Имеют ли право жители села проводить референдум

Обновлено: 28.06.2024

Местный референдум — голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления. Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного самоуправления вопросов.

Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 22). Так, им установлено, что в местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

- формирования состава органов местного самоуправления, персонального состава этих органов; избрания, утверждения, назначения либо дачи согласия на назначение на должность или освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- принятия или изменения соответствующего бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств муниципального образования;

- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Кроме того, на референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования, а также связанные с ограничением или отменой общепринятых прав и свобод человека и гражданина, с конституционными гарантиями реализации прав и свобод.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом.

В списки для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум.




Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Согласно общим принципам проведения местного референдума граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается; участие в референдуме является добровольным; никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме; голосование осуществляется тайно; граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; каждый гражданин имеет один голос.

Важнейшим требованием, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. Законом установлено, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Согласно Закону право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит органу местного самоуправления, который принимает решение по собственной инициативе, а также по требованию не менее двух третей депутатов от общего числа, установленного для органа местного самоуправления.

Там, где не избран орган местного самоуправления, право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит главе местного самоуправления.

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории, имеющих право на участие в местном референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, избранные на собраниях граждан, проводимых для решения вопроса о необходимости местного референдума.

Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 50 граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования и имеющих право участвовать в местном референдуме. Инициативная группа регистрируется главой местного самоуправления.

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с инициативой о проведении местного референдума среди граждан, постоянно проживающих в границах территории, на которой предполагается проведение местного референдума. Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого числа подписей, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.

Орган местного самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:

а) о назначении референдума, дате и времени его проведения и мерах по его обеспечению;

б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения инициаторами законодательства или устава местного самоуправления.

Орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении референдума. Принятое решение в пятидневный срок публикуется в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводится до сведения граждан иным путем. Не позднее пяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется или доводится до сведения граждан иным путем проект выносимого на референдум вопроса.

Местный референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее трех месяцев со дня принятия решения о его проведении.

Закон подробно регламентирует подготовку к местному референдуму. Для подготовки и проведения местного референдума предусматривается образование комиссии местного референдума и участковых комиссий, создаваемых органом местного самоуправления.

Комиссия местного референдума состоит из представителей органов местного самоуправления; политических партий и иных общественных организаций и движений, действующих на территории, где проводится местный референдум; трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где проводится местный референдум, а также инициативных групп местного референдума.

Она обеспечивает на территории проведения местного референдума:

- соблюдение действующего законодательства;

- согласовывает с главой местного самоуправления границы участков местного референдума;

- организует деятельность участковых комиссий местного референдума;

- утверждает принятую смету затрат на проведение местного референдума и распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям;

- решает вопросы материально-технического обеспечения местного референдума;

- устанавливает формы документов местного референдума, образцы ящиков для голосования и печатей, порядок хранения документации местного референдума;

- контролирует своевременность и правильность составления списков участников местного референдума и представляет их для всеобщего ознакомления;

- обеспечивает своевременное издание материалов местного референдума;

- содействует разъяснению сути вопросов или иного решения, вынесенного на местный референдум;

- обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий и принимает по ним решения;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Участковые комиссии местного референдума состоят из:

- представителей органов местного самоуправления;

- политических партий и иных общественных организаций, действующих на территории, где проводится местный референдум;

- трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории, где проводится местный референдум, а также инициативных групп местного референдума. Они составляют списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления;

- организуют ознакомление граждан со списками, принимают и рассматривают заявления о неточностях в списках и решают вопрос о внесении в них соответствующих изменений;

- оповещают граждан о дне проведения местного референдума, времени и месте голосования;

- обеспечивают подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;

- организуют на участке голосование в день проведения местного референдума;

- производят подсчет голосов и определяют результаты голосования; рассматривают заявления и жалобы граждан по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимают по ним необходимые решения; осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Территория, на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые не позднее чем за 30 дней до проведения местного референдума решением главы местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3 тыс. избирателей на одном участке. Участки образуются с учетом границ поселков и сельских округов, городов и районов в целях создания максимальных удобств для граждан, участвующих в местном референдуме. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.

Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых главой местного самоуправления, участковой комиссией референдума. В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно проживающие на территории соответствующего участка.

Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) и представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявления о неправильностях в списке рассматриваются участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума — немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке, исправление в списке в соответствии с решением суда проводится участковой комиссией референдума немедленно.

Время для голосования на участках в зависимости от местных условий устанавливает орган местного самоуправления одновременно с принятием решения о дате проведения референдума. При этом общее время, отведенное для голосования, не должно быть менее 12 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума.

Закон устанавливает, что гражданину, который в течение 15 дней со дня проведения местного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего постоянного проживания и не сможет прийти на участок, на котором он включен в список, предоставляется право проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении участковой комиссии местного референдума.

В процессе голосования в день референдума граждане самостоятельно заполняют бюллетень для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем из числа представителей политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, инициативных групп, а также средств массовой информации.

При подсчете голосов недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденной формы. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Подведение общих итогов местного референдума и установление его результатов возлагаются на комиссию местного референдума. Итоги местного референдума определяются ею на основании протоколов всех участковых комиссий референдума.

Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие менее половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало менее половины участников референдума, участвующих в голосовании.

Если по вопросу, вынесенному на местный референдум, решение не принято, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год.

Если на местный референдум выносились альтернативные варианты решений и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными, а повторное вынесение на референдум аналогичного вопроса возможно не ранее чем через год.

Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений Закона о местном референдуме, повлиявших на результаты голосования. В случаях обнаружения таких нарушений результаты местного референдума могут быть обжалованы в судебном порядке в течение месяца со дня опубликования его итогов.

Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовой информации либо доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования.

В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии провести в течение двух недель на этом участке повторное голосование. Решения комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суд в течение недели со дня их принятия.

Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднее семи дней со дня последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для органов местного самоуправления и должностных лиц местной администрации, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного самоуправления, а также для граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке в случае нарушения законности при проведении референдума.

Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание правового акта, орган местного самоуправления или представительный орган субъекта Федерации, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 30 дней после вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и принятия этого правового акта.

Изменение либо отмена решения, принятого местным референдумом, производится только местным референдумом.

Ответственность должностных лиц за невыполнение решений, принятых местным референдумом, устанавливается законодательством РФ.

местный референдум

Референдум – это специфическое голосование. Участие в нём могут принимать граждане, которые постоянно проживают на территории, где он будет проводиться, либо находящиеся там достаточно долго. Результаты референдума не требуют подтверждения или специального утверждения кем-либо из представителей власти. Он имеет высшую юридическую силу и не подлежит обжалованию. Проведение референдума возможно только при соблюдении Конституции, законов Российской Федерации и её субъектов, уставов и конституций муниципальных образований.

За что голосуют?

На референдум выносятся наиболее важные вопросы, требующие участия всех граждан, при невозможности принятия решения без учёта их мнения. на нём рассматриваются все вопросы, что влияют на организацию жизни простого народа, его комфорт и защищённость. Список вопросов, решаемых с помощью местного референдума, достаточно широк. Исключение составляют такие мероприятия:

  • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, депутатов и иных должностных лиц.
  • Об избрании в органы местного самоуправления депутатов и иных должностных лиц.
  • О проведении выборов.
  • Об изменении утверждённого бюджета муниципального образования.
  • О принятиях мер в случаях ЧП.

проведение референдума

Все вопросы, вынесенные на местный референдум, не могут ущемлять права и свободы граждан. Они должны соответствовать Конституции и общепризнанным мировым правам.

Кто организует?

Население может потребовать проведение референдума. Для этого ему необходимо обратиться к представительному органу. Учреждение может организовать проведение референдума как по просьбе населения, так и по собственной инициативе, чувствуя такую необходимость. При отсутствии в муниципальном образовании представительного органа по требованию населения (больше 5% от общего количества избирателей) назначить проведение референдума может глава администрации.

Инициатива проведения

В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.

Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.

референдум суть

Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.

Нюансы проведения

Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.

Разновидность референдума

Консультативный референдум – это разновидность местного мероприятия, по итогам которого принятие решения не является обязательным. Органы власти проводят что-то наподобие опроса. Узнав мнение граждан об интересующем вопросе, орган местного самоуправления может принять наиболее правильное решение. Зачастую в правовой литературе можно встретить название консультативный опрос вместо референдума.

Условия проведения

российский референдум

В период объявления чрезвычайного положения или в военное время, в течение трёх месяцев после его отмены проведение референдума невозможно. Это связано с необъективностью голосования, а также с невозможностью обеспечить свободное и безопасное волеизъявление для всех граждан одинаково. В течение двух лет после проведения референдума не может производиться подобный. То есть, нельзя организовывать мероприятие с одинаковыми по смыслу вопросами чаще, чем раз в два года.

Участие в референдуме

Граждане нашей страны, перешагнувшие совершеннолетний рубеж, одинаково обладают правом на участие в референдуме. Никакие различия в религии, национальности, образовании, языке не влияют на такую возможность. К участию в референдуме не допускаются заключённые либо лица, в отношении которых уже вступил приговор суда. Люди, признанные недееспособными, также не допускаются к голосованию.

Принцип организации, проведения референдума и участия в нём – это, как и при выборах, всеобщее, равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании. Для каждого гражданина должен быть осуществлён свободный доступ на участки. Подразумевается, что заставлять или отговаривать от участия в мероприятии гражданина нельзя.

Проведение референдума

Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.

участие в референдуме

Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.

Комиссия для проведения референдума

Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.

Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.

Состоявшийся референдум

Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.

Итоги местного референдума

После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.

Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.


Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих в границах конкретного муниципального образования. Разберемся вместе: что это, как и зачем проводится.

Разбираемся с терминами

Прежде чем перейти к основной теме (проведение местного референдума, вопросы и т.д.) определимся с терминами, которые будут встречаться далее в статье

Понятие референдума

Референдум – форма, в которой граждане могут выражать свою волю. Технически выглядит как голосование граждан по вынесенным на обсуждение вопросам.

Например, в прошлом году проходил всероссийский референдум – граждане страны выражали свое мнение по вопросу принятия правок в Конституцию РФ. Но референдумы могут быть разных уровней. В статье мы поговорим о местном. Еще бывает региональный (когда голосуют жители какого-то субъекта РФ).

О конституционно-правовой природе референдума читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование – это территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, т.е. решаются преимущественно местные вопросы.

Ниже на схеме мы показали, какие структурные единицы входят в состав муниципального образования.

Представительный орган МО - понятие

Представительный орган муниципального образования – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Это может быть городская дума, совет депутатов городского округа и др.

Что понимают под официальным опубликованием

Официальное опубликование (обнародование) – это размещение текста документа в общедоступном издании: сборнике нормативных актов, газете, журнале, интернет-издании и др.

Порядок проведения местного референдума

Важные условия: если конкретное издание выбрано в качестве официального источника для обнародования того или иного акта, то указание на него (на название издания) должно быть закреплено законодательно. И второе – нормативно-правовой акт должен быть опубликован полностью в таком издании.

А теперь перейдем к нашей основной теме.

Основы правового регулирования местного референдума

Проведение местных референдумов регламентируется, прежде всего, следующими нормативно-правовыми актами:

Правила и стадии проведения местного референдума

Обозначим несколько основных вех.

Подготовка к референдуму

  1. Местный референдум (т.е. голосование) проводится в целях решения вопросов местного уровня непосредственно населением. Например, общегосударственные вопросы таким способом не решаются (даже если весь муниципалитет имеет свое мнение на этот счет) – в подобной ситуации нужно всероссийское голосование граждан.
  2. На каких территориях может проводиться местный референдум? Он проходит на всей территории муниципального образования (далее мы также будем использовать сокращение - МО).
  3. Инициировать проведение местного референдума могут:
    • граждане, проживающие на территории МО;
    • избирательные или иные общественные объединения, чьи уставы закрепляют такие функции;
    • представительный орган МО и/ или глава МО.
  1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом МО.
  2. Условием назначения местного референдума является сбор определенного количества подписей в поддержку этой инициативы. Необходимое количество голосов устанавливается законом субъекта РФ. В целом, требующееся число голосов не может превышать 5% от общего числа участников референдума. Это правило касается референдумов, инициатива проведения которых принадлежит гражданам или общественным объединениям. Если идея проведение референдума принадлежит главе муниципалитета совместно с представительным органом, то сбор голосов не требуется.
  3. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципалитета (напоминаем – это дума, совет депутатов и др.) в течение 30 дней с того момента, как к нему попали документы, содержащие данную инициативу.
  4. Решение о том, что назначается местный референдум, должно быть опубликовано в СМИ, при том - не менее чем за 45 дней до его проведения.

Обратите внимание! Голосование может назначаться только на воскресенье. А вот на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, назначать его нельзя.

Порядок проведения местного референдума

Важно! Если местный референдум не назначен представительным органом МО в регламентированные сроки, референдум назначается судом. Основанием для этого выступят обращение граждан, избирательных объединений, главы МО, органов госвласти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокуроратуры.

Проведение референдума

Местный референдум проводится в форме прямого тайного голосования. Что это значит и как происходит на практике?

Граждане приходят в назначенную дату на участок голосования, предъявляют удостоверяющий личность документ, получают бюллетень и идут в закрытую кабинку, чтобы проголосовать. Рассказать о своем решении иным лицам (от родственников до журналистов, если его спросят) гражданин может только в том случае, если сам посчитает это возможным. Настаивать на ответе никто не имеет право. Также не может быть оказано влияние на волеизъявления граждан – решение принимается самостоятельно каждым голосующим.

Подведение итогов

По завершении времени, отведенного на голосование граждан, комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает голоса. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

При этом принятое на местном референдуме решение требует обязательного исполнения на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами госвласти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Кто может участвовать в местном референдуме?

Участником местного референдума может являться лицо, соответствующее совокупности следующих признаков:

  • имеет гражданство РФ;
  • достиг возраста 18 лет;
  • его место жительство находится в пределах территории МО;
  • не признан судом недееспособным;
  • не находится в местах лишения свободы по решению суда.

Порядок проведения местного референдума

По каким вопросам может проводиться местный референдум?

Местный референдум проводится в целях решения вопросов и проблем местного уровня, что логично. Например, таких:

  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
  • налоговые вопросы;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;
  • вопросы обеспечения МО инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение и др.);
  • проблемы с местным транспортом, автомобильными дорогами;
  • участие в профилактике терроризма и экстремизма на местных территориях и др.

А какие вопросы выносить на местный референдум запрещено?
Не могут быть вынесены на местный референдум следующие категории вопросов:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов или должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее;
  • о принятии или изменении денежных обязательств МО;
  • принятии чрезвычайных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

И в любом случае представляемые на местном референдуме вопросы не могут:

  • ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;
  • противоречить законодательству РФ (в т.ч. законодательству соответствующего субъекта РФ).

Подведем итоги. Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих на территории конкретного МО, по вопросам местного же значения. Можно сказать, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума (точнее, это один из способов). Право граждан на участие в местном референдуме (речь о гражданах, проживающих на соответствующих территориях МО) закреплено законодательно (в т.ч. на уровне Конституции РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих в границах конкретного муниципального образования. Разберемся вместе: что это, как и зачем проводится.

Разбираемся с терминами

Прежде чем перейти к основной теме (проведение местного референдума, вопросы и т.д.) определимся с терминами, которые будут встречаться далее в статье

Понятие референдума

Референдум – форма, в которой граждане могут выражать свою волю. Технически выглядит как голосование граждан по вынесенным на обсуждение вопросам.

Например, в прошлом году проходил всероссийский референдум – граждане страны выражали свое мнение по вопросу принятия правок в Конституцию РФ. Но референдумы могут быть разных уровней. В статье мы поговорим о местном. Еще бывает региональный (когда голосуют жители какого-то субъекта РФ).

О конституционно-правовой природе референдума читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование – это территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, т.е. решаются преимущественно местные вопросы.

Ниже на схеме мы показали, какие структурные единицы входят в состав муниципального образования.

Представительный орган МО - понятие

Представительный орган муниципального образования – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Это может быть городская дума, совет депутатов городского округа и др.

Что понимают под официальным опубликованием

Официальное опубликование (обнародование) – это размещение текста документа в общедоступном издании: сборнике нормативных актов, газете, журнале, интернет-издании и др.

Порядок проведения местного референдума

Важные условия: если конкретное издание выбрано в качестве официального источника для обнародования того или иного акта, то указание на него (на название издания) должно быть закреплено законодательно. И второе – нормативно-правовой акт должен быть опубликован полностью в таком издании.

А теперь перейдем к нашей основной теме.

Основы правового регулирования местного референдума

Проведение местных референдумов регламентируется, прежде всего, следующими нормативно-правовыми актами:

Правила и стадии проведения местного референдума

Обозначим несколько основных вех.

Подготовка к референдуму

  1. Местный референдум (т.е. голосование) проводится в целях решения вопросов местного уровня непосредственно населением. Например, общегосударственные вопросы таким способом не решаются (даже если весь муниципалитет имеет свое мнение на этот счет) – в подобной ситуации нужно всероссийское голосование граждан.
  2. На каких территориях может проводиться местный референдум? Он проходит на всей территории муниципального образования (далее мы также будем использовать сокращение - МО).
  3. Инициировать проведение местного референдума могут:
    • граждане, проживающие на территории МО;
    • избирательные или иные общественные объединения, чьи уставы закрепляют такие функции;
    • представительный орган МО и/ или глава МО.
  1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом МО.
  2. Условием назначения местного референдума является сбор определенного количества подписей в поддержку этой инициативы. Необходимое количество голосов устанавливается законом субъекта РФ. В целом, требующееся число голосов не может превышать 5% от общего числа участников референдума. Это правило касается референдумов, инициатива проведения которых принадлежит гражданам или общественным объединениям. Если идея проведение референдума принадлежит главе муниципалитета совместно с представительным органом, то сбор голосов не требуется.
  3. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципалитета (напоминаем – это дума, совет депутатов и др.) в течение 30 дней с того момента, как к нему попали документы, содержащие данную инициативу.
  4. Решение о том, что назначается местный референдум, должно быть опубликовано в СМИ, при том - не менее чем за 45 дней до его проведения.

Обратите внимание! Голосование может назначаться только на воскресенье. А вот на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, назначать его нельзя.

Порядок проведения местного референдума

Важно! Если местный референдум не назначен представительным органом МО в регламентированные сроки, референдум назначается судом. Основанием для этого выступят обращение граждан, избирательных объединений, главы МО, органов госвласти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокуроратуры.

Проведение референдума

Местный референдум проводится в форме прямого тайного голосования. Что это значит и как происходит на практике?

Граждане приходят в назначенную дату на участок голосования, предъявляют удостоверяющий личность документ, получают бюллетень и идут в закрытую кабинку, чтобы проголосовать. Рассказать о своем решении иным лицам (от родственников до журналистов, если его спросят) гражданин может только в том случае, если сам посчитает это возможным. Настаивать на ответе никто не имеет право. Также не может быть оказано влияние на волеизъявления граждан – решение принимается самостоятельно каждым голосующим.

Подведение итогов

По завершении времени, отведенного на голосование граждан, комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает голоса. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

При этом принятое на местном референдуме решение требует обязательного исполнения на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами госвласти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Кто может участвовать в местном референдуме?

Участником местного референдума может являться лицо, соответствующее совокупности следующих признаков:

  • имеет гражданство РФ;
  • достиг возраста 18 лет;
  • его место жительство находится в пределах территории МО;
  • не признан судом недееспособным;
  • не находится в местах лишения свободы по решению суда.

Порядок проведения местного референдума

По каким вопросам может проводиться местный референдум?

Местный референдум проводится в целях решения вопросов и проблем местного уровня, что логично. Например, таких:

  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
  • налоговые вопросы;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;
  • вопросы обеспечения МО инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение и др.);
  • проблемы с местным транспортом, автомобильными дорогами;
  • участие в профилактике терроризма и экстремизма на местных территориях и др.

А какие вопросы выносить на местный референдум запрещено?
Не могут быть вынесены на местный референдум следующие категории вопросов:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов или должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее;
  • о принятии или изменении денежных обязательств МО;
  • принятии чрезвычайных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

И в любом случае представляемые на местном референдуме вопросы не могут:

  • ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;
  • противоречить законодательству РФ (в т.ч. законодательству соответствующего субъекта РФ).

Подведем итоги. Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих на территории конкретного МО, по вопросам местного же значения. Можно сказать, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума (точнее, это один из способов). Право граждан на участие в местном референдуме (речь о гражданах, проживающих на соответствующих территориях МО) закреплено законодательно (в т.ч. на уровне Конституции РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: