Перед кем ответственен журналист

Обновлено: 04.07.2024

1.2.Журналист принимается на должность и увольняется с нее по приказу _______________.

1.3.В своей работе журналист руководствуется положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", Устава редакции и иными законодательными актами РФ.

1.4.Журналист должен знать:

-законодательство РФ о средствах массовой информации и о рекламе;

-важнейшие общественно-политические, экономические, культурные события страны, региона, населенного пункта;

-организацию работы информационной и других служб редакции;

-правила эксплуатации вычислительной техники;

-законодательство о труде;

-правила и нормы охраны труда.

2. Должностные обязанности

2.1.Соблюдать устав редакции.

2.2.Проверять достоверность сообщаемой им информации.

2.3.Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые.

2.4.Сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника.

2.5.Получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

2.6.При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки.

2.8.Отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона.

2.9.Предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

2.10.Соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

2.11.Выполнять иные обязанности, установленные законодательством РФ о средствах массовой информации.

2.12.При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

3. Права

3.1.Искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

3.2.Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения прав на используемые произведения.

3.3.Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом.

посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы.

3.4.Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации.

3.5.Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

3.6.Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях.

3.7.Проверять достоверность сообщаемой ему информации.

3.12.Пользоваться иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3.13.Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

4. Ответственность

Журналист ответственен за:

4.1.Нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации.

4.3.Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 Закона РФ "О средствах массовой информации", либо несоблюдение обязанностей журналиста.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

Основы журналистики. Журналистика как массово-информационная деятельность..doc

Ответственное поведение:

- анти­под крикливости, фразистости, словесных ухищрений, замалчивания и уж тем более извращения иных позиций.

- не допускает опоры на непро­веренные данные, слухи и сплетни;

- требует различения бесспорного и сомнительного, случившегося и ожидаемого, факта и мнения и т.д.

- общество вправе ждать от него максимальной реализации творческого потенциала - спо­собностей, знаний, опыта.

- гражданскому суду подлежит не только сделанное, но и то, что не сделано - пассивность, умолчание, не­выполнение обязанностей.

- ответственный журналист - журналист актив­ный, целеустремленный, ищущий профессионал, а не работник, лишь вы­полняющий задания.

- Нужно ли это произведение аудито­рии?

- представиться тем частным и должностным лицам, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих его вопросов.

- для бесед с должностными лицами и получения от них доку­ментов обычно требуется согласие их руководителей,

- для участия в официальных мероприятиях, деловых совещаниях и т.п., не носящих пуб­личного характера, - приглашение или разрешение присутствовать.

- в процессе контактов с частными лицами стремление получить макси­мум информации не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, сопровождающуюся пренебрежением к интересам, же­ланиям и точке зрения собеседника.

Второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жиз­ни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах.

- Обычно недопустимо в каче­стве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей.

- Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелатель­ных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. Фотки всякие каверзные.

Нормой является уваже­ние к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возмож­ностей автора.

При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно согласовывать с автором.

В случае возникновения серьезных разногласий в определении и про­ведении принятого направления неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ.

Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают со­хранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и вза­имоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования.

- Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие.

Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельнос­ти.

Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны в журналис­тике не только работникам какой-либо одной редакции - они присущи все­му кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных пробле­мах.


  1. ^ Юридическая ответственность журналиста.

Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил (запреты, дозволения, обязывания, меры поощрения и наказа­ния), регулирующих общественные отношения и обеспеченных мерами государственного воздействия.

Источники права - законы (Конституция, основы законодательства в той или иной сфере, кодексы, законы, указы, постановления и др.), подзаконные акты, изданные на основе законов и во исполнение их.

Существуют также неправовые социальные нормы, принимаемые общественными, кооперативными организациями, союзами и обществами (уставы, положения и т.д.), регистрируемые обычно орга­нами власти, если они приняты в соответствии с законом.


4 правда, в свя­зи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансля­ционных линий или космической спутниковой связи

3. Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за неё.

В предыдущем параграфе уже называлась такая точка отсчёта в журналистском творчестве как авторская позиция. Возвращаясь к проблеме субъективности, я считаю, что без определённой точки зрения по какому-либо вопросу, без чёткого понимания вещей и ясно выраженной позиции публициста неоткуда взяться и оценкам той же ситуации. Т.е. субъективность журналиста – это следствие убеждений, мировоззрения, позиции пишущего.

При этом данное обобщённое определение позиции личности нисколько не противоречит авторской позиции публициста. Отличие в том, что свою позицию как индивидуума журналист выражает не где-нибудь, а именно в тексте, который затем выходит в свет и с ним может ознакомиться многочисленная аудитория. Здесь уже затрагивается проблема социальной ответственности пишущего, о чём речь пойдёт несколько позже.

Как отмечают те же исследователи, «выразительные средства журналистики структурного уровня в каждом реальном произведении разворачиваются применительно к объективной значимости конкретного явления социальной практики (предмет отображения) и актуальной общественной потребности в уровне осмысления данного явления (объективно-субъективная коммуникативная ситуация актуальной социальной практики). Поэтому сложившиеся в историческом опыте СМИ журналистские жанры следует сопоставлять по двум параметрам: по предметному подходу к отображению реального процесса социальной практики и по целевой установке на уровень осмысления.

Система журналистских жанров

Уровень осмысления Оповещение Ориентирование Коррекция Символизация

Предмет отображения 1 2 3 4

Реалии Справка Заметка Корреспон- Статья

Позиции Девиз Реплика Комментарий Обозрение

Идеалы Поздравление Зарисовка Репортаж Очерк

Абсурды Острота Сатирическ. Фельетон Памфлет

Шедевры Анонс Аннотация Рецензия Обзор

Мнения Вопрос Сигнал Письмо Обзор

Контакты Анкета Отклик Интервью Диалог

Решения Информацион. Офиц. Отчёт Редакцион.

Эффекты Уведомление Напоминание «Возвращаясь к «По следам

«Девиз – лозунг, выражающий отношение к актуальному событию социальной практики, вынесенный во врезку, шапку, аншлаг. Целевая установка – оповещение об идейно-политической позиции издания.

Комментарий – развёрнутое выступление, представляющее собой достаточно подробный разбор злободневного события, либо обоснованную интерпретацию чьего-либо поведения или какого-либо документа. Целевая установка – прямое объяснение события (поступка, документа) с определённой идейно-политической позиции для коррекции общественного мнения по данному вопросу.

Как видим, жанровая система лишь подтверждает определение позиции, данное мной ранее (с. 19). Во всех жанрах, относящихся к позиции, присутствуют отношение журналиста, его оценка. Прямо о субъективности пишущего не сказано, но она очевидна и рассматривается как определяющее начало появления публикаций.

Очевидно, что совпадение роли журналиста как комментатора у А. С. Лавреневской и системы жанров Е. И. Пронина не случайно. По всей видимости, комментарий является наиболее подходящим жанром для выражения позиции. Однако, анализируя явления и беря на себя смелость делать какие-либо выводы, автор должен чётко осознавать степень ответственности перед аудиторией.

Теория социальной ответственности во взглядах на природу человека отличается от постсоветской и либертарианской теорий, где человек рассматривался как изначально нравственное и разумное существо, склонное искать истину и руководствоваться ею. Поэтому люди станут выражать свои мнения, если у них будет свобода слова и печати, и делать они это будут, соблюдая умеренность. Несколько идеалистичный взгляд на человека.

Кстати, осознание ответственности прессы перед обществом рассматривается не только в теоретических работах по журналистике, но и на страницах газет. Затрагивается манипулирование сознанием как основополагающий фактор политических событий, и высказываются позиции отдельных публицистов, осуждающие подобные явления. Однако, рефлексия происходит гораздо реже, чем появляются сами объекты этой рефлексии.

Изначально кампания протекала так, что борьба идей была исключена. Сейчас всё идёт к тому, что даже борьбы личностей не получается. Какие-то финансовые группировки, лобби, администрация президента, телекомпании, пропахшие нафталином политические деятели, выписанные неизвестно откуда группы поддержки и обличители. Избиратель начинает чувствовать себя лишним на этом празднике жизни. Какие люди бьются. Какие деньги тратятся. Какие цели высокие преследуются.

Раз уж мы перешли от теории к практике, следует отметить, что социальную ответственность прессы, судя по публикациям, осознают далеко не все журналисты. Многие об этом не задумываются в принципе. В целом, об общей тенденции отражения в прессе политических событий говорит следующий пример:

(Красноярский рабочий, 27.03.98)

Вообще, в ходе обзора красноярской прессы выяснилось, что такую однозначно правильную позицию высказала только одна редакция. Другая газета, наоборот, постаралась быть объективной, но уже по отношению к собственным возможностям и к существующему положению дел:

Итак, подводя итог первой главы, можно выделить следующее. Первое. Существующие требования, записанные в журналистских кодексах этики, часто не соответствуют действительности и бывают невыполнимы в практике публицистов. В частности, это касается идеализированного представления об объективности журналистики.

Второе. Профессия журналиста субъективна изначально, поскольку пишущий, в первую очередь, должен быть личностью со своими взглядами принципами и жизненной позицией.

Третье. Субъективность публикаций признаётся также и системой жанров текста, поскольку, например, в таком жанре как комментарий, позиция публициста является основополагающей.

Четвёртое. Историческое отступление в вопрос трансформации роли журналиста и его текста показало, что субъективность и позиция соединены между собой причинно-следственной связью, – второе является следствием первого.

И, наконец, пятое. Осознание этого утверждения приводит журналиста к тому, что он начинает понимать ту ответственность перед обществом, которая возлагается на него за выражение своей позиции, взглядов, представлении о том или ином событии. В противном случае, аудитория становится объектом неосознанного, но чаще всё же умышленного, манипулирования. К сожалению, сегодняшняя действительность подтверждает, что это так.

Далее будет рассмотрено, какие приёмы и способы применяют красноярские журналисты для выражения своих субъективных позиций и насколько эти способы связаны с манипулированием сознанием.

Глава 2. Психологические приёмы и способы проявления позиции журналиста.

В социальной психологии хорошо известно понятие референтных групп. Смысл их означает, что в любом сообществе людей есть лица, к мнению которых остальные прислушиваются с особым вниманием и доверием. Эти лица определяют групповые ценности своего общества, на которые ориентируется каждый, кто считает себя принадлежащим к этому обществу. В первую очередь, к таким группам относятся СМИ.

Приёмы открытого проявления позиции журналиста.

Больше всех заблуждается тот, кто верит хоть в какой-то патриотизм масона и просиониста Ельцина. Это самый изощрённый предатель… Ельцин – явление антирусское, асоциальное, антинародное.

(Красноярская газета, 1.07.96)

(Вечерний Красноярск, 14.05.98)

Неоднократно повторяющиеся уничижительные определения в первом случае и отсутствие веской аргументации во втором свидетельствуют о психологическом внушении со стороны коммуникатора.

Претендентом №1 на пост губернатора края стал наш земляк, коренной красноярец Пётр Васильевич Романов, депутат Государственной Думы, секретарь ЦК КПРФ. …если судить по количеству красноярцев, уже на первом этапе поддержавших кандидатуру Романова, то Пётр Васильевич действительно, может с полным на то основанием считаться претендентом №1 на должность губернатора Красноярья. (Сегодняшняя газета, 4.03.98)

Сахарнов из тех, кто чувствует пульс на руке больного. Он знает, хочет и умеет лечить. Он по природе созидатель, а не разрушитель. Сахарновы строят Россию, а кто-то просто себе дома.

(Сегодняшняя газета, 19.03.98)

Программы нынешнего руководителя края – команды Валерия Зубова получили в ходе определения рейтинга высокую оценку с точки зрения профессионализма. Если эта команда сменится, возникнут проблемы с исполнением программ. Новой команде придётся ещё долго доказывать такие же способности и навыки. Так стоит ли терять драгоценное время на этом? Не лучше ли нынешней команде профессионалов во главе с Зубовым довести начатое до конца? Здравый смысл призывает к этому. (Вечерний Красноярск, 3.02.98)

Способы скрытого проявления позиции журналиста.

По глубочайшему моему убеждению, политикой должны заниматься люди, которые ни на что другое не годятся. Вспомним незадачливого адвоката Ульянова.

Приводя здесь недостаточно аргументированную информацию, журналист претендует на логичный вывод о том, что политикой занимаются ни на что неспособные люди.

(Красноярская газета, 2.12.95)

А его (Жириновского – Н.Б.) обер-клоун, депутат Марычев, ещё только папуасом не наряжался на заседаниях парламента. (Комок, 27.09.95)

2). Авторский домысел.

Пётр Васильевич подошёл к коллеге Шумейко, когда они тягались за место спикера Совета Федерации, и соперники порешили: ежели один из них станет спикером, то возьмёт другого себе в заместители. (Комок, 30.08.95)

Время идёт и, смекнув, что быть председателем одной организации – маловато будет – Лебедь создаёт в марте 1997 года из тех же людей ещё одну – Российскую народно-республиканскую партию.… Теперь Лебедь дважды председатель. Но всё равно чего-то не хватает. Ведь быть председателем партии может каждый дурак. Можно создать новую, а можно купить старую, от которой осталась одна печать. Но проходит время и генерал осознаёт, что партийные должности – это несерьёзно. А Ельцин, как назло, никак не помирает.

(Сегодняшняя газета, 1.04.98)

Несмотря на то, что журналисты представляют события так, как если бы они были, вряд ли оба автора видели или слышали нечто подобное. Возможно, сопоставив определённые факты действительности, они пришли к данным заключениям, додумав то, чего не хватало. В любом случае, журналисты порой так обыгрывают события, что возникает сомнение в правдивости описываемого.

3). Подбор фактов.

(Красноярские профсоюзы, 1996,№21)

Ещё два примера:

В декларации зафиксировано, что Валерий Зубов не имеет в частной собственности ни земельных участков, ни жилых домов, ни квартир, ни дач, ни гаражей, никакого иного недвижимого имущества. Нет у него также собственных автомобилей – ни легковых, ни грузовых, ни автоприцепов, мототранспортных средств. Нет никакой сельскохозяйственной техники. Не владеет он ни теплоходом, ни катером, ни моторной, ни хотя бы вёсельной лодкой. Нет у него в собственности и самолёта. … не имеет денег на счетах в банках и иных кредитных организациях. Нет у него ни акций, ни других ценных бумаг и обязательств. Никакого иного участия в коммерческих организациях В. Зубов также не принимает.

(Вечерний Красноярск, 4.04.98)

Оказалось, что семья Сахарновых живёт в небольшой трёхкомнатной квартире. Никаких царских хором и княжеских палат. Всё скромно, но со вкусом и любовно. Любовь, вообще, полноправно царит в этом доме. Этого нельзя не заметить, нельзя не ощутить. Это видно сразу, с первого взгляда, как только преступаешь порог. В квартире помимо главы семейства Юрия Викторовича, живут его жена Ольга Анатольевна, дочь Юлия, немецкая овчарка и сибирский кот. Живут дружно, живут мирно. А иначе нельзя, куда же без этого?

(Сегодняшняя газета, 9.04.98)

4). Апелляция к публике.

Если ложь Горбачёва прикрыта хотя бы фиговым листком, то ложь Ельцина стала наглой, беспардонной и, можно сказать, - издевательской. Эту стратегическую линию он продолжает и сегодня, хотя народ уже давно разобрался в том, кто сел на его шею и с кем он имеет дело. (Красноярская газета, 3.04.96)

Хочется спросить читателя: знаете ли вы другого российского политика, имеющего подобный авторитет в мире? Подумайте не спеша, и всё равно не вспомните. Политика, не занимающего никакого официального поста, но которого принимают и внимательно выслушивают во Всемирном нефтяном клубе и Конгрессе США. Имя этого политика – Александр Лебедь. (Комок, 8.04.98)

… (Лебедь – Н.Б.) не любит войну, но любит армию, а значит, не хочет, чтобы она несла потери. Армия – это средство устрашения противника. Отсюда и командирский рык, и грозный взгляд. Те, кто не видит за ними проницательный ум и талант политика-управленца, либо обмануты контрпропагандой соперников, либо вообще не разбираются в людях.

(Сегодняшняя газета, 15.04.98)

Суть этого приёма в том, что журналисты в своих материалах сопоставляют личные, деловые качества и пр. двоих кандидатов. Наиболее ярко это проявилось в заголовках, например:

Уж лучше гневный Зубов, чем обыкновенный Лебедь с амбициями. (Красноярский комсомолец, 7.05.98)

Теперь у меня нет выбора – за кого голосовать. Ну не за анпиловщину же, в конце концов. Уж пусть лучше Лебедь в руке, чем журавль в небе!

(Красноярские профсоюзы, 1996,№25)

Придя к власти, Ельцин не только избрал главным методом общения с народом обман, но и пошёл дальше Горбачёва: взялся за дубину и сделал президентский кулак основой управления страной.

(Красноярская газета, 3.04.96)

Прибывший в край А. Лебедь сразу отодвинул своим широким плечом в тень многих претендентов, смотревшихся и прежде несерьёзно… Александр Лебедь, разумеется, заинтересован в оставшееся время как можно больше встречаться с людьми и интригующе говорить. Валерий Зубов заинтересован как можно больше успеть сделать позитивного.

Голосование в два тура, чтобы избрать губернатора, показало, что время для интеллигентности во власти не пришло. И не потому, что жителям Красноярского края чужда деликатность в общении. Просто они не верят, что в сложившейся кризисной экономической ситуации в стране воспитанность что-то даёт во взаимоотношениях с грубой центральной властью. Поэтому избиратели края с большим преимуществом свои голоса отдали человеку, который обещал, в отличие от В. М. Зубова, не договариваться, а требовать, не стоять навытяжку перед Кремлём, а действовать.

(Красноярские профсоюзы, 22.05.98)

В общем, напором, нахрапом, деньгами и избирательными технологиями организаторы лебедевской кампании переиграли Зубова в первом туре. Это факт. Главное – они одержали психологическую победу: у части сторонников Зубова, да и просто людей, на которых промывание мозгов не подействовало, появилось чувство, что исход предрешён. Однако, это не так. Кроме чувства патриотизма, на которое сейчас может рассчитывать Зубов, есть ещё закономерность избирательных кампаний. Оболванивание – штука опасная. Отрезвление всегда приходит чуть позже. На этот раз оно вполне может наступить к 17 мая. Конечно, шансы у Лебедя велики. У Зубова шансов несколько меньше. Но они вполне реальные.

(Вечерний Красноярск, 14.05.98)

Как видим, приёмов воздействия на аудиторию, в основе которых лежит знание психологии, социологии, очень много. Все они зачастую переплетаются друг с другом и трудно вычленимы, поскольку совмещают в себе сразу несколько способов и образуют уже какие-то новые приёмы. Тем не менее, основные из них я попыталась как можно более подробно проиллюстрировать примерами из журналистских текстов.

Итак, подводя итог данного исследования и отвечая на вопросы, поставленные в начале работы, можно отметить, что проблема объективности-субъективности журналистики до сих пор не закрыта и вызывает противоречивые мнения. Однако, автор настоящего исследования пришёл к следующим заключениям.

Перспектив разработки проблемы достаточно много. Это может быть углубление в теорию манипулирования, в теорию жанров, исторический взгляд на проблему объективности-субъективности и др. В качестве предмета будущих работ может быть взято отдельное издание за всё время своего существования или за определённый период, а также личность конкретного журналиста. В основе же настоящего исследования лежит обобщённый взгляд на существующую проблему.

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

Беседы о масс-медиа. М.,1997.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Большая Советская Энциклопедия. М., 1975, т.20.

Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. М., 1954.

Жизнь как творчество. Киев, 1985.

Колодкин Б.В. Буржуазное манипулирование сознанием молодёжи капиталистических стран СМИП. Автореф.канд.дисс… Киев,1987.

Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

Культура парламентской речи. М., 1994.

Лавреневская А. С. Объективное и субъективное в очерке (к теории жанра). Автореф.канд.дисс… М., 1989.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.

Сковородников А. П. Языковое насилие в современной российской прессе // Университетская жизнь.-1996.-12 февр. С.2.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. – 1998.- 6 мая. С.2.

Четыре теории прессы. М., 1998.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 79132
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Жизнь любого человека регулируется не только правовыми, но также нормами этики и морали. Они не прописаны ни в каких нормативно-правовых актах, но зачастую соблюдаются не менее трепетно, чем законы. Этические нормы касаются не только жизни людей, но и их профессиональной деятельности. Есть профессии, в которых вся деятельность четко регламентирована. Есть профессии, где этический выбор нужно делать чуть ли не ежедневно. Такой профессией является и журналистика. У нее есть свои этические правила.

Что такое профессиональная этика?

Цифровая журналистика

Чтобы рассмотреть суть и функции журналистской этики, сначала попробуем понять, что такое профессиональная этика. Рассмотрим, в чем заключается ее суть.

Профессиональная этика — это такие нормы, которые регулируют трудовые взаимоотношения людей, а также отношение человека к своему профессиональному долгу и обязанностям.

Предметы профессиональной этики

  • профессиональные качества специалиста;
  • взаимоотношения специалиста и людей, с которыми он взаимодействуют;
  • отношения коллектива и общества;
  • внутриколлективные отношения;
  • цели и способы обучения специалистов.

Содержание нравственной этики включает нормы, которые предписывают определенные правила отношений между людьми в зависимости от предмета профессиональной этики. Если говорить о журналистике, то это профессиональные качества, особенности общения с источниками информации, другими журналистами и окружающей средой.

Этика журналистов

Пресс-подход

В вопросах этических норм всегда возникают сложности. Происходит это потому, что профессиональная журналистская этика — это не зафиксированные юридически, но принятые и поддерживаемые общественным мнением принципы, правила и нормы нравственного поведения журналистов.

Основа — понятие о наилучших путях выполнения профессионального долга в соответствии с этическими представлениями общества в их применении к профессиональной деятельности. Существует специфический свод правил и принципов достойного поведения, запретов. Соблюдение этих правил контролируется совестью журналиста изнутри и профессиональными объединениями — извне. Кроме того, существует общественный контроль.

В России сущности и функциям журналистской этики Лазутина Г. В. уделяла большое внимание. Она написала несколько учебников на данную тему.

Функции журналистской этики

Журналистское интервью

Функции этики делят на три направления:

  • позитивная функция (описание границ нравственного поведения через факты, поступки и их анализ); (критический анализ общественных нравов с анализом и обоснованием необходимости для общества каких-либо норм поведения);
  • оценочная функция (демонстрация примеров нравственного позитива и негатива).

Можно также говорить о профессиональной морали. В журналистике человеческие контакты непосредственно включены в сферу деятельности, мораль побуждает сотрудника СМИ к самоанализу и предлагает критерии, в соответствии с которыми его можно проводить. Профессиональная мораль:

  • занимается регулированием поведения журналистов;
  • показывает мотивы служения общества с благородной стороны.

Этические принципы

Журналистское расследование

Среди принципов профессиональной этики обычно выделяют шесть основных.

  1. Социальная ответственность — готовность отвечать и нести ответственность перед обществом за ту информацию, которая подписана именем автора.
  2. Объективность и правдивость — информация, предоставляемая журналистом, должна быть правдивой, точной, исчерпывающей, представлять интересы всех сторон.
  3. Добросовестность — дотошная проверка фактов, точное их воспроизведение.
  4. Честность — неиспользование служебного положения в корыстных целях, сохранение в тайне источников информации.
  5. Уважение чести, достоинства личности заключается в нераспространении непроверенных сведений, а также в запрете на вторжение в частную жизнь.
  6. Профессиональная солидарность состоит из заботы о престиже профессии, бережного отношения к доверию коллег и аудитории.

Кодексы журналистской этики

Журналист в чрезвычайной ситуации

Международные документы, на которых основывается профессиональная этика представителей СМИ

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (говорит, что журналист не должен нарушать права человека).

Пакт о гражданских и политических правах (ООН).

Акт ЮНЕСКО — декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международные этические принципы

Интервью Дональда Трампа

Международные основы журналистской этики были приняты в 1983-м на встрече профессиональных журналистских организаций в Праге.

Российский кодекс этики

Частная жизнь

Интересна история формирования кодекса журналистской этики в России. Этим вопросом активно занималась Г. В. Лазутина. Говоря про сущность и функции журналисткой этики, Лазутина Г.В. выделяет четыре принципа, на которых строится кодекс журналистской этики в России.

Принцип первый заключается в соблюдении приоритета общественных интересов перед групповыми. В основном этот принцип ориентирует журналистов на соответствие законам.

Второй принцип заключается в соблюдении как международных актов, так и законов своей страны, а также соблюдение прав человека.

Принцип третий — соблюдение норм морали и стандартов культуры взаимоотношений. Журналист должен проявлять воспитанность, порядочность, уважение к чести и достоинству личности.

Четвертый принцип — выполнение действий, связанных с профессиональной деятельностью, должно быть обдуманным, тщательным и честным.

Российский кодекс журналистской этики создавался на базе уже существующих европейских кодексов. Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране Первым съездом Союза журналистов СССР в 1991-м. Кодекс содержал три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Сам документ содержит следующие тезисы:

Нарушения этических кодексов

Нарушения журналистской этики часто встречаются в повседневной жизни. Некоторые нормы кодексов могут быть обязательными, некоторые дискуссионными, некоторые допустимо нарушить. Эти стандарты не ограничивают, а лишь помогают в принятии объективных решений. Они определяют территорию свободного творческого пространства. Если журналист выходит за границы, у него возникают напряженные отношения с источником информации, аудиторией, коллегами. Кроме того, этические кодексы — защита, когда законы бессильны.

На практике позиции кодексов нарушают по нескольким причинам. Многие этические кодексы принимались давно, и на данный момент они не соответствуют жизненным реалиям. Во-вторых, ситуации бывают сложные и неоднозначные. И со временем они не становятся легче.

Выделяют четыре группы нарушений:

Для сохранения своей репутации и репутации всего профессионального сообщества важно соблюдать правила журналистской этики. Нарушать их, пренебрегать ими можно только в случаях крайне необходимости, если сотрудник СМИ действует на благо общества. Ну и, конечно, чтобы соблюдать нормы, нужно знать сущность и функции журналистской этики.

Жизнь любого человека регулируется не только правовыми, но также нормами этики и морали. Они не прописаны ни в каких нормативно-правовых актах, но зачастую соблюдаются не менее трепетно, чем законы. Этические нормы касаются не только жизни людей, но и их профессиональной деятельности. Есть профессии, в которых вся деятельность четко регламентирована. Есть профессии, где этический выбор нужно делать чуть ли не ежедневно. Такой профессией является и журналистика. У нее есть свои этические правила.

Что такое профессиональная этика?

Вам будет интересно: Как попасть на обложку журнала: создание портфолио, кастинг моделей, акции и конкурсы в журнале

Цифровая журналистика

Чтобы рассмотреть суть и функции журналистской этики, сначала попробуем понять, что такое профессиональная этика. Рассмотрим, в чем заключается ее суть.

Профессиональная этика - это такие нормы, которые регулируют трудовые взаимоотношения людей, а также отношение человека к своему профессиональному долгу и обязанностям.

Предметы профессиональной этики

  • профессиональные качества специалиста;
  • взаимоотношения специалиста и людей, с которыми он взаимодействуют;
  • отношения коллектива и общества;
  • внутриколлективные отношения;
  • цели и способы обучения специалистов.

Содержание нравственной этики включает нормы, которые предписывают определенные правила отношений между людьми в зависимости от предмета профессиональной этики. Если говорить о журналистике, то это профессиональные качества, особенности общения с источниками информации, другими журналистами и окружающей средой.

Этика журналистов

Пресс-подход

В вопросах этических норм всегда возникают сложности. Происходит это потому, что профессиональная журналистская этика - это не зафиксированные юридически, но принятые и поддерживаемые общественным мнением принципы, правила и нормы нравственного поведения журналистов.

Основа – понятие о наилучших путях выполнения профессионального долга в соответствии с этическими представлениями общества в их применении к профессиональной деятельности. Существует специфический свод правил и принципов достойного поведения, запретов. Соблюдение этих правил контролируется совестью журналиста изнутри и профессиональными объединениями – извне. Кроме того, существует общественный контроль.

В России сущности и функциям журналистской этики Лазутина Г. В. уделяла большое внимание. Она написала несколько учебников на данную тему.

Функции журналистской этики

Журналистское интервью

Функции этики делят на три направления:

  • позитивная функция (описание границ нравственного поведения через факты, поступки и их анализ);
  • регулятивная функция (критический анализ общественных нравов с анализом и обоснованием необходимости для общества каких-либо норм поведения);
  • оценочная функция (демонстрация примеров нравственного позитива и негатива).

Можно также говорить о профессиональной морали. В журналистике человеческие контакты непосредственно включены в сферу деятельности, мораль побуждает сотрудника СМИ к самоанализу и предлагает критерии, в соответствии с которыми его можно проводить. Профессиональная мораль:

  • занимается регулированием поведения журналистов;
  • показывает мотивы служения общества с благородной стороны.

Этические принципы

Журналистское расследование

Среди принципов профессиональной этики обычно выделяют шесть основных.

Кодексы журналистской этики

Журналист в чрезвычайной ситуации

Международные документы, на которых основывается профессиональная этика представителей СМИ

Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (говорит, что журналист не должен нарушать права человека).

Пакт о гражданских и политических правах (ООН).

Акт ЮНЕСКО – декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международные этические принципы

Интервью Дональда Трампа

Международные основы журналистской этики были приняты в 1983-м на встрече профессиональных журналистских организаций в Праге.

Российский кодекс этики

Частная жизнь

Интересна история формирования кодекса журналистской этики в России. Этим вопросом активно занималась Г. В. Лазутина. Говоря про сущность и функции журналисткой этики, Лазутина Г.В. выделяет четыре принципа, на которых строится кодекс журналистской этики в России.

Принцип первый заключается в соблюдении приоритета общественных интересов перед групповыми. В основном этот принцип ориентирует журналистов на соответствие законам.

Второй принцип заключается в соблюдении как международных актов, так и законов своей страны, а также соблюдение прав человека.

Принцип третий - соблюдение норм морали и стандартов культуры взаимоотношений. Журналист должен проявлять воспитанность, порядочность, уважение к чести и достоинству личности.

Четвертый принцип – выполнение действий, связанных с профессиональной деятельностью, должно быть обдуманным, тщательным и честным.

Российский кодекс журналистской этики создавался на базе уже существующих европейских кодексов. Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране Первым съездом Союза журналистов СССР в 1991-м. Кодекс содержал три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Сам документ содержит следующие тезисы:

Нарушения этических кодексов

Нарушения журналистской этики часто встречаются в повседневной жизни. Некоторые нормы кодексов могут быть обязательными, некоторые дискуссионными, некоторые допустимо нарушить. Эти стандарты не ограничивают, а лишь помогают в принятии объективных решений. Они определяют территорию свободного творческого пространства. Если журналист выходит за границы, у него возникают напряженные отношения с источником информации, аудиторией, коллегами. Кроме того, этические кодексы – защита, когда законы бессильны.

На практике позиции кодексов нарушают по нескольким причинам. Многие этические кодексы принимались давно, и на данный момент они не соответствуют жизненным реалиям. Во-вторых, ситуации бывают сложные и неоднозначные. И со временем они не становятся легче.

Выделяют четыре группы нарушений:

Для сохранения своей репутации и репутации всего профессионального сообщества важно соблюдать правила журналистской этики. Нарушать их, пренебрегать ими можно только в случаях крайне необходимости, если сотрудник СМИ действует на благо общества. Ну и, конечно, чтобы соблюдать нормы, нужно знать сущность и функции журналистской этики.

Читайте также: