществом.

Среди факторов, которые влияют на укрепление правопорядка и общественного порядка, большую роль играют уровень правовых знаний личности, социальных групп, всего общества, уровень их правосознания, правовой и общей культуры, отношение к ценностям общества, нравственное сознание и др. Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка должны решаться в комплексе, так как без общественного порядка не будет правопорядка, а без стабильного, прочного правопорядка невозможно установить порядок в обществе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 3 Функции бюджета, их содержание

Вопрос 3 Функции бюджета, их содержание Бюджет как экономическая категория носит более конкретный характер, чем достаточно абстрактная категория государственных финансов, содержание которой проявляется только в двух функциях – формирования и использования денежных

Глава 14. Законность и правопорядок

Глава 14. Законность и правопорядок Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения всеми субъектами права. В юридической литературе выделяют семь основных принципов законности: верховенство закона над всеми другими правовыми актами;

§ 14.3. Правопорядок

§ 14.3. Правопорядок Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности,

33. Законность и правопорядок

33. Законность и правопорядок В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения

1.6. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам,

23. Законность, правопорядок и правовое государство

23. Законность, правопорядок и правовое государство Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими

Глава 28. Законность и правопорядок

Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.Право

§ 7. Правопорядок

§ 8. Правопорядок и общественный порядок

§ 8. Правопорядок и общественный порядок Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.Основная задача –

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и

Читайте также: