Правовая система африканских стран как представителей традиционной правовой семьи

Обновлено: 02.07.2024

Как известно, вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти - английские, французские, португальские и бельгийские - в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему.

Каждая колониальная держава навязала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское - в Конго, португальское - в Анголе и Мозамбике, общее - в английских колониях, рома- но-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, ко-торая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. Традиционные области землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) остались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой - были организованы местные суды. Британская колониальная администрация старалась по возможности, сохранить эти суды. Разбирательством дел в них занимались традиционные местные старейшины; юрисдикция этих судов распространялась на африканцев. Решения в таких судах них принимались в соответствии с обычным правом, действовавшим на территории, которая подпадала под их юрисдикцию.

Контроль за деятельностью местных судов осуществляли ад-министративные чиновники, они же ведали назначением и смещением членов судов.

Можно отметить четыре наиболее важных изменения, происшедших в обычном праве в колониальный период: 1) отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного су-доустройства; 2) восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права; 3) введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права; 4) прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

Танзания пошла еще дальше и к настоящему времени практически завершила работы по унификации обычного права всех танганьикских племен . В других странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения неза-висимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным действительным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право как бы прекратило здесь свое существование .

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая - вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по- разному применявшихся норм брачного и наслед-ственного права обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания .

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неиз-бежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой - ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Что касается возможностей учета элементов обычного права в процессе законодательной деятельности, то В.Н.Денисов справедливо пишет, что использование освободившимися государства- ми обычного права не может не носить ограниченного характера. "Обычное право, по-видимо-му,может сохраниться лишь в той части, которая, получив в модифицированном виде законодательное закрепление, станет составной частью единой правовой системы, отражая особенности исторического развития народов Тропической Африки.

Цель работы: охарактеризовать африканскую правовую систему.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
проследить развитие права Африки;
рассмотреть особенности африканского права современности.
Цель и поставленные задачи определили структуру реферата. Он состоит из введения, двух глав, отвечающих поставленным задачам и цели, заключения и списка использованных источников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические этапы развития африканского права 4
1.1. Этап развития традиционного африканского права 6
1.2. Этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей 7
Глава 2. Современное африканское право 10
2.1. Эпоха постколониального права 10
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая система Африки 2.doc

Глава 1. Исторические этапы развития африканского права 4

1.1. Этап развития традиционного африканского права 6

1.2. Этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей 7

Глава 2. Современное африканское право 10

2.1. Эпоха постколониального права 10

Список использованных источников и литературы 15

Правовые институты Африки привлекают в нашу эпоху особое внимание юристов. Африканский континент — колыбель человеческой цивилизации в силу ряда обстоятельств не подвергся интенсивному общественному прогрессу. Не считая территорий, находившихся непосредственно в сфере влияния Египта и раннеклассовых образований восточного типа на Аравийском полуострове, достигших вершин своего развития уже в последние столетия до н.э., на континенте в VIII-XVI вв. было создано несколько раннеклассовых государств. Но они так и не смогли вступить ни на путь зрелого феодализма, ни на путь капитализма, как это произошло в других регионах мира, а стали объектом разграбления европейскими колонизаторами. 1 Период колонизации закончился, африканцы взяли свою судьбу в собственные руки.

Цель работы: охарактеризовать африканскую правовую систему.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    • проследить развитие права Африки;
    • рассмотреть особенности африканского права современности.

    Цель и поставленные задачи определили структуру реферата. Он состоит из введения, двух глав, отвечающих поставленным задачам и цели, заключения и списка использованных источников.

    В ходе работы были использованы труды таких авторов, как Саидов А.Х., Давид Р., Жоффре-Спинози К., Малько А. В., Саломатин А. Ю.

    Глава 1. Исторические этапы развития африканского права

    Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте. В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

    Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

    В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

    Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.

    В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

    Первый этап – этап развития традиционного африканского права.

    Второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

    Третий этап – этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран. 2

    Рассмотрим подробнее данные этапы.

    1.1. Этап развития традиционного африканского права

    В этот первый этап родилось и развивалось традиционное (племенное), а также мусульманское право в странах к северу от Сахары. Спецификой африканского обычного права является то, что оно является не правом индивидов, а правом сообществ. Это видно в каждой отрасли права.

    Исторически известно два типа судов, которые действовали в Африке для разрешения конфликтов. Первым из них является арбитраж, вторым — суд с соблюдением всех процессуальных формальностей. В традиционных африканских обществах без центральной власти (отсутствие вождя) споры, как правило разрешались с помощью арбитража и переговоров в конкретной общине. В случае возникновения конфликтов по поводу брака, опеки над детьми, наследства или землепользования и других схожих прав и обязательств, то для улаживания этих конфликтов приглашались старейшины и другие влиятельные члены семьи или группы кровных родственников. В случае, если тяжущиеся стороны были соседями в одной общине, то арбитраж и переговоры проводили лидеры данного клана.

    Суды второго типа, где соблюдались процессуальные формальности, действовали там, где была сформирована централизованная власть. Данные суды, как правило, выстраивали определённую иерархию, в соответствии с иерархией политической, и апелляции направлялись от низших судов к высшим.

    В эпоху господства обычного права центральное место занимали вопросы связанные с личным статусом: семья, земельная собственность и вопросы касающиеся наследства. Под браком по обычному праву, понимается не столько союз двух индивидов, сколько соглашение двух семейных групп. Именно данные семейные группы и играют заметную роль на каждом этапе брака: подыскивают жениха и невесту, обговаривают вопросы связанные с приданым, улаживают разногласие между мужем и женой.

    Спецификой обычного права является то, что ответственность несут группы людей или общины, то есть ответственность семьи или группы родственников за проступки её отдельных членов. Современные субъективное право и юридическая ответственность прямо противоположны традициям обычного права.

    В традиционных обществах собственником земли является не физическое лицо (индивид), а группа. Индивид может иметь право пользоваться землёй, но право собственности на землю остаётся за общиной или группой. Такие вопросы как распоряжение землёй, пользование ею решались правителями данных социальных групп.

    1.2. Этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

    Данный этап начинается с первой половины XIX века, когда ведущие на тот момент европейские страны, страны стали проводить политику колонизации африканского континента и привнесение в данные регионы своего европейского (колониального) права, которое стало действовать в регионах, которыми владели те или иные страны-колонизаторы. Постепенно, с течением времени влияние права колониальных держав становилось доминирующим. Почти вся Африка оказалась под властью европейских держав.

    Колониальные державы (британская, французская, португальская, бельгийская, германская и итальянская) делали попытки закрепить в своих африканских колониях право, действовавшее в тот момент в метрополии, а также построить систему правосудия, схожую со своей системой. Однако закрепление колониального права, происходило по разному в каждой стране Африки, так как каждая держава-колонизатор внедряла в своей колонии свою модель права, которая была выработана и развита в метрополии, так например, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское право в Конго, португальское право в Анголеи Мозамбике, а общее право в колониях Великобритании, романо-голландское право, позже изменённое под влиянием английского общего права, в Южной Африке. Исходя из исторической особенности своего развития Либерия заимствовала право и судебные обычаи Великобритании и США (общее право).

    В ряде стран Африки прижился принцип судебного прецедента. Однако африканское прецедентное право имеет отличия от прецедентного права бывшей метрополии.

    В эпоху колониализма, страны-колонизаторы проводили политику внедрения своего права и своих правовых институтов в принадлежащим им колониях, вместе с тем, распространение своего колониального права не было абсолютным, так как предпринимались попытки сохранения той части старого африканского обычного права и судопроизводства, которые, по мнению стран-колонизаторов, не противоречили их интересам в регионе. Таким образом в результате колониальной экспансии в странах африканского континента возникла так называемая двойная или дуалистическая система права, в которой наряду с правом колонизаторов продолжало действовать старое обычное африканское право. Колониальное право регулировало вопросы административного, торгового и уголовного права. Традиционное африканское право регулировало вопросы землевладения, семейного и наследственного права (вопросы личного статуса). Также выделялся и дуализм судебной системы. Действовали как и колониальные суды с судьями, получившими образование в Европе и применявшими в спорах право метрополии и колониальное законодательство, так и с другой стороны продолжали действовать местные суды, опиравшиеся на обычное право.

    По мнению авторитетного исследователя А.Х. Саидова, в колониальный период произошёл постепенный уход от традиционных способов разрешения споров и началось формирование собственной судебной системы по образцу метрополии, в которых разбирательство осуществлялось в большинстве случаев, основываясь на европейских нормах, а не на обычном праве; также в этот период сформировалось писанное законодательство, а некоторые варварские обычаи были запрещены (рабство, членовредительство и др.).

    Глава 2. Современное африканское право

    2.1. Эпоха постколониального права

    Данный этап развития Африканского права начался с началом приобретением государствами Африки национальной независимости (массово с 50-х годов XX века). Сначала, после приобретения независимости африканскими странами, сохранялись почти все без изменений прежние принципы, законы и другие нормативные акты бывших колонизаторов. Вместе с тем, стала развиваться и своя национальная правовая система стран Африки со своей национальной спецификой. Обычное право сохранилось лишь там, где в модифицированном виде получило законодательное закрепление и стало составной частью единой правовой системы. В частности, подобная практика отражает особенности исторического развития народов Тропической Африки. Главным здесь является законодательное закрепление тех обычаев, которые испокон веков использовались крестьянами для отстаивания коллективных интересов в борьбе со знатью, но в отдельных странах сохраняется уголовное право, основанное на английском праве (в основном, в бывших английских колониях).

    К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

    В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран посту пило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право как бы прекратило здесь свое существование.

    Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен.

    В 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

    В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по-разному применявшихся норм брачного и наследственного права – обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм – одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания.

    Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

    Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

    Как известно, вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти - английские, французские, португальские и бельгийские - в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему.

    Каждая колониальная держава навязала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское - в Конго, португальское - в Анголе и Мозамбике, общее - в английских колониях, рома- но-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

    Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, ко-торая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. Традиционные области землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) остались в сфере действия обычного права.

    Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой - были организованы местные суды. Британская колониальная администрация старалась по возможности, сохранить эти суды. Разбирательством дел в них занимались традиционные местные старейшины; юрисдикция этих судов распространялась на африканцев. Решения в таких судах них принимались в соответствии с обычным правом, действовавшим на территории, которая подпадала под их юрисдикцию.

    Контроль за деятельностью местных судов осуществляли ад-министративные чиновники, они же ведали назначением и смещением членов судов.

    Можно отметить четыре наиболее важных изменения, происшедших в обычном праве в колониальный период: 1) отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного су-доустройства; 2) восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права; 3) введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права; 4) прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

    Танзания пошла еще дальше и к настоящему времени практически завершила работы по унификации обычного права всех танганьикских племен . В других странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

    В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения неза-висимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным действительным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право как бы прекратило здесь свое существование .

    Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

    в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

    В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая - вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по- разному применявшихся норм брачного и наслед-ственного права обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания .

    Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

    Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неиз-бежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

    Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой - ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

    Что касается возможностей учета элементов обычного права в процессе законодательной деятельности, то В.Н.Денисов справедливо пишет, что использование освободившимися государства- ми обычного права не может не носить ограниченного характера. "Обычное право, по-видимо-му,может сохраниться лишь в той части, которая, получив в модифицированном виде законодательное закрепление, станет составной частью единой правовой системы, отражая особенности исторического развития народов Тропической Африки.

    Цель исследования – комплексный анализ проблем формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права в различных правовых системах современности.
    Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
    – проанализировать историческое развитие правового обычая как первичной формы нормативного регулирования общественных отношений;
    – рассмотреть методологические основы исследования правового обычая как элемента правовой реальности;
    – определить влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
    1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ………………..5
    1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте……5
    1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте………………9
    2. ТРАДИЦИОННОЕ АФФРИКАНСКОЕ ОБЫЧОЕ ПРАВО: ОСОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………………12
    2.1 Понятие и источники африканского обычного права………………………12
    2.2 Современные правовые системы африканских стран………………………18
    2.3 Особенности судебной системы стран Африки…………………………. 22
    3. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ НА ТРАДИЦИОННОЕ АФРИКАНСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО…………………………………………25
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………30

    Файлы: 1 файл

    курсовик.docx

    Министерство транспорта Российской Федерации

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет

    Дисциплина: Публичное право зарубежных стран

    Тема: Африканское обычное право и современное законодательство

    Выполнил: студент(ка) ЮР-1 группы

    Проверил: преподаватель кафедры

    ФИО: Зеленская С.Ю.

    1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ………………..5

    1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте……5

    1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте………………9

    2. ТРАДИЦИОННОЕ АФФРИКАНСКОЕ ОБЫЧОЕ ПРАВО: ОСОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………… ………………12

    2.1 Понятие и источники африканского обычного права………………………12

    2.2 Современные правовые системы африканских стран………………………18

    2.3 Особенности судебной системы стран Африки… ………………………. 22

    3. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ НА ТРАДИЦИОННОЕ АФРИКАНСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО…………………………………………25

    Данная тема курсовой в современных условиях достаточно актуальна. Понимание современного позитивного права невозможно вне его генезиса, вне первоначальных форм возникновения и развития. У всех народов правовые обычаи являлись первичной формой соционормативного регулирования, что как раз подчеркивается в трудах компаративистов.

    Следует также учитывать, что процесс формирования государственноорганизованного права никогда не может быть окончен, и одним из проявлений его незавершенности оказывается становление новых обычно-правовых форм, как в сфере публичного, так и частного регулирования общественных отношений.

    Изучение правовых обычаев в сравнительном аспекте и показ их места в системе источников (форм) действующего права позволяет более широко представить структуру правовой системы той или иной страны. Кроме того, детальное изучение форм существующего права опирается на общие принципы и особенности соционормативной культуры различных цивилизаций и народов, что актуально в условиях формирующегося мультикультурного общества. 1

    Степень разработанности темы. Проблемы исторического и цивилизационного бытия правовых обычаев и, в целом, обычного права активно исследовались как российскими, так и зарубежными ученымиправоведами. Особо следует отметить представителей российской юриспруденции конца X I X – начала X X в. в её социологическом измерении, а именно: Ю.С. Гамбарова, К.Д. Кавелина, А. Муромцева, С В. Пахмана, Б.А. Кистяковского.

    Среди современных ученых, разрабатывавших проблематику правовых обычаев следует указать А.Х. Саидова, Л.И. Спиридонова, И.Л. Честнова, И.Б. Ломакину, Ю.И. Гревцова, М.Н. Марченко, A.B. Полякова, И.Я. Киселева, Л.Р. Сюкияйнена, А.Х. Саидова, О.Ф. Скакуна, И.Е. Синицыну, Т.В. Синякову, А.И. Ковлера и др. Среди зарубежных исследователей правовых обычаев различных народов следует указать Рулана, А..Р. Рэдклифф-Брауна, Э.Э. Эвакс-Причарда, Г. Мэна, Б. Малиновского, Р. Давида, К. Цвайгерта, X. Кетца, К. Осакве и др.

    Несмотря на довольно обширную литературу юридического, антропологического и социологического характера, посвягценную различным аспектам формирования и функционирования правовых обычаев, крайне редко встречаются исследования, направленные на комплексный анализ обычаев в праве.

    Объектом исследования выступает правовой обычай как форма действующего права в исторической ретроспективе и сравнительном аспекте. Предметом исследования являются закономерности формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права, а также факторы, влияющие на этот процесс.

    Цель исследования – комплексный анализ проблем формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права в различных правовых системах современности.

    Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

    – проанализировать историческое развитие правового обычая как первичной формы нормативного регулирования общественных отношений;

    – рассмотреть методологические основы исследования правового обычая как элемента правовой реальности;

    – определить влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.

    Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы. В введение рассматривается актуальность и научное значение работы, были сформулированы цели и задачи исследования, определяет предмет данной работы.

    1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

    1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте

    Начиная с 30-х гг. 19 века в странах Африки проходила Великая Колонизация. После ее окончания народы стали укоренятся и образовывать слои общества. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю – старое Бельгийское Конго, Руанда и Бурунди, – примыкают к системе романо-германского права. 2 В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны, произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы, где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно, традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можно отметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полную регламентацию. Это происходило либо потому, что держава – колонизатор не рассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычное право было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях.

    Африка к югу от Сахары и Мадагаскар в течение многих веков жили по нормам обычая. 3 Повиновение обычаю было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Если новые обстоятельства ставили перед данным сообществом какую-либо проблему, то известный уровень организованности обычно позволял принять необходимые меры или установить определенную линию поведения.

    Обычаи Африки и Мадагаскара были многочисленны. Каждая из общин удовлетворяла самого себя, имела свои собственные нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный характер. Напротив, они могли стать значительными вне этих границ. В Африке имелись народности с монархическим режимом и с режимом демократическим. В достаточном количестве имелись и первобытные племена, где с трудом можно найти элементы какой-либо политической организации. Семья в Африке была иногда матриархальной, иногда патриархальной, причем оба эти типа встречались в многочисленных вариантах. Использование земли осуществлялось в разных местах по самым различным нормам.

    Эволюция права, имевшая место во времена колонизации, была необходима. И получение независимости африканскими странами ни в коем случае не означало реакции на эту эволюцию. Все право западного толка, установленное державами – колонизаторами, было подтверждено в новых государствах. В то же время, вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп. Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

    В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить. Хотя страны Африки в какой-то мере и заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Можно сказать, что африканский обычай основан на идеях, полностью отличающихся от господствующих в современной западной мысли.

    1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте

    С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей части Африки.

    Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне, что живут не по божьим законам.

    Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, они открыли путь к их упадку. 4 Даже до колонизации в Африке ощущались посторонние влияния. Это относится главным образом к христианству и исламу.

    Распространение христианства в Африке происходило в течение двух периодов. Эфиопия стала христианской страной в начале IV века. Обращение в христианство других частей Африки и Мадагаскара, напротив, имело место в связи с появлением в этих странах европейцев главным образом в XIX веке. Ни христианство, ни ислам не одержали полной победы, но обе эти религии постепенно оказали значительное влияние на население большей части Африки. Каково же их влияние на обычай? Это влияние было различным. Обычаи зачастую продолжали действовать, даже если они и противоречили новой вере. Как в исламских, так и в христианских странах считалось, что человек греховен и человеческие общества являются в Африке градом Господним не более, чем в остальном мире.

    Читайте также: