Реализация права и применение права в чем разница

Обновлено: 25.06.2024

Применение права – это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов – актов применения права (Григорьев, Черкасов).

В литературе выделяют 2 формы применения права:

· оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности – основной способ организации исполнения положительных велений права.

· Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от нарушений.

Необходимость правоприменения, как формы реализации диктуется следующими обстоятельствами:

1. При возникновении конфликта, спора между субъектами правоотношения и при необходимости его разрешить.

2. При защите прав граждан и осуществлении мер юридической ответственности.

3. При распределении общественных благ, находящихся в собственности государства.

4. При выполнении функций управления внутри государственного аппарата (назначение на должность, увольнение, поощрение, регулирование поведения должностных лиц).

5. Стремлением государственного аппарата сохранить контроль за поведением населения (лицензирование).

6. когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную воинскую службу, назначение пенсии и т.д.)

7. когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, только в судебном порядке можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим.

В отличие от непосредственных форм реализации права, правоприменение имеет особые черты.

1. Это деятельность властных органов. Ими могут быть государственные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями, негосударственные органы. Гос. органы и должностные лица имеют право предписывать определенное поведение другим участникам правоотношений.

Негосударственные органы могут быть субъектами правоприменения - например, органы местного самоуправления, третейские суды, руководители предприятий; они должны быть наделены государством полномочиями осуществления правоприменительной деятельности, имеют строго определенную компетенцию, в рамках которой их деятельность считается правоприменительной, а если выходит за рамки, то правоприменительной уже не может считаться.

Физические лица не могут быть субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.)

2. Эти органы имеют строго установленные рамки властной деятельности по реализации права, так как они должны обладать строгой компетенцией, в рамках которой их деятельность считается правомерной. (По форме).

3. Это деятельность по реализации норм права в конкретной жизненной ситуации. Поэтому она является реализацией конкретной нормы, то есть не является произволом власти. В результате правоприменения устанавливаются предписания - индивидуальный акт правоприменения. Это предписание содержит указание на конкретные субъективные права и юридические обязанности точно указанных в нем субъектов права.

4. Этот акт имеет властный характер, то есть реализация этого акта обеспечивается силой государственного принуждения.

Кроме 4-х основных признаков можно выделить дополнительные:

1. Правоприменение - деятельность, проходящая, как правило, в строго установленном законом порядке. Сам процесс правоприменения урегулирован процессуальными нормами, в которых указаны порядок, стадии, сроки.

2. Правоприменение - управленческая деятельность, то есть организующая деятельность по принятию решения.

3. Это творческая деятельность, так как нормы права носят абстрактный характер, а жизненные ситуации разнообразны в своих проявлениях.

4. Это политическая деятельность, так как:

1) осуществляется политическим институтом – государство;

2) касается отношений между различными социальными группами и категориями граждан;

3) в актах правоприменения происходит реализация воли государства в лице правящих социальных групп.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Реализацией права называется воплощение предписаний правовых норм в поведении людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются: осуществление (использование); исполнение; соблюдение; применение.

Осуществление (использование) права – это активная реализация субъектами (гражданами, государственными органами и т.д.) тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

Государственные органы, осуществляя свои права, одновременно исполняют свои обязанности (например, суды при осуществлении правосудия, иные органы, выполняющие свои функции).

Исполнение – это воплощение в жизнь обязывающих норм (например, выполнение гражданами своих конституционных обязанностей – воинской, по уплате налогов и т.д.).

Исполнение может выражаться не только в активной деятельности, но и в воздержании от противоправных действий.

Соблюдение – реализация запрещающих норм, несовершение действий, которые могут принести вред обществу, государству, личности.

Особой формой реализации права является его применение. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц.

Применение права имеет следующие признаки:

осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут);

имеет государственно-властный характер (является одним из видов государственной деятельности, осуществляется от имени государства в оперативно-исполнительской (позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов – приказ о приеме на работу и т. д.);

осуществляется в строго установленном процессуальном порядке;

основано на принципах: законности; справедливости; целесообразности; обоснованности;

Акты применения права:

должны издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

строго соответствовать нормативно- правовым актам, на основании которых они принимаются;

содержать глубокую и полную мотивировку;

иметь все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

Правоприменение – особая форма реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Это:

отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);

отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);

отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);

отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;

иные общественные отношения.

К признакам применения права относятся:

его осуществление компетентными государственными органами и должностными лицами;

соблюдение процессуальной формы;

установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения;

принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).

Основными стадиями правоприменения являются:

установление фактических обстоятельств дела;

исследование и квалификация фактических обстоятельств;

решение по юридическому делу.

Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Доказательства должны быть относимыми – иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми – собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними – полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств.

При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);

издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Акты применения права классифицируются:

по издавшим их субъектам на:

- акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

- акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

- акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога – физического лица, организации);

- акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

- акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации);

по характеру правового воздействия:

- регулятивные (например, приказ о приеме на работе сотрудника организации);

- охранительные (приговор суда по уголовному делу);

по значению:

- основные (например, решение суда по существу юридического дела);

- вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

- устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);

- документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве.

Пробел в праве – отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации. В случае обнаружения пробела в праве он может быть преодолен путем издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) – обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагировать на потребности правового регулирования – это устранение пробелов. Он может быть выполнен путем восполнения пробела в праве правоприменитем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный в нынешних условиях).

Основными способами преодоления пробелов в праве правоприменителем являются:

аналогия закона – применение при восполнении пробела нормы, регулирующей сходные отношения (найденная норма выступает в качестве правового основания для решения дела);

аналогия права – при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, восполнении правового пробела правоприменителем исходя из общих принципов и смысла законодательства.

Данные способы (аналогия закона и аналогия права) имеют место в российской правоприменительной практике, однако запрещены в административном и уголовном праве.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Применение норм права — это их реализация в предусмотренных правом случаях и в предписанной им форме правореализующих действий государственного органа (или должностного лица), осуществляемая в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.

Все государственные органы и должностные лица в сфере своей компетенции занимаются правоприменительной деятельностью. И в целом все государственные функции (от правоустановления до правоприменения) осуществляются (и должны осуществляться) в виде правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в форме реализации их компетенции. В совокупности таких правоприменительных (правореализующих) действий реально проявляется правовая природа государства. Вместе с тем именно совокупность правоприменительных действий наглядно демонстрирует правовую форму и правовой характер деятельности государства в реальной действительности.

В правоприменительной деятельности реальное состояние действующего права и реальное состояние существующего государства выражены в их неразрывном единстве. Поэтому качество правоприменительной деятельности является самым надежным и достоверным критерием для оценки сложившейся правовой и государственной действительности.

В правоприменительной деятельности действия государственного органа (или должностного лица) по реализации им своей компетенции обусловлены и продиктованы его обязанностями и правами по разрешению конкретного правового дела. Содержанием такого правового дела может быть любой юридически значимый вопрос, разрешение которого, согласно действующему праву, требует участия компетентного государственного органа, его действий и решений.

Применение - особая форма реализации права и характеризуется тем, что:

1 носит властный характер;

1 имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

1 осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);

1 связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;

1 направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда:

1) субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности;

10) возникает потребность в государственном принуждении;

13) имеется спор по поводу юридического факта;

1) необходимо определить момент возникновения прав или факт прекращения обязанностей, например в случае утраты документов;

11) принимается решение о награждении заслуженных граждан;

1) необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость, например, назначить день проведения выборов или референдума и т.д.

Правоприменение от иных форм реализации права отличает ряд характерных черт, которые позволяют учёным говорить о правоприменении, как особой форме реализации права. К таким чертам относятся:

1) властность государственной деятельности по применению права;

2) применение права происходит в рамках конкретных правоотношений;

3) в особой процессуальной форме;

4) сложная форма, так как сочетает и иные формы реализации права (исполнением, соблюдением, использованием), с взаимным проникновением одной формы в другую;

5) применение права - процесс, имеющий ряд сменяющихся стадий, закреплённых процессуально, имеющих начало и конец;

6) в окончании рассмотрения дела применяется конкретный правовой акт, исходящий от компетентного субъекта, разрешающий правовой конфликт.

Стадии правоприменения

В правоприменительном процессе можно выделить три основные стадии:

6) установление фактической основы дела (устанавливается объективная истина по делу). Основная задача первой стадии процесса правоприменения — выявление, исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правоприменительным случаям (условиям, основаниям), предусмотренным гипотезой определенной нормы, которую необходимо применить при соответствующих обстоятельствах. Всестороннее, полное и объективное юридическое выявление (сбор), изучение и установление фактических обстоятельств дела должно осуществляться в соответствии с общими требованиями достижения объективной истины об этих обстоятельствах и вместе с тем в строгом соответствии со специальными целями, задачами, формами и средствами их юридического исследования для достижения в конечном счете не абстрактной, а именно конкретной юридически значимой объективной истины о правовых свойствах, характеристиках и значениях исследуемых фактов. Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела должно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в предусмотренных процессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, данные экспертизы, личные признания участников дела и т.д.). Собранные и проанализированные формы должны носить достоверный характер и в своей совокупности — в виде фактического состава дела — полностью соответствовать по своим юридически значимым характеристикам тем условиям, которые предусмотрены гипотезой применяемой нормы.




7) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права). Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные действия всех его участников) на второй стадии правоприменительного процесса — это продолжение и завершение их юридических (юридико-квалификационно мотивированных, конкретизированных и ориентированных) исследований, начатых на первой стадии правоприменения. Ведь и на первой стадии собирались и изучались не просто факты как таковые, а именно определенные, юридически значимые факты, т.е. юридически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты. Юридическая квалификация любого факта — это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.

10) принятие решения по делу (выносится правоприменительный акт). Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет перейти к завершающей третьей стадии правоприменительного процесса — к принятию решения по данному делу. Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости — посредством мер государственного принуждения.

Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям — по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например: распоряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия; письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел; определение суда по вопросам судебного разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам и т.д.

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права:— соблюдение (с помощью ее осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);— исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны):— использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает

определенного блага, ценности):— применение (это властная деятельность компетентных органов по

разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение— особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные,
муниципальные органы и т.п.);2) носит властный характер;3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;6) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Проявления правового нигилизмаМногими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Значимость правового нигилизмаЛюди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.Причины правового нигилизмаОсновной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма.Пути преодоленияПреодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

БИЛЕТ №9

1.Современные проблемы т гп.

Сегодня в Российской Федерации все еще продолжается процесс переосмысления того, что было в советское время, и все в большей мере здесь задаются вопросом о том, какое об­щество мы хотим построить и каковой должна быть та общена­циональная идея, которую мы должны стремиться реализовать в своем развитии в будущем.

Нам бы хотелось, чтобы в таком переосмыслении про­шлого и в поиске возможных путей развития нашего общества принимали более активное участие представители юридиче­ской науки, которые, в основном, специализируются на выяс­нении роли и места государства и его институтов в обществен­ном развитии.

Такая необходимость объясняется тем, что в России го­сударственно-правовые институты испокон веку формирова­лись по усмотрению правителей, научные же основы в этой об­ласти остаются не востребованными до

Далее нам в России необходимо переосмыслить уста­ревшие представления о государстве как организаторе (прора­бе) производства, экономического развития. В условиях фор­мирования рыночной экономики государство должно от прямо­го управления экономикой перейти к созданию условий для оптимальной деятельности предпринимателей, землевладель­цев. У нас еще не сложилось понимание сути такого поворота в деятельности государства. Поэтому к предложениям об усиле­нии регулирующей функции государства экономикой следует отнестись с большей осторожностью:во-первых, в каждом случае, следует уточнять: в каком направлении надо усилить государственное вмешательство в экономику;во-вторых, какими методами и, в-третьих, какими фи­нансовыми возможностями следует сопровождать такое вме­шательство. Если не определиться в этих тонкостях, то призыв лишь к усилению государственного вмешательства в экономи­ку может оказаться простым продолжением прежнего админи­стрирования с такими же общими результатами.

Когда у нас призывают усилить государственное вмеша­тельство в экономику и ссылаются при этом на зарубежный опыт, то не учитывают минимум три момента:

во-первых, за рубежом речь идет об усилении государственного вмешательства в условиях развитого рынка и с це­лью предотвращения монополизации рынка, то есть вводиться ограничения в развитую стихию рынка. У нас же развитого рынка еще нет, в этих условиях предложения об усилении го­сударственного вмешательства, по существу, оказываются ан­тирыночными, то есть прежними командами; во-вторых, усиление государственного вмешательства в рыночных зарубежных странах предлагается строго в рамках совершенствования этих рыночных механизмов. Предложения же наших авторов зачастую мыслятся без учета сохранения рыночных механизмов, вопреки этим механизмам, а иногда и взамен их; в-третьих, в зарубежных странах государственное вме­шательство в экономику осуществляется всецело в социальных интересах, не подменяя законов функционирования экономики. У нас же направленность государственного вмешательства не уточняется и получается, что государство может вмешиваться как угодно, в какую угодно сферу и под каким угодно мотивом.

Если задуматься над вопросом о том, чего сегодня не хватает России для отлаживания ее многочисленных проблем, то решение его вряд ли будет упираться в укрепление гос. суверенитета (то есть независимости государства откого-то). Напротив, хроническая болезнь России (по сравнению с западными странами) заключается в неумении оптимально использовать государственно-правовые институты для отлаживания цивилизованной жизни, в постоянном игнорировании принципа верховенства права в обществе в угоду верховенетнй государства и его чиновников. И сегодня для России обеспечение верховенства права, легитимного закона в обществе, ни нашему мнению, является важнее, чем всевозможные струк­турные изменения исполнительной власти. Сегодня нам, как на уровне Российской Федерации в це­лом, так и в ее субъектах, необходимо вести речь не об укреп­лении государственного суверенитета, не об укреплении госу­дарственной власти вообще, а об обеспечении формирования правового государства, предусмотренного в Конституции, об установлении в нашем обществе верховенства права, законов, отвечающих интересам народа. Правда, это сделать гораздо труднее, чем объявить и праздновать государственный суверенитет, не совсем понятный простым людям.

Нам в России необходимо научиться жить в условиях введения в практику принципа верховенства в обществе правил поведения, содержащихся в законах, других нормативных пра­вовых актах. Речь также идет об их верховенстве по отноше­нию к волевым указаниям начальников, чиновников и т.д. К сожалению, у нас до сих пор принцип верховенства юридиче­ских правил поведения в обществе не воспринят и в первую очередь среди самих государственных чиновников. Не оста­навливаясь на причинах такого явления (о них тоже уже много раз было сказано), хотелось лишь подчеркнуть, что без реализации принципа верховенства законов в обществе, нам не уда­йся создать условия для нормальной жизни людей. Эта пара­дигма также должна быть усвоена в нашей российской действительности.

2.Юридический язык.

Юридический язык, как и любой другой профессиональный язык, обладает определенными свойствами (признаками), которые позволяют выделить юридическую деятельность, как определенный вид профессиональной деятельности, без наличия которых он не может быть воспринят как особая отдельная языковая категория и которые будут характерны только для юридического языка.

а) Адекватность. первую очередь, несомненно, юридический язык должен реально отражать имеющуюся государственно-правовую действительность. Каждый юридический термин, каждая юридическая категория должна быть как внешним отражением содержания государственно-правовых явлений, а также социальной практики, так и точно, достоверно передавать смысл каждой категории. При несоответствии смысла и содержания смысловая нагрузка юридической терминологии будет утеряна и даст искаженное проецирование в социальную среду, для которой она и предназначена. Поэтому юридический язык должен иметь юридический смысл и юридическое значение.

г) Формальность.Формальность юридического языка предопределяется формальностью самого права: каждый термин, каждая категория при юридическом толковании могут быть только однозначными и не должны предполагать двойного значения.Юридический язык не совсем русский и совсем не литературный. Современная юридическая терминология требует обращения к языковым первоосновам, которыми является – латынь. Знание латыни, в свою очередь, не предполагает дополнительных языковых обозначений, которые бы устанавливали смысл и значение каждого юридического термина, каждой юридической категории.

Однако при этом недопустимо и применение юридических архаизмов. Так, применение таких терминов, вышедших из употребления, как тать, кат и прочих аналогичных вряд ли будут способствовать верному правомониманию и реальному правоприменению.

д) Функциональность.Проецируемость юридического языка в социальной среде предопределяет его функциональное предназначение. Функция юридического языка состоит не только том, чтобы точно и верно определить языковой смысл государственно-правовых явлений, а, чтобы, спроецировав его в социальную среду, придать ему прикладное значение и сделать средством общения, в первую очередь, в профессиональной юридической деятельности.

3.Материальное и процессуальное, публичное и частное право.В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право - совокупность правовых нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право - регламентир. порядок правов. регулир. материальн. отраслей. Состоит из прав, норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

Частное и публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

1.Социальное государство.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции. Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого формировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Читайте также: