Ядерное право как наука это

Обновлено: 18.05.2024

Грищенко А. И., доцент кафедры правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (Университета) МИД РФ, кандидат юридических наук.

1. Система нормативных правовых актов в области использования атомной энергии в Российской Федерации. 2. Международные договоры Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области использования атомной энергии — ведомственные нормативные правовые акты, изданные в установленном порядке компетентным органом акты правотворчества, устанавливающие, отменяющие или изменяющие правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области использования атомной энергии. Постановления и распоряжения Правительства РФ — нормативные правовые акты Правительства РФ, издаваемые на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Конституции Российской Федерации Г. Д. Садовниковой включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2006 (3-е издание, исправленное и дополненное). —————————————————————— Подробнее: Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-М, 2001. С. 261 — 262.

Федеральный конституционный закон — правовой акт, издаваемый Федеральным Собранием по определенным в Конституции РФ вопросам, составляющим предметы ведения Российской Федерации, и обладающий после Конституции РФ юридической силой . ——————————— См.: Там же. С. 446 — 447.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации — основные формы правовых актов главы государства нормативного и ненормативного (индивидуального) характера, издаваемые по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Конституции Российской Федерации Г. Д. Садовниковой включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2006 (3-е издание, исправленное и дополненное). —————————————————————— Подробнее: Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-М, 2001. С. 434 — 436.

1. Система нормативных правовых актов в области использования атомной энергии в Российской Федерации

Документы второго уровня — это нормативные правовые документы (нормы, правила и стандарты в области ядерной и радиационной безопасности) , реализующие конкретные положения международных законов, федеральных законов и призванные обеспечить выполнение требований, которые регламентированы законодательными актами и выполняют регулирующую роль, как в основной отрасли, которая вырабатывает атомную энергию и использует источники ионизирующих излучений, так и в смежных с нею отраслях, где источники ионизирующих излучений используются для решения различных научно-исследовательских, производственных, социальных и общественных задач. ——————————— Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), Правила безопасности при обращении с радиоактивными отходами атомных станций (НП-002-04), Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах использования атомной энергии (НП-061-05) и др.

Документы третьего уровня — это регламенты, стандарты и ведомственные документы , направленные на достижение соответствия требованиям нормативных правовых документов второго уровня и призваны только конкретизировать показатели, установленные в них, а также возможные способы и пути устранения их несоответствия. ——————————— Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002), Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03), Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-002-97) и др.

В современной России это не первый документ подобного вида . ——————————— Подробнее см.: Гудков И. В., Лахно П. Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно-правовые аспекты // Энергетическое право. 2010. N 1(14). С. 7 — 23; Лахно П. Г. Энергетическая стратегия России — программный документ государственной энергетической политики: понятие, цели, содержание, реализация. Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2009. N 3 / Под ред. В. Ф. Попондопуло. СПб., 2010. С. 137 — 154.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (далее — Энергетическая стратегия 2030), согласно которой атомная энергетика продолжит играть важную роль как в покрытии прогнозируемого энергопотребления, так и расширении генерирующих мощностей . ——————————— Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5836. Подробнее: Грищенко А. И. Энергетическая стратегия 2030 и атомная отрасль России // Энергетическое право. 2010. N 1(14). С. 56 — 59; Грищенко А. И. Тенденции развития атомного законодательства России в свете Энергетической стратегии 2030 // Законодательство. 2010. N 3. С. 84 — 94.

В системе стратегических и программных документов Российской Федерации Энергетическая стратегия 2030 занимает свое определенное место. Важно отметить, что Энергетическая стратегия 2030 согласована с главными документами подобного вида, определяющими развитие России . ——————————— В частности, с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р и долгосрочным прогнозом развития экономики России до 2030 г.

В Энергетической стратегии 2030 указано, что настоящая Стратегия формирует новые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Тем самым указывается на связь подчиненного характера Энергетической стратегии 2030, Концепции и долгосрочного прогноза развития экономики России до 2030 г. В рамках реформы электроэнергетики Правительством Российской Федерации были одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики , предусматривающие осуществление реформы в электроэнергетической отрасли в три этапа. ——————————— Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 N 526.

На первом этапе реформы электроэнергетики было осуществлено реформирование атомной энергетики путем образования одной генерирующей компании . Атомные электростанции, являющиеся государственной собственностью, объединенные в государственную генерирующую компанию, стали полноправными участниками на формируемом конкурентном рынке электроэнергии. ——————————— Распоряжение Правительства РФ от 8 сентября 2001 г. N 1207-р // Собрание законодательства РФ. 2001. N 38. Ст. 3750.

Одним из источников атомного законодательства являются федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Разработка и принятие норм и правил предусмотрены ст. 6 Закона об атомной энергии. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также изменения указанного перечня и дополнения к нему утверждаются Правительством РФ. Нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок разработки норм и правил в области использования атомной энергии должен предусматривать предварительное опубликование в официальном печатном органе проектов указанных норм и правил, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих государственную тайну, и возможность их обсуждения. Указанные нормы и правила должны учитывать рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в работе которых принимает участие Российская Федерация. После введения в действие указанные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации Постановлением от 1 декабря 1997 г. N 1511 утвердило Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии . Этим Положением утвержден Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и федеральные органы исполнительной власти, утверждающие эти документы. Перечень состоит из трех разделов: 1) Федеральные нормы и правила по ядерной и радиационной (технические аспекты) безопасности; 2) Федеральные нормы и правила по радиационной безопасности (санитарно-гигиенические аспекты); 3) Федеральные нормы и правила по пожарной безопасности. ——————————— Собрание законодательства РФ. 1997. N 49. Ст. 5600.

Положение определяет порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также внесения в них изменений и дополнений.

2. Международные договоры Российской Федерации в области использования атомной энергии

Важное место в атомном законодательстве занимают международные договоры Российской Федерации в области использования атомной энергии, а также стандарты и рекомендации международных организаций . ——————————— Таких, как: Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Российская Федерация активно участвует в международном сотрудничестве в области использования атомной энергии. Россия выступает правопреемницей по международным двусторонним и многосторонним договорам, соглашениям, конвенциям, заключенным бывшим СССР . ——————————— Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР.

Статьей 7 Конвенции устанавливается законодательная и регулирующая основа, которая выражается в следующем. 1. Каждая договаривающаяся сторона создает и поддерживает законодательную и регулирующую основу для обеспечения безопасности ядерных установок. 2. Законодательная и регулирующая основа предусматривает: i) введение соответствующих национальных требований и регулирующих положений в области безопасности; ii) систему лицензирования в отношении ядерных установок и запрещение эксплуатации ядерной установки без лицензии; iii) систему регулирующего контроля и оценки ядерных установок в целях проверки соблюдения действующих регулирующих положений и условий лицензий; iv) обеспечение выполнения действующих регулирующих положений и условий лицензий, включая приостановку действия, изменение или аннулирование. Конвенцией о ядерной безопасности (ст. 5, 20) предусмотрен контроль за исполнением ее положений на территории стран-подписантов, в частности представления национальных докладов . Этот метод анализа соблюдения сторонами Конвенции является ее центральным элементом. Совещания по рассмотрению национальных докладов проводятся с интервалом, не превышающим трех лет. ——————————— 14 апреля 2008 г. на 4-м Совещании по рассмотрению действия Конвенции был рассмотрен Национальный доклад Российской Федерации // Отчет о безопасности. М.: Комтехпринт, 2009. С. 51.

Это говорит о том, что Конвенция обязывает государства-участников принимать в отношении вопросов безопасности такие национальные меры, как создание и поддержка законодательной и регулирующей основы, проводить оценки и проверки безопасности, осуществлять контроль за аварийной готовностью и эксплуатацией АЭС и представлять доклад о мерах, принятых в целях осуществления каждого обязательства, вытекающего из Конвенции. Конвенция о ядерной безопасности обязывает страны-подписантов до начала сооружения и ввода в эксплуатацию ядерной установки и в течение всего ее цикла проводить всесторонние и систематические оценки ядерной безопасности. После аварии, произошедшей на Чернобыльской атомной станции, международное сообщество разработало и в оперативном порядке приняло ряд Конвенций. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (26 сентября 1986 г.) . ——————————— Ратифицирована СССР 14 ноября 1986 г. с оговоркой (Указ Президиума ВС СССР от 14.11.1986 N 6035-XI) и вступила в силу 24 января 1987 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 11. Ст. 168 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 151 — 156.

Основные положения Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации можно определить как следующие: — установление обязанности государств сотрудничать между собой и с МАГАТЭ в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их последствий и для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов; — если государству требуется помощь в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (независимо от того, возникает или не возникает на его территории, под его юрисдикцией или контролем такая авария или аварийная ситуация), оно может обратиться за такой помощью к любому государству-участнику непосредственно или через МАГАТЭ; — запрашивающее помощь государство определяет объем и вид требующейся помощи и сообщает предоставляющей помощь стороне информацию, которая может оказаться необходимой; — в случае, когда невозможно точно определить объем и вид требующейся помощи, запрашивающее государство и предоставляющая помощь сторона принимают решение относительно объема и вида требующейся помощи вместе; — государства в пределах своих возможностей выделяют экспертов, оборудование и материалы, определяют условия (в том числе финансовые), на которых такая помощь могла бы быть предоставлена. МАГАТЭ: а) предоставляет собственные средства, выделенные для этой цели; б) безотлагательно передает просьбу другим государствам и международным организациям, которые могут располагать необходимыми средствами, если запрашивающее государство просит об этом; в) координирует международную помощь. При предоставлении помощи персоналу оказывающей помощь стороны и персоналу, действующему от ее имени, предоставляются привилегии, иммунитет и льготы, необходимые для выполнения их функций по оказанию помощи. Эти привилегии и иммунитет во многом сходны с дипломатическими. Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.) . ——————————— Бюллетень международных договоров. 2006. N 8. С. 3 — 24.

Конвенция вступила в силу для России с 19.04.2006. Конвенция имеет следующие цели (ст. 1 Конвенции): i) достичь и поддерживать высокий уровень безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами во всем мире путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества, в том числе в соответствующих случаях — технического сотрудничества в области безопасности; ii) обеспечить, чтобы на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами имелись эффективные средства защиты от потенциальной опасности, с тем чтобы защитить отдельных лиц, общество в целом и окружающую среду от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем таким образом, чтобы нужды и чаяния нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений реализовывать свои нужды и чаяния; iii) предотвращать аварии с радиологическими последствиями и смягчать их последствия в том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами. Сферой применения Конвенции (ст. 3) определено: 1) настоящая Конвенция применяется к безопасности обращения с отработавшим топливом, образующимся в результате эксплуатации гражданских ядерных реакторов. Отработавшее топливо, находящееся на перерабатывающих установках в рамках деятельности по переработке, не входит в сферу действия настоящей Конвенции, за исключением тех случаев, когда договаривающаяся сторона заявляет, что переработка является частью обращения с отработавшим топливом; 2) настоящая Конвенция применяется также к безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской деятельности. Однако настоящая Конвенция не применяется к отходам, которые содержат лишь природные радиоактивные вещества и не образуются в ядерном топливном цикле, кроме тех случаев, когда они представляют собой изъятый из употребления закрытый источник или когда для целей настоящей Конвенции они объявлены договаривающейся стороной радиоактивными отходами; 3) настоящая Конвенция не применяется к безопасности обращения с отработавшим топливом или с радиоактивными отходами в рамках военных или оборонных программ, кроме тех случаев, когда для целей настоящей Конвенции они объявлены договаривающейся стороной отработавшим топливом или радиоактивными отходами. Однако настоящая Конвенция применяется к безопасности обращения с отработавшим топливом и с радиоактивными отходами, образующимися в результате осуществления военных или оборонных программ, в тех случаях, если и когда такие материалы окончательно передаются гражданским программам и обращение с ними происходит исключительно в рамках таких программ; 4) настоящая Конвенция применяется также к сбросам, как предусматривается в ст. 4, 7, 11, 14, 24 и 26. Конвенцией (ст. 32) предусмотрен контроль о выполнении за странами-подписантами обязательств, вытекающих из Конвенции, в частности представления национальных докладов к каждому совещанию договаривающихся сторон . Конвенцией определено, что должен содержать национальный доклад. Совещания по рассмотрению национальных докладов проводятся с интервалом, не превышающим трех лет. Россия представляла два национальных доклада о выполнении обязательств, вытекающих из рассматриваемой Конвенции. ——————————— Второй национальный доклад Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами к третьему Совещанию по рассмотрению в рамках Объединенной конвенции о безопасности действия (2008 г.). М.: Комтехпринт, 2009.

Наличие большого количества международных договоров в области использования атомной энергии, нормы которых требуют от государств-участников осуществления конкретных действий, привело к созданию международных контрольных механизмов. Основным звеном среди которых является Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Нормативные правовые акты

2. 1.1 Понятие международного ядерного права

Международное право = система (совокупность) юридических норм,
регулирующих отношения между государствами и иными субъектами
международных отношений = jus inter gentes (право между
народами – термин времен Средних Веков).
Международное ядерное право = система (совокупность)
юридических норм, регулирующих отношения между государствами и
иными субъектами международного права в сфере использования
атомной/ядерной энергии.
Международное ядерное право является составной частью
(отраслью) международного права.
СЛАЙД 2

3. 1.2 Субъекты МЯП

Субъект МЯП = участник правоотношений в сфере МЯП, то есть
государства и иные субъекты.
Вопрос: о каких иных субъектах идет речь? Могут ли физические
лица (граждане) стать предметом регулирования МЯП?
Ответ: субъектами могут быть, к примеру, межправительственные
организации (МАГАТЭ), наднациональные объединения (Евросоюз).
Граждане могут быть предметом регулирования и субъектами, но это
уже сфера международного частного права.
СЛАЙД 3

4. 1.3 Использование атомной энергии, объект МЯП

5. 1.4 Признаки, позволяющие относить МЯП к самостоятельной отрасли международного права

МЯП является самостоятельной отраслью МП.
В обоснование этого тезиса приведем следующие аргументы и
признаки.
МЯП базируется на разветвленной системе многосторонних
договоров (конвенций) межправительственного уровня,
которые регулируют практически все вопросы использования
атомной энергии. Заключено несколько сотен двусторонних
межправительственных соглашений.
СЛАЙД 5

6. 1.4 Признаки, позволяющие относить МЯП к самостоятельной отрасли международного права

Имеются универсальная межправительственная организация в
области использования атомной энергии – Международное
Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), а также ряд
региональных межправительственных организаций (АЯЭ ОЭСР,
Комиссия Атом-СНГ и пр.).
Вопросы атомной энергии входят в сферу компетенции ряда
межправительственных организаций системы ООН (ВОЗ, ФАО и
др.).
СЛАЙД 6

7. 1.4 Признаки, позволяющие относить МЯП к самостоятельной отрасли международного права

Нормы международного ядерного права носят комплексный,
кросс-зональный характер и затрагивают сферу регулирования
международных отношений в морском, космическом праве, в
праве международной безопасности, окружающей среды и в
других отраслях международного права.
Нормы международного ядерного права опираются на
собственную систему специфических отраслевых принципов.
СЛАЙД 7

8. 1.5 Что правильнее: атомное право или ядерное право?

9. 1.6 Принципы международного ядерного права

10. 1.6 Принципы международного ядерного права

Специфика также и в том, что, другой стороны, ядерные материалы и
технологии одновременно обеспечивают получение выгод в самых
различных областях, практически повсеместно: от медицины и
сельского хозяйства, до электроэнергетики и промышленности.
Таким образом, использование атомной энергии предполагает как
риски, так и выгоды. И это отражено в принципах МЯП.
СЛАЙД 10

11. 1.6 Принципы международного ядерного права

Принцип безопасности: при любом использовании ядерной энергии
государства и операторы должны обеспечить безопасность
эксплуатации ядерных объектов и материалов на всех этапах
эксплуатации, транспортировки и пр.
Принцип сохранности: ядерные материалы как предметы
повышенной опасности могут быть использованы в злоумышленных
целях, в том числе в террористических целях. Задача – в
обеспечении их учета, контроля, физической защиты.
Принцип ответственности: это возложение ответственности за
использование ядерной энергии на одно юридическое лицо –
оператора или обладателя лицензии на эксплуатацию ядерной
установки.
СЛАЙД 11

12. 1.6 Принципы международного ядерного права

Принцип разрешения: необходимость получения до начала
деятельности, связанной с ядерной энергией, официального
разрешения/лицензии от государства.
Принцип непрерывного контроля: необходимость постоянного
контроля за ядерной деятельностью со стороны регулирующего
органа. Цель контроля – быть уверенным в том, что такая
деятельность осуществляется безопасно и надежно.
Принцип компенсации: обязательства по возмещению материального
ущерба в случае ядерной аварии.
Принцип устойчивого развития: недопущение того, чтобы на
последующие поколения возлагалось избыточное бремя устранения
последствий ядерной деятельности (ядерного наследия).
СЛАЙД 12

13. 1.6 Принципы международного ядерного права

Принцип соблюдения взятых на себя обязательств: государства
должны обеспечивать соблюдение взятых на себя международных
обязательств в области МЯП.
Принцип независимости: государства должны создавать
национальные органы ядерного регулирования, решения которых
должны быть обязательны для ядерных операторов.
Принцип транспарентности: необходимость предоставления
общественности, законодателям и СМИ объективной информации о
ядерной и радиационной безопасности.
СЛАЙД 13

14. 1.6 Принципы международного ядерного права

Принцип международного сотрудничества: глобальный характер
развития атомной энергетики, частые перемещения ядерных
материалов через госграницы, противодействие международному
терроризму диктуют необходимость широкого международного
сотрудничества. Для содействия такому сотрудничеству созданы
МАГАТЭ, Агентство по ядерной энергии ОЭСР, Комиссия Атом-СНГ и
пр.
СЛАЙД 14

15. 1.7 Соотношение национального законодательства и международного ядерного права

16. 1.8 Предмет международного ядерного права

Ядерная и радиационная безопасность;
ядерное нераспространение и физическая защита;
ответственность за ядерный ущерб;
противодействие ядерному терроризму;
сотрудничество в мирном использовании атомной энергии.
СЛАЙД 16

17. 1.9 Источники международного ядерного права

Источники МЯП юридически закрепляют вышеупомянутые составные
части предмета МЯП.
Источниками МЯП являются международные договоры (конвенции),
регулирующие вопросы:
ядерной и радиационной безопасности;
ядерного нераспространения и физической защиты;
ответственности за ядерный ущерб;
противодействия ядерному терроризму;
сотрудничества в мирном использовании атомной энергии.
СЛАЙД 17

18. 1.9 Источники международного ядерного права

19. 1.9 Источники международного ядерного права

Основные международные договоры о нераспространении
ядерного оружия:
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой от 1963 года.
Договор о нераспространении ядерного оружия от 1986 года.
Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его
недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения
от 1971 года.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 1996
года.
СЛАЙД 19

20. 1.9 Источники международного ядерного права

Основные международные договоры по ядерной безопасности:
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 1986
года.
Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной
аварийной ситуации от 1986 года.
Конвенция о ядерной безопасности от 1994 года.
Объединенная Конвенция о безопасности обращения с
отработавшим топливом и о безопасности обращения с
радиоактивными отходами от 1997 года.
СЛАЙД 20

21. 1.9 Источники международного ядерного права

22. 1.10 Российское законодательство об использовании атомной энергии

23. 1.10 Российское законодательство об использовании атомной энергии

24. Интернет-ресурсы, базы данных

25. Основная литература

26. Латинские термины

JUS INTER GENTES [юс интэр гэнтэс] - право между народами
JUS COGENS [юс когэнс] - императивные нормы права
A FORTIORI [а фортиори] — тем более, с большим основанием
A POSTERIORI [а постэриори] — на основании опыта, с возникшей
позднее точки зрения
A PRIORI [а приори] — заранее, предварительно, из
предшествовавшего опыта
АВ INITIO [аб иницио] — от начала, с начала
ACTIO DE JUDICATO [акцио дэ юдикато] – юридическое действие
ACTUS REUS [актус рэус] – противоправное действие
СЛАЙД 26

Международное атомное право — это отрасль международного публичного права, которая еще находится в стадии становления и представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием ими атомной энергии.

Источниками данной отрасли являются: Устав МАГАТЭ, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др.

Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направлениях:

- обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;

- регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ;

- физическая защита ядерных материалов;

- использование ядерных источников энергии в космосе;

- охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения;

- ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб;

Международное агентство по атомной энергии создано в 1956 г. Главные органы МАГАТЭ — Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.

Основной целью Агентства является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире.

Функциями Агентства являются: содействие научно-исследовательской работе в области атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях, обеспечение услугами, материалами, оборудованием и техническими средствами для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы; содействие обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях, обмену научными работниками и специалистами, установлению и применению норм безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни.

Заключены Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. (обе конвенции вступили в силу, Россия участвует).

Согласно Конвенции об оповещении 1986 г. в случае ядерной аварии, государство-участник незамедлительно представляет непосредственно заинтересованным государствам или через МАГАТЭ информацию:

время, точное место и характер ядерной аварии; предполагаемая или установленная причина и предвидимое развитие ядерной аварии; общие характеристики радиоактивного выброса; сведения о существующих и прогнозируемых метеорологических условиях и другую информацию.

Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. (Россия участвует) применяется при международной перевозке используемого в мирных целях ядерного материала, а также, за некоторыми исключениями, к использованию, хранению и перевозке ядерного материала внутри страны.

В рамках СНГ действует Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии 1992 г. Соглашение определяет основные направления сотрудничества, в том числе принципы торговли ядерным материалом и технологиями, которые должны осуществляться с учетом руководящих принципов МАГАТЭ.

Россия ратифицировала: Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний 1996 г, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г

Международное сотрудничество в области спорта: международные договоры и международные организации. Олимпийское движение и его правовое регулирование. РФ и международное сотрудничество в области спорта.

(a) наличие запрещенной субстанции, взятой из организма спортсмена;

(b) использование или попытка использования запрещенной субстанции;

(c) отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин;




(e) фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг-контроля;

(f) обладание запрещенными субстанциями;

(g) распространение любой запрещенной;

(h) введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену.

Закон "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ": Статья 40. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством.

2. Российские физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают регламенты и требования, утвержденные международными спортивными организациями, и международные договоры Российской Федерации.

3. На территории Российской Федерации могут создаваться международные физкультурно-спортивные организации, а также филиалы и представительства международных физкультурно-спортивных организаций. Российские физкультурно-спортивные организации имеют право привлекать к осуществлению своей деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

МОК - высший руководящий орган современного Олимпийского движения. На МОК возложена организация современных Олимпийских игр. Уставный документ МОК - Хартия Олимпийских игр.

Задачами МОК:

1. Регулярное проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование;

2. Руководство развитием любительского спорта;

3. Содействие укреплению дружбы между спортсменами всех стран.

Во время игр МОК передаёт международным спортивным федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. МОК - постоянно действующая организация. Своих членов он избирает из лиц, которые проживают в странах, имеющих НОК. Для каждой страны избирается один член МОК (для крупнейших и наиболее активно участвующих в олимпийском движении стран, а также для тех, где уже проводились Олимпийские игры, могут быть избрано 2 члена).

Члены МОК согласно Хартии являются его представителями в своих странах, а не представляют страны в МОК. МОК принимает участие не только в спортивной, но и в культурной жизни общества, а также в решении различных проблем, в том числе и экологических. Большие усилия прилагаются к развитию и распространению малоизвестных национальных видов спорта. Члены МОК ведут работу по распространению идеалов и принципов олимпизма в своих странах, разрабатывают и внедряют программы олимпийского образования подрастающего поколения.

Международное ядерное право базируется на основополагающих принципах современного международного права, а также, как и любая отрасль, на специальных принципах, возникших вместе с самой отраслью:

— мирного использования ядерной энергии;

— обеспечения ядерной безопасности на Земле;

— безопасного для окружающей среды использования ядерной энергии;

— обеспечения безопасности развития ядерной энергетики;

— нераспространения ядерного оружия;

— ответственности за ущерб, причиненный в результате использования ядерной энергии.

В научных исследованиях приводятся и другие специальные принципы международного ядерного права1.

Как было отмечено, нормы международного ядерного права регулируют отношения государств, а также международных организаций в различных сферах их деятельности по использованию ядерной энергии: по защите окружающей среды2, по использованию космического пространства, мирового океана, эксплуатации морских и речных судов, режима международных и государственных территорий и т.д.

По существу нормы международного ядерного права носят комплексный характер и затрагивают сферу регулирования международных отношений в морском, космическом праве, в праве международной безопасности, окружающей среды и в других отраслях международного права. За последние полвека XX столетия в международном ядерном праве принято и кодифицировано довольно большое количество международно-правовых норм. Данный процесс продолжается и в настоящее время, поскольку в этом есть особая необходимость, что вытекает из разработки современных ядерных технологий и их усовершенствования. Так, в частности, на 56-й сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции, призывающие к подготовке Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств, а также Конвенцию, запрещающую применение ядерного оружия и угрозу его применения при любых обстоятельствах3.

1 Подробнее см.: Международное атомное право.

2 Подробнее см.: Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2000.

3 См.: Документ ООН. A/56/49 (Vol. 1). Нью-Йорк, 2002.

§ 2. Принципы и источники ядерного права

Применение ядерной энергии интенсивно развивается как в мирных целях, так и в военно-промышленном комплексе. В связи с этим важное значение для мирового сообщества приобретает неукоснительное соблюдение имеющихся международно-правовых норм в данной области.

Прежде чем приступить к анализу источников международного ядерного права, попытаемся сгруппировать их по предмету регулируемых отношений.

I. В сфере разработки, испытания, размещения ядерного оружия:

а) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.

б) Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г.

в) Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.;

г) Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.;

д) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 20 января 1967 г., запрещающий выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием и т.д.;

е) Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке от 14 января 1967 г. (Договор Тлателолко);

ж) Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана от 6 августа 1985 г. (Договор Раротонга) и другие соглашения о районах, свободных от ядерного оружия (Пелиндабский, Бангкокский договоры, Семипалатинский договор стран Центральной Азии от 8 сентября 2006 г.).

В стадии разработки находятся соглашения по ядерному оружию, в том числе Конвенция о запрещении радиологического оружия, Конвенция о запрещении применения ядерного оружия1. Кроме многосторонних имеется множество двусторонних договоров между государствами относительно ядерного оружия.

а) Международная конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. (с поправками 1994 г.);

б) Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

1 См.: Документ ООН. А/53/100 от 15 июня 1998 г.

Глава XIII. Международное ядерное право

в) Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиоактивной аварийной ситуации 1986 г.;

г) Конвенция о ядерной безопасности 1994 г.1;

д) Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной ситуации 1986 г.;

е) Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами 1997 г.2

III. Нормы, предусматривающие ответственность за ядерную деятельность и защиту трудящихся:

а) Конвенция о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г.;

б) Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии 1960 г. (с поправками 1964, 1982 гг.).;

в) Международная конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (с поправками 1997 г.);

г) Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. (не действует);

д) Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.

Многие из названных многосторонних соглашений регулируют отношения государств по защите окружающей среды, обеспечивают международную безопасность, защищают права и свободы человека и по существу являются источниками и других отраслей международного права.

Отдельные нормы, относящиеся к международному ядерному праву, содержатся в соглашениях, принятых по другим отраслям международного права, в частности в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Договоре по космосу 1967 г., Договоре о Луне 1979 г. и др.

В сентябре 2005 г. на Всемирном саммите была открыта для подписания разработанная в рамках ООН Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, которая вступила в силу в июле 2007 г.3

Кроме того, государства заключают региональные и двусторонние соглашения по вопросам ядерной безопасности, использованию ядерной энергии в различных областях экономической жизни.

1 О проблемах ядерной безопасности см.: Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб., 2006.

2 Подробный анализ названных конвенций см.: Молодцова Е.С. Указ. соч. С. 162—191.

3 См.: Доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2007 г. Документ ООН. А/62/1.

Читайте также: