Как расшифровывается мгн в паспорте доступности

Обновлено: 28.06.2024

ГОСТ Р 58261-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования доступности для инвалидов объектов и услуг

Medical-social expertise. Requirements for accessibility of facilities and services for persons with disabilities

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт предназначается для разработки проектных решений и/или обустройства зданий, предназначенных для учреждений медико-социальной экспертизы, которые должны обеспечивать для инвалидов и других маломобильных групп населения равные с другими категориями граждан условия доступности, основанные на принципе универсального проекта (дизайна) или разумного приспособления.

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для использования специалистами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными лицами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий документ:

СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

дискриминация по признаку инвалидности: Любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

разумное приспособление: Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

универсальный дизайн: Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна; "универсальный дизайн" не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

доступные для МГН здания и сооружения: Здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений.

маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего стандарта отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.

3.6 паспорт доступности для МГН объекта и услуг: Документ, содержащий краткую характеристику объекта и предоставляемых на нем услуг, оценку основных показателей доступности объекта и предоставляемых на нем услуг для инвалидов и МГН, имеющихся недостатков и управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.7 облегчающие факторы: Факторы в окружении человека, которые посредством своего отсутствия или присутствия улучшают функционирование и уменьшают ограничения жизнедеятельности.

3.8 барьеры: Факторы в окружении человека, которые посредством своего отсутствия или присутствия лимитируют функционирование и приводят к ограничениям жизнедеятельности.

4 Общие положения

4.1 Требования настоящего стандарта подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения для предоставления услуги по медико-социальной экспертизе и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд инвалидов и МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".

4.2 Проектные решения по адаптации объектов исторического, культурного и архитектурного наследия следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

4.3 Проектные решения, предназначенные для инвалидов и МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении:

- досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

- безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест для предоставления услуги по медико-социальной экспертизе;

- эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

- своевременного получения инвалидами и МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги и т.д.;

- удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

4.4 В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для инвалидов и МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

4.5 Проектные решения объектов, доступных для инвалидов и МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

4.6 В целях обеспечения доступности объектов различного назначения с учетом особенностей их использования различными группами инвалидов в задания на проектирование следует включать пункт об обязательном выполнении отдельных требований других сводов правил, уточняющих и конкретизирующих общие требования СП 59.1330.2016 и/или определяющих дополнительные требования.

5 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг

5.1 Инструктирование или обучение специалистов

Руководители учреждений медико-социальной экспертизы в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами и МГН, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг с учетом имеющихся стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Обучение - процесс первичного ознакомления с требованиями работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам и МГН в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Инструктирование - это доведение до специалистов, работающих с инвалидами и МГН, информации: об основных требованиях доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг; о порядке обеспечения доступа на объект, занимаемый учреждением, беспрепятственного перемещения по объекту к месту получения услуги (услуг); о порядке и формате предоставления услуг в учреждении (организации); о порядке взаимодействия с инвалидами, имеющими различные виды нарушений, с учетом особенностей восприятия и общения; об основных видах нарушений функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов, а также значимых барьерах окружающей среды, с которыми могут столкнуться граждане.

Инструктаж может быть первичный и повторный. Порядок проведения инструктажа:

а) первичный инструктаж проводят:

- индивидуально, как вводный инструктаж при приеме на работу нового сотрудника (теоретически и практически - в виде тренинга на рабочем месте), так и при введении новых обязанностей в должностную инструкцию сотрудника (допуск к работе вновь принятых сотрудников организации осуществляется после прохождения вводного инструктажа по вопросам доступности);

- коллективно (в малых группах или для всего коллектива) с целью общего информирования о порядке работы по обеспечению доступности объекта и предоставляемых услуг; об ответственных лицах; о задачах по оказанию помощи и о взаимодействии с маломобильными гражданами;

- направление на первичный индивидуальный инструктаж по вопросам доступности принятого на работу сотрудника дает отдел кадров учреждения;

б) повторный инструктаж (в том числе периодический) проводят:

- индивидуально (в случае выявления нарушения требований и обязанностей кем-то из сотрудников), для развития навыков работы, а также в случае приобретения нового технического (вспомогательного) средства, используемого для оказания помощи маломобильному гражданину;

- коллективно (в малых группах и для всего коллектива) - в целях развития и совершенствования знаний по вопросам доступности, для анализа и обсуждения нарушений требований доступности, выявленных в ходе контрольных мероприятий (для их устранения и недопущения впредь), а также при вступлении в силу новых документов, инструкций, правил, при введении новых услуг, при организации обслуживания в новых формах, на новых объектах.

Повторный периодический инструктаж проводят по плану работы учреждения.

Рекомендуется периодический инструктаж проводить не реже одного раза в полугодие. Может быть принято решение и о внеплановом проведении инструктажа.

Примерный перечень организационно-распорядительных и иных документов в учреждении медико-социальной экспертизы по вопросам доступности объекта и услуг для инвалидов и МГН:

- положение о доступной среде в учреждении;

- паспорт доступности объекта и услуг для инвалидов и МГН;

- акт обследования объекта к паспорту доступности;

- анкета-информация об объекте социальной инфраструктуры (к паспорту доступности);

- техническое задание по адаптации объекта с учетом требований доступности для инвалидов и МГН;

- приказ руководителя о назначении ответственных сотрудников за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и МГН;

Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?

Содержание

Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.

Что говорит закон о маломобильных гражданах?

Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:

Итак, в этих документах речь о том, что любая организация, оказывающая услуги, должна предоставить легкий доступ маломобильным гражданам на свою территорию и в свои здания.

Кто относится к маломобильным группам населения?

Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.

Маломобильные граждане

По законодательству Москвы требования к социальной защите инвалидов частично распространяются на пожилых, людей с маленькими детьми и тех, кто получил временную излечимую травму. В частности, фиксируется их право беспрепятственно проходить в магазины и рестораны.

Что обязаны делать организации?

В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:

  • Условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.

Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.

  • Условия для беспрепятственного пользования транспортом

Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.

Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.

  • Возможность самостоятельного передвижения по территории, входа и выхода, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.

  • Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказание им помощи.

Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.

  • Допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.

Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).

Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.

Доступная городская среда

Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями

В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?

Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.

А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.

Места на парковках

Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.

Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита

К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.

Какое наказание ждет нарушителей этих требований?

Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.

Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.

Борисов Александр.jpg

– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.

Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Читайте также: