Какие права были у рабов в древнем риме

Обновлено: 02.07.2024

Одной из темных страниц в истории Древнего Рима является рабство. Оно представляло из себя достаточно неоднозначный срез общественной жизни, который существовал на протяжение нескольких веков до нашей эры. Тем не менее, современное понимание работы происходит именно из принципов древнего рабства, а большинство профессий современности строились именно при рабовладельческом строе.

Раб являлся бесплатной рабочей силой, которой владелец был вправе распоряжаться как угодно в соответствии со своими потребностями и ценностями. К тому же, раб мог стать разменной монетой, признаком благополучия хозяев, их власти. Чем больше рабов было у господина, тем более высокое положение он занимал в обществе.

Историки сходятся во мнении, что рабами в Древнем Риме владели многие влиятельные граждане. Тем не менее, прослойка была неоднородной, и многие современники являются прямыми наследниками именно рабов. Подневольные люди имели множество обязанностей:

  • Самая грязная и неприятная работа на конюшнях и бойнях;
  • Работа в тюрьмах в качестве надзирателей, которые сами периодически подвергались пыткам и наказаниям за недостаточно хорошо исполненную работу;
  • Распорядители в покоях вельмож;
  • Воспитатели детей состоятельных римлян.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается рабов, которые имели хоть какое-то примитивное образование, то их обязывали обучаться дальше. В дальнейшем невольники становились писарями и учителями, а также переводчиками, которые были очень популярны в тот период. Это считалось более благоприятным занятием, поскольку рабы не были заняты изнуряющим физическим трудом, который мог убить многих из них. К тому же, так они напрямую взаимодействовали со многими видными деятелями и их детьми, что делало невольников вхожими в семьи господ.

В целом, рабы не имели права на гражданство, а также на имущество. Но если они исправно и добросовестно исполняли свою работу, то могли добиться расположения со стороны хозяев. Те их щедро одаривали, позволяли домашним рабам иметь наложниц (так называли сексуальных рабынь того времени). Также рабам в исключительных случаях разрешалось заводить семью.

Специфика рабства в Риме

В целом, жизнь раба не отличалась какими-либо выдающимися событиями. Она была довольно скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий и соответствующей мерой ответственности, которая не позволяла до конца осознавать, что от своей работы можно получать удовлетворение. Более одаренные рабы приобщались к ремеслам и искусству. Но все же требовались физически сильные рабы, чтобы исполнять самую тяжелую и сложную работу. Они становились оруженосцами и гладиаторами, которые выступали в боях на потеху публике.

В Риме невольников и невольниц было принято подразделять на несколько отдельных каст:

  1. Слуги, которые жили в доме и обслуживали своих хозяев;
  2. Рабы для осуществления различного рода городских работ;
  3. Привилегированные рабы, которые могли откупиться от хозяина. Также это были рабы, которые жили вместе с хозяином, занимались ремеслом, науками и искусством, учили детей хозяева грамоте и языкам;
  4. Рабы, которые становились собственностью частных лиц;
  5. Рабы, которые специально работали в рамках общественной деятельности и выполняли всю городскую работу во благо своего города.

Несмотря на то, что не всех рабов заковывали в кандалы, именно они стали символом рабства, причем не только в Риме, но и далеко за его пределами. Другой признак раба - проколотое правое ухо, куда вставлялась круглая серьга – признак невольника, принадлежащего хозяину на пожизненную службу и не имеющий права откупиться или уйти. Иногда рабами становились добровольно, ради еды и возможности иметь жилье и элементарную работу. Таких случаев было достаточно много: люди жили в бедности, часто болели и не ели по нескольку дней. Стать рабом было для них не унижением, а спасением, а если хозяин благосклонно относился к ним, то они приобретали лучшие условия жизни. К тому же, добровольные рабы имели право уйти от хозяина после 7-10 лет службы, но это было крайне редко: привыкнув к новому месту жительства и работы, невольники редко сами уходили от господ, так как не хотели возвращаться к старому укладу жизни и неизвестности.

Рабство в Древнем Риме

Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Какой была жизнь в рабских кандалах?

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима, что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других, зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

рынок рабов

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

Юлий Цезарь

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Скульптура Спартака

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

  • Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
  • Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона; (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Рабство — это эксплуатация одного человека другим, одно из самых страшных проявлений человеческой алчности и жестокости. В современном мире оно воспринимается как нечто совершенно немыслимое, тогда как раньше покупка раба была таким же обычным делом, как сегодня поход в магазин. Рабы воспринимались не как люди, а как бездушные вещи, и хозяева могли сделать с ними все, что им угодно. В Древнем Риме рабство было распространено повсеместно. Чем больше рабов было у римлянина, тем более богатым и благополучным он считался.

Невольников могли покупать и бедные крестьяне в качестве помощников в сельском хозяйстве. Работорговля способствовала расцвету Римской республики, а позже Римской империи. В это время появилось множество профессий, произошедших от видов работы, которую выполняли рабы. Наибольшего развития рабство достигло в III-I веках до н. э.

Основные источники рабства:

  1. Войны. В эпоху завоеваний именно они являлись главными поставщиками рабов. При захватах новых земель жители целых городов угонялись в рабство, также ими становились военнопленные, которыми могли торговать прямо в военном лагере.
  2. Пираты. Морские пираты ежегодно поставляли на невольничий рынок несколько сотен тысяч невольников путем нападения на мирные судна и прибрежные населения.
  3. Беженцы из других стран. Только римляне имели привилегии, а представители других национальностей всегда были на ступень ниже, следовательно, они легко могли попасть в рабство.
  4. Рожденные рабынями дети. Неважно, кто была мать – наложница знатного вельможи или обычная рабыня, ее ребенок автоматически лишался свободы.
  5. Должники. Бедные крестьяне, попадавшие в долговую яму, нередко сами продавались в рабство. Правда их отпускали после многих лет труда – тогда считалось, что они отработали свои долги.
  6. Продажа родственниками. Нередко бедные родители могли продать в рабство своих детей, к тому же цена за красивого юношу или девушку была выше, чем за простого раба.
  7. Преступники. Люди, уличенные в тяжких преступлениях, продавались в рабство и выполняли самую тяжелую работу. Они могли быть гребцами для галер, работать в каменоломнях или тюрьмах.
  8. Брак с рабом. Если свободная женщина добровольно вступала в связь с невольником, она сама признавалась рабыней.

Рабы доставлялись со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. При этом, сами римляне не могли быть рабами за исключением должников и женщин, вышедших замуж за раба. Торговать невольниками было крайне прибыльно, сделки облагались налогами, что приносило большой доход городской казне.

Невольничьи рынки

Основным местом торговли людьми были специальные рынки. Крупнейшие находились на острове Делос, в Танаисе и Аквилее. На невольничьих рынках за день могли продать до десяти тысяч рабов. Обычно рабы стоили от пятисот до тысячи пятисот денариев, образованные и квалифицированные или красивые парни и девушки стоили на порядок больше – за них могли дать до пятидесяти тысяч денариев.

Как жили рабы

Люди, попавшие в рабство, не имели абсолютно никаких прав. Они не только не могли иметь личные вещи и семью, даже самим себе они не принадлежали. Если такой человек купил что-либо, по древнеримским законам считалось, что покупку совершил его владелец, а раб был просто средством совершения сделки.

Имена если и давались рабам, то только по определенным классификациям: по происхождению или виду работы. Не было ничего предосудительного в том, чтобы разделить мужа с женой или родителей с их детьми. Таким образом судьба попавших в неволю людей полностью зависела от их господ.

Работа, которая выполнялась рабами, была очень разнообразной. На тяжелый и неквалифицированный труд отправляли безграмотных и более сильных, самые воинственные могли участвовать в гладиаторских боях и служить оруженосцами. Больше всего везло тем, кто покупался для обслуживания в домашнем хозяйстве: повара, уборщики, управляющие, воспитатели детей хозяев. Образованные рабы становились писарями, переводчиками и учителями. Они представляли собой интеллигенцию среди невольников. Меньше всего повезло тем, кто работал в полях под открытым солнцем – такие не проживали больше 3-7 лет. На ночь их заковывали в кандалы, чтобы предотвратить попытки побега. За малейшую провинность наказывали бичеванием и ношением колодок, помещали в подвальные помещения с окошками сверху.

Нередко за хорошую службу хозяин мог дать рабу в пользование личные вещи, наложницу и деньги. Некоторые, накопив достаточно денег, выкупали самих себя и переходили в разряд вольноотпущенников, которые имели чуть больше прав. Иногда сам господин даровал свободу, но это случалось очень редко, потому что мало кому хотелось отпускать человека, за которого были уплачены немалые деньги.

Восстания рабов

Со временем работорговля стала приходить в упадок и тормозить развитие общества. Первые восстания были настоящим потрясением для социального строя и угрожали самому устройству Республики, а после Империи.

Самые крупные восстания рабов:

  • Первое Сицилийское восстание произошло в 135-132 годах до нашей эры под предводительством Клеона и Евна.
  • Второе Сицилийское восстание в 104-100 гг. до н. э. Бунтом руководили Сальвий Трифон и Афинион.
  • Восстание Спартака в 74-71 гг. до н. э. Третье по счету и самое серьезное в истории восстаний.

Пожалуй, многие наслышаны о Спартаке и его восстании, на эту тему снято немало фильмов и написано немало художественных произведений. Спартак был раньше воином из Фракии, попав в рабство, стал одним из самых сильных гладиаторов. Он сумел собрать вокруг себя народ и объединить их в единое восстание против рабства. Его армия смогла предоставить серьезную угрозу для римских войск. Но восстание было подавлено, сам Спартак погиб на поле боя, выживших после схватки жестоко казнили.

Несмотря на то, что три самых крупных восстания были подавлены, рабство перестало иметь такое широкое распространение в Риме, как раньше. С падением Римской Империи прекратила свое существование одна из самых темных и неблагоприятных сторон Древнего Рима – торговля людьми.

Хлеба и зрелищ. рабов!


С современной точки зрения рабство является одним из самых противоречивых институтов прошлого. Сегодня люди считают рабство бесчеловечным и безнравственным занятием. Для древних народов же рабство было частью повседневной жизни, полностью признанным социальным институтом, который был интегрирован в общую социальную структуру. В нашем обзоре малоизвестные и наиболее яркие фактах о рабстве в древнем Риме.

1. Рабское население

Рабы представляли опасность для древнеримского общества.

Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.

В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что "тогда рабы смогут пересчитать нас" (Сенека, "О Милосердии": 1,24).

2. Восстания рабов

Сирийский раб Евн.

В римской истории было довольно много задокументированных восстаний рабов. Сирийский раб по имени Евн был лидером одного из этих восстаний на Сицилии в период 135-132 г. до н.э. Было принято считать, что Евн представил себя пророком и утверждал, что имел ряд мистических видений. По словам Диодора Сицилийского ["Библиотека": 35,2], Евну удалось убедить своих последователей при помощи трюка, во время которого он извергал искры и пламя из рта.

Римляне разгромили армию рабов Евна и подавили восстание, но этот пример вдохновил другое восстание рабов в Сицилии в 104-103 г.г. до н.э. Самым известным восстанием рабов в Древнем Риме является восстание под предводительством Спартака. Римская армия воевала с армией Спартака в течение двух лет (73-71 до н.э.), прежде чем смогла подавить восстание.

3. Жизнь в кандалах

Работа в рудниках.

Условия жизни и ожидания рабов в Древнем Риме были однотипными и тесно связанными с их родом занятий. Рабы, участвующие в изнурительной работе, такой как сельское хозяйство и добыча в рудниках, не имели никакой жизненной перспективы. Добыча полезных ископаемых слыла самой тяжелой работой.

Плиний ("Естественная история" 33,70) рассказывает о тяжелых условиях этой деятельности: "Длинные туннели выдалбливали в горах при свете факелов. Шахтеры работали в несколько смен и не видели дневного света по несколько месяцев. Постоянными были обвалы. Эта работа была настолько опасной, что менее рискованным было нырять в морские глубины за жемчугом и пурпурными моллюсками. Мы сделали сушу гораздо более опасной, по сравнению с океаном".

Домашние рабы, с другой стороны, могли ожидать более или менее гуманного обращения с ними, а в некоторых случаях, они имели возможность иметь собственные деньги и каким-либо имуществом. В конце-концов, если раб сумел накопить достаточно средств, он мог попытаться купить свою собственную свободу и стать "вольноотпущенником" - социальным классом, который считался чем-то средним между рабами и вольными людьми.

4. Человек как собственность

Бедные римские граждане владели лишь одним или двумя рабами.

Владение рабами было широко распространенной практикой среди римских граждан, независимо от их социального статуса. Даже самые бедные римские граждане могли владеть рабом или двумя. В Римском Египте, вполне вероятно, что у каждого ремесленника было 2-3 раба. Состоятельные люди могли владеть гораздо большим количеством рабов.

К примеру, у Нерона было 400 рабов, которые работали в его городской резиденции. Согласно сохранившихся записей, у богатого римлянина по имени Гай Цецилий Исидор было 4 166 рабов на момент его смерти.

5. Спрос на рабов

Спрос на рабов в Риме был очень высок.

Спрос на рабов в Риме был очень высок, по ряду причин. За единственным исключением (государственные должности), рабы были заняты почти в каждой отрасли. В рудниках, в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве был неизменно высокий спрос на рабов.

В своем трактате, известном как "Сельское хозяйство", Марк Теренций Варрон рекомендует использовать в максимально опасных местах вольнонаемных рабочих, поскольку "в отличие от смерти свободных фермеров, смерть рабов имеет негативные финансовые последствия".

6. Человек как предмет для продажи

Военнопленные - рабы.

Рабами обзаводились четырьмя основными способами: в качестве военных пленников, в виде жертв пиратских набегов и разбоя, в результате торговли или путем селекции. Во время разных этапов римской истории были более актуальными разные методы. К примеру, в начале расширения Римской империи значительное число военнопленных были превращены в рабов. Пираты из Киликии (современная южная Турция) были известными поставщиками рабов и римляне часто торговали с ними.

Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское море), который считался международным центром работорговли. Согласно сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были проданы в рабство и отправлены в Италию.

7. Незыблемый постулат

Система рабства казалась вечной.

Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.

Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.

8. Беглые рабы

Были профессиональные ловцы рабов.

Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть раба, если его поймают.

9. Вольная для рабов

Бывшие рабы могли стать римскими гражданами.

В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как "вольная", мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.

Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами.

10. Самый известный римский раб

Аппиева дорога.

Спартак был римским рабом фракийского происхождения и, возможно, самым известным римским рабом всех времен. Он сбежал из гладиаторского тренировочного лагеря, расположенного в городе Капуя, в 73 г. до н.э., захватив с собой около 78 других рабов. В итоге Спартак привлек на свою сторону тысячи других рабов и нищих римлян, бросив вызов огромной империи на целых два года. Секст Юлий Фронтин ("Стратагемы": 1.5.22) сообщил, что армия Спартака использовала трупы, прикрепленные к шестам, вкопанным в землю.

При этом трупам в руки давали оружие. С расстояния это создавало впечатление, что армия была намного большей и лучше организованной, чем это было на самом деле.Восстание было окончательно подавлено римским полководцем Крассом. После того, как армия Спартака потерпела поражение, более 6000 рабов, которые принимали участие в восстании, были распяты вдоль Аппиевой дороги между Римом и Капуа.

Читайте также: