Что осуществляют государственные противопожарные службы

Обновлено: 03.05.2024

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) , их тушения (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ) [1].

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров ( см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ;

спасание людей и имущества при пожарах ( см. ПОЖАР);

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды :

Государственная противопожарная служба

Муниципальная пожарная охрана

Ведомственная пожарная охрана

Частная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА - составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства от пожаров. Является основным видом пожарной охраны в РФ и координирует деятельность других видов пожарной охраны. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА входит в состав МЧС России с 2002.

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОТИВОПОЖАРНУЮ СЛУЖБУ ВХОДЯТ:

Федеральная противопожарная служба;

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) , осуществляющие управление и координацию деятельности Федеральной противопожарной службы;

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения;

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, судебно-экспертные учреждения;

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населённых пунктах (территориальные подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы ) ;

Противопожарная служба субъектов РФ.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке [1].

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – вид пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципальных образований.

Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением д ля организации пожаротушения на своей территории имеют право на создание Муниципальной пожарной охраны [2].

Муниципальная пожарная охрана финансируется за счёт средств местных бюджетов, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности Муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления [1].

В действовавшем до 2003 года законодательстве одним из вопросов местного значения являлась организация Муниципальной пожарной охраны. Новый закон отнёс к категории вопросов местного значения лишь обеспечение первичных мер ПБ в населённом пункте муниципального образования.

Первая в России муниципальная пожарная часть была создана летом 2007 года на базе пожарного депо Ярославского судостроительного завода.

Создание Муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью местного самоуправления. Муниципальная пожарная охрана может создаваться лишь при наличии достаточных средств в местных бюджетах, что присуще крупным поселениям и городским округам, в которых, как правило, уже имеется Государственная противопожарная служба. Небольшие поселения зачастую являются дотационными и не в состоянии создать собственную Муниципальную пожарную охрану.

ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - вид пожарной охраны, которую могут создавать федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения ПБ.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в обл. ПБ.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности (см. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ) , создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, Ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельных производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отд. видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и ж.-д. транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств [1].

ЧАСТНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - один из видов пожарной охраны в РФ. Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях и оказывает услуги по обеспечению ПБ на основе заключаемых с предприятиями договоров. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений Частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

К Частной пожарной охране следует относить и подразделения пожарной охраны, создаваемые юридическими лицами — хозяйствующими субъектами, основанными на праве частной собственности, которые защищают собственника без заключения договора. Относить такие формирования к ведомственной пожарной охране ошибочно.

Организационно-штатная структура, задачи, функции, организация работы Частной пожарной охраны, специализация и виды выполняемых работ, порядок привлечения сил и средств пожарной охраны, требования к личному составу и технике Частной пожарной охраны определяются Положением о частной Пожарной охране и Уставом организации.

В Российской Федерации деятельность по тушению пожаров требует наличия лицензии. Частная пожарная охрана вправе заниматься уставной деятельностью с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров до истечения срока её действия. Нормативы численности и технической оснащённости Частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно [4].

Участие в тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы и других видов ПО регламентируются специальными инструкциями и указаниями, соглашениями и договорами [1].

Выезд на тушение за пределы объекта возможен только при согласовании расписания выезда для населенного пункта руководителем защищаемой организации. В случае отказа от согласования, руководители частной пожарной охраны не несут никакой ответственности и не обязаны выезжать на возникающие вне обслуживаемых объектов пожары [4].

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Подразделения Добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин (Добровольная пожарная дружина – ДПД, подразделение, не имеющее на вооружении выездной пожарной техники или мотопомп) или команд (Добровольная пожарная команда – ДПК, подразделение, имеющее на вооружении выездную пожарную технику и (или) мотопомпы). Те и другие могут быть территориальными или объектовыми.

Команды Добровольной пожарной охраны подразделяются на разряды:

Первый – с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчёта) в спец. здании (помещении);

Второй – с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остального состава дежурного караула (боевого расчёта) по месту работы (учёбы, жительства).

Создание и деятельность Добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:

1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной Добровольной пожарной охраны;

3) свободы в определении внутренней структуры добровольной Добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности Добровольной пожарной охраны;

4) гласности и общедоступности информации о деятельности Добровольной пожарной охраны;

5) готовности подразделений Добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Основными задачами Добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Наряду с подразделениями Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) добровольчество предусматривает участие граждан на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности проффесиональных подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Подразделения Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) в населённых пунктах создаются по инициативе граждан и (или) общественных объединений по согласованию с администрацией органа местного самоуправления, на предприятиях – решением их собственников (рук) [7].

Для личного состава Добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1 ст. 49.

Цечоев Х.И., Кочережникова А.О Гражданско-правовые основы регулирования деятельности частной пожарной охраны//Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2014.

Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987;

Савельев П. С. Пожарные добровольцы России. V. 1992;

История создания государственной противопожарной службы. Ее подразделения, отряды. Нормативные документы,определяющие правила работы. Должностные задачи и функции специалистов. Чем занимаются служащие федеральных и региональных подразделений.

С давних пор пожар – одна из самых непредсказуемых, опасных и наносящих наибольший урон имуществу стихий, отнимающих большое количество человеческих жизней. Для минимизации угрозы возгораний, борьбы с ними, спасения населения были созданы специальные подразделения.

Расскажем историю их формирования, задачи и нормативные документы, определяющие функционал.

Государственная пожарная служба

Это правительственная структура, занимающаяся вопросами профилактики, ликвидации, изучения возгораний, разработкой средств и методов тушения огня, спасения людей и материальных ценностей.

Государственная пожарная служба (ГПС) – функциональное подразделение МЧС.

История создания ведомств

Первая команда для борьбы с возгораниями была основана в 1649 году в Москве указом Алексея Михайловича, второго русского царя из династии Романовых. Спустя почти полвека во времена Петра I была организована пожарная служба в Санкт-Петербурге. И только в 1863 г. Александр II объединил разрозненные подразделения в первую профессиональную государственную противопожарную структуру.

До 1991 г. управление по борьбе с огнем входило в Министерство внутренних дел в качестве инспекции пожарного надзора. Впоследствии ее выделили в самостоятель-ную структуру противопожарных и аварийно-спасательных работ. В 1993 г. она получила название Государственная противопожарная служба МВД.

В 2001 г. ГПС всем составом была переведена под юрисдикцию МЧС.

Структура и подразделения

Государственная противопожарная служба

Служба пожарной безопасности состоит из двух частей.

Она является отрядом Министерства по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, в нее входят:

  • центральные органы управления;
  • руководящие аппараты субъектов федерации;
  • структуры Госпожнадзора;
  • исследовательские, научные институты, ведущие работы в области изучения и технического оснащения тушения возгораний;
  • службы снабжения и обеспечения функционирования;
  • подразделения, отвечающие за значимые объекты страны;
  • отряды, оказывающие услуги по договорам;
  • структурные образования на локальных территориях, округах;
  • воинские подразделения специального назначения.

Вторая часть ГПС – региональная. Курируется органами власти субъектов РФ. После административного разделения 2005 года территориальная служба пожарной охраны создавалась на основе имеющихся на местах команд.

Детальная информация видна на видео:

Основные функции

Различия есть и в деятельности двух структур ГПС.

Если главная задача региональной пожарной службы – ликвидация огня, спасение людей, то круг вопросов, решение которых возложено на федеральную противопожарную службу, гораздо шире:

  • подготовка нормативных документов и контроль за выполнением требований, установленных в них;
  • проведение исследований и разработка научно-технического обеспечения;
  • профилактическое обучение населения;
  • руководство тушением пожаров федерального уровня, межтерриториальных и на объектах государственного значения;
  • подготовка кадров для подразделений всех эшелонов, проведение мероприятий по повышению квалификации;
  • обучение сотрудников государственного аппарата в центре и на местах;
  • организация специализированных кафедр противопожарной безопасности в гражданских вузах и училищах;
  • веде́ние статистики возгораний;
  • сертификация технических приспособлений для тушения пожаров, испытания;
  • лицензирование учреждений, специалистов, аккредитация.

Виды противопожарной службы

Зачем нужна государственная противопожарная служба

Внутри структуры выделены подразделения, отличающиеся друг от друга областями ответственности и сферами применения.

Муниципальная

Создается местными аппаратами управления в границах территориального образования. Основная задача такой службы – организация деятельности региональной пожарной охраны.

Ведомственная

Создается в учреждениях и на предприятиях различных министерств по согласованию с ГПС.

При возникновении угрозы возгорания может приостанавливать функционирование организации в целом или сегментарно.

Как пример ведомственных образований можно привести железнодорожные пожарные команды, службу охраны лесного хозяйства, пожарные подразделения нацгвардии, ФСИН.

Частная

Создается в организациях на средства независимых инвесторов на основании положений Гражданского кодекса РФ.

Количество сотрудников команды, оснащение определяются собственником.

Действуют частные бригады пожарной охраны на основании заключенных договоров.

Добровольная

Такое образование – это структура, позволяющая объединить граждан, желающих оказывать помощь в предупреждении и тушении возгораний.

Отряды федеральной противопожарной службы

В каждом субъекте страны организуются территориальные подразделения. Список таких образований выложен на сайте МЧС.

Как пример приведем перечень крымских бригад.

НомерНаименованиеГород
1ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике Крым (пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Республике Крым)Симферополь
2ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике КрымЯлта
3ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике КрымКерчь
4ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике КрымФеодосия
5ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике КрымЕвпатория
6ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике КрымДжанкой
7ПСО ФПС ГПСГУ МЧС РФ по Республике КрымКрасноперекопск

Организация пожарной охраны на предприятии

В любом учреждении, находящемся на территории нашей страны, должны выполняться правила пожарной безопасности.

Как организована государственная противопожарная служба

Можно выделить 7 основных направлений контроля:

  • Общие требования:
    • соответствие конструкций зданий СНиП, а также содержание в надлежащем виде путей эвакуации и запасных выходов;
    • обеспечение всех площадей и помещений первичными средствами пожаротушения;
    • наличие знаков, указывающих направление движения при возгорании, а также места расположения противопожарного оборудования;
    • соблюдение требований по чистоте спецодежды;
    • организация хранения быстровоспламеняющихся горючих веществ на специально выделенных площадках.
    • оснащаются планами эвакуации;
    • оборудуются комнаты для курения;
    • транспортные средства хранятся только с выключенными двигателями;
    • недопустимо использование электронагревательных приборов с открытыми элементами;
    • запрещается применение огня вне специально отведенных мест.
    • работа допускается только на исправном оборудовании;
    • обязательны профилактические и планово-предупредительные ремонты;
    • правильный выбор проводов, кабелей, сменных деталей, особенно в условиях повышенной взрывопожароопасности производства;
    • организация системы обучения и инструктажа персонала по пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок.
    • необходима герметичность при использовании взрывопожароопасных смесей в трубопроводах;
    • горячие детали, способные привести к возгоранию других элементов, необходимо покрывать теплоизоляторами;
    • при опасности утечки веществ помещения оснащаются газоанализаторами;
    • расстановка оборудования и прокладка коммуникаций производятся в соответствии с документацией и не нарушает предел огнестойкости противопожарных ограждений и преград.

    Обязанности руководителей и должностных лиц

    При возникновении пожара первоочередная задача директора предприятия или начальника противопожарной службы компании – вызов спасателей.

    На плечи руководства и ответственных за безопасность ложится организация эвакуации людей с территории огня, спасение материальных ценностей и тушения возгорания до приезда пожарных бригад. После прибытия на место подразделений МЧС управляющий аппарат предприятия поступает в распоряжение начальника штаба по ликвидации бедствия.

    После окончания пожара администрация и должностные лица обязаны помочь специалистам в расследовании причин произошедшего, разработать и осуществить мероприятия, исключающие повторения подобного в дальнейшем.

    Устав подразделений пожарной охраны

    Был введен Приказом 20.10.2017 г. №452.

    Документ регламентирует караульную службу в отрядах МЧС.

    Все о государственной противопожарной службе

    В нем описываются:

    • общие принципы взаимодействия отделов, наличия и использования технических средств;
    • функционал должностных лиц и их права;
    • расписание караулов;
    • параметры внутренних дежурств;
    • система пропуска на территорию части.

    Нормативно-правовая база

    Основным законом, определяющим понятие ГПС, является 69-ФЗ (21.12.1994 г.).

    Статья 5 этого документа дает определение государственной противопожарной службе, перечисляет структурные подразделения, входящие в нее, и описывает круг основных задач и функциональных обязанностей.

    Работа федеральной противопожарной службы регламентируется Положением, утвержденным правительственным постановлением №385 (25.04.2005 г.).

    В документе определяются органы управления, организации и подразделения, которые относятся к этой структуре, функции, задачи, права и обязанности рядового и руководящего состава, военнослужащих и гражданских лиц, входящих в кадровый резерв.

    Плюсы и минусы работы в пожарной службе

    Официально принадлежать к отряду спасателей МЧС очень почетно.

    Звание пожарного уважаемо, но есть и другие достоинства этой профессии:

    • постоянная востребованность;
    • возможен подбор удобного графика работы;
    • достойная оплата труда, наличие дополнительных льгот.

    Но мечтая попасть в Государственную пожарную службу, надо учитывать:

    • высокий риск для жизни;
    • экстремальные условия работы;
    • строгую дисциплину;
    • постоянные командировки;
    • возможные внеочередные вызовы на объекты.

    Выводы

    Уже в XVII веке люди осознали необходимость организованной борьбы с огнем и создали пожарную службу. Является ли МЧС и пожарные одно и тоже?

    Несколько сотен лет структура постоянно развивалась, совершенствовалась. Этот процесс продолжается и сегодня. Появляются новые отделы, составные системы, объединения.

    Несмотря на жесткую дисциплину и подчинение единому центру, все больше возможностей получают территориальные противопожарные службы.

    Совершенствуется законодательство в области пожарной охраны.

    Огромное количество документов, их постоянная корректировка требуют непрерывного образовательного процесса. Но несмотря на это, профессия пожарного остается одной из самых желанных и востребованных одновременно.

    Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы имеет несколько подразделений, оно представлено десятками филиалов в сотнях городов страны.

    В день государственного пожарного надзора поздравления адресуются сотрудникам МЧС, осуществляющим выявление нарушений, контроль над пожарной безопасностью.


    Государственная противопожарная служба — является видом пожарной охраны и частично входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

    В Государственную противопожарную службу входят:

    • федеральная противопожарная служба;
    • противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

    Содержание

    История

    На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет. [1]

    В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС оставалось на 2005 год более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе [4] .

    На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, противопожарная служба субъектов РФ насчитывала около 52 тысяч специалистов. В объектовых формированиях — более 16 тысяч. [5]

    Федеральная противопожарная служба

    Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Основные функции

    1. Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:
      • на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
      • в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;
    2. Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
    3. Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
    4. Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;
    5. Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
    6. Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;
    7. Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы

    Договорные подразделения федеральной противопожарной службы содержатся за счет защищаемых объектов. Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование договорному подразделению ФПС, являются собственностью организации и остаются на её балансе. [6]

    Государственный пожарный надзор

    Государственный пожарный надзор (ГПН) — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений

    Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

    Органы государственного пожарного надзора

    • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
    • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
    • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
    • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

    Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

    Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет:

    Государственная противопожарная служба осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и территории города.

    В соответствии с возложенными на нее задачами Государственная противопожарная служба осуществляет следующие функции:
    1. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;
    2. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и местного законодательства в области пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории города (района);
    3. Организация подготовки и контроль за выполнением целевых городских программ обеспечения пожарной безопасности;
    4. Оказывает содействие правительственной комиссии города по пожарной безопасности и контролирует ее деятельность;
    5. Разрабатывает и утверждает в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществляет контроль за их соблюдением.

    Государственный пожарный надзор (ГПН)- специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений (ст.6 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности").
    Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки (п.2 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 820 "О государственном пожарном надзоре").
    Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы (приложение N 1 к Административному регламенту от 01.10.2007 №517) и государственные инспектора по пожарному надзору федеральной противопожарной службы (далее - ФПС):
    1. Департамент надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице заместителей главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов РФ по пожарному надзору.
    2. Структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН региональных центров МЧС России), в лице государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору.
    3. Структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации), в лице главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей и государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
    4. Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей и государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
    5. Структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях в лице главных государственных и государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители.

    Читайте также: