Россия как правовое государство актуальность

Обновлено: 18.05.2024

Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством.

Уже в глубокой древности зарождается идея необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости. В дальнейшем процессе углубления представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке публичной власти становится общеобязательным законом, а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия, олицетворяющей единение силы и права и справедливость правопорядка, в равной мере обязательного для всех.

Теоретическую основу моей курсовой составляют выдержки из работ: как классиков теории правового государства И. Канта, Ш. Монтескье, так и современных специалистов А.Б. Венегерова, В.В. Лазарева, В.Н. Хропанюк и.т.д.

Методологическую основу исследования составят материалистический диалектики как всеобщий метод познания, совокупность системного и комплексного методов, целевого подхода к изучаемой проблеме, логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие научные методы познания.

Методологическую основу исследования составят материалистический диалектики как всеобщий метод познания, совокупность системного и комплексного методов, целевого подхода к изучаемой проблеме, логический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие научные методы познания.

Если говорить об актуальности данной темы, то размышления на нее можно найти в учебниках и научных работах ученых – правоведов, да и просто народ задается вопросом: что же такое правовое государство? Считают, что правовое государство это именно та форма государства, при которой право и свободы человека играют определяющую роль в жизни народа.

определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Список источников информации

1.Конституция Российской Федерации

1. декабря 1993 г. // Российская газета. 1993.

2.Авакьян С. Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер.

18. Социология и политология. 1997. № 1.с. 43-51

4.Григорис Э.П. Теория государства и права. [учеб. пособие]

/ Григорис Э.П. — СПб.: Питер, 2003 – 312с

6.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: Юрист, 1995.- 548с.

Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.: Институт социологии РАН, 1995 – 331с.

7.Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретико-методологичексие аспекты исследования. М.: Союз, 2003- 228с.

8.Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.с.23-45

В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности – гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления.Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство.Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей западной цивилизации.

Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Необходимо постоянно помнить о том, что функции правового государства не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Также не обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями.

Суровая закономерность, а может быть и трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.

1. Конституция РФ. – М.: Юрайт-М, 2002.

2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М,2002.

3. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2000.

5. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное пособие для студентов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.

7. Лугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999.

10. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.

11. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.

12. Введение в политологию./ Под ред. Самсонова. М – 1994.

13. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ, 1999.

[1] Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М. 1978. С. 174.

[2] Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

[3] Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

[4] Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С.320.

[5] Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996. С. 336.

[6] Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996. С.312с.

[7] Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.

[8] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 1996. С. 472.

[9] Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. С. 520.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 47272
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Правовое государство [09.11.14]

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Беларусь правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

Степень разработанности темы исследования. Изучение вопросов правового государства в российской правовой науке имеет достаточно прочные традиции. Идея, понятие, принципы правового государства, а также наличие гражданского общества, как обязательного условия правового государства достаточно подробно рассматривались в трудах С С. Алексеева, Ю М. Батурина, Р.З. Лившица, А.А. Матюхина, А Н. Соколова и др.

Объектом исследования выступает правовое государство как форма социальной организации общества, основанная на правовом порядке.

Предметом исследования является социальные и правовые институты правового государства, структуры воспроизводства, направленные на модернизацию социально-политических отношений.

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть понятие и признаки правового государства.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы :

- рассмотреть научные представления о правовом государстве и гражданском обществе в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли;

- дать понятие и изложить принципы и признаки правового государства;

- охарактеризовать формирование правового государства в России;

- проанализировать специфику формирования гражданского общества в современной России.

Методологической основой курсовой работы служат принципы и методы, выработанные философией, политологией, теоретическими и историческими правовыми науками. Это общенаучные и частно-научные методы познания событий, явлений и процессов социально-правовой действительности.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, 2 главы основной части, заключение, список использованных источников.

Список использованной литературы

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Российская газета.- 2009.- № 7.

2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. - М.: Наука, 2011. - 226 с.

3. Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. - М.: Книга, 2009. – 155 с.

4. Васильев, В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. - 2010. - № 4. - С. 105.

5. Вилков, А.А. Эволюция избирательной системы и развитие гражданских отношений в современной России // Политические проблемы современного общества. - Саратов, 2010. – 170 с.

7. Гражданское общество: история идеи и её осуществления // Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И.И. Кальной, И.Н. Лопушанский. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс. - 2011. – 285 с.

8. Григонис Э. П., Искаков И. Ж. Гражданское общество и его институты в современной России. - СПб.: АСТ, 2009. – 300 с.

9. Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-политической мысли России второй половины XIX -начала XX в. – М.: АСТ,2011. – 315 с.

10. Кант И. Избранное. - М.: ЭКСМО, 2012.- 655 с.

11. Клямкин И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. -2009. -№ 2. -С. 23-17.

12. Мальцев, В.А. Основы политологии. - М.: АСТ, 2010. – 350 с..

13. Марахов В.Г. Гражданское общество в России: теория и стратегия формирования // Стратегия формирования Гражданского общества в России. М. второго Российского научно-общественного форума.- СПб.: Изд-во НИИХ СПб. ГУ, 2012. – 158 с.

14. Нерсесянц В. С. Политические и правовые учения в Древнем Риме // История политических и правовых учений. - М.: Книга, 2009. – 355 с..

16. Плотников А. А. Гражданское общество и правовое государство: К истории формирования концепции (анализ политико-философской мысли Джона Локка): Дис. . канд. философ, наук. –М.: Юристъ, 2013. – 185 с.

17. Потехин В.А. Развитие взаимодействия государства и гражданского общества как условие модернизации управленческой деятельности // Власть. - 2010. -№ 8.- С. 30-35.

18. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарное знание.- 2012. - № 2. – С. 31-35

19. Сергеев В. И. Адвокатура - институт гражданского общества // Адвокатура в России. - М.: АСТ,2011.- С. 30-31.

20. Скакун, О. Р. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право. - 2010. - №2 - С. 113.

21. Сунгуров А.Ю. Публичное пространство, гражданское общество и власть: монография - М.:РОССПЭН, 2009. – 250 с.

22. Темнов Е.И. Теория государства и права. - М.: Экзамен, 2013. - 320 с.

23. Тихонравов, Ю.В. Основы философии права. - М.: Новый Мир, 2011. -300 с..

24. Хорос В.Г. Модернизация, авторитаризм и демократия в посттрадиционных обществах // Модернизация, авторитаризм и демократия в посттрадиционных обществах: сб. материалов конф. ИМЭМО РАН. 29 марта 2010 г. - М., 2010. – 300с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что значительное число государств в настоящее время стремятся стать правовыми. Некоторым из них удается этого достичь . То есть они добиваются той концепции, когда государственная власть и право находятся в состоянии равного сосуществования для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была склонна к развитию в периоды многочисленных бедствий, войн, конфликтов и революций.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 3
ГлаваI. Правовое государство.
понятие и признаки правового государства……..…4
разделение властей в правовом государстве……. 8
ГлаваII.Теория правового государства
возникновение идеи правового государства……. 13
концепция правового государства на
современном этапе……………………………………..16
Заключение………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая теория работа.Правовое гос-во история и современность. (2).doc

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий.

Кафедра юридических дисциплин.

студентка 1 курса 303 группы

ГлаваI. Правовое государство.

    1. понятие и признаки правового государства……..…4
    2. разделение властей в правовом государстве……. 8

    ГлаваII.Теория правового государства

      1. возникновение идеи правового государства……. 13
      2. концепция правового государства на

      Список использованной литературы…………………………. 25

      Актуальность темы исследования обусловлена тем, что значительное число государств в настоящее время стремятся стать правовыми. Некоторым из них удается этого достичь . То есть они добиваются той концепции, когда государственная власть и право находятся в состоянии равного сосуществования для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была склонна к развитию в периоды многочисленных бедствий, войн, конфликтов и революций. В развитых странах все большее число граждан осознает позитивную роль права, его неразрывную связь с самим человеком. Правовое государство является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому способу правления, абсолютизму.

      Сегодня правовое государство это не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить справедливость, но и эффективный институт обеспечивающий на практике защиту прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, форма осуществления и существования реального народовластия.

      ГлаваI. Правовое государство.

      1.1 понятие и признаки правового государства.

      Правовое государство - особоe развивающееся явлениe. С течением времени оно приобретало всe новые и новыe признаки, наполнялось новым содержанием. Основополагающей оставалась лишь та идея, что правовое государствo связанo неразрывно с правом.

      В правовом государстве выделяют четыре основных признака: разделение властей; верховенство закона; строгое соблюдение прав и свобод человека; социальная и юридическая защищенность личности.

      Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

      Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

      Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

      Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

      В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны распространению идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям.

      Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, и не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств властвующих.

      Единство прав и обязанностей граждан - важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.

      1.2 Разделение властей и права в

      правовом государстве.

      Большое значение имеет легитимность власти, то есть ее формирование на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.

      Элементом механизма государственной власти является человек – субъект государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты. Институты государственной власти формируются на основе разделения властей – структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и контроля. Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. В классическом варианте механизм государственной власти представлен парламентом, президентом и органом конституционной юрисдикции.

      Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если не определено правовое положение хотя бы одного субъекта или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

      Читайте также: