Какие права ребенка нарушаются в нашей стране чаще всего

Обновлено: 16.05.2024

Ответ: Ребенок приобретает большинство своих прав уже с момента своего рождения — это право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту со стороны государства, право на имя, отчество и фамилию, право на медицинское обслуживание, право на образование и т.д. Соответственно, если бы ребенок был бесправным, он был бы необразованным, без фамилии, имени, отчества, не получал бы медицинское обслуживание и т.д.

Вопрос: Что влечет за собой уклонение родителя или родителей от воспитания и материального содержания ребенка?

Ответ: В соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Самая крайняя мера наказания для родителей – это лишение родительских прав в судебном порядке. В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса РФ это происходит в том случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома или другого лечебного, социозащитного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психологическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными алкоголизмом или наркоманией и если совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни и здоровья супруга. Если в течение 6 месяцев с момента лишения родительских прав родители не будут восстановлены в родительских правах, их ребенок может быть усыновлен.

Вопрос: Можно ли ученику старших классов совмещать учебу в школе с временной работой?

Ответ: Да можно, но с некоторыми ограничениями. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), заключение трудовых договоров (приём на работу) допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Вместе с тем, законодатели установили ряд исключений из правил, снижая минимальный возраст при определенных условиях. Допускается прием на работу с согласия родителей (опекуна, попечителя) или заменяющих их лиц, органа опеки и попечительства учащихся средних общеобразовательных школ, профессиональных школ, лицеев и средних специальных учебных заведений, достигших 14 лет, для выполнения легких работ без ущерба здоровью и не нарушающего процесса обучения (в свободное от уроков время). Согласие родителей (опекуна, попечителя) дается в письменной форме (заявление). Допустимо заключение трудового договора и с лицом, не достигшим 14 лет, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. Статьей 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

  • для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;
  • для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю.

В соответствии со статьей 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
  • для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часов.

Вопрос: Куда я могу обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?

Ответ: Для защиты от физического и психологического насилия прежде всего нужно обратиться к родителям или законным представителям. В случае, если угроза исходит непосредственно от родителей или законных представителей, необходимо обратиться к классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел, а также к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе Телефоны и адреса всех указанных органов имеются во всех учебных заведениях, на интернет-сайтах, справочных телефонных службах (тел. 09), органах внутренних дел (тел. 02).

Вопрос: Как контролируется выполнение положений Конвенции ООН о правах ребенка?

Ответ: В 2011 году Россия представит в Комитет по правам ребенка ООН очередной доклад по выполнению своих обязательств в рамках Конвенции. Подготовка такого доклада – хорошая возможность оценить и проанализировать, какие результаты были достигнуты и что еще необходимо сделать. Это может стать базовой платформой для развития новой стратегии в улучшении положения детей в стране.В ближайшее время в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка будет готовиться национальный план действий в интересах детей.
Есть и внешний аудит по исполнению Конвенции – это заключительные замечания, которые были представлены Правительством РФ в Комитет по правам ребенка ООН в 2005 году. Невыполнение положений Конвенции – это серьезный сигнал, на который должно отреагировать все международное сообщество.

Вопрос: Имеет ли право подросток выбирать религию для вероисповедания при достижении 14 лет по своему усмотрению и желанию?

Ответ: Подросток имеет на это полное право. Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка Государства — участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Вопрос: Как вы относитесь к ювенальной юстиции? Возможно ли ее создание и внедрение в систему правосудия нашего автономного округа?

Вопрос: При возникновении конфликтной ситуации в семье, при которой ребенок не может проживать совместно с родителями, что ему делать и куда обращаться?

Ответ: Ребенок за помощью может обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства, комиссию по делам несовершеннолетних, социально-реабилитационнй центр для несовершеннолетних по месту жительства.

Вопрос: Могу ли я изменить свою фамилию и имя, если да, то с какого возраста и куда для этого необходимо обратиться?

  • фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию заявителя), место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия;
  • реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия;
  • фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя;
  • причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.

Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.Государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом загса в месячный срок со дня подачи заявления.Данный орган обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
Делается соответствующая запись в акте о перемене имени и выдается свидетельство о перемене имени, которое содержит сведения о:

  • фамилии, собственно имени, отчестве (до и после их перемены), дате и месте рождения, гражданстве, национальности (если это указано в записи акта о перемене имени) лица, переменившего имя;
  • дате составления и номере записи акта о перемене имени;
  • месте государственной регистрации перемены имени (наименование органа загса, которым произведена государственная регистрация перемены имени);
  • дате выдачи свидетельства о перемене имени.

Вопрос: У меня проблемы со здоровьем. Мы с мамой ездили по путевке в санаторий. По закону проезд до санатория не оплачивается. Планируется ли внести соответствующее изменение в законодательство?

  • наличие медицинских показаний на санаторно-курортное лечение ребенка-инвалида в санаториях, расположенных на территории ближнего зарубежья (стран СНГ), при отсутствии соответствующих российских аналогов;
  • отсутствие возможностей у государственного учреждения — Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обеспечить ребенка-инвалида необходимой путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания.

Вопрос: Наша семья переехала жить в другой микрорайон. Я хочу остаться в школе, в которой училась. Родители меня поддерживают. Администрация школы настаивает на переход в школу по месту жительства. Права ли я?

Ответ: Вы абсолютно правы. В соответствии с п. 2 ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Вопрос: В нашей школе я стал посещать факультатив по основам православной культуры. Родители мне запрещают посещать этот факультатив. Мне 14 лет, я имею паспорт. Могу ли я сам выбирать, чем мне заниматься?

Ответ: Что касается факультатива, Вы имеете полное право его посещать, так как данный факультатив наверняка входит в школьную программу. Кроме того в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Пункт 3 ст. 14 Конвенции говорит, что свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. Также по отношению к этому вопросу необходимо упомянуть о ст. 12 Конвенции, которая обеспечивает ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Вопрос: Мне 12 лет. Родители развелись, и мама не разрешает мне видеться с отцом. Нарушаются ли мои права, ведь папа мне тоже родной человек и как поступить в этой ситуации?

Ответ: В данном случае Ваши права действительно нарушаются. В соответствии со статьей 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на право ребенка общаться с обоими родителями.В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. В данной ситуации Вам необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства или к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе.

Вопрос: Что делать, если родители бьют и оскорбляют ребенка? Имеют ли родители на это право?

Ответ: Конечно же, родители не имеют права применять физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что физическое и психологическое насилие негативно сказывается на нормальном психологическом развитии ребенка в дальнейшем. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо попытаться убедить родителей в противозаконности их действий, а также предупредить о последствиях насильственных действий по отношению к ребенку. Если родители продолжают бить и оскорблять ребенка, необходимо незамедлительно сообщить об этом классному руководителю, в социальную службу школы, органы опеки и попечительства по месту жительства, органы внутренних дел. Помните, за жестокое обращение с несовершеннолетним в соответствии с Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием – до трех лет лишения свободы.

Вопрос: До какого возраста родители обязаны обеспечивать своих детей?

Ответ: Родители обязаны содержать своих детей до возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В соответствии со ст. 80 Семейного Кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Вопрос: Имею ли я право являться членом двух общественных детских организаций?

Ответ: Вы имеете право быть членом неограниченного количества организаций. В соответствии со статьей 15 Конвенции государство признает право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Вопрос: Каким образом будут защищены мои жилищные права по достижении 18 лет? Я являюсь ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и сейчас нахожусь под опекой.

Вопрос: До достижения какого возраста человек является ребенком?

Ответ: Человек является ребенком до достижения совершеннолетия — 18 лет.

Вопрос: Каким образом и по каким вопросам можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе?

Вопрос: Нам часто говорят, что у молодежи низкий уровень политической культуры. Как можно ребенку реализовать право на участие в политической жизни страны, округа, ведь чаще всего всё решается взрослыми?

Вопрос: Что в нашем округе делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями, находящиеся на домашнем обучении, вели полноценную и достойную жизнь?

Вопрос: На кого Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами?

Ответ: Конвенция ООН о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми-сиротами на государство. Об этом говорит ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка: ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государство в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Вопрос: Есть ли возможность внесения инициатив подростков в законодательные проекты автономного округа, муниципального образования, касающихся прав ребенка?

Ответ: Да, такая возможность имеется. Свои предложения вы можете направлять в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе О.А. Бесединой или в адрес Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа на имя заместителя председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Е.Г. Зленко, а также в представительные органы местного самоуправления.

Вопрос: Возможно ли в ЯНАО организация профильных смен для школьников и молодежи в учреждениях отдыха и оздоровления детей, а также на базе лагерей отдыха по подготовке волонтеров-посредников службы примирения и добровольных помощников Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО? Возможно ли запустить проект, где дети могли бы говорить о проблемах, предлагать пути решения, изучать свои права?

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ

Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества

Семейный Кодекс РФ документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

· обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

· защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

· обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

· признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

· защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

· защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

· меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

· за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

· за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

· право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

· право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

· немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

· Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья, защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

· Лишение свободы движения.

· Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

· Применение физического насилия к ребенку.

· Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

· Угрозы в адрес ребенка.

· Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

· Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

· Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Право ребенка на игру

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

Права ребёнка

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Автор: Т. В. Рябцева

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Слайд1

Задание.

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Слайд2

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Слайд3

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Слайд5

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Слайд6

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

(Например, . которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Слайд7

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Задание № 6.

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

Слайд10

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения" указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 "О правилах приема в ОУ" на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет "несколько отсрочено": они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

"Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях".

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Согласно декларации прав ребёнка, дата выхода которой - 1959 год, каждый из детей наделён списком определенных прав. Почему мы сейчас поднимаем данный вопрос? Нарушение прав детей в современном мире - тема весьма и весьма актуальная. О печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон - из газет, интернета, включив телевизор. И речь идет отнюдь не только о странах третьего мира - в любом "цивилизованном" государстве с детьми творятся несправедливые и часто трагические вещи. К сожалению, наша страна - далеко не исключение.

Ни умственно, ни физически несовершеннолетний ребёнок никак не может относиться к зрелым разумным людям. Он нуждается во всесторонней заботе и охране. Обязанность соблюдать его права в рамках семьи возлагается на родителей. Всем списком их человек обзаводится непосредственно по факту рождения, и нарушение прав ребенка в мире чревато ответственностью, определенной законодательством любой страны.

нарушение прав ребенка

О каких правах речь?

К основным из них относятся право жить и воспитываться в своей собственной семье, иметь фамилию, имя, отчество, общаться с родственниками, свободно выражать собственное мнение. Несовершеннолетний обладает правом на защиту и материальное обеспечение. Содержать ребенка входит в обязанности любого из родителей. Его же долг - дать сыну или дочери общее образование.

Ответственность родителей, предусмотренная за поведение несовершеннолетнего, включает его возможные противоправные действия. Таким образом, каждому из родителей есть смысл позаботиться об установлении с собственным ребенком нормальных доверительных отношений, позволяющих должным образом его воспитать и сформировать как личность.

Обязанности взрослых

Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов - родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, - необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.

Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей - общаться с малышом и участвовать в решении его проблем.

Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это - прямое нарушение прав ребенка. И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь.

примеры нарушения прав ребенка

Права ребёнка в подробностях

Защита детей - прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням. Основные из них - Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Право жить и воспитываться в семье

54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.

При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным. Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь - при отсутствии альтернативных решений.

нарушение прав ребенка на образование

Право на Ф. И. О.

Иметь документально закрепленные фамилию, имя и отчество также относится к правам ребенка. Согласно закону, выбирают имя ему родители, а фамилия соответствует таковой любого из них. Отчеством же ребёнок наделяется согласно имени отца. Возможны варианты, связанные с традициями различных регионов.

Если же достичь договоренности с определением Ф. И. О. новорождённого родителям не удаётся, к ситуации имеют право подключиться органы опеки. Когда официальный отец отсутствует, выбором имени малышу занимается мать, она же даёт ребёнку и собственную фамилию. Изменить Ф. И. О. ребёнка возможно по согласованию с родителями после того, как он достигнет четырнадцатилетнего возраста.

Право на родственное общение

Каждый ребенок имеет право на общение с родными. Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова. Нельзя ограничивать его и во взаимодействии с прочими родственниками. Контактировать с родителями несовершеннолетний может, даже находясь в заключении по решению суда.

Право иметь и выражать собственное мнение

Регламентирует в этом случае нарушение прав ребенка статья 57-я СК. Несовершеннолетний может свободно высказываться по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Форма выражения собственного мнения при этом не важна. В случае судебного разбирательства представитель закона обязан выслушать ребенка и принять во внимание его пожелания.

заявление о нарушении прав ребенка

Позиция его учитывается по закону по достижении возраста 10 лет. Это касается вопросов замены фамилии, имени, отчества, восстановления родителей в правах, назначения опекуна или при процедуре усыновления, а также других моментах юридического характера.

Право быть защищенным

Необходимость обязательной защиты детских интересов отражена 56-й статьей СК РФ. Говоря о семейном круге, подразумевается, что в роли таких защитников выступают родители либо опекуны. Обязанность абсолютно любого человека, получившего информацию об ущемлении интересов или прав ребёнка (не говоря уже об угрозе здоровью и жизни) - уведомить соответствующие органы. Чаще всего этим занимаются учителя, медперсонал и все прочие, кто имеет постоянный контакт с детьми по роду деятельности.

За несовершеннолетним закреплена также возможность и самостоятельного обращения в органы опеки с целью защиты и получения нужной информации. Достигнув 14-летнего возраста, ребенок имеет право подачи судебного заявления.

Право доходов и материального обеспечения

У ребенка могут быть личные доходы, которые он имеет возможность использовать. Ему положены средства, нужные для нормальной жизнедеятельности. Речь идет об одежде, пище, наборе необходимых материальных ценностей, без которых невозможны нормальная жизнь, рост и образование.

80-я статья СК РФ возлагает содержание ребенка на его родителей. Если семья распалась, и кому-то из родителей пришлось выплачивать алименты, они должны тратиться целенаправленно на обеспечение детских интересов. То же самое относится ко всем видам пенсий и социальных выплат, права на которые у детей возникают в ряде случаев.

К собственным доходам несовершеннолетнего по закону относятся деньги и прочие ценности, заработанные им самостоятельно, унаследованные либо полученные как подарок. Права детей распространяются на имущество семьи, но родители не могут по закону распоряжаться вещами детей. Взаимное пользование общим имуществом старших и младших членов семьи возможно лишь по обоюдному соглашению.

нарушение прав ребенка в семье

Ответственность по закону

Какая ответственность за нарушение прав ребенка закреплена в Российской Федерации законодательно? Степень ее зависит от тяжести правонарушения и может состоять в предупреждении, штрафе или аресте. Данные меры применяются в случае нарушения детских прав в части воспитания, содержания, защиты интересов или ограничения в общении.

За какие нарушения прав ребенка наказывает Уголовный кодекс? Его статьи затрагивают более серьезные ситуации, касающиеся вовлечения ребенка взрослым лицом в преступную деятельность. А срок будет еще более увеличен, если речь идет о родителе или воспитателе несовершеннолетнего. Аналогичные меры предусмотрены за вовлечение детей в употребление спиртных напитков или наркотических средств, образ жизни, связанный с попрошайничеством и бродяжничеством.

В 156-й статье Уголовного кодекса прописано наказание в виде тюремного заключения сроком до 3-х лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это же касается воспитателей и прочих взрослых, имеющих к детям отношение.

Примеры нарушения прав ребенка

Итак, до сих пор мы говорили о том, что и так ясно - несовершеннолетнего можно назвать точно таким же полноправным членом общества, как и любого из взрослых. В то же время ребёнок зачастую находится в ущемленном положении в связи с тем, что часто не в состоянии заявить о нарушении собственных прав в нужные органы, и даже подростки, владеющие хоть каким-то минимумом юридической информации, часто недостаточно хорошо осведомлены о собственных правах или просто не знают, куда обратиться.

К тому же в большинстве случаев дети боятся наказания со стороны взрослых. В итоге примеры нарушения прав ребенка в нашей стране (и не только в нашей) растут и множатся.

Каким же образом права ребенка нарушаются чаще всего? Ситуаций таких - пруд пруди, и возникают они в жизни, как ни жаль, с завидной регулярностью. Нарушение родителями прав ребенка, как ни странно, составляет их львиную долю. Наказаниям за большинство провинностей малыши подвергаются практически в любой семье. Но это еще полбеды. Множество детей вынуждены терпеть оскорбления, прямую агрессию со стороны взрослых или даже побои.

какие нарушения прав ребенка

В определенном типе семей родители считают такое отношение само собой разумеющимся и классифицируют как воспитание. Но на самом деле данное поведение - ярчайший пример насилия по отношению к беззащитному ребёнку. Самое ужасное, что львиная доля всех нарушений детских прав встречается именно в семье, которая, казалось бы, должна стать оплотом безопасности и надежной защиты для любого малыша.

Не только в маргинальных, но и во внешне благополучных ячейках общества взрослые члены их зачастую не задумываются о том, что происходит самое настоящее ущемление детской личности. А в это время дети страдают и не могут никак повлиять на ситуацию. Причина подобного поведения взрослых - выросшие в собственной семье в атмосфере оскорблений и насилия люди даже не предполагают наличия какого-либо иного, более гуманного стиля общения.

Проблемы и последствия

В то же время любой отец или мать, усмотрев нарушение прав и интересов ребенка в учебном учреждении (в школе, детском саду), грудью встанет на его защиту. Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний.

Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний. Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём.

Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими. Помимо агрессивного поведения, часть взрослых страдает и другими замашками - ребёнка порой незаконно ограничивают в его свободе, иногда ломают и портят его личные вещи, в качестве наказания лишают еды и даже воды. Имеет место и нарушение прав ребенка на образование в разных его формах. А порой за закрытыми дверями квартир и домов творятся поистине ужасные вещи.

случаи нарушения прав ребенка

Нарушение прав ребенка - что можно предпринять?

Каждый имеет право на обращение за собственной защитой в соответствующие органы. Но заявление о нарушении прав ребенка подают лишь единицы, и чаще всего безнаказанность в семье продолжает процветать. Связано это со всеобщей юридической безграмотностью, когда информация о правах детей подается весьма скупыми порциями или вовсе замалчивается.

В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно - когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей.

Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко - если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений. В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.

Взрослые! Не будьте равнодушны к тем, кто живет рядом с вами! Если вы обладаете любой информацией о творящемся рядом с вами насилии - не проходите безучастно мимо! Помните о том, что нет чужих детей, и на месте малыша, которого сейчас обижают жестокие взрослые, мог бы оказаться ваш собственный ребенок.

Если вам довелось стать свидетелем жестокого обращения взрослых с детьми, не пытайтесь отгородиться от ситуации. Долг любого из нас - в подобных случаях как можно быстрее сообщить об увиденном в органы опеки или в правоохранительные структуры. Завтра может быть поздно!

Читайте также: