Какая из перечисленных справочно правовых систем разработана при министерстве юстиции рф

Обновлено: 01.06.2024

В условиях постоянных изменений в российском законодательстве многим специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Во-первых, возможность в любое время обращаться к правовым актам позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений в законодательстве. Во-вторых, чем шире спектр открытой для человека правовой информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти к решению различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового регулирования.

ольше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания помогают компьютерные справочные правовые системы (СПС). С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала. Отечественный рынок СПС, как и любой другой, имеет свою историю, ключевых игроков, развивается по определенным законам — об этом и пойдет речь в данной статье.

История развития рынка СПС

СПС иностранного производства

За рубежом компьютерные СПС появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до 8 дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США — LEXIS — началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные прецеденты.

В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — Credos; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

Отечественные СПС

В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

Современный российский рынок СПС

КонсультантПлюс

Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

Рис. 1

Вся информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

Карточка поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно проводить по тематике, по любым словам и словосочетаниям из текста документа (рис. 2). Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

Рис. 2

Быстро находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.

Выделим основные возможности работы с правовой информацией в системе КонсультантПлюс:

2. Возможности для быстрого изучения документа. Прежде всего это постатейное иерархическое оглавление к каждому документу, из которого можно быстро перейти к соответствующему фрагменту текста, и наоборот. Существует ретроспектива редакций всех изменяющихся документов — благодаря этому пользователь обладает полной информацией о состоянии законодательства на любой момент времени.

Путеводитель по ссылкам позволяет выбирать необходимую редакцию документа при переходе в него по ссылкам из текстов авторских материалов и судебных решений. Пользователь определяет, в какую редакцию переходить по ссылке — в действующую или в ту, которая была действительна на момент подготовки консультации или принятия судебного решения.

В тексты документов можно вносить комментарии. Это делает аналитическую работу пользователя более наглядной и удобной для восприятия. Комментарии пользователя в тексте документа сохраняются в системе, в том числе при переносе текста в MS Word и при печати документа, а при необходимости их можно отключить от просмотра на экране.

Для удобства пользователей тексты документов также содержат примечания с важной информацией о применении документа или отдельных его частей.

Пользователь может сохранять любые документы из системы КонсультантПлюс в привычном формате Microsoft Word. Также непосредственно во время работы можно перенести в Word текст изучаемого документа или его фрагмент. Таким образом легко готовить, например, текст договора, взяв за основу текст из системы КонсультантПлюс.

4. Удобное сохранение результатов работы. Система предоставляет широкие возможности работы с папками, содержащими подборки интересующих пользователя документов, и с закладками, которыми отмечаются важные фрагменты текста. В одну папку можно сохранять различные виды информации (нормативные документы, комментарии, консультации, формы деловых бумаг и др.), а с помощью закладок зафиксировать свой комментарий к фрагменту текста. Папками можно обмениваться с коллегами — предусмотрена функция экспорта/импорта папок и закладок. При подготовке собственных документов на основе информации из системы применяются специальные инструменты для выделения, копирования и переноса в Word фрагментов текста.

Система КонсультантПлюс разработана с применением современных профессиональных средств программирования — она создана на базе Microsoft Visual C++ с использованием библиотеки Microsoft Foundation Classes. Это программное обеспечение является фактическим стандартом для разработки сложных систем и предоставляет широкий доступ к использованию возможностей Windows. При создании КонсультантПлюс использовалась 32-разрядная программная платформа, обеспечивающая оперативное — за несколько минут — обновление информации в системе, высокое быстродействие всех операций с базой данных как при поиске документов, так и при построении списков связанных между собой документов, а также целый ряд других сервисных возможностей и настроек.

Начиная с 1997 года с выходом новых версий Microsoft Windows все программные продукты КонсультантПлюс сертифицируются на совместимость с ними. Система КонсультантПлюс — единственная на российском рынке СПС, которая получила логотипы на совместимость со всеми версиями ОС Microsoft (Windows 95/98/Mе/2000/XP). Наличие логотипов указывает, что система:

• корректно и стабильно работает в среде Microsoft Windows;

• оптимально подходит для работы как на отдельном компьютере, так и в сети;

• обеспечивает эффективное взаимодействие с различными приложениями Microsoft Windows и др.

Все пользователи КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку. Комплекс сервисных услуг КонсультантПлюс включает:

• установку и настройку систем;

• оперативное обновление информации;

• обучение работе с системами;

• консультирование по вопросам работы с системами;

• горячую линию информационно-технической поддержки;

• поиск документов по индивидуальным заказам;

• замену программных версий систем.

Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс — крупнейшая сервисная сеть, работающая на отечественном рынке информационно-правовых услуг. В настоящее время сеть КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах России, и более чем из 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

Гарант

Рис. 3

Рис. 4

• формирование индивидуального информационно-правового комплекта для каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные предложения для бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных, фармацевтических и медицинских организаций;

• регулярное обновление информации;

• поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;

• ежедневные и еженедельные бесплатные мониторинги законодательства.

Кодекс

Рис. 5

• поиск по ситуации;

• интеллектуальный поиск (разработчики понимают под ним возможность запроса в свободной форме с указанием даты принятия, номера документа и ключевых слов из названия или текста документа; в ходе поиска система самостоятельно анализирует данный запрос и выдает список документов, отсортированных по степени их близости к контексту запроса (от 1 до 100));

• атрибутный поиск (поиск по заданным характеристикам — название, номер, вид документа);

В комплекс сервисных услуг входят установка и обновление систем, консультирование пользователей по работе с системой, экспресс-обучение пользователей, горячая линия. Поставка систем производится в локальной и сетевой версиях.

Положение на рынке

Можно утверждать, что за последние годы рынок справочных правовых систем в России сложился и является классическим зрелым рынком. Практически любой специалист, работающий с законодательством, использует компьютерные правовые системы в своей работе.

В последнее время разработчики СПС, чтобы иметь объективное представление о положении компании на рынке, становятся инициаторами исследований. Более того, исследования рынка обычно проводятся также и для того, чтобы оценить мнение клиентов, выявить достоинства и недостатки продуктов и сервиса, наметить пути развития компании.

Результаты этих исследований подтвердили лидирующее положение на рынке СПС КонсультантПлюс. По различным оценкам, от 70 до 79% российских компаний, использующих в своей работе справочные правовые системы, работают именно с КонсультантПлюс. Как видно из результатов исследований, доли рынка соответствуют абсолютным показателям численности клиентов, заявленным самими компаниями — разработчиками СПС.

Перспективы развития рынка СПС


Заключение

сновные пользователи СПС — это бухгалтеры, юристы, менеджеры — одним словом, все специалисты, которые серьезно и регулярно работают с правовой информацией, профессионалы независимо от отрасли. В этом смысле студент юридического или экономического факультета тоже профессионал, поскольку он очень активно работает с правовой информацией. И благодаря тому, что на российском рынке СПС имеется несколько действительно сильных игроков, предлагающих собственные варианты систем, эти профессионалы имеют возможность выбора. В том числе возможность выбора программной технологии, с помощью которой можно эффективно искать необходимые документы и работать с ними. Как показывает изучение рынка, СПС — это одна из самых сильных, прогрессивных и высокотехнологичных отраслей на стыке ИТ и законодательства. И достижения разработчиков СПС служат подтверждением этому.

Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.


Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.

Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.


Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.

В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.


Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.

Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.

В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).


В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.


Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.

В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.


Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.

Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.

По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.


Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.


Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.

Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.

Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.

Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США2.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Для решения вопросов в области правовой информации 25 июня 1975г. было издано постановление Совета Министров СССР за № 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

На НЦПИ приказом Министра юстиции СССР с 1 июля 1977г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР в марте 1978г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ.

Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.

Федеральное законодательство - нормативные акты высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Российской Федерации;

Законодательство Московской области.

информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации;

автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему.

Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.

В Индустриальном районном суде г.Хабаровска используется специальное программное обеспечение Государственной Автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".

В настоящее время Кировский районный суд использует в своей работе следующие подсистемы:

Предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей.

Предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации.

Предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента.

Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания

Предназначена для создания, ведения, распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной информации, а также для обеспечения информационной совместимости и технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции (в том числе, военных судов) и системы Судебного департамента.

Судебное делопроизводство и статистика

Подсистема "Судебное делопроизводство и статистика" создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, в том числе военных судах, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу.

Подсистема "Судимость" создана с целью предоставления статистических отчётов в Управление Судебного департамента, организации и ведения судебной статистики по учёту лиц совершивших уголовное преступление.

  • Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания ПИ СО

Видеоконференцсвязь(ВКС) - это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио и видеоинформациейв реальном времени, с учётом передачи управляющих данных.

32. Видеоконференцсвязь в судах общей юрисдикции: цели, функции, субъекты, техническое обеспечение, ограничения применения. Перспективы развития. Мобильные средства защиты свидетеля.

Видеоконференц-связь (сокращенное название ВКС) – это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видео- информацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных. Более подробно технология видеоконференц-связь в основном представлена работниками Управления правовой информатизации Верховного Суда Российской Федерации в свободной энциклопедии ВикипедиЯ.

Видеоконференц-связь в судебной системе Российской Федерации это:

  1. Проведение судебных процессов с использованием видеотехнологии для взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными или подследственными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени.

2. Совещания с Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, полномочными представителями Президента Российской Федерации, главами министерств и ведомств, а также с губернаторами регионов.

3. Проведение консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами из одного или нескольких судов.

4. Общение адвокатов и родственников с осужденными для уточнения позиции в предстоящем судебном процессе.

5. Опрос потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытия глаз) по уголовному или иному судебному делопроизводству в соответствии с российскими и международными правовыми актами.

6. Изменения территориальной подсудности уголовного дела.

7. Интерактивное дистанционное обучение сотрудников судов общей юрисдикции и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

Ежедневно только в Верховном Суде Российской Федерации проводится несколько десятков судебных процессов в режиме видеоконференции с территориально-распределенными исправительными учреждениями страны, большинство которых находятся за сотни и тысячи километров от залов судебного заседания.

Развитие видеоконференц-связи федерального уровня позволило:

  • обеспечить выполнение требований Конституции и федеральных законов Российской Федерации, а также добровольно взятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам и соглашениям в части соблюдения сроков рассмотрения кассационных жалоб осужденных;
  • избегать межгосударственных инцидентов при этапировании заключенных через территорию прибалтийских государств из Калининградской области;
  • исключить возможность побега заключенных в процессе их этапирования к месту проведения судебного процесса и обратно;
  • экономить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на этапирование заключенных;
  • разгрузить следственные изоляторы Москвы, Московской области и региональных центров Российской Федерации от этапированных заключенных.

Во всем мире видеоконференция в судопроизводстве применялась только в судебно-пенитенциарной системе в основном для заслушивания свидетельских показаний и общения осужденных с адвокатами и родственниками. Именно в России видеоконференция была впервые применена непосредственно для проведения судебных заседаний.

истема Автоматизированное рабочее место Мирового Судьи реализует все функции документооборота, необходимые на судебном участке мирового судьи, а также позволяет осуществлять полностью автоматическую выгрузку информации о деятельности участков мировых судей и процессуальных документов в соответствие с 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Система АРМ МС помогает судьям, существенно снижая нагрузку на них за счет принципа "однократный ввод - множество отчетов". С помощью системы судья может обрабатывать до 10.000 дел в год и выше.

Система обеспечивает быстрое создание процессуальных документов в условиях ограниченного времени (в совещательной комнате мирового судьи) за счет:

  • реализации собственной, часто используемой, библиотеки нормативно-правовых документов мирового судьи
  • быстрого поиска подготовленных ранее судебных документов (по наименованию, дате, истцам, ответчикам, отрасли права)
  • использования мощного аппарата шаблонов судебных документов и однотипных дел, позволяющих подготовить новый документ за считанные минуты

Повышение эффективности работы мировых судей должно достигается за счет:

  • автоматической генерации форм статистической отчетности
  • возможности потоковой обработки сотен дел
  • возможности автоматической печати всех типов документов судебного участка (начиная от конвертов и повесток, закачивая исполнительными листами на специализированных бланках, защищенных водяными знаками)
  • возможности автоматической выгрузки текстов судебных решений, а также других процессуальных документов в интернет (на специализированный сайт участка мировых судей) при строгом полностью автоматическом удалении всех персональных данных (телефон, фамилий, имен, адресов, номеров машин и т.п.) из текстов всех выгружаемых документов

Система ориентирована на ускорение делопроизводства за счет уникальных средств поддержки принятия решений мировым судьей и автоматизации подготовки и обработки документов.

Система установлена на 15 участках Волгоградской области, всех 112 участках Оренбургской области (Перейти)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал. Может быть использован студентами СПО.

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работает довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

· "Консультант Плюс" (компания "Консультант Плюс");

· "Гарант" (Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис");

· "Кодекс" ("Центр компьютерных разработок");

· "Референт" (фирма "Референт-Сервис").

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:

· "Эталон" при Министерстве юстиции РФ;

· "Система" при ФАПСИ.

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

· "ЮСИС" (фирма "Интралекс");

· "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

· "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

· системы "1С: Кодекс", "1С: Гарант", "1С: Эталон" (фирма "1С");

· система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий).

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

7.3. Справочно-правовые системы

7.3.1. Краткая характеристика российских СПС

Справочно-правовые системы (СПС) – разновидность документальных информационно-поисковых систем, предназначенная для правового обеспечения деятельности специалистов. Необходимость создания и использования таких систем обусловливается наличием огромного количества нормативных и иных правовых документов, регламентирующих политическую, экономическую и социальную сферы. Например, на пополнение СПС “КонсультантПлюс” ежемесячно поступает до 8000 документов [2]. При этом нормативно-правовое пространство Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему документов. Так, первый, верхний, уровень этой системы образуют международные акты. Второй составляют законы, обладающие высшей юридической силой. К числу таких можно отнести Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы. Третий уровень этой системы формируют подзаконные акты федерального уровня (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств), а четвертый – правовые акты субъектов Российской Федерации.

Эти обстоятельства породили рынок СПС, где работает достаточно много компаний – разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Так, можно назвать следующие продукты и разработавшие их компании:

– КонсультантПлюс (АО “Консультант Плюс”);

– ГАРАНТ (НПП “Гарант-Сервис”);

– “Кодекс” (Центр компьютерных разработок);

– ЮСИС (фирма “Интралекс”);

– “Референт” (ЗАО “Референт-Сервис”);

– “Юридический Мир” (издательство “Дело и право”);

– “Ваше право” и “Юрисконсульт” (фирма “Информационные системы и технологии”);

– “1С:Кодекс”, “1С:Гарант”, “1С:Эталон” (компания “1С”);

– “Законодательство России” (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Кроме того, для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств несколько систем аналогичного назначения было создано государственными предприятиями. К их числу относятся следующие СПС:

– “Эталон” (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

– “Система” (НТЦ “Система” при ФАПСИ).

Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке колеблется в широком диапазоне, однако с большой степенью достоверности среди лидеров можно назвать системы КонсультантПлюс и ГАРАНТ. Эти справочные правовые системы используют современные информационные технологии создания и ведения баз данных и обладают существенными достоинствами, к числу которых можно отнести:

– возможность компактно хранить большие объемы информации;

– возможность быстрого поиска нужных документов или их фрагментов в огромных массивах данных;

– возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.

Сравнительный анализ СПС и, в первую очередь, наиболее распространенных из них, позволяет утверждать, что они отличаются:

– графическими интерфейсами, более или менее удобными для профессионального пользователя;

– глубиной и точностью классификации документов;

– способом обновления баз данных;

– возможностью формирования частных баз данных профессиональным пользователем;

7.3.2. Методы поиска в СПС

Несмотря на большое количество СПС и их различия, общим для всех них является то, что основной информационной единицей баз данных, входящих в их состав, является документ. Любой нормативный акт представлен текстом этого документа и вспомогательной, дополнительной, служебной информацией, часто называемой реквизитами документа: номер, дата принятия, вид документа и пр. Как правило, различают две группы реквизитов:

– поисковые, используемые при организации доступа к документам;

– справочные, содержащие сведения, необходимые для работы с документом.

– по реквизитам документа;

– по специализированным классификаторам;

Каждый метод поиска имеет свои достоинства и недостатки, которые обусловливают преимущества и ограничения при их использовании. Поэтому наилучший результат обеспечивается сочетанием различных методов поиска. Рассмотрим подробнее основные методы доступа к документам, составляющим информационно-поисковое пространство справочно-правовых систем.

7.3.2.1. Поиск по реквизитам документа

Это наиболее простой и удобный метод поиска. Данный метод доступа используется, если известен больший или меньший набор реквизитов, таких, как: тип документа; орган, его издавший; дата принятия; номер документа и т.п. Очевидно, что он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. С целью облегчения процесса создания запроса для поиска по реквизитам в СПС имеется шаблон с полями, значения которых заполняются пользователем (рис. 7.7).

Часто невозможно точное указание реквизитов, например из-за незнания их. При этом не исключается возможность доступа к документу. В этом случае неоднозначное указание реквизитов или пропуск при создании запроса одного или нескольких из них приведет к увеличению списка документов в выдаче.

Важно понимать, что чем полнее и точнее заданы реквизиты, тем короче полученный список документов, из которых пользователю приходится делать выбор.

7.3.2.2. Поиск с использованием тематического классификатора

Как правило, основная проблема при поиске заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется найти документы, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.

Для организации такого поиска при создании баз данных в состав реквизитов документа включаются данные, позволяющие отнести документ к той или иной рубрике тематического классификатора. Это означает, что при обработке документа перед его включением в состав базы данных эксперт должен поставить в соответствие элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, т.е. таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом.

Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, “тема” документа. При этом классификатор представляет систему юридических понятий (рубрик и ключевых слов), отражающих содержание документов, составляющих информационный массив.

Как правило, классификаторы имеют иерархическую структуру от общего к частному. Число уровней тематического классификатора может быть различным. От глубины иерархии зависит точность выбора списка искомых документов (рис. 7.8).

Основная проблема при использовании специализированных классификаторов для поиска документов состоит в том, что предварительная обработка документов осуществляется “вручную”, т.е. документы рубрицируются специалистами компаний – разработчиков СПС. Разумеется, такая работа не может полностью исключать ошибок или субъективного подхода при рубрикации.

7.3.2.3. Поиск по содержанию документа (контекстный поиск)

Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста и используется, когда затруднено отнесение документа к тому или иному тематическому разделу и неизвестны его реквизиты. При таком поиске осуществляется автоматический перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается.

На основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса является запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим условием И. то будут отобраны только те документы, в которых есть одновременно оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, в которых есть хотя бы одно из этих слов. Логические выражения могут быть еще более сложными.

Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-разработчиков и всегда по любому слову дает возможность получить полный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено.

Естественно, что у данного метода поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать “шум”, т.е. документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены такие документы, в которых встречаются синонимы данного термина.

Как правило, в СПС представлены два способа такого поиска:

– доступ по ключевым понятиям с использованием словаря терминов;

– поиск документов, содержащих произвольно заданные понятия.

Первый способ основывается на выборе ключевого для поиска термина из представленного в системе словаря. Обычно используются многоуровневые, иерархические словари, в которых ключевое понятие каждого уровня раскрывается с помощью уточняющих понятий. Использование словаря не только убыстряет доступ к документам, избавляя от набора с клавиатуры ключевых слов, но и повышает надежность доступа, так как зачастую обычная грамматическая ошибка при наборе ключевых слов делает невозможным доступ к документам.

Второй способ контекстного поиска обычно используется, если ключевые слова не удалось подобрать в словаре терминов. В качестве ключевых понятий в этом случае могут быть заданы слово, словосочетание (слова разделяются пробелом), основа слова.

7.3.2.4. Дополнительные сервисные возможности современных СПС

В современных СПС реализован еще один метод поиска документов – поиск по ситуации (в СПС “КонсультантПлюс” – этот инструмент получил название “Правовой навигатор”). Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо найти основные документы по какой-либо правовой проблеме. В этом случае для создания запроса СПС предоставляет пользователю алфавитно-предметный указатель, состоящий из ключевых понятий. Этот указатель размещается в правой части диалогового окна. Близкие по своей сущности ключевые понятия объединены в группы. Перечень групп отображается в левой части окна (рис. 7.9, 7.10). Такая двухуровневая структура облегчает процесс создания запроса.

Программные технологии высокого уровня, которые использованы в СПС, включают некоторые очень полезные сервисные инструменты, кроме непосредственного поиска документов. К их числу можно отнести:

– возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой;

– возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами;

– наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой;

– экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word.

Наличие всех этих возможностей делает современные СПС весьма полезным инструментом, необходимым для квалифицированного решения профессиональных задач практически во всех сферах деятельности.

Читайте также: