Как снять чиновника с занимаемой должности

Обновлено: 30.06.2024

Что говорит закон про освобождение от должности

Рассматривая понятие “освобождение от занимаемой должности”, на практике чаще всего понимают увольнение высокопоставленного госчиновника или топ-менеджера коммерческой структуры за виновные действия, нанесшие ущерб компании или учреждению. В качестве оснований для расторжения трудовых отношений при этом могут выступать (ст. 278 ТК РФ):

  • отстранение от должности в связи с банкротством;
  • принятие сособственником или учредителями решения об освобождении руководителя от должности;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

В большинстве случаев в качестве причины такого решения выступает ненадлежащее исполнение или систематические невыполнение высокопоставленным сотрудником своих обязанностей. Например, в качестве обстоятельств, закрепленных в трудовом договоре и достаточных, чтобы освободить от должности, могут выступать:

  • непроведение аудиторских проверок;
  • неисполнение решений уполномоченного органа управления компании;
  • превышение должностных полномочий в ходе принятия решения, допущение злоупотреблений;
  • нарушение по вине руководителя законодательства о труде, а также норм охраны труда.

Таким образом, освобождение от должности предполагает расторжение трудовых отношений или понижение по инициативе администрации (собственников). Причём это могут быть как приведенные выше специфические основания, так и те, что указаны в ст. 81 ТК РФ.

Но это не означает, что работник не может попросить освободить от занимаемой должности по собственной инициативе – например, в связи ухудшением состояния здоровья, выходом на пенсию или переездом в другой город. Также нередки случаи прекращения сотрудничества с топ-менеджерами и по соглашению сторон.

За что освобождают от должности в госучреждениях

Для госпредприятий постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 предусмотрены дополнительные основания прекращения полномочий руководителей. К ним отнесены:

  • систематическое недостижение показателей экономической эффективности;
  • неисполнение решений Правительства РФ;
  • заключение сделок об использовании имущества предприятия с нарушением требований законодательства;
  • возникновение задолженности по зарплате со сроком более 3-х месяцев и т. д.

Кроме того, для госслужащих предусмотрены основания увольнения (освобождения от должности) в ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ:

  • непринятие мер по предотвращению конфликта интересов;
  • сокрытие доходов госслужащего;
  • участие в коммерческой деятельности;
  • участие в управлении зарубежными некоммерческими организациями.

Порядок освобождения от должности

В целом процедура освобождения от должности идентична увольнению по основаниям, предусмотренным ТК РФ. Но вместо расторжения трудовых отношений сотрудник может быть переведен на нижестоящую должность.

От выбранного варианта освобождения по собственному желанию зависит текст заявления работника.


Заявление в случае увольнения должно быть написано с учетом срока отработки, установленного в ст. 80 ТК РФ.

Если высокопоставленного работника снимают с должности за дисциплинарный проступок, то сначала:

  • собирают документы, доказывающие вину;
  • требуют с него письменные объяснения.

После этого сразу издают приказ об увольнении с учетом сроков применения дисциплинарного взыскания.

Также возможным основанием потери места может стать недовольство учредителей работой сотрудника. Тогда основанием для снятия полномочий служит решение общего собрания или владельца бизнеса.

В случае расторжения трудовых отношений после снятия с должности приказ об освобождении от занимаемой должности идентичен распоряжению об увольнении. Его тоже можно составить в произвольной форме или с применением бланка № Т-8.

Если принято решение о переводе на нижестоящую должность, оформляют приказ о переводе (произвольной формы или формы № Т-5) и одновременно с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, поскольку такое перемещение возможно только с согласия работника.

Далее процедура увольнения или перевода ничем не отличается от стандартной: заполнение трудовой книжки, личной карточки, расчет и выдача документов при расторжении трудового договора.

Фонд попытался оспорить штраф в суде. Районный суд отказал, областной тоже. Фонд пожаловался в Верховный суд, и там штраф отменили. Это хорошая новость для фонда, но она вам вряд ли поможет. Фонд капремонта признали организацией, которая фактически заменяет госфункции, и там нет коррупционных рисков.

У частных фирм, предпринимателей и обычных людей так не получится. Если кто-то из вас возьмет на работу бывшего госслужащего или закажет у него услуги, можно по незнанию влететь на штрафы. Юрлицам — до 500 тысяч рублей, директорам — до 50 тысяч, обычным гражданам — до 4 тысяч.

Кого это касается и зачем нам это знать? При чём тут вообще сотрудники и огромные штрафы?

В России действует закон о противодействии коррупции. По этому закону некоторые бывшие госслужащие могут устроиться на новую работу только с разрешения комиссии. А новые работодатели должны отправлять на прежнее место работы таких сотрудников специальные уведомления.

Это нужно знать всем, кто берет на работу сотрудников или заключает с кем-то гражданско-правовые договоры на что угодно: бухгалтерское обслуживание, юридические услуги, оформление документов на недвижимость, написание текстов или охрану.

Это касается даже обычных людей, у которых нет бизнеса. Например, если нанять юриста, а он окажется бывшим прокурором, следователем или судьей.

Вот когда нужно предупреждать бывшего работодателя:

  • если сотрудник уволился с государственной службы меньше двух лет назад;
  • при этом он занимал должность из специального перечня;
  • с ним заключен трудовой или гражданско-правовой договор;
  • по гражданско-правовому договору он получает больше 100 тысяч рублей в месяц.

Это нужно делать, только если берешь бывшего госслужащего на работу по трудовой книжке?

Нет, не только тогда. Если заключить с бывшим госслужащим гражданско-правовой договор, по которому ему положено больше 100 тысяч рублей в месяц, тоже нужно подавать такие уведомления.

Сообщать бывшим работодателям, что вы взяли госслужащего на работу, можно в произвольной форме, главное — письменно. Специального бланка нет, но есть данные, которые нужно указывать.

Кроме реквизитов обеих сторон в уведомлении указывают должность, вид услуг, номер, дату и срок действия договора. Для гражданско-правового договора — еще и сумму.

Как я узнаю, что сотрудник или исполнитель работал в госструктуре?

Если заключаете трудовой договор, заранее спросите сотрудника о прежнем месте работы и должности. Лучше еще до официального оформления или на собеседовании.

По закону сотрудник сам должен об этом предупредить. Но даже если не предупредил, проверьте записи в трудовой книжке за последние два года: вы должны принять меры, чтобы предотвратить нарушение. Иначе заплатите штраф.

Осторожнее с записями в трудовой книжке задним числом! С момента записи до подачи уведомления должно пройти не больше десяти дней.

Если заключаете гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна, поэтому ориентируйтесь на слова исполнителя. Если речь зайдет о нарушении, будет важно, когда и как вы узнали о прежней работе бывшего госслужащего и знали ли вы об этом вообще. Еще важно, приняли ли вы меры, чтобы узнать об этом, как положено по закону.

Если вы сами знаете или предполагаете, что человек был на госслужбе, попросите письменное подтверждение или опровержение. Если что-то пойдет не так, это поможет оспорить штраф.

По трудовому кодексу работодатель не может требовать дополнительные документы, но если выпишут штраф, то его придется оспаривать в суде. Необязательно требовать подтверждение, можно вежливо попросить. И хотя Верховный суд считает, что работодатель не обязан проверять конкретные должности, если они не указаны в трудовой, районный суд может это не учесть. Лучше подстраховаться, чтобы не ходить по судам.

Уведомления нужно отправлять обо всех бывших госслужащих?

Нет, не обо всех. Есть перечень должностей, на которые распространяется это требование. Но он не закрытый, нечеткий, и не всегда понятно, нужно подавать уведомление или нет.

На всякий случай всегда отправляйте уведомление, если в трудовой книжке за последние два года указана какая-то государственная или муниципальная структура . И даже если это не последнее место работы. Верховный суд разъяснил, что уведомлять нужно только последнего работодателя, но у нас нет прецедентной практики, поэтому лучше не рисковать.

Если сообщить бывшему работодателю на всякий случай — это не нарушение. А если не сообщить, когда положено по закону, — это нарушение и за него могут оштрафовать.

А если новые обязанности или услуги вообще не связаны с госслужбой? Всё равно нужно уведомлять?

Да, нужно уведомлять в любом случае. В законе нет такой оговорки, что новая работа должна быть связана с прежней должностью.

Например, бывший сотрудник отдела госзакупок в администрации устроился на работу менеджером в магазин напольных покрытий. Или сотрудник Росреестра стал редактором сайта агентства недвижимости. Магазину и агентству недвижимости нужно уведомить госструктуры о том, что их бывшие сотрудники теперь работают в частных фирмах.

Неужели из-за одного уведомления, для которого даже нет конкретной формы, могут оштрафовать на 100 или 500 тысяч рублей? Уж это нарушение точно признают малозначительным.

Нет, не признают. Малозначительное нарушение — это не то, из-за которого нет ущерба, а то, которое не угрожает общественным отношениям.

Нарушение закона о противодействии коррупции точно не попадает в категорию малозначительных нарушений — это угроза безопасности государства. У Верховного и Конституционного судов на этот счет однозначная позиция. Малозначительным такое нарушение не признают и штраф не отменят.

Всё ясно. Нас решили задушить гигантскими штрафами. В этой стране бизнесу не выжить, надо валить или уходить в тень.

В основе нашего закона лежат международные документы: Конвенция ООН по противодействию коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Страны-участники обязаны принимать меры, о которых все договорились. В числе прочего там есть и требование про контроль трудоустройства бывших госслужащих.

Россия ратифицировала эти конвенции, приняла свой закон о противодействии коррупции и ввела штрафы для нарушителей.

Это не значит, что так можно победить коррупцию. Одних только штрафов и уведомлений недостаточно. С коррупцией проще всего бороться, если не давать и не брать взяток.

Соблюдать требование закона и отправлять уведомления, если принял на работу бывшего госслужащего, ничего не стоит. В отличие от гражданской обороны это не требует дополнительных расходов. Но это не значит, что можно вообще ничего не делать.

Бывшим государственным и муниципальным служащим не запрещено устраиваться в частные компании, оформлять самозанятость и открывать ИП. Но первые два года после увольнения за их трудовой деятельностью следит прокуратура.

Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.

Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
  2. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
  3. Как узнать, что человек работал на госслужбе.
  4. Как составить уведомление для бывшего работодателя.
  5. Что запомнить, если нанимаете госслужащего.

Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель

В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.

Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.

Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.

Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).

К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.

Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.
  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.


Зачастую организация терпит убытки и неприятности из-за ошибок или невнимательности работников. Если работники не несут материальную ответственность, за совершенный проступок к ним обычно применяют только дисциплинарное взыскание, которое, как правило, не имеет должного воздействия.

Как максимально дисциплинировать провинившихся работников? Можно наказать их руководителя! Руководитель отдела воспринимает выговор несколько иначе, чем рядовой работник-исполнитель. Повторное получение выговора на ответственной должности может стоить работы. Во избежание наказания за чужие ошибки руководитель подразделения будет намного жестче и точнее контролировать деятельность своих подчиненных и строже с них спрашивать — что, в сущности, является его прямыми обязанностями.

ЗА ЧТО НАКАЗЫВАТЬ МОЖНО, А ЗА ЧТО НЕЛЬЗЯ?

Безусловно, наказывать руководителя подразделения можно только за неисполнение или ненадлежащее исполнение им как работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ), то есть за:


недолжный (ненадлежащий) контроль за подчиненными;


неправильную организацию работы отдела (формирует как отдельный состав правонарушения только руководителя, так и применяется к ситуациям выявленных нарушений со стороны его подчиненных);


неправильное распределение обязанностей, планов и задач между работниками отдела, приведшее к нарушениям и ошибкам отдела;


непроведение инструктажа подчиненных, ознакомления с локальными актами, инструкциями, касающимися деятельности отдела;


другие действия, взаимосвязанные с выявленным нарушением дисциплины работников вверенного отдела.

Порой довольно сложно уловить грань между правомерным и неправомерным наказанием руководителя подразделения. В некоторых случаях кажется, что руководитель ни в чем не виноват и при всей аккуратности и осмотрительности он никак не мог предотвратить проступок своих подчиненных. На деле оказывается, что руководитель за ненадлежащий контроль за подчиненными наказан правомерно (пример 1).

Исходя из приведенного выше перечня ситуаций, неправильным будет наказание руководителя отдела, например, за:


разовое опоздание, допущенное работником его отдела, ознакомленного при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР), графиком работы и условиями его трудового договора;


невыполнение конкретным работником служебного задания в установленный срок при надлежащем контроле со стороны руководителя;


неосуществление контроля в тот временной период, когда на него как на руководителя еще не была возложена обязанность по контролю за работой подчиненных работников (пример 2).

Наказание руководителя отдела может быть спорным в тех случаях, когда он письменно информировал руководство организации о нарушениях в своем отделе, но высшее руководство (директор предприятия) не отреагировало на эту информацию. В таком случае вызывает споры то, что руководитель отдела обладает ограниченными полномочиями: контролировать, давать указания подчиненным, однако применять наказание он к ним не может. Поэтому при выявлении нарушений он имеет право только проинформировать о них высшее руководство.



Н. В. Пластинина, юрист

Читайте также: