Когда драконт впервые записал обычное право

Обновлено: 18.05.2024

. 7 в. до н.э., страшно жестокие законы, не дошедшие до нас. первое письменное право Древней Греции..

. украл - смерть.
. убил умышленно - смерть.
. убил неумышленно - изгнание.
. маешься праздностью - смерть.
. святотатствуешь - смерть.

. и так далее. почти за все, указанное в законе, - смерть. однако кровная месть теперь законодательно запрещалась, четко написанный закон уже было не истолковать кому как удобно как устный - то есть, произвол суда был уже весьма ограничен. разделяются понятия неосторожности и умысла, и ответственность за них признается неравной. оформляется и защищается право собственности (карается смертью независимо от стоимости незаконно присвоенного).

. мы помним, как объяснил Драконт современникам жестокость своего закона, мол, за мелочь смерть вполне достойное наказание, а за более тяжкие преступления ничего больше смерти ему в голову не пришло.

. статуя умершего атлета, подвергаемая бичеванию одним из его завистников, упала и придавила обидчика насмерть, в соответствии с законами Драконта статую торжественно утопили в море в наказание за убийство. ибо Драконт постановил подвергать суду и неодушевленные предметы, "если какой-нибудь из них, упав, убивал человека”.

. существовала ли необходимость в столь крайней суровости этого законодательства? почему, если законы даже современниками признавались "написанными кровью", они были приняты и использовались вплоть до Солона (то есть, целое поколение).

Законы Дракона по Аристотелю (Афинская полития, 4, 1-4):

"После этого, немного времени спустя, при архонте Аристехме, Дракон издал свои законы. Что касается государственного строя, то он имел следующий характер. Гражданские права были предоставлены тем, кто мог приобрести себе тяжелое вооружение. Девятерых архонтов, а также и казначеев выбирали из людей, имевших свободного от долгов состояния не меньше как на десять мин, а на остальные, менее важные, должности- из людей, могущих приобрести себе тяжелое вооружение; на должности же стратегов и гиппархов избирали из людей, которые показывали свободного от долгов имущества не меньше как на сто мин и законных детей от законной жены в возрасте свыше десяти лет. За них до сдачи ими отчета должны были представлять поручительство старые пританы, стратеги и гиппархи, причем сами должны были брать четверых поручителей из того же класса, к какому принадлежат эти стратеги и гиппархи. Совет должен был состоять из 401 члена, выбранных из числа граждан. Избираться же и на эту и на остальные должности полагалось по жребию людям свыше 30 лет от роду, и два раза одному и тому же нельзя было занимать ее, пока не отбудут ее все, а тогда полагалось бросать жребий опять сначала. Если же кто-нибудь из членов Совета пропускал заседание Совета или Народного собрания, когда оно бывало, тот платил штраф пентакосиомедимн — три драхмы, всадник — две, зевгит — одну. Совет Ареопага стоял на страже законов и наблюдал за должностными лицами, чтобы они правили по законам. Всякий человек в случае нанесения ему обиды мог подать о том заявление в совет Ареопага, указывая при этом, какой закон нарушается чинимой ему обидой. Но ссуды, как сказано, обеспечивались личной кабалой, и земля была в руках немногих".

О Солоне и его законах (Афинская полития, 7, 1):

"Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах".

Важные подробности (Афинская полития, 41, 2):

"После него (Тесея) было преобразование при Драконе — то самое, при котором впервые опубликовали законы".

Павсаний, IX, 36, 4:

". когда же впоследствии Драконт писал афинянам свои законы, то в его законах, написанных им в своё архонство, были установлены случаи, когда убийство не влечёт за собой уголовной ответственности; среди них он указывает и случай убийства как наказание за прелюбодеяние".

Павсаний, VI, 11, 2 (как раз рассказанная Юлей история со статуей):

"Это издевательство (какой-то человек приходил каждую ночь и стегал бичом статую кулачного бойца Феагена) прекратила сама статуя, упав , а дети убитого предъявили этой статуе иск об убийстве; жители Фасоса бросили эту статую в море, следуя постановлению Драконта, который написал для афинян уголовные законы и определил, чтобы подвергались суду и неодушевлённые предметы, если како-нибудь из них, упав, убивал человека".

Подтверждая слова Аристотеля, цитирую Элиана (Пёстрые рассказы, VIII, 10):

"Тогда (при Солоне) афиняне отказались от законов Драконта, именуемых установлениями, за исключением тех, которые касаются убийства".

Знаю, просто решил дать подборку литературы. Заодно думал найти мнения древних авторов насчёт твоего вопроса.

Но забыл я Демосфена.

"В законах о подобных преступлениях (убийствах) Драконт квалифицировал собственноручное убийство одного человека другим как страшное и опасное злодеяние. Написав в законе, что убийца должен быть лишён права священного омовения, возлияний, пользования кратерами, исполнения священных обрядов, посещения агоры, и приведя все другие запреты, которые, как он полагал, сильнее всего должны были удержать людей от совершения подобного преступления, он не отнял у права полагавшегося ему места, но установил в законодательном порядке случаи, при которых убийство разрешено, и елсли кто-нибудь его совершит (при указанных условиях), то он должен быть оправдан."

В XXIII содержится целая серия законов Драконта (по-моему около десятка или даже больше, причём прямые цитаты, а не перессказ).

В примечаниях сказано, кстати, что сохранилась надпись от 409 г. до н.э., где содержаться законы Драконта о непредумышленных убийствах.

Так что предлагаю оценить воочию, жестоки ли вообще законы Драконта. Ведь, по крайне мере, афиняне пользовались ими ещё во времена Демосфена (конец IV в. до н.э.).

Наконец, Аристотель, Политика, II, 9, 9:

"Есть законы Драконта, но он дал их для уже существовавшего государственного устройства. Своеобразного, заслуживающего упоминания в этих законах нет ничего, исключая только их суровость из-за размеров наказания."

Нашёл такое замечание о надписи 409 г. до н.э.: "It is partly preserved in an inscription of 409, which has been restored with the aid of quotations from the orators (C.I.A. i. 61; Inscr. fund. grecques, ii. 1. 1-24; and Hicks, Gk. Hist. Inscr. No. 59). It drew a careful distinction between different kinds of homicide. Of the rest of Dracos legislation we only know that Aristotle (Politics, II. 12, 13) was struck by the severity of the penalties, and that the creditor was permitted to seize the person of the debtor as security for his debt".

Кстати, откуда это:

". украл - смерть.
. маешься праздностью - смерть.
. святотатствуешь - смерть. "

А это уже не работает (". убил неумышленно - изгнание. "), т.к. существует множество вариантов.

Юля, ответ на твой вопрос у Латышева:

"Но на самом деле законы Драконта не были до такой степени жестоки и представляли собою даже известного рода прогресс, по крайней мере сравнительно с законами Залевка. Кроме смертной казни Драконтом были назначены и другие наказания, как например, штраф ценою в 20 быков (eikosaboion, Поллукс IX, 61), лишение прав (atimia, там же VIII, 42), изгнание и пр. Вообще строгость древнейших законов нужно приписывать не личной суровости законодателей, а господствующим принципам эпохи, в которой они жили. Если эти законы казались позднейшим грекам чересчур уж суровыми, то это вполне объявляется постепенным смягчением нравов и большей гуманностью к преступникам, бывшею естественным следствием этого смягчения. Имя Драконта, несмотря на строгость его законов, в древности пользовалось высоким уважением и ставилось рядом с именами лучших законодателей. Особенно славились его уголовные законы. Из отрывков их, сохранившихся в различных речах Демосфена (против Навсимаха, Мидия, Аристократа, Еверга и Мнесибула), и восстановляемой на основании этих отрывков надписи С. I. А. I, 61 (= Ditt. Syll. 45), заключавшей вновь переписанный в конце V в. текст постановлений Драконта об убийствах, видно, что он узаконил освященное религиозными требованиями и обычаями в Афинах право родовой мести, но при этом провел целый ряд мер, облегчавших участь убийцы: ограждение его от истязаний, возможность спастись добровольным изгнанием или уплатой штрафа и т. д. Эта мягкость отношений к преступникам объясняется тем, что при неразвитости общества в древние времена убийства совершались чаще и не считались таким тяжким преступлением, как ныне.

Суд по делам об убийствах находился под верховным ведением архонта царя. Различалось три рода убийств: предумышленное, непредумышленное и дозволенное (см. гл. 23, § 5). Убийства первого рода подлежали суду Ареопага, для суда же по остальным родам убийств Драконт учредил коллегию эфетов (oi efetai; название объясняется различным образом) из 51 члена, которые были избираемы из лучших граждан не моложе 50 лет, испытанной нравственности (Поллукс VIII, 125). Решению эфетов подлежали дела об убийствах непредумышленных и дозволенных или не преследуемых законом, о смертных случаях, причиненных предметами неодушевленными, и пр. Им принадлежали 4 судебные палаты, из которых в каждой разбирались дела только известного содержания, так что эфеты заседали то в одной, то в другой, смотря по роду дела, подлежавшего суду. Царь председательствовал при всех разбирательствах подобных дел как ареопагитами, так и эфетами. Впоследствии, с развитием демократии, деятельность коллегии эфетов была в значительной степени ограничена: ее юридическое значение перешло к гелиастам, а за нею осталось только значение религиозное.

Законы Драконта нисколько не изменили к лучшему угнетенное положение бедных классов народа, представляя собой только изложение обычного права, действовавшего уже раньше (хотя их издание все-таки было значительным шагом вперед в развитии гражданственности, так как произвол властей был ограничен определенным судебным уставом). Внутренняя борьба аристократических родов и партий также не прекращалась. Оставшиеся в живых килоновцы получили большое значение в государстве и жестоко враждовали с Алкмеонидами, на которых и в глазах суеверного народа тяготело пятно оскорбления святыни. Вероятно не без давления со стороны врагов Алкмеонидов, народ находился в сильном волнении, считая себя под проклятием богов. В различных бедствиях, посетивших в конце VII в. Афины (моровая язва, неурожай), народ видел кару богов и был одержим каким-то суеверным ужасом; говорили о различных видениях и предзнаменованиях, которые были объясняемы в том смысле, что оскорбленные боги требуют умилостивления. К бедствиям естественным присоединились неудачи политические. В войне с Мегарами, предпринятой из-за Саламина, афиняне потерпели неудачу. Участие афинского отряда под предводительством Алкмеона в Священной войне, ведшейся в первое десятилетие VI века против Крисы дельфийско-фермопильской амфиктионией (см. разд. IV, гл. 27, § 1), быть может, представляло со стороны Алкмеонидов попытку к успокоению религиозной совести афинян и вместе к увеличению собственной популярности. Но это не подействовало. Наконец Алкмеониды, по совету Солона, решились добровольно подчиниться суду 300 лучших граждан, которые признали их виновными в оскорблении святыни и присудили к изгнанию, которое было распространено даже на умерших членов виновного рода (после Килоновского дела прошло уже целое поколение — лет 40): их кости были вырыты и вынесены за пределы Аттики. Предание говорит, что по совету оракула был приглашен с острова Крита жрец-прорицатель Эпименид, который примирительными жертвами и различными религиозными обрядами очистил город от тяготевшего над ним гнева оскорбленных богов (Плут. Сол. 11, 12 и начало 'Aq. pol .).

Но этим не были улажены политические смуты и борьба между тремя враждебными партиями, на которые распадались жители Аттики; одна из них, состоявшая из бедных жителей гористой части страны (diakrioi или uperakrioi), требовала демократического образа правления, богатые жители равнины (pedieiV) стояли на стороне олигархии, а жители побережья (paralioi) со средним экономическим положением желали смешанной формы правления. Необходимо было коренное преобразование государственного и экономического строя Афин, чтобы положить конец неурядицам. Для этого в 594 г. был избран в архонты Солон, сын Ексекестида из рода Кодридов, с полномочием быть водворителем мира между знатью и народом и составить законодательство".

Он же приводит ещё пару цитаток древних авторов, прямых и косвенных:

И, прочитав Латышева, я понял откуда у тебя инфа об

". украл - смерть.
. маешься праздностью - смерть.
. святотатствуешь - смерть. "

Законы Драконта

Наверное права Басовская. Впервые была поставлена такая задача написать законы. Ну сами попробуйте что-то сделать в первый раз, когда не с чем сравнить, а что у тебя получилось. Ну, а потом уже легче, как говорится процесс пошёл.

Архаическая судебная система

Как известно, жители Аттики (местности, где были расположены Афины) в VII в. до н. э. все так же продолжали действовать сообразно древнейшим родовым законам. Их нормы для современного человека могут показаться слишком жестокими. К тому времени царская власть здесь уже давно исчезла, поэтому полисом управляли начальники или архонты, избиравшиеся из числа самых знатных людей.

Фактически Афинами тогда управляли всего 9 человек. Главным из них был архонт-эпоним – первый человек в полисе, архонт-басилей занимался вопросами, касающимися религии, архонт-полемарх ведал военными делами, а оставшиеся шесть архонтов-фесмофетов руководили городскими магистратурами и следили за выполнением норм закона и деятельностью суда.

Законы Драконта в Афинах

Килоновская смута

Уже в конце VII в. до н. э. население Афин начало понимать, что юриспруденцию в том виде, в котором она существовала, необходимо срочно менять. Первой причиной, подтолкнувшей власть к подобной судебной реформе, были смутные времена, которые требовали более строгого наказания за посягательство на частную собственность, а второй – всевозрастающее недовольство народа, вызванное произволом, творимым судьями-аристократами, толковавшими законы так, как им заблагорассудится.

Историки считают, что одним из факторов, значительно ускоривших написание новых судебных правил, стала так называемая Килоновская смута. Считается, что где-то в период между 636 и 624 годами до н. э. некий аристократ Колон предпринял попытку силой захватить власть в полисе, но у него ничего не вышло, так как ему помешали люди, принадлежавшие к аристократическому роду Алкмеонидов. Их расправа была настолько жестокой, что бунтовщиков, даже укрывшихся у алтарей богов, тут же убивали. Подобный произвол аристократов и осквернение святынь настолько возмутили афинян, что они прокляли всех Алкмеонидов.

Законы Драконта

Новое законодательство

После Килоновского заговора, который в случае победы мог бы привести к власти тиранов, эвпатриды были обязаны хоть как-то продемонстрировать свою государственную деятельность. Именно поэтому афинское право было решено усовершенствовать. Эту работу поручили одному из шести архонтов-фесмофетов. Выбор пал на Драконта, так как он пользовался большим уважением в обществе и был добросовестным и энергичным человеком. Всю необходимую работу он проделал в течение 621 г. до н. э. И как результат, на свет появились законы Драконта.

До сих пор считается, что этот документ был первым письменным судебным правом, действующим на территории Афин. Хотя это утверждение весьма спорно. Было бы правильнее сказать о первом дошедшем до наших дней письменном законодательстве, так как обычно любые правила являются лишь переработкой уже когда-то существовавших до этого норм. Примером в данном случае может послужить утверждение Аристотеля, что еще в 80-х годах того же столетия архонты-фесмофеты уже занимались подобной работой.

Драконт афинский законодатель чьи крайне суровые законы

Общая характеристика законов Драконта

Основой новых норм являлись более четко прописанные штрафные санкции за разного рода правонарушения. Некоторые законы Драконта, вне всякого сомнения, выглядят излишне жестокими. Взять хотя бы такой невинный проступок, как кража фруктов или овощей, а ведь за него полагалась смертная казнь! А вот убийство вора, совершенное с целью самозащиты или возврата своего имущества, преступлением и вовсе не считалось. Смертная казнь полагалась за убийство, поджог и осквернение святыни. Драконт даже предусмотрел такую норму, которая кажется совершенно бессмысленной, - наказание за убийство неодушевленных предметов.

Свод законов Драконта

Настоящие новшества в уголовном праве

Как известно, законы Драконта стали отражением прогресса в развитии, которое происходило в то время в афинском обществе. Впервые появилось четкое разделение убийств на непредумышленные, предумышленные и совершенные в процессе обороны. Отдельно рассматривались преступления, касающиеся лишения жизни соблазнителей сестер, жен, дочерей и матерей. В эту же категорию попадали и убийства, совершенные во время спортивных соревнований, а также в результате различных несчастных случаев.

Прерогативой археопага было рассмотрение исключительно умышленных преступлений, повлекших за собой человеческие жертвы. Наказанием за совершение таких убийств была смертная казнь. Неумышленными же занимались специальные коллегии, состоящие из эфетов, возраст которых превышал 50 лет. Непредумышленные убийства обычно наказывались изгнанием виновного. Различного рода штрафы, к примеру быками, применялись по отношению к гражданам, совершившим ряд других преступлений.

Надо сказать, что законы Драконта в Афинах действовали эффективно и были в значительной степени направлены на преодоление обычной в то время кровной мести, так как строжайше запрещали чинить самосуд. В этом случае ответственность за убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не на всю семью, как раньше. Кроме того, нес наказание и тот человек, который подстрекал к убийству.

Законы Драконта характеристика

Значение

Одобренные афинским обществом законы Драконта, характеристика которых была приведена выше, явно свидетельствовали о том, что оно стремилось избавиться от устаревших родовых обычаев и внедрить в свою жизнь обновленную модель государственных и классовых отношений.

Несмотря на эти довольно жесткие законодательные акты, развитие греческого права все же продвинулось на шаг вперед. С момента написания новых норм аристократы, заседавшие в судах, были ограничены в своих действиях четко прописанными правилами, исполнение которых можно было легко проверить.

Общая характеристика законов Драконта

Отмена

Большинство историков утверждают, что все законы Драконта действовали на территории полиса вплоть до 594 г. до н. э., пока свои реформы не стал проводить Солон – афинский аристократ и преуспевающий купец. Он отменил большинство правил, установленных в 621 г. до н. э., однако оставил те, которые касались самозащиты и непредумышленных убийств. Стоит отметить, что сам Драконт, несмотря на свои строгие законы, в древности пользовался большим уважением, а его имя и сейчас стоит в одном ряду с лучшими мировыми законодателями.

Афинская демократия

Демократический строй предполагал самое широкое участие в управлении государством всех категорий афинского гражданства. Афинское гражданство в V— IV вв. до н. э. не было однородным в имущественном и социальном отношении, деление на четыре имущественных разряда сохранялось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаковым. Между представителями афинской аристократии, входившими в состав пятисотмерников, и бедняком-фетом существовали серьезные различия. Чтобы обеспечить реальное участие в государственных делах афинского гражданства, была необходима система различных мер, направленных на поддержание известного материального достатка, образовательного уровня, психологического климата, известного единства внутри гражданского коллектива в целом. Для решения всех этих вопросов была разработана определенная социальная политика афинской демократии. Она включала целый ряд мероприятий: введение оплаты выборных должностей, за участие в работе Совета 500, гелиеи и Народного собрания, на содержание моряков и гоплитов, занятых в походах. В Афинах постоянно (особенно в V в. до н. э.) следили за тем, чтобы не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливания граждан. Для этого афинские власти широко практиковали вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии за пределы Аттики. В V в. до н. э., во времена существования первого Афинского морского союза, свыше 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (т. е. не менее трети всего количества афинских граждан).

Афинские власти самым внимательным образом следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление и часто карались смертной казнью — прежде всего потому, что они больно били по беднейшим слоям населения. Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей — литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.

Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т. е. с 40—30-х годов V в. до н. э., власти стали раздавать малоимущим гражданам так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Посещение театра, где шли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, замечательные комедии Аристофана и других драматургов, было прекрасной школой воспитания и образования афинского гражданства.

Афинская демократическая система была большим достижением политической жизни Древней Греции, однако ее нельзя идеализировать и считать своего рода образцом демократии вообще, пригодной для всех времен и народов.

Афинская демократия обеспечивала политическое участие только гражданского населения, а, как было сказано выше, граждан в Афинах вряд ли было более 30—40 тыс. из общего количества населения в 250—300 тыс. человек. Прежде всего афинская демократия была демократией гражданской, т. е. системой, из которой было исключено все население, не имеющее фажданских прав. Следовательно, не могли принимать участия в управлении не только рабы, но и так называемые метеки, постоянно живущие в Афинах лица неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя и считались гражданками.

Более того, даже не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.

Законы Драконта

Одна из афинских надписей конца V в. до н. э., воспроизводящая часть текста этих законов, вполне подтверждает это свидетельство. В частности, в ней приводятся процессуальные правила об ответственности сородичей убийцы за совершенное им преступление, которые вне всякого сомнения восходят к очень древнему времени. Таким образом, законы Драконта, по всем данным, явились первой записью афинских законодательных обычаев.

Насколько можно судить о содержании этих законов на основании упоминавшейся афинской надписи конца V в. до н. э. и свидетельств античных авторов более позднего времени, речь в них шла главным образом об уголовных преступлениях, о различных видах убийств, о кражах, о порядке ведения процессов и налагаемых за них наказаниях.

Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью (говорили, что они были писаны кровью). За всякое воровство, хотя бы незначительное, полагалась смертная казнь.

Законы Драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого. Для примирения с убийцей требовалось согласие ближайших родственников: сына, брата, двоюродного брата, зятя, тестя; при отсутствии близкой родни примирение могло состояться с согласия не менее десяти членов фратрии. Ответственность за убийство нес только сам убийца, а не его род. К ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей.

В законах Драконта различаются также убийства умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены были убийства в результате несчастных случайностей, например на состязаниях.

Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение повреждений — изгнанием; в обоих случаях наказание сопровождалось конфискацией имущества.

Разбор дел о неумышленных убийствах поручен был специальной коллегии, состоявшей из 51 члена из числа родовой знати старше 50 лет. Наказанием за неумышленное убийство было изгнание (без конфискации имущества). В случае примирения с родственниками убитого или, при их отсутствии, с членами его фратрии, убийца мог возвратиться из изгнания, при этом воспрещалось требование со стороны родственников убитого какого-либо выкупа. Убийство в состоянии самообороны, под которое подводилась и защита имущества, наказанию не подлежало.

Для каждого вида убийств назначалось специальное место разбирательств: для дел об убийствах непредумышленных — в Палладии, для дел об убийствах умышленных — в ареопаге. В особом месте производился суд над теми, кто, находясь в изгнании, совершил там новое убийство; подсудимый не мог в этом случае вступать на землю Аттики, а должен был находиться в лодке — суд же происходил на берегу моря близ Пирея.

Архаический характер носило судилище в здании пританея, где заседали филобасилеи (стоявшие во главе фил). Здесь разбирались дела о насильственной смерти, причиненной человеку животными или неодушевленными предметами. Если суд признавал их виновными, они выбрасывались за границы Аттики или топились в море.

Законы Драконта, таким образом, явились первым писаным законодательством в Афинах. Весьма симптоматична сказывающаяся в них, например в статьях, сурово карающих за кражу, тенденция защитить интересы частной собственности. Сам факт записи древних правовых обычаев, в какой-то мере ограничивавший произвол судей-эвпатридов, следует расценивать как один из первых успехов демоса в его борьбе с господством родовой аристократии.

Реформы Солона

В период правления Солона было проведено три основных реформы:

В числе других социально-экономических преобразований Солона: денежная (монетная) реформа; закон о земельном максимуме; закон о запрете вывоза зерновых из Аттики и поощрение внешней торговли оливковым маслом и т.п.

II. Политическая реформа. В ее рамках был установлен имущественный ценз, ставший главным критерием политической правоспособности граждан. Все население Афин было разделено на 4 разряда, в основе которых лежал не родовой признак (привилегия рождения, или происхождения), а имущественный (привилегия богатства). За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих и жидких тел, которыми измерялся годовой доход граждан с земельной собственности. В первый разряд включались те, кто имел доход не менее 500 медимнов зерна, масла или вина (т.н. пентакосиомедимны, или пятисотмерники); второй разряд – 300 медимнов (т.н. всадники); третий разряд – 200 медимнов (т.н. зевгиты, те, кто имел упряжку из двух волов); четвертый разряд – менее 200 медимнов (т.н. феты). Значение этой реформы заключалось в следующем: 1) в основе деления населения лежал уже более прогрессивный имущественный ценз; 2) категория граждан отныне могла меняться, возможен был переход в высший разряд в зависимости от исчисления ценза; 3) невысшие слои получили возможность решать политические вопросы; 4) каждый разряд имел определенные политические права и военные обязанности. Первые три разряды могли занимать государственные должности, но лишь первый из них получил доступ к высшей должности архонтов; четвертый разряд получил право участвовать в экклесии и гелиэйе. В воинском ополчении они служили во вспомогательных отрядах или легковооруженной пехоте, третий разряд – в тяжелой пехоте (гоплиты), второй – в кавалерии, а первый разряд получил возможность откупится от воинской обязанности через исполнения литургии, например, снарядив на свои деньги корабль, участвуя в устройстве общественных праздников, продовольственном снабжении Афин и проч.

С именем Солона также связывает возрождение деятельности Экклесии; создание новых демократических органов – государственного Совета 400 (Булэ) и народного суда –Гелиэйи. При этом если в Булэ избиралось по 100 человек от каждого из четырех родовых фил и только из граждан первых трех разрядов, то судьями Гелиэйи могли быть все афиняне, независимо от своего имущественного положения.

Непосредственно Солону античная традиция приписывает введение принципа свободы завещаний и права распоряжения недвижимостью, осуществление амнистии (отмена вынесенных судебных приговоров о лишении гражданских прав и возвращение на родину изгнанников), за исключением приговоренных судом эфетов к изгнанию за убийство или стремление к тирании; а также принятие в число граждан изгнанников из других государств и переселенцев с целью упрочения нового законодательства и при-обретения ему защитников против возможных уклонений от него со стороны аристократов. Главными последствиями правовой реформы Солона стали определенная систематизация законодательства, ограничение компетенции жрецов-эвпатридов, снижение роли обычного права и установление приоритета закона в системе источников афинского права.

Понадобится еще почти 100 лет, чтобы посредством острой политической борьбы, установления демократической монархии Писистрата (5 г.до н.э.) и тирании его сыновей Гиппия и Гиппарха, демократы смогли объединиться для нанесения решающего удара по аристократической республике и остаткам родового строя.

Законы Драконта стали первой записью афинских законодательных обычаев. Их характеристику и особенности рассмотрим в статье.

Общее представление

Судебная система в древности

законы драконта

В 7-м веке до нашей эры жители древней Аттики (место расположения Афин), как известно, продолжали жить по древнейшим законам своего рода. Для современного человека такое поведение и ценности могут показаться каким-то изуверским кошмаром. Но что примечательно, в тот отрезок времени в Аттике уже отсутствовала царская власть, что дало дорогу к власти начальников, или архонтов, которые избирались среди числа самых знатных и богатых людей.

Если рассматривать правление Афин в тот период, то можно выделить всего девять властителей. Среди них один был самым главным, к нему обращались как к архонту-эпониму. Он был первым человеком в полисе (городе), после него шел архонт-басилей, занимавшийся вопросами религии и обрядов, за ним – архонт-полемарх, ведавший военными делами. Шесть же остальных архонтов-фесмофетов должны были руководить городскими магистратурами и следить за исправностью выполнения норм закона и слаженной судебной деятельностью.

Килоновская смута

законы драконта кратко

К концу 7-го века население в Афинах пришло к пониманию того, что существовавшая на тот момент юриспруденция должна претерпеть модификации. Первой причиной, послужившей появлению мыслей о судебной реформе у тогдашней власти, стали смутные времена, требовавшие более строгого наказания за вторжение в личное пространство и посягательство на частную собственность. Вторая причина выразилась во всевозрастающем недовольстве народа произволом, создаваемым судьями-аристократами. Последние на выдумку не скупились и творили все, что им заблагорассудится. Так, например, они могли толковать законы настолько искусно, что мало кто мог им противоречить.

Предпосылки к созданию

законы драконта в афинах

Килоновский заговор был разрушен, что благоприятно сказалось на полисе, учитывая тот факт, что он мог бы обернуться его жителям гнетом новых тиранов. После этого события эвпатриды резко активизировались и решили продемонстрировать свое радение к участию в государственной деятельности. Так, было принято решение усовершенствовать афинское право. Эта работа была поручена одному из шести архонтов-фесмофетов. Поэтому перст судьбы пал именно на Драконта, законы которого и стали основополагающим источником мудрости и справедливости в Афинах. Этот человек пользовался большим уважением в обществе, считался энергичным и добросовестным. Всю предоставленную ему работу он выполнил в течение 621 года до нашей эры. Результатом проделанной работы и стали всемирно известные законы Драконта. По сей день бытует мнение, что этот документ оказался первым письменным судебным правом на территории Афин. В законах Драконта эта информация не указывается, но было бы слишком самонадеянно говорить о том, что это утверждение является непреложной истиной. Вернее было бы сказать, что это первое дошедшее до нас письменное законодательство, ведь все существовавшие правила базировались на уже когда-то созданных, просто прошедших переработку и переосмысление. Хорошим примером здесь послужит высказывание Аристотеля, что в 80-х годах рассматриваемого столетия архонты-фесмофеты занимались как раз таки похожей работой.

Законы Драконта в Афинах: общая характеристика

Если рассмотреть законы Драконта кратко, то можно отметить, что смертная казнь вменялась поджигателям, убийцам и богохульникам (осквернителям святынь). Законодатель предусмотрел даже такую норму, которая может показаться абсолютно бессмысленной – понесение наказания за убийство и порчу неодушевленных предметов.

законы драконта семейное право

Как известно, законы Драконта отражали прогресс в развитии, происходившем в афинском обществе. Благодаря его своду законов появилось четкое деление убийств на предумышленные, непредумышленные, а также совершенные в процессе обороны. Отдельной категорией считались преступления, которые касались лишения жизни соблазнителей жен, сестер, матерей и дочерей. Семейное право в законах Драконта занимало одну из второстепенных линий его законодательства. В отдельную категорию были отнесены убийства, совершенные во время спортивных игр и соревнований, а также произошедшие в результате несчастного случая. Все же главной задачей археопага было рассматривать исключительно умышленные преступления, которые повлекли за собой человеческие жертвы.

Стоит упомянуть, что законы Драконта действовали наиболее эффективно в делах, связанных с преодолением крайне распространенной в то время в Афинах кровной мести. Самосуд находился под строгим запретом. С введением новых правил ответственность за совершенное убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не как прежде – на все его семейство. Более того, наказанию подвергался и человек, подстрекавший виновного на убийство.

Значение

Тот факт, что афинское общество приняло эти нововведения, явно свидетельствовал о том, что оно было готово к избавлению от древних родовых обычаев и внедрению обновленной модели классовых и государственных отношений. И хотя карательные меры того времени представляли собой жесткие законодательные акты, греческое право с тех пор значительно продвинулось вперед. После того как были изданы новые нормы, аристократы потеряли свободу действий и их деятельность был ограничена четко прописанными правилами, исполнение которых запросто можно было проверить.

Отмена

законы драконта в афинах общая характеристика

Однако недолговечными оказались и законы Драконта. Солон – преуспевающий купец и афинский аристократ пришел ему на смену. Как утверждают многие историки, меры Драконта действовали на территории Афин вплоть до 594 года до нашей эры, того самого года, когда Солон стал проводить свои реформы. Этот аристократ отменил много правил, но сохранил те, что касались непредумышленных убийств и самозащиты.

Читайте также: