Какие меры приняло единое государство чтобы сделать своих граждан счастливыми

Обновлено: 02.07.2024

Евгений Иванович Замятин (1884 - 1937) - яркий прозаик и драматург. Но, к сожалению, его произведения нашли своего читателя только в 80 - 90 годы ХХ века. Этот век, век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса обернулся самым кровавым в истории человечества веком. ХХ век - век Великих идей, слишком великих для того, чтобы до конца быть понятными, не искушённой в философских вопросах массе человечества.

Тема реферата интересна тем, что глубоко изучив содержание романа, рассмотрев созданную автором гротескную модель Государства, мы приходим к пониманию основной идеи романа: человеческая природа не выносит безличного существования.

Таким образом, целью данной работы является: раскрыть проблему взаимоотношений личности и государства, показать, что благополучная жизнь людей не может быть построена на отказе от собственной личности, показать, что такая опасность может подстерегать любое общество, где значение человеческой личности низведено до уровня винтика в государственном механизме.

ГЛАВА 1. Творческий замысел и история создания романа, его жанровое своеобразие.

Таким образом, при всей непохожести замятинских произведений неизменным остаётся создаваемое автором замкнутое художественное пространство. Это пространство служит писателю моделью современного ему мира. Положение человека в этом мире определяется его способностью или неспособностью преодолеть замкнутость, победить в себе звериное, утробное, вырваться на просторы свободного духа.

2) Облик и принципы Единого Государства.

Уже на первых страницах романа Е. Замятин создаёт модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели наконец желаемое счастье.

Насилие над личностью вызывает у людей не естественную болевую реакцию, а восторг. Это объясняется тем , что у Единого Государства есть оружие пострашнее Газового Колокола. И оружие это - слово. Именно слово может не только подчинить человека чужой воле, но и сформировать особый тип сознания, оправдать насилие и рабство, заставить человека поверить, что несвобода - это и есть счастье.

Образа, во многом провидческого. Ведь благодетель - это уже не человек - это символ, символ власти. Недаром у него нет имени. Нет имени - нет индивидуальности. Он - один из ряда благодетелей. Почти номер, который носят его подданные. И неважно: толстый он или худой, одноногий или с пятью пальцами. Такая деперсонофикация власти не случайна: Благодетель уподобляется духу святому - вездесущему и всезнающему.

Однако человеческая природа не выносит такого пусть благополучного, но безличного существования. Вопреки безупречно организованному устройству жизни пробиваются, дают себя знать живые человеческие эмоции и страсти.

3) Рассказчик, нумер Д - 503, и его духовная болезнь.

В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает абсолютное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными.

Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он слушает в её исполнении Музыку Скрябина. Возможно, эта музыка была для Замятина не только символом духовности, но и символом иррациональности, непознаваемости человеческой натуры, воплощением гармонии, не проверяемой алгеброй, той силы, которая заставляет звучать самые тайные струны души.

История любви Д - 503 к I- 330 может показаться чисто личной, частной на фоне полных значения коллизий в государстве будущего - строительство Интеграла и заговора против него. Но она не случайно пронизывает всё повествование. Именно в ней, этой достоверной человеческой драме, находит образное воплощение главная мысль Замятина - его тревога о человеке, его надежды и сомнения о светлом будущем.

Кульминацией сопротивления человеческой природы механическому благоденствию становится заговор против Единого Государства и восстание. Их возглавляет I- 330 - та женщина, которую любил герой. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни.

Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Душа, которая и делает человека человеком, личностью. Единое Государство не смогло убить в человеке его духовное, эмоциональное начало. Так герой вступает в непримиримый конфликт не только с Единым Государством, но и с самим собой. Ощущение болезни борется с нежеланием выздоравливать, осознание долга перед обществом – с любовью к I- 330, рассудок – с душой, сухая математическая логика – с непредсказуемой человеческой природой.

Вопрос о том, какие явления, события XXвека предвидел Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.

11.Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Худож. лит., 1991. – Т. 4. – С. 303 – 304, 307 – 308.

7.Избранные произведения / Сост.,вступ.ст., коммент. Е.Б. Сороспеловой. - М.: Сов. Россия, 1990.- 544 с., 1 л.портр.

По недовольству населения жизнью РФ догнала Афганистан, Украину и Гану


Итоги счастья-2021: Дед Мороз задумался, кому из нас подарки под ёлочку готовить



Несчастнее нас, если верить данному исследованию, только жители Афганистана, Ганы, Украины и Ирака, где процентный пункт недовольных жизнью от 36 до 31 пункта.

Чего не скажешь, о европейцах, ближневосточных гражданах и россиянах, настроенных всегда и ко всему более пессимистично.

Вот такая забавная предновогодняя статистика. Забавно в ней то, что, во-первых, показатели уж очень сильно разнятся.

Все исследования подобного рода выдают, как правило, обобщенные результаты. И настолько те обобщены, что истинную картину не всегда увидишь. Как говорится, конкретики мало. Потому проведем свой небольшой опрос, расспросив людей компетентных и в нашей стране небезызвестных об их личном и не только счастье.

Леонид Перлов, учитель с 40-летним стажем, почетный работник образования.

— Значительная часть выпускников школ и вузов мечтает уехать за рубеж. Там жить и работать. Не верят обещаниям Кремля в кардинальное улучшение ситуации с трудоустройством по специальности, с возможностью полноценной самореализации.

— Попасть туда подавляющему большинству перспективных ребят нереально. Центр дорогой по сумме вложений в его деятельность, при этом очень маленький. Для избранных. Многоступенчатый отбор туда детей нередко превращается в состязания ловких и умелых родителей. К тому же ограничен: только математическое, музыкальное и спортивное направления. А гуманитарное, социальное разве менее важны?

— Ценности у всех разные. Говорить о какой-то одной или двух общих неправильно. Живут, растут все в разных условиях. Для кого-то главная ценность — айфон-15. Кому-то важно регулярно и хорошо питаться.

— Вполне. Хотя не все в нынешней жизни мне нравится. Не нравится, например, что чиновники от образования делают сейчас со школой, оболванивая учащихся предлагаемыми программами обучения. А радость моя, тыл мой — семья.

У политолога Дмитрия Солонникова, директора Института современного государственного развития, ваш корреспондент поинтересовалась, в какой мере политика влияет на настроение людей, которое, в конечном счете, сказывается на ощущениях счастливой или наоборот жизни.

— Политика, конечно, влияет — всегда и на всех. Она формирует тот мир, в котором мы все живем, настроение, самочувствие, взгляды людей, с которыми общаемся. Это как с погодой. Сколько угодно можно говорить, что ты ею не интересуешься. Но вышел на улицу, попал под дождь, не захватив с собой зонта, и в следующий раз непременно заглянешь в прогноз! Хорошо, когда политика дает образ позитивного будущего. Это прибавляет оптимизма, более ясным становятся цели. В современной России такого нет.

— Москвичи и петербуржцы априори счастливее. Уже хотя бы потому, что возможностей в их городах больше. И профессиональных, и культурных — разных. По этой в основном причине в последние годы сюда и едут целые составы переселенцев из регионов, в том числе, отдаленных.

— Очень условно. Да, была гордость за страну, радость за крымчан. Но и успех на мировой футбольном первенстве-2018, где наша сборная дошла до четвертьфинала, воодушевил народ, помнится, не меньше. Хватило радости недели, кажется, на две. Это не то, что позволяет говорить о счастливом или несчастливом восприятии жизни в целом.

— Да! У меня любимая жена, дети. Я общаюсь с интересными людьми. Все, что нужно для полного счастья?

Резюме нашего эксперта Марии Мацкевич, кандидата наук, старшего научного сотрудника Социологического института РАН, преподавателя НИУ Высшей школы экономики Петербурга.

— О том, как измерить то или иное состояние человека или конкретного сообщества специалисты спорят давно, но к единому мнению пока не пришли. В мире немало национальных культур, где не принято признаваться, что несчастен (Восточные регионы планеты), жаловаться на судьбу (Китай). Поэтому, изучая индекс счастья, социологи им одним не ограничиваются. А только во взаимосвязи, в частности, с таким понятием как благополучие. Личное и на уровне общества в целом. Последнее важно, чтобы различать положение дел в странах. В России нет табу на сетования о неудавшейся судьбе. Но принято сравнивать свою жизнь с той, что у ближнего окружения. В масштабах государства — с соседними странами, прежде всего, дружественными. А также по традиции с европейскими.

— В целом хуже, чем могло бы. Так считает подавляющее большинство соотечественников. Прежде всего, молодых, не старше 30 лет. Они сравнивают с жизнью ровесников в странах ЕС, где многие успели побывать не по одному разу. В отличие от предыдущего поколения, пережившего лихие 1990-е годы, для которого теперешнее сытое (буквально!) время, считай, настоящее счастье по сравнению с их голодным и бандитским. А для более старшего поколения главное, чтобы не было войны. В остальном можно потерпеть.

— Политическая ситуация в мире, к сожалению, не радует. Тревог добавляет пандемия. Все думали, что в этом году её уже не будет, вернемся к привычному ритму жизни. Но, увы… Плюс — экономические трудности, в которых вирус сыграл не последнюю роль.

— И у них есть проблемы. Просто они не так заметны на фоне их показателей в предковидные времена. У нас после кризиса 2008 года экономические показатели в основном снижались.

— Многим грех жаловаться. Имеют в собственности квартиры, машины, возможность отдыхать на престижных курортах. Среднестатистический россиянин живет не так уж и плохо. Что, тем не менее, не прибавляет ему спокойствия по причинам, которые я перечислила выше.

— О здоровье и благополучии близких в первую очередь. Чтобы пандемию скорее победили. Не было войны. И отменили Q-коды.

Единица!
Кому она нужна?!
Голос единицы
тоньше писка.
Единица - вздор,
единица - ноль.

Все - мы, во всем - мы, мы - пламень
и свет побеждающий,
сами себе божество, и Судья, и Закон

Мы - одно, мы одно, мы одно.

Мы и вы - едино Тело.
Мы и Вы - не разделимы.

Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет - я знаю, как надо!

Форма - работа в группах.

1) рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе;

2) проанализировать, как автор решает проблему выбора "я" и "мы";

3) выявить основные черты антиутопии ;

4) воспитать у ребят чувство ответственности за будущее, умение делать свой выбор.

I. Слово учителя.

Роман называется "Мы". Что такое "мы": органическое соединение разных неповторимых "я" или нечто безликое, сплошное, однородное, масса, толпа, стая? Как по-вашему должны соотноситься "я" человека и "мы" человечества?

От каких опасностей предостерегает нас Замятин, о чем нас предупреждает?

"Мы" - роман о будущем, написанный в эпоху созидания этого будущего, сомнений в своей "единственной правильности" - не вызывающего.

Итак, мир под названием "Мы", каков он?

II. Мир под названием "Мы" (работа в группах)

Единое Государство: его цели, устройство, механизмы, принципы самоорганизации. Взаимоотношения государства и личности. Благодетель. Смысл двойственной функции: радетель за народ и палач народа. Механизмы управления.

(“Благодетельному игу разума подчинить неведомые существа. Быть может, еще в диком состоянии свободы наш долг заставить их быть счастливыми”)

200 - летняя война. Зеленая Стена. Часовая Скрижаль. Государственная Газета Единая Государственная наука.

"Величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей" (запись 9-я)

"Мы - счастливейшее среднее арифметическое!” (8)


"Истинная, алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - жестокость".

Мечта людей, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье - и потом приковал их к этому счастью на цепь".

Официальный язык государства – СЛОВО.

Вывод: Идеальный общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а его подавление, нивелировка, а то и физическое уничтожение.

Одно из главных оружий государства - Слово может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Человеческая жизнь обесценивается до предела, "нумер" легко заменим.

Условия жизни в Едином Государстве "нумеров": быт, нравы, труд и отдых, заботы, нравственность, секс (не любовь), искусство, наука, творчество.

Роль разума в организации жизни.

Проблема "я" и "мы"

Права и обязанности (20): тонне - права, грамму - обязанности.

Подавление, ограничение, строгая регламентация. Лишение возможности сравнивать, анализировать (Зеленая Стена)

Разобщенность, отчужденность, управляемость. Отнята возможность интеллектуального и художественного творчества - взамен Единая Государственная наука, механическая музыка и государственная поэзия.

Доносительство ("они пришли, чтоб совершить подвиг".)

Полное отчуждение от матери земли - нефтяная пища.

"Цветы судебных приговоров"

“Опоздавший на работу” (трагедия)

“Стансы о половой гигиене”.

Регуляция деторождения, Детско – Воспитательный завод (воспитание за счет государства).

День Единогласия – Пасха.

Единое Государство держится на трех китах:

1) Несвобода есть наше счастье. Счастье в отказе от я и в растворении в безличном МЫ, ибо личное сознание – это только болезнь.

2) Художественное творчество – государственная служба.

Интимная жизнь – это государственная обязанность, выполняемая сообразно “Табелю сексуальных дней”.

“Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть” (5)

глава 3 “Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, мы, миллионы, встаем как один”

“обязательные прогулки, точное урегулирование сроков еды, иначе “поголовное убийство””

Сексуальное Бюро (4)

“всякий из нумеров имеет право – как на сексуальный продукт – на любой нумер” (5)

“Какое неизъяснимое очарование в этой ежедневности, повторяемости, зеркальности”!(7)

Вывод: Произошла подмена всех человеческих ценностей. Идея всеобщего равенства обозначается всеобщей одинаковостью и усредненностью, идея гармонии личного и общего – идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни; малое проявление свободы, индивидуальности – ОШИБКА, добровольный отказ от счастья, преступление.

Судьба человека. История Д – 503, рассказанная им в дневниках. 4 толчка к “государственному грехопадению”. Взаимоотношения личности и государства.

“Я – микроб” – “Я – Вселенная”

Духовная эволюция героя. С самого начала не лишен сомнений,

“Волосатые руки, корень из минус единицы. Попытка рефлексии (дневник)

Слушание музыки Скрябина, посещение Древнего Дома,

“Недонос” на I – 330

Любовь к I – 330

Меняется речь (сбивчивость, недоговоренность, повторы)

Ощущение болезни – ДУША.

- долг перед обществом – любовь к I - 330,

- сухая математическая логика – непредсказуемая человеческая природа

- ощущение болезни – нежелание бороться с ней

“Я надеюсь - мы победим. Больше я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить” (40)

Вывод: Мир в романе дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. На протяжении всего повествования герой метался между человеческим чувством и долгом перед Единым Государством, между внутренней свободой и счастьем несвободы. Любовь пробудила его душу, фантазию.

Но развязка оказалась трагической. ” Я” героя не может вынести нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием “мы”

Только влюбленный имеет право на звание человека.

Любовь – смертельный враг Единого Государства. Три ипостаси любви (I, О, Ю) в романе. Испытание любовью

О-90 – круглая, гармония, внешне индивидуальна (глаза, руки) Мечта о рождении ребенка.

Выбор: Газовый колокол или за Зеленую Стену.

I – 330 “Я хочу хотеть сама”.

Почему погибает? Она тоже Благодетель. (Стремление силой сделать людей счастливыми)

Энтропия – энергия (28)

-Почему любовь – смертельный враг Единого Государства?

Вывод: Пробуждение любви приводит к пробуждению “я” в человеке, любовь по своей природе личностна, избирательна, индивидуальна, и уже этим противостоит обезличенному миру.

Она – тайна, а в Едином Государстве все на виду, Она задает вопросы. Пробуждение любви в обезличенном человеке расчеловеченного мира ведет к пробуждению в нем человека и личности.

III. Подведение итогов.

Главный вопрос 3амятина – выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

Содержанием романа Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком.

Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

Растворение “я” в “мы” – тупиковый путь развития человека в русле истории; позитивный путь- свобода, культура, личное счастье, любовь

Список используемой литературы.

1) Айзерман Л. С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М, Школа – ПРЕСС, 1997

Цель: Ознакомить учащихся с общественно-культурной ситуацией в 1920–1940-е гг., основными тенденциями развития искусства, с разными идейно-художественными позициями писателей в освещении революции и гражданской войны, с развитием жанра антиутопии в 1920-е гг.; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Оборудование: Учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, литературоведческий словарь. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации в 1920–1940-е гг.

ХОД УРОКА Организационный Этап Актуализация Опорных Знаний Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока, п. 1) III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности Учитель. литература 1920-1940-х гг. достаточно хорошо изучена. многие её явления широко обнародованы, точно названы и описаны. тем не менее, как показывает развитие современной литературоведческой мысли, данная эпоха и по сей день является обширным полем для исследования и изучения…

Октябрьская революция 1917 г. разделила русских писателей и поэтов.

Значительная часть из них оказалась в эмиграции: И. а. Бунин, м. И. Цветаева, а. И. Куприн, К.

л. Пастернак, м. а.

IV. Работа Над Темой Урока 1. лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.) — революция, свершившаяся 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г., гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставили вопрос, сформулированный м. Горьким: «С кем вы, “мастера культуры”?

Серафимович, С. а. Есенин, В. В. Маяковский.

толстой (вернётся в 1923 г.), В.

В. Набоков, а. т. аверченко, Саша чёрный, Д. С.

мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д.

Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, И. С.

Шмелёв, Е. И. Замятин, м.

И. Цветаева (вернётся в 1939 г.

Пришвин, И. Г. Эренбург, л. м. леонов, Б. а. Пильняк, андрей Белый.

В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями: Д. а. Фурманов, В. В. Иванов, м. м.

Зощенко, К. а. Федин, И. Э. Бабель, м. а.

Объединяла более 4 тыс. человек. активные представители: Д. а. Фурманов, В. м. Киршон, л.

л. авербах, позже — а.

и просуществовавшее до 1932 г. лидер объединения — а. К. Воронский. активные представители: артём Весёлый; м.

а. Светлов; м. м. Пришвин, а. П.

Маяковский, Н. Н. асеев, О.

Участники объединения: В. м.

Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона. Участники: л. Н. лунц, м.

м. Зощенко, В. а. Каверин, К. а.

Федин, В. И. Иванов.

И. Введенский, Н. а. Заболоцкий, Е. л. Шварц.

Участники ОБЭрИУ декларировали отказ от Традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. многие участники ОБЭрИУ были репрессированы, погибли в заключении. Многие крупные писатели (напримерАхматова, Е. И.

Мандельштам, Ф. К. Сологуб) не входили ни в одно из объединений. В период с 1921 по 1934 гг.

русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни а. а.

Блок (1921), Н. С. Гумилёв (1921), В. Я. Брюсов (1924), С.

а. Есенин (1925), Ф. К.

Сологуб (1927), В. В. Маяковский (1930), м. Волошин (1932), Саша чёрный (1932), а. а. Грин (1932), Андрей Белый (1934). Сложный путь проходила в своём развитии проза 1920-х гг.

Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров. Психологическую картину превращения массы в революционный коллектив, показал а. С.

XX в. — время индустриализации страны, приобщения деревни к политической жизни страны. Писатели обращают взгляды к жизни на земле, к деревне. Глубина художественного познания, предельная конкретность повествования о переломе жизни в деревне отличают роман м. а.

Во второй половине 1930-х гг. обострившаяся международная обстановка привлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма.

В антифашистских романах И. Г. Эренбурга и других писателей поднимается тема солидарно сти с борющейся Испанией.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 г., выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (м. а.

Шолохов, а. а. Фадеев, Н.

С. Тихонов, И. П. Эренбург, В.

В. Вишневский, Е. П. Петров, а.

а. Сурков, а. П. Платонов).

Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. А.

Ахматовой, К. м. Симонова, Н.

П. твардовского, В. м. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Эренбурга, обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям, истокам русского национального характера в статьях а. Н. толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика м. а.

Шолохова, а. а. Фадеева и других действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом.

С первых дней войны советская поэзия обратилась к традиционным фольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и пр.), которые находили живой отклик у массового читателя. Стихи К. м. Симонова, А.

А. Ахматовой, Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков. Своего рода гимном Великой Отечественной войны стала песня В.

Общим для всех национальных литератур того времени было обращение к документальному материалу. Духовную основу литературы первых послевоенных лет образовывало мироощущение, выстраданное и завоёванное народом победителем. Её идейные устремления были направлены на создание благоприятной нравственно-психологической атмосферы всенародного трудового подъёма для скорейшего восстановления страны от ран, нанесённых войной.

а если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…

Как писатель шёл к этому роману? 1917–1920-е гг. — наиболее плодотворный период литературной работы Е. И. Замятина.

Жанр романа диктовал выбор сюжетного приёма, особенности композиции. В чём они заключаются? Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором), рассказывающем о том периоде своей жизни, который позже он сам определит как Болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений.

♦ Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства? ♦ Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура тэйло-ра?

♦ Какую роль в формировании отношений человека с человеком, человека с властью играет? Определите авторское отношение к этому закону. ♦ Какова роль Зелёной Стены, часовой Скрижали, Единой Государственной Науки в формировании сознания граждан Единого Государства? ♦ Какова функция искусства в изображённой государственной системе? ♦ Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия? ♦ Найдите в тексте романа словесные обоснования истинности счастья Нумеров (эстетические, математические, религиозные). В чём своеобразие логики этих обоснований?

♦ Как деформировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности? Охарактеризуйте тип общественного сознания, воссозданный Е. И.

Замятиным. 4) Постановка и решение проблемного вопроса (в парах) ♦ Докажите, что в начале романа Д-503 — фанатик Единого Госу дарства. что изначально отличает главного героя от остальных нумеров? Какие внешние факторы послужили толчком к глубо ким изменениям в психике героя? В чём суть конфликта в душе Д-503? Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер.

Как изменила любовь героя к I-330 его мироощуще ние, его видение мира и понимание своего места в нём? Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503? можно ли назвать этого героя лирическим героем Замятина?

5) Мини-дискуссия ♦ В Едином Государстве решены все проблемы — все сыты, одеты, обуты, есть жильё, у всех есть работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель — убедить, что такая жизнь — счастье). Но какова плата за стопроцентное счастье? ♦ Почему есть люди, поднимающие бунт? Они бунтуют против счастья? ♦ Согласились бы вы принять такое стопроцентное счастье? ♦ Какие события, явления ХХ в.

сумел предсказать Е. И.

Замятин в своём романе? V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока Беседа ♦ Как охарактеризован литературный процесс в 1920-1930-е гг. в современном литературоведении?

Какие обстоятельства предопределили трагический характер целой эпохи в истории русской литературы? ♦ можно ли говорить о некой близости и взаимодействии художественных концепций, творческих исканий писателей, оказавшихся в эмиграции и оставшихся в Советской России? ♦ что в пёстрой, многообразной картине литературной жизни 1920-1930-х гг. показалось вам особенно интересным? Какие произведения, созданные в то время (из опубликованных или долго не издававшихся) стали своеобразным документом Эпохи? Какие произведения, на ваш взгляд, представляют наибольшую художественную ценность? ♦ Какое место занимает сатира в советской литературе 1920-1930-х гг.

XX в.? В чём своеобразие сатирических произведений м. м. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова? ♦ В чём своеобразие жанра, образной системы и языка романа-антиутопии Е.

Читайте также: