Как сформировать правовую культуру современной молодежи

Обновлено: 30.06.2024

Актуализация вопросов правовой культуры на базе правового образования в современных условиях обусловлена тем, что понятие права во многих случаях становится условием и предпосылкой для формирования гражданского общества, где не могли бы доминировать различные формы насилия. Почему происходят данные явления, учитывает ли право реальные и разнообразные социокультурные ценности людей, их представления о справедливости и предназначении права — все это требует исследования права в комплексе социокультурной и антрополого-философской проблем.

Интерес к правовой культуре как социокультурному явлению в настоящее время во многом обусловлен кризисными явлениями в российской действительности.

Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования и т.д.

Эффективность формирования гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности молодежи и учащихся при помощи правовых дисциплин, что, в свою очередь, утверждает предположение о том, что среди многообразия внешних и внутренних условий для формирования правообразованной личности необходимы:

– опора на различные виды и организационные формы правообразовательной деятельности, что позволит молодежи овладеть высокой правовой культурой и занять достойное положение субъекта социальной действительности в обществе;

– разработка и систематические обновления учебных методик и программ по правовому образованию для достижения высокого уровня правовой культуры и формирования гражданского общества;

– создание в школьных и студенческих сообществах демократического микроклимата, который способствовал бы повышению уровня правового образования подрастающего поколения;

– широкое использование региональных традиций и компонентов правового образования граждан.

В нынешних социально-экономических условиях знание права как основы гражданского общества приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и интересы. Поэтому задачей правового образования является обучение не только молодого поколения, но и людей более старшего возраста правовым знаниям, которые помогут им в нынешних условиях риска и кризиса 42 .

5. Экологическое воспитание как фактор формирования нормального правосознания

Экологическое воспитание является неотъемлемым элементом формирования нормального правосознания современного человека. Невозможно представить себе человека с высоким уровнем провосознания и при этом с низким уровнем экологической культуры. Современное общество должно стремиться воспитать гражданина, заботящегося об охране окружающей природной среды, о сохранении природных богатств.

Целью экологического воспитания как фактора нормального правосознания является воспитание человека-гражданина, любящего природу своего края, России, формирование экологической грамотности подрастающего поколения, бережного отношения к природе, как к среде обитания и выживания человека, умения сохранять и приумножать ее богатства.

Основными задачами экологического воспитания выступают:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека, представление о себе, как части природы;

- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения ввести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

- формирование умений и потребностей сохранять и приумножать богатства природы;

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В современном российском обществе часто встречается нежелание жителей, и молодежи участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество. Одна из форм проявления этих тенденций - не желание участвовать в выборном процессе. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Что само по себе плохо, так как современные тенденции не воспринимаются поколениями прошлых эпох. Очень маленькое количество из людей, недавно достигших возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов, используя свое пассивное избирательное право.

Цель
-выявить формы и методы повышения активности молодежи,
- привлечь молодых людей в правовой процесс,
- повысить социальную активность молодых людей, за счет использования современных технологий.

Задачи:
- изучить уровень правовой культуры молодежи.
- исследовать особенностей формирования правового сознания молодежи.
-выявить условия формирования правовой культуры.

Детство
есть великая пора жизни, когда
кладётся основание всему будущему
нравственному человеку.
Н.В. Шелгунов

Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей. Правовая культура является составляющей частью общей культуры человека.

Основные элементы правовой культуры

Существуют такие факторы влияющие на формирование правового сознания молодежи, как:

- непосредственные условия жизни, учебы, работы.

-организованная система обучения и воспитания.

- средства массовой информации .

-государственная молодежная политика.

Причины противоправного поведения молодежи:

- употребление наркотиков, алкоголя

- неблагополучие дома, в семье

Основными категориями права являются:

Право -один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
Права человека - ряд правил поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы гражданина, вне зависимости от его этнической принадлежности, национальности, пола, вероисповедания, языка и цвета кожи.

Правонарушение — виновное противоправное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами.
Преступление - это совершенное виновно общественно опасное, характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Ответственность — это свойство характера и способность принять решение, настойчиво следовать плану, держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, нести наказание за неверно выполненное, объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Основные источники права:

Конститу́ция - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Международная конвенция о правах ребенка-это официальный документ, который согласовывается и подписывается несколькими странами, он обеспечивает следование несколькими государствами определенным правилам.
Административный кодекс РФ - законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы права, относящиеся к определённому кругу вопросов административного законодательства.

Трудовой кодекс РФ -свод законов о труде, с помощью которых регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями.
Семейный кодекс РФ - систематизированный законодательный акт, объединяющий нормы, которые регулируют отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.
Уголовный кодекс РФ - основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации - России.

Молодежь является вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладает всеми необходимыми его признаками: внешней обособленностью, активной мобильностью, персонификацией, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.
Под механизмом формирования правовой культуры молодежи следует понимать динамичный мыслительно-автономный внутренний процесс, происходящий в молодежной среде, по усвоению знаний, ценностей, отношений, ситуаций в правовой среде и их реализации в правопорядке

В целом в механизме, формирующем правовую культуру молодежи, можно выделить три важнейших элемента:
а) социальную среду, в которой протекает жизнедеятельность личности;
б) саму личность, на которую эта среда воздействует;
в) определенную сумму правовых знаний, установок, ценностей, которую общество стремится передать для усвоения личности.
В проблематике правовой культуры молодежи необходимо учитывать, что фактическим носителем правовой культуры здесь является отдельная личность в рамках группового субъекта правоотношений.
Механизм формирования правовой культуры молодой личности функционирует посредством работы большого количества субъектов-носителей правовой культуры, к которым, прежде всего следует отнести семью, институт образования, контингент сверстников, коллектив, средства массовой информации, различные молодежные объединения и государство.

Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.

Очевидно, что без правовых знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся, в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий, можно выделить проблему, заключающуюся в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса, которые должны быть отражены в программе развития школы.

Однако проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое "социальное окружение" ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

- позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

- заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

- приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

- учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании правовой культуры школьников, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

· оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

· использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

· повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

1. Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

2. Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

3. Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры школьников.

4. Учитывалась заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

При проведении психологопедагогической работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

· традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

· метод проигрывания ролей,

· брейнсторминг (мозговые штурмы),

· метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

· формат одного вопроса,

Анализируя результаты работы по формированию правовой грамотности школьников можно отметить, что:

· Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты, уметь отстаивать свою точку зрения, знать свои права и уметь их отстаивать.

· Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся, более независимы от чужого влияния.

· После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

· Повышается уровень социальной зрелости обучающихся, направленный на сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала.

Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов.

Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие интереса к учебе. В структуре ценностных ориентаций у этих обучающихся преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные

ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти школьники психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

- организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

- интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

- учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2. Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.

5. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. - Иркутск, 2000. - Вып. V . - С. 212 - 257.

6. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н.Н.Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 174 с.

7. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2002. - С.7-45.

9. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2004. - т. 4. - 432 с.

11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. - т.3. - С.5 - 329.

12. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.

13. Гуляхин В.Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15. Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И.В.Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 - № 9

17. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

18. Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие "Центр науч.-тех. и деловой информации", 2003. - 88 с.

Исследование правовой культуры молодежи во взаимосвязи субъективных факторов и объективных условий трансформации обществ на постсоветском пространстве, предпринятое в предыдущей статье , позволяет не только оценить ее состояние, но и определить пути совершенствования. Выбор этих путей связан с реформированием обществ, в процессе которого возникают противоречия между традиционными и инновационными механизмами формирования правовой культуры молодых людей. Поэтому эффективность этого процесса во многом зависит от того, в какой степени раз­личные стратегии обеспечивают преодоление указанного противоречия.

Рассмотрим формирование правовой культуры учащейся молодежи (школьники, учащиеся ПТУ, студенты техникумов и ВУЗов) в России и в Беларуси на материалах исследования, проведенного Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН по заказу Московского Бюро ЮНЕСКО в 2003 и в 2005 гг. В 2005 г . в выборку входили учащиеся подросткового возраста, от 12 до 18 лет в России (Москве и Воронеже) N = 801 чел., в Беларуси (Минске и Гомеле) N = 802 чел. Кроме того, в 2005 г . проводился опрос экспертов (юристы, преподаватели ВУЗов и техникумов, учителя, работники правоохранительных органов) в России 49 чел., в Беларуси - 35. Руководитель В.И. Чупров.

Правовое образование и пути его совершенствования

Решающая роль в формировании правовой культуры принадлежит правовому образованию. О его эффективности можно судить, сравнив основные характеристики правового сознания подростков, предпочитающих получать правовые знания из учебного курса и неформальных источников, от родителей, друзей, знакомых. К характеристикам правосознания относятся: уровень информированности о правах и способах их реализации, представление о праве как ценности, отношение к закону, норматив­ная составляющая мотивационной сферы сознания, степень осознания правовой защищенности.

  • См. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социол. исслед. 2006. № 6.

Важным элементом правосознания является представление об особом юридическом статусе молодежи, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь. На вопрос "Известно ли Вам о таком статусе?" утвердительно ответили 40,1% молодых людей, получающих правовые знания из учебного курса и 32,3%, пользующихся неформальными каналами. Причем величина разрыва в этом соотношении у россиян и белорусов практически совпадает. В данной зависимости, хотя и прослеживается связь между уровнем информированности с источниками ин­формации, вместе с тем, выявляется невысокая степень влияния на этот процесс правового образования. Большинству респондентов, получающих правовую информацию из учебного курса, не известно о таких гарантиях, или они слышали об этом, но подробно не знакомы. Очевидно, такое положение заставляет задуматься об эффек­тивности школьного и вузовского правового образования в обеих странах.

Анализ информированности учащихся и студентов о правах, обеспечивающих им гарантии в различных сферах жизнедеятельности , показывает, что оценки ее уровня в обеих группах также не высоки и практически не различаются. В группе, лдарше*" щей правовые знания из учебного курса, средний процент знакомых с различными правами (на образование, на участие в научном творчестве и в культурной жизни, на информацию, а также с экономическими правами и правами личности) составляет 36,5%, а в группе, пользующихся неформальными каналами - 35,2%. Это подтверждает вывод о невысокой эффективности правового образования, которое не обеснечг вает достаточного уровня информированности учащихся и студентов об их основных правах.

Важной функцией правового образования является формирование у молодежи ценностных ориентации в правовой сфере. Отношение к праву как к терминальной ценности и уважение к закону свидетельствует о степени развития правосознания. Нормативная составляющая терминальной ценности права, представленная в исследовании альтернативой "следовать во всем правовым нормам, правилам поведения", оценивалась по пятибалльной шкале. Уважение к закону проверялось выбором альтернативы "Закон надо выполнять всегда". Среди респондентов, получающих правовые знания из учебного курса, 57% придерживаются мнения, что закон надо выполнять всегда, а средневзвешенная оценка выбора ими альтернативы "следовать во всем правовым нормам" составила значение 3,62. В группе респондентов, предпочитающих неформальные источники, сторонников соблюдения закона оказалось заметно мень­ше - 48,2%, а средневзвешенный коэффициент выбора нормативного подхода - 3,49. Различия в значениях, как видно, существенные. Причем величина различий практически одинакова в российском и белорусском массивах. То есть просматривается тенденция позитивного влияния российского и белорусского правового образования на формирование ценности права и уважения к закону. Однако нельзя не видеть, что третья часть респондентов, получающих правовое образование, придерживается не терминальной, а инструментальной ориентации, рассматривая право, как средство достижения личных интересов, а по отношению к закону умение его обходить. Видимо, причина инструментализации правового сознания коренится в более глубинных социокультурных процессах, происходящих в России и Беларуси, которые не нашли пока адекватных форм в правовом образовании. В этой тенденции проявляется иное отношение значительной части современной молодежи к праву как к средству, которое защищает по мере необходимости. Такое восприятие права позволяет создавать условия для эффективной профилактической стратегии по предотвращению правонарушений, но и в России, и в Беларуси используется недостаточно.

В данном исследовании выделяются права, подпадающие под компетенцию ЮНЕСКО, закрепленные в двух пактах ООН от 16 декабря 1966 г ., во Всеобщей декларации прав человека и в национальных законодательствах: право на образование; право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; право свободно участвовать в культурной жизни; право на информацию, включая право на свободу убеждений и свободное выражение их. Рассматриваются также экономические права и права личности, закрепленные Конституциями Российской Федерации и Республики Беларусь.

Таблица 1
Оценки возможностей реализации прав российскими и белорусскими учащимися в зависимости от использования различных каналов правовой информации

Оценка возможностей реализации прав (К)

Получают информацию из учебного курса

Получают информацию неформальных каналов

Право на образование Право участвовать в научном творчестве и пользоваться его благами Право участвовать в культурной жизни Право на информацию Экономические права Права личности

3,98 3,73 3,19 4,03

3,92 3,92 3,20 4,11

4,04 3,52 3,18 3,94

3,91 3,69 3,05 3,99

3,84 3,85 3,00 4,01

3,97 3,56 3,09 3,98

Примечание: Здесь и в табл. 2, 3 К - средневзвешенный коэффициент по пятибалльной шкале.

Формирование знаний о механизмах реализации прав - важнейшая задача правово­го образования. Сравнение возможностей реализации прав, использование различных каналов правовой информации позволяют оценить эффективность правового образования по выполнению данной задачи (табл. 1).

Из анализа четко просматривается зависимость возможностей реализации прав от того, из каких источников получает молодой человек знания о них. Значения средневзвешенных оценок возможностей в группе, получающей знания из учебного курса, по всем видам прав существенно выше, чем среди пользующихся неформальными каналами. Наибольшая разница в средневзвешенных значениях отмечается в праве на образование (4,11 - 3,91 = 0,2); в экономических правах (0,14); в праве участвовать в научном творчестве и пользоваться его благами (0,11). То есть по этим видам отмечается более высокая степень зависимости возможностей их реализации от правового образования. Такая зависимость не случайна. Право на образование наиболее актуально для учащихся, и они ожидают получить более глубокие знания. А возможности пользоваться благами научного прогресса и экономическими правами в меньшей сте­пени пока затрагивают их непосредственные интересы, поэтому не до конца понятны и также нуждаются в углубленном изучении. Следовательно, эффективность правового образования по расширению возможностей реализации прав учащихся во многом определяется направленностью и степенью актуализации их интересов и ожиданий.

Однако эти оценки свидетельствуют не столько о состоянии национальных систем правового образования, сколько о невысоком уровне ожиданий молодежи. Иначе, как можно объяснить, что, удовлетворительно оценивая состояние правового образования, большинство респондентов, особенно российских, ощущают себя незащищенны­ми в различных жизненных ситуациях: в отношениях с милицией, со взрослыми, в решении проблем, связанных с образованием, с занятием техническим творчеством, в культурной жизни, в соблюдении свобод (слова, совести и т.д.). Самоощущение незащищенности подростков никак не согласуется с их удовлетворительной оценкой правового образования. Даже среди удовлетворенных правовыми знаниями россиян и белорусов большинство (от 60% до 70% в зависимости от ситуации) не чувствуют себя полностью защищенными. Следовательно, давать высокую оценку состоянию право­вого образования не обоснованно.

Ближе к действительности оценка экспертов. Около половины из них (45,2%) оценили состояние правового образования как среднее и 54,8% - ниже среднего. При этом оценки российских экспертов значительно ниже, чем белорусских. В России ни­же среднего уровня его оценили две трети (61,2%) экспертов и как среднее - 38,2%. В более критичном отношении российских экспертов к правовому образованию в своей стране отражается, видимо, действительно невысокий его уровень, что подтверждает­ся косвенными оценками учащихся и студентов.

Обеспокоенные состоянием правового образования 79,8% экспертов обеих стран считают, что следует привлечь внимание государственных органов и общественных организаций к необходимости коренного улучшения образования в области прав че­ловека. Частично разделяют эту позицию 17,9%, не разделяют лишь 2,4% экспертов. Полностью ее одобряют 87,8% экспертов в России и 68,6% в Белоруссии. Что же следует сделать, по мнению экспертов для улучшения состояния правового образования?

Анализ экспертных оценок показывает, что российские специалисты являются сторонниками интенсификации процесса обучения, повышения познавательной активности молодежи. В этой связи предлагается: расширение изучения учащимися механизмов ее правовой защиты в конкретных ситуациях (20,8%); внедрение активных форм обучения (диспутов, деловых игр) - 17,6%; создание в учебных учреждениях центров по правовому воспитанию (12,6%); проведение олимпиад (6,9%); увеличение количества часов на самостоятельную подготовку через дистанционное образование (4,4%).

Среди белорусских экспертов сторонников перечисленных предложений заметно меньше. Они в большей степени, чем россияне, придерживаются экстенсивного пути совершенствования правового образования путем расширения изучения законов (21,6%), а также зарубежного опыта (20,3%); увеличения объема учебного курса (16,2%). И российские, и белорусские эксперты считают, что для дальнейшего совершенствования правового образования необходимы изменения не только в его структуре и содержании, но и в продолжительности: его надо сделать непрерывным, продол­жающимся всю жизнь.

По мнению 25,2% российских специалистов и 16,9% белорусских экспертов структурные изменения должны содержать введение курса права с 7 по 11 класс как часть общеобязательного федерального компонента. Белорусские эксперты считают, что важнее знакомить учеников начальной школы с элементарными правилами правово­го поведения в рамках образовательного курса "Окружающий мир" (18,5%), а также усилить правовую составляющую гуманитарных курсов в школе (18,5%). Сторонников таких подходов среди российских экспертов меньше - по 14,3%. То есть, белорусы больше склонны считать, что право в школе лучше изучать не отдельным курсом, а за счет расширения других дисциплин, усилив внимание к преподаванию общих принци­пов права.

Таблица 2
Оценка молодежью и экспертами мер по повышению доверия к правовой системе

Читайте также: