Приведи примеры не менее 3 общественного долга обязанности твои как ученика

Обновлено: 04.05.2024

Почему у нас возникает это чувство? К примеру, ребенок должен ходить в детский сад, но, возможно, ему это не нравится, и он этого не хочет. Следовательно, можно сказать, что воспитание чувства долга в человеке начинается еще с раннего детства.

После садика его отправляют в школу, ждут от него хороших оценок, записывают на различные секции, но делают это его родители, потому что так принято, так надо, но хочет ли он сам этого? В большинстве случаев мнение ребенка вообще не спрашивается.

Посещать школу нужно для того, чтобы поступить в хороший университет, получить высшее образование, которое необходимо для трудоустройства на высокооплачиваемую работу. Различные секции нужны для общего развития и расширения кругозора, по мнению родителей.

Посещать и изучать английский язык дети начинают с раннего детства. Никто не спрашивает, хотят ли они этого. Родители считают, что они должны это делать. Дети прислушиваются и следуют указаниям, чтобы не расстраивать маму и папу, поэтому и учат английский.

Все вышеописанное — распространенные примеры чувства долга.

Мать держит ребенка за руку.

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Примеры из художественной литературы

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях. Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком. Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм. Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души. Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь. Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью. Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся. Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна. Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит. Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения. Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой. Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали. Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов. Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина. Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

Все школьные сочинения по литературе

О честном человеке, который всегда честно выполняет свои обязательства, говорят, что он человек долга. Бывает и так, что человек оказывается в ситуации, когда ему нужно отдать последний долг своим близким. Это означает необходимость почтить память умершего, попрощаться с ним при погребении. Например, в Индии последним долгом сына перед умершим отцом является обязанность сына зажечь погребальный костер отца. Это его долг в силу традиций страны, он не может отказаться от этого.

Обязанность родителей воспитать своих детей в соответствии с нормами морали, чести и достоинства – это долг родителей. Заботиться о своих детях – это долг родителей. Заболел ли ребенок, готовится ли к школе или к выпускному, голоден ли или гордится чем-то – рядом в эти моменты всегда должны быть родители.

Я привела лишь несколько основных примеров долга. Про финансовый долг не пишу, потому что это и так каждому понятно и знакомо.В свою очередь, когда дети вырастают, у них возникает обязанность заботы перед родителями. Долг детей перед родителями. Их долг ухаживать за ними в старости. Да и не только в старости. Дети самые основные помощники своих родителей. И часто в жизни бывает так, что родителям больше не на кого надеяться кроме как на своих детей. Ведь они всю жизнь посвятили им, отдали им все свое время и здоровье. И все, что им остается взамен – это любовь и забота со стороны их детей.

Каким бы ни был долг, его всегда нужно отдавать. Человек, понимающий, что такое мораль, честь и достоинство, не станет поступать по-иному. Ведь о таком человеке не скажут, что он человек долга и чести.

Еще сочинения автора:

  • Смысл жизни (Сочинение)
  • Родители сочинение (Стоит ли рано покидать родительское гнездо?)
  • Осень сочинение (Осенние краски)
  • Можно ради успеха кривить душой? Сочинение
  • Мир детства сочинение (Мир детства известных писателей)

Примеры из жизни

Народная мудрость

Афоризмы

Нравственный долг (по Г.Н.Бочарову)

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

С городом Рыбинском связано имя великого флотоводца Федора Федоровича Ушакова. Рядом с одним из красивейших зданий города, историческим музеем-заповедником, установлен памятник прославленному адмиралу Федору Федоровичу Ушакову.

Я с детства мечтала стать воспитателем. В нашей семье есть учительская династия. Мой прадед, бабушка, мама, тетя и другие родственники – учителя. Сегодня моя мечта осуществилась: я – студентка педагогического колледжа. Я твердо знаю, что обязательно приведу своих будущих воспитанников к памятнику Федору Федоровичу Ушакову и расскажу им об этом замечательном человеке, воине, причисленном к лику святых.

Прославленный флотоводец Федор Федорович Ушаков одержал сорок побед, не проиграл ни одного сражения. Он побеждал даже тогда, когда силы противника превосходили его собственные. Ни один его корабль не был потерян, и никто из матросов и офицеров не был взят в плен. В 1804 году Федор Федорович, собираясь в отставку, составил подробнейшую записку о служении Российскому флоту, в которой подвел итог своей деятельности. Фидониси, Керчь, Калиакрия, Тендра и Корфу снискали Федору Ушакову славу непобедимого адмирала.

16 стр., 7527 слов

На английском языке Население России/ Population Of Russia с …

В 1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной церкви. На могилу прославленного флотоводца стали приходить многочисленные паломники – духовенство и простые люди, среди которых часто можно было увидеть моряков. Все они хотели поклониться светлой памяти Федора Федоровича Ушакова, отдать дань уважения и почитания человеку, который видел свой долг в том, чтобы служить Вере, Царю и Отечеству. За благочестивую жизнь, милосердие и самоотверженный подвиг адмирал Российского флота Федор Федорович Ушаков был причислен к лику святых в 2000 году. Русские воины и Русский флот обрели небесного покровителя.

В чем же тайна непобедимости святого флотоводца?

Каким образом без знатного родства и покровительства простой мальчик из провинциальной глуши, где нет моря, прошел все ступени воинской службы от курсанта Морского кадетского корпуса до адмирала, одержавшего сорок побед и не потерпевшего ни одного поражения?

Такое возможно только милостью Господа, которого постоянно призывал себе в помощь Федор Федорович. А в Санаксарском мужском монастыре в Мордовии за него непрестанно молился настоятель, родной дядя, преподобный старец Феодор, великий воин духовной брани.

Неподалеку от этого монастыря, в деревне Алексеевка, в уединении и молитвах провел свои последние годы адмирал Федор Федорович Ушаков, исполнив с Божией помощью свой ратный подвиг во имя славы Отечества.

Отрадно сознавать, что сегодня его имя в России не забыто. Ребята из православного военно-патриотического лагеря установили памятный знак – Поклонный крест – в часть святого праведного воина Феодора Ушакова. В разрушенном храме Богоявления на Острову, где крестился отрок Феодор, были отслужены литургия и молебен.

Будет жива Россия, за которую сражался и молился святой праведный воин Феодор (Федор Федорович Ушаков, адмирал флота Российского) и за которую теперь молимся мы, обращаясь к нему со словами: Святой праведный воин Феодор, моли Бога о нас!

Плаванье через всю жизнь - долг

Долг – это нравственная обязанность каждого живого существа, которая соответствует его врожденной природе и характеру.

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действия лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела

Бхагавад-Гита. 3.8.

Долг любого человека

Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.

Чайтанья-Чаритамрита, Ади-Лила. Глава 9. 42.

Общечеловеческий долг заключается в таком образе действий, который послужил бы благом для всех. То есть, каждый человек обязан проявлять по отношению к другим качества добродетели: сострадания, милосердия, честности, взаимовыручки, готовности помочь. А также отказаться от желания нажиться на бедах другого человека, обкрадывая другого человека тем или иным методом. Иными словами, долг каждого человек – жить честно в согласии с миром и обществом.

Но нравственный долг человек распространяется не только на человеческое общество, но и на зависящих от наших поступков других существ – животных. Человек не должен приносить им страдания, а по возможности должен и помогать им, защищать и заботиться о них, отказываясь от насилия и зла по отношению к ним.

Исполняя свой долг, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Такую жизнь при которой человек может честно и спокойно проживать её, не терзаемый мучениями совести по поводу неприглядно совершенных поступков или не стыдясь своего прошлого. Честно исполнив свой долг, человек может жить действительно счастливо, так как осознает свой вклад и ценность своих действий для данного мира, тогда как человек отказавшийся от исполнения долга, ради стремления к наслаждениям, будет вынужден в своей жизни полагаться на крайне скользкий путь, который принесет ему только разочарование.

Ощущение правильности своих действий и поступков, а также воспоминания о своих благих деяниях, даст человеку ощущение постоянной наполненности, такое ощущение даст человеку возможность жить счастливой жизнью. Тогда как отсутствие такого ощущение будет угнетать человека вынуждая его искать различные утешения в других вещах, например, в алкоголе.

Отказ от исполнения своего долга приведет к разрушению жизни человека, ведь человек чаще всего отказывается от долга в силу собственной лени или слабости. Сам факт отказа от долга лишь усиливает эти чувства в человеке и их влияние на жизнь человека будет приобретать особенно пагубный оборот.

В целом, общечеловеческий долг заключается в таких действиях, которые приносят благо другим людям и живым существам. Такой долг можно исполнять практически каждый день, как минимум – подкармливать животных и, по возможности, давать им приют. Если брать более масштабные цели – то это либо более значительная помощь животным, либо такая помощь людям, которая позволит изменить их судьбу или поддержит их жизнь.

Способствовать деградации людей – это прямое нарушение общечеловеческого долга. Например, если мы даём деньги человеку, который тратит их на алкоголь. В таком случае, наши действия будут заключатся не в том, чтобы помочь человеку материально, а в том, чтобы помочь ему встать на ноги и изменить свою жизнь.

Отказ от исполнения долга ведет к деградации человека, так как это проявление губительного эгоизма. Зацикливающийся на себе человек, в действительности не может быть счастлив, так как всегда будет поглощен ворохов собственных проблем, которые есть у каждого человека. Но тот, кто исполняет свой долг, принося благо другим, способен не концентрироваться на собственной жизни и легко решать как чужие, так и собственные проблемы.

Долг – ответственность

Долг это также ответственность человека за свои поступки и принятые решения. В таком плане, человек долга – это тот, кто готов принимать серьезные решения, осознавая их необходимость и доводить их до конца. На это неспособны слабые и инфантильные люди, которые бояться ответственности и стремятся избежать любых решений.

Чем более развит и силён человек – тем ответственнее его долг. Маленький человек берет ответственность только за свои поступки, тогда как сильный человек стремиться действовать таким образом, чтобы изменить жизни многих людей. И это достигается упорным трудом и жертвами, на которые не готовы обычные люди.

Если человек говорит, что он никому ничего не должен – это лишь свидетельствует показанием его эгоцентризма и неспособности исполнить свой долг. Такое поведение свойственно детям и подросткам, которые ещё не определились в жизни, но когда такое произносит зрелый человек – это звучит откровенно странно. Отказ от ответственности и долга – признак незрелости человека, тогда как стремление исполнить свой долг показатель мужества и высокого уровня развития личности.

Чаще всего причиной отказа от исполнения долга является страх и слабость человека. Ведь человек может либо бояться отдавать часть своей жизни на исполнение долга, будучи малодушным, либо осознавать свою слабость и тотальную неспособность что-то изменить. Такое уныние очередной показатель слабоволия человека и неспособности что-то поменять в жизни.

Часто люди ставят свои интересы выше всего. Крайней степенью проявления такого эгоизма – является преступность. Забрать всё себе, получить всё силой или обманом. Всё лучшее себе – это психология раковой клетки, которая стремительно своими преступными действиями разрушает организм, в котором сама и живёт.

Честь – брат долга

Долг – это понятие стоит наряд с понятиями чести, силы, отваги, храбрости и прочих мужских черт, которые воспевались во все времена и были почетны во всех обществах. Каждый человек хотел бы иметь своим другом человека чести, который всегда готов прийти на помощь, жертвуя своими интересами ради своего друга.

Долг, честь, благородство – эти черты начинаются с простого следования моральным принципам, на которых строиться любое цивилизованное общество. Мелочи, которые отличают разумного и цивилизованного человека, от дикаря, которому плевать на всё, кроме себя, что лишь демонстрирует недоразвитость его личности.

Способность контролировать свою речь и не грубить даже неприятному человеку, способность содержать не только свой дом, но и свою страну в чистоте, протягивать руку помощи не только близким, но и всем, кто попросит. Это несложные вещи, которые способны изменить окружающее наше общество, а возможно и чей-то мир.

Исполняя свой долг – мы становимся сильнее, ведь претерпевая трудности и идя навстречу преградам человек приобретает большой жизненный опыт и возможность преодолевать всё новые и новые преграды уже без особого труда.

Пренебрегая долгом – мы слабеем. Сам факт пренебрежения означает нашу слабость, неспособность исполнить свой долг или его нежелание, что также говорит нам о многом. Один раз пренебречь долгом, значит дать возможность зародиться пренебрежению в будущем. В Шримад-Бхагаватам говорится, что грех и недостатки человека рождаются из пренебрежения собственным долгом. Так стоит ли оно того?

Общество где каждый заботиться только о себе – это не процветающее общество, а общество зверей, каждый из которых носит маску улыбающегося человека и нож за спиной.

Исполнения долга должно носить разумный, а не фанатичный характер, по этой причине для искреннего исполнения долга лучше всего начать с малых дел и шаг за шагом совершать всё более и более важные поступки. Делать полезную для общества деятельность честно, которая приносит вам моральное и позволяет поддерживать ваше существование – это правильный образ действия.

Индивидуальное предназначение

Помимо общечеловеческого долга, который заключается в благих поступках по отношению к каждому живому существу, есть и индивидуальный долг, который зависит от природы человека и его характера. Уникальность каждого человека рождает разнообразные роли и сферы деятельности, которые должен занять каждый человек. Каждый человек обладает уникальной природой его характера, в которой заключены таланты, стремления и предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности.

Определяется этот долг в соответствии с качествами человека, которые проявляются в его деятельности. Определение индивидуального долга – это вопрос собственных стремлений к тому или иному виду деятельности. Очень часто людям навязывают определенную профессию, которая не способна принести человеку внутреннего счастья, так как не является их истинным, врожденным долгом. В таком случае, человеку стоит глубоко разобраться в себе и понять, в чем заключается его истинная природа и чем бы он хотел заниматься по-настоящему. Это именно труд, который позволит раскрыть его потенциал и ощущать чувство наполненности как в результате этого труда, так и по его итогу.

Исполняя свой долг, соответствующий природе человека, можно достичь счастья, благополучия и совершенства, просто по факту деятельности. Достижение наилучшего результата лежит в области поиска такого рода деятельности, к которому человек был бы больше всего предрасположен. Однако, до тех пор пока человек не найдет такую деятельность, ему стоит продолжать трудиться, общаться с разумными людьми и искать свой долг.

Важно понять себя, чтобы знать какие обязанности мы должны исполнять.

Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем предназначенным для других опасно.

Бхагавад Гита 3.35

Таким образом, общественный хаос, который порожден отказом от исполнения долга и непонимание своей природы, которое в свою очередь является признаком отсутствия знания в обществе, будет проявляться в бедности, голоде, смерти одних и богатстве, власти и могуществе других.

Долг приводит человека не только к способности обеспечить себя за счет подходящего дела, но и приводит к внутреннему порядку и гармонии внутри себя, давая человеку ощущение счастливой жизни. Долг ведет не к тяжелым обязанностям, а к счастью и совершенству. Человек, исполнивший долг, ощущает не только реализацию своих талантов, способностей и вклад в мир, который принёс благо всем, но и становится от этого счастливее, приобретая все больше положительных качеств, по мере исполнения своего долга.

Моральный долг — это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

Очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыться. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

Понятие и определение с примерами

Моральный долг как понятие этики означает морально оправданное принуждение к труду самого себя. Это обязанность внутренней необходимости. Моральное обязательство существует только в том случае, если его выполнение является добровольным. Сознательно и свободно подчиняться требованиям нравственного поведения — это моральный долг.

Долг человека делится на два вида:

  • эмпирический долг: родительский, дружеский, долг перед страной, профессиональный и т.д.;
  • собственно моральный долг (универсальный) — всеобщее уважение ко всему живому.

Эмпирический долг может вступать в противоречие с универсальным долгом. (Например, между корпоративными принципами профессиональной морали и общечеловеческой моралью).

И. Кант развил идею золотого правила: человеку необходимо действовать таким образом, чтобы правила поведения, которыми человек руководствуется в своих действиях, могли служить основой для универсального закона. Это означает, что именно нравственное поведение обеспечит гармонию между людьми.

Человек, исполняющий свой моральный долг:

  • выполняет свои требования без внешнего принуждения;
  • относится к долговым требованиям так, как если бы они были установлены им самим;
  • уверен, что требования верны;
  • самоотверженно его выполняет.

Моральный долг человека предполагает:

  • способствовать благу других людей;
  • сопротивление злу;
  • добродетель.

Моральный долг — это система взаимной ответственности. Моральный долг в отношениях с другими людьми — это отношения, в которых человек является только целью, а не активом. Это утверждение является одной из формулировок И. Канта. Моральный долг выражается в бескорыстных, доброжелательных отношениях друг с другом. Безусловное обязательство должно действовать при любых условиях. Оно основана на чистой воле, не подверженной влиянию эмоций. Это строгая обязанность и требует, чтобы человек исполнял ее мирно и последовательно.

Моральный долг перед самим собой — никогда не становиться средством в чужих руках, не соглашаться с плохим отношением к себе, стараться быть счастливым. Человек не должен забывать о своем счастье, которое позволит ему лучше выполнять свой моральный долг перед другими людьми.

Что говорит закон о моральном долге

Поскольку моральный долг является добровольным моральной ответственностью, взятой на себя индивидом по отношению к другим людям, то категории закона к нему неприменимы. С точки зрения закона человека нельзя привлечь к ответственности за невыполнение своего морального долга, если его действия (или бездействие) не идут вразрез с законодательством страны проживания.

Допустим, речь идет о выполнении родительского долга перед детьми. В данном случае к ответственности можно привлечь, например, за плохое обращение с детьми, за неуплату алиментов. Но нельзя привлечь к ответственности родителя, если он в глубине души одного ребенка любит больше, чем другого, хотя его моральный долг перед детьми — любить их одинаково сильно.

Точка зрения философии на моральных долг

Сократ о моральном долге

Идеи Платона

Основная идея Платона (427-347 до н. э.) — в том, что величайшее благо заключается в наибольшем приближении к Абсолюту, которого невозможно достичь в нашей жизни. Добродетель — это способность человека контролировать свое поведение так, чтобы оно соответствовало его здравомыслию. Это выполнение морального обязательства. Соблюдая эти правила, человек приближается к Абсолюту (или Богу, на языке теологии).

Мысли Аристотеля. Этика

Аристотель (384-322 гг.н.э.) утверждал, что все человечество стремится к счастью как конечной цели своей деятельности, а все остальные добродетели служат лишь средством достижения цели. Философ придерживался концепции эвдемонизма. Согласно его учению, человек не должен пытаться удовлетворить все свои желания. Только те стремления, которые приносят процветание, могут считаться добродетелями, поэтому моральный долг человека — выбирать правильные желания. Взгляды Аристотеля на понятие морали внесли значительный вклад в развитие этики.

Философия Канта

Кант определяет добродетель как силу воли человека, который привержен выполнению своего долга. По мнению этого мыслителя, природа истинной морали состоит в том, чтобы выполнять свои обязанности, даже если они не приносят радости человеку, и не бояться наказания за их невыполнение. Добродетельный человек — тот, кто выполнил высокий моральный долг, не задумываясь о последствиях и выгодах.

Согласно Канту, человека, работающего только для достижения некоторых своих благ, нельзя считать очень духовным, как человека, который не делает добро просто по привычке, безрассудно. Только человека, живущего в соответствии с принципами морали, можно назвать высоконравственным, потому что он действительно считает, что это его долг.

Философия Канта — это система моральных ценностей, возведенных в абсолют. Мыслитель чувствовал, что некоторые действия неприемлемы, независимо от ситуации.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Неисполнение долга и его последствия

Долг – это нравственная обязанность человека перед обществом, выполняемой из побуждения совести.

Долг — многозначное слово:

· Долг , в праве — обязательство, возникающее в результате сделки, невыполнение которого влечет за собой возмещение вреда по решению суда.

· Долг , в философии — внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство.

· Долг , в экономике — денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику с условием их возврата в будущем и выплаты вознаграждения.

· Долг — ( S.T.A.L.K.E.R. ) военизированная группировка, образованная бывшими военными. Одна из самых старых группировок в Зоне, имеет чёткий устав и цель — защиту мира от порождений Зоны. Отлично оснащены и организованы, являются одной из сильнейших группировок Зоны.

Долг может быть:

1) Общественным – обязанности перед обществом, которые необходимо выполнять независимо от нашего желания. Он поддерживается и контролируется Законом и общественным мнением.

2) Моральный – осознание безусловной необходимости исполнения того, что предписано моральным идеалом. Контролируется общественным мнением и совестью.

Хотим мы того или нет, но все наши поступки оцениваются нами самими, нашей совестью.

Совесть – это критическое осознание нашего долга, внутренний самоконтроль человека. Совесть – наш главный судья.

Неисполнение долга влечет за собой разные последствия, все зависит от того, о каком долге идет речь, например:

1. Неисполнение родительского долга влечет за собой – уголовно – правовую ответственность (ст. 156,157 УК РФ – лишение родительских прав); гражданско –правовую ответственность ( ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ – взыскание в пользу ребенка компенсации за причинение ему морального и имущественного вреда); административную ответственность (5.35 КоАП РФ – штрафные санкции); ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации (ст. 69 Семейного кодекса – лишение родительских прав) и моральную ответственность (что о тебе скажут люди?)

Родители не исполняли обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, в результате чего, ребенок стал вести себя аморально, видя наглядные примеры поведения своих неблагополучных родителей, стал употреблять алкогольные напитки, а зависть к сверстникам, которым родители покупают сотовые телефоны, компьютеры, игровые приставки, шоколад , толкает подростка на совершение преступлений (отобрать, украсть и т.д). В результате такого поведения подросток оказывается в местах лишения свободы.

2. Неисполнение воинского долга влечет за собой - уголовно –правовую ответственность (ст. 328 УК РФ – штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, ст. 338 (дезертирство) – лишение свободы до 10 лет ); административную ответственность (глава 21 КоАП РФ – штрафные санкции) и моральную ответственность (что о тебе скажут люди?). Кроме того, в настоящее время на престижную работу берут юношей, отслуживших в рядах вооруженных сил России. Военный билет – обязательный документ при приеме на работу.

3. Неисполнение финансового долга влечет за собой - гражданско –правовую ответственность (ст. 395 ГК РФ); уголовную ответственность (ст. 104.3 УК РФ) и моральную ответственность (что о тебе скажут люди?) .

Бригадир пути не произвел проверку рельсов на наличие трещин и изломов в рельсах, уровень затяжки стыковых, клеммных и закладных болтов, достаточность и работоспособность противоугонов, костылей; плавность отводов при росте и осадке пучин; отсутствие просадок, выплесков; оценивается и фиксируется по дефектности состояние подкладок, нашпальных и подрельсовых прокладок, исправность рельсовых соединителей и изолирующих стыков, то есть выполнил работу с нарушением трудовой дисциплины, в результате чего пассажирский поезд сошел с рельсов, в ЧП погибли и пострадали люди, а также был нанесен значительный материальный ущерб РГЖД.

Ученик плохо учился, не слушал на уроках, не выполнял домашние задания, в результате чего не усвоил школьную программу, не сдал экзамены, не получил аттестат или получил аттестат с низким средним баллом, что не дало возможность поступить в престижное учебное заведение, а соответственно, получить престижную работу, хороший заработок и удовлетворение своих потребностей и желаний.

6. Неисполнение гражданского долга.

Гражданский долг каждого человека – беречь и охранять природу. Однако, многие люди забыв об этом, идут в лес на пикник. Навеселившись вдоволь, они оставляют после себя груду мусора, не затушенный костер и брошенные по разным сторонам окурки, в результате чего происходит пожар, который быстро распространяется по лесу от дерева к дереву. В результате таких действий наносится ущерб легким планеты, флоре и фауне, в лесном пожаре гибнут звери, люди, тушащие пожар.

В современном мире всё чаще забывают о том, что такое долг, честь и совесть, именно поэтому данные понятия становятся темами письменных работ по русскому языку, в частности ОГЭ, где для сочинения 15.3 необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Наша команда собрала самые актуальные примеры в данной подборке, для того чтобы помочь выпускникам в их подготовке к экзаменам.

Проблема

Понятие долга и его значение в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Долг – это обязанность, которую человек берёт сам на себя. Чувство долга формируется в людях с самого рождениях и напрямую зависит от его воспитания и образования. Главное, чтобы это чувство было добровольным, а не навязанным. Ведь долг – это не просто обязательства, а ещё и ответственность. Нам необходимо самостоятельно отвечать за свои действия и их последствия. Человек с развитым чувством долга имеет право выбора, но поступает соответственно своей чести и совести.

Аргументы

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Обязанность, ответственность, обязательство, необходимость, призвание, повинность, выплата, задолженность, заём, обещание, правило, назначение, служба, функция.

Примеры из художественной литературы

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях. Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком. Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм. Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души. Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь. Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью. Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся. Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна. Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит. Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения. Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой. Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали. Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов. Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина. Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

Читайте также: