Ответственные доктора как правильно

Обновлено: 02.07.2024

Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.

Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – главврач.

В этой статье мы подробно рассмотрим нюансы деятельности главврача, а также основные требования, предъявляемые к лицу, занимающему данную должность.

Правовой статус руководителя медицинской организации

Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:

  • осуществление властных (управленческих) полномочий;
  • выполнение организационно-распорядительных функций;
  • выполнение административно-хозяйственных функций.

То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.

Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.

Квалификация и должностные обязанности

  • Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению;
  • Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией;
  • Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации;
  • Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации;
  • Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация;
  • Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы;
  • Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами;
  • Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.
  • Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации;
  • Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору;
  • Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей;
  • Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов;
  • Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.

Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации предъявляются следующие:

Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.

Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.

Главный врач = руководитель медицинской организации?

Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа. Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу выпускал и Минздрав в письме от 07.04.2017 г. № 17-2/2125.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).

Предполагается, что в будущем профессиональные стандарты заменят квалификационные справочники. Однако сейчас необходимо ориентироваться на оба типа нормативных актов.

Профстандарт содержит следующие обобщенные трудовые функции для данных групп:

  • Ведение статистического учета в медицинской организации;
  • Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации;
  • Управление структурным подразделением медицинской организации;
  • Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации;
  • Управление процессами деятельности медицинской организации;
  • Управление медицинской организацией.

Возможными наименованиями должностей для работников, реализующих эту обобщенную функцию, являются:

  • главный врач (начальник) медицинской организации;
  • главный врач (начальник) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации;
  • директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

Рассмотрим требования, предъявляемые к образованию, в сравнении с требованиями, которые содержатся в Квалификационном справочнике:

Кроме того, в отличие от Квалификационного справочника, Профстандарт содержит дополнительные параметры, соответствие которым обязательно для данной должности – особые условия допуска к работе. Так, в качестве таких условий Профстандарт фиксирует:

Очевидно, что положения Профстандарта существенно шире, чем положения Квалификационного справочника. Тем не менее, в Профстандарте мы не найдем такой должности, как Президент.

Различное содержание Квалификационного справочника и Профстандарта на практике вызывает ряд вопросов, главным из которых является — на какой документ ориентироваться? Ответ на этот вопрос дал Минтруд в Письме от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380. Ведомство уточнило, что в случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Если же к сравнению мы добавим еще и ПП РФ № 291, утверждающее лицензионные требования для медицинских организаций, получим следующую картину:

  • Стаж работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования);
  • не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

Представляется, что со временем эти нормативные акты должны быть гармонизированы.

Ограничения для руководителей медицинских организаций

В связи с тем, что в должностные обязанности руководителя медицинской организации входят также и управленческие функции, связанные с принятием решений, на данную категорию работников распространяются особые ограничения.

Кроме того, эти ограничения распространяются и на иных медицинских работников, так как они способны влиять на решения, принимаемые пациентами.

В соответствии с этой статьей, руководители медицинских организаций не вправе:

Запрет Исключение
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности.
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Осуществлять прием представителей компаний. За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.

Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.

Конфликт интересов и его урегулирование при осуществлении медицинской деятельности

Конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.

Наличие специального определения свидетельствует о распространенности практики возникновения конфликта интересов в здравоохранении, а также о высоком риске возникновения конфликта интересов. В связи с этим, ФЗ № 323 предусматривает механизм урегулирования такого конфликта.

Данный механизм предусматривает наличие у медицинского работника обязанности в письменной форме сообщить о существовании конфликта интересов руководителю медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения.

Невыполнение обязанности по представлению информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.29 КоАП РФ. Ответственность по данной статье предусмотрена следующая:

  • Для медицинского работника — штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Для руководителя медицинской организации — штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Непосредственно урегулированием конфликта интересов занимается специальная Комиссия Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Порядок работы Комиссии регламентирован Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.

Для урегулирования конфликта интересов проводится заседание Комиссии с участием медицинского работника, в ходе которого уточняются обстоятельства возникновения конфликта интересов. По итогам заседания выносится одно из следующих решений:

  • О рассмотрении поступившего уведомления, если изложенные в нем обстоятельства не входят в компетенцию Комиссии, и передача в уведомления в компетентные органы;
  • О не подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности;
  • О подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности.

В последнем случае, если Комиссия установила факт действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости — немедленно.

Заключение

Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.

Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.

Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.

Для того чтобы определенного сотрудника назначить ответственным за конкретный вид работ, необходимо издать приказ и подписать его у директора предприятия.

Назначение ответственных лиц

Если необходима группа ответственных лиц, то также издается приказ и в нем перечисляются полномочия этих работников. Правильное назначение ответственных лиц в соответствии с законодательством РФ будет рассмотрено в данной статье.

Как назначить ответственного или ответственным?

В целях более эффективной работы предприятия на каждый вид работ назначаются ответственные сотрудники:

  1. В большой организации начальник отдела определяет нужных работников, издает приказ и подписывает его у руководителя.
  2. Работник отдела кадров заполняет приказ, в этом документе указывают сферу ответственности и ФИО исполнителя.
  3. Назначение может быть связано с распределением обязанностей, это может быть материальная ответственность, проведение работ в опасных местах, ответственность за техническую и противопожарную безопасность.

Отметим! Если предприятие не имеет большой штат сотрудников, лиц, которые отвечают за какую либо сферу деятельности, назначает сам руководитель. В некоторых случаях эти полномочия директор может возложить на себя, для подтверждения должен быть издан приказ.

В каких сферах деятельности организации назначаются ответственные?

  • В деятельности организации ответственные лица назначаются в процессе работы с денежными средствами, дорогим оборудованием.
  • При обеспечении безопасности в сфере электричества и пожарной части.
  • Промышленные предприятия, которые ведут работы в опасных условиях труда. На каждый объем работ назначается человек, который отвечает за безопасность их проведения.
  • Если предприятие проводит подъемные работы на большую высоту, то на каждый вид работ может быть трое и больше ответственных лиц. Один работник отвечает за рабочее состояние техники. Второй должен следить за безопасным осуществлением этих работ, третий следит за всем производственным процессом.
  • В сфере соблюдения штатного расписания, своевременного учета и подсчета отработанного времени.
  • Обучение вновь поступивших работников и повышение профессиональности уже работающих трудящихся напредприятии.

Примечание! При важности любых проводимых работ за их исполнением будет следить назначенный для этого человек. Данное назначение может быть подтверждено распоряжением, оно имеет юридическую силу.

Кто имеет право назначить ответственного?

Во многих производствах есть специальные отделы, которые занимаются контролем деятельности всех структур данного предприятия.

В их должностных инструкциях прописан весь ряд полномочий и все виды ответственности, которую они несут:

  1. Бухгалтер предприятия и директор несут материальную ответственность сразу после вступления в должность, так как в их полномочия входят операции с финансовыми средствами предприятий.
  2. Для назначения работника, отвечающего за качество и объем работ, начальник участка дает распоряжение, а бланк приказа заполняет секретарь или отдел кадров, подписывает данный документ директор.
  3. Сотрудников, отвечающих за пожарную безопасность, назначает руководитель предприятия. Работник, который отвечает за электробезопасность и ответственный по охране труда назначаются директором предприятия. Лица, которым доверены эти виды ответственности, должны иметь соответствующие знания и навыки. Для подтверждения этих знаний нужно предоставить диплом, так же должны быть сданы курсы повышения квалификации и ежегодные экзамены.

Отметим! Соответственно назначением данных сотрудников руководит директор, начальники участков и подразделений организации.

Пошаговая инструкция назначения ответственного

В случае назначения ответственного лица за материальные средства и ценности, необходимо:

  • Составить и подписать с данным работником договор о его ответственности за материальные ценности.
  • Составить проект будущего приказа.
  • Данный проект приказа нужно подписать у юриста компании.
  • После того как приказ составлен, подписан юристом, его необходимо заварить подписью директора.
  • Этот приказ предоставить материально ответственному лицу и взять у него подпись.
  • Важный момент при данном заключении договора и назначении сотрудника, вначале нужно провести проверку по акту о приеме или сдаче ТМЦ.
  • Затем составить акт и сдать ТМЦ на хранение данному работнику.

Как составить приказ о назначении ответственных лиц?

Для того чтобы назначить несколько работников, которые будут отвечать за разные сферы деятельности предприятия, необходимо составить приказ:

  1. Бланк приказа можно взять из интернета, внем можно указывать всех этих работников и сферу их полномочий.
  2. При этом о каждом работнике и о его полномочиях следует писать в отдельном пункте.
  3. Должность или профессию рабочего пишут на первом месте, потом ФИО, далее через тире пишется область, в которой теперь этот человек отвечает за деятельность предприятия.
  4. При заполнении приказа использовать деловой стиль письма.

Отметим! В случае же возникновения спорных ситуаций по вопросам назначения ответственных лиц, за помощью можно обратиться в юридические конторы.

Структура приказа

Данный вид приказа имеет стандартную структуру и заполняется следующим образом:

  • В верхней части листа пишем название организации и форму собственности.
  • Далее указываем дату, название города.
  • Номер приказа, название документа, в котором указывается вид ответственности сотрудников.
  • Далее идет предложение с номером статьи кодексаРФ, на основе которого создается этот документ.
  • В каждом отдельном пункте пишется должность, ФИО и вид ответственности, которая возлагается на данного работника.
  • Рядом с каждой должностью указывается их заместитель, на случай болезни или отсутствия уполномоченного лица.
  • Ниже приводиться перечень документации, на основе которой будут действовать эти вновь назначенные работники.
  • В нижнем поле документа требуется печать данной организации, подпись руководителя и подпись от профсоюза.

Какую информацию содержит?

Приказ содержит полную информацию о должности сотрудника, списке его полномочий в связи с вновь порученной ему ответственностью. Так же в этом документе указаны документы и нормативные акты, на которые будет опираться каждый работник предприятия.

Все ответственные лица по технике безопасности должны проводить инструктажи и постоянно рассказывать рабочим о возможных угрозах со стороны производственных машин и станков.

Отметим! Кроме этого данные сотрудники обучают рабочих как правильно работать чтобы не получить травм. Для этого заводиться специальная книга, в которой работники расписываются о полученных инструктажах.

Образец приказа о назначении ответственных лиц

приказ о назначении ответственных лиц

Отметим! При правильном распределении сфер деятельности и ответственности каждого сотрудника будет достигнуто эффективное и целесообразное функционирование любого предприятия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


– Свой трудовой путь я начал под руководством опытного врача Виталия Волкова. Я благодарен ему за опыт, который накопил в годы работы с ним, за достигнутые успехи. Я ни разу не пожалел о том, что выбрал эту профессию. Работа очень ответственная. Было немало и бессонных ночей. Но когда ты видишь положительные результаты своей работы, спасаешь чью-то жизнь это большой успех, – начал рассказывать он.

Равиль Зарипов родом из села Малая Елга соседнего Лаишевского района. Прославился в нашем районе, как опытный врач, ответственный, простой, отзывчивый человек.

– Как Вы стали врачом?

– Помните ли Вы свой первый рабочий день?

–Да. После окончания учебы в 1983 году меня направили в Рыбную Слободу. Сначала я работал в хирургическом отделении, затем заместителем главного врача по лечебной работе. 13 лет выполнял обязанности главного врача. Конечно, были трудности. Но коллектив у нас был единый, дружный и трудности мы преодолевали все вместе.

В те годы, когда я пришел на работу, не было такого количества медицинского оборудования, мы проводили курс лечения, опираясь на свой опыт. Сейчас медицина ушла вперед, много нового оборудования, стационарные и лечебные отделения отремонтированные, светлые, уютные. Для работы нужно только желание.

– Равиль Ризванович, как бы Вы себя охарактеризовали?

– Я добрый и мягкий человек. Наверное, не поверят, если скажу, что я очень жалею людей. Скажут, а как ты тогда работаешь хирургом. Но раз я обучился на врача, значит должен сделать все, что от меня зависит.

– Расскажите о своей семье. Дети не пошли по Вашим стопам?

– Вместе с супругой Анисой мы воспитали двоих сыновей. У нас уже четверо внуков. Аниса всю жизнь проработала в детском саду воспитателем. Сейчас – на заслуженном отдыхе. Дети не пошли по моим стопам. Но мы не переживали по этому поводу. Думаю, если в семье есть один врач, этого достаточно. Ведь только одев белый халат нельзя считать себя врачом. Надо работать. А работа врача очень ответственная и беспокойная.

– Равиль Ризванович, чем Вы занимаетесь в свободное время. И вообще, есть ли оно у Вас?

– Свободного времени не так уж и много. А если уж оно выдалось, я люблю рыбачить, работать в огороде. У меня есть несколько ульев. Стараюсь, на все найти время.


– Что бы Вы пожелали жителям района?

– Не нужно затягивать с обращением к врачу. В больницу важно идти в самом начале заболевания. Ведь болезнь легче победить, если начать ее лечить вовремя. Профилактика и лечение это две разные вещи. Поэтому о здоровье надо заботиться заранее.

Коллеги сказали много теплых слов о Равиле Зарипове.

Эндже Гаязова, заведующая поликлиникой:

– В годы, когда я пришла на работу, Равиль Ризванович был главным врачом. Сегодня он работает хирургом и проводит ФГДС. О нем можно отозваться только с положительной стороны. Он профессионал своего дела, отзывчивый, открытый человек. И пациенты, и коллеги его уважают.

Рафкат Агзямов, врач общей практики (пришел работать в одно время с Равилем Зариповым):

– Как врач, он настоящий мастер своего дела. Его внимательность, любовь к людям, жизнелюбие являются примером для многих.

Николай Демьянов, врач общей практики:

– Звание заслуженного врача, конечно же, просто так не дают. Достойный уважения врач Равиль Ризванович всегда готов прийти на помощь. Он дает свои дельные советы, показывает правильное направление в работе.

Гульсина Хуснутдинова, долгие годы проработавшая медсестрой, тоже сказала свои пожелания:

– С Равилем Ризвановичем мы проработали долгие годы. Он врач, который очень ответственно относится к своим обязанностям, всей душой переживает за пациентов. Хотелось бы, чтобы он работал еще долгие годы.

С выбором профессии Равиль Зарипов не ошибся. Выбрал то, что подходит как раз для него. Для работы у него есть и желание, и знания, и опыт. Об этом свидетельствуют и отзывы его коллег.

Гульчачак Газизова.

фото Алина Зарипова.

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

Если о признаках хорошего врача многие из нас догадываются, то описать хорошего пациента может только человек, когда-либо работавший в белом халате. Ольге Кашубиной повезло — она побывала по обе стороны баррикад, а теперь просвещает пациентов, которые хотят получить максимум от лечения — в том числе по полису ОМС.

Как подготовиться к приему врача

Сразу оговорюсь: вы как пациент совсем не обязаны соответствовать представлениям докторов о том, какими должны быть их подопечные. Более того, иногда гораздо полезнее для здоровья оказаться неудобным пациентом, но таким, который в итоге все же добивается своего.

Просто мне кажется, что знание о типичных пожеланиях врача в отношении поведения пациента поможет вам лучше понимать друг друга. И эффективнее работать над улучшением коммуникации с ним ради вашего здоровья.

Итак, какой он, идеальный пациент с врачебной точки зрения?

Вежливый

Грубое отношение к медицинскому персоналу чревато худшими результатами лечения — это было доказано сразу в нескольких исследованиях. В первую очередь они касались поведения медиков педиатрических отделений в ответ на грубость со стороны родителей. Допускаю, эти результаты вполне можно экстраполировать и на ситуации, когда врачам и медсестрам грубят сами больные или родственники взрослых больных.

В меру серьезный и собранный

Такой, который четко и лаконично отвечает на вопросы врача, не отвлекается на пустяки и не юморит, но при этом не зажат настолько, что даже самую невинную шутку со стороны врача встречает напряженным молчанием.

Опрятный и чистый

Вот это правда важно. Тактичный врач никогда не скажет вам, что вы плохо пахнете или у вас дырка на носке. Но, поверьте, даже самого милого и доброжелательного пациента на свете ни один специалист — от стоматолога до проктолога — не захочет вновь увидеть у себя на приеме, если тот не следит за собой в плане гигиены.

Я не призываю вас перед визитом в поликлинику чистить уши ватными палочками (это, кстати, вредно) или полировать ногти, как перед первым свиданием. Но, пожалуйста, по возможности не забудьте принять душ, почистить зубы и надеть чистое белье.

Не пытающийся казаться умнее доктора

Наверное, каждому из нас приятно поговорить с умным человеком. Но если этот человек является специалистом в той же области, что и вы, то такое общение иногда превращается в экзаменовку. При этом не важно, имеет ли пациент свою собственную врачебную корочку или просто посвятил изысканиям в интернете пару-тройку часов. И не важно, оспаривает ли он каждое суждение врача по ходу разговора или просто сразу каким-то образом обозначил свой всезнайский статус. Увы, общение с таким пациентом — всегда легкий дискомфорт для доктора. Может быть, это повод не слишком афишировать свою медицинскую подкованность на первой же встрече.

Общение с врачом для успеха лечения

Настроенный позитивно

Пациент-пессимист или пациент, не упускающий возможности покритиковать устройство отечественного здравоохранения, едва ли вдохновит врача на плодотворную совместную работу. Даже в ситуации, когда прогноз у больного и правда не радужный, а организация медицинской помощи в нашей стране бесит самого доктора (и это часто так и бывает!).

Но пациент, который не верит в лечение или брезгливо морщит нос от больничных запахов, напоминает незваного гостя, который пришел без приглашения, недоволен обстановкой, но при этом не торопится уходить. Его можно принять, но невозможно полюбить.

Тактичный и терпеливый

Некорректное поведение типично не только для неграмотных врачей, но и для некоторых пациентов. Без сомнения, врачи не в восторге от пациентов, ежеминутно заглядывающих в кабинет в ожидании вызова. Как и от тех, кто задает личные вопросы вроде "А какая у вас зарплата?" или "У вас есть дети?". Если вы по роду профессиональной деятельности много общаетесь с людьми, вероятно, вам будет несложно поставить себя на место врача и понять, какое поведение уместно, а какое — нет. При этом едва ли скромность в разумных пределах приведет к ущемлению ваших прав.

К.С. – последняя пациентка, которой нужно подписать перед операцией форму информированного согласия. Это пожилая дама, которой назначили гистероскопию вследствие недавнего вагинального кровотечения. Она пришла в сопровождении переполненного дерзостью сына в красных штанах, который убежден, что если к медперсоналу относиться как к дерьму собачьему, то это убедит их в его важности и они будут больше стараться. Удивительно, но это весьма распространенное убеждение, которое, как бы мне ни было неприятно это признавать, является абсолютной правдой. Именно такие люди и пишут жалобы на врачей из-за малейшей царапины на маникюре.

С каждым задаваемым им вопросом мне приходится все крепче держать язык за зубами. "Сколько раз вы уже это делали?", "Разве этим должен заниматься не ваш консультант?". Если бы мы были в ресторане, а я был официантом, то я бы уже замешивал в его мясо по-бургундски свою слюну со спермой. Однако моя пациентка – милейшая старушка, которая не должна страдать из-за своего сына. Разговор окончен. "Представьте, что это ваша мать", – дает он мне указание. Я заверяю его, что в его интересах, чтобы я этого не делал.

Адам Кей, "Будет больно"

Доверяющий врачу и его навыкам

Доктору важно чувствовать свой авторитет, даже если он молодо выглядит или только что на ваших глазах совершил небольшую оплошность. Дайте врачу шанс проявить себя прежде, чем выносить суждение о его профессионализме. И поверьте, каждому специалисту приятно услышать, что пациент ему доверяет. Попробуйте как-нибудь произнести это вслух на приеме и убедитесь сами.

Организованный

Пациент, который вовремя приходит на прием и звонит в назначенное время, точно соблюдает все рекомендации и принимает каждое из назначенных лекарств, — это бальзам на душу врача. С такими подопечными куда проще взаимодействовать, в том числе и разбираться, почему лечение не работает.

Это может показаться очевидным, но по факту именно нарушение предписаний врача является причиной низкой эффективности терапии. Выяснилось, что в США половина хронических больных чрезвычайно вольно интерпретирует назначения докторов, а 20¬30% пациентов даже не покупают тех лекарств, что им выписали. Те же, кто все-таки пьет таблетки, обычно принимают в два раза меньшие дозы, чем требует схема лечения.

Без повышенного внимания к своему здоровью

Звучит парадоксально, но слишком дотошные пациенты — тоже зло в глазах врачей. Их можно понять: по моему мнению, популярность гомеопатии и других абсолютно неэффективных лекарств связана именно с тем, что докторам попросту нужно выписать хоть что-нибудь больному, которому в реальности не требуется никакого лечения.

Пациент, бесконечно уточняющий детали своего самочувствия или требующий назначить ему дополнительные обследования, очевидным образом напрасно тратит время и внимание врача. Признаюсь, что не представляю, как оценить со стороны и провести грань между собственным полезным любопытством с пациентской проактивностью и бестолковыми расспросами, но уповаю на ваше чувство меры.

Советует врача своим друзьям и знакомым

Даже самому загруженному и востребованному специалисту приятно, когда его контакты передают из рук в руки, а новые пациенты приходят по рекомендациям от старых.

Пожалуй, это всё. Повторюсь, обозначенные выше пожелания не строгая инструкция. Просто эта информация поможет понять, почему иногда врач выглядит недовольным вами или даже спешит завершить прием. Кстати, по закону врач тоже может отказаться от пациента. (Пункт 8 приказа Мнистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 407н г. Москва "Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской оргнизации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациентра о замене лечащего врача".)

Многие пациенты имеют свой взгляд на свое состояние. Они что-то читают и кого-то слушают. Идеи и настроения могут быть самыми радикальными, и если врач и пациент не совпадают по каким-то принципиальным моментам, прийти к общему знаменателю просто невозможно. Да-да, переубедить антипрививочника или гомеопата — это не сложно, это практически невозможно, какие бы аргументы ни приводились.

Именно поэтому для врача очень важно работать с пациентом, который его слышит и понимает, чтобы пациент мог воспринимать те аргументы, которые приводит врач.

Мне проще работать с пациентами, которые пришли по совету подруг или близких. Они обычно заранее понимают возможности, подход и образ мыслей врача, это важно.

Пожалуй, еще добавлю, что в моей специальности очень здорово, когда пациентки и врачи становятся "подружками". Конечно, никто не говорит о дружбе до гробовой доски, но возможность поболтать про отпуск, детей и новую сумочку перед осмотром на кресле помогает женщине расслабиться и спокойнее пройти через эту не самую приятную процедуру. А доверительные отношения между врачом и пациентом — залог того, что врач будет в курсе "провинностей" пациентки (случайный секс, отсутствие контрацепции и т.д.), чтобы своевременно провести все обследования и назначить лечение.

Татьяна Румянцева, акушер-гинеколог

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Читайте также: