Под гарантиями следует понимать деятельность по предупреждению каких либо правонарушений

Обновлено: 02.07.2024

Гарантии законности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Виды гарантий законности:

1) общие:

    • экономические,
    • политические,
    • идеологические,
    • общественные,
    • организационные;

    2) специальные, или юридические:

      • прокурорский надзор,
      • правосудие,
      • контрольная деятельность органов власти и управления,
      • юридическая ответственность,
      • институт жалоб и заявлений граждан и др.

      Общие гарантии законности

      Экономические гарантии

      Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере.

      Политические гарантии

      Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

      Идеологические гарантии

      Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

      Общественные гарантии

      Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

      Организационные гарантии

      Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

      Специальные, или юридические, гарантии

      Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

      Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость.

      Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

      Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

      Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

      Законность:

      • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
      • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность - непременный элемент демократии.

      Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

      Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) по этому поводу очень метко заметил: "Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались". Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

      Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: "Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену". Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: "Fiat justitia et pereat mundus!" Перевод звучит на первый взгляд странно: "Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!" Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

      Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

      Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

      . На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: ". Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ''Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?" Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

      Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: "К чему, раз ты все равно умрешь?" Сократ ответил: "Чтобы знать ее перед смертью".

      Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

      На законность опирается существующий правопорядок.

      Правопорядок - состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок - результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок - результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

      Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

      Законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

      Основные принципы законности:

      • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
      • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
      • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина - совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

      Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

      Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


      Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

      Статья 6. Основные направления профилактики правонарушений

      1. Профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям:

      1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

      2) предупреждение правонарушений;

      3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

      4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

      5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

      6) противодействие незаконной миграции;

      7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

      8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

      9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

      10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

      11) обеспечение экономической безопасности;

      12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

      13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

      14) обеспечение пожарной безопасности;

      15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

      2. Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством:

      1) выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера;

      2) правового регулирования профилактики правонарушений;

      3) разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;

      4) совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;

      5) выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

      6) выявления лиц, склонных к совершению правонарушений;

      7) выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);

      8) использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом;

      9) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера в целях предупреждения правонарушений;

      10) проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

      11) применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

      3. Специальные меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктом 9 части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции уполномочены применять должностные лица органов прокуратуры Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и иных государственных органов, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.

      4. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, применяют меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктами 5 - 8 части 2 настоящей статьи, в пределах прав, предоставленных им настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
      б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица.

      2. ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?

      ОТВЕТ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

      а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
      б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
      в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

      3. ВОПРОС: ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

      ОТВЕТ: Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

      Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

      Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

      Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

      4. ВОПРОС: КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?

      ОТВЕТ: Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

      5. ВОПРОС: В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

      Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

      6. ВОПРОС: КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ ВЗЯТКИ?

      ОТВЕТ: Провокация взятки - активные действия, выражающиеся в попытке передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

      7. ВОПРОС: КТО ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

      ОТВЕТ: Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

      8. ВОПРОС: КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

      ОТВЕТ: Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23 УК РФ, а также в статьях 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

      9. ВОПРОС: ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОРГАНИЗАЦИОННО-РАПОРЯДИТЕЛЬНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ФУНКЦИЯМ, СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОЛНОМОЧИЮ?

      ОТВЕТ: Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

      К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

      Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

      Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

      При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

      Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

      10. ВОПРОС: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА?

      ОТВЕТ: Предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ (служебный подлог), является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

      Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

      Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

      Хотя законность и правопорядок тесно связаны друг с другом, между ними имеются и определенные различия. Различия в содержании законности и правопорядка зависят от предметной, субъектной и нормативной сторон.

      Субъективная сторона — это все участники правового процесса (государство, его органы, граждане). Исключение из числа субъектов, например, граждан сужает сферу закон­ности, разрушает идею всеобщности, равенства всех перед законом.

      Нормативная сторона законности определяется характе­ром и содержанием правовых норм, соблюдение и испол­нение которых образует это понятие. Причем надо отметить, что сами правовые нормы являются скорее предпосылкой, а не элементом законности.

      Законность и правопорядок являются основой нормальной жизни цивилизованного общества. Они выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных организаций, обеспечивают охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.

      Законы и иные нормативно-правовые акты реализуют­ся не автоматически. Для того чтобы они не остались на бу­маге, а реально претворялись в жизнь, требуются соответству­ющие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспе­чивающих такую реализацию. Эти меры называют гарантия­ми законности - представляющие собой взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предприни­маемые государством меры, обеспечивающие процесс реали­зации законности.

      В связи с этим значение приобретает гарантированность законности и правопорядка государством.

      Гарантии — это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъек­тивными правами и исполнять юридические обязанности. Под гаран­тиями понимаются как объективные условия существования обще­ства, так и специально выработанные государством и обществен­ностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

      Гарантии можно разделить на две группы: юридические и неюридичес­кие.

      К неюридическим гарантиям относятся те объектив­но сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредо­ванное, влияние на весь процесс формирования, установ­ления и реализации права. Их можно назвать условиями обеспечения законности.

      К юридическим гарантиям относятся условия и фак­торы юридического характера, оказывающие непосред­ственное воздействие на процесс установления, упрочения и реального функционирования режима правовой законно­сти и правопорядка.

      Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международ­ные и специальные — нормативные и организационно-правовые.

      Главным определяющим элементом общей законности в государстве является кон­ституционная законность, представляющая собой реально действующую систему конституционализма в стране. Струк­тура конституционной законности включает такие элемен­ты, как правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе страны, прямое действие на всей тер­ритории государства, а также эффективную защиту основ­ного закона государства. В Российской Федерации ведущая роль в охране Конституции принадлежит Конституционно­му Суду РФ.

      Социально-экономические (материальные) гарантии озна­чают установление эквивалентных отношений между произ­водителями и потребителями материальных благ.

      Социальные гарантии включают в себя весь комплекс обществен­ных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи за­конности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция обществен-ности, использо­вание возможностей учета общественного мнения и т.п.




      Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего, ма­териальные условия жизни общества, сердцевиной которых являют­ся социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятель­ность частных (физических) и юридических лиц.

      Политическиегарантии - это совокупность элементов политической системы общества, демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политиче­ской системы в целом, с присущими демократическому обществу по­литическим плюрализмом, реальностью разделения властей, участием граждан в управ­лении государством, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

      Юридическиегарантии - система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность спе­циальных госу­дарственных органов по предупреждению и пресечению пра­вонарушений и обеспечению правовой защищенности каждого человека. К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать, исходя из интересов целесообразности.

      Сюда же можно отнести: специальные процедуры право­применительной деятельности, обеспечение права на защи­ту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, кото­рые взаимосвязаны друг с другом.

      В систему юридических гарантий обеспечения пра­вовой законности и реального правопорядка входят:

      - до­статочно развитая и постоянно совершенствуемая систе­ма действующего правового законодательства;

      - развитое состояние юридической науки, опирающейся на идеи и достижения юридической мысли и юридического правопонимания;

      - развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров;

      - высокий уровень общественного и профессионального юридического правосознания;

      - право­вая активность граждан, юридических лиц, общественных организаций и гражданского общества в целом;

      - развитые процессуально-правовые формы реализации норм права;

      - эффективно действующая система защиты действующе­го права, поддержки правомерного поведения, пресече­ния правонарушений и применения надлежащих мер юри­дической ответственности;

      - развитые организационно-институциональные формы специального государственного и общественного контроля за неуклонным соблюдением всеми субъектами права принципа и требований правовой законности и реального правопорядка (различные формы общегосударственного и общественного контроля, проку­рорский надзор, контроль судов общей и конституционно-правовой юрисдикции и т.д.).

      Идеологические (прежде всего, нравственные) гарантии — это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание. Эти гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

      Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций ООН, правозащитников, право граждан обращаться в международный суд и т. п.

      Общественныегарантии законности представляют собой сложившийся в государстве комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью с целью борьбы с нарушением законодательства.

      В отличие от общих специально-юридическиегарантии законности представляют собой способы и средства, установ­ленные в действующем законодательстве с целью предупрежде­ния, устранения и пресечения правонарушений. К ним, в частности, относятся:

      - специальные принципы (например, принцип презумпции невиновности);

      - правовые институты и процедуры (порядок возбуждения и рассмотрения уголовного дела);

      -закрепленные в законе средства поощрения.

      Только взаимное действие всех факторов может обеспечить стабильное функционирование режима право­вой законности и реального правопорядка.

      Читайте также: