После какой комедии афиняне признали за аристофаном право на критику

Обновлено: 31.05.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Аристофан и Сократ

Предисловие Л. Сумм к сборнику комедий Аристофана (Аристофан, Лягушки. пер. С. Апта, Адр. Пиотровского, вступ. ст. Л. Сумм, комм. В. Ярхо, М.: Эксмо, 2007) написано разухабисто и небрежно. Типичная фраза: "Смазанное салом сальных шуток проскочит и все остальное", причем из контекста остается не вполне понятным, что именно и куда "проскочит". Тем не менее его чтение было для меня не совсем бесполезным: автор напомнила об одном интересном факте, который я, так сказать, знал, но не осознавал. Как сказал бы Шерлок Холмс, смотрел - но не видел. Разумеется, я потом полез в Интернет и справочники, и обнаружил, что об этом факте кто только не говорил - это общее место. Но меня на него натолкнуло именно предисловие Сумм.

Я отнюдь не специалист в данной области, и дальнейшее - просто ленивые размышления, ни на что особенное не претендующие.

Итак, Аристофан долго и с удовольствием издевался над Сократом. Начиная с ранних "Облаков", которые полностью посвящены насмешкам над философом, Аристофан не раз выводил карикатурного Сократа на сцене. Причем обвинения, выдвинутые в "Облаках", совпадают с теми, из-за которых Сократа через много лет приговорят к казни: развращение юношества и богохульство. В Платоновской "Апологии" Сократ говорит, что ему трудно защищаться, так как афиняне с детства слышали слова его противников в аристофановских комедиях.

Издевался Аристофан и над массой других людей, включая трагического поэта Агафона.

А теперь вспомним сюжет "Пира" Платона. В доме Агафона отмечают успех его новой трагедии. Среди гостей - Аристофан, Сократ и другие. Чтобы развлечься на пиру, гости по очереди говорят о любви.

Разумеется, диалоги Платона не документальны. Тот же "Пир" написан через полтора десятилетия после смерти Сократа. Более того, во вступлении подчеркивается, что изложение идет в тройном пересказе: на пиру присутствовал "маленький босоногий Аристодем", который рассказал о нем Аполлодору, и уже сам Аполлодор пересказывает его Главкону. Тем не менее афиняне героев помнили. Если бы в привычках Сократа или Агафона было при встрече с Аристофаном плевать ему в бороду, Платон бы вряд ли изобразил их лежащими рядом на вечеринке.

Так каковы были отношения этих людей на самом деле? И что означало "попасть в комедию Аристофана"? Может быть, это следует истолковывать, как карикатуру в "Панче" в рассказе Марка Твена о банковском билете в миллион фунтов стерлингов?

Ещё несколько деталей. Каким именно предстает Аристофан в диалоге любящего ученика Сократа? У Аристофана похмелье, его мучает икота. Это, конечно, можно воспринимать как своеобразную месть за "Облака" - но изображение тут совсем не злое, скорее похожее на дружеское подшучивание. Интересно, какие отношения были у Платона и Аристофана?

Далее, что именно говорит Аристофан на пиру? Аристофан рассказывает, что в золотой век люди были цельными, с четырьмя ногами и четырьмя руками, парой голов и гениталий. Испугавшись их могущества, Зевс разрубил их пополам - и с тех пор люди ищут свою недостающую половинку. А когда им кажется, что они её нашли - возникает любовь.

Некоторые исследователи полагают, что его речь была пародией, насмешкой Платона то ли над Аристофаном то ли над поэтами-мифографами. Однако изложенный миф чересчур хорош, чтобы быть просто шуткой. Одно из доказательств силы этого эпизода - то, что он прочно вошел в культуру (фраза "моя половина" есть, кажется, почти во всех языках).

Сократ возражает Аристофану, замечая, что люди ищут в любви не цельность, а благо. Аристофан отвечает, но его ответ прерывает зашедшая в дом пьяная компания. Осталось неизвестным, что сказал Аристофан - возможно, что цельность и есть благо.

Нельзя не заметить и ещё одного обстоятельства. "Пир" упорно занимается теми же темами, которые поднимались Аристофаном и обвинителями на процессе Сократа: совращение молодежи и богохульство. В диалоге много обсуждаются отношения Сократа с юношами. Как обо всем известном факте сообщается о том, что он ищет компании красивых мальчиков и ведет с ними продолжительные разговоры. Сам Сократ объясняет "пирамиду" устремлений человека: от любви к красивому телу до любви к красивой душе - и далее до любви к благу как таковому. Любопытно, что "Пир" прилагает усилия к тому, чтобы подчеркнуть отсутствие чисто "физического" элемента в любви Сократа к мальчикам: знаменитый рассказ Алквиада о том, как он пытался соблазнить философа, проведя с ним ночь под одним плащом - но остался "таким же, как если бы ночевал со своим отцом или старшим братом". Далее, слова Сократа об Эроте вполне можно истолковать как богохульство: он доказывает, что Эрот вовсе не бог, а скорее "гений", "даймон". Сократовский Эрот немолод, некрасив - и подозрительно похож на самого Сократа.

Возможно, ключ к диалогу - заключительная сцена. Гости уснули или разошлись. Не спят Аристофан, Агафон и Сократ - и только что проснувшийся Аристодем. Аристодем видит, как первые трое пьют из общей чаши по кругу, ведя беседу, которую Аристодем не запомнил. Суть её состояла в том, что "Сократ вынудил их признать, что один и тот же человек должен уметь сочинить и комедию, и трагедию, и что искусный трагический поэт является также и поэтом комическим". Оба собеседника Сократа соглашаются с ним уже в полусне. Когда же они совсем засыпают, Сократ оставляет их и уходит в Ликей.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Дата : 15.04.18 Класс : 11-А

Цель: научить работать с текстом, искать скрытый подтекст, выделять проблемы, которые затронул автор; розвивать внимательность, память, навыки работы с биографией списателя, выделение самих важних фактов из жизни и твворчества; воспитывать старательность.

Оборудование: хрестоматия, ученик.

Тип урока: практическая работа

І. Организационный момент. (3 мин.)

ІІ. Объявление темы и цели урока. Мотивация (1 мин.)

ІІІ. Актуализация опорних знаний (5 мин.)

1.Что такое комедия? (это жанр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, и также вид драмы , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. )

2. Что такое трагедея? (это жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу . )

3. С каким древнегреческим культом связаны эти два термина? (Культом бога виноделия Диониса. Комедия – возрождение, трагедия – смерть.)

4. Что такое интермедии и интерлюдии? (малые юмористические сценки, ставились между актами в театре)

5. Что такое сатира? (это резкое проявление комического в искусстве , представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма , иронии , гиперболы ,
гротеска , аллегории , пародии и др. )

ІV . Изучение нового материала (30 мин.)

Беседа учителя с учениками по биографии Аристофана.

На сегодня вы готовили практическую по жизни и творчеству Аристофана. Так что же вы о нём можете мне рассказать?

Где и когда появился на свет? ( появился на свет в Аттике, точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 445 г. до н. э.)

2. Что извесно о его семье? ( Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование. )

4. Под чьим именем он писал свои пьессы? ( Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. )

5. Каковы били политические и нравственные убеждения Аристофана? ( По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии.)

Чьи взгляды отражал Аристофан в своих произведения? (Обычного народа, крестьян. )

Беседа учителя с учениками по творчеству Аристофана.

2. Что такое комедия по Аристофану? (это изображение всего плохого в людях, но пороки отображаются не во всей полоте, а только лиш в той мере, в которой смешное является частью неподобающего, какой-нибудь ошибки, только не губительной.)

Какие вопросы поднимает Аристофан в своих произведениях?

Как вы думаете, комедиолог выдумал все эти образы, вопросы, проблемы, которые он поднимал в своих творениях? Или же возможно он писал в такое время и описывал реальне проблемы общеста?

Опишите епоху когда писал великий драматург.

( Смелая сатира Аристофана изобличала все пороки, слабости его времени: легкомысленную самонадеянность афинского народа; гибельную страсть к войне, владычествующую над честолюбивыми светскими людьми; педантическую формалистику спартанского правительства; любовь афинского демоса проводить время в пустой политической болтовне и в судебных заседаниях; изнеженность и щегольство молодежи; упадок гимнастического и музыкального воспитания, развивавшего энергию; апатию граждан, подчиняющую их влиянию женщин; стремление богатеть и наслаждаться, не трудясь; манерность и упадок музыки и лирической поэзии, обращаемых Филоксеном, Кинесием, Фринисом, другими композиторами и поэтами в средства льстить изнеженной чувственности – словом, все дурные явления государственной и общественной жизни были беспощадно выставляемы на позор смелою сатирой негодующего поэта. )

Каков положительный герой комедий Аристофана? ( мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет. )

Как бы вы охарактериховали комедии Аристофана? ( Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады. Комедии Аристофана отличаются богатством остроумия, гениальностью замысла, смелостью изобретения, меткими и отчетливыми характеристиками, блестящим, привлекательным и благозвучным языком. Поэт, действовавший преимущественно в бурное время Пелопоннесской войны, стоит на старой, консервативной точке зрения и является сторонником мира и противником демагогов, которые сбивают с толку народ, эксплуатируют государство и знать не хотят о мире. )

Анализ призведений Аристофана.

Какая проблема поставлена автором? ( Он осмеивает в ней софистов , представителем которых у него является Сократ ; он доказывает, что софистика имеет гибельное влияние на нравы, разрушает религию, нравственность, семейную жизнь, вообще внушает своим учениками вредные понятия; нападая на софистов, он превозносит простоту и строгость старинных нравов. В этой комедии Аристофан смешивает Сократа с софистами и выставляет его развратителем юношества. )

Кто такие софисты? (Софистами называли представителей весьма влиятельного направления в древнегреческой философии.)

Какова роль облаков в произведении? ( Хор образуют облака, служащие олицетворением тумана, который наводит на умы Сократ, – мысль очень остроумная; пустота и туманность облаков вполне соответствуют характеру учения, на которое нападает Аристофан )

Эту позицию автора мы разберём именно на этих произведениях.

Образ кого показано в Демосе? (афинский народ)

Проблматика произведения. (Проблема войны и мира)

Куда едет герой и зачем ? ( верхом на большом навозном жуке едет на Олимп, где живет бог войны, освобождает находящуюся в плену у него богиню мира и привозит ее в Афины. )

Добивается ли Тригей радости и мира для людей? (да)

В чём же была оригинальность и новизна этой комедии? ( Новизна же была в том, что Аристофан энергично напоминал о той роли, которую способны сыграть женщины, матери, жены в прекращении бессмысленного кровопролития.

Что означает имя Лисистрата? (распускающая войсько или прекращающая походы)

На что надеется Лисистрата и каков план женщин по прекращению войны ? ( Из всей Греции сходятся в Афины женщины, чтобы восстановить мир; они овладевают Акрополем; афинское правительство не в силах выгнать их оттуда. Они объявляют, что не хотят жить с мужьями, пока мужья не примирятся между собою; мужья вынуждены примириться. Тон этой комедии очень нескромный, в ней много неприличного. )

Как представлен хор? (Одна часть – 12 стариков, которые пытаються поджечь Акрополь. Его защищает второе полухорие – 12 старух, которые водой тушат огонь.)

Проявляют ли женщины такую же верность клятве как и Лисистрата? (Нет, они пытаются удрать, но Лисистрата им этого не даёт сделать.)

Какими словами Лисистрата предлагает навсегда закончить кровопролитне.

Теперь, когда счастливо всё покончено,

А вы – своих! Пусть к мужу подойдёт жена

И муж – к жене. Сейчас, друзья, на радостях

Богам во славу спляшем мы, а в будуще

Остерегайтесь, не грешите больше!

Сколько частей в комедии и какие они? (2 части. 1 – путешествие Диониса в загробный мир, насыщенное множеством комических эпизодов; 2 – спор Эсхила и Еврепида на литературные темы.)

Каким образом полемика о литратуре связанна с комедией? (Так как Эсхил и Еврепид – это древнегреческие поэты и они спорят о своих талантах и непосредственно на литературные темы.)

Кто спорит между собой? В чем заключается спор? ( Происходит спор между Эсхилом и Еврипидом ; последний, недавно явившись в подземный мир, требует, чтобы Эсхил уступил ему свой трагический трон, как поэту более славному. В конце спора оба поэта подходят к весам и бросают на них свои стихи. Стихи Эсхила, величественные и энергические, перевешивают прикрашенные риторикою стихи Еврипида, главные качества которых – изящная отделка и диалектические тонкости. )

Читайте также: